Главная страница

1. Введение. А. Обоснование и конкретизация выбора темы



Скачать 412.08 Kb.
Название 1. Введение. А. Обоснование и конкретизация выбора темы
страница 1/2
Дата 03.05.2016
Размер 412.08 Kb.
Тип Документы
  1   2

1. Введение.

А. Обоснование и конкретизация выбора темы.

Социально-педагогическая суть изменений, связанных с модернизацией образования, – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Поэтому Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

  • дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

В свою очередь, постановка целей по предмету «Литература» в стандарте на базовом уровне обозначена следующим образом:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

При этом основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Вопрос интеллектуального и творческого развития школьников в условиях современной школы чрезвычайно актуален на сегодняшний день (падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всем мире). А ведь   чтение всегда рассматривалось как средство обучения и воспитания молодого поколения.

Понимая это, мы обращаемся к теме «Развитие индивидуальных способностей обучающихся в процессе подготовки и проведения внеклассного мероприятия «Литературная гостиная». Почему же именно литературная гостиная?

   Во - первых, это форма тесного творческого общения с учащимися, педагогами, родителями.

    Во - вторых, в зависимости от целей и задач, которые поставлены разработчиком литературного мероприятия, можно провести и литературную гостиную, и составить литературно-музыкальную композицию, и пригласить ребят в литературное кафе или на встречу добрых друзей…

    В – третьих, литературная гостиная – это та форма, которая располагает к задушевному общению. Именно она позволяет раздвинуть рамки урока, помочь ребятам стать участниками далеких или недавних событий.

    В – четвертых, ребята во время этих мероприятий играют роли и писателей (поэтов), и их современников. Это в свою очередь помогает учащимся не просто лучше узнать культуру разных времен и народов, но и глубже почувствовать ее, пополнить свой словарный запас, понять, уловить связь времен.

    В – пятых, данная форма внеклассной работы способствует самовыражению каждого. При проведении литературной гостиной много внимания уделяется оформлению интерьера зала в зависимости от эпохи. Всевозможные декорации, макеты, эскизы костюмов, рисунки, выполненные юными художниками-декораторами, становятся важной частью происходящего.    Многое сейчас делается при помощи компьютерных технологий. А это уже обучение информационной культуре.

    Дети всегда рады пообщаться в неформальной, располагающей обстановке.

Б. Описание целеполагания. Ожидаемый результат.

Литературная гостиная - одна из оптимальных и адекватных форм общения с искусством средствами самого искусства. Эта форма творится самим подростком и адресована ему же.

Среди результатов и эффектов прохождения речевой практики "Литературная гостиная" можно выделить следующие:

  • формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;

  • развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;

  • освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;

  • приобретение опыта публичного выступления;

  • расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.

Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности. Литературно-музыкальная гостиная не только дает возможность повысить языковую и речевую компетенцию учащихся, но и выступает как формирующий человека фактор.

Кроме того, проведение литературных гостиных обеспечивает приобретение личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных; Литературная гостиная способствует нравственно-патриотическому воспитанию, обогащению и расширению литературного круга знаний.
Кроме того, участие учащихся в данном проекте формирует у них базовые навыки работы в команде, формирует коммуникативные навыки, учит презентовать себя и свою работу, формирует правильную речь, дает опыт публичных выступлений, что является неотъемлемой частью успешного начала профессиональной карьеры.


Прогноз связей между целями, средствами и результатами. Обоснование выбора методов, средств и технологий, представленных в проекте.

Цель литературной гостиной: создание оптимальных условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала учащихся, приобщение к богатствам отечественной художественной литературы и культуры, а также воспитание эстетического вкуса, нравственной позиции учащихся.

В ходе подготовки и проведения литературной гостиной получают развитие «универсальные учебные действия», то есть совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса:

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического
оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой
ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных


действия,
обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усво
ения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план
и способ действия в случае расхождения эталона, реального
действия и его продукта; оценка — выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации
сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий.



самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение
методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия,
включая моделирование умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения
и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров; определение основной и второстепенной информа
ции;


планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск
и оценка альтернативных способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация; управление поведением
партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.



Литературная гостиная по своей сути является наиболее оптимальной формой внеклассной работы по литературе. Во-первых, эта форма способствует развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет осуществлять воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию.
Во-вторых, литературная гостиная в полной мере осуществляет возрастносообразное построение образовательного процесса на основе учета возрастных психологических особенностей. В-третьих, формы и методы работы в литературной гостиной столь разнообразны, что позволяют учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося, обеспечивая рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащая формами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, расширяя зоны ближайшего развития.
Наша литературная гостиная объединила учащихся разных возрастов (5,7,10 классы). Вся организационная подготовка проводилась учащимися 10 класса под руководством О.В.Сергеевой. В программу были включены выступления победителей конкурса актёров: Маняшина Светлана (вступление в повесть «Невский проспект»), Файзутдинов Максим и Кондратьев Кирилл (инсценировка «Бобчинский и Добчинский»), Пономарёв Павел, Лаврентьева Евгения, Сопрунова Ксения (инсценировка «Признания Хлестакова»). Оформление гостиной, костюмы участников, музыкальное сопровождение, отрывки художественных фильмов «Майская ночь….», «Мёртвые души» перенесли участников праздника в 19 век, создали удивительный эмоциональный настрой и желание изучать творчество великого писателя. Учащиеся Поликарпова Соня и Кайгородцева Настя создали компьютерную презентацию «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя», Цветков Герман, Зубенко Алина подготовили заочную экскурсию по гоголевским местам. Техническую поддержку во время подготовки и проведения мероприятия осуществлял Быстров Андрей. Гости активно участвовали в викторине, конкурсе на внимательность, в сочинении синквейна. Использование активных форм взаимодействия, эффект новизны (каждый номер готовился «по - секрету»), владение учителем и учащимися современными технологиями, высокая мотивация участников, сотрудничество взрослых и детей, старших и младших школьников, групповые формы работы - всё это позволило провести праздник на высоком эмоциональном и содержательном уровне, отметить большой воспитательный и развивающий эффект данного мероприятия. Поставленные цели были в полной мере реализованы. Средства (методы, технологии) отобраны в соответствии с поставленными целями и решают все задачи внеклассного мероприятия:

  • формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;

  • развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;

  • освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;

  • приобретение опыта публичного выступления;

  • расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил;

  • приобретение личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников;

  • нравственно-патриотическое воспитание, обогащение и расширение литературного круга знаний;

  • формирование базовых навыков работы в команде, коммуникативных навыков, умения презентовать себя и свою работу;

  • приобретение опыта публичных выступлений, что является неотъемлемой частью успешного начала профессиональной карьеры.

Программа Литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Н.В.Гоголя



Этап гостиной

Ответственный

1

Фрагмент к-ф «Майская ночь…»

Быстров Андрей

2

Презентация «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»

Поликарпова Соня

Кайгородцева Настя

3

Викторина

Литуск Полина

4

Заочная экскурсия по гоголевским местам Украины

Цветков Герман

Зубенко Алина

5

Украинская народная песня

Девочки 5б класса

6

Сообщение о работе Гоголя над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»(с презентацией)

Макарова Катя

7

Монолог из повести «Заколдованное место»

Громов Михаил

8

Сообщение о портретах Н.В.Гоголя

Горностаева Наташа

9

Исполнение вступления в повесть «Невский проспект»

Маняшина Светлана

10

Инсценировка «Бобчинский и Добчинский»

Файзутдинов Максим

Кондратьев Кирилл

11

Инсценировка «Признания Хлестакова»

Пономарев Павел

Лаврентьева Евгения

Сопрунова Ксения

12

Фрагмент к-ф «Мертвые души» - «Чичиков у Ноздрева»

Быстров Андрей

13

Сочинение синквейнов

5, 7аб, 10 классы

14

Фрагмент к-ф «Мертвые души» - «Птица – тройка»

Быстров Андрей

15

Закрытие гостиной




2. Теоретическая часть. Анализ и систематизация научных знаний по заданной теме.

Литературная гостиная. Этапы работы. Схема литературной гостиной

Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне возможно.

Предмет “литература” соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука.

Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить, прежде всего, развитие ученика как средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке.

Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода.

Следует ориентироваться на ведущий тип деятельности подросткового периода — интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, ведь цели литературной гостиной:

  • Информационно – предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой;

  • деятельно – коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;

  • ценностно - ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

Литературная гостиная как форма интеллектуального общения заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.

Литературная гостиная – одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Встреча при свечах, прослушивание музыкальных композиций, чтение стихов способствует формированию потребности видеть, чувствовать и самим творить прекрасное.

За основу работы взято традиционное понимание слова «гостиная», данное многими методистами, в том числе и Н Е Щурковой «это форма свободного общения, деятельность в которой определяется границами лексического значения слова комната, в которой принимают гостей. Это гибкая форма организационного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость». Дело книги - духовное собирание человека, попытка разгадать его тайну, загадку человеческой судьбы, опираясь на вечные критерии Свободы, Истины, Добра и Красоты. Наедине с книгой человек становится свободной личностью.

Формы работы: литературно-музыкальные вечера, творческие встречи, авторские поэтические вечера, информационные обзоры, книжные выставки, просмотры, час культуры, конкурсы чтецов, экскурсии в музей…

Главные принципы построения программы:

1) принцип историзма, научности, системности;

2) принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, поэта;

3) принцип доступности, толерантности.

Концепция литературного образования исходит из того, что литература демократична по самой своей природе, создаётся личностью, к личности обращена и личностью потребляется. Литература рассчитана на сопереживание, соразмышление, диалог.  Предполагается – в границах объективного смысла произведения – возможность различных точек зрения и толкований. Существует достаточное многообразие форм методов и приёмов, но считаю одним из эффективных приёмов обучения и развития творческих способностей – общение. Именно умение общаться позволяет обучаемому говорить, открываться, творить. Но, где же общаться? Конечно, на уроке! Но урок – это структура, это рамки учебной деятельности. Вот тогда-то и открываются двери Литературной гостиной:

      Откроем дверь нашей гостиной,

      Куда не входят без причины,

Куда ведёт души стремленье

И благородное общенье!

Как показывает опыт, в обстановке гостиной происходит развитие индивидуальных возможностей учащихся. Во всей полноте раскрываются их артистичность, поэтический дар, художественный вкус. Встречи в литературной гостиной проходят в атмосфере сотрудничества, открытости и откровенности.

Любая из тем в литературной гостиной до своего воплощения в жизнь проходит несколько
  1   2