Главная страница

1 Особенности гендерного развития детей 5-7 лет 23


Скачать 0.93 Mb.
Название 1 Особенности гендерного развития детей 5-7 лет 23
страница 4/8
Дата 25.04.2016
Размер 0.93 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8

Вывод по первой главе



Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.

  Наше исследование было посвящено изучению взаимодействия ДОО и семьи по вопросам гендерного развития детей 5-7 лет.

К основным результатам работы можно отнести следующее:

- определено понятие «пол», «гендер»;

-проанализированы психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации;

- изучены особенности гендерного развития детей 5-7 лет;

- определены формы взаимодействия ДОО с семьей по вопросам гендерного развития детей старшего дошкольного возраста.

Подводя итог проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения по данной теме.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования мы сделали вывод, что семья является тем социальным институтом, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека; она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь. Семья и дошкольные образовательная организация - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

Родители – это база, фундамент, без которого невозможно строить процесс воспитания ребенка. Модель родительского поведения, их отношений и взаимоотношений – основа психосексуального развития ребенка, становления его психологического пола, формирования полоролевой идентичности, что требует активного взаимодействия ДОУ и семьи.

Педагог не должен заострять особое внимание на различиях пола, т. к. и мальчики, и девочки во многом похожи, особенно в подростковый период, а объективно учитывать особенности их восприятия, мышления, памяти, эмоции, коммуникации, обусловленные полом ребенка при организации учебного процесса в современной школе. Пол — это не только первичные и вторичные половые признаки. Это различная мозговая деятельность, различные физиология, биохимические процессы, анатомия, разная психика, разные пути развития ребенка.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы, обеспечивающих совокупность когнитивного, деятельностного и ценностного компонентов.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – Педагогическая РАБОТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ГЕНДЕРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

В данной главе описана опытно – педагогическая работа по взаимодействию семьи и дошкольной образовательной организации по гендерному развитию детей 5-7 лет.

Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МАДОУ «Почемучка» города Когалыма ХМАО – Югры с семьями воспитанников подготовительной к школе группы №6. Группу посещает 27 детей.


    1. Особенности взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации по вопросам гендерного развития детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап)


На констатирующем этапе опытно-педагогической работы (сентябрь - ноябрь 2014 г.) нами были поставлены следующие задачи:


  1. Анкетирование родителей (законных представителей) для выявления уровня их гендерной компетентности;

  2. Письменный опрос родителей (законных представителей) по определению эффективности взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития детей;

  3. Определение уровня гендерного развития детей;

  4. Анализ состава семей воспитанников, возрастного состава, социального статуса, образовательного уровня родителей (законных представителей).

  5. Анализ полученных данных, собранных материалов.

  6. Выявление реальных форм взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития детей.

С целью выявления социального статуса семьи нами был проведен анализ ранее полученных сведений о составе семьи, возрастного состава, об уровне образовании родителей.

В ходе анализа получены следующие результаты:

Информация о родителях подготовительной группы №6

МАДОУ «Почемучка» на 2014 – 2015 уч.г.
Характеристика состава семей

Таблица 2.1

Состав семьи

Число семей, в %

Полная

75%

Неполная

25%

Малообеспеченная

11% (3 семьи)

Опекаемая

1%

С одним ребенком

28%

С двумя детьми

52%

Многодетные

20%


Характеристика возрастного состава родителей

Таблица 2.2

Возраст, лет

Число родителей, в %

До 25

15%

До 30

50%

До 40

30%

Старше 40

5%



Характеристика социального статуса родителей

Таблица 2.3

Социальный статус

Число родителей, в %

Рабочие

34%

Служащие, интеллигенция

49%

Представители сферы образования

12%

Предприниматели

5%

Безработные

0%



Характеристика образовательного уровня родителей

Таблица 2.4

Образование

Число родителей, в %

Среднее

5%

Среднее специальное

52%

Высшее

43%


Среди родителей воспитанников по образовательному уровню 46% матерей и 38% отцов имеют высшее образование; 38% матерей и 54% отцов – средне - специальное; 9% матерей и 4% отцов – среднее.

В ходе диагностической работы с родителями использовали диагностическо - методический опросник Сандры Бем по выявлению маскулинных и фемининных качеств личности (Приложение А). Исходные данные диагностики были необходимы для подбора и систематизации форм и методов дальнейшей работы с родителями. Отметим, что диагностическое обследование проводилось индивидуально с каждым участником.

Анализ результатов по вопроснику С.Бем, предложенный мамам воспитанников старшего дошкольного возраста показал, что большинство респондентов 78% приписывают себе фемининные качества, 15% женщин имеют андрогинные качества, и лишь 7% отнесли себя к маскулинному типу (рис.3), это говорит о недостаточно благоприятных условиях в семье, где воспитывается мальчик, так как более благоприятно при воспитании сына иметь андрогинные качества личности.


Рисунок 2.1- Выявление преобладающих качеств личности
Также на констатирующем этапе нашей работы мы разработали Анкету для родителей (Приложение Б) которая ориентирована на выявление осведомлённости родителей в вопросах гендерного развития дошкольников и осознания роли родителей в данном вопросе. Анкета включает в себя закрытые и открытые вопросы.
Анализ результатов диагностики родителей по определению уровня гендерной компетентности.

В процессе ответов на вопросы анкеты (Приложение Б) большинство родителей признают недостаток знаний в гендерном развитии детей 62% и 38% родителей показали, что знаний в данной области достаточно (рис. 1)



Рисунок 2.2 –Выявление уровня компетентности родителей по вопросам гендерного развития

Уровень гендерной компетентности родителей оказался не достаточно высоким. Представления родителей характеризовались фрагментарностью, отсутствием знаний в области гендерного развития. Было выявлено, что родители интуитивно осуществляют гендерное воспитание в семье с опорой на стереотипы мужественности и женственности, сложившиеся в обществе.

Результаты исследования обусловили необходимость проведения целенаправленной и систематической работы в области подготовки родителей к осуществлению процесса гендерного развития дошкольников в семье.

Из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: необходимо разработать комплекс мероприятий, который поможет родителям осознать свою роль в развитии гендерной идентификации старших дошкольников.
Анализ результатов диагностики родителей по определению эффективности взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития детей

Анализ письменного опроса (Приложение Н) показал, что 16 % родителей удовлетворены, 54 % частично удовлетворены, 30 % не удовлетворены состоянием взаимодействия семьи и ДОО по вопросам гендерного развития дошкольников.

Особенности диагностической работы с детьми подготовительной группы №6 по выявлению уровня гендерного развития
Для определения уровня гендерного развития воспитанников старшего дошкольного возраста проводилась диагностические методики: 1. Интервьюирование (Приложение В); 2. Тест «Профессия» (Приложение Г); 3. Социально-генеалогическая цепочка (Приложение Д). Анализ полученных данных показал недостаточный уровень представлений у детей особенностей поведения, интересов. Участвующие в беседе мальчики ориентированы на представителей своего пола, имеют представления о стереотипах мужественности и женственности, о внутрисемейных отношениях с точки зрения принадлежности к полу родителей. Идентифицируя себя с представителем мужского пола они приписывают себе такие качества, как сила воинственность, ум, величие, при этом не желают принимать на себя груз ответственности за принятие каких-либо обязанностей. Некоторые из опрошенных выделили лишь внешние различия, не могли назвать качества личностей представителей пола.

Дети имеют представления о специфике мужских и женских профессий, о желании избрать ту или иную профессию. Данные методики «Социально-генеалогическая цепочка» показали, что мальчики правильно различают социально-половые роли, генеалогическая цепочка логически выстроена, иногда допускаются ошибки, не всегда могут объяснить имеющуюся зависимость; связанность свое будущее с более близкой целью (школьником)

В ходе анализа получены следующие результаты по группе:

Таблица 2.5

№ п.п

ФИО воспитанников

Уровень гендерного

развития

1.

Алиева Айнур

средний

2.

Билалов Артур

средний

3.

Булатова Гузель

средний

4.

Валеева Розалина

средний

5.

Габибов Руслан

низкий

6.

Гилемханова Самира

низкий

7.

Дубовкин Владимир

средний

8.

Завадский Матвей

средний

9.

Иванова Алиса

средний

10.

Каримов Артем

средний

11.

Кудряшов Евгений

средний

12.

Мамедов Рауф

низкий

13.

Москаленко Семен

средний

14.

Москаленко Илья

средний

15.

Пестов Владимир

средний

16.

Романова Александра

средний

17.

Ручкин Михаил

средний

18.

Светличных Виталий

средний

19.

Серебренникова Мария

средний

20.

Тютюнник Александр

низкий

21.

Фахретдинов Идрис

средний

22.

Шиленина Лиана

средний

23.

Шилка София

средний

24.

Юртикова Амина

средний

25.

Юсупова Гульдар

средний

26.

Юровский Юра

средний

27.

Ямалетдинова Карина

средний
1   2   3   4   5   6   7   8