Главная страница

1. общество



Скачать 0.51 Mb.
Название 1. общество
страница 2/3
Дата 28.04.2016
Размер 0.51 Mb.
Тип Документы
1   2   3


В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделенный ря дом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь ду­ховные интересы, испытывать сложные чувства — это ...».

Ответ:

В7.

1.ДС

НИИ]




ВЗ. Вставьте пропущенное слово: «... — это самые простые заученные дви жения, выполнение которых не требует специальных усилий».

Ответ:

В4. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного вы-

полнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности»

2. И
3. Зе

ноес

4.01

данв


Ответ:

/^Л?

V ''*- ч.

5. И] тель:



В5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспе- ^ чивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельно-

сти», называется ... к данной деятельности.


Ответ:



В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или

ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями, i В8. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие пози­ции из второго.

НАУКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия

А. Наука о строении организмов

2. Философия

Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика

В. Наука об обществе и общественных отнопхениях

4. Биохимия

Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология

Д. Наука о процессах психической деятельности че-' ловека

6. Антропология

Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология

Ж. Наука о входящих в состав организмов химиче­ских веществах

8. Психология

3. Наука о наиболее общих законах развития приро­ды, общества и познания

Отве^

В9.


36

0ТВ€?

)твет:






















1

2

3

4

5

6

7

8

























J7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца те соответствующую из второго.

подбери-




1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД истины

I 1. Достоверное знание, не зависящее от мне-■ НИИ и пристрастий людей

А. Объективная истина

Щ 2. Исчерпывающее, полное и достоверное I знание об объективном мире

Б. Относительная истина

1 3. Знание, дающее приблизительное и непол-щ нее отражение действительности

В. Абсолютная истина

Щ 4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент




5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей




Ответ:

1

2

3

4

5
















В8. Что из щ познания, де последе три преде ное)

)едложенного в

а что — рацио

)вательности Ц1

тавляют чу^стЕ

иже ряда пред нального? (Пра 1фр в порядке I венное Познани

ст
е.

авляет формы чувственного льный ответ запишите в ви-растания, в которой первые а вторые три — рациональ-

Ощущения

Восприятия

Суждения

Понятия

Представления

Умозаключения

[е-

Ответ:

ю-

В9. Вставьте пропущенное слово:

«Познание — это ... отражение или воспроизведение действительности в сознании человека».

Ответ:

BIO. Закончите фразу:

«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в ка­ком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, на­зывается ...».

Ответ:

В11. Закончите фразу:

«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового

суждения называется

не произоп^ Наука Ж0 ell

l)4Tonaraii ки» вХ^ В чем он Ответ aj Чтотак


Ответ:

С7. Прочил


812. Закончите фразу, вставив словосочетание:
«Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и ...».

Ответ: . ' .' :-^
813. Вставьте пропуш;енное слово:

«Знание об обш;естве и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это — ...знание».

Ответ: - ■ - ' - "

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите формы чувственного познания.

С2. Назовите уровни научного познания.

СЗ. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируй­те на основе трех оснований.

С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проил­люстрируйте каждое на примерах.

С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действия­ми. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя цознаешь». (И. Гете)

О каком познании ведет речь Гете?

Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?

Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?

Сб. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему. «Наиболее значи­тельным событием в науке XX века является чувство конца науки... В начале XX века еще возникали новые концепции, которые перево­рачивали представление о мире (квантовая механика, теория относи­тельности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобного

Выво^«

благода|

то oKas

недоста1

дилем!

альвого

наз

Термин

облас7«§^

набор:

круга

танди

щий:

ваетси

Эти

ческз

СКв1

етсн

долз

тину,,.

Bcol

нйяи

тад|

одну

мев1

тес1

чтобц

1)

2)

тедм>1

3)В

Пр1

4>0

ми«



[X HOBOF

!Тов в ка 'угом, на

гружено

1тируй-

проил-

[ствия-. Гете)

!К»?

значи-1уки... ерево-гноси-)бного

не произошло. Спутники, компьютеры, — это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца нау­ки» в XX веке? В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке? Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, час­то оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся соци­ального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следую­щий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказы­вается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать системати­ческую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки явля­ется убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за ис­тину...

В социальной психблогии, изучающей причины социального поведе­ния и социального мышления, чаще других используется эксперимен­тальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие пере­менные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает ес­тественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.

Какие виды познания упоминаются в этом тексте?

Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажи­те две черты.

В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания? Приведите пример, конкретизирующий один из них.

О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ни­ми. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социаль­ных явлений.

39

Тема 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) основного общего образования к содержательной линии «Духовная изнь общества»:

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народ­ная, массовая, элитарная. Доминирующая культура; суб- и контркультуры. Средства массовой информации. Искусство: формы и основные направле­ния. Наука. Образование и самообразование. Религия как феномен куль­туры. Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной Рос­сии.

Основные понятия: культура, материальная культура, духовная куль­тура, культурный человек, внешняя культура, внутренняя культура, духов­ная культура, духовная жизнь общества, «диалог культур», мировоззрение, образование, гуманизация образования, гуманитаризация образования, ин­тернационализация образования, самообразование, наука, искусство, эстети­ческая культура, эстетика, вера, религия, религиозное сознание, религиоз­ный культ, религиозные ценности, мораль, моральные ценности, нравствен­ные идеалы, совесть, нормы морали, народная культура, массовая культура, элитарная культура.

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех. Поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Первоначально культурой называли:

ораторское искусство

умение рисовать

способы возделывания почвы

воспитанность

А2. Культура в ninpoKoSi смысле слова — это:

все виды преобразовательной деятельности

виды искусства

производство духовных ценностей

образованность человека

A3. К духовным ценностям относится:

микроскоп

компьютер

научное открытие

телевидение

А4. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:

появление новых произведений искусства

углубление знаний о культуре

передачу культурных ценностей от поколения к поколению

реставрацию памятников культуры

41





А5. Спецификой массовой культуры является:

зрелищность

доступность

3)оригинальность 4) узнаваемость

А6. Верны ли следующие суждения?

А. Элитарная культура враждебна массовой.

Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.

верно только А

верно только Б

верно А и Б

оба неверны

А7. Верны ли следующие суждения?

А. Наука — это система знаний

Б. Наука — это производство знаний.

верно только А i

верно только Б

4) оба суждения неверны

А8. Система образования регулируется:

1)государством

обществом

социальной группой

отдельными людьми

А9. Гуманизация образования — это:

уменьшение учебной нагрузки

возможность получить образование в другой стране

внимание к индивидуальным особенностям личности

свободное посещение занятий

А10. К мировым религиям не сп^носится*:

1) христианство 2)буддизм

иудаизм

ислам

All. Искусство в широком смысле слова — это:

высокий уровень мастерства

художественное отражение действительности

правильное отражение действительности

все вышеперечисленное

А12. Мировоззрение формируется под влиянием:

A. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

B. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

верно А и Г

верно А В Г

верно В и Г

верно А Б В Г

l13. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1)совестью

убеждением

талантом

этикетом

|А14. Осознание личностью своей значимости называется:

честью

достоинством

уважением

признанием

А15. Нормы морали охраняются:

1)государством

обществом

церковью

политическими партиями

А16. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью:

национальной культуры

элитарной культуры

массовой культуры

народной культуры

А17. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по ис­пользованию ультразвука для сверления и резки металлов?

культурно-мировоззренческую

производственную

социальную '

нравственную

А18. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и

явлений.

Б. Цель науки — теоретическое отражение действительности в форме

теоретических знаний.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

А19. Верны ли следующие суждения о классификации культуры?

А. Формы культуры определяют ее носители.

Б. Формы культуры определяет природно-географический фактор.

1) верно только А

43

Б. в»

1) 2) 3)

верно только Б

оба суждения верны

оба суждения неверны

А20. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом; происходит его социализация.

Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы \«» ^j^
обществе. iZt. ие

верно только А ^

верно только Б *^
оба суждения верны

оба суждения неверны

А21. К средствам массовой информации относится:

литература

телевидение

театр ^

киноискусство



А22. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющи-, ми профессиональной подготовки, относятся к культуре:

массовой

народной 3)экранной 4) художественной

А23. Проблему повышения социально-нравственной ответственности уче*. - ^
ного в наши дни определяет: Щ

|

борьба за авторские права ^ Щ

появление новых научных открытий ' ^

стремление к научной истине g ^Ц

неоднозначность последствий научных открытий

А24. Экстенсивный путь развития образования означает:

увеличение разнообразных типов образовательных учреждений ^

увеличение количества преподаваемых дисциплин в школе

интеграция учебных дисциплин

повышение качества преподавания

А25. Какой признак характеризует среднее образование в РФ:

государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке

преподавание на иностранных языках является обязательным

среднее образование является в РФ обязательным

учащийся не может быть исключен из образовательного учрежденш

1   2   3