Главная страница

1)Вот и окончена школа, семь классов. (2) Потом буду доучиваться. (3) А пока я еду в Иркутск. (4) Сколько волнений, разговоров было у нас, споров, чтобы меня отпустили одну. (5) На двоих не хватало денег


Скачать 415.66 Kb.
Название 1)Вот и окончена школа, семь классов. (2) Потом буду доучиваться. (3) А пока я еду в Иркутск. (4) Сколько волнений, разговоров было у нас, споров, чтобы меня отпустили одну. (5) На двоих не хватало денег
страница 1/3
Дата 28.04.2016
Размер 415.66 Kb.
Тип Документы
  1   2   3

Вариант 1.

(1)Вот и окончена школа, семь классов. (2) Потом буду доучиваться. (3) А пока я еду в Иркутск. (4) Сколько волнений, разговоров было у нас, споров, чтобы меня отпустили одну. (5) На двоих не хватало денег. (6) Но всё это позади. (7) Я еду в Иркутск. (8) В знаменитый, большой и всемогущий город, откуда возвращаются только здоровыми. (9) Я сижу в купе как взрослый, равноправный пассажир, смотрю в окно. (10) Но чем дальше уносит меня поезд от дома, тем быстрей исчезают все мои доводы, с помощью которых я уговорила маму отпустить меня одну. (11) В душе страх, растерянность. (12) Как я буду одна в большом незнакомом городе? (13) Как найду ортопедический институт? (14) Примут ли меня?...

(15)А по радио объявляют уже иркутское время. (16) Скоро будет Иркутск. (17) Если смотреть на карту, то я, наверное, сейчас как раз в середине нашей страны.

(18) Мама говорит, что Родина у человека там, где он родился и вырос. (19) А где у меня? (20) Родилась в Новоград-Волынском, на Украине, выросла в Партизанске, а сейчас вот еду лечиться в Иркутск, в Сибирь. (21) И везде Родина. (22) Но, конечно, Приморский край лучше всех. (23) Только у нас такие зелёные сопки. (24) Один багульник дальневосточный чего стоит! (25) Весной все сопки становятся розовыми от цветущего багульника. (26) А тут скалы, на которые не заберёшься. (27) Омуль, конечно, вкусный, я его уже пробовала, а в орехах сибирских нечего есть, одна скорлупа…

(28) – Маринка! (29) Ты что замечталась? (30) Давай пить чай да ложиться спать. (31) Завтра ты уже приедешь.

(32) – Хорошо, сейчас, – поворачиваюсь я к соседям. (33) Они у меня хорошие, но очень разные. (34) Смешливая украинка Оксана, пожилая седая Белла Наумовна, едущая к сестре в гости. (35) Третий сосед – Алёша, молчаливый, застенчивый парень. (36) После службы в армии он ехал в своё Закарпатье.

(37) За четыре дня я со всеми подружилась и не могла представить, что скоро с ними расстанусь.

(38) В Иркутск поезд приходил в пять утра. (39) Но мои попутчики не спали, чтобы меня проводить. (40) Я выслушала гору наставлений, советов, предостережений. (41) Мне даже показалось, что со мной не чужие люди, а беспокойная мама. (42) А я это и раньше замечала. (43) Идёшь по городу, вокруг люди спешат, не обращают на тебя внимания, не разговаривают. (44) Но стоит споткнуться, в нерешительности остановиться – сразу же со всех сторон тянутся руки, а двери часто, словно волшебные, сами открываются.

(45) И вот сейчас я сижу, держу наготове рюкзак и слушаю своих соседей. (46) Оказывается, в большом городе много всяких опасностей: жуликов, которые так и норовят залезть к тебе в карман и обчистить, машин и мотоциклов, готовых задавить человека. (47) Поднимая на плечи свой рюкзак, я с удивлением заметила, что он стал каменно-тяжёлым. (48) Алёша хитро усмехнулся и отобрал его.

(49) Поезд сердито засвистел, собираясь мчаться дальше. (50) Дав последние наставления, Белла Наумовна засеменила к вагону. (51) Алёша хлопнул меня по плечу и уже на ходу вскочил на ступеньки вагона. (52) Все трое замахали мне руками, что-то закричали, но уже ничего не слышно. (53) До свиданья, мои милые попутчики! (54) Может, ещё и встретимся. (55) Жизнь такая большая. (56) Я с трудом поднимаю рюкзак и тащу его к широким воротам вокзала…

(По М. Бараз)

Маргарита Ульяновна Бараз (1938–2011) – дальневосточная писательница, автор замечательных рассказов и повестей для подростков. Представленный фрагмент взят из её автобиографической повести «Мороз и солнце», в которой рассказывается о военных и послевоенных годах, о нелёгкой судьбе девочки Марины, о том, как она закаляла свой характер.
A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «С какой целью Марина поехала в Иркутск?»

1) Она отправилась в Иркутск в гости.

2) Девочка поехала туда на каникулы.

3) Она поехала для лечения.

4) Она поехала с целью разыскать отца.
A2 Укажите, в каком значении употребляется слово «гора» в (предложении 40).

1) Значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.

2) Естественное или специально сооруженное возвышение для спуска на лыжах, санках.

3) Какое-либо препятствие, мешающее осуществить задуманное.

4) Очень большое количество, множество; куча, нагромождение чего-либо.
A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Мне даже показалось, что со мной не чужие люди, а беспокойная мама.

2) Поднимая на плечи свой рюкзак, я с удивлением заметила, что он стал каменно-тяжёлым.

3) Если смотреть на карту, то я, наверное, сейчас как раз в середине нашей страны.

4) Но стоит споткнуться, в нерешительности остановиться – сразу же со всех сторон тянутся руки, а двери часто, словно волшебные, сами открываются.
A4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ИРКУТСК (предложение 7) звуков меньше, чем букв.

2) В слове ЕДУ (предложение 7) первый звук – [э].

3) В слове ЗАКАРПАТЬЕ (предложение 36) буква Е обозначает два звука.

4) В слове ПОПУТЧИКИ ( предложение 39) согласный звук [т] является непроизносимым.
A5 Укажите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.

1) разговоров (предложение 4)

2) волшебные (предложение 44)

3) засвистел (предложение 49)

4) замечала (предложение 42)
A6 В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) закричали (предложение 52)

2) возвращаются (предложение 8)

3) беспокойная (предложение 41)

4) вскочил (предложение 51)
A7 В каком слове выбор гласной в окончании глагола объясняется тем, что этот глагол относится к I спряжению?

1) встретимся (предложение 54)

2) приедешь (предложение 31)

3) уносит (предложение 10)

4) становятся (предложение 25)
Задания B1–B8 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"
B1 Замените разговорное слово «обчистить» в предложении 46 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
B2 Замените словосочетание В ОРЕХАХ СИБИРСКИХ (предложение 27), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
B3 Выпишите грамматическую основу предложения 25.
B4 Среди предложений 9-14 найдите предложение с неоднородными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения.
B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.
Если смотреть на карту,(1) то я,(2) наверное,(3) сейчас как раз в середине нашей страны. Мама говорит,(4) что Родина у человека там,(5) где он родился и вырос. А где у меня? Родилась в Новоград-Волынском,(6) на Украине,(7) выросла в Партизанске, а сейчас вот еду лечиться в Иркутск,(8) в Сибирь. И везде Родина. Но,(9) конечно,(10) Приморский край лучше всех…
B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 43. Ответ запишите цифрой.
B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они у меня хорошие,(1) но очень разные. Смешливая украинка Оксана,(2) пожилая седая Белла Наумовна,(3) едущая к сестре в гости. Третий сосед – Алёша,(4) молчаливый,(5) застенчивый парень. После службы в армии он ехал в своё Закарпатье. За четыре дня я со всеми подружилась и не могла представить,(6) что скоро с ними расстанусь.
B8 Среди предложений 17-26 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.


Вариант 2.

(1)Сразу после разговора со мной Кестер позвонил Ленцу и попросил его быть наготове. (2)Затем он вывел «Карла» [машину] из гаража и помчался с Ленцем в клинику профессора Жаффе. (3)Дежурная сестра сказала, что доктор, возможно, поехал ужинать, и назвала Кестеру несколько ресторанов, где он мог быть. (4)Кестер отправился на поиски. (5)Он ехал на красный свет, не обращая внимания на полицейских. (6)Он посылал «Карла» вперед, как норовистого коня, протискиваясь сквозь поток машин. (7)Профессор оказался в четвертом по счету ресторане. (8)Оставив ужин, он вышел с Кестером. (9)Они поехали на квартиру Жаффе, чтобы взять всё необходимое. (10)Это был единственный участок пути, на котором Кестер ехал хотя и быстро, но всё же не в темпе автомобильной гонки. (11)Он не хотел пугать профессора преждевременно. (12)По дороге Жаффе спросил, где находится больная. (13)Кестер назвал какой-то пункт в сорока километрах от города, только бы не выпустить профессора из машины. (14) Остальное должно было получиться само собой.

(15) — Это опасно? — спросил Кестер, когда профессор сел в машину.

(16) — Да, — сказал Жаффе.

(17)В ту же секунду «Карл» превратился в белое привидение. (18)Он рванулся с места и понесся. (19)Он обгонял всех, наезжал колесами на тротуары, мчался в запрещенном направлении по улицам с односторонним движением.

(20) — Вы сошли с ума! — воскликнул профессор. (21) — Не гоните так машину, ведь всё будет впустую, если мы попадем в аварию!

(22) — Мы не попадем в аварию. (23) Я знаю, что должен доставить вас целым и невредимым, положитесь на меня!

(24) — Какая польза в этой сумасшедшей гонке, выиграете несколько минут!

(25) — Нет, — сказал Кестер, уклоняясь от столкновения с машиной, груженной камнем, — нам ещё предстоит покрыть двести сорок километров.

(26) — Что?

(27) — Да, я не хотел говорить вам этого раньше.

(28) — Это всё равно! — недовольно заметил Жаффе. (29) — Я помогаю людям независимо от километража. (30) Поезжайте на вокзал. (31) Поездом мы доберемся скорее.

(32) — Нет, я справлялся – поезд уходит слишком поздно...

(33) Он снова посмотрел на Жаффе, а доктор, очевидно, увидел в его лице что-то новое.

(34) — Помоги вам бог, — пробормотал он, – больная – ваша приятельница?

(35) Кестер отрицательно покачал головой. (36) Машина выехала на шоссе. (37) Теперь мотор работал на полную мощность. (38) Врач съежился за узким ветровым стеклом. (39) Кестер сунул ему свой кожаный шлем. (40) Только в деревнях, когда это было абсолютно необходимо, Кестер сбавлял скорость.

(41) Покрышки скрипели, шипели, завывали, свистели — мотор отдавал теперь всю свою мощь. (42) Кестер пригнулся к рулю, его тело превратилось в огромное ухо, в фильтр, просеивающий гром и свист мотора и шасси, чутко улавливающий малейший звук, любой подозрительный скрип и скрежет, в которых могли таиться авария и смерть.

(43) Глинистое полотно дороги стало влажным. (44) Машина начала юлить и шататься в стороны. (45) Кестеру пришлось сбавить скорость. (46) Зато он с еще большим напором брал повороты. (47) Он уже не подчинялся разуму, им управлял только инстинкт. (48) Фары высвечивали повороты наполовину. (49) Когда машина брала поворот, он не просматривался. (50) Машина плыла в тумане, проносились тени, деревья, смутные призраки в молочном море, не было больше шоссе, осталась случайность и приблизительность, тени, разраставшиеся и исчезавшие в реве мотора.

…(51) Я не мог больше оставаться в доме и вышел. (52) Я осмотрелся. (53) Я уже был не один. (54) Теперь где-то там, на юге, за горизонтом, ревел мотор. (55) За туманом по бледно-серым дорогам летела помощь, фары разбрызгивали яркий свет, свистели покрышки, и две руки сжимали рулевое колесо, два глаза холодным уверенным взглядом сверлили темноту: глаза моего друга…
(По Э.-М. Ремарку)
Эрих Мария Ремарк (1898–1970) – один из наиболее известных и читаемых немецких писателей XX века. Представленный отрывок взят из его романа «Три товарища», который повествует о судьбе искалеченного войной поколения.
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Кестер ехал, не соблюдая правила дорожного движения?»

1) Он стремился быстрее привезти профессора к своей девушке, которая нуждалась в медицинской помощи.

2) Он любил полихачить на дороге.

3) Ему было обещано хорошее вознаграждение, если он доставит профессора в кратчайший срок.

4) Он мчался так быстро, чтобы помочь девушке своего друга.
A2 Укажите, в каком значении употребляется слово «брала» в (предложении 49).

1) Получала в свою собственность, пользование, распоряжение.

2) Добывала, доставала, разыскивала.

3) Преодолевала, одолевала.

4) Овладевала, захватывала; побеждала, выигрывала.
A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются метафора и сравнение.

1) Какая польза в этой сумасшедшей гонке, выиграете несколько минут!

2) Глинистое полотно дороги стало влажным.

3) В ту же секунду «Карл» превратился в белое привидение.

4) Он посылал «Карла» вперед, как норовистого коня, протискиваясь сквозь поток машин.
A4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЪЁЖИЛСЯ (предложение 38) количество звуков и букв одинаково.

2) В слове ПОМОГАЮ (предложение 29) последняя буква обозначает 2 звука – [й’], [у].

3) В слове СЖИМАЛИ. (предложение 55) все согласные звуки звонкие.

4) В слове ОСТАВИВ ( предложение 8) два звонких согласных звука.
A5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) попросил(предложение 1)

2) разраставшиеся (предложение 50)

3) горизонтом (предложение 54)

4) пробормотал (предложение 34)
A6 В каком слове правописание приставки определяется её значением – неполнота действия?

1) превратился (предложение 17)

2) предстоит (предложение 25)

3) пригнулся (предложение 42)

4) пришлось (предложение 45)
A7 В каком варианте ответа правописание НН в суффиксе причастия обусловлено наличием зависимого слова?

1) уверенным (предложение 55)

2) единственный (предложение 10)

3) запрещённом (предложение 19)

4) груженной (предложение 25)
B1 Замените разговорное слово «норовистого» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
B2 Замените словосочетание «кожаный шлем» (предложение 39), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
B3 Выпишите грамматическую основу предложения 44.
B4 Среди предложений 49-55 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения.
Он уже не подчинялся разуму,(1) им управлял только инстинкт. Фары высвечивали повороты наполовину. Когда машина брала поворот,(2) он не просматривался. Машина плыла в тумане,(3) проносились тени,(4) деревья,(5) смутные призраки в молочном море,(6) не было больше шоссе,(7) осталась случайность и приблизительность,(8) тени,(9) разраставшиеся и исчезавшие в рёве мотора.
B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 42. Ответ запишите цифрой.
B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Теперь где-то там,(1) на юге,(2) за горизонтом,(3) ревел мотор. За туманом по бледно-серым дорогам летела помощь,(4) фары разбрызгивали яркий свет,(5) свистели покрышки,(6) и две руки сжимали рулевое колесо,(7) два глаза холодным уверенным взглядом сверлили темноту: глаза моего друга…
B8 Среди предложений 3-10 сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Вариант 3.

(1) Весть о юбилее принесла не только внучка, но и открытка в почтовом ящике, приглашающая «всех выпускников школы принять участие в торжестве». (2) Наверное, сама Ирина не вспомнила бы. (3) Шутка сказать – пятьдесят лет! (4) Зато помнила аппетитные стопы ярко-жёлтых кирпичей на пустыре и рабочих в длинных фартуках, которые нагружали кирпичами тачки, а потом подвозили их каменщикам... (5) Когда здание было построено, оно оказалось школой, а Ирочка – первоклассницей. (6) Нечего было и думать о том, чтобы собрать всех, кто здесь учился. (7) Поэтому торжество проводили в клубе авиационного училища, что располагалось прямо напротив школы. (8) Бабушка волновалась, почти как семилетняя Ирочка, пятьдесят лет назад вошедшая в залитый солнцем класс. (9) Директор взял в руки звонок – бронзовый, величиной с чайник, колокольчик, тот самый! – потряс и поставил обратно. (10) Чистый и громкий звон рассыпался осколками по всему залу, застыл в складках кумачовой скатерти, спрятался под крышкой рояля, шмыгнул на подоконники и замер за тяжёлыми портьерами…

(11) О чём говорили, Ирина не запомнила. (12) Когда начинали аплодировать, она тоже аплодировала. (13) Но вот заговорила высокая учительница с косами короной: (14) «Когда школа впервые распахнула свои двери, Ирина Григорьевна оказалась в числе тех, кто пошёл учиться в первый класс. (15) Мы не знаем, как сложилась судьба её одноклассников: нам никого не удалось разыскать... (16) Послушаем, что нам расскажет первая выпускница школы, а ныне заслуженная швея-мотористка швейной фабрики». (17) Ирина растерялась, словно её вызвали к доске, а урок не приготовлен.

(18) «Подумать только, так давно...» (19) Подумала вслух, и стало совсем тихо; она тоже замолчала. (20) «Я о деревьях думаю, о липах. (21) Вот они стоят вокруг школы, а ведь когда нас привели, они совсем малютками были, не выше нас самих. (22) Тонкие росточки; и не скажешь, что деревья, как веточки. (23) Посадили вокруг школы, со всех сторон».

(24) Помолчала, глядя в окно и не видя, как внимательно рассматривают её лицо, ярко-белую прядь в чёрных волосах и старенькое шерстяное платье, повернулась лицом к залу: (25) А теперь они выше школы! (26) Если бы те, кто со мной учился, могли их увидеть! (27) Хорошо, если живы. (28) А ведь много кто на войне сгинул. (29) Может, под другими деревьями лежат…

(30) Первым встал, захлопал младший брат. (31) На его пиджаке тенькали медали. (32) Аплодировал весь зал. (33) Ирина хотела досказать: мы уйдём, а деревья останутся. (34) Но директор тоже поднялся и хлопал стоя. (35) К ней подбежала девочка, чтобы вручить розу «от имени пятого «А» класса». (36) Роза была тёмно-красного цвета и пахла уличным холодом.

(37) Волнение не проходило, было таким сильным, что Ирина плохо слышала других выступавших...

(38) Через несколько дней пришла дочка Тайка с коробкой пирожных. (39) Пили чай. (40) Внучка Лёлька искусно выгребла из эклера крем и теперь ела «обложку». (41) Таечка деликатно откусывала безе, и на яркой помаде оседали белые крупинки. (42) «Ты ведь любишь безе, мама?» (43) Тайка удивлённо смотрела, как мать режет бородинский хлеб. (44) «Среда, постный день у меня», – объяснила Ирина. (45) «Ты домой забери, куда нам столько; или Надю угости».

(46) Дочка задержалась в комнате соседки. (47) Пока Ирина мыла посуду, оттуда слышался её весёлый голос и Надин поощрительный смех. (48) Разговор шёл о школьном празднике. (49) «…Скука смертная: директор долдонит, завуч. (50) А дальше – хоть стой, хоть падай: моя матушка речугу толкала. (51) Я думала, что сквозь землю провалюсь, честное слово!» (52) Дружно засмеялись, и Тайка сквозь смех продолжала: «…о пользе зелёных насаждений. (53) В общем, чёрт-те что и сбоку бантик».

(54) Стараясь не греметь чашками, Ирина прошла к себе мимо плотной портьеры, за которой горела лампа. (55) «Нет-нет-нет, тётя Надя, это Вам; у матушки пост». (56) И снова зазвенел Тайкин смех, но мать уже прикрыла дверь…

(По Е. Катишонок)
Елена Александровна Катишонок – русская писательница, живущая в Америке. Автор трёх романов и трёх сборников стихов. Финалист литературной премии «Русский Букер», лауреат премии «Ясная Поляна». Представленный фрагмент взят из её романа «Против часовой стрелки».
A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, выступая на юбилейном школьном вечере, Ирина Григорьевна говорила о старых липах?»

1) Она хотела поделиться воспоминаниями о том времени, когда была первоклассницей, а липы – маленькими кустиками.

2) Ей хотелось, чтобы школьники воспринимали эти деревья не просто как зелёные насаждения, а как память о первых учениках школы.

3) Она растерялась, так как не ожидала, что её пригласят выступать, и не знала, что сказать.

4) Она сожалела, что в этот вечер не сможет встретиться со своими одноклассниками, многие из которых погибли в войну.
A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «стопы» (предложение 4).

1) Части ног от щиколотки вниз, опирающиеся на землю ступнями

2) Повторяющиеся единицы стиха, состоящие из двух или более слогов

3) Ряд предметов, наложенных один на другой

4) Сосуды для вина, расширяющиеся кверху
A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Пока Ирина мыла посуду, оттуда слышался её весёлый голос и Надин поощрительный смех.

2) Ирина хотела досказать: мы уйдём, а деревья останутся.

3) Тонкие росточки; и не скажешь, что деревья, как веточки.

4) Чистый и громкий звон рассыпался осколкам и по всему залу, застыл в складках кумачовой скатерти, спрятался под крышкой рояля, шмыгнул на подоконники и замер за тяжёлыми портьерами...
  1   2   3