Главная страница

А. А. Сорокин Психологическая подготовка к егэ. Советы родителям



Скачать 57.97 Kb.
Название А. А. Сорокин Психологическая подготовка к егэ. Советы родителям
Дата 20.02.2016
Размер 57.97 Kb.
Тип Документы

А.А. Сорокин

Психологическая подготовка к ЕГЭ.

Советы родителям.

Выпускные экзамены, безусловно, являются стрессовым фактором, причём как для учащихся, так и для их родителей. Согласно Большому психологическому словарю Б. Мещерякова и В. Зинченко стресс – это «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах»1. Выпускные экзамены как раз и являются подобными «сложными, трудными условиями». Давайте подумаем, что же делает их таковыми.

1. Любое испытание вызывает волнение (справлюсь / не справлюсь);

2. Высокая значимость результатов (при самом худшем варианте можно вообще уйти из школы «со справкой», при более благоприятном исходе решается вопрос о месте дальнейшего обучения);

3. Страх показаться смешным, «опозориться», подвести других (учителей, родителей).

Однако эти факторы, в той или иной степени, присутствовали и раньше, при сдаче экзаменов в так называемой традиционной форме. Переход к ЕГЭ и ГИА их, конечно, не снимает, а, наоборот, добавляет ещё больше поводов для волнений. Но прежде чем перейти к этим новым, «добавленным» ЕГЭ и ГИА страхам, давайте разберёмся, чем же по существу отличается процедура сдачи экзамена в формате ЕГЭ от той традиционной, в которой когда-то сдавали экзамены вы сами.

Чем отличается ЕГЭ от обычного экзамена2

Отличительные особенности

Традиционный экзамен

Единый государственный экзамен

Что оценивается?

Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить "скрыть" пробелы в знаниях.

Оцениваются знания и умение рассуждать, решать, удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность.

Что влияет на оценку?

Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д.

Оценка максимально объективна.

Возможность исправить собственную ошибку

На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и можно ее исправить во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы.

Можно заметить и исправить ошибки при проверке.

Кто оценивает?

Знакомые ученику люди.

Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты.

Когда можно узнать результаты экзамена?

На устном экзамене — практически сразу, на письменном — в течение нескольких дней.

В течение нескольких дней.

Критерии оценки

Известны заранее.

Известны заранее, но в очень общем виде.

Содержание экзамена

Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.)

Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала.

Как происходит фиксация результатов?

В письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — на черновике.

Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов.

Стратегия деятельности во время экзамена

Унифицированная

Индивидуальная




Что же так сильно пугает в ЕГЭ, делая выпускные экзамены ещё более волнительными и тревожными? Безусловно, сама процедура, обстановка проведения экзамена: чужая школа, чужие учителя в качестве экзаменаторов (тех, кто будет потом проверять часть С) и организаторов (тех, кто находится в аудитории), отсутствие «чувства локтя» (выпускники сидят за партой по-одному, в кабинете собраны учащиеся разных школ), строгая дисциплина. Вся эта обстановка как бы кричит: «ждать помощи неоткуда, всё зависит только от тебя!». Вот это-то и пугает больше всего. Вся колоссальная ответственность падает исключительно на выпускника и это как раз и заставляет его сердце биться учащённо, а колени дрожать. Конечно, непосредственно на экзамене вы своему ребёнку уже ничем не поможете, но во многом от вас, уважаемые родители, зависит в каком психологическом состоянии он к нему подойдёт. Ваша помощь своему ребёнку в процессе его подготовки к выпускным экзаменам в формате ЕГЭ должна складываться, на наш взгляд, из следующих элементов:

1. Понять. Стресс – это естественная реакция организма. Незначительное волнение позволяет лучше сконцентрироваться, «собраться» для выполнения необходимых заданий. Следовательно, ваша задача состоит не в том, чтобы полностью ликвидировать волнение (с помощью медицинских препаратов, например), а в том, чтобы его ослабить, не дать ему парализовать саму возможность мыслить и выполнять задания.

Как этого добиться? Разговаривая с ребёнком, подчёркивая значимость результатов выпускных экзаменов, не забывайте напоминать, что это всего лишь одно из многочисленных испытаний, которое ему предстоит выдержать в жизни. Не драматизируйте ситуацию! Постарайтесь вселить уверенность в собственных силах («ты готовился», «ты учился» и т.д.), покажите, что сами верите в него («ты справишься», «я в тебя верю» и т.д.). Настраивайте его только на благоприятный результат.

2. Узнать. Как правило, больше всего мы боимся того, чего не понимаем или просто не знаем. Постарайтесь узнать как можно больше о ЕГЭ, процедуре его проведения, особенностях ЕГЭ по тем предметам, которые ваш ребёнок выбрал в качестве экзаменов по выбору.

Как этого добиться? Посетите сайты, посвящённые ЕГЭ (в первую очередь, официальный информационный портал единого государственного экзамена www.ege.edu.ru), попытайтесь сами порешать тесты, проконсультируйтесь с завучем школы, классным руководителем, учителями-предметниками по интересующим вас вопросам.

3. Помочь. Ваша помощь должна начинаться задолго до самих экзаменов. Сам выбор предметов для сдачи выпускных экзаменов, связанный с возможными вариантами дальнейшего обучения – это уже первый шаг в подготовке к экзаменам, и он должен осуществляться совместно с вами.

Как этого добиться? Помогите ребёнку определиться на основе его желаний и стремлений, но также учитывая его возможности и способности. Для этого проконсультируйтесь с учителем-предметником, если необходимо, пройдите тестирование. После того, как выбор сделан, совместно с учителем определите, насколько велики пробелы в знаниях по данному предмету (если они вообще есть) и решите вопрос о необходимости обратиться за помощью к репетитору. Помните, что чем раньше вы решите эти вопросы, тем качественнее, психологически спокойнее и, в конечном итоге, успешнее будет подготовка вашего ребёнка к экзаменам. После этого вам необходимо осуществлять аккуратный родительский контроль за подготовкой к экзаменам. Подростки в целом не любят, когда их контролируют, так что постарайтесь сделать его менее заметным и более дружелюбным. Но вы должны знать, посещает ли ваш ребёнок специальные занятия по подготовке к ЕГЭ по данному предмету в школе, какова эффективность от занятий с репетитором (если он есть), делает ли ребёнок успехи в решении тестов ЕГЭ и т.д. Для этого поддерживайте постоянную связь с учителем-предметником, классным руководителем, репетитором. Но главное: разговаривайте с вашим ребёнком, интересуйтесь его проблемами, покажите, что он не один, что вы рядом и готовы ему помочь.

Следуя этим несложным советам, вы сможете организовать совместную с вашим ребёнком деятельность по подготовке к выпускным экзаменам, в результате которой, совместно пройдя через все трудности и волнения, вы придёте к совместному успеху в виде успешно сданных экзаменов.

1 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/17.php

2 Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен