Главная страница

1 Умственно отсталые дети


Скачать 391.18 Kb.
Название 1 Умственно отсталые дети
Дата 30.04.2016
Размер 391.18 Kb.
Тип Документы

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I.

1.1.Умственно отсталые дети……………………………………………………..4

1.2. Подготовка ребенка к школе…………………………………………………5

1.3.Изучение сезонных изменений в школе…………………………………….10

1.4.Дидактические игры………………………………………………………….17

1.5.Календарь природы…………………………………………………………..18

1.6.Уголок живой природы……………………………………………………....22

Глава II. Процедуры опытно- экспериментального исследования школьников с лёгкой степенью умственной отсталости………………………………………24

2.1.Характеристика школьников с умственной отсталостью…………………24

2.2.Констатирующий эксперимент……………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….38

Список литературы………………………………………………………………39

Введение

Данная тема является актуальной, т.к. влияние родной природы каждый из нас испытывает на себе. Природа- это источник первых конкретных знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда соприкасаются с природой. Их радуют зеленые леса, луга, яркие цветы, бабочки, ручейки, даже лужицы после дождя, зимой - падающие хлопья снега. Всё это дает богатую пищу для развития детей.

Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он купался в детстве, о лужайке на которой собирал цветы.

Из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

Окраска, форма и запах цветов, пение птиц, журчание ручья - всё это служит богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания.

Умение видеть и слышать природу такой, какая она есть, в действительности расширяет знания детей, способствует формированию характера и интересов.

Без приближения детей к природе нельзя решать задачи умственного, нравственного, трудового и физического развития.

Основная задача в умственном воспитании - образовании у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы.

Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности.

Приучая наблюдать, т.е. целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием.

Глава I.

1.1.Умственно отсталые дети

Умственно отсталые дети никогда не достигнут уровня развития детей с нормальным интеллектом.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребности в познании. Значительно нарушенным оказывается восприятие. Его темп снижен, поэтому умственно отсталым детям требуется значительно больше времени на усвоение учебного материала. У таких детей страдает непроизвольное внимание. Но ещё более недоразвита его произвольная сторона.

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Умственно отсталые лучше запоминают внешние, случайные признаки. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем.

Дети с легкой степенью умственной отсталости в силу недостатков в своем развитии не способны усвоить программу обучения нормы и вынуждены заниматься по специальной программе в школе VIII вида. Главная цель в этой школе коррекция нарушенных функций.

Выделяют две формы умственной отсталости: легкую степень умственной отсталости и деменцию.

Умственная отсталость - это стойкие нарушения психического развития, недостаточность познавательной деятельности, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью, инертностью психических процессов. Недоразвитие головного мозга обусловлено наследственными влияниями или различными факторами окружающей среды.

Интеллектуальный дефект при тяжелых формах выявляется на первом году жизни.

Выделяют четыре степени умственного недоразвития: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

При легкой степени тотальное недоразвитие всех психических функций, но прогноз благоприятен. При умеренной - грубо нарушена способность к обобщенному мышлению. При тяжелой - грубое нарушение всех психических функций. Лицам с глубокой степенью не доступно осмысление окружающего даже во взрослом возрасте.

При деменции имеет место приобретенный после рождения интеллектуальный дефект.

Характерными признаками являются нарушения умственной работоспособности, внимания, памяти, личностные и эмоциональные расстройства - дети некритичны.

Если деменция возникает у ребенка трех лет, пропадают навыки самообслуживания, затем ходьба и другие навыки.

Характерным признаком деменции является: общая двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, структура дефекта отличается неравномерностью и мозаичностью.

Задержка психического развития - это качественно иная структура интеллектуальной недостаточности. У детей может быть сохранным логическое мышление по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

У детей с задержкой психического развития отсутствует инертность психических процессов. Они способны не только использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки в другие ситуации.

Характерными признаками задержки психического развития являются: несоответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция поведения, у многих детей своеобразная структура памяти.

Категория детей с тяжелыми речевыми расстройствами не готова к обучению в массовой школе. Эти дети отличаются незрелостью эмоционально- волевой сферы, низкой умственной работоспособностью, двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью.

Детский церебральный паралич возникает при поражении двигательных систем головного мозга и проявляется в отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.

Структура дефекта включает в себя специфические отклонения в психическом развитии: двигательные, речевые и сенсорные нарушения.

У детей с нарушением слуха наблюдается отставание в психическом развитии. С этими детьми важна сурдологическая работа.

Характерные особенности: эмоциональная возбудимость, склонность к негативизму, психическая истощаемость, двигательная расторможенность.

Специальное умственное воспитание, воспитание чувствительности, формирование игровой деятельности имеет важное значение для развития познавательной активности.

Вывод

Дети с отклонениями в развитии нуждаются в знаниях с окружающим миром. В процессе этой работы расширяется кругозор ребёнка, обогащается активный словарь, развивается познавательная деятельность.

1.2.Подготовка ребёнка к школе

Главной задачей при подготовке ребенка к обучению в школе является формирование у него обобщённых представлений о взаимосвязях между предметами и явлениями окружающего мира.

Для восприятия окружающей действительности нужно создать положительный эмоциональный настрой. У детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточность активного внимания, памяти. Яркие впечатления, которые ребёнок получает на прогулке, можно совместно со взрослым нарисовать – это способствует лучшему усвоению знаний и представлений об окружающей действительности.

Осенью, на ежедневных прогулках детей учат различать наиболее характерное состояние погоды: тепло, холодно, идут дожди.

Чтобы дети лучше усвоили, наблюдения связывают с непосредственным опытом: тепло – снимают пальто, становится холодно – надевают теплую одежду. В пасмурную погоду воспитатель спрашивает: « Где солнышко? Куда оно спряталось?». Когда идет дождь, внимание детей обращают на одежду – люди ходят по улице в плащах. После дождя на улице появляются лужи (показать лужи, мокрые дорожки). «Почему сегодня нельзя гулять в туфельках?».

В дождливую погоду наблюдения ведут из окна. Можно послушать как стучит по крыше и окну дождь, посмотреть. Как струйки воды стекают по стеклу.

При знакомстве детей с ветром, взять на прогулку бумажные ленточки. И сказать: «Послушайте, как шуршат ленточки. Это ветер дует и они шуршат».

Во время осеннего расцвечивания листьев предоставляется возможность упражнять детей в различении листьев по цвету, величине, форме. Проводятся следующие упражнения: «принеси такой же лист (показать какой); принеси мне красные (зеленые, желтые, оранжевые) листья; принеси 2 больших и 2 маленьких листа; покажи кукле круглый лист, а теперь принеси длинный лист».

На прогулках дети часто видят птиц. Внимание к наблюдению за птицами лучше привлечь, давая им корм. В процессе кормления сказать, что на участок прилетают разные птицы. Воробей маленький, серенький, прыгает и чирикает. Голубь больше воробья, ходит. Воробьи и голуби едят хлебные крошки. Так дети учатся различать и называть птиц.

На зимних прогулках воспитатель показывает, как много выпало снега. На снегу хорошо видны следы, он скрипит. Зимой холодно, поэтому надевают варежки. Дети и взрослые зимой тепло одеты.

Зимой дошкольников знакомят со свойствами снега: лёгкий, холодный, белый. Из него можно лепить. На прогулке можно поиграть со снегом. Для того, чтобы определить лёгкость снега, воспитатель предлагает сдуть снег с веточки, со скамейки. Чтобы почувствовать холодный снег, нужно подержать его в руке. Можно предложить подбросить снег лопаткой. «Какой снег? (пушистый, лёгкий)». Можно понаблюдать, как снег падает на пальто, на шапки, рукава пальто. В теплую погоду можно слепить снеговика. В игре дети знакомятся ещё с одним свойством – снег может быть пластичным.

На других прогулках детей знакомят со свойствами льда (скользкий, твердый). Для катания кукол делают маленькие горки, поливают водой, чтобы они стали скользкими, твердыми. Можно предложить малышам подержать льдинки в руках, ознакомить со свойствами льда (выскальзывает из рук) скользкий, на замерзшей луже можно прокатиться по льду.

Зимой привлечь внимание к новой птице, часто прилетающей на участок, - синице или снегирю. Наблюдения за синицами радуют детей; птицы подвижны, имеют красивое оперение. Свои впечатления ребята отражают в играх: ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями.

Весной можно наблюдать яркие весенние явления: потепление, таяние снега, появление травы, листьев, насекомых. Дети узнают, что солнышко стало греть сильнее, убеждают их в этом предметы, нагретые лучами солнца: скамейка, рукав пальто. Обращается внимание на то, что дети сменили шубки и теплую обувь на более лёгкую одежду (уточняется почему).

Весной много воды. Дети любят играть у воды: в ручейки или лужи пускают бумажные лодочки (продвигать их по ручейку надо палочкой иначе можно простудиться). Следует показать, как в лужах отражаются облака, деревья. Если лопаткой шлёпать по воде, то образуются волны. «Почему теперь нет отражения?» (отражения предметов можно видеть только в спокойной воде). К этому наблюдению можно обращаться весной и летом.

В конце весны можно ребят познакомить со свойствами песка. Воспитатель высыпает сухой песок на скамейку и говорит: «Этот песок рассыпается, сыплется». Дети начинают «печь пирожки», но они не получаются. Воспитатель поливает песок водой. Теперь песок сырой, убеждаются, что сырой песок лучше лепится.

На следующей прогулке воспитатель сырой песок пытается насыпать в бутылочку. Предлагает детям сделать тоже, но песок не сыплется, остаётся в комочках. Воспитатель объясняет: «Этот песок влажный, он не рассыпается». Можно предложить нарисовать на (сухом и влажном) песке, а затем выбрать, на каком рисовать удобнее.

Весной проводятся наблюдения за растениями. Вначале обращают внимание ребят на зелёную траву, затем показать листья деревьев и кустарников. Рассматривают ребята и первые весенние цветущие растения: мать – и - мачеха, тюльпаны, нарциссы. Воспитатель учит узнавать, называть и любоваться знакомыми растениями. В конце мая цветут одуванчики, надо понаблюдать за ними.

Как только потеплеет и просохнет земля, появляются насекомые. Воспитатель учит различать по внешнему виду, отличать характерные особенности (цвет, величину, некоторые особенности движения (жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползает).

Весной прилетают птицы. Детям нужно показать больших грачей, скворцов. Обратить внимание на то, что весной прилетает много птиц. Они садятся на высокие деревья, строят гнёзда, ходят или прыгают по земле, собирая корм; воробьи звонко чирикают, как они купаются в лужах.

Обратить внимание на лягушку, как она прыгает и прячется в траве. Объяснить: «Бояться их не следует, они безобидны, их надо беречь».

Вывод

В процессе ознакомления детей с природой воспитатель формирует первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы. Ребенку нужно называть предметы и объяснять их назначения.


1.3.Изучение сезонных изменений в школе

С первого класса дети приучаются систематически наблюдать, как осень сменяется зимой, зима - весной, весна – летом. Программа 1-4 классов школы VIII вида включает тот материал, который нормальные дети хорошо осваивают в дошкольный период, большое значение придается пропедевтике - системе работы, предваряющей школьное обучение. Предметные уроки развивают познавательную деятельность и речь умственно отсталых детей, расширяют круг их представлений об окружающей действительности. На этих занятиях дети получают некоторые практические умения и приемы действий с предметами, необходимыми в жизни и последующем обучении, учатся наблюдать и сравнивать предметы и явления. Особенно важны уроки – экскурсии в 1- 4 классах как подготовка к изучению естествознания и географии. Например, если учащиеся в процессе практических занятий, экскурсий овладели в основном жизненно необходимой пространственной ориентировкой, то у них легче будет сформировать и более отвлеченные пространственные представления: о вращении Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца, о наклоне солнечных лучей в различных тепловых поясах и т. п. Если они хорошо уяснили себе особенности рельефа земной поверхности в ближайшем окружении, то смогут в дальнейшем по кинофильмам, иллюстрациям представить себе и рельеф отдаленных географических областей (например, горных и пустынных районов).

На уроках развития речи и природоведения школьники знакомятся с сезонными изменениями в природе.

Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Времена года характеризуются различными световыми и температурными условиями, определяющие ход изменений жизненных процессов растений и животных. Каждый из периодов времени года обусловлен географическим положением и климатическими условиями.

Смена времен года происходит благодаря годовому обращению Земли вокруг Солнца при неизменности наклона земной оси к плоскости орбиты. В связи с непостоянством периодических изменений погоды астрономические начала времен года не совпадают со сроками наступления периодических явлений в живой природе. Например, астрономическая весна наступает в день весеннего равноденствия (21 марта); натуралисты же считают началом весны 19 марта – средний срок прилета грачей. Закономерности периодических сезонных изменений в жизни животных и растений изучает наука фенология.

Потребность в изучении сезонных явлений возникла у человека очень давно в связи с развитием земледелия, рыболовства, охоты. Определяя ежегодно даты наступления сезонных изменений и сопоставляя их со временем сельскохозяйственных работ, можно установить лучшие сроки обработки почвы, посева семян и тем повысить урожай. Например, по данным агробиостанции имени К.А. Тимирязева, наибольший урожай огурцов получают при посеве их во время зацветания лиловой сирени и желтой акации.

В процессе ознакомления детей с природой нужно систематизировать знания детей о последовательности времен года, уточнять представления о характерных особенностях каждого сезона, формировать представления о закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения продолжительности дня, типичного состояния погоды, растений, образа жизни животных, труда и отдыха людей); углублять понимание зависимости сезонных изменений в жизни растений и животных от неживой природы (продолжительности дня, температуры и др.), оживлять впечатлениями детей от встреч с яркими явлениями природы в разные времена года.

Большое внимание на экскурсиях и предметных уро­ках учитель должен обращать внимание на речь учащихся. Уже в младших классах школы VIII вида необходимо работать над правильным речевым оформлением практических работ и наблюдений. Особенно важно вспомнить высказыва­ния выдающегося советского психолога Л.С. Выготского о том, что мысль не только выражается в слове, но и совершается в слове.

В 1 классе по теме «Осень» рекомендуется ознакомление с понятиями: «ясно - пасмурно», «дождь», «похолодание», «листопад». По этой теме с учащимися 1 класса можно организовать ряд наблюдений и небольших практических занятий, связанных с изучением признаков осени. Для уточнения понятий «ясно - пасмурно» можно организовать несколько простых кратковременных наблюдений. Например, выбрав один из ясных, солнечных дней в сентябре, нужно выйти с учащимися во двор школы, постоять на месте, освещенным солнцем, чтобы дети почувствовали, как оно греет. В это время ученики вспоминают, как было жарко на солнце летом, сравнивают; учитель обращает внимание детей и на другой признак ясной погоды: отсутствие (или небольшое количество) облаков на небе, его голубой цвет. Учащиеся наблюдают, как движутся облака, следят за тем, что происходит, когда облако ненадолго заслоняет солнце (оно светит уже не так ярко, становится прохладнее, поднимается ветерок). Так они подводятся к понятию « ясная погода». Затем нужно выбрать пасмурный день и снова выйти на тоже место (в тоже время дня). Учащиеся замечают, что теперь значительно прохладнее, солнца не видно. Если в прошлый раз ребята запомнили, где находилось солнце, то сейчас могут заметить, как оно слабо просвечивает сквозь облака. Осмотрев небо, ученики должны рассказать, какого оно сейчас цвета и какого было в прошлый раз.

В те­чение сентября – октября можно регулярно вести наблюдения за листопадом. В сентябре еще много деревьев, покрытых зелеными листьями. Дети наблюдают, как по­степенно желтеют и опадают листья, сравнивают их по цвету и форме, затем делают зарисовки. В конце осени следует несколько раз показать учащимся, как выглядят утром лужи, как хрустит под ногами лёд. Самое характерное для сезона – изменения в погоде. Погода имеет огромное значение в жизни страны. Не случайно по радио несколько раз в день сообщают, какая будет погода сегодня и завтра. Погода влияет и на жизнь растений, и на жизнь животных, и на деятельность человека.

Осенние и зимние холода очень изменяют жизнь птиц. Например, скворцы покидают скворечники, грачи оставляют свои гнезда, собираются стаями и улетают туда, где теплее и есть корм. Осенью в среднюю полосу России с севера, спасаясь от голода, летят снегири, свиристели, чечетки. Так погода изменяет жизнь птиц.

Необходимо обратить внимание детей на жизнь животных в отдельные сезоны года. При знакомстве детей с внешним строением белки в первую очередь следует использовать ее чучело, чтобы дети могли погладить шерстку, потрогать кисточки на ушах, ощупать и рассмотреть длинные острые коготки на лапах, измерить пушистый хвост и величину тела. При организации наблюдений за повадками белки необходимо иметь живую белку или наблюдать ее в естественных условиях. Чтобы познакомить детей с образом жизни белки, изменением окраски шерсти, следует использовать также и таблицу с изображением белки в лесу в летний и зимний сезоны.

Во время зимних экскурсий ведутся наблюдения за солнцем, изменениями погоды (тепло – морозно, ясно – пасмурно, снегопад, метель). Проводится сравнение зимних сезонных явлений с осенними. Зимой надо познакомить детей со свойствами снега (белый, холодный – лепится в теплую погоду; рассы­пается и скрипит под ногами – в холодную; тает в тепле); провести опыты, выясняющие свойства льда (прозрачный, холодный, хрупкий, тает в тепле); понаблюдать метель и тихий снегопад, когда снег падает крупными хлопьями; организовать подкормку зи­мующих птиц и наблюдение за ними».

По мере приближения весны нужно обратить внима­ние детей на увеличение дня (в начале зимы утром вста­вали, когда было темно, теперь в это время стало светлее). Во время весенних экскурсий наблюдают образование проталин; тая­ние снега; работу воды (ручейки); грачей около гнезд, позже – скворцов, жаворонков; набухание почек; цвет неба и прочие признаки весны. Весенний сезон – самый богатый, яркий, и надо на это обратить внимание детей. Школьники отмечают, что весной ста­новится все теплее и теплее, зацветают мать-и-мачеха, ландыши и другие раннецветущие травы, устанавливают отли­чие весенних признаков от осенних и зимних.

В программе предметных уроков для 1 класса преду­смотрена тема «Работа взрослых в ближайшем окруже­нии». Можно проводить экскурсии, во время которых де­тей знакомят с общественно полезным трудом. На этих экскурсиях можно по договоренно­сти с работающими предложить учащимся выполнить небольшие задания в помощь взрослым: принять участие в очистке двора школы, сквера от сухих листьев и т.п. Для такой практики в сочетании с экскурсиями следует выбирать работы, характерные для каждого сезона.

Следовательно, в 1 классе школы VIII вида много предметных уроков можно построить так, что они будут способствовать практическому ознакомлению умственно отсталых учащихся с окружающей действитель­ностью. Само по себе практическое действие, направлен­ное на решение даже самой элементарной задачи, сти­мулирует развитие познавательной деятельности таких детей, хотя бы потому, что в процессе у них возникают вопросы. Для ответа на них ученики вынуж­дены внимательно вглядываться в окружающее, сравни­вать изучаемые объекты и т.д. Если такая работа проводится систематически и правиль­но организуется, то уже к концу первого учебного года у большинства детей происходит заметное улучшение уме­ния наблюдать, сравнивать, правильно осмысливать при­чину и следствие; развивается любознательность.

В наше время огромное значение придается охране природы. Дети часто ломают ветки, мнут траву, разоряют муравейники, птичьи гнезда и т.д. Задача учителя – уже в младших классах научить детей любить природу, воспитывать стремление беречь зеленые насаждения, животных, их жизнь, по-хозяйски относиться к ним. Охранять природу – значит охранять Родину. В процессе занятий дети учатся видеть вокруг прекрасное, замечать то, что раньше не замечали. Эстетическое воспита­ние – это очень широкое понятие. К воспитанию у детей чувства прекрасного нужно под­ходить разносторонне, повседневно, всюду: в быту, на уроках, во внеклассное время.

При проведении уроков и при их отработке в вечернее или внеклассное время очень хорошо, если учитель и воспитатель приводят стихотворения, характеризующие природу, время го­да. В конце учебного года необходимо провести обобщение всего материала, предметных уроков, выделив из него то, что способствует дальнейшему овладению геогра­фией. Этому посвящается несколько последних предмет­ных уроков, на которых дети с помощью учителя вспоми­нают и обобщают все, что узнали о растениях (дикора­стущих и культурных), животных (домашних и диких), о поверхности земли (водоемы, возвышенности), о временах года.

Вывод

Таким образом, ознакомление первоклассников с се­зонными явлениями происходит последовательно, по ме­ре возникновения этих явлений. Кроме того, признаки каждого времени года сравнива­ются с признаками предыдущего. В программах отдельных классов имеется определенная преемственность, то есть каждый предыдущий класс подготавливает детей к изучению программы последующего. Чем богаче материал предыдущего, тем ярче и интереснее наблюдения последующего. Учащиеся младших классов на предметных уроках и экскурсиях накапливают представления об окружающем мире и у них формируется интереса к природе.

1.4.Дидактические игры

Дидактические игры и занимательные упражнения применяются на уроках для повышения эффективности учебного процесса. Для учащихся процесс обучения становится интересным, когда в урок включена игра. В игре дети более охотно и легко выполняют то упражнение, что вне игры им кажется трудным. Такая умственная задача поддерживает и усиливает интерес к изучаемому материалу. Игровые приемы помогают развивать внимание и сосредоточенность. В процессе игры дети помогают друг другу и взаимно проверяют себя.

При проведении игр нужно предоставить учащимся самостоятельность, не загромождать упражнения вопросами, следить, чтобы участники игры были внимательны к ответам товарищей.

Учитель заранее подбирает вопросы и подготавливает задания. Только при таких условиях игра принесет пользу. Это могут быть загадки, кроссворды, ребусы.

Если дидактическая игра проводится в начале урока – это привлекает внимание к новой теме, в середине урока - поднимает интерес к изучаемой теме, а в конце урока закрепляет пройденный материал.

При использовании дидактической игры учитель должен опираться на уже имеющиеся у детей знания, чтобы задание было доступным, только постепенно усложнять игровые действия.

Например, игра «Кто больше знает?». Детям раздать по листу бумаги. По сигналу учителя учащиеся пишут, например, всё о зиме: названия зимних месяцев, признаки зимы, зимние явления в природе. Через 10 минут собрать все работы.

Или, такой пример: предложить определить время года в прочитанном описании: «Снежные завалы начинают таять от первых лучиков тепла. В проталинах появляются первые цветы – подснежники».

В обобщающем уроке о временах года, можно раздать листы, формат А-4, расчерченные на 4 части и предложить нарисовать и подписать под рисунком название каждого времени года.

Вывод

Широкое использование дидактических игр дает возможность умственно отсталым детям анализировать окружающий мир. Развивать их мышление в процессе доступной им деятельности.
1.5.Календарь природы

Календарь природы учащиеся должны вести на основе впечатлений и наблюдений. Основной частью этой работы являются экскурсии. Для заполнения календаря учитель заранее приносит лист бумаги, на котором в левом углу наклеен листок отрывного календаря с соответствующим месяцем и числом. Если в этот день небо было голубое и светило солнце, то в правый верхний угол наклеивается квадрат из голубой бумаги, а на него оранжевый кружок. В нижней части листа можно наклеить рисунок с изображением экскурсии или желтый листок клёна. В следующие дни недели календарь оформляется так же. На последнем уроке отводится 5 -10 минут для ведения календаря. К этому времени дети обобщают свои наблюдения. Учитель задает вопрос: какой был вчера день? ясный? пасмурный? как он назывался? (понедельник). А сегодня какой день? Какое число было вчера? Какое сегодня? При каждом правильном ответе нужно хвалить детей.

Проходит неделя. Все 7 листков наклеиваются на лист плотной бумаги, а под ними наклеивается полоска разделенная на 7 частей. Затем на эту полоску наносятся числа следующей недели. В понедельник, учитель предлагает посмотреть на календарь за прошлую неделю. Постепенно дети обобщают наблюдения за прошлую неделю, усваивают, что в неделе 7 дней (5 учебных и 2 выходных), запоминают дни недели и их порядок.

Весь материал учащиеся заготавливают сами: на уроках труда вырезают квадраты, на рисовании рисуют снежинки, на экскурсиях собирают осенние листья или приносят, весной, веточки с набухшими почками.

Первое время учитель оформляет календарь в присутствии детей. Длительность этого периода зависит от особенностей детей. Когда дети научатся самостоятельно оформлять календарь, то заполнять будет тот, кто заметит какое- либо явление. Это стимулирует развитие интереса и наблюдательности у детей.

В 1 классе можно давать задания по следующим вопросам:

Когда облетели листья на деревьях в школьном саду?

Когда появились первые замерзшие лужицы?

Когда начали отапливать школу?

Когда выпал первый снег?

На чём катаются и в какие игры играют дети зимой?

Когда начал таять снег в парке? В лесу?

Когда зазеленела первая травка?

Когда распустились первые листочки на березе? Какого они цвета?

Когда появились одуванчики? [4]

Дети приучаются наблюдать, как осень сменяется зимой, зима весной, а весна летом.

Во 2-3 классе (и последующем обучении) позна­ние окружающей действительности на предметных уро­ках расширяется и углубляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями природы. Ученикам показывают картонную модель термометра, где столбик ртути заменен шнуром, наполовину окрашенным в синий цвет. Во 2 классе вводятся общепринятые условные обозначения погоды: чистый прямоугольник – ясно, заштрихованный прямоугольник – пасмурно, две крупные точки – сильный дождь, одна точка – небольшой дождь, шестилучевая снежинка – снег, буква М – мороз, буква Т – тепло, с помощью записей отмечают конец листопада, сильные морозы, метели, оттепель, появление листьев, прилет птиц, ледоход.

Рекомендуется чтение календаря сначала за прошлый день, за неделю, за месяц, за 3 месяца (например: сентябрь, октябрь, ноябрь), а затем за прошедший год.

На уроках математики ученики подсчитывают: сколько в каждом месяце было солнечных и дождливых дней. На уроках развития речи составляют рассказы о том как провели лето, об осени, о зиме, о весне.

В 3 классе наблюдения усложняются и ведутся ежедневно. Дети отмечают замерзание реки, пруда, последние снежинки, появление проталин, первые кучевые облака, первую грозу.

Учащиеся усваивают такие понятия, как облака, тучи, роса, туман, ливень, град. На уроках развития речи дети запоминают слова: небо – серое, хмурое, облачное, голубое, синее; листья – желтые, красные, багровые, сухие, легкие, опавшие. Зимой детям дается понятие метели. Весной - цветение вербы, лютиков, первый гром.

На лето дается задание: прочитать книжку о природе, собрать камешки, ракушки, раздать детям по цветочному семечку, для того чтобы вырастить в горшочке цветок.

В 4 классе все названные природные явления должны быть охвачены значительно полнее. Умственно отсталым детям предыдущих классов трудно было понять, когда наступила зима, потому что снег много раз покрывал землю, а потом таял. Теперь ученики должны знать характерные признаки лета, осени (уменьшение дня, удлинение ночи, похолодание, листопад, отлёт птиц), зимы (короткие дни, длинные ночи, снег, морозы, метели, голые деревья), весны (потепление, таяние снега, ледоход, разлив реки, распускание почек на деревьях, прилёт птиц, первая зеленая трава, появление насекомых).

Необходимо научить детей разбираться в характерных особенностях лета, осени, зимы и весны и сравнивать их. Как только наступающее время года достаточно ярко выражено, нужно делать обобщения за предыдущий сезон. Для этого нужно иметь: календари природы, картины, детские рисунки, стихи, загадки, экспонаты, собранные во время экскурсий за истекшие 3 месяца.

В 4 классе дети знакомятся с термометром. Каждый ученик должен сделать из картона «градусник», а настоящий термометр устанавливается за окном в классе. Ученикам дается понятие температуры воздуха и они учатся отсчитывать градусы. Температуру нужно записывать один раз в день в определенный час. Обычно это делает дежурный по классу.

Чтобы умственно отсталые школьники различали цвет неба, на уроках рисования можно сделать таблицу оттенков неба (светло - голубое, голубое, синее) и зари (желтая, розовая, красная). Такие таблицы развивают наблюдательность, внимание, художественный вкус.

В 4 классе дети наблюдают за ветром: сильный, слабый, умеренный. Направление ветра ученики не могут определить, т.к. не знают сторон горизонта. По возможности учитель должен дать понятие о холодном ветре из холодных стран и о тёплом – из жарких. На уроках чтения надо дать глаголы, относящиеся к ветру: гудит, завывает, шумит, дует. На уроках развития речи можно дать задании описать погоду словами.

Рядом с календарём природы сделать небольшую полочку, на которой можно размещать натуральные предметы, характеризующие определенное время года: (например, осенние листья, поделки из желудей, различные аппликации).

Во время наблюдений указывать учащимся на связь между погодой и трудом населения, рассказывать о грозных явлениях природы.

На лето дать задание: сделать гербарии растений, нарисовать радугу, вырастить цветок.

Осенью организовать выставку летних работ и похвалить детей за старание.


1.6.Уголок живой природы

Одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления умственно отсталых школьников - это уголок живой природы Наблюдения на экскурсиях важны, но они кратковременны. Подходить к животным и растениям можно в течение дня, рассматривать их.

Комнатные растения – это постоянные обитатели уголка природы. Растения нужно подбирать неприхотливые в уходе, с красивыми, различной формы листьями, цветущие, душистые. Хорошо приживаются бегония, фикус, традесканция, герань. Растения нужно поливать, пересаживать, удобрять, черенковать.

Осенью можно пересадить в цветочные горшки астры, выкопанные из цветника. Они легко переносят пересадку, если не повреждена корневая система. Зимой можно срезать ветки березы или тополя и поставить в теплую воду. Постепенно на веточках набухнут почки и появятся листья, а затем можно увидеть корни. Такие ветки можно посадить на пришкольном участке. Нужно постепенно пополнять уголок. Большое количество объектов держать не рекомендуется. Все животные должны быть безвредными, хорошо переносящими неволю, которые легко приручаются и не требуют большого ухода.

Из позвоночных обитателей уголка природы являются рыбы. В классе можно поставить аквариум перед окнами, избегая холодного воздуха и яркого освещения летом. Для предохранения от пыли аквариум покрывают сверху стеклом, но так чтобы в него проникал воздух. Кормить рыб нужно ежедневно и в определенный час.

Птицы - хороший объект для наблюдения, но держать их нужно подальше от форточек. В клетки можно поместить волнистых попугайчиков. Содержат этих птиц отдельными парами. Основной корм для волнистых попугайчиков: смесь семян проса, овса, подсолнуха, кусочки яйца, сваренного вкрутую, белый хлеб, кусочки фруктов.

Насекомых держат в (садках) стеклянных банках, закрытых сверху марлей. На дно насыпают песок, засаживают кустиками травы и сажают жука - бронзовку. Кормят жука – бронзовку цветками, смоченными в воде с сахаром, фруктовыми конфетами, ломтиками яблок. Майского жука кормят листьями деревьев. При рассматривании жуков надо обратить внимание на особенности строения ног, способ их передвижения, питания.

Из млекопитающих можно держать морскую свинку в ящике, который имеет крышку с проволочной сеткой и выдвижное дно. Клетку чистят ежедневно, а кормушку промывают. Кормом морской свинке служат ячмень, овёс, листья одуванчика, хлеб, смоченный в молоке.

Животных, впадающих в зимнюю спячку (лягушек, черепах) нужно держать в неотапливаемом помещении. Сухопутные черепахи растительноядные. Они едят листья капусты и салата днем. А лягушек можно кормить, дождевыми червями, кусочками сырого мяса. Они едят лучше вечером.

Вывод

Живые объекты расширяют знания о природе. Наблюдения за животными и растениями вызывают интерес у ребят.

Глава II.Процедуры опытно-экспериментального исследования школьников с легкой степенью умственной отсталости

2.1.Характеристика школьников с умственной отсталостью

Родин Никита

Родин Никита обучается в Старогородковской специальной (коррекционной) школе- интернате VIII вида третий год.

Физическое развитие соответствует возрасту. Слух и зрение в норме. Психомоторное развитие соответствует низкой возрастной норме. Мышление ниже нормы конкретное, обобщения на заученном материале, причинно-следственные связи устанавливает на знакомом материале. Сведения об окружающей действительности сформированы на обиходно- бытовом уровне. Восприятие времени и пространства сформировано хорошо.

Объём активного внимания сужен. Внимание рассеянное. Плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой. Память хорошая. Словарный запас расширен. Смысл прочитанного понимает.

Пишет под диктовку и списывает тексты с ошибками. Счетные операции сформированы.

Эмоционально-волевая сфера сформирована.

Никита нуждается в постоянном контроле и опеке со стороны взрослых.

Программу специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида усваивает.

Константинов Алексей

Константинов Алексей обучается в Старогородковской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида третий год.

Физическое развитие соответствует возрасту. Слух и зрение в норме. Психомоторное развитие соответствует низкой возрастной норме. Снижены все психические процессы участвующие в познавательной деятельности. Мышление ниже нормы конкретное, обобщения на заученном материале, причинно-следственные связи устанавливает на знакомом материале. Сведения об окружающей действительности сформированы на обиходно-бытовом уровне. Восприятие времени и пространства сформированы слабо. Эмоционально-волевая сфера нарушена. Склонен к истерическим реакциям.

Сформирован прямой и обратный счёт в пределах 20, счетные операции выполняет на конкретном материале.

Словарный запас беден, неправильно использует части речи. Фразовая речь не сформирована.

Нуждается в постоянном контроле и опеке со стороны взрослых.

Программу специальной (коррекционной) школы VIII вида усваивает с трудом.

Брыкушин Федор

Брыкушин Федор обучается в Старогородковской специальной (коррекционной) школе- интернате VIII вида третий год.

Физическое развитие соответствует норме.

Значительно снижены все психические процессы участвующие в познавательной деятельности. Мышление ниже нормы конкретное. Обобщения на заученном материале, причинно-следственные связи не устанавливает. Сведения об окружающей действительности на обиходно- бытовом уровне. Восприятие времени и пространства сформировано неустойчиво.

Объем активного внимания сужен. Внимание рассеянное. Плохая переключаемость с одного вида на другой. Память снижена.

Эмоционально-волевая сфера нарушена. У Феди повышенная утомляемость. Федя хорошо понимает обращенную к нему речь. Активный словарь развит недостаточно. Словарный запас беден, фраза примитивна.

Графические навыки сформированы нетвёрдо. Письмо самостоятельное.

Под диктовку не пишет. Счет механический до 20 и обратно. Счетные операции выполняет с помощью линейки.

Навыки самообслуживания развиты хорошо. Федор нуждается в постоянном контроле и опеке со стороны взрослых.

Программу специальной (коррекционной) школы VIII вида усваивает с трудом.

Сафонов Дима

Сафонов Дима обучается в Старогородковской специальной (коррекционной) школе-интернате третий год.

Физическое развитие соответствует возрасту. Познавательная деятельность недоразвита значительно. Запас знаний и сведений об окружающей действительности ограничен обиходно-бытовыми понятиями.

Внимание крайне неустойчиво, концентрация низкая, память снижена. Понимание обращенной речи в рамках обиходно-бытовой тематики. Фраза простая, аграмматичная, эхолаличная со своеобразным интонированием. Словарный запас беден. Мышление на уровне наглядно - действенного.

Чтение слоговое, быстрое. Смысл прочитанного не понимает, на вопросы отвечает словами из обращенного к нему вопроса. Письмо слов и коротких предложений самостоятельно (списывает с образца), пишет короткие слова и предложения с ошибками. Освоил прямой механический счет до 20.Число с количеством не соотносит. Выполняет счетные операции на калькуляторе.

В зависимости состояния ребенка в данный момент, понимает простые инструкции, произнесенные четко, медленно, неоднократно. Ребенок эмоционально неустойчив, инфантилен, истощаем.

Элементарные навыки самообслуживания сформированы.

Дима нуждается в постоянном контроле и опеке со стороны взрослых.

Программный материал специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида не усваивает, занимается по индивидуальной программе.

Карепин Максим

Карепин Максим обучается в Старогородковской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида третий год.

Физическое развитие соответствует возрасту. Слух и зрение в норме.

Значительно снижены все психические процессы, участвующие в познавательной деятельности. К выполнению задания приступает не сразу, требует побуждения учителя. В процессе задания постоянно отвлекается.

Память неустойчива, объём памяти снижен. Материал запоминает с трудом.

Словарный запас беден, фраза примитивна. Мышление конкретное. Письмо самостоятельное, под диктовку не пишет. Счет в прямом и обратном порядке в пределах 20 с опорой на числовой ряд.

Эмоционально- волевая сфера неустойчива. У Максима повышенная утомляемость.

Максим нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых.

Программу школы VIII вида усваивает с трудом.

Ревякин Глеб

Ревякин Глеб обучается в Старогородковской специальной (коррекционной) школе – интернате VIII вида третий год.

Физическое развитие соответствует норме. Соматически здоров.

Значительно снижены все психические процессы, участвующие в познавательной деятельности. Мышление ниже нормы конкретное, обобщения на заученном материале, причинно-следственные связи не устанавливает. Сведения об окружающей действительности сформированы на обиходно- бытовом уровне. Восприятие времени и пространства сформировано неустойчиво. Объем активного внимания сужен. Внимание рассеянное.

Плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой. Память снижена.

Эмоционально-волевая сфера сформирована недостаточно. Глеб очень мнителен, упрям, обидчив.

Отмечается нарушения звукопроизношения. Фраза элементарная аграмматичная. Словарный запас беден. Чтение слоговое медленное. Смысл прочитанного понимает. Самостоятельного рассказа нет. Отвечает на вопросы с помощью учителя.

Счетные операции выполняет в пределах 20 с ошибками. Смысл и решение задач доступно только с помощью учителя. В геометрическом материале ориентируется. Пишет под диктовку с большим количеством ошибок, списывает практически без ошибок.

Мальчик контактен, доброжелателен, отзывчив.

Навыки самообслуживания сформированы.

Глеб несамостоятелен, не в состоянии адекватно оценить окружающую обстановку и свои поступки. Нуждается в постоянном контроле и опеке со стороны взрослых.

Программу школы VIII вида усваивает удовлетворительно.

Тагаев Алексей

Тагаев Алексей обучается в Старогородковской специальной (коррекционной) школе VIII вида третий год.

Физическое развитие соответствует возрасту.

Познавательная деятельность недоразвита значительно. Отмечается недостаточность произвольного внимания. Частая отвлекаемость, двигательное беспокойство, выкрикивание, задавание вопросов, не касающихся определенной темы.

Свойственно наглядно-действенное мышление, наглядно-образное значительно снижено, словесно- логическое отсутствует. Фраза простая агромматичная, словарный запас беден. Чтение слоговое, смысл прочитанного не понимает. Нарушена целенаправленная деятельность. Недостаточная критичность, не пытается исправлять ошибки.

Письмо слов самостоятельное, пишет под диктовку с ошибками. Освоил прямой и обратный счет до 20 и обратно. Счетные операции выполняет с помощью линейки.

Ручная умелость на низком уровне. Может выполнять работу под контролем и с помощью взрослого. Самостоятельного рисования нет.

Элементарные навыки самообслуживания сформированы. Лёша нуждается в постоянном контроле и опеке со стороны взрослых.

Программу школы VIII вида усваивает удовлетворительно.

2.2.Констатирующий эксперимент

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа.

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня знаний времен года у умственно отсталых детей.

Эксперимент проводился в Старогородковской специальной (коррекционной) школе- интернате VIII вида им. Фурагиной А.В.

База исследования:

Московская область, Одинцовский район, пос. Старый Городок ул. Школьная

д. 34

В эксперименте принимали участие дети с легкой степенью умственной отсталости 10-11 лет, 7 детей.

Опираясь на характеристики участников экспериментальной группы работа проводилась индивидуально.

Задание 1

Нарисовать и рассказать о временах года.

Инструкция к проведению:

1.Педагог предлагает нарисовать в нужной последовательности 4 картинки начиная с лета.

2. Назвать и указать характерные признаки каждого времени года.

Оценка результатов деятельности по 1 заданию.

Высокий уровень (13-15 баллов).

Ребенок правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень(8-12 баллов).

Ребенок правильно называет времена года, иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень(5-7 баллов).

Ребенок не всегда правильно называет времена года, затрудняется назвать их в нужной последовательности, не знает характерных признаков разных времен года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.
Таблица № 1

Результаты по 1 заданию

№ п/п

Фамилия имя

Оценка в баллах

1

Родин Никита

11

2

Константинов Алексей

10

3

Брыкушин Федор

7

4

Сафонов Дима

9

5

Карепин Максим

7

6

Ревякин Глеб

10

7

Тагаев Алексей

8




Средняя оценка в баллах

8,8


Вывод

Учащиеся показали среднюю оценку 8,8 .Эта оценка близка к низкому уровню.

Умственно отсталые школьники не всегда аргументировали свой выбор,

в рисунках мало нарисовано характерных признаков по каждому времени года и по своим работам они самостоятельно затруднялись рассказать о них, требовалась помощь учителя. Ученикам приходилось задавать наводящие вопросы. В ответах почти не выражали эстетического отношения к природе.

Детям предлагается следующее задание.

Задание 2

Картинки 4 времен года разложить в нужной последовательности начиная с лета и снова охарактеризовать каждое время года.

Таблица №2

Результаты по 2 заданию

№п/п

Фамилия имя

Оценка в баллах

1

Родин Никита

12

2

Константинов Алексей

12

3

Брыкушин Федор

9

4

Сафонов Дима

10

5

Карепин Максим

8

6

Ревякин Глеб

10

7

Тагаев Алексей

10




Средняя оценка в баллах

10,1


Вывод

Учащиеся показали среднюю оценку 10,1. Она немного выше предыдущей, т.к. детям показали картинки с характерными признаками каждого времени года.

Задание 3

Оборудование: 4 картинки (времена года), фигурки: синичка, снегирь, грибы и ландыши.

Взять фигурки и разместить их так, чтобы они соответствовали каждому времени года. После того, как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ответить на вопросы:

- как называются птицы?

- что ты можешь о них рассказать?

- как называются цветы? В каком месяце они цветут?

Указать на грибы и спросить:

- что это такое? Где они растут? В каком месяце чаще всего их можно увидеть?

Оценка результатов деятельности по 2 заданию

Высокий уровень(13-15 баллов).

Ребенок без особого труда расставляет предложенные фигурки и отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень(8-12 баллов).

Ребенок допускает ошибки в распределении фигурок, на предложенные вопросы отвечает с помощью учителя.

Низкий уровень(5-7 баллов).

Ребенок часто допускает ошибки при распределении фигурок и неправильно отвечает на предложенные вопросы.

Таблица № 3

Результаты по 3 заданию

№ п/п

Фамилия имя

Оценка в баллах

1

Родин Никита

13

2

Константинов Алексей

12

3

Брыкушин Федор

10

4

Сафонов Дима

9

5

Карепин Максим

8

6

Ревякин Глеб

9

7

Тагаев Алексей

9




Средняя оценка в баллах

10


Вывод

Дети с умственной отсталостью в третьем задании снова показали средний уровень сформированности знаний времен года.

Исследования по выявлению знаний у школьников закономерных изменений в природе (сезонных) показывают, что это содержание знаний доступно детям, но работа должна проводиться систематически с многократными повторениями, поэтому зимой для закрепления был дан урок по теме:

Зимние явления в природе

Задачи:

Образовательная: закрепить знания о названиях зимних месяцев, познакомить учащихся с зимними явлениями в природе, учить определять признаки зимы.

Коррекционно-развивающая: развивать память, мышление.

Воспитательная: воспитывать понимание ценности и красоты родной природы.

Оборудование: картинки: декабрь, январь, февраль, вьюга, оттепель, птицы (снегирь, синица, ворона, сорока).

I Организационный момент

Раз, два - выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

II Введение в тему урока

Ребята, сегодня в гостях у нас очень красивое время года.

- А какое, вы узнаете отгадав загадку.

Что за тройка пролетела:

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрыла серебром (зима).

- Да, сегодня в гостях у нас сама Волшебница- Зима.

Она принесла нам тему сегодняшнего урока, которая называется :Зима.

Скажите, ребята какой месяц перед январем? (декабрь).

-Какой месяц после января? (февраль).

-Какой месяц между февралем и декабрем? (январь).

-Назовите три зимних месяца по порядку? (декабрь, январь, февраль). С какого месяца начинается зима? (с декабря).

III Сообщение новой темы

Морозы и вьюга,

И снег на дворе,

К нам в гости приходит

Зима в … (декабре).

Да, зима приходит к нам в декабре с морозами. Земля покрывается снежным покровом. Снег – это замерзшая вода. Летом из тучки идёт дождь, а зимой дождевые капельки замерзают и становятся снежинками.

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привёз.

В январе зима хозяйничает: на земле лежит снег, реки покрыты льдом. В ясные дни мохнатый иней серебрится на ветках деревьев.

В январе, в январе много снегу на дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печку.

В небо дым идёт столбом.

В феврале, после снегопада или мороза температура воздуха повышается на столько, что снег и сосульки начинают таять. Это одно из природных явлений - оттепель. Очень часто ходят две подруги: метель да вьюга.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. День начинает прибавляться только в феврале. Зима самое холодное время года. Вместо летних ярких бабочек летают « белые мотыльки», стало меньше птиц, т.к. некоторые давно перебрались в теплые края.

Каких зимних птиц вы знаете? (снегирь, синица, ворона, сорока).

Синица

Кто стучится к нам в окно лютою зимою?

Любит сало и пшено с грудкой золотою.

Ворона

Ворона носит серенький жилет

Но у крыльев черный цвет.

Видишь, кружат 20 пар

И кричат: кар, кар, кар.

Сорока

Сорока непоседа пестрая

Птица длиннохвостая

Птица говорливая

Самая болтливая.

Снегирь

Красногрудый чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Зима - трудный период в жизни зимующих птиц Они питаются семенами и ягодами растений, жучками, которые прячутся глубоко под корой деревьев. Птицы часто голодают, поэтому нужно вешать кормушки на деревья и кормить их.

IV Физкультминутка

Солнце греет слабо.

(руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы

(руки на пояс, повороты вокруг себя)

Побелел морковный нос

(дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда

(прыжки на месте)

Вьюга злится, снег кружится,

(дети кружатся)

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром

(имитируют движения руками).

V Закрепление

Отгадайте загадки.

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (мороз).

Гуляю в поле, кручу, бурчу.

Знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю (пурга).

Зима какая? (холодная, морозная, снежная).

Чем покрыта земля зимой? (снегом).

Каким снегом? (пушистым, белым, серебристым).

Чем покрылись зимой реки и озёра? (льдом).

Лёд какой? (прозрачный, скользкий).

Какие дни зимой? (короткие).

Какие ночи зимой? (длинные).

Кому трудно приходится зимой? (птицам). Как помочь птицам? (делать кормушки и насыпать туда корм).

Каких птиц вы запомнили? (снегири, синички, вороны, сороки).

VI Итог урока

Ребята, сегодня мы познакомились с зимними месяцами и зимними явлениями в природе. Сегодня хорошо работали на уроке: Лёша, Глеб и Федя. Молодцы! Спасибо за урок.

Можете быть свободными.

Заключение
Ознакомление детей с природой – это средство образования в их сознании знаний об окружающей природе, осознанных на чувственном опыте и воспитания правильного отношения к ней. Работа с детьми должна строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, полезным насекомым. Это наносит вред природе и ожесточает детей.

Поэтому важно, чтобы у ребят были верные сведения о природе.


Список литературы
1.Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов.- М.: Астрель, 2007.

2.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.- М.: Просвещение, 1980.

3.Каменева Л.А., Матвеева А.К., Маневцова Л.М. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1978.

4.Книга для учителя вспомогательной школы / Под редакцией Г.М. Дульнева – М., Просвещение, 1980.

5.Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Классика Стиль, 2003.

6.Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1970.

7. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1977.

8.Рубенштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986.