Главная страница

2 класс, программа "Школа-2100" Предмет: Окружающий мир Тема урока: "Реки "



Скачать 86.56 Kb.
Название 2 класс, программа "Школа-2100" Предмет: Окружающий мир Тема урока: "Реки "
Дата 25.02.2016
Размер 86.56 Kb.
Тип Программа

Класс: 2 класс, программа "Школа-2100"

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: "Реки "

Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

Задачи:

Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, учить бережно относиться к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Основные дидактические методы:

  • проблемные методы обучения;

  • частично-поисковый;

  • объяснительно-иллюстративный;

  • принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.

Дидактические средства:

Методическая литература:

  1. Барышева Ю.А., Вахрушев А.А., Докшина С.П., Гайсина Г.М., Козлова С.А., Раутиан А.С. Я и мир вокруг. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2003.

  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Иванова Н.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса: Я и мир вокруг. В 4 частях. Часть 2. - М.: Баласс, 2007.

  3. Занимательное природоведение. - М.: Омега, 1997.

  4. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.

Оборудование:

  • проектор;

  • прозрачный лоток;

  • песок;

  • карточки с заданием.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

  3. Совместное "открытие" новых знаний.

  4. Самостоятельное применение знаний.

  5. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Оргмомент.

Слайд1.

Карта полушарий


- С давних пор из века в век

Узнать стремился человек

Как труден путь, что там вдали?

И снаряжал он корабли,

И опускался до глубин,

И поднимался до вершин.

Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.

За знанья жизнь отдать он мог…

А с вами мы начнём урок.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по нашей планете. Откроем её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы отправимся в небольшую экспедицию.

- Ребята, а кто знает, что такое экспедиция?

- Обратимся к толковому словарю.

(В толковом словаре Ожегова экспедиция- это поход или поездка группы, с каким – то заданием.)

Цель нашей экспедиции- проверить умения работы с картой, познакомиться с новыми географическими объектами, одним словом приобрести новые знания.

Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся на уроке.

-Что такое океаны?

(Главные хранители водного запаса Земли)

Что окружено со всех сторон океанами?

(Материки)


2. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

(Работа в группах)


Слайд 2

Отправимся мы в экспедицию на кораблях. Свой маршрут вы узнаете, выполнив задания.

Карточка:

-назови материк

-назови океан

-назови и разукрась указанный участок. Можно пользоваться картой в учебнике на стр.128-129.

Правильно ли справились с заданием ребята?

-Почему вы решили использовать именно этот цвет? (река-это не суша, а вода.)

- Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок?

(разговор пойдет о реках)

Тема нашего урока: Реки. Слайд 3

-А что вы знаете о реках? Посовещайтесь в группе и дайте ответ.

(Река-это большое количество воды. Она течет)

Слайд 4

Отметьте это на вашей карточке.

(Не можем это сделать, т.к. не хватает знаний)


3. Постановка проблемного вопроса.


-Какие вопросы у вас возникли? Слайд 5

-почему течет вода?

- откуда и куда течет река?

-откуда в реке берется вода?


4. Совместное открытие нового знания.

ОПЫТ

5. Самостоятельное применение знаний

Работа в группах.


-Чтобы говорить о реках, надо познакомиться со всеми частями реки. Слайд 6

-Какие части реки вы заметили?

(Исток, устье, притоки, берега, водораздел)

Слайд 7

Слайд 8

-Как называется место сбора всех вод реки?

(Бассейн)

-Он включает в себя все мелкие речки и речушки, ручейки и родники.

-Как определить правый и левый берега реки?

(Если плыть по течению, то слева - левый берег, а справа- правый берег)

А у вас есть своя версия на вопрос, почему течет вода?

(версии детей)

- Сколько разных версий прозвучало. Нужно разобраться. Попробуем проделать небольшой опыт.

Я лью воду из стакана в лоток.

-Почему вода течет в лоток из стакана?

(на воду действует притяжение земли)

-как сделайте так, чтобы вода в лотке начала медленно двигаться с одной стороны в другую. Что для этого надо сделать с лотком?

(необходимо немного наклонить лоток. И опять будет действовать притяжение земли).

-Как можно ответить на наш вопрос: почему течет река?

(Река течет под воздействием притяжения Земли, с более высоких участков по наклону в низкие участки)

-Какие высокие участки суши вы знаете?

(горы и возвышенности).

-А сейчас попробуйте ответить на вопрос: откуда и куда течет река?

-Прежде, чем ответить на вопрос, давайте обратимся к карте на стр. 130-131. На северо-востоке протекает река, называется женским именем.

-Что это за река? (Лена)

- Мы с вами определили, что река течет с высокого места в низкое. Определите, где будет находится высокое место, а где низкое?

- Как определить, что выше уровень гор, или уровень океана?

- Какой ответ даем на наш вопрос?

(Реки начинаются в горах, на возвышенностях -исток и заканчиваются внизу на уровне моря, океана –здесь устье.)

- На все ли вопросы мы ответили?

(нет откуда в реке берется вода?)

- Хорошо, давайте вспомним, почему вода на земле не исчезает?

Слайд 9

(круговорот воды в природе)

(Тают ледники)

-Но реки текут не только во время дождя. Давайте понаблюдаем за водой во время опыта. Я приготовила песок и лейку. Лейка будет изображать дождь.

-Почему вода появилась из-под горки песка не сразу?

-Почему, когда я перестала лить воду, она продолжает сочиться?

-Откуда же еще река получает воду?

(Из подземных источников)

-Можете ли вы теперь ответить на вопрос, почему в реке всегда есть вода ?

(Да. Она получает воду из ледников, от осадков и подземных источников)

-Постоянно ли в реке находится вода?

Физминутка

А сейчас давайте отдохнем.

- Вернемся к нашим первым заданиям. Обозначьте места, где берут начало ваши реки и куда они впадают.

-Как вы думаете, может ли маленький ручеек быть сильным и могучим? Может ли он менять земную поверхность?

(Предположения детей)

Тогда я советую прочитать необычную сказку о ручейке на стр.108.

-Что вы узнали нового?

(Ручеек очень сильный. Он может образовать овраг)

- Какое значение имеют реки?





На территории России протекает более 2,5 млн. крупных рек и маленьких речушек. В России крупнейшими являются Обь, Амур, Лена, Енисей. Но символом России является великая русская река ВОЛГА.

Слайд 10.

- А что слышали вы об этой реке?

Рассказ о реке Волге (Мартынова К . Ласковыми словами «красавица», «матушка», «главная улица» России называет наш народ великую русскую реку Волгу — самую длинную и многоводную в Европе. Это равнинная река. Длина ее от истока до устья 3 531 км. Это расстояние примерно равно расстоянию от Москвы до Северного полюса.

Кошелев М. Волга берёт начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м. Исток Волги расположен в Осташковском районе Тверской области. На окраине болотца имеются несколько родников, объединённых между собой в небольшой водоём, один из которых считается истоком реки Волги. Вокруг родника построена часовня, к которой ведёт мостик. Из водоёма Волга вытекает обыкновенным ручейком шириной 50-100 см и глубиной до 30 см. Вода в ручейке имеет красно-чёрный оттенок.

Дзусов И. Волга принимает около 200 притоков. Слайд 11.

Основное питание Волги осуществляется снеговыми (60% годового стока), грунтовыми (30%) и дождевыми (10%) водами.

Волгу делят на три части: верхняя Волга, средняя Волга и нижняя Волга – здесь проживаем мы.

Слайд 12.

Данилова Я. В наше время река играет большую роль в России, на ней расположены большое количество гидроэлектростанций, сама же река необходима для различных морских грузоперевозок, которые сейчас успешно осуществляются.

Исмаилов А. Я хочу рассказать о происхождении названия реки Волга в древности ее называли Ра, в средние века - Итиль, или Этель, считается, что наиболее вероятно происхождение «Волга» от праславянского слова, означающего волглый — волога — влага, таким образом возможный смысл названия Волги — как «вода» или «влага», если можно выразиться то подходит и «большая вода», благодаря огромным размерам реки


Итог урока.

Самооценка.


-Экспедиция подошла к концу. Возвращаемся домой.

- Что вы нового узнали о реке, путешествуя сегодня на уроке?

Слайд13.