Главная страница

2 Формы уроков с использованием инновационных технологий Инновационный урок


Скачать 394.93 Kb.
Название 2 Формы уроков с использованием инновационных технологий Инновационный урок
Дата 06.03.2016
Размер 394.93 Kb.
Тип Урок

2.2.Формы уроков с использованием инновационных технологий

Инновационный урок - это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени. В его основе могут быть: элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий; обучение учащихся через художественные образы; раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства); научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся; применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе, и т. д.

Виды инновационных уроков:

  • уроки самостоятельной деятельности;

  • исследовательские;

  • на основе групповой технологии;

  • проблемные;

  • дифференцированного обучения;

  • на основе проектной деятельности;

  • уроки-тренинги, и

  • интегрированные уроки.

  • Уроки самостоятельной деятельности - форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель таких уроков - формирование и развитие механизмов независимости школьников, утверждение самостоятельных качеств личности. Для каждого ученика разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература и дидактический материал; технико-технологические средства учебного процесса. Каждому ученику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме.       

  • Исследовательский урок - это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока - использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире. В основе такого урока - организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.

  • Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д.

Цель групповой технологии - обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе.

  • Уроки дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения - развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке. Самый распространенный тип таких уроков - урок, предполагающий работу учащихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения).

  • Проблемные уроки - форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения - активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей. Проблемное обучение - это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы.

  • Урок-тренинг - форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии - приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой.

  • Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения.

  • Интегрированные уроки позволяют глубже овладеть темой, которую изучают. Интегрированные уроки по содержанию разделяются на три категории: 
    а) вступительные - к изучению определенного раздела; 
    б) изучение нового материала; 
    в) итоговые. 
    Среди разных форм проведения интегрированных уроков наиболее удобной является беседа.

  • Уроки-презентации. Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Презентации повышают мотивацию учащихся, усиливают восприятие нового учебного материала.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА

ЭТАПЫ

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.




Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко)

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик”

Субъект – субъектные позиции в системе “учитель – ученик”

Содержательная часть

Цели

Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами

Развитие личности учащихся

Содержание учебного материала

Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер

Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности

Процессуальная часть

Организация учебного процесса

Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование

 

Методы и формы учебной деятельности школьников

Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение

Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование

Методы и формы работы учителя

Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников

Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала

Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках

Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности

Диагностика учебного процесса

Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся

Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя

Рефлексивная деятельность учителя и учащихся

Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Недостатки: 
субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом

Достоинства: 
субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

Содержательная часть

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся

Содержание учебного материала

Достоинства: наибольший объем информации, систематичность

Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.
Недостатки: меньший объем изучаемого материала

Процессуальная часть

Достоинства: четкая структура урока.
Недостатки: шаблонность, однообразие

Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.
Недостатки: большие затраты времени

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления

Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы и формы учебной деятельности школьников

Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя

Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя

Методы и формы работы учителя

Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками

Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.

Диагностика учебного процесса

Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения

Недостатки: слабая обратная связь

Достоинства: сильная обратная связь

Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения

Из данной таблицы видно, что достоинства нестандартных форм урока намного доминируют, чем недостатки.

Нетрадиционные уроки условно можно разделить на группы:

1.      Урок- игра (викторины, брейн- ринг, умники и умницы, соревнования)

2.      Урок- ролевая игра (урок-суд, урок- театр, урок- пресс-конференция, урок-концерт и др.)

Особенность данных уроков в том, что каждый ученик примеряет на себе какую-то роль: судьи, режиссера, журналиста, артиста, какого-нибудь литературного героя…Они требуют от школьников хорошей подготовки и знания материала, текста. 

3.      Урок- мастерская

Этапы «Мастерских»:

1 этап – «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого ученика. Предлагается слово, к которому надо подобрать ассоциации.

2 этап – работа с материалом, погружение в него.

3 этап – «социализация» - каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других.

4 этап – «разрыв» - новое видение предмета, неожиданность.

5 этап – «Творчество» - написание текста, сочинения.

6 этап – «рефлексия» - самоанализ.

4.      Урок- проект

Этапы проектной деятельности :

      1 этап. Обсуждение с учителем предложенную для изучения  информацию.

2 этап.  Выявление проблемы, выдвижение гипотезы, установление  цели.

       3 этап. Учащиеся предлагают идеи, высказывают предположения.

4 этап. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Интернет.

5 этап. Выполнение проекта.

6 этап. Анализ информации.

7этап. Вывод. Защита и обсуждение проекта

Различные по форме уроки способствуют развитию творческих способностей и познавательной активности учащихся, пониманию учебного материала.

"Школа молодого учителя"


Заседание 1. "Методические основы современного урока" 
      Из опыта работы заместителя директора по учебно-методической работе 
      Омельянчук Людмилы Ивановны 

Форма проведения: семинар-практикум 
Вопросы для обсуждения: 
     1. Лекция-диалог "Тип, форма и структурные элементы современного урока" 
     2. Практикум по темам "Разработка поурочных планов", "Триединая цель урока" 
     3. Изучение методических рекомендаций "Как подготовить современный урок", изучение памятки "Анализ и самоанализ урока" 
     4. Просмотр видеофрагментов уроков и их анализ. 
     5. Дискуссия "Трудная ситуация на уроке и выход из нее" 
Лекция-диалог"Тип, форма и структурные элементы современного урока" 
     1. Урок - это… 
     - Воплощение своих идей и мыслей, проверка себя и своей профессиональной готовности 
     - Когда дети получают, усваивают и применяют полученные знания 
     - Один из видов трудовой деятельности, основной вид трудовой деятельности 
     - Познание других и самой себя, шаг к успеху 
Обсуждение: 
     - Можно ли урок считать искусством? (Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре, напряженные, красивые, драматически выстроенные. В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, движение сложных линий, текст и подтекст.) 
     - Как вы понимаете слова С.Соловейчика "Урок! Его величество Урок! Голова, тело, дух школы!" 
     - Что, по-вашему, имел ввиду В.А.Сухомлинский, когда писал "Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". 
     - Как вы относитесь к словам "Каждый урок - это кропотливый , упорный труд души учителя, без которого не возможно достижение цели" 
      2. Я иду на урок, чтобы… 
     - Научить детей 
     - Познавать, развивать, самому развиваться, учить и взаимодействовать 
     - Передать учащимся все то, что я умею 
     - Научить учащихся своему предмету, положить заряд положительной энергии 
Обсуждение: 
     - Слова Н.И. Бильдейко "Открывать глаза и окрылять детей - вот задача учителя. Сколько раз мы на уроках с детьми спорили и расставались неудовлетворенными друг другом. Учитель - это стекло, через которое ученики смотрят в мир. Так хочется, чтобы эти стекла были чистыми. Каждый урок для меня - это частица меня. Он словно распускающийся бутон. Постепенно, потихоньку раскрывается цветок, зато потом какое испытываешь наслаждение! Мне кажется самым главным при создании урока-шедевра - любить детей и любить свою профессию. И тогда все получится обязательно" 
     - По-вашему, должен ли урок воспитывать и развивать? Учеников или учителя? 
     - Как вы относитесь к равнодушию учителя к самому уроку, к своему предмету, к ученикам, к их успехам и неудачам? 
     - Может ли равнодушный учитель научить чему-нибудь детей? 
     3. Методические основы урока 
     Методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. 
     Приём - это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи. 
     Система методов (приёмов) - это не простой их набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приёмов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приёмами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач. 
     Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей. 
     Классификация методов - это подразделение их на том или ином основании на конкретные группы, а также подгруппы. 
     Классификационные признаки группировки методов: 
     - источник знаний; 
     - характер познавательной деятельности ученика; 
     - руководящая роль учителя; 
     - степень активности ученика; 
     - возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности школьника; 
     - условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. 
     Метод как способ учебной работы: 
     - догматический - приобретение знаний в готовом виде; 
     - эвристический - усвоение знаний и умений путём рассуждении, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании); 
     - исследовательский - добывание знаний и умений путём проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путём самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы. 
     Последние два подхода наиболее свойственны развивающему типу обучения. 
     Характеристика отдельных групп методов: 
     1) объяснительно-иллюстративные (объяснительно-рецептивные) методы отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её. При необходимости воспроизводят полученные знания; 
     2) репродуктивные методы способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу; 
     3) методы проблемного обучения: 
     - проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути её решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления; 
     - частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению от-дельных шагов решения, отдельных этапов исследования; 
     - исследовательские методы- способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем. Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении; 
     4) методы организации учебно-познавательной деятельности: 
     - словесные, наглядные, практические; 
     - аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; 
     - репродуктивные, проблемно-поисковые; 
     - методы самостоятельной работы и работы под руководством; 
     5) методы стимулирования и мотивации: 
     - методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций); 
     - методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, "упражнения" в выполнении требований, поощрения, порицания); 
     6) методы контроля и самоконтроля: 
     - устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений); 
     - письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачёты, программированный контроль, письменный самоконтроль); 
     - методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль); 
     7) методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся: 
     - классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совер-шенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков); 
     - определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т. п.); 
     - различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода); 
     - деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная); 
     8) методы программированного обучения - особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является с точки зрения задач умственного развития учащихся - жёсткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством. 
     Многообразие методов: 
     1) словесные методы: 
       - объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т. е. раскрывается логическая природа того или иного явления (прямое, непрямое, инструктивное); 
       - рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный); 
       - работа с печатным словом (книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания; 
       - изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются, сообщаются, предлагаются обобщённые научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное; 
       - повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме или в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу; 
       - описание - вид изложения, в котором даётся последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности; 
       - рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам; 
       - проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, по-ставленных учителем;        - беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалоговом методе учения. Её основные признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются частные во-просы; после решения каждого вопроса задачи следует заключение учителя, подытоживающее результаты работы; 
     2) наблюдение - это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков; 
     3) опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения; 
     4) практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ); 
     5) упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования. Методы обучения являются инструментом развития учащихся если: 
     - способствуют вооружению школьников прочными знаниями, умениями, навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации; 
     - формируют у учащихся потребность в новом знании; 
     - направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся; 
     - ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации; 
     - обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности; 
     - содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания; 
     - создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика. 
     Методы обучения на уроке должны соответствовать: 
     - задачам урока; 
     - характеру и содержанию учебного материала; 
     - уровню знаний, умений и навыков учащихся; 
     - материальному обеспечению урока; 
     - личным качеством учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства; 
     - индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся; 
     - бюджету времени. 
     4.Типология уроков 
     Тип урока - понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов. В зависимости от дидактических целей выделяют следующие типы уроков. 
     Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей: 
     1 - организация начала урока; 
     2 - проверка домашнего задания, постановка цели урока; 
     3 - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; 
     4 - изучение нового материала, в том числе и объяснение; 
     5 - закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; 
     6 - обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; 
     7 - подведение итогов и результатов урока; 
     8 - задание на дом; 
     9 - подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда). 
     Структура урока изучения нового материала: 
     1 - первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; 
     2 - указание на то, что учащиеся должны запомнить; 
     3 - мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; 
     4 - сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); 
     5 - первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; 
     6 - контроль результатов первичного запоминания; 
     7 - регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; 
     8 - внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; 
     9 - частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения. 
     Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков: 
     1 - сообщение учащимися цели предстоящей работы; 
     2 - воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; 
     3 - выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; 
     4 - проверка выполненных работ; 
     5 - обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; 
     6 - задание на дом (если это необходимо). 
     Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков: 
     1 - сообщение темы, цели и задач урока; 
     2 - показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях; 
     3 - проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос; 
     4 - проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа; 
     5 - проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос; 
     6 - применение учащимися знаний, практические задания; 
     7 - выполнение комплексных творческих работ; 
     8 - итоги урока; 
     9 - домашнее задание. 
     Структура урока обобщения и систематизации знаний: 
     1 - сообщение темы, цели и задач урока; 
     2 - повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений; 
     3 - повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний; 
     4 - повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки. 
     Структура урока проверки знаний: 
     1 - организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; 
     2 - постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы; 
     3 - изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика; 
     4 - подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); 
     5 - определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений. 
     Структура урока формирования умений и навыков: 
     1 - постановка цели урока, 
     2 - повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой, 
     3 - проведение проверочных упражнений, 
     4 - ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, 
     5 - упражнения на их освоение, 
     6 - упражнения на их закрепление, 
     7 - тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму, инструкции, 
     8 - упражнения на перенос в сходную ситуацию, 
     9 - упражнения творческого характера, 
     10 - итог урока, 
     11 - задание на дом. 
     5.Форма урока 
     Форма урока - это понятие, отражающее основной способ подачи материала, метод. Все формы урока делятся на традиционные, нетрадиционные и комбинированные. 
     Традиционный - проверка домашнего задания, объяснение новой темы, закрепление. 
     Комбинированный - с элементами самостоятельной работы, лекцией, проблемно-поисковой деятельностью 
     Нетрадиционные формы:

 Урок фантазирования

 Урок-соревнование

 Урок открытых мыслей

 Урок-турнир

 Урок-диспут

 Урок-эврика

 Урок-зачет

 Урок творчества

 Урок спектакль

 Урок-конкурс

 Урок-конференция

 Интегрированный урок

 Урок-игра

 Урок-сказка

 Урок взаимного обучения

 Урок-КВН

 Урок-путешествие

 Аукцион знаний

 Мультимедиа-урок

 Урок-исследование

 Урок-ролевая игра

 Круглый стол

 Урок-диалог

 Лекция-диалог

 Лекция-консультация
     6. Каким должен быть современный урок? 
     - Направлен на работу самих учеников 
     - Преобладает самостоятельная деятельность учащихся, учитель направляет и помогает ученикам 
     - С учетом особенностей современных учащихся и технологий 
     - Содержательный 
     Обсуждение: 
     Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Идея современного урока сформировалась в результате длительного развития отечественной теории обучения и воспитания. 
     Такой идеей является представление о единстве обучения, воспитания и развития. Она является исходной идеей построения любого урока, независимо от его предметной принадлежности. Цель урока вытекает из общих целей воспитания личности в обществе и тех задач, которые оно ставит на каждом этапе своего развития перед школой. Общая функция урока - целостное формирование и разви-тие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. 
     Что такое современный урок и чем он отличается от традиционного? Многие считают современным лишь тот урок, на котором используются компьютеры, видеотехника и т. п. Но значительная часть педагогов утверждает, что и при наличии самых современных технических средств обучения урок может оказаться тради-ционным и не отвечающим главному требованию. 
     Важные особенности современного урока 
     - определение учащимися целей и задач собственной учебно-познавательной деятельности; 
     - понимание и принятие цели урока учащимися; 
     - установление межпредметных связей, связей содержания образования с личным опытом и интересами детей, их возрастными особенностями; 
     - создание доброжелательной атмосферы, основанной на доверии и уважении к учащимся, знании их интересов, потребностей и возможностей; 
     - формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности, который обеспечивается осознанием значимости учебного материала; 
     - обучение учащихся таким способам учебной работы, владение которыми дает шанс учиться успешно, что создает основу для их психологического комфорта; 
     - развитие у учащихся самостоятельной познавательной деятельности и умения принимать решения, приобретать знания и осваивать способы работы с информацией; 
     - дифференцированное групповое обучение с проблемными заданиями, различные виды самостоятельной работы; 
     - усиление положительной внутренней мотивации, развитие процессов понимания посредством использования различных способов объяснения, стимулирования по-знавательной работы, используя различные оценочные действия: 
     - текущий и итоговый контроль и оценка индивидуальной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности; 
     - участие учащихся в оценке процесса и результатов учебно-познавательной деятельности; 
     - использование данных оценки эффективности урока для постановки перспективных целей, определение содержания и объема домашнего задания. 
     Какие требования должны предъявляться к современному уроку? 
     - рождение любого урока начинается с осознания целей. В противном случае урок будет аморфным, случайным 
     - определение наиболее оптимального типа урока для достижения целей, определение где и какими средствами планируется выполнение поставленных целей 
     - все это предъявляет требования к структуре урока 
     - Что определяет характер современного урока? 
     - Состав содержания, которое выносится на урок, а это не только современная информация по теме урока, но и обязательно включенные в содержание оценочные и методологические знания. 
      Оценочные знания - предполагают постепенное открытие объективного, научного и общественного значения изучаемого материала, формирование личностного отношения к нему. 
      Методологические знания - отображают методы познания, способы получения знаний. Необходимо раскрыть в процессе усвоения механизм изучаемых процессов, обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий, как получить этот материал, способов работы с разнообразными источниками информации. 
     - Выбор адекватных изучаемому содержанию методов и средств обучения, позволяющих так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты будут достигнуты на уроке. 
     - Выбор таких форм обучения, которые будут способствовать развитию интереса учащихся к обучению в целом и к предмету в частности. 
     - Объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке должна опираться на достижение планируемого результата обучения, о котором ученикам сообщается в начале урока. 
     - Доброжелательная атмосфера, деловая, обеспечивающая творческое сотрудничество на уровне "ученик-ученик", "учитель-ученик" 
      Сравнение традиционного урока и современного. 

Сравнение

Традиционный урок

Современный урок

Цель

Цель связана только с усвоением новых знаний

Мотивация учения: 
цель - мотив - деятельность - результат Четкая целенаправленность урока на формирование качеств личности. Освоение учебной деятельности и саморазвития через принципы учебной деятельности.

Содержание

Подробное изложение материала, и разнообразие информации

Выделение главного (генерализация материала). Многократная вариативная проработка главного.

Средства обучения

Максимальное количество разнообразных средств на уроке

Учебный комплекс - минимум необходимого в сочетании

Методы обучения

- сообщение готовых знаний 
- заучивание материала 
- ориентация на среднего ученика 
- слабая обратная связь 
- контроль

- организация познавательной деятельности учащихся 
- осмысление материала 
- дифференцированный подход 
- оперативная обратная связь 
- само- и взаимоконтроль

Формы организации обучения

Четкое разграничение этапов урока (проверка знаний, изложение материала, закрепление, задание на дом), форм обучения, преимущественно индивидуальная и фронтальная работа

- гибридные формы 
- взаимное проникновение этапов урока 
- групповая или коллективная работа учащихся 
- усвоение 80-90% учебного материала на уроке за счет его многократной и вариативной проработки

Домашнее задание

Громоздкое домашнее задание: основная тяжесть переработки материала дома

Может не быть


Необходимо помнить что: 
     - Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях; 
     - Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; 
     - Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, строгое соблюдение педагогического такта; 
     - Учебная деятельность на уроке должна быть управляемой - большую часть урока активно работают сами учащиеся; 
     - Здоровьесбережение в организации урока не менее важно, чем его результат; 
      7. Проектирование целей урока 
      "Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова". Н.Г. Чернышевский 
Обсуждение: 
      Как, по-вашему, эти слова Н.Г. Чернышевского связаны с уроком? 
      Триединая цель урока: 
     - Образовательная; 
     - Развивающая; 
     - Воспитывающая; 
     Цель урока должна удовлетворять основным дидактическим принципам (посильность, доступность, систематичность, последовательность, научность, обеспечение развития учащихся и др.) и требованиям учебной программы. Для этого при анализе учебного материала необходимо выделять существенное, главное. 
     Формулирование цели урока требует изучения, анализа межпредметных связей с целью устранения дублирования материала и экономии времени для углубления знаний и совершенствования умений. 
     При планировании урока необходимо соблюдать правомерность постановки определенной цели в цикле или блоке уроков (если она ставится самостоятельно) и следить за ее достижением на различных уровнях (этапах) урока: 
     - формирование знаний на уровне первичных представлений (ознакомление); 
     - на уровне понимания (когда учащийся сможет повторить, пересказать своими словами, найти на схеме, чертеже, рисунке) и запоминания; 
     - на уровне применения знаний по образцу или в сходной ситуации, когда учащийся сможет выполнить типовые задания в соответствии с требованиями программы; 
     - на уровне творческого применения знаний, т. е. в новой незнакомой ситуации, в условиях "переноса". 
     Образовательная предусматривает: 
     - Обеспечить и проконтролировать степень усвоения следственных понятий, входящих в содержательные темы урока; 
     - Сформировать (продолжать формировать) какие-то понятия 
     - Закрепить умения, навыки учебной работы (сочинения, ответы, работа с книгой, справочной литературой, решение задач, навыки письма, чтения) 
     - Какие основные факты, общие понятия, выводы и причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке; 
     - Какие знания учащихся закрепляются и углубляются, в чем это выражается; 
     - Какие умения, идеи, теории, представления формируются; 
     Развивающая: 
     - Задачи развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов; 
     - Задачи развития умения выделить в ходе урока главное, существенное (составление схем-конспектов, планов изученного, контрольных вопросов по теме, формирование уме7ния сравнивать, обобщать) 
     - Обеспечение в ходе урока развития у школьников самостоятельности; 
     - Развитие речи учащихся, умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, создание эмоциональных переживаний; 
     - Развитие мышления, памяти, эмоций, интересов и способностей; 
     Воспитательная: 
     - Содействие в ходе урока формированию мировоззренческих идей (материальность мира, , причинно-следственные связи), познавательность мира, разоблачению ложных юношеских взглядов на различные явления; 
     - Ознакомление с общественно-политическими событиями, содействие формированию здорового образа жизни; 
     - Трудовое, эстетическое, духовно-нравственное, экологическое воспитание, профориентация, формирование патриотизма, коллективизма, навыков межличностного общения, культуры умственного труда;

ТРЕБОВАНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ УРОКА

     Постановка воспитательной цели урока должна осуществляться в рамках целостного подхода к процессу становления личности и охватывать все основные стороны (направления] воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, эстетическое, физическое, т. е. в зависимости от учебного предмета. История формирует историческое мышление, любовь к Родине; математика - логику; черчение - аккуратность, терпение. Конечно же, задачи каждой из учебных дисциплин не исчерпываются тем, что перечислено. Только хорошо изучив цели, задачи и содержание преподаваемого предмета, можно понять, что и как воспитывать на своих уроках. Что касается практических занятий, то в их содержании и методике заложены еще большие возможности для формирования нрав-ственных качеств личности, взглядов и убеждений учащихся, так как именно в атмосфере совместного труда формируются такие качества у учащихся, как гордость за хорошо выполненную работу, взаимопомощь, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства и уважение к труду. 
     Не следует забывать, что основа воспитания в процессе обучения - собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям, с которыми они сталкиваются в процессе обучения. 
     Воспитательная цель не должна быть формальной. В одних случаях возникает необходимость в качестве цели выделить воспитание дисплинированности, в других - аккуратности, в третьих - настойчивости в учебе, уверенности в своих силах и т. д. Вообще деление целей на воспитательные и развивающие достаточно условно. Ведь ясно, что, развивая интересы, мышление, формируя умение организовать свою деятельность, мы воспитываем личность. Поэтому следует формулировать весь комплекс целей, которые вытекают из содержания учебного материала и той деятельности, которую предстоит выполнить учащимся на уроке. Общая воспитательная цель на уроке - воспитание личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания.

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ УРОКА

     Чтобы целостно представить себе возможный круг развивающих целей урока, педагогу необходимо иметь в виду, что личность в психологическом плане характеризуется взаимодействием четырех основных сфер - интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной. Вот почему планируя развивающее обучение, следует учитывать развитие интеллекта, воли, эмоций и мотивов (потребностей, интересов) учащихся. 
     Для достижения развивающей цели очень важен эмоциональный фон урока. Доброжелательная оценка, похвала, атмосфера взаимопомощи, юмор создают благоприятные возможности для обучения и воспитания. 
     Постановка развивающей цели урока предполагает развитие у учащихся интереса к предмету, к конкретной деятельности на уроке; самостоятельности в выборе способа, режима, условий и организации работы; способностей учащихся, помогающих установить причины недостатков в своей деятельности. 
     Чтобы достичь указанных целей, необходимо подобрать соответствующие виды работы, формы и методы организации познавательной деятельности учащихся. Комплексное плани-рование целей или задач урока (обучающих, воспитательных, развивающих) ни в коем случае не означает такого нагромождения на одном занятии, чтобы их невозможно было осуществить за отведенное учебное время. Вот почему из круга задач, вытекающих из содержания темы, педагог должен выбрать наиболее важные. При планировании урока надо стремиться не к механическому обязательному присутствию в плане урока всех его трех целей, а к тому, чтобы они вытекали одна из другой, дополняли друг друга. 
     Варианты формулировки целей уроков различных типов: 

Тип урока

Примерные формулировки целей

Формирование 
новых знаний

   Учащиеся должны: 
     - Иметь представление о… 
     - Иметь общее понятие о… 
     - Распознавать … 
     - Понимать содержание … 
     - Ориентироваться в причинно-следственных связях… 
     - Уметь выявлять закономерности…

Формирование 
новых умений и навыков

     - Уметь применять знания на практике в стандартной ситуации 
     - Уметь самостоятельно выполнить задание 
     - Уметь раскрыть способ выполнения задания

Закрепление и 
совершенствование знаний

     - Знать конкретную информацию…. 
     - Уметь (решить, провести анализ, сформулировать)…. 
     - Уметь воспроизвести полученные знания

Систематизация 
и обобщение 
учебного материала

     - Уметь систематизировать учебный материал 
     - Уметь делать обобщение

Проверка и оценка знаний

   В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень) учащиеся должны: 
     - Уметь распознавать 
     - Уметь воспроизводить по образцу 
     - Уметь воспроизводить по предложенному алгоритму 
     - Уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию

Распространенные ошибки формулировки целей урока: 
     - Отображение учителем своей деятельности или содержания урока, например: познакомить учащихся…, показать…, рассказать учащимся… и т. п. 
     - Определение учителем порядка деятельности учащихся, например: учащиеся выполняют…, решают.., знакомятся.. и т. п. 
     - Определение учителем цели урока для себя, а е для учащихся. 
     - Постановка развивающей цели конкретного урока, а не ряда уроков, связанных одной темой. 
     Алгоритм анализа целей урока: 
     Анализируя цели урока, проверяющие определяют: 
     - Краткость, четкость и простоту формулировки цели; 
     - Степень осознанности цели учителем; 
     - Заложен ли в формулировке цели конечный результат, т.е. диагностична ли цель; 
     - Чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся, особенностями классного коллектива и т.д.; 
     - Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель; 
     - Реальность достижения цели урока; 
     - Соотношение цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке; 
     - Отсутствие разрыва между целью и результатом; 
     8. Алгоритм подготовки к уроку 
     Урок начинается не со звонка, а с подготовки к уроку. 
     Для эффективности проведения урока необходимо: 
     - Определить и сформулировать тему урока 
     - Определить место данного урока в системе уроков 
     - Определить и сформулировать цели деятельности учителя и учащихся 
     Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя 
     1. Разработка системы уроков по теме или разделу. 
     2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. 
     3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка. 
     4. Выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке. 
     5. Формулирование учебных задач урока. 
     6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем. 
     7. Нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся. 
     8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях. 
     9. Подбор дидактических средств урока (кинофильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.). 
     10. Проверка оборудования и технических средств обучения. 
     11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях. 
     12. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности. 
     13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения в систематизации знаний. 
     14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания. 
     15. Продумывание форм подведения итогов урока. 
     16. Планирование внеклассной работы по данной теме. 
     17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

Советы молодому учителю при подготовке к уроку (алгоритм действий)

     Учет особенностей учащихся класса: 
     - успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т. п.); 
     - отношение учащихся к предмету; 
     - темп работы; 
     - сформированность учебных умений; 
     - общая подготовленность учащихся; 
     - отношение к разным видам учебной деятельности; 
     - отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным
     - общая дисциплина учащихся.      Учет своих индивидуальных особенностей:
     - тип нервной системы; 
     - коммуникативность; 
     - эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся; 
     - управление восприятием нового учебного материала учащимися; 
     - умение преодолеть плохое настроение; 
     - уверенность в своих знаниях, умениях; 
     - наличие умений импровизации; 
     - умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

Соблюдение правил, обеспечивающих успешное преодоление урока

Общие 
     1. Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока. 
     2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием. 
     3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку. 
     4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки. 
     5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане. 
     6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока. 
     7. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники. 
     8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков. 
     9. Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока. 
Частные 
     1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям. 
     2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности. 
     3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса. 
     4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требование. 
     5. Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания - сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал. 
     6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании. 
     7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, "проработок" отдельных учеников. 
     8. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать. 
     9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства. 
     10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

Примерное содержание разделов поурочного плана

Тема урока 
     1. Дидактическая цель и задачи урока. 
     2. Тип, структура урока. 
     3. Общие методы. Приемы работы учеников. 
     4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ. 
Повторение опорных знаний 
     1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала. 
     2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл). 
     3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету. 
     4. Формы контроля над работой класса, отдельных учащихся. 
Усвоение новых знаний 
     1. Новые понятия, законы и способы усвоения. 
     2. Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи. 
     3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение). 
     4. Проблемные и информационные вопросы. 
     5. Варианты решения проблемы. 
     6. Варианты закрепления изученного. 
Формирование умений и навыков 
     1. Конкретные умения и навыки для отработки. 
     2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений. 
     3. Способы "обратной связи". 
     4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены. 
Домашнее задание 
     1. Что повторять и приготовить к уроку. 
     2. Творческая самостоятельная работа. 
     3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся). 
     9. Просмотр видеофрагментов уроков и их анализ 
     - Бильдейко Н.И. урок русской литературы в 8 классе. Урок-размышление "Испытание на человечность" 
     - Левчук Т.С. урок обществоведения в 10 классе. Урок открытых мыслей по теме "Религия" 
     - Смирнова Н.В. урок математики в 7 классе по теме "Функция у = кх"