|
|
 Скачать 0.93 Mb.
|
Высокий – 90-70 %
Средний – 70-40 %
Низкий – до 40%

Рисунок 2.3- Выявление уровня представлений дошкольников о гендерном развитии
Учитывая полученные в ходе диагностики данные, возникает необходимость в систематизации взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного воспитания старших дошкольников.
2.2. Педагогические условия для повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития детей (формирующий этап)
В ходе формирующего этапа эксперимента (декабрь 2014 г. - март 2015 г.) был составлен план опытно – педагогической работы с родителями, включающий в себя ряд мероприятий когнитивной направленности (консультации, беседы, конференция, родительские собрания, информационные окна); деятельностный (совместные занятия, досуги)
Таблица 2.6
№
| Форма проведения
| Тема
| Ответственные
| Планируемый результат
| 1.
| Анкетирование
|
| Педагог-психолог
Воспитатели
| Выявление уровня компетентности родителей при построении взаимоотношений с ребенком, определение потребности в знаниях по данному направлению
| 2.
| Родительское собрание
| «Родителям о воспитании девочек и мальчиков» «Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ по формированию гендерной принадлежности»
| Педагог-психолог
Воспитатели
Старший воспитатель
| Повышение гендерной компетентности родителей - влияние тендерных установок, стереотипов, предрассудков, представлений на воспитание детей
| 3.
| Семинар
| «Одинаково ли воспитывать мальчиков и девочек» | Педагог-психолог
Воспитатели
Старший воспитатель
| Совершенствование способов взаимодействия родителей и ДОО в решении вопросов гендерного развития.
|
| Консультации, папки-передвижки
| «Простые правила воспитания мальчиков/девочек» «Художественная литература как средство формирования позитивного маскулинного поведения у мальчиков»
«Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?»
«Роль отца в воспитании позитивной половой идентичности у дочери или сына»
«Игры мальчиков, игры девочек»
| Педагог-психолог
Воспитатели
Старший воспитатель
| Углубленные знания родителей по гендерному подходу в воспитании ребёнка, осознание ими собственных ошибок и трудностей в воспитании мальчиков
| 4.
| Беседа
| По запросу родителей;
По результатам анкет;
По результатам наблюдений за детьми
| Педагог-психолог
Воспитатели
| Психологическая и педагогическая помощь по вопросам воспитания сына
Роль родителей в формировании у детей образа семьи
Учет гендерных аспектов в различных сферах жизни ребенка:
подбор игровых материалов и игрушек, повседневная жизнь,
взаимоотношения ребенка, влияние взрослых
| 5.
| Деловая игра «Просто о сложном»
|
| Педагог-психолог
Воспитатели
Старший воспитатель
| Сформированность у родителей практических знаний и умений в воспитании мальчиков
| 6.
| Экскурсия в группе с целью изучения условий, созданных в группах, отвечающих гендерным особенностям детей и способствующих процессу развития дошкольников
| «Развивающая предметно-пространственная среда для мальчиков и девочек»
| Воспитатели
| Осознание родителями необходимости гендерного подхода в воспитании дошкольников
| 7.
| Информационные окна; памятки
| «Чем занять мальчика дома»
«Спортивные игры для мальчиков»
«Трудно быть папой»
«Папа- лучший друг»
«Хвала или наказание»
«Развиваем самостоятельность»
«Что такое гиперопека?»
«Хорошие дети не злятся»
«Маленький упрямец»
«Наши мальчики»
«Умные игры»
«Воспитание и обучение с учетом пола ребёнка»
«Чем занять мальчика в семье»
| Педагог-психолог
Воспитатели
| Информированность родителей о гендерных особенностях дошкольников
| 8.
| Посещение семей воспитанников
|
| Педагог-психолог
Воспитатели
Старший воспитатель
| Решение внутрисемейных вопросов гендерного воспитания детей
| 9.
| Совместные мероприятия
| Непосредственно образовательная деятельность: Физкультурное «Цирковые огоньки»; познавательные:
«Песни военных лет»;
досуговые мероприятия: «Кукла Кувадка», «Техническая мастерская» (совместные работы родителей и детей из бросового материала); семейная гостиная: «Мамины помощники»
| Педагог-психолог
Воспитатели
Муз.руководитель
Инструктор по физической културе
Старший воспитатель
| Эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми
Сформированность навыков организации различных форм взаимодействия с детьми используя рациональные методы и приёмы
| 10
| Ящик вопросов и ответов
| Выявление запросов родителей и ответы на них
| Педагог-психолог
Воспитатели
Старший воспитатель
| Взаимосвязь с родителями в целях решения актуальных проблем по гендерному воспитанию детей
| 11
| Выставка литературы
| «Гендерное развитие старших дошкольников»
| Воспитатели
Старший воспитатель
| Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного развития детей старшего дошкольного возраста
| 12
| Разработка рекомендаций
| «Как нужно воспитывать современную девочку»; Как нужно воспитывать современного мальчика»
| Воспитатель
| Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного развития детей старшего дошкольного возраста
|
Внедрение разработанного плана работы с родителями было рассчитано на один учебный год (2014-2015 гг.) в подготовительной к школе группе №6 МАДОУ «Почемучка» г. Когалыма совместно с педагогом-психологом, воспитателями и старшим воспитателем. Мероприятия, разработка памяток и информационных стендов проводились один раз в месяц.
Считаем, что целенаправленная и систематическая работа, проводимая с родителями, включение их в процесс воспитания используя разные формы работы, дала положительный эффект в воспитании у старших дошкольников гендерной идентификации. Все запланированные мероприятия с родителями воплощены на практике.
2.3. Сравнительный анализ результатов формирования эффективности взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития детей (контрольный этап)
С целью выявления эффективности применяемых методов и форм работы с родителями нами проведен контрольный этап опытно-педагогической работы (апрель – май 2015 г.). В ходе контрольного этапа проведена итоговая диагностика с родителями и детьми подготовительной группы №6 МАДОУ «Почемучка» г. Когалым, используемая на первом этапе работы, проведён анализ результатов. Сформирован вывод и рекомендации по построению дальнейшей работы с родителями и детьми.
На контрольном этапе использовались те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе опытно-педагогической работы, чтобы сопоставить результаты обследования родителей и детей, условий их развития. Результаты обследования показаны в диаграмме. (Рис.2.4)

Рисунок 2.4- Выявление уровня компетентности родителей по вопросам гендерного развития Анализ результатов диагностики родителей по определению эффективности взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития детей
Анализ письменного опроса (Приложение Н) показал, что 76 % родителей удовлетворены, 19 % частично удовлетворены, 5 % не удовлетворены состоянием взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития дошкольников. Родители отмечают, что в течение учебного года посетили родительское собрание, семинар, открытые мероприятия по данной теме.
Беседы и интервью позволили выявить представления детей старшего дошкольного возраста о собственном образе мальчика/девочки, о содержании ролей мужчины и женщины в обществе, представления дошкольников о семейных ролях, а также неосознаваемые установки детей в отношении гендерных ролей.
Анализ полученных данных показал достаточный уровень знаний у детей особенностей поведения, интересов. Участвующие в беседе дошкольники ориентированы на представителей своего пола, имеют представления о стереотипах мужественности и женственности, о внутрисемейных отношениях с точки зрения принадлежности к полу родителей. Идентифицируя себя с представителем мужского пола они приписывают себе такие качества, как сила воинственность, ум, величие, при этом не желают принимать на себя груз ответственности за принятие каких-либо обязанностей. Дети называют качества личности представителей пола, этому способствовало цикл проведенных мероприятий с родителями воспитанников.
С целью выявления особенности понимания и отношения детей к мужским и женским профессиям после формирующего этапа проведено тестовое задание «Профессия» с воспитанниками. Детям предлагались карточки с изображением людей различных профессий (доктор, парикмахер, повар, полицейский, учитель, водолаз, лётчик, продавец и т. д.). Данные профессии нужно было отнести к мужским или женским, объяснить свой выбор; назвать общие для мужчин и женщин профессии. Ответы детей оценивались по следующим критериям: 5 баллов – каждый точный, аргументированный ответ, содержащий знания о профессиях, об особенностях их названий, о важности профессии в жизни человека, о специфике мужских и женских профессий, о стирании жестких границ между ними, о желании избрать ту или иную профессию; 3 балла - ответ характеризуется неточностью, неопределённостью, но ясным желанием овладеть профессией в будущем; 0 баллов – если ребёнок не отвечает на вопрос.

Рисунок 2.5- Выявление уровня представлений дошкольников о гендерном развитии Проанализировав ответы, мы пришли к выводу: дети подготовительной группы №6 МАДОУ «Почемучка» дают точный, аргументированный ответ, содержащий знания о профессиях, об особенностях их названий, о важности профессии в жизни человека, знают о специфике мужских и женских профессий, о стирании жестких границ между ними, о желании избрать ту или иную профессию. (Мальчики – инженер, компьютерщик как папа, водитель, полицейский; девочки – учитель, парикмахер, повар как мама, музыкант, балерина, доктор, ветеринар и т.д.)
Таким образом, атмосфера взаимопонимания при взаимодействии ДОО с родителями по гендерному развитию детей 5-7 лет, положительный психологический климат в коллективе, создали оптимальные условия для совершенствования воспитательно-образовательного процесса.
Вывод по второй главе На констатирующем этапе опытно-педагогической работы мы ставили такие задачи:
-
Анкетирование родителей (законных представителей) для выявления уровня их гендерной компетентности;
-
Письменный опрос родителей (законных представителей) по определению эффективности взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития детей;
-
Определение уровня гендерного развития детей;
-
Анализ состава семей воспитанников, возрастного состава, социального статуса, образовательного уровня родителей (законных представителей).
-
Анализ полученных данных, собранных материалов.
-
Выявление реальных форм взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития детей.
Все поставленные задачи решены, т.к. проведено анкетирование, письменный опрос родителей, анализ состава семей воспитанников, возрастного состава, уровня образования и социального статуса семьи; определен уровень гендерного развития детей, проведен анализ полученных данных.
В ходе формирующего этапа эксперимента был составлен план опытно – педагогической работы с родителями, включающий в себя ряд мероприятий когнитивной направленности (консультации, беседы, конференция, родительские собрания, информационные окна); деятельностный (совместные занятия, досуги). Все запланированные мероприятия с родителями воплощены на практике.
На контрольном этапе проведен сравнительный анализ результатов формирования эффективности взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития детей.
Таким образом, обоснована и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность комплекса организационно-педагогических условий, способствующих взаимодействию семьи и ДОО по вопросам гендерного развития старших дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для создания в семье благоприятных условий гендерного развития детей, родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.
В качестве выявления уровня гендерной компетентности и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.
Гендерная идентичность детей дошкольного возраста достаточно пластична, нет ничего неизменного, окончательно устоявшегося, поэтому взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, по данной проблеме, должно носить системный характер. Необходимо добиться установления сотрудничества с родителями и их заинтересованности в рассматриваемых вопросах, это можно добиться путём решения конкретных задач:
-расширение представлений родителей о гендерном подходе в воспитании дошкольников;
- мотивирование родителей на изучение гендерной проблематики;
-освоение родителями своей роли в воспитании гендерной идентичности;
-реализация системы совместных мероприятий. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Айвазова, С. Г. Российские выборы: гендерное прочтение/ С. Г. Айвазова. — М., 2009. — 177 с.
-
Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы/ Е.А. Аркин. – М.: Просвещение, 1968 − 196 с.
-
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2012.
-
Афанасьева, Т.М. Семья/ Т.М. Афанасьева. – М.: Просвещение. – 2005.
-
Бартол, К. Мужчины и женщины при выполнении групповых заданий/ К. Бартол, Д. Мартин. – М., 2011-108 с.
-
Баранникова, Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
-
Бауст, Э. О причинах, обуславливающих развитие мужского и женского потомства /Э. Бауст. – Киев, 2009.
-
Безруких, М.М. Проблемные дети / М.М. Безруких. М.: Изд-воУРАО, 2010. - 308 с.
-
Белова, А.В. «Четыре возраста женщины»: Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII — середина XIX в. / А. В. Белова. — СПб.: Алетейя, 2010. — 480 с.
-
Бем, С. Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем; пер. с англ. — М., 2013. — 336 с.
-
Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированное воспитание как смыслопорождающий процесс (Становление теории) // Известия Южного отделения Российской академии наук, 2009, выпуск VI.
-
Бондаревская, Е.В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике // Известия Южного отделения Российской академии наук, 2011, выпуск III.
-
Бондаревская, Е.В. Тенденции развития образования в постиндустриальном обществе // Известия Южного отделения Российской академии наук, 2013, выпуск V.
-
Бужигеева, М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения / М.Ю. Бужигеева// Педагогика. -2012.-№8.
-
Веселовская, К. П. Педологические основы полового воспитания. К. П. Веселовская. - М., 2010 − 77 с.
-
Гейманс, Г. Психология женщины/ Г. Гейманс. – СПб., 2011.
-
Гидденс, Э. Гендер и сексуальность / Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 2009.
-
Гордон, Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. – М., 2012.
-
Горлач, М.Г. Гендерный аспект семейно-ролевого диссонанса/М.Г. Горлач // СОЦИС. -2012. -№1.
-
Градусова, Л. В. Гендерная педагогика: учебное пособие/Л.В. Градусова. − Москва: Флинта, 2011-86 с.
-
Доронова, Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду/Т.Н. Доронова. -М: Линка-Пресс, 2009-134 с.
22. Демидова, Н. Система подготовки студентов педагогического вуза к взаимодействию с семьей [Текст] / Н. Демидова // Дошкольное воспитание.-2011.-№ 2. – С.89-94.
-
Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями/Т.Н. Доронова. - М., 2002−120 с.
-
Дуброва, В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи/ В.П. Дуброва. − Минск, 1997
-
Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника/ Е.С. Евдокимова. –М.:ТЦ Сфера, 2008. − 96 с.
-
Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира/ В.Д. Еремеева, Т. П. Хризман.– СПб., 1998.
-
Здравомыслова, Е. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина // [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.indepsocres.spb.ru/zdrav4.htm
-
Каменева, Т.Н. Влияние семьи на процесс формирования личности ребенка / II Всероссийская научная конференция Сорокинские чтения-200. Будущее России: стратегии развития. – 2005, 14-15 декабря.
-
Ковалев, С.В. Психология семейных отношений./С.В. Ковалев. – М.: Педагогика. – 2001.
-
Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика и планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг/ А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина.– М.:ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
-
Кларина, Л.М. Сообщество семьи и детского сада: его цели и модели развития/ Л.М. Кларина // Детство. – 1998.− №1
-
Клецина, И. С. От психологии пола — к гендерным исследованиям в психологии / И. С. Клецина // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. – с 61–87.
-
Крайг, Г. Психология развития/Г. Крайг, Д. Бокум.– СПб., 2014.
-
Кудинов, С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков/С.И. Кудинов // Психологический журнал. -2009. -№1.
-
Латина, С. В. Женские образы в книге-эссе С. Де Бовуар «Второй пол» [Текст] / С. В. Латина // Ученые записки КнАГТУ. Науки о человеке, обществе и культуре. — 2010. — № II-2 (2). — с. 105–110.
-
Маркова, Т.А. Детский сад и семья/ Т.А. Маркова, Л. В. Загин, В.М. Иванова. М.: Просвещение, 2000.-176 с.
-
Моисеева, Л.Г. Психологическое сопровождение детей 3-5 лет в условиях ДОУ по формированию гендерной принадлежности /Л.Г. Моисеева// Справочник педагога-психолога. — 2012. — № 1. —с. 16–29.
-
Николаичев, Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности/ Б.О. Николаичев. – М., 2010.
-
Николова, С.Н. Эволюция социально-философских взглядов на социальный статус женщин/ С.Н. Николаева. - М., 2012.
-
Нишева, В.П. Проблема полового воспитания девочек-подростков/ В.П. Нишева.– М., 2009.
-
Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка/ Н. Ньюкоммб. – СПб., 2013.
-
Ольшанский, В.В. Взросление «Я»/ В.В. Ольшанский. – М., 2012.
-
Омельченко, Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их особенности /Е.Л. Омельченко// СОЦИС. -2012.- №11.
-
Орлов, Ю.М. Половое развитие и воспитание/ Ю.М. Орлов. – М., 2012. -176 с.
-
Пушкарева, Н. Л. Предмет и перспективы гендерного подхода в исторических науках / Н. Л. Пушкарева // Пол и гендер в науках о человеке и обществе. — Тверь, 2009.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Вступил в силу с 1 января 2014 года (п.1.6 1.7 3.2.1 3.2.5)
-
Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей/Т.А. Репина. – М.; Воронеж, 2004.
-
Смирнова, А. В. Учимся жить в обществе. Гендерный анализ школьных учебников/ А. В. Смирнова. — М.: ЗАО «Олита», 2009. — 80с.
-
Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие /Н.Е. Татаринцева. –М.: Центр педагогического образования, 2012.-176 с.
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят в 29.12.2012 N 273-ФЗг Статья №44
-
Чебанюк, Т. А. Методы изучения культуры: Учебное пособие/ Т. А. Чебанюк. — СПб.: Наука, 2010. — 350 с.
-
Щетинина, А.М. Полоролевое развитие детей 5-7 лет/ А.М. Щетинина, О.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
-
Штылева, Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ / Л. В. Штылева. — М.: ПЕРСЭ, 2009. — 316 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
-
Градусова, Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие / Л. В.Градусова.- М.: Флинта, 2011.- 86 с.
URL:http://modernlib.ru/books/liliya_veniaminovna_gradusova/gendernaya_pedagogika_uchebnoe_posobie/read_1 (28.04.2015)
-
Берн Ш.М. Гендерная психология / Ш.М. Берн
URL:http://www.universalinternetlibrary.ru/book/6644/ogl.shtml (22.02.2015)
Приложение А
Вопросник Сандры Бэм
по изучению маскулинности - фемининности Инструкция: отметьте знаком «+», «v» или любым другим знаком в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас. Перечень качеств:
1) вера в себя;
2) умение уступать;
3) способность помочь;
4) склонность защищать свои взгляды;
5) жизнерадостность;
6) угрюмость;
7) независимость;
8) застенчивость;
9) совестливость;
10) атлетичность;
11) нежность;
12) театральность;
13) напористость;
14) падкость на лесть;
15) удачливость;
16) сильная личность;
17) преданность;
18) непредсказуемость;
19) сила;
20) женственность;
21) надежность;
22) аналитические способности;
23) умение сочувствовать;
24) ревнивость;
25) способность к лидерству;
26) забота о людях;
27) прямота, правдивость;
28) склонность к риску;
29) понимание других;
30) скрытность:
| 31) быстрота в принятии решений;
32) сострадание;
33) искренность:
34) самодостаточность (полагаться только на себя);
35) способность утешить;
36) тщеславие;
37) властность;
38) тихий голос;
39) привлекательность;
40) мужественность;
41) теплота, сердечность;
42) торжественность, важность;
43) собственная позиция;
44) мягкость;
45) умение дружить;
46) агрессивность;
47) доверчивость;
48) малорезультативность;
49) склонность вести за собой;
50) инфантильность;
51) адаптивность, приспосабливаемость;
52) идивидуализм;
53) нелюбовь к употреблению ругательств;
54) несистематичность;
55) дух соревнования;
56) любовь к детям;
57) тактичность;
58) амбициозность, честолюбие;
59) спокойствие;
60) традиционность, подверженность условностям.
| Продолжение приложения А
Результаты испытуемого (отмеченные им характеристики) сравниваются с ключом, и за каждое совпадение начисляется 1 балл. Ключ:
- маскулинность (номера вопросов): 1,4, 7,10, 13, 16,19, 22, 25, 28,31, 34,37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58;
- фемининность (номера вопросов): 2, 5, 8, 11,14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35,38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59. Показатели маскулинности (М) и фемининности (F) вычисляются следующим образом: сумма баллов по маскулинности делится на 20 - это М, и сумма баллов по фемининности делится на 20 — это F. Вычисляется также IS (основной индекс) по формуле:
IS = (F — М) ´ 2,322. Интерпретация:
испытуемого относят к одной из 5 категорий:
1. IS меньше -2,025 — ярко выраженная маскулинность.
2. IS меньше -1 — маскулинность;
3. IS от -1 до +1 — андрогинность;
A. IS больше +1 — фемининость;
5. IS больше +2,025 — ярко выраженная фемининность. Приложение Б
Анкета для родителей
по гендерному воспитанию
Уважаемые родители!
Анкетирование проводится с целью подготовки к родительскому собранию в группе по выявлению осведомлённости родителей в вопросах гендерного (полоролевого) воспитания.
Собранная информация конфиденциальна и разглашению не подлежит. Просим вас ответить на вопросы анкеты.
-
Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке?
-
Какова роль матери в гендерном (полоролевом) воспитании ребёнка?
-
Как отец влияет на гендерное (полоролевое) развитие ребёнка?
-
Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, как полноценного члена общества?
-
Как Вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние, излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т.п.)
-
Что бы Вы хотели узнать о гендерном (полоролевом) воспитании мальчиков/девочек?
Приложение В
Определение гендерной идентичности
(полустандартизированное интервью
по В. Е. Кагану)
-Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, здесь и в остальных вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, например, для мальчиков «дядя», «муж», «папа» и т. п.)
-Когда ты вырастешь, кем ты будешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?
-Кем ты хочешь быть когда вырастешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?
-Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?
-А если бы это было возможно, ты хотел(а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а утром проснуться девочкой (мальчиком)?
-Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (Если вопрос непонятен, можно задать уточняющие вопросы: Мальчики и девочки — это одно и то же? Они одинаковые? Как ты узнаешь — кто мальчик, а кто девочка?)
|
|
|