|
1. общество
|
 Скачать 0.51 Mb.
|
Тема 1. ОБЩЕСТВО
Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Общество»:
Общество как динамичная система. Взаимосвязь природы и общества. Общество и культура. Культура и цивилизация.
Сферы жизни общества. Общественные отношения. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества.
Многообразие путей и форм общественного развития. Типология обществ. Доиндустриальное (аграрное или традиционное), индустриальное, информационное (постиндустриальное) общество.
Социальные изменения. Деятельность людей — реальная движущая сила общественного развития. Исторический процесс и его участники. Проблемы общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Научно-техническая революция (НТР) и ее социальные последствия.
Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы человечества. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.
Основные понятия: общество, природа, единство мира, экология, экологическая проблема, экономическая сфера, материальное производство, духовная сфера, религиозное сознание, социальная сфера, социальный институт, общество как система, политическая сфера, традиционное общество, прогресс, регресс, эволюция, революция, общественные отношения, общественно-экономическая формация, цивилизация, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальные общества, информационное общество, научно-техническая революция, исторический процесс, участники исторического процесса, глобальные проблемы человечества, преодоление отсталости, демографическая проблема, проблемы сырья, природных ресурсов, демографическая проблема.
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырех. Поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Обществом в широком смысле слова называют:
объединение людей по интересам
1) жителей той или иной страны
2) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе
4) совокупность форм объединения людей
А2. Человек воздействует на природу:
-
благоприятно
-
его влияние не имеет последствий
-
и благоприятно, и неблагоприятно
-
неблагоприятно
A3. К общественным отношениям не относятся:
1) отношения в семье
2) отношения между работником и работодателем 3) отношения между природой и обществом
4) связи между социальными
А4. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:
-
экономического развития страны
-
политического развития страны
-
духовности общества
-
развития межнациональных отношений
А5. Верны ли следующие суждения?
А. «Исторически общество первично, а государство— вторично».
Б. «Государство порождает общество».
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А6. Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществляется в:
-
экономической сфере
-
духовной сфере
-
политической сфере
-
социальной сфере
А7. Характерной чертой западной цивилизации является:
1) низкая социальная мобильность
2) длительное сохранение традиционных правовых норм
3) активное внедрение новых технологий
4) слабость и неразвитость демократических ценностей
А8. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:
-
революционный характер перемен
-
скачкообразность
-
насильственные методы
-
постепенность
А9. К числу глобальных проблем не относится:
-
угроза ядерной войны
-
распространение наркомании
-
дефицит природных ресурсов
-
атеизм как противопоставление религиозной
-
идеологии
А10. Демографические проблемы порождены:
-
гонкой вооружения
-
соперничеством СССР и США
-
быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете
-
загрязнением окружающей среды
A11. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.
Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А12. Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состоит в:
-
эволюции человека как гармонично развитой личности
-
улучшении нравов
-
развитии науки и разума
-
росте идеалов истины и справедливости
А13. Какое из нижеперечисленных определений истории как реальности является самым глубоким и точным?
-
любая последовательность событий
-
живая память общества, народа, социальной группы
-
прошлое, давно минувшее
-
сущностная динамика общественного развития
А14. Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация — культура» верны?
А. Цивилизация — приспособление к условиям природной среды; культура — творческое отношение человека к миру и к самому себе. Б. Цивилизация — сущее; культура в большей мере — должное (долг быть человеком).
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А15. Верны ли следующие суждения?
Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование):
А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.
Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабильности и развития человеческого общества, сколь генетическое разнообразие — для природы.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А16. Вопросы власти, государства решаются в:
-
экономической сфере
-
духовной сфере
-
социальной сфере
-
политической сфере
А17. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как:
-
динамичную систему
-
часть природы
-
весь окружающий материальный мир
-
взаимодействие людей в социальных группах
А18. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:
-
возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах
-
строительство египетских пирамид
-
распад империи Карла Великого
-
объединение земель вокруг Москвы
А19. Природные условия России:
-
были благоприятны для занятия земледелием
-
позволяли тщательно обрабатывать землю
-
требовали крайнего напряжения сил
-
слабо влияли на жизнь людей
А20. Верны ли суждения?
Геополитическое положение России было
А. Благоприятным для развития страны.
Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А21. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?
1) производства, распределения, потребления и духовной сферы
2) экономики и политики
3) экономики и социальных отношений
4) экономики и культуры А22. Какой из названных признаков харг1ктеризует традиционное общество?
1) стремление к прогрессу
2) «непрерывность», плавность исторического процесса
3) высокая социальная мобильность
4) стремление максимально использовать природу в своих целях
А23. При переходе от традиционного общества к индустриальному:
-
личность подчинилась обществу
-
возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений
-
усилилось внеэкономическое принуждение
-
возросла социальная мобильность
А24. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?
А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.
Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А25. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемы человечества?
А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.
Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А26. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов. Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А27. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи. Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется мaccoBoe производство.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А28. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость. Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А29. Автором культурологического подхода в изучении истории был
1) А. Камю 2) Д. Белл 3) О. Шпенглер
4) Г. Плеханов
А30. А. Тойнби сформулировал закон:
1) единства и борьбы противоположностей
2) смены общественно-экономических формаций
3) классовой борьбы 4) «вызов — ответ» Задания уровня В.
Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.
В1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:
«.... среда — это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».
В2. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Форма общественного развития, противоположная прогрессу, возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация».
В3. Цивилизация — это:
A. Определенный этап общественного развития Б. Высокий уровень культуры и воспитанности
B. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность людей от другой
Г. Особое состояние общества с правами и свободами
1) верно А Б 2)верно Б Г
3) верно А Г 4) верно А Б В Г
В4. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
| ПОНЯТИЕ
| 1. Взаимодействие социальных групп, слоев и классов
| А. Политическая сфера
| 2. Отношения в сфере власти, вопросы государства, права
| Б. Экономическая сфера
| 3. Различные формы и уровни общественного сознания
| В. Социальная сфера
| 4. Производство материальных благ, их обмен и распределение
| Г. Духовная сфера
|
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Социальные институты обеспечивают границы и формы совместнойдеятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга своими ______(1). Главными институтами общества являются ______(2). Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может: институты создают условия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает и изменяет институты. Развитие социальных институтов происходит в ходе _____ (3) общества».
Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия, приведенные в именительном падеже. Выбирайте каждое понятие одно за другим, мысленно заполняя пробелы. При этом вариантов понятий больше, чем пробелов.
А) частный бизнес Б) государство
В) функциональные качества
Г) экономика, семья, образование, религия
Д) общественные потребности
Е) эволюция
Ж) совместная деятельность В6. Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.
СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
| ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| 1. Экономическая
| А. Деятельность парламента
| 2. Политическая
| Б. Взаимодействие классов (страт)
| 3. Социальная
| В. Обмен продуктами
| 4. Духовная
| Г. Религиозные организации
|
В7. Впишите слово, которое пропущено в следующей фразе:
«Науку, нравственность, религию, философию, культурные и образовательные учреждения, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает ... сфера жизни общества».
В8. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока?
-
Приоритет индивидуального над коллективным
-
Развитие литературы и искусства
-
Наличие социальных групп с различным социальным статусом
-
Разнообразие философских учений
-
Государственное регулирование основных сторон жизни общества
Запишите в порядке возрастания соответствующие цифры В9. Вставьте пропущенное слово:
«Материальное производство — это создание вещей, …. производство — создание идей» В10. Из нижеприведенного списка выберите признаки индустриального общества.
-
Основа производства — земля, сельскохозяйственный труд
-
Развитие крупной машинной промышленности
-
Преобладание ручного труда
-
Основа производства — знания, информация
-
Широкое применение машинной техники
-
Неграмотность большинства населения
-
Основной вид экспорта — средства производства
-
Основной вид экспорта — сырье
-
Основной вид экспорта — интеллектуальные продукты (программы, технологии и т.д.)
-
Ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование ^
-
Непрерывное образование граждан
-
Решается задача преодоления неграмотности населения
Выбранные цифры запишите в порядке возрастания: В11. Что из приведенного ниже является проявлением
глобальных проблем?
-
Истощение плодородного слоя почвы
-
Истощение запасов пресной воды
-
Спад производства
-
Увеличение задолженности развивающихся стран развитым
-
Кризис финансовой системы
-
Проблемы войны и мира
Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:
В12. Вставьте пропущенное слово:
«Промышленной революцией называется замена ... труда машинным, мануфактуры фабрикой». В13. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления.
-
Возникновение государства
-
Переход от присваивающего хозяйства к производящему
-
Изменение климата на планете
-
Формирование наций
-
Способность человека к чувственному познанию
-
Традиции и обычаи
-
Генетическая предрасположенность человека к какому-либо заболеванию.
Выбранные цифры запишите в порядке возрастания
Задания уровня С.
Дайте развернутый ответ. При выполнении заданий необходимо уметь: 1) перечислять признаки какого-либо явления, объекта одного класса; 2) раскрывать понимание какого-либо теоретического положения на конкретном примере; 3) решить задание-задачу, содержащую условие в виде ситуации или высказывания на основе предписаний (вопросов) к ней; 4) проанализировать фрагмент текста на основе заданий к нему; 5) написать краткое сочинение-эссе научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение темы, выделив проблему и аргументировав ее на основе оперирования понятиями обществоведческого курса, знания фактов общественной жизни, использования личного опыта и обоснования своей позиции.
С1. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.
С2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?
СЗ. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?
С4. Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для
этого приходится «вторгаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».
Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт. С5. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.
Сб. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация нез^лонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства — миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...
Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она не может удовлетворить все новые и новые его
потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. (А. Печчеи)
-
Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.
-
Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.
-
Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».
-
Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.
С7. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.
«Я — гражданин мира».
(Диоген Синопский)
Тема 2. ЧЕЛОВЕК
Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Человек»
Антропогенез теории происхождения человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Индивид и индивидуальность. Человек как личность, ее социализация и вое- А6 питание. Структура и мотивы человеческой деятельности. Потребности, их классификация. Интересы и способности человека. Сознательное и бессознательное в деятельности человека. Виды деятельности. Труд. Творчество. Учение. Общение и деятельность, их соотношение. Функции общения. Цель и смысл жизни человека. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.
Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, антропогенез, социоантропогенез, бытие человека, способности, мотивы, потребности, интересы, деятельность, сознательное и бессознательное в деятельности человека, общение, самопознание, свобода личности и необходимость, воля, смысл жизни, нравственный выбор, совесть. Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырех. Поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Кто является автором теории происхождения человека из животного мира, постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?
1) И.И. Мечников 2) И.П. Павлов 3) Ч. Дарвин
4) Ж. Кювье
А2. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?
-
обменные процессы
-
творческая активность
-
работа органов чувств
-
потребность в пище
A3. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:
-
средства должны соответствовать целям
-
цель состоит в получении достоверного знания
-
субъектом выступает отдельная личность
-
результатом является новый продукт
А4. Личность формируется под воздействием:
1) биологической программы 2) природной среды
3) социализации 4) собственных взглядов и убеждений А5. Ученик для учителя является:
-
объектом деятельности
-
конкурентом
-
субъектом деятельности
-
коллегой
А6. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А7. К агентам вторичной социализации не относятся:
1)радиожурналист 2) двоюродный брат
3) преподаватель вуза 4)руководитель предприятия
А8. Верны ли суждения? Официальные межличностные отношения:
А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
Б. Стандартизированы и обезличены.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А9. Закончите утверждение: Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека
-
вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;
-
давать отпор любым агрессивным выпадам против него;
-
приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;
-
к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)
А10. К экзистенциальным относятся потребности в:
-
комфорте 2) общении 3) познании 4) самоуважении
A11. Верны ли следующие суждения о самосознании?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми. Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А12. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек остается частью природного мира.
Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А13. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?
А. Гениальным человека делает природа.
Б. Умственная одаренность — качество, обусловленное биологической природой человека.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А14. К практической деятельности относится
-
производство материальных благ
-
познание законов развития природы
-
формирование религиозных представлений о мире
-
сочинение музыки
А15. Деятельность в отличие от общения
-
является потребностью человека
-
может доставлять человеку удовольствие
-
предполагает наличие цели
-
непосредственно преобразует предметы окружающей среды
А16. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?
А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед обществом за свои действия и поступки.
Б. Свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А17. Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.
Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется:
1) деятелем 2) индивидом 3) лидером 4)личностью А18. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека — это
-
Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.
-
Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.
-
Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.
-
Результат преодоления или отрицания первой — естественно-биологической природы человека.
А19. Природа человека
1) Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей
2) Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.
3) Представляет собой основные и неизменные качества человека.
4) Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения. А20. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в
1) трудовой деятельности 2) сохранении рода
3) самосохранении 4) физической активности А21. Отличительным признаком понятия «личность» является (ются)
1) членораздельная речь 2) сознание и мышление
3) способность брать ответственность на себя
4) наличие физических потребностей А22. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие. Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А23. Основным фактором формирования личности является
1) природная среда 2) общение с окружающими
3) механизм наследственности 4) врожденные склонности
Задания уровня В
Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.
В1. Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, — это ...».
В2. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности В3. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
| ПОНЯТИЕ
| 1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя
| А. Индивидуальность
| 2. Отдельно взятый представитель человеческого рода
| Б. Индивид
| 3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств
| В. Личность
| 1
| 2
| 3
|
ОСОБЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ
| 1. Стремление к достоверности
| А. Наука
| 2. Обоснованность предположений
| Б. Искусство
| 3. Субъективность
|
| 4. Образное отражение реальности
|
| В4. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из
В5. Завершите фразу: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность, это ….. ». В6. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрывающие его социальную природу.
-
Способность к совместной преобразовательной деятельности
-
Стремление к самореализации
-
Умение приспосабливаться к природным условиям
-
Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
-
Потребность в воде, пище, отдыхе
-
Способность к самосохранению
В7. Установите соответствие между типами потребностей человека, данными в первом столбце, и примерами их проявлений — во втором.
ТИП ПОТРЕБНОСТИ
| ПРОЯВЛЕНИЕ
| 1. Социальные потребности
| А. Иметь хорошую семью
| 2. Духовные потребности
| Б. Иметь добрую славу о себе
| 3. Материальные потребности
| В. Иметь удобное жилье
|
В8. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.
-
Плотники
-
Каменщики
-
Строящийся дом
-
Крановщики
-
Подъемные краны
-
Правила техники безопасности
-
Строительные материалы
В9. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные функции общения, а в другом они описаны.
ОПИСАНИЕ ФУНКЦИИ
| ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
| 1. Организация совместной деятельности
| А. Коммуникативная
| 2. Обмен информацией
| Б. Функция взаимодействия
| 3. Восприятие друг друга и установление взаимопонимания
| В. Функция межличностного познания
| В10. Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка.
а) Равноправие партнеров
б) Активность каждого участника
в) Уважение к мнению собеседника
г) Готовность к взаимопониманию
д) Стремление во что бы то ни стало переубедить соперника
е) Высокомерие
ж) Незнание имени собеседника
В11. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только творческой деятельности.
-
Доступность для использования
-
Уникальность
-
Практическая значимость
-
Воспроизводимость образца
-
Принципиальная новизна
В12. Установите соответствие между видами деятельности, данными в первом столбце, и их характеристиками, данными во втором.
ХАРАКТЕРИСТИКА
| ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| 1. Деятельность в воображаемой ситуации
| А. Труд
| 2. Практическая полезность
| Б. Учение
| 3. Нацеленность на получение знаний
| \ В. Игра
| 4. Замещение реальных объектов условными
|
| 5. Преобразовательная направленность
|
| В13. Завершите фразу: В основе потребностей человека лежат .. ...» Задания уровня С
Дайте развернутый ответ.
С1. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.
С2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.
С3. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.
С4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».
Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?
С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет — не цель, он всего лип1ь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурлили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
(А. де Сент-Экзюпери. Планета людей)
Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.
Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека. Многое
Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте. С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...
Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?
С7. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить».
Согласны ли вы с автором? Почему?
Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.
С8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы в форме сочинения-эссе.
«Человек вне общества — или бог, или зверь». (Аристотель)
«Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое
«как». (Ф. Ницше)
Тема 3. ПОЗНАНИЕ
Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) |и основного общего образования к содержательной линии «Познание»:
Познание человеком мира и самого себя. Познание и знание. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание и его особенности. Основные методы научных исследований. Социальное познание. Исторические факты, их интерпретация и оценка. Науки о человеке и обществе.
Основные понятия: познание, знание, сознание, мышление, объект познания, предмет познания, чувственное познание, рациональное познание, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, память, мышление, интуиция, агностицизм, уровни научного познания: эмпирический и теоретический, анализ, синтез, сравнение, дедукция, рндукция, интуиция, истина, объективная истина, субъективная истина, критерии истины, опыт, практика, гипотеза, научное познание, социальное познание, факт, концепция, теория, методы научного исследования, социальное познание, социология, социальная философия, правоведение, экономика, география, антропология.
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырех. Поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:
1) представлениями 2) ощущениями
3) гипотезами 4)понятиями А2. Рациональное — это познание:
1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта
3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления A3. Возможность получения истинного знания отрицается:
1) философами 2) социологами
3) агностиками 4) духовенством А4. Отражение общих и существенных признаков называется:
-
сознанием 2) суждением 3) понятием 4) ощущениемA5.
А5. Методом эмпирического познания не является:
1) эксперимент 2) наблюдение 3)аналогия
4) описание
А6. Верны ли суждения:
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А7. Верны ли суждения:
А. Противоположностью истины может быть другая истина. Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:
-
обыденного знания
-
мифологического знания
-
эмпирического знания
-
научного знания
А9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:
А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов
и явлений.
Б. Цель научного познания — получение достоверного знания
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:
Речевая деятельность человека прежде всего связана с А. Чувственным познанием Б. Абстрактным мышлением
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны A11. И абсолютная, и относительная истины:
-
носят объективный характер всегда находят подтверждение на практике
-
дают полное, исчерпывающее знание о предмете
-
могут быть опровергнуты со временем
А12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:
1) этика 2) правоведение
3) социология 4) политология
А13. Верны ли следующие суждения о ложном знании?
А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения. Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.
1) верно А 2)верно Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А14. Обобщение является составной частью
-
производственной деятельности
-
чувственного познания
-
рационального мышления
-
игровой деятельности
А15. Сознание идеально, а это значит:
сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир
-
сознание есть поток душевных переживаний
-
сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни
-
в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувственной осязаемости
А16. Среди перечисленншх наук функции и формы государства изучает:
социология
политология
философия
история
А17. Какая из перечисленных наук изучает общество? *
зоология
астрономия 3)социология 4) химия
А18. Какая из перечисленных наук изучает общество?
лингвистика
анатомия
генетика
юриспруденция
А19. Верны ли следующие суждения?
Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.
Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и сложностью изучаемого объекта.
верно только А
верно только Б А27.
оба суждения верны
оба суждения неверны
А20. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная деятельность ученого:
основывается на использовании эксперимента
основывается на творческом подходе к работе
интеллектуально развивает
ставит целью открытие нового, достоверного знания
А28.
А21. И религиозное, и научное знание:
имеет объективный характер
необходимо человеку для рациональной деятельности
может передаваться из поколения в поколение
предполагает доказательства
А22. Только в состав научного знания входят:
А29.
экспериментально обоснованные выводы
установленные факты
логические умозаключения
результаты наблюдений
А23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:
философия
история
социология
политология
А24. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира. Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность выводов.
верно только А
верно только Б
оба суждения верны
оба суждения неверны
А25. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этнических групп занимается
выб
этнография
социология
антропология
социальная психология
:ои дея-ые спе-
А.26. Отличие социологии от других наук об обществе является
изучение людей как представителей человеческого рода
рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека
изучение общества как целостного явления
изучение общества во всей конкретности и многообразии ватель-
эского
«ира. I обос-
А27. Верны ли суждения о познании?
А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.
Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру жающем мире. ^
верно только А
верно только Б
оба суждения верны
оба суждения неверны
А28. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается
в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых
при ссылке на тот или иной авторитет в науке
в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества
в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, законами логики
А29. Верны ли следующие суждения о практике?
А. Практика — основа познания и критерий истины.
Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий
истины.
верно только А
верно только Б
оба суждения верны
оба суждения неверны
АЗО. Какое суждение ведно отражает отличие теоретического знания от эмпирического?
А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления.
Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория — эмпирию.
верно только А
верно только Б
верно А и Б
оба суждения неверны
отттгщ
A28
f%g3*sf 'ниче-
Задания уровня В Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.
35 Bl. Какому понятию соответствует следующее определение? Этвет:
«Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком—
навыков, сознательная группировка их в определенной последователь- 1 ности, оценка результатов действий, способы действий».
Л / / If у л ■' '-^ ■ ^
Ответ:
|
|
|