Главная страница

1 Особенности гендерного развития детей 5-7 лет 23


Скачать 0.93 Mb.
Название 1 Особенности гендерного развития детей 5-7 лет 23
страница 5/8
Дата 25.04.2016
Размер 0.93 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8

Высокий – 90-70 %

Средний – 70-40 %

Низкий – до 40%



Рисунок 2.3- Выявление уровня представлений дошкольников о гендерном развитии

Учитывая полученные в ходе диагностики данные, возникает необходимость в систематизации взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного воспитания старших дошкольников.

2.2. Педагогические условия для повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития детей (формирующий этап)

В ходе формирующего этапа эксперимента (декабрь 2014 г. - март 2015 г.) был составлен план опытно – педагогической работы с родителями, включающий в себя ряд мероприятий когнитивной направленности (консультации, беседы, конференция, родительские собрания, информационные окна); деятельностный (совместные занятия, досуги)

Таблица 2.6



Форма проведения

Тема

Ответственные

Планируемый результат

1.

Анкетирование




Педагог-психолог

Воспитатели


Выявление уровня компетентности родителей при построении взаимоотношений с ребенком, определение потребности в знаниях по данному направлению

2.

Родительское собрание

«Родителям о воспитании девочек и мальчиков»


«Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ по формированию гендерной принадлежности»


Педагог-психолог

Воспитатели

Старший воспитатель

Повышение гендерной компетентности родителей - влияние тендерных установок, стереотипов, предрассудков, представлений на воспитание детей

3.

Семинар

«Одинаково ли воспитывать мальчиков и девочек»


Педагог-психолог

Воспитатели

Старший воспитатель

Совершенствование способов взаимодействия родителей и ДОО в решении вопросов гендерного развития.




Консультации, папки-передвижки


«Простые правила воспитания мальчиков/девочек» «Художественная литература как средство формирования позитивного маскулинного поведения у мальчиков»

«Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?»

«Роль отца в воспитании позитивной половой идентичности у дочери или сына»

«Игры мальчиков, игры девочек»

Педагог-психолог

Воспитатели

Старший воспитатель

Углубленные знания родителей по гендерному подходу в воспитании ребёнка, осознание ими собственных ошибок и трудностей в воспитании мальчиков

4.

Беседа

По запросу родителей;

По результатам анкет;

По результатам наблюдений за детьми

Педагог-психолог

Воспитатели



Психологическая и педагогическая помощь по вопросам воспитания сына

Роль родителей в формировании у детей образа семьи

Учет гендерных аспектов в различных сферах жизни ребенка:

подбор игровых материалов и игрушек, повседневная жизнь,

взаимоотношения ребенка, влияние взрослых

5.

Деловая игра «Просто о сложном»





Педагог-психолог

Воспитатели

Старший воспитатель


Сформированность у родителей практических знаний и умений в воспитании мальчиков

6.

Экскурсия в группе с целью изучения условий, созданных в группах, отвечающих гендерным особенностям детей и способствующих процессу развития дошкольников

«Развивающая предметно-пространственная среда для мальчиков и девочек»

Воспитатели


Осознание родителями необходимости гендерного подхода в воспитании дошкольников

7.

Информационные окна; памятки

«Чем занять мальчика дома»

«Спортивные игры для мальчиков»

«Трудно быть папой»

«Папа- лучший друг»

«Хвала или наказание»

«Развиваем самостоятельность»

«Что такое гиперопека?»

«Хорошие дети не злятся»

«Маленький упрямец»

«Наши мальчики»

«Умные игры»

«Воспитание и обучение с учетом пола ребёнка»

«Чем занять мальчика в семье»

Педагог-психолог

Воспитатели


Информированность родителей о гендерных особенностях дошкольников

8.

Посещение семей воспитанников




Педагог-психолог

Воспитатели

Старший воспитатель

Решение внутрисемейных вопросов гендерного воспитания детей

9.

Совместные мероприятия

Непосредственно образовательная деятельность: Физкультурное «Цирковые огоньки»; познавательные:

«Песни военных лет»;

досуговые мероприятия: «Кукла Кувадка», «Техническая мастерская» (совместные работы родителей и детей из бросового материала); семейная гостиная: «Мамины помощники»

Педагог-психолог

Воспитатели

Муз.руководитель

Инструктор по физической културе

Старший воспитатель

Эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми

Сформированность навыков организации различных форм взаимодействия с детьми используя рациональные методы и приёмы


10

Ящик вопросов и ответов

Выявление запросов родителей и ответы на них

Педагог-психолог

Воспитатели

Старший воспитатель

Взаимосвязь с родителями в целях решения актуальных проблем по гендерному воспитанию детей

11

Выставка литературы

«Гендерное развитие старших дошкольников»

Воспитатели

Старший воспитатель

Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного развития детей старшего дошкольного возраста

12

Разработка рекомендаций

«Как нужно воспитывать современную девочку»; Как нужно воспитывать современного мальчика»

Воспитатель


Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного развития детей старшего дошкольного возраста


Внедрение разработанного плана работы с родителями было рассчитано на один учебный год (2014-2015 гг.) в подготовительной к школе группе №6 МАДОУ «Почемучка» г. Когалыма совместно с педагогом-психологом, воспитателями и старшим воспитателем. Мероприятия, разработка памяток и информационных стендов проводились один раз в месяц.

Считаем, что целенаправленная и систематическая работа, проводимая с родителями, включение их в процесс воспитания используя разные формы работы, дала положительный эффект в воспитании у старших дошкольников гендерной идентификации. Все запланированные мероприятия с родителями воплощены на практике.

2.3. Сравнительный анализ результатов формирования эффективности взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития детей (контрольный этап)

С целью выявления эффективности применяемых методов и форм работы с родителями нами проведен контрольный этап опытно-педагогической работы (апрель – май 2015 г.). В ходе контрольного этапа проведена итоговая диагностика с родителями и детьми подготовительной группы №6 МАДОУ «Почемучка» г. Когалым, используемая на первом этапе работы, проведён анализ результатов. Сформирован вывод и рекомендации по построению дальнейшей работы с родителями и детьми.

На контрольном этапе использовались те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе опытно-педагогической работы, чтобы сопоставить результаты обследования родителей и детей, условий их развития. Результаты обследования показаны в диаграмме. (Рис.2.4)



Рисунок 2.4- Выявление уровня компетентности родителей по вопросам гендерного развития
Анализ результатов диагностики родителей по определению эффективности взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития детей

Анализ письменного опроса (Приложение Н) показал, что 76 % родителей удовлетворены, 19 % частично удовлетворены, 5 % не удовлетворены состоянием взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития дошкольников. Родители отмечают, что в течение учебного года посетили родительское собрание, семинар, открытые мероприятия по данной теме.

Беседы и интервью позволили выявить представления детей старшего дошкольного возраста о собственном образе мальчика/девочки, о содержании ролей мужчины и женщины в обществе, представления дошкольников о семейных ролях, а также неосознаваемые установки детей в отношении гендерных ролей.

Анализ полученных данных показал достаточный уровень знаний у детей особенностей поведения, интересов. Участвующие в беседе дошкольники ориентированы на представителей своего пола, имеют представления о стереотипах мужественности и женственности, о внутрисемейных отношениях с точки зрения принадлежности к полу родителей. Идентифицируя себя с представителем мужского пола они приписывают себе такие качества, как сила воинственность, ум, величие, при этом не желают принимать на себя груз ответственности за принятие каких-либо обязанностей. Дети называют качества личности представителей пола, этому способствовало цикл проведенных мероприятий с родителями воспитанников.

С целью выявления особенности понимания и отношения детей к мужским и женским профессиям после формирующего этапа проведено тестовое задание «Профессия» с воспитанниками. Детям предлагались карточки с изображением людей различных профессий (доктор, парикмахер, повар, полицейский, учитель, водолаз, лётчик, продавец и т. д.). Данные профессии нужно было отнести к мужским или женским, объяснить свой выбор; назвать общие для мужчин и женщин профессии. Ответы детей оценивались по следующим критериям: 5 баллов – каждый точный, аргументированный ответ, содержащий знания о профессиях, об особенностях их названий, о важности профессии в жизни человека, о специфике мужских и женских профессий, о стирании жестких границ между ними, о желании избрать ту или иную профессию; 3 балла - ответ характеризуется неточностью, неопределённостью, но ясным желанием овладеть профессией в будущем; 0 баллов – если ребёнок не отвечает на вопрос.



Рисунок 2.5- Выявление уровня представлений дошкольников о гендерном развитии
Проанализировав ответы, мы пришли к выводу: дети подготовительной группы №6 МАДОУ «Почемучка» дают точный, аргументированный ответ, содержащий знания о профессиях, об особенностях их названий, о важности профессии в жизни человека, знают о специфике мужских и женских профессий, о стирании жестких границ между ними, о желании избрать ту или иную профессию. (Мальчики – инженер, компьютерщик как папа, водитель, полицейский; девочки – учитель, парикмахер, повар как мама, музыкант, балерина, доктор, ветеринар и т.д.)

Таким образом, атмосфера взаимопонимания при взаимодействии ДОО с родителями по гендерному развитию детей 5-7 лет, положительный психологический климат в коллективе, создали оптимальные условия для совершенствования воспитательно-образовательного процесса.

Вывод по второй главе
На констатирующем этапе опытно-педагогической работы мы ставили такие задачи:

  1. Анкетирование родителей (законных представителей) для выявления уровня их гендерной компетентности;

  2. Письменный опрос родителей (законных представителей) по определению эффективности взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития детей;

  3. Определение уровня гендерного развития детей;

  4. Анализ состава семей воспитанников, возрастного состава, социального статуса, образовательного уровня родителей (законных представителей).

  5. Анализ полученных данных, собранных материалов.

  6. Выявление реальных форм взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития детей.

Все поставленные задачи решены, т.к. проведено анкетирование, письменный опрос родителей, анализ состава семей воспитанников, возрастного состава, уровня образования и социального статуса семьи; определен уровень гендерного развития детей, проведен анализ полученных данных.

В ходе формирующего этапа эксперимента был составлен план опытно – педагогической работы с родителями, включающий в себя ряд мероприятий когнитивной направленности (консультации, беседы, конференция, родительские собрания, информационные окна); деятельностный (совместные занятия, досуги). Все запланированные мероприятия с родителями воплощены на практике.

На контрольном этапе проведен сравнительный анализ результатов формирования эффективности взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития детей.

Таким образом, обоснована и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность комплекса организационно-педагогических условий, способствующих взаимодействию семьи и ДОО по вопросам гендерного развития старших дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для создания в семье благоприятных условий гендерного развития детей, родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.

В качестве выявления уровня гендерной компетентности и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.

Гендерная идентичность детей дошкольного возраста достаточно пластична, нет ничего неизменного, окончательно устоявшегося, поэтому взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, по данной проблеме, должно носить системный характер. Необходимо добиться установления сотрудничества с родителями и их заинтересованности в рассматриваемых вопросах, это можно добиться путём решения конкретных задач:

-расширение представлений родителей о гендерном подходе в воспитании дошкольников;

- мотивирование родителей на изучение гендерной проблематики;

-освоение родителями своей роли в воспитании гендерной идентичности;

-реализация системы совместных мероприятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Айвазова, С. Г. Российские выборы: гендерное прочтение/ С. Г. Айвазова. — М., 2009. — 177 с.

  2. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы/ Е.А. Аркин. – М.: Просвещение, 1968 − 196 с.

  3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2012.




  1. Афанасьева, Т.М. Семья/ Т.М. Афанасьева. – М.: Просвещение. – 2005.

  2. Бартол, К. Мужчины и женщины при выполнении групповых заданий/ К. Бартол, Д. Мартин. – М., 2011-108 с.

  3. Баранникова, Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

  4. Бауст, Э. О причинах, обуславливающих развитие мужского и женского потомства /Э. Бауст. – Киев, 2009.

  5. Безруких, М.М. Проблемные дети / М.М. Безруких. М.: Изд-воУРАО, 2010. - 308 с.

  6. Белова, А.В. «Четыре возраста женщины»: Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII — середина XIX в. / А. В. Белова. — СПб.: Алетейя, 2010. — 480 с.

  7. Бем, С. Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем; пер. с англ. — М., 2013. — 336 с.

  8. Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированное воспитание как смыслопорождающий процесс (Становление теории) // Известия Южного отделения Российской академии наук, 2009, выпуск VI.

  9. Бондаревская, Е.В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике // Известия Южного отделения Российской академии наук, 2011, выпуск III.

  10. Бондаревская, Е.В. Тенденции развития образования в постиндустриальном обществе // Известия Южного отделения Российской академии наук, 2013, выпуск V.

  11. Бужигеева, М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения / М.Ю. Бужигеева// Педагогика. -2012.-№8.

  12. Веселовская, К. П. Педологические основы полового воспитания. К. П. Веселовская. - М., 2010 − 77 с.

  13. Гейманс, Г. Психология женщины/ Г. Гейманс. – СПб., 2011.

  14. Гидденс, Э. Гендер и сексуальность / Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 2009.

  15. Гордон, Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. – М., 2012.

  16. Горлач, М.Г. Гендерный аспект семейно-ролевого диссонанса/М.Г. Горлач // СОЦИС. -2012. -№1.

  17. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика: учебное пособие/Л.В. Градусова. − Москва: Флинта, 2011-86 с.

  18. Доронова, Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду/Т.Н. Доронова. -М: Линка-Пресс, 2009-134 с.

22. Демидова, Н. Система подготовки студентов педагогического вуза к взаимодействию с семьей [Текст] / Н. Демидова // Дошкольное воспитание.-2011.-№ 2. – С.89-94.

  1. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями/Т.Н. Доронова. - М., 2002−120 с.

  2. Дуброва, В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи/ В.П. Дуброва. − Минск, 1997

  3. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника/ Е.С. Евдокимова. –М.:ТЦ Сфера, 2008. − 96 с.

  4. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира/ В.Д. Еремеева, Т. П. Хризман.– СПб., 1998.

  5. Здравомыслова, Е. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина // [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.indepsocres.spb.ru/zdrav4.htm

  6. Каменева, Т.Н. Влияние семьи на процесс формирования личности ребенка / II Всероссийская научная конференция Сорокинские чтения-200. Будущее России: стратегии развития. – 2005, 14-15 декабря.

  7. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений./С.В. Ковалев. – М.: Педагогика. – 2001.

  8. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика и планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг/ А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина.– М.:ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.

  9. Кларина, Л.М. Сообщество семьи и детского сада: его цели и модели развития/ Л.М. Кларина // Детство. – 1998.− №1

  10. Клецина, И. С. От психологии пола — к гендерным исследованиям в психологии / И. С. Клецина // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. – с 61–87.

  11. Крайг, Г. Психология развития/Г. Крайг, Д. Бокум.– СПб., 2014.

  12. Кудинов, С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков/С.И. Кудинов // Психологический журнал. -2009. -№1.

  13. Латина, С. В. Женские образы в книге-эссе С. Де Бовуар «Второй пол» [Текст] / С. В. Латина // Ученые записки КнАГТУ. Науки о человеке, обществе и культуре. — 2010. — № II-2 (2). — с. 105–110.

  14. Маркова, Т.А. Детский сад и семья/ Т.А. Маркова, Л. В. Загин, В.М. Иванова. М.: Просвещение, 2000.-176 с.

  15. Моисеева, Л.Г. Психологическое сопровождение детей 3-5 лет в условиях ДОУ по формированию гендерной принадлежности /Л.Г. Моисеева// Справочник педагога-психолога. — 2012. — № 1. —с. 16–29.

  16. Николаичев, Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности/ Б.О. Николаичев. – М., 2010.

  17. Николова, С.Н. Эволюция социально-философских взглядов на социальный статус женщин/ С.Н. Николаева. - М., 2012.

  18. Нишева, В.П. Проблема полового воспитания девочек-подростков/ В.П. Нишева.– М., 2009.

  19. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка/ Н. Ньюкоммб. – СПб., 2013.

  20. Ольшанский, В.В. Взросление «Я»/ В.В. Ольшанский. – М., 2012.

  21. Омельченко, Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их особенности /Е.Л. Омельченко// СОЦИС. -2012.- №11.

  22. Орлов, Ю.М. Половое развитие и воспитание/ Ю.М. Орлов. – М., 2012. -176 с.

  23. Пушкарева, Н. Л. Предмет и перспективы гендерного подхода в исторических науках / Н. Л. Пушкарева // Пол и гендер в науках о человеке и обществе. — Тверь, 2009.

  24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Вступил в силу с 1 января 2014 года (п.1.6 1.7 3.2.1 3.2.5)

  25. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей/Т.А. Репина. – М.; Воронеж, 2004.

  26. Смирнова, А. В. Учимся жить в обществе. Гендерный анализ школьных учебников/ А. В. Смирнова. — М.: ЗАО «Олита», 2009. — 80с.

  27. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие /Н.Е. Татаринцева. –М.: Центр педагогического образования, 2012.-176 с.

  28. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят в 29.12.2012 N 273-ФЗг Статья №44

  29. Чебанюк, Т. А. Методы изучения культуры: Учебное пособие/ Т. А. Чебанюк. — СПб.: Наука, 2010. — 350 с.

  30. Щетинина, А.М. Полоролевое развитие детей 5-7 лет/ А.М. Щетинина, О.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

  31. Штылева, Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ / Л. В. Штылева. — М.: ПЕРСЭ, 2009. — 316 с.


ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Градусова, Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие / Л. В.Градусова.- М.: Флинта, 2011.- 86 с.

URL:http://modernlib.ru/books/liliya_veniaminovna_gradusova/gendernaya_pedagogika_uchebnoe_posobie/read_1 (28.04.2015)


  1. Берн Ш.М. Гендерная психология / Ш.М. Берн

URL:http://www.universalinternetlibrary.ru/book/6644/ogl.shtml (22.02.2015)

Приложение А

Вопросник Сандры Бэм

по изучению маскулинности - фемининности
Инструкция: отметьте знаком «+», «v» или любым другим знаком в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас.
Перечень качеств:

1) вера в себя;

2) умение уступать;

3) способность помочь;

4) склонность защищать свои взгляды;

5) жизнерадостность;

6) угрюмость;

7) независимость;

8) застенчивость;

9) совестливость;

10) атлетичность;

11) нежность;

12) театральность;

13) напористость;

14) падкость на лесть;

15) удачливость;

16) сильная личность;

17) преданность;

18) непредсказуемость;

19) сила;

20) женственность;

21) надежность;

22) аналитические способности;

23) умение сочувствовать;

24) ревнивость;

25) способность к лидерству;

26) забота о людях;

27) прямота, правдивость;

28) склонность к риску;

29) понимание других;

30) скрытность:


31) быстрота в принятии решений;

32) сострадание;

33) искренность:

34) самодостаточность (полагаться только на себя);

35) способность утешить;

36) тщеславие;

37) властность;

38) тихий голос;

39) привлекательность;

40) мужественность;

41) теплота, сердечность;

42) торжественность, важность;

43) собственная позиция;

44) мягкость;

45) умение дружить;

46) агрессивность;

47) доверчивость;

48) малорезультативность;

49) склонность вести за собой;

50) инфантильность;

51) адаптивность, приспосабливаемость;

52) идивидуализм;

53) нелюбовь к употреблению ругательств;

54) несистематичность;

55) дух соревнования;

56) любовь к детям;

57) тактичность;

58) амбициозность, честолюбие;

59) спокойствие;

60) традиционность, подверженность условностям.


Продолжение приложения А

Результаты испытуемого (отмеченные им характеристики) сравниваются с ключом, и за каждое совпадение начисляется 1 балл.
Ключ:

- маскулинность (номера вопросов): 1,4, 7,10, 13, 16,19, 22, 25, 28,31, 34,37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58;

- фемининность (номера вопросов): 2, 5, 8, 11,14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35,38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.
Показатели маскулинности (М) и фемининности (F) вычисляются следующим образом: сумма баллов по маскулинности делится на 20 - это М, и сумма баллов по фемининности делится на 20 — это F.
Вычисляется также IS (основной индекс) по формуле:

IS = (F — М) ´ 2,322.
Интерпретация:

испытуемого относят к одной из 5 категорий:

1. IS меньше -2,025 — ярко выраженная маскулинность.

2. IS меньше -1 — маскулинность;

3. IS от -1 до +1 — андрогинность;

A. IS больше +1 — фемининость;

5. IS больше +2,025 — ярко выраженная фемининность.
Приложение Б

Анкета для родителей

по гендерному воспитанию

Уважаемые родители!

Анкетирование проводится с целью подготовки к родительскому собранию в группе по выявлению осведомлённости родителей в вопросах гендерного (полоролевого) воспитания.

Собранная информация конфиденциальна и разглашению не подлежит.
Просим вас ответить на вопросы анкеты.


  1. Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке?




  1. Какова роль матери в гендерном (полоролевом) воспитании ребёнка?




  1. Как отец влияет на гендерное (полоролевое) развитие ребёнка?




  1. Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, как полноценного члена общества?




  1. Как Вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние, излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т.п.)




  1. Что бы Вы хотели узнать о гендерном (полоролевом) воспитании мальчиков/девочек?


Приложение В

Определение гендерной идентичности

(полустандартизированное интервью

по В. Е. Кагану)

-Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избе­жать эхолалических ответов, когда ребенок повторя­ет последнее слово, здесь и в остальных вопросах пер­вым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, например, для мальчиков «дядя», «муж», «папа» и т. п.)

-Когда ты вырастешь, кем ты будешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?

-Кем ты хочешь быть когда вырастешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?

-Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?

-А если бы это было возможно, ты хотел(а) бы за­снуть мальчиком (девочкой), а утром проснуться де­вочкой (мальчиком)?

-Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от дево­чек? (Если вопрос непонятен, можно задать уточняю­щие вопросы: Мальчики и девочки — это одно и то же? Они одинаковые? Как ты узнаешь — кто маль­чик, а кто девочка?)

1   2   3   4   5   6   7   8