|
|
 Скачать 0.93 Mb.
|
Родительское собрание «Родителям о воспитании девочек и мальчиков» Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Необходимое оборудование: магнитофон, детские песенки, ручки, листы для записей, экран, презентация, библиотека детской литературы для девочек и мальчиков, игрушки.
Звучит детская песенка о девочках и мальчиках.
Ход собрания
Воспитатель: Уважаемые родители! Наше собрание посвящено воспитанию детей с учетом гендерных особенностей в семье и детском саду. Тема сегодняшней психологической гостиной "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".
Прежде чем я перейти к раскрытию темы я предлагаю Вам ответить на следующие вопросы:
1. Нужно ли чтобы дети этого возраста взаимодействовали с противоположным полом?
2. Что рассказывает ваш ребенок о взаимодействии с противоположным полом?
Психолог. Семья для ребенка - это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла. Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения Продолжение приложения Ж
в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности.
Задание № 1 - "Ладошки".
Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи (методика "Ладошка" по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься.
Задание № 2 - "Рассказы в картинках".
А сейчас предлагаю вашему вниманию картинку, на которой изображена - губка (воспитание ребенка). Попробуйте составить рассказ по ней. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее составлен рассказ. (После того, как родители составили свои рассказы, предлагается зачитать. Затем психолог объявляет, с каким воспитательным моментом она связана, и дает ему объяснение.)
Воспитание происходит от слова "питание", "впитывание". Поэтому логично предположить: что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте.
Мы можем сколько угодно, что называется, "вливать в него" правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание. К примеру, бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делает его отец, брат и другие окружающие его люди. Он, скорее всего, "впитает" в себя пример старших и уважаемых людей.
Пример рассказа мамы Амины П.:
Продолжение приложения Ж
Губка - это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю - и получим синюю, вольем красную - такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.
Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка. Как показали проведенные исследования, все дети данного возраста знают свою половую принадлежность.
Задание №3 - "Девочки это:, мальчики - это:".
Предлагаю, родителям мальчиков написать - определение мальчики – это… мальчики должны быть….; а родителям девочек - "девочки это - …, девочки должны быть….".
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей.
На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Это распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная игровая деятельность.
Продолжение приложения Ж
Выявлен факт, что в ДОУ существует разобщенность между девочками и мальчиками. В возрасте 3 до 7 лет отмечается 91% избирательных контактов и 9% с детьми противоположного пола. Перед нами стоит задача - поиск путей, способствующих дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками. Организация совместных игр формирует зачатки учебной деятельности, учит детей действию сообща. Игрушка же предмет - это предмет для игры, который имеет большое значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью.
Задание № 4 - "В Детском мире".
Не печенье, не ватрушки, Не сметану, не кефир- Покупаем мы игрушки В магазине "Детский мир". Тут машинки, зайки, мишки, Вот мячи. А вот шары - Мамы, папы выбирайте Вашим милым шалунишкам, все что нужно для игры.
Предоставьте, что у вашего ребенка День рождения. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.
Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую
Продолжение приложения Ж
очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.
Задание № 5 - "В гостях у сказки".
Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.
Предлагаем родителям разделить на две команды (с помощью жетонов), подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят назвать сказки, которые они выбрали для чтения своим детям и почему.
Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы:
-
"мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;
-
"женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;
-
"смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.
Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятие со стороны сверстников; занимать лидирующее, заметное положение; иметь успех у девочек; обладать деньгами и собственной территорией. Задача родителей - рассказать о конструктивных средствах достижения этих благ. Поэтому важно при чтении сказок интерпретировать сказки, выделяя стратегии успеха и соотносить их с реальностью.
Сказки для мальчиков - "Три поросенка", "Колобок". Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики
Продолжение приложения Ж
успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.
Наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка", "Маша и медведь", "Крошечка - Хаврошечка", "Золушка", "Морозко" и др. Все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь. Первое, что должна мама учить девочку, это умение выбрать для себя лучшее. А выбор лучшего связан со способностью слушать себя. "Ты самая красивая, твое доброе сердце бьется ровно и спокойно. Ты растешь и радуешь своей улыбкой весь мир. Моя маленькая принцесса, у тебя достаточно сил, чтобы быть счастливой, любить и быть любимой. Все что ты задумаешь с любовью обязательно исполнится. А печали отойдут стороной:." Задание № 6 - "Творческая мастерская".
Воспитатель: А сейчас творческая мастерская. Предлагаем папам соорудить кошелек принцессы, а мамам - смастерить пароход для сына (работа в подгруппах).
Заключительная часть
Психолог. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, вести себя с людьми
Продолжение приложения Ж
противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать тайное желание отдать предпочтение одному из родителей.
Дети начинают задавать вопросы об отношениях между мужчиной и женщиной примерно в возрасте от 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше желание объяснить им то, что их интересует.
Опыт первых отношений девочек и мальчиков является фундаментом для дальнейшего развития личности дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Домашнее задание. Чаще всего дети играют в игры сами, со своими братьями и сестрами, родители, как правило, в играх участия не принимают. Хотя у мам и пап большой багаж различных игр. Домашнее задание - вспомните и напишите название игр, в которые вы играли в детстве.
Рефлексия: Поделитесь впечатлениями от встречи. Что было для Вас интересным и полезным? Что нового Вы узнали о своих детях? Чему ещё хотели бы научиться? Приложение И
Деловая игра «Просто о сложном»
Цель игры: знакомство с диагностическими методиками по изучению гендерных установок у детей 5-7 лет, педагогов и родителей.
Оборудование: маркеры, авторучки, планшеты, бумага для записей.
Группа участников: педагоги, родители ДОУ.
Организационный этап
Педагогам было предложено принять участие в игре сцелью ознакомления с диагностическими методиками по изучению гендерных установок и стеретипов у детей 5-7 лет, педагогов и родителей. Для этого участники игры были разделены на три группы: «дети», «родители», «педагоги ДОУ». Каждой группе предложено выбрать спикера, который по окончании выполнения задания смог бы обобщить и озвучить результат работы группы.
Теоретическая часть (психолог)
«Сегодня к детским садам предъявляются высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования востребованным становится психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие стала неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения. Наше дошкольное учреждение в своем развитии идет в ногу со временем и в ходе инновационной работы решает одну из основных задач дошкольного образования - задачу социализации воспитанников, когда создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Существенное влияние на будущее воспитанников оказывает тендерная социализация - под ней понимается процесс создания у девочек и мальчиков представлений о мужественности и женственности, направленный на понимание ими своей индивидуальности и ориентированный на становление и развитие полоролевого поведения. Осознание тендерной
Продолжение приложения И
принадлежности оказывает влияние на психику, эмоциональное равновесие, самочувствие человека. Чтобы оценить результаты процесса формирования тендерной социализации, мы проводим диагностические срезы в начале и конце учебного года.
Когда мы начали выстраивать систему психологического сопровождения, то выяснили, что существует мало диагностических методик для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Но наш научный руководитель Татьяна Николаевна Доронова помогла нам и рекомендовала пособие Марины Александровны Панфиловой «Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и семье», содержащее методики по изучению гендерных установок и стереотипов у детей 3-5 лет, педагогов и родителей. Предлагаю опробовать эти методики».
Практическая часть
I этап
Группам были предложены анкеты: «родителям» - анкета для родителей (см. приложение 2), «педагогам ДОУ» - анкета для педагогов (см. приложение 3). Также была дана письменная инструкция по проведению диагностики. Группе «дети» предложено пройти интервьюирование (см. приложение 4). Причем спикер данной группы выступал в роли психолога, а остальные участники - в роли «девочек» и «мальчиков», которые должны отвечать на вопросы. На выполнение задания первого этапа отведено 5 минут. По истечении этого времени спикер от каждой группы проводит анализ результатов анкетирования по предложенной инструкции. Основная цель данного этапа - познакомить участников деловой игры с диагностическим инструментарием для работы с детьми 4-5 лет. «В средней группе с детьми 4-5 лет мы формируем у девочек и мальчиков интерес к взаимодействию с представителями противоположного пола. Как указывают психологи, именно в этом возрасте для детей значимым становится сверстник и общение с ним». Затем психолог предложил группе
Продолжение приложения И
«дети» ответить на вопросы интервью на тему «Девочки о мальчиках, мальчики о девочках» (см. приложение 5), группе «родители» -также ответить на вопросы о взаимодействии мальчиков и девочек (см. приложение 6), группе «педагоги ДОУ» - проанализировать педагогические ситуации (см. приложение 7). Спикеры каждой группы по истечении 5 минут определяли наиболее частые ответы и озвучивали их. По истечении этого времени спикер от каждой группы проводит анализ результатов анкетирования по предложенной инструкции.
II этап (психолог)
Основная цель данного этапа - познакомить участников деловой игры с диагностическим инструментарием для работы с детьми 4-5 лет. «В средней группе с детьми 4-5 лет мы формируем у девочек и мальчиков интерес к взаимодействию с представителями противоположного пола. Как указывают психологи, именно в этом возрасте для детей значимым становится сверстник и общение с ним». Затем психолог предложил группе «дети» ответить на вопросы интервью на тему «Девочки о мальчиках, мальчики о девочках» (см. приложение 5), группе «родители» также ответить на вопросы о взаимодействии мальчиков и девочек (см. приложение 6), группе «педагоги ДОУ» - проанализировать педагогические ситуации (см. приложение 7). Спикеры каждой группы по истечении 5 минут определяли наиболее частые ответы и озвучивали их.
Заключительная часть
Отзывы участников игры. Вопросы участникам:
-
Получили ли вы удовлетворение от игры?
-
Узнали ли что-то новое для себя?
-
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении зада
|
|
|