Главная страница

1 Особенности гендерного развития детей 5-7 лет 23



Скачать 0.93 Mb.
Название 1 Особенности гендерного развития детей 5-7 лет 23
страница 2/8
Дата 25.04.2016
Размер 0.93 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8

Структура работы: объем и структура данной выпускной квалификационной работы определены логикой системного исследования и характером изучаемой в нем проблемы, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОО  ПО ВОПРОСАМ ГЕНДЕРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ



    1. Психолого-педагогические основы  взаимодействия семьи

и дошкольной образовательной организации по вопросам гендерного развития дошкольников




Семья есть важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. Семейный вопрос – наиважнейший в общественной жизни. Характер такого сложного человеческого и социального явления, как семья, определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно - экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. Вопрос влияния семьи на формирование личности ребенка достаточно является актуальным, ему посвящены книги, учебники, кандидатские диссертации, статьи. В частности, развитие семейной педагогики рассматривали Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий. Анализ семейного воспитания содержится в работах А. Радищева, Н. Новикова. Проблема семьи и домашнего воспитания отражена в творчестве Н. Добролюбова, Н. Пирогова, В. Белинского, А. Герцена. Во второй пол. XIX - нач. ХХ в. семейное воспитание отразилось в работах К. Ушинского, М. Шелгунова, П. Лесгафта, П. Каптерева и др. II пол. XXI в. характеризуется экспериментальным изучением семьи: Е. Арнаутова, Т. Маркова, В. Титаренко, Т. Н. Доронова и др. Труды современных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике домашнего воспитания (А. Кошелева, А. Спиваковская и др.).

Семья и дошкольная образовательная организация - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. Перед тем как раскрыть данную проблему рассмотрим понятие «взаимодействие». Слово «взаимодействие» в свою очередь составлено из двух корней — «взаим» и «действие». Взаимный, согласно словарю С. И. Ожегова, означает «обоюдный, касающийся обеих сторон». Педагогическое взаимодействие — явление чрезвычайно разностороннее, оно включает в себя: контакт в диаде (два ребенка, прямо или опосредованно включенные в образовательный процесс), триаде (и далее по увеличению количества участников: воспитатель, воспитанник, родитель или психолог, методист и др.), в группе, как совокупном субъекте, различающемся по составу, характеру выполняемой деятельности (детские коллективы, педагогический коллектив, родительский коллектив и т.п.); сложную взаимосвязь общественных явлений — системы образования, общества, социального заказа и пр. Поэтому отметим, что в зависимости от конкретной ситуации количество сторон, участвующих в процессе взаимодействия, может трактоваться по-разному, без обязательной ссылки на двусторонность.

Слово «действие» в словаре Ожегова представлено в нескольких значениях. Для нас имеет значение следующее: 1) проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-нибудь (привести в действие, продлить действие и пр.); 2) результат проявления деятельности чего-нибудь, влияние, воздействие; 3) поступки, поведение и т.д.

Н. Демидова пишет: «Взаимодействие позволяет его участникам актуализировать имеющиеся у них внутренние потенциалы и восполнять их в содержательном, смысловом, ценностном планах» [22]. И. Макарова выделяет ряд социально-психологических типов взаимодействия, которые условно можно обозначить следующим образом:

1. сотрудничество: оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

2. противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

3. уклонение от взаимодействия: оба партнера стараются избегать активного взаимодействия;

4. однонаправленное содействие: один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

5. однонаправленное противодействие: один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником. Согласно И. Макаровой взаимодействие по социально – психологическим признакам условно делятся на позитивное и негативное.

Проблема взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации не новая. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что над решением данной проблемы работали выдающиеся педагоги и психологи. Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Таким образом, исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др. В работах Е.П. Арнаутовой, Т.Н. Дороновой первым и решающим условием положительного направления взаимодействия выделяются доверительные отношения между воспитателями, педагогами и родителями. Необходима диалогичность в общении между педагогами детского сада и родителями [22].

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Нужно помнить о том, что не передача научных психолого-педагогических знаний является целью воспитания родителей, а формирование у них «педагогической концепции» и «педагогической рефлексии», для того, чтобы родители научились понимать своего ребенка, смогли правильно построить общение с ним и совместную деятельность.

Педагоги – исследователи отмечают, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются отечественными педагогами как наиболее способствующие возникновению положительных результатов в воспитании дошкольников.

Дуброва В.П. предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями: [23]

На I этапе продумываются содержание и формы работы с родителями, проводятся опросы родителей с целью изучения их потребностей. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Результаты опроса являются основанием для планирования работы с родителями.

На II этапе устанавливаются между воспитателями и родителями доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую будут проводить с ними педагоги детского сада. Этого можно достичь введением личностных аспектов во взаимодействие с родителями, улучшением взаимоотношений между родителями и ребенком, сокращением психологической дистанции между педагогами и родителями.

На II этапе формировать у родителей более полный образ своего ребенка и правильного его воспитания посредством сообщения им знания о ребенке, например, особенности общения ребенка со сверстниками, отношение ребенка к труду в семье. Это поможет родителям убедиться в профессиональной компетентности воспитателя.

На IV этапе ознакомление воспитателей с проблемами семьи. На этом этапе активная роль принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных чертах ребенка, о трудностях, тревогах, об отрицательном поведении детей и взрослых. Воспитателям нужно поддерживать партнерские отношения с родителями. На этом этапе также проводятся опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.

На V этапе совместное исследование и формирование личности ребенка. Здесь планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются формы сотрудничества (отдельно для каждой возрастной группы, учитываются возможности индивидуальные особенности каждого воспитателя).

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации на современном этапе дошкольного образования определяются новыми отношениями. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Оно приходит на смену авторитарному воздействию, которое морально устарело. В наши дни индивид должен обладать такими качествами как: инициативность, настойчивость, активность, целеустремленность и т.д. А содействовать развитию именно вышеперечисленных качеств можно только при активной позиции воспитанника. Именно с этим связаны новые направления, осваиваемые сегодня педагогической наукой и практикой: гуманистические подходы в образовании, разработка личностно-ориентированного обучения, идеи сотрудничества, появление интерактивных технологий, обращение к педагогическому взаимодействию. Только понимание педагогами и родителями своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, а партнера, а практические действия в этом направлении могут дать положительный результат.

Проблема построения продуктивных взаимоотношений ДОО с семьей во многом связана и сохранением позиции педагогических коллективов и отдельных педагогов, суть которой выражает устаревшая формулировка «работа с семьей». Часто под новыми заголовками в документации воспитателей и руководителей, близкими к формулировке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - «взаимодействие с семьями воспитанников по реализации... программы дошкольного образования» - обнаруживается все та же практика так называемого педагогического просвещения родителей, домашних заданий и формальных собраний.

Предметом регулирования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования [45].

Родители (законные представители) - непосредственные участники образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольной организации. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнерство»

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие предполагает взаимное воздействие, активность участников и обязательное прохождение этапов, на которых обеспечивается смена позиций и ролей участников общего процесса.

«Социальное партнерство» - дословный перевод понятия «партнерство» - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов - определяет логику построения партнерских взаимоотношений ДОО и семьи как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены направления работы дошкольной образовательной организации по проблеме взаимодействия с семьей:

- Изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательной организации;

- Психолого-педагогическое и правовое просвещение родителей (законных представителей);

- Организация совместной деятельности детей и взрослых [45].

Необходимым условием для гендерного развития дошкольников является взаимодействие с семьей, так как только единство дошкольной образовательной организации и семьи позволит эффективно решать задачи гендерного воспитания. Вопросами взаимодействия ДОО с семьей по гендерному воспитанию дошкольников занимались Т.А. Репина, Щетинина А.М., Иванова О.И., Доронова Т.Н., которые считают крайне важным учет в процессе полоролевого воспитания конкретной ситуации социального развития ребенка. Под этой ситуацией Т.А. Репина понимает положение ребенка в семье: полная или неполная семья; наличие братьев, сестер; положение старшего, младшего или единственного ребенка, гендерные стереотипы родителей.

Каменева Т.Н. считает, что для нормального социального развития ребенка необходимо, чтобы он в непосредственной близости видел примеры жизненной роли - мужской и женской. Это обязательное условие мужской идентификации у мальчиков и женской у девочек, которая наступает позже. [27]

И если отец (или мать) воспитывают ребенка в одиночку, то он (или она) должен дать сыну или дочери достаточно стимулов, как из мужского, так и из женского мира, для чего одинокому родителю придется перешагнуть границы своей половой принадлежности, то есть выступать сразу в двух лицах или двух ролях, что сделать очень сложно. В неполной семье сложнее сформировать у ребенка правильную социально-половую идентификацию. Модели для такой идентификации ребенок вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости и какого качества [25].

Основываясь на современных подходах к организации взаимодействия ДОО с семьей можно выделить наиболее значимые направления и формы взаимодействия дошкольников:

- повышение уровня педагогической культуры родителей, их гендерной компетентности;

- вовлечение семьи в участие в образовательном процессе ДОО.

Причина пристального обращения к проблеме гендерного развития детей связана с тем, что в дошкольном детстве решаются три важные задачи, которые связаны с особенностями социально-личностного развития человека:

  1. формирование у ребенка привлекательности его гендерной роли, которая формируется до 7 лет, а в дальнейшем влияние педагогов и родителей на этот процесс невозможно;

  2. гендерную идентичность нельзя путать с полоролевой идентичностью. Гендерная идентичность определяет социальный пол и зависит от тех условий и норм полового обеспечения, которые существуют в данном обществе.

В связи с этим недопустимо «жестко привязывать» поведение ребенка, его интересы к биологическим особенностям. Только тогда будут в обществе мужчины, готовые и в доме убрать, и прийти на помощь женщине. Ребенок должен быть готов к смене ролей или их взаимозаменяемости, т. е. принимать гендерное равенства.

Гендерное развитие ребенка осуществляется в ходе гендерного воспитания. Гендерное воспитание заключается в формировании у подрастающего поколения полоролевой культуры, которая проявляется в умении действовать, вступать в общение с учётом гендерной идентичности.

Повышение гендерной компетентности родителей включает формирование знаний о значении дошкольного возраста в становлении психологического пола ребенка, о роли семьи в формировании гендерного поведения, о гендерных особенностях дошкольников на разных возрастных этапах, о возможных отклонениях в гендерном развитии.

Планирование содержания просветительской деятельности ДОО должно осуществляться на основе анализа состава семей дошкольной организации и проблем, которые испытывают родители в воспитании мальчиков и девочек. Например, в случае достаточно большого количества неполных семей в ДОО с данной категорией семей целесообразно проводить целевые консультации, тренинги. При наличии в ДОО многодетных семей можно организовать обмен родительским опытом по воспитанию дружбы, взаимопомощи между детьми в семье. В настоящее время актуальной становится разработка психолого-педагогического сопровождения семей с приемными детьми, семей опекунов.

Многих родителей тревожит проблема детской ревности при появлении у ребенка младшего братишки или сестренки, проблема агрессивности мальчиков и девочек, проявление детской сексуальности. По волнующим родителей вопросам возможна организация консультаций специалистов, диспутов и др.

В организации просветительской деятельности ДОО возможно использование таких положительно зарекомендовавших себя в педагогической практике форм взаимодействия, как оформление информационных стендов, организация лектория для родителей, выступления специалистов, медиков, психологов, организация школ для молодых родителей, родительских клубов. Не менее важно обучить родителей конкретным методикам осуществления дифференцированного подхода в воспитании детей. С этой целью целесообразно проведение тренингов, открытых просмотров.

Вовлечение семей в участие в образовательном процессе ДОО является одним из приоритетных направлений взаимодействия с семьей. В педагогической теории и практике используются различные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО. Участие родителей в создании предметно развивающей среды, организация семейных конкурсов, участие в работе кружков, студий, организованных в ДОО, проведение акций, приуроченных к дню пожилого человека, дню матери, дню защиты детей и др. Все названные формы взаимодействия весьма эффективны и в решении задач гендерного развития дошкольников.

Важным направлением гендерного развития является подготовка дошкольников к выполнению будущих семейных ролей, формирование семейных ценностей. Между тем обследование дошкольников свидетельствует о недостаточной информированности детей о своих близких, об отсутствии интереса к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи. У многих современных детей складывается деформированный, искаженный образ семьи.

В условиях обостряющегося кризиса семьи, разрушения семейных идеалов задача воспитания будущего семьянина, начиная с дошкольного возраста, особенно актуальна.

Эффективное решение данной задачи возможно только при взаимодействии ДОО и семьи. Положительно зарекомендовали себя в педагогической практике такие формы приобщении ребенка к семейным ценностям, как:

• составление семейной родословной, вовлечение в этот процесс родителей, бабушек, дедушек, детей;

• составление герба семьи;

• создание семейных историй;

• оформление фотовыставок семейных увлечений;

• включение ребенка в деятельность, направленную на семью (изготовление различных изделий, поделок для украшения дома, поздравлений для близких, подарков для членов семьи);

• создание семейных музеев (истории семьи, семейных предметов, коллекций);

• создание копилки семейных игр;

• создание копилки семейных кулинарных рецептов.

Совместная деятельность родителей и детей способствует сплочению семьи, пробуждению у детей интереса к истории своей семьи, помогает родителям лучше понять своих детей.

Помочь наладить в семье дружеское взаимодействие, приобщить членов семьи к семейным ценностям, к формированию семейных традиций позволяет проведение совместных с ДОО мероприятий, таких как семейные конкурсы «Мама, папа, я – спортивная семья», «Знатоки правил дорожного движения», «Знатоки родного края», конкурсы совместного творчества родителей и детей.

Отдельно нужно сказать об участии отцов в воспитании детей в современной семье. В связи с ростом в настоящее время числа неполных семей многие дети лишены мужского общения в семье, не имеют в качестве объекта для подражания мужской модели поведения. Крайне важно вовлекать отцов воспитанников в образовательный процесс, приглашать их на встречи с детьми как представителей мужских профессий, привлекать к руководству кружками, в которых занимаются мальчики. [20]

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее [25].

Таким образом, эффективность гендерного развития возможно только в тесном содружестве семьи и детского сада, при условии формирования гендерной компетентности родителей на основе адресной дифференцированной помощи конкретной семье и активном вовлечении родителей в образовательный процесс ДОО.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться положительных результатов в оздоровлении, воспитании и обучении детей, подготовки их к школе. Причем взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка.

1   2   3   4   5   6   7   8