|
А. А. Сорокин Психологическая подготовка к егэ. Советы родителям
|
 Скачать 57.97 Kb.
|
А.А. Сорокин
Психологическая подготовка к ЕГЭ.
Советы родителям.
Выпускные экзамены, безусловно, являются стрессовым фактором, причём как для учащихся, так и для их родителей. Согласно Большому психологическому словарю Б. Мещерякова и В. Зинченко стресс – это «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах»1. Выпускные экзамены как раз и являются подобными «сложными, трудными условиями». Давайте подумаем, что же делает их таковыми.
1. Любое испытание вызывает волнение (справлюсь / не справлюсь);
2. Высокая значимость результатов (при самом худшем варианте можно вообще уйти из школы «со справкой», при более благоприятном исходе решается вопрос о месте дальнейшего обучения);
3. Страх показаться смешным, «опозориться», подвести других (учителей, родителей).
Однако эти факторы, в той или иной степени, присутствовали и раньше, при сдаче экзаменов в так называемой традиционной форме. Переход к ЕГЭ и ГИА их, конечно, не снимает, а, наоборот, добавляет ещё больше поводов для волнений. Но прежде чем перейти к этим новым, «добавленным» ЕГЭ и ГИА страхам, давайте разберёмся, чем же по существу отличается процедура сдачи экзамена в формате ЕГЭ от той традиционной, в которой когда-то сдавали экзамены вы сами.
Чем отличается ЕГЭ от обычного экзамена2
| Отличительные особенности
| Традиционный экзамен
| Единый государственный экзамен
| Что оценивается?
| Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить "скрыть" пробелы в знаниях.
| Оцениваются знания и умение рассуждать, решать, удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность.
| Что влияет на оценку?
| Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д.
| Оценка максимально объективна.
| Возможность исправить собственную ошибку
| На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и можно ее исправить во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы.
| Можно заметить и исправить ошибки при проверке.
| Кто оценивает?
| Знакомые ученику люди.
| Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты.
| Когда можно узнать результаты экзамена?
| На устном экзамене — практически сразу, на письменном — в течение нескольких дней.
| В течение нескольких дней.
| Критерии оценки
| Известны заранее.
| Известны заранее, но в очень общем виде.
| Содержание экзамена
| Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.)
| Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала.
| Как происходит фиксация результатов?
| В письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — на черновике.
| Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов.
| Стратегия деятельности во время экзамена
| Унифицированная
| Индивидуальная
|
| Что же так сильно пугает в ЕГЭ, делая выпускные экзамены ещё более волнительными и тревожными? Безусловно, сама процедура, обстановка проведения экзамена: чужая школа, чужие учителя в качестве экзаменаторов (тех, кто будет потом проверять часть С) и организаторов (тех, кто находится в аудитории), отсутствие «чувства локтя» (выпускники сидят за партой по-одному, в кабинете собраны учащиеся разных школ), строгая дисциплина. Вся эта обстановка как бы кричит: «ждать помощи неоткуда, всё зависит только от тебя!». Вот это-то и пугает больше всего. Вся колоссальная ответственность падает исключительно на выпускника и это как раз и заставляет его сердце биться учащённо, а колени дрожать. Конечно, непосредственно на экзамене вы своему ребёнку уже ничем не поможете, но во многом от вас, уважаемые родители, зависит в каком психологическом состоянии он к нему подойдёт. Ваша помощь своему ребёнку в процессе его подготовки к выпускным экзаменам в формате ЕГЭ должна складываться, на наш взгляд, из следующих элементов:
1. Понять. Стресс – это естественная реакция организма. Незначительное волнение позволяет лучше сконцентрироваться, «собраться» для выполнения необходимых заданий. Следовательно, ваша задача состоит не в том, чтобы полностью ликвидировать волнение (с помощью медицинских препаратов, например), а в том, чтобы его ослабить, не дать ему парализовать саму возможность мыслить и выполнять задания.
Как этого добиться? Разговаривая с ребёнком, подчёркивая значимость результатов выпускных экзаменов, не забывайте напоминать, что это всего лишь одно из многочисленных испытаний, которое ему предстоит выдержать в жизни. Не драматизируйте ситуацию! Постарайтесь вселить уверенность в собственных силах («ты готовился», «ты учился» и т.д.), покажите, что сами верите в него («ты справишься», «я в тебя верю» и т.д.). Настраивайте его только на благоприятный результат.
2. Узнать. Как правило, больше всего мы боимся того, чего не понимаем или просто не знаем. Постарайтесь узнать как можно больше о ЕГЭ, процедуре его проведения, особенностях ЕГЭ по тем предметам, которые ваш ребёнок выбрал в качестве экзаменов по выбору.
Как этого добиться? Посетите сайты, посвящённые ЕГЭ (в первую очередь, официальный информационный портал единого государственного экзамена www.ege.edu.ru), попытайтесь сами порешать тесты, проконсультируйтесь с завучем школы, классным руководителем, учителями-предметниками по интересующим вас вопросам.
3. Помочь. Ваша помощь должна начинаться задолго до самих экзаменов. Сам выбор предметов для сдачи выпускных экзаменов, связанный с возможными вариантами дальнейшего обучения – это уже первый шаг в подготовке к экзаменам, и он должен осуществляться совместно с вами.
Как этого добиться? Помогите ребёнку определиться на основе его желаний и стремлений, но также учитывая его возможности и способности. Для этого проконсультируйтесь с учителем-предметником, если необходимо, пройдите тестирование. После того, как выбор сделан, совместно с учителем определите, насколько велики пробелы в знаниях по данному предмету (если они вообще есть) и решите вопрос о необходимости обратиться за помощью к репетитору. Помните, что чем раньше вы решите эти вопросы, тем качественнее, психологически спокойнее и, в конечном итоге, успешнее будет подготовка вашего ребёнка к экзаменам. После этого вам необходимо осуществлять аккуратный родительский контроль за подготовкой к экзаменам. Подростки в целом не любят, когда их контролируют, так что постарайтесь сделать его менее заметным и более дружелюбным. Но вы должны знать, посещает ли ваш ребёнок специальные занятия по подготовке к ЕГЭ по данному предмету в школе, какова эффективность от занятий с репетитором (если он есть), делает ли ребёнок успехи в решении тестов ЕГЭ и т.д. Для этого поддерживайте постоянную связь с учителем-предметником, классным руководителем, репетитором. Но главное: разговаривайте с вашим ребёнком, интересуйтесь его проблемами, покажите, что он не один, что вы рядом и готовы ему помочь.
Следуя этим несложным советам, вы сможете организовать совместную с вашим ребёнком деятельность по подготовке к выпускным экзаменам, в результате которой, совместно пройдя через все трудности и волнения, вы придёте к совместному успеху в виде успешно сданных экзаменов. |
|
|