|
1. Введение. А. Обоснование и конкретизация выбора темы
|
 Скачать 412.08 Kb.
|
1 2
1. Введение.
А. Обоснование и конкретизация выбора темы.
Социально-педагогическая суть изменений, связанных с модернизацией образования, – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.
Поэтому Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:
-
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
-
дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
-
обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
В свою очередь, постановка целей по предмету «Литература» в стандарте на базовом уровне обозначена следующим образом:
-
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
-
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
При этом основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Вопрос интеллектуального и творческого развития школьников в условиях современной школы чрезвычайно актуален на сегодняшний день (падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всем мире). А ведь чтение всегда рассматривалось как средство обучения и воспитания молодого поколения.
Понимая это, мы обращаемся к теме «Развитие индивидуальных способностей обучающихся в процессе подготовки и проведения внеклассного мероприятия «Литературная гостиная». Почему же именно литературная гостиная?
Во - первых, это форма тесного творческого общения с учащимися, педагогами, родителями.
Во - вторых, в зависимости от целей и задач, которые поставлены разработчиком литературного мероприятия, можно провести и литературную гостиную, и составить литературно-музыкальную композицию, и пригласить ребят в литературное кафе или на встречу добрых друзей…
В – третьих, литературная гостиная – это та форма, которая располагает к задушевному общению. Именно она позволяет раздвинуть рамки урока, помочь ребятам стать участниками далеких или недавних событий.
В – четвертых, ребята во время этих мероприятий играют роли и писателей (поэтов), и их современников. Это в свою очередь помогает учащимся не просто лучше узнать культуру разных времен и народов, но и глубже почувствовать ее, пополнить свой словарный запас, понять, уловить связь времен.
В – пятых, данная форма внеклассной работы способствует самовыражению каждого. При проведении литературной гостиной много внимания уделяется оформлению интерьера зала в зависимости от эпохи. Всевозможные декорации, макеты, эскизы костюмов, рисунки, выполненные юными художниками-декораторами, становятся важной частью происходящего. Многое сейчас делается при помощи компьютерных технологий. А это уже обучение информационной культуре.
Дети всегда рады пообщаться в неформальной, располагающей обстановке.
Б. Описание целеполагания. Ожидаемый результат.
Литературная гостиная - одна из оптимальных и адекватных форм общения с искусством средствами самого искусства. Эта форма творится самим подростком и адресована ему же.
Среди результатов и эффектов прохождения речевой практики "Литературная гостиная" можно выделить следующие:
-
формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
-
развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
-
освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
-
приобретение опыта публичного выступления;
-
расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.
Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности. Литературно-музыкальная гостиная не только дает возможность повысить языковую и речевую компетенцию учащихся, но и выступает как формирующий человека фактор.
Кроме того, проведение литературных гостиных обеспечивает приобретение личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных; Литературная гостиная способствует нравственно-патриотическому воспитанию, обогащению и расширению литературного круга знаний. Кроме того, участие учащихся в данном проекте формирует у них базовые навыки работы в команде, формирует коммуникативные навыки, учит презентовать себя и свою работу, формирует правильную речь, дает опыт публичных выступлений, что является неотъемлемой частью успешного начала профессиональной карьеры.
Прогноз связей между целями, средствами и результатами. Обоснование выбора методов, средств и технологий, представленных в проекте.
Цель литературной гостиной: создание оптимальных условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала учащихся, приобщение к богатствам отечественной художественной литературы и культуры, а также воспитание эстетического вкуса, нравственной позиции учащихся.
В ходе подготовки и проведения литературной гостиной получают развитие «универсальные учебные действия», то есть совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса:
Личностные УУД
| Регулятивные УУД
| Познавательные УУД
| Коммуникативные УУД
| жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных
| действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усво ения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий.
| самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информа ции;
| планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
| Литературная гостиная по своей сути является наиболее оптимальной формой внеклассной работы по литературе. Во-первых, эта форма способствует развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет осуществлять воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию. Во-вторых, литературная гостиная в полной мере осуществляет возрастносообразное построение образовательного процесса на основе учета возрастных психологических особенностей. В-третьих, формы и методы работы в литературной гостиной столь разнообразны, что позволяют учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося, обеспечивая рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащая формами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, расширяя зоны ближайшего развития. Наша литературная гостиная объединила учащихся разных возрастов (5,7,10 классы). Вся организационная подготовка проводилась учащимися 10 класса под руководством О.В.Сергеевой. В программу были включены выступления победителей конкурса актёров: Маняшина Светлана (вступление в повесть «Невский проспект»), Файзутдинов Максим и Кондратьев Кирилл (инсценировка «Бобчинский и Добчинский»), Пономарёв Павел, Лаврентьева Евгения, Сопрунова Ксения (инсценировка «Признания Хлестакова»). Оформление гостиной, костюмы участников, музыкальное сопровождение, отрывки художественных фильмов «Майская ночь….», «Мёртвые души» перенесли участников праздника в 19 век, создали удивительный эмоциональный настрой и желание изучать творчество великого писателя. Учащиеся Поликарпова Соня и Кайгородцева Настя создали компьютерную презентацию «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя», Цветков Герман, Зубенко Алина подготовили заочную экскурсию по гоголевским местам. Техническую поддержку во время подготовки и проведения мероприятия осуществлял Быстров Андрей. Гости активно участвовали в викторине, конкурсе на внимательность, в сочинении синквейна. Использование активных форм взаимодействия, эффект новизны (каждый номер готовился «по - секрету»), владение учителем и учащимися современными технологиями, высокая мотивация участников, сотрудничество взрослых и детей, старших и младших школьников, групповые формы работы - всё это позволило провести праздник на высоком эмоциональном и содержательном уровне, отметить большой воспитательный и развивающий эффект данного мероприятия. Поставленные цели были в полной мере реализованы. Средства (методы, технологии) отобраны в соответствии с поставленными целями и решают все задачи внеклассного мероприятия:
-
формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
-
развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
-
освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
-
приобретение опыта публичного выступления;
-
расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил;
-
приобретение личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников;
-
нравственно-патриотическое воспитание, обогащение и расширение литературного круга знаний;
-
формирование базовых навыков работы в команде, коммуникативных навыков, умения презентовать себя и свою работу;
-
приобретение опыта публичных выступлений, что является неотъемлемой частью успешного начала профессиональной карьеры.
Программа Литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Н.В.Гоголя
№
| Этап гостиной
| Ответственный
| 1
| Фрагмент к-ф «Майская ночь…»
| Быстров Андрей
| 2
| Презентация «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»
| Поликарпова Соня
Кайгородцева Настя
| 3
| Викторина
| Литуск Полина
| 4
| Заочная экскурсия по гоголевским местам Украины
| Цветков Герман
Зубенко Алина
| 5
| Украинская народная песня
| Девочки 5б класса
| 6
| Сообщение о работе Гоголя над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»(с презентацией)
| Макарова Катя
| 7
| Монолог из повести «Заколдованное место»
| Громов Михаил
| 8
| Сообщение о портретах Н.В.Гоголя
| Горностаева Наташа
| 9
| Исполнение вступления в повесть «Невский проспект»
| Маняшина Светлана
| 10
| Инсценировка «Бобчинский и Добчинский»
| Файзутдинов Максим
Кондратьев Кирилл
| 11
| Инсценировка «Признания Хлестакова»
| Пономарев Павел
Лаврентьева Евгения
Сопрунова Ксения
| 12
| Фрагмент к-ф «Мертвые души» - «Чичиков у Ноздрева»
| Быстров Андрей
| 13
| Сочинение синквейнов
| 5, 7аб, 10 классы
| 14
| Фрагмент к-ф «Мертвые души» - «Птица – тройка»
| Быстров Андрей
| 15
| Закрытие гостиной
|
| 2. Теоретическая часть. Анализ и систематизация научных знаний по заданной теме.
Литературная гостиная. Этапы работы. Схема литературной гостиной
Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне возможно.
Предмет “литература” соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука.
Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить, прежде всего, развитие ученика как средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке.
Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода.
Следует ориентироваться на ведущий тип деятельности подросткового периода — интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, ведь цели литературной гостиной:
-
Информационно – предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой;
-
деятельно – коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;
-
ценностно - ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.
Литературная гостиная как форма интеллектуального общения заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.
Литературная гостиная – одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Встреча при свечах, прослушивание музыкальных композиций, чтение стихов способствует формированию потребности видеть, чувствовать и самим творить прекрасное.
За основу работы взято традиционное понимание слова «гостиная», данное многими методистами, в том числе и Н Е Щурковой «это форма свободного общения, деятельность в которой определяется границами лексического значения слова комната, в которой принимают гостей. Это гибкая форма организационного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость». Дело книги - духовное собирание человека, попытка разгадать его тайну, загадку человеческой судьбы, опираясь на вечные критерии Свободы, Истины, Добра и Красоты. Наедине с книгой человек становится свободной личностью.
Формы работы: литературно-музыкальные вечера, творческие встречи, авторские поэтические вечера, информационные обзоры, книжные выставки, просмотры, час культуры, конкурсы чтецов, экскурсии в музей…
Главные принципы построения программы:
1) принцип историзма, научности, системности;
2) принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, поэта;
3) принцип доступности, толерантности.
Концепция литературного образования исходит из того, что литература демократична по самой своей природе, создаётся личностью, к личности обращена и личностью потребляется. Литература рассчитана на сопереживание, соразмышление, диалог. Предполагается – в границах объективного смысла произведения – возможность различных точек зрения и толкований. Существует достаточное многообразие форм методов и приёмов, но считаю одним из эффективных приёмов обучения и развития творческих способностей – общение. Именно умение общаться позволяет обучаемому говорить, открываться, творить. Но, где же общаться? Конечно, на уроке! Но урок – это структура, это рамки учебной деятельности. Вот тогда-то и открываются двери Литературной гостиной:
Откроем дверь нашей гостиной,
Куда не входят без причины,
Куда ведёт души стремленье
И благородное общенье!
Как показывает опыт, в обстановке гостиной происходит развитие индивидуальных возможностей учащихся. Во всей полноте раскрываются их артистичность, поэтический дар, художественный вкус. Встречи в литературной гостиной проходят в атмосфере сотрудничества, открытости и откровенности.
Любая из тем в литературной гостиной до своего воплощения в жизнь проходит несколько
|
1 2
|
|