Главная страница

15 октября 2014 года – 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова



Скачать 251.82 Kb.
Название 15 октября 2014 года – 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова
Дата 28.02.2016
Размер 251.82 Kb.
Тип Документы

15 октября 2014 года – 200 лет

со дня рождения

Михаила Юрьевича Лермонтова






Михаил Юрьевич Лермонтов — одно из самых восхитительных явлений человечества. Творец не преодолел 27-летний возрастной порог, но за своё короткое путешествие под названием «жизнь» он создал большое количество шедевров, которые увековечили его имя в истории русской литературы. 15 октября исполняется ровно 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова — день памяти о том, «кто при надобности мог бы заменить нам Пушкина».

Невероятно обширный арсенал творческих работ Лермонтова поражает своим многообразием даже самых опытных литераторов: сложно не признать высокий творческий потенциал за человеком, написавшим свыше 400 стихотворений, трёх десятков поэм и множества прозаично-драматических произведений. Сегодня эти работы, безусловно, представляют неприкосновенное литературное наследие России.

Из обширного списка литературных шедевров, которые подарил миру Лермонтов, особым образом выделяются «Кавказский пленник» , «Герой нашего времени»  и «Смерть поэта». Их изучают в школах и техникумах, их любят цитировать поклонники русской литературы, они были переведены на множество языков мира: сегодня трудно представить образовательную программу без произведений Михаила Юрьевича. Мало кто знает, но Лермонтов был не только отличным поэтом, но также и гениальным математиком и художником.

По своей натуре Лермонтов был абсолютно мистически настроенным человеком: ему симпатично всё таинственное и необычное, что подтверждает его популярнейший рассказ «Фаталист». Перед поездкой на Кавказ, ставшей для Лермонтова роковой, поэт посетил известнейшую по тем временам петербургскую гадалку Александру Киргхоф, которая сказала поэту, что он никогда не вернётся в Петербург. Эта же ведьма предсказала Пушкину смерть «от белокурого человека».

По своей натуре Михаил Лермонтов был дружелюбным, но отчасти саркастичным человеком: он не упускал возможности над кем-то подшутить, переходя своими выходками все рамки дозволенного.

Несмотря на свою недолговечность, Лермонтов познал любовь, пронеся это светлое чувство через всю свою жизнь: его «полюсом притяжения» была красавица Варвара Лопухина, которой поэт посвятил немало стихов. Эти чувства были настолько крепкими, что даже мимолётная, но бурная страсть к дочери Фёдора Иванова Наталье Ивановой не смогла их сломить.

Говоря о личной жизни Лермонтова, историки и литераторы отмечают: творец был крайне влюбчивым и непостоянным в своих чувствах. Большинство прекрасных дам приходило в жизнь Михаила Лермонтова ненадолго, но только любовь к Лопухиной была настолько сильным чувством для поэта, что он сумел пронести эту духовную преданность сквозь всю свою, увы, недолгую жизнь.

Михаил Юрьевич Лермонтов погиб на дуэли. Мало кто знает: судьба поэта была решена обычной монеткой. Лермонтов не мог самостоятельно принять решение о том, ехать ли ему на службу (где и произошла дуэль) или остаться на некоторое время в Пятигорске.

Он подбросил монетку, которая «велела» ему ехать на Кавказ. В СМИ также есть информация о том, что когда будущий легендарный поэт родился, акушерка каким-то образом смогла предсказать судьбу младенцу: «умрёт не своей смертью». Так и получилось. 17 (29) июля 1841-го года Лермонтова похоронили на пятигорском старом кладбище: 15 (27) июля поэт погиб на дуэли от пули Мартынова, попавшей в грудь.

Прошло 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, но память о нём осталась до сих пор. Благодаря непреодолимой тяге к творчеству поэт сумел создать себе «памятник», который не ограничивает время и пространство — шедевральные литературные произведения, актуальность которых подчёркивается критиками и по сей день.



Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.
Детство поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование.
Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата" (опубликованы посмертно), "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".
В центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет "грех", преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как страдание.
В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется "по прошению" и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей ..."].
По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова.
В эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр "отрывка" - лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы.
Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и психологических размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М. Я. Малова).
Эти идеи нашли у него выражение еще в "Жалобах турка" (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830-1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)"], событиям Великой французской революции ("Из Андрея Шенье", 1830-1831) и эпохе пугачёвщины ("Предсказание", 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова - романа "Вадим" (1832-1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774-1775 гг.
Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах ["К Лермонтов" ("У ног других не забывал...", 1831), "Она не гордой красотою...", 1832, и другие], так и в поздних произведениях: "Валерик", посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю", в "Княгине Литовской" (Вера).В 1830-1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.

После 1832 Лермонтов обращается к балладе ("Тростник", 1832; "Желанье" - "Отворите мне темницу", 1832; "Русалка", 1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории ("Последний сын вольности", 1831; "Литвинка", 1832), другая - к экзотическим кавказским темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя". 1833-1834; "Хаджи-Абрек", 1833).
В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы в грубо натуралистичном виде отразился в так называемых юнкерских поэмах - "Петергофский праздник", "Уланша", "Гошпиталь" - все 1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора).
Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад", работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская". Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским. В романе "Княгиня Литовская" (1836; не окончен; опубликован в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над "Маскарадом" (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была запрещена.
В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка Лермонтова создать исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода аналогом "Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) - "микро-эпос" о народной войне 1812.
В 1835-1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение "Смерть Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах". Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был ты, печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его "тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба - 1840) и другие.
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе.

В 1837 он записывает народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского", 1830).
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой.
Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 - годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал "Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники "Стихотворения" и "Герой нашего времени".
Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.
В 1838-1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" - аристократическое общество молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников.
В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика "гармонической точности" в поэзии.
Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не все принимают в его творчестве. Столь же "выборочно" принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине" (1841) балладу "Спор", но остался холоден к социально-философским основам их учения ("Родина", 1841).
Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом "Отечественные записки".

Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".
В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства.
18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").
14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".

В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал 15 июля 1841 года. Поэту было 26 лет. 

Похоронен Михаил Юрьевич Лермонтов в фамильном склепе в Тарханах.

Пятнадцатого октября исполняется 200 лет со дня рождения великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Дата значительная и слов требует весомых. Однако в голове моей всплывает странная история, почти что анекдот из школьных времен, и ничего с этим не поделаешь.


Однажды много лет назад мы с товарищем, восьмиклассники, сбили с мысли нашу учительницу литературы Веру Тимофеевну. Вопрос наш был наивен, даже нелеп, но что со школьников возьмешь. Почему, спрашивали мы настойчиво, Лермонтова все время отодвигает на второе место в русской поэзии Пушкин? Разве они как минимум не равны? Попытки Веры Тимофеевны возразить были бесполезны - мы чувствовали себя карбонариями и ничего не слышали. Учительница, к чести, выход нашла: предложила нам с одноклассником подготовить и провести назавтра урок самостоятельно. Интернетом в те суровые времена не пахло, но книг дома хватало, и мы окунулись в подробности судьбы Михаила Юрьевича.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • 200-летие со дня рождения Лермонтова отметят в Большом театре

Худо-бедно урок мы провели. Стихотворец у Пушкина отвечал недовольной черни: "Подите прочь - какое дело поэту мирному до вас!" У Лермонтова же счет предъявляла сама толпа: "Какое дело нам, страдал ты или нет?/ На что нам знать твои волненья,/ Надежды глупые первоначальных лет,/ Рассудка злые сожаленья?". Страшно подумать, какие смелые выводы из таких пересечений приходили на ум восьмиклассникам. Однако главное открытие было для нас в другом. За что ни возьмись - чем больше читали мы о Лермонтове, тем больше прибавлялось вопросов. Могла ли ответить на них учительница? Ой, вряд ли. На очевидные вопросы ответов просто не было в природе.

А случись такой приступ любознательности с нынешними школьниками? Изменилось ли что-нибудь за три десятка лет? К двухсотлетию поэта издательство "Молодая гвардия" выпустило в серии ЖЗЛ книгу Владимира Бондаренко о Лермонтове. В кинопрокате к юбилею очутился фильм Дениса Банникова "Дуэль. Пушкинъ - Лермонтовъ". В музеях устроены выставки.

В фильме идея занятная: что было бы, если бы Пушкина и Лермонтова не убили на дуэлях, а Грибоедова не растерзали фанатики в Тегеране, и все они благополучно дожили до середины века? Увы, кино не про то. Зато Бондаренко в своей книге - как когда-то мы, школьники, учительнице - искренне и честно предлагает целую россыпь вопросов, на которые у лермонтоведов как не было, так и нет ответов. Но не спросить и не задуматься над ними просто невозможно.

"Бедный Мартынов"

Когда-то Александр Блок разводил руками: "О Лермонтове еще почти нет слов - молчание и молчание... Почвы для исследования Лермонтова нет - биография нищенская. Остается "провидеть" Лермонтова".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Российские музыканты записали альбом на стихи М.Ю. Лермонтова

Это молчание - удивительное. В русской литературе не найти другого автора равной Лермонтову величины, вокруг которого столько недомолвок, мистификаций и слухов. Сохранилось немного писем поэта, почти нет писем к нему. Читаешь современников и диву даешься: о ком это? Большая часть мемуаров и записок появилась не сразу после гибели поэта в 1841 году, а чуть не полвека спустя, когда очевидцев трагедии почти не осталось...

О ком все-таки речь? Будто и знать никто не знал тогда, в 1841 году, масштабов случившейся беды. Сослуживец Александр Арнольди, общавшийся с ним в Пятигорске, заявлял вдруг: "Мы не обращали на Лермонтова никакого внимания, и никто из нас и нашего круга не считал Лермонтова настоящим поэтом, выдающимся человеком". Да и вообще "мы все, его товарищи-офицеры, нисколько не были удивлены тем, что его убил на дуэли Мартынов... не Мартынов, так другой кто-нибудь".

Листаю старый синий томик "Воспоминаний современников...". Как выглядел Лермонтов - даже этого понять нельзы. У одного глаза поэта будто "длинные щели,.. полные злости и ума". У другого "большие красивые глаза". У кого-то "невысокий лоб", у другого уже лоб "необыкновенно высокий". Первый биограф поэта Павел Висковатый пересказывает слова неизвестного сановника: "... не понимаю, что о Лермонтове так много говорят; в сущности он был препустой малый, плохой офицер и поэт неважный. В то время мы все писали кое-какие стихи. Я жил с Лермонтовым в одной квартире, я видел не раз, как он писал. Сидит, изгрызет множество карандашей или перьев и напишет несколько строк. Ну, разве это поэт..."



Поэт, прозаик, драматург, художник Михаил Лермонтов

Понимаете, о чем это? На дуэли был убит сварливый офицеришка, случайно оказавшийся великим поэтом. Была еще история про молодого офицера Лисаневича, который при одной мысли о дуэли с Лермонтовым пришел в ужас: "Чтобы у меня поднялась рука на такого человека!" Но эти слова приводят крайне редко, по мнению Бондаренко, оттого, что они мешают главной мысли: Мартынов, убивший Лермонтова, сам был жертвой, просто по правилам чести не мог отказаться от дуэли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Владимир Путин посетит в Пензе форум ОНФ и заповедник "Тарханы"

Знакомый художник Моисей Меликов ко всем недостаткам поэта приплел: "Он был ужасно прожорлив". Илья Арсеньев добавлял: "он был завистлив". А убийца, напротив, - "человек добрый, сердечный, которого Лермонтов довел своими насмешками и даже клеветами почти до сумасшествия... Мартынов, которого я хорошо знал, - божился Арсеньев, - до конца своей жизни мучился и страдал".

Бедный, бедный Мартынов. И вдруг офицер Николай Раевский о Лермонтове: "Любили мы его все". И князь Васильчиков, один из секундантов, сразу после дуэли написал другу: "Жаль его! Отчего люди, которые бы могли жить с пользой, а может быть, и с славой, Пушкин, Лермонтов, умирают рано, между тем как на свете столько беспутных и негодных людей доживают до благополучной старости".

Позже всплыла со слов Мартынова сомнительная версия о том, что он, оказывается, еще и честь своей сестры защищал, якобы Лермонтов однажды вскрыл ее письмо. Никаких больше свидетельств этому не было, история якобы случилась за несколько лет до дуэли, Мартынов продолжал приятельствовать с Лермонтовым, а тут вдруг всплыло. Ну, как минимум странно.

Николай Соломонович Мартынов был знаком с Лермонтовым еще со времен учебы в Школе юнкеров. Многие годы спустя он дважды принимался за составление своей исповеди, но дальше рассказа о годах учебы так и не продвинулся. Самое страшное воспоминание о Лермонтове тех времен - они с друзьями называли себя "Нумидийским эскадроном" и по ночам, подкравшись, обливали водой однокурсников.

Нелепо в этом потоке, кажется, все. Лермонтов прожил неполных 27 лет. Написанного иному хватит на три жизни. Поэмы "Демон", "Мцыри", "Песня про купца Калашникова", "Сашка", "Тамбовская казначейша". Томик лирических шедевров, пьеса "Маскарад", первый русский психологический роман "Герой нашего времени". Это только самое-самое. И что же? Люди, знавшие Лермонтова, способны нести только какую-то чепуху и чушь? Они не понимали, кем он останется в русской культуре?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Из-за чего произошла дуэль? По воспоминаниям троюродного брата поэта Акима Шан-Гирея, дело было в прозвище, которым наградил Мартынова Лермонтов: "Горец с большим кинжалом". Тот действительно ходил "очень красивый собой,.. всегда в черкеске с большим дагестанским кинжалом на поясе". 14 июля на вечеринке у Верзилиных Лермонтов сказал дочери хозяйки дома: "Мадемуазель Эмилия, берегитесь, вот приближается свирепый горец". Вокруг чего и случился сыр-бор. Слово за слово, дело кончилось убийством.

Конечно, другие времена, другие представление о чести, о границах самоиронии. Конечно, молодо-зелено. Но трудно все-таки избавиться от ощущения идиотизма, глядя из нашего времени. Шутки, кажущейся невинной, хватило, чтобы убить поэта, которым Россия гордится по сей день? Того, "который один мог облегчить утрату, понесенную нами со смертью Пушкина"?

"Все плакали, как малые дети", - говорил Святослав Раевский после смерти Лермонтова. Священник Василий Эрастов, которого с трудом уговорили отпевать поэта, нервно возражал: "Вы думаете, все плакали? Все радовались".



Поэт, прозаик, драматург, художник Михаил Лермонтов

Дамы вспоминали, что целых два дня не слышно было звуков оркестра. Но декабрист Николай Лорер, напротив, помнит, как "шатался" по Пятигорску под звуки музыки полковой - звучал модный Aurore-valse. "Чем кончится судьба Мартынова и двух секундантов?" - спросил я одного знакомого. - "Да ведь царь сказал "туда ему и дорога", узнав о смерти Лермонтова, которого не любил, и, я думаю, эти слова послужат к облегчению судьбы их", - отвечал он мне. И в самом деле,.. с убийцею и секундантами обошлись довольно снисходительно. Секундантам зачли в наказание продолжительное содержание их под арестом и велели обойти чином, а Мартынова послали в Киев на покаяние на двенадцать лет. Но он там скоро женился на прехорошенькой польке и поселился в собственном доме в Москве".

"Оклеветанный молвой"

Видные литераторы и критики того времени - Ростопчина, Дружинин, Вяземский, Белинский - сокрушались, что поэт убит, при этом, что еще обидней, не кавказцем или же французом, а русским. Хотя могло случиться и такое - за полтора года до того, 18 февраля 1840 года, Лермонтов дрался на дуэли с сыном французского посланника в Петербурге Эрнестом де Барантом (из-за княгини Щербатовой, обделившей вниманием француза ради поэта). На том же месте, где стрелялся Пушкин, у Черной речки. Правда, и тогда он выстрелил в воздух, после того как соперник промахнулся. И с Мартыновым обещал секундантам, что не будет в него стрелять. Хотя с оружием, говорят, умел обращаться.

Да, он мог сказать, что "эти Дантесы и де Баранты заносчивые сукины дети". В 1837 году он стал мгновенно знаменит своим стихотворением "Смерть поэта". Тогда и сослан был на Кавказ в первый раз, ненадолго. Николаю I, в отличие от императрицы, которой нравился лермонтовский "Демон", творчество поэта было не по душе. Хлопотно с этими поэтами. Но из первой ссылки Лермонтов вернулся благодаря хлопотам своей любящей бабушки Елизаветы Алексеевны, года не пробыв на Кавказе. Неужели царь был бы так любезен, если б видел в его стихах подлинную угрозу Отечеству и верховной власти? Ведь если вчитаться - кому в первую руку адресованы строки Лермонтова об "оклеветанном молвой"? Элитам, свету, бомонду, "Рублевкам" тех времен.

Вопреки сегодняшнему всеобщему заблуждению, после дуэли Пушкина с Дантесом как раз тогдашняя элитная "тусовка", рукопожатный круг из знати (скажем, из самого престижного салона канцлера Нессельроде) понесся с сочувствиями вовсе не к умирающему Пушкину, а к несчастному Дантесу, надо же, бедняга, вляпался. Перестали сочувствовать вслух лишь после царского указа о высылке француза. Ветер переменился - знатные и креативные особы пулей понеслись свидетельствовать скорбь по поводу почившего поэта. Между собой шептались - дались этому арапу подметные письма! Мало того что заносчив, смугл и кучеряв, так еще и наших еврошуток не понимает.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • В Москве после реконструкции откроется дом-музей Михаила Лермонтова

"Нашим всем" Пушкин стал для продвинутой общественности лишь двадцать лет спустя с легкой руки Аполлона Григорьева. Пушкина поочередно водружали на свои знамена все партии и лагеря. А уже к концу двадцатого века либеральная мысль вернется к тому, с чего и начиналось. Академик Петраков, причем всерьез, будет доказывать: Пушкин сам себе написал те анонимные письма! А публицист Александр Лацис продвинется дальше: Пушкин был явно не совсем здоров психически, вот и решил покончить с собой посредством дуэли!

Не странно ли, почему никто так и не смог найти сочинителей пасквилей о Пушкине? А ведь если искать, кто в этом расследовании явно не был заинтересован, - широкий круг "подозреваемых" охватит и "околовластные", и "вольнодумные", и "светские" элиты тех времен. Не странно ли, что столько тумана и в трагедии Лермонтова? Того, что написал "портрет, составленный из пороков всего нашего поколения". "Век нынешний - блестящий, но ничтожный", "Печально я гляжу на наше поколенье". Про позапрошлый век, но если вчитаться...

И Пушкин, и Лермонтов - вполне светские люди - так и остались для этого самого света "чужаками". Сразу после дуэли у горы Машук участники сговорились, как и что утаивать от следствия. Сохранились их записки друг другу с "брульонами", шпаргалками, что говорить.

Спустя десятилетия стали появляться мистификации то о романе Лермонтова с женой француза-путешественника, то еще о чем-то. Среди самых удивительных - возникшая в 1873 году версия о принадлежности Лермонтову стихотворения "Прощай, немытая Россия". Нет ни одного оригинала или упоминания современников, ничего. И вдруг в разгар народовольчества издатель Петр Бартенев обнародовал свою "находку", ее перепечатал биограф Павел Висковатов. В 1989 году критик Бушин доказывал, что речь идет о "подлоге". Бондаренко в книге о Лермонтове выдвигает версию, что автор этих стихов - пародист Дмитрий Минаев, переиначивший пушкинское "К морю": "Прощай, свободная стихия!/ В последний раз передо мной/ Ты катишь волны голубые/ И блещешь гордою красой". Сравнение убедительное: "Прощай, немытая Россия,/ Страна рабов, страна господ./ И вы, мундиры голубые,/ И ты, им преданный народ".



Поэт, прозаик, драматург, художник Михаил Лермонтов

Так или иначе, авторство не установлено, ничем не подтверждено, но стихотворение стало каноническим и вошло в школьные программы, как шедевр великого поэта. Почему - хороший вопрос. Лермонтова ругал почвенник Шевырев за "западничество". Лермонтова уличал демократ Чернышевский - за "французоедство". Сам же он, задумываясь о "европейской" и "азиатской" России, писал о том, как "у Казбека с Шат-горою был великий спор". И говорил издателю Краевскому, с которым был в приятелях: "Мы должны жить своей самостоятельной жизнью и внести свое самобытное в общечеловеческое. Зачем нам все тянуться за Европою и за французским? Я многому научился у азиатов, и мне бы хотелось проникнуть в таинства азиатского миросозерцания, зачатки которого и для самих азиатов, и для нас еще мало понятны. Но поверь мне, там на Востоке тайник богатых откровений"...

* * *



Поэт, прозаик, драматург, художник Михаил Лермонтов

От него ждали роли "исправителя людских пороков", он восклицал в ответ в предисловии к "Герою нашего времени": "Боже... избави от такого невежества!" Над загадками и тайнами поэта будут биться не одно столетие. И неведомые школьники, и маститые литературоведы. А он всегда будет выше этого. "Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу".

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

P.S. Кстати, а почему в начале перестройки в московском метро первым делом убрали название станции "Лермонтовская"? Чем Лермонтов-то помешал? Вопрос, считайте, риторический.

В 1814 году, в ночь с 14 на 15 октября родился великий русский поэт Михаил Лермонтов.
«Проза Лермонтова чудо. Еще большее чудо, чем его стихи», - восхищался Лев Гумилев.
«Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии», - такое определение давал Дмитрий Мережковский.
А Анна Ахматова в статье о Лермонтове писала: «…Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в одной поэзии мира. Это так просто, так неожиданно и так бездонно:
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно
Но им без волненья
Внимать невозможно.
«Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом», - утверждала Ахматова.
Пушкин и Лермонтов – эти два имени слились у нас в сознании еще со школьных лет. Но какие они были разные! В статье «Ремесло поэта» Валерий Брюсов отмечал, что Пушкин работал над стихами, делал их, а у Лермонтова стихи выходили из головы уже законченными. Пушкин желал, чтобы слух о нем прошел по всей Руси великой, Лермонтов же задумывался над тем, не лучше ли оставить свои мечты навсегда в глубине души, да и нет у языка сил, чтобы выразить сокровенные думы – «стихом размеренным и словом ледяным не передашь ты их значенья».
Михаил Лермонтов был убит на дуэли 27 июля 1841 года.



Лермонтову - 200 (Стих о лезгине)


15 октября исполняется 200 лет со дня рождения великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Дата значительная и слов требует весомых. Современники говорили, что талант, но характер невыносимый. Кто-то считал его стихи заурядными, кто то - гениальными
Когда Михаилу было десять лет, бабушка повезла его на Кавказ, на воды; там он встретил девочку лет девяти — и в первый раз в нем проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь.
Спустя два года после возвращения с Кавказа, в 1827 году, бабушка повезла Лермонтова в Москву, и в 1828-м он был зачислен полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где провел около двух лет. Здесь ученикам прививали вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве. В эти годы Михаил  сначала увлекался Шиллером, особенно его юношескими трагедиями; затем – Шекспиром, а позднее – Байроном. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 годах он пишет поэмы «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата», «Последний сын вольности», «Измаил-Бей» и «Демон».
В 1837 году он стал мгновенно знаменит своим стихотворением «Смерть поэта». Тогда и сослан был на Кавказ в первый раз, ненадолго. Николаю I, в отличие от императрицы, которой нравился лермонтовский «Демон», творчество поэта было не по душе. Хлопотно с этими поэтами. Но из первой ссылки Лермонтов вернулся благодаря хлопотам своей любящей бабушки Елизаветы Алексеевны, года не пробыв на Кавказе. Неужели царь был бы так любезен, если б видел в его стихах подлинную угрозу Отечеству и верховной власти? Ведь если вчитаться - кому в первую руку адресованы строки Лермонтова об «оклеветанном молвой»? Элитам, свету, бомонду, «Рублевкам» тех времен
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Во время этой ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Он создал множество акварелей, картин маслом и рисунков, лучшие из которых связаны с кавказской темой.
Все юбилейные даты Лермонтова загадочным образом связаны с судьбоносными событиями для России - в 1914 г. (100 лет со дня рождения поэт­а) началась Первая мировая война, в 1941 г. (100 лет со дня смерти) - Великая Отечественная, в 1991 г. (150 лет со дня кончины) развалился СССР. И вот 2014 г.: 200-летие поэта - война на Донбассе и конфликт России с Западом. И потому лучшее, что каждый из нас может сделать в год его 200-летия, - открыть томик Лермонтова, прочитать хотя бы несколько его стихотворений. «ЛезгиЯр» предлагает еще раз прочитать стихотворение «Прощанье» о лезгине.
Прощанье
Не уезжай, лезгинец молодой; 

Зачем спешить на родину свою? — 

Твой конь устал, в горах туман сырой; 

А здесь тебе и кровля и покой — 

И я тебя люблю!..
Ужели унесла заря одна 

Воспоминанье райских двух ночей; 

Нет у меня подарков: я бедна, 

Но мне душа создателем дана 

Подобная твоей.
В ненастный день заехал ты сюда; 

Под мокрой буркой, с горестным лицом;.... 

Ужели для меня сей день, когда 

Так ярко солнце, хочешь навсегда 

Ты мрачным сделать днем;
Взгляни: вокруг синеют цепи гор, 

Как великаны, грозною толпой; 

Лучи зари с кустами — их убор: 

Мы вольны и добры; — зачем твой взор 

Летит к стране другой? 
Поверь, отчизна там, где любят нас; 

Тебя не встретит средь родных долин

Ты сам сказал, улыбка милых глаз: 

Побудь еще со мной хоть день, хоть час, 

Послушай! час один! —
Нет у меня отчизны и друзей, 

Кроме булатной шашки и коня; 

Я счастлив был любовию твоей, 

Но все-таки слезам твоих очей 

Не удержать меня.
Кровавой клятвой душу я свою 

Отяготив, блуждаю много лет: 

Покуда кровь врага я не пролью, 

Уста не скажут никому: люблю. 

Прости: вот мой ответ.



 Мой Лермонтов.
...Безграничен поэтический мир Лермонтова. В нем каждый человек найдет отзвук самым задушевным думам и чувствам. Поэтому сколько людей, столько и тропинок к Лермонтову. Особенно много их у нас, на Кавказе, где о поэте напоминает каждый камень, серебряная росинка на травах, произрастающих на благодатной кавказской земле.
Трудно себе представить, что если бы не свела судьба поэта с дивным седым Кавказом, то не было бы у нас романа «Герой нашего времени», поэм «Мцыри», «Демон» и шедевров лирики.
Несказанной радостью переполняется моё сердце от мысли, что моя Родина воспета гениальным поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, и воспета так дивно поэтично и искренно, что, прочитав строчки бессмертных стихов, человек начинает любить и эти синие вершины гор, и бескрайние степи, и этих вольнолюбивых и непокорных людей так, как любил их М.Ю. Лермонтов, и как люблю их я.