|
|
 Скачать 0.51 Mb.
|

В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделенный ря дом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства — это ...».
Ответ:
В7.
1.ДС
НИИ]

ВЗ. Вставьте пропущенное слово: «... — это самые простые заученные дви жения, выполнение которых не требует специальных усилий».
Ответ:
В4. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Психические свойства, которые являются условиями успешного вы-
полнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности»
2. И 3. Зе
ноес
4.01
данв Ответ:
/^Л?
V ''*- ч.
5. И] тель:  В5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспе- ^ чивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельно- сти», называется ... к данной деятельности. Ответ:
 В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями, i В8. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.
НАУКА
| КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
| 1. Анатомия
| А. Наука о строении организмов
| 2. Философия
| Б. Наука о воспитании и обучении
| 3. Педагогика
| В. Наука об обществе и общественных отнопхениях
| 4. Биохимия
| Г. Наука о биологической природе человека
| 5. Физиология
| Д. Наука о процессах психической деятельности че-' ловека
| 6. Антропология
| Е. Наука о функциях и отправлениях организмов
| 7. Социология
| Ж. Наука о входящих в состав организмов химических веществах
| 8. Психология
| 3. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания
| Отве^
В9. 36
0ТВ€? )твет:
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
| J7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца те соответствующую из второго.
| подбери-
|
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ
| ВИД истины
| I 1. Достоверное знание, не зависящее от мне-■ НИИ и пристрастий людей
| А. Объективная истина
| Щ 2. Исчерпывающее, полное и достоверное I знание об объективном мире
| Б. Относительная истина
| 1 3. Знание, дающее приблизительное и непол-щ нее отражение действительности
| В. Абсолютная истина
| Щ 4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент
|
| 5. Информация, соответствующая действительному положению вещей
|
| Ответ:
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|
|
|
|
| В8. Что из щ познания, де последе три преде ное)
| )едложенного в
а что — рацио
)вательности Ц1
тавляют чу^стЕ
| иже ряда пред нального? (Пра 1фр в порядке I венное Познани
| ст е.
| авляет формы чувственного льный ответ запишите в ви-растания, в которой первые а вторые три — рациональ-
| Ощущения
Восприятия
Суждения
Понятия
Представления
Умозаключения
[е-
Ответ: ю-
В9. Вставьте пропущенное слово:
«Познание — это ... отражение или воспроизведение действительности в сознании человека». Ответ:
BIO. Закончите фразу:
«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, называется ...».
Ответ:
В11. Закончите фразу:
«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового
суждения называется
не произоп^ Наука Ж0 ell
l )4Tonaraii ки» вХ^ В чем он Ответ aj Чтотак Ответ:
С7. Прочил 812. Закончите фразу, вставив словосочетание: «Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и ...».
Ответ: . ' .' :-^ 813. Вставьте пропуш;енное слово:
«Знание об обш;естве и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это — ...знание».
Ответ: - ■ - ' - "
Задания уровня С
Дайте развернутый ответ.
С1. Назовите формы чувственного познания.
С2. Назовите уровни научного познания.
СЗ. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.
С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.
С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя цознаешь». (И. Гете)
О каком познании ведет речь Гете?
Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?
Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?
Сб. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему. «Наиболее значительным событием в науке XX века является чувство конца науки... В начале XX века еще возникали новые концепции, которые переворачивали представление о мире (квантовая механика, теория относительности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобного
Выво^«
благода|
то oKas
недоста1
дилем!
альвого
наз
Термин
облас7«§^
набор:
круга
танди
щий:
ваетси
Эти
ческз
СКв1
етсн
долз
тину,,.
Bcol
нйяи
тад|
одну
мев1
тес1
чтобц
1)
2)
тедм>1
3)В
Пр1
4>0
ми«

[X HOBOF
!Тов в ка 'угом, на
гружено
1тируй-
проил-
[ствия-. Гете)
!К»?
значи-1уки... ерево-гноси-)бного
не произошло. Спутники, компьютеры, — это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».
1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца науки» в XX веке? В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке? Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...
Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следующий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказывается вне сферы науки.
Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки является убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за истину...
В социальной психблогии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще других используется экспериментальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает естественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.
Какие виды познания упоминаются в этом тексте?
Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите две черты.
В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания? Приведите пример, конкретизирующий один из них.
О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений. 39
Тема 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) основного общего образования к содержательной линии «Духовная изнь общества»:
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Доминирующая культура; суб- и контркультуры. Средства массовой информации. Искусство: формы и основные направления. Наука. Образование и самообразование. Религия как феномен культуры. Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.
Основные понятия: культура, материальная культура, духовная культура, культурный человек, внешняя культура, внутренняя культура, духовная культура, духовная жизнь общества, «диалог культур», мировоззрение, образование, гуманизация образования, гуманитаризация образования, интернационализация образования, самообразование, наука, искусство, эстетическая культура, эстетика, вера, религия, религиозное сознание, религиозный культ, религиозные ценности, мораль, моральные ценности, нравственные идеалы, совесть, нормы морали, народная культура, массовая культура, элитарная культура.
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырех. Поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Первоначально культурой называли:
ораторское искусство
умение рисовать
способы возделывания почвы
воспитанность
А2. Культура в ninpoKoSi смысле слова — это:
все виды преобразовательной деятельности
виды искусства
производство духовных ценностей
образованность человека
A3. К духовным ценностям относится:
микроскоп
компьютер
научное открытие
телевидение
А4. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:
появление новых произведений искусства
углубление знаний о культуре
передачу культурных ценностей от поколения к поколению
реставрацию памятников культуры
41


А5. Спецификой массовой культуры является:
зрелищность
доступность
3)оригинальность 4) узнаваемость
А6. Верны ли следующие суждения?
А. Элитарная культура враждебна массовой.
Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.
верно только А
верно только Б
верно А и Б
оба неверны
А7. Верны ли следующие суждения?
А. Наука — это система знаний
Б. Наука — это производство знаний.
верно только А i
верно только Б
4) оба суждения неверны
А8. Система образования регулируется:
1)государством
обществом
социальной группой
отдельными людьми
А9. Гуманизация образования — это:
уменьшение учебной нагрузки
возможность получить образование в другой стране
внимание к индивидуальным особенностям личности
свободное посещение занятий
А10. К мировым религиям не сп^носится*:
1) христианство 2)буддизм
иудаизм
ислам
All. Искусство в широком смысле слова — это:
высокий уровень мастерства
художественное отражение действительности
правильное отражение действительности
все вышеперечисленное
А12. Мировоззрение формируется под влиянием:
A. Личного опыта.
Б. Окружающей культурной среды.
B. Образования и воспитания.
Г. Психологических особенностей личности.
верно А и Г
верно А В Г
верно В и Г
верно А Б В Г
l13. Способность личности к моральному самоконтролю называется:
1)совестью
убеждением
талантом
этикетом
|А14. Осознание личностью своей значимости называется:
честью
достоинством
уважением
признанием
А15. Нормы морали охраняются:
1)государством
обществом
церковью
политическими партиями
А16. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью:
национальной культуры
элитарной культуры
массовой культуры
народной культуры
А17. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для сверления и резки металлов?
культурно-мировоззренческую
производственную
социальную '
нравственную
А18. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и
явлений.
Б. Цель науки — теоретическое отражение действительности в форме
теоретических знаний.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А19. Верны ли следующие суждения о классификации культуры?
А. Формы культуры определяют ее носители.
Б. Формы культуры определяет природно-географический фактор.
1) верно только А
43
Б. в»
1) 2) 3)
верно только Б
оба суждения верны
оба суждения неверны
А20. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом; происходит его социализация.
Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы \«» ^j^ обществе. iZt. ие
верно только А ^
верно только Б *^ оба суждения верны
оба суждения неверны
А21. К средствам массовой информации относится:
литература
телевидение
театр ^
киноискусство
 А22. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющи-, ми профессиональной подготовки, относятся к культуре: массовой народной 3)экранной 4) художественной А23. Проблему повышения социально-нравственной ответственности уче*. - ^ ного в наши дни определяет: Щ | борьба за авторские права ^ Щ появление новых научных открытий ' ^ стремление к научной истине g ^Ц неоднозначность последствий научных открытий А24. Экстенсивный путь развития образования означает: увеличение разнообразных типов образовательных учреждений ^ увеличение количества преподаваемых дисциплин в школе интеграция учебных дисциплин повышение качества преподавания А25. Какой признак характеризует среднее образование в РФ: государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке преподавание на иностранных языках является обязательным среднее образование является в РФ обязательным учащийся не может быть исключен из образовательного учрежденш
|
|
|