Главная страница

1. Использование современных образовательных технологий. Мкоу сош сел. Цалык Передовые технологии преподавания истории у нас в «Школе равных возможностей»


Скачать 233.95 Kb.
Название 1. Использование современных образовательных технологий. Мкоу сош сел. Цалык Передовые технологии преподавания истории у нас в «Школе равных возможностей»
Дата 18.02.2016
Размер 233.95 Kb.
Тип Документы

1.Использование современных образовательных технологий.МКОУ СОШ сел. Цалык

Передовые технологии преподавания истории у нас в «Школе равных возможностей» приживаются быстро. При формулировке Учитель – ученик, ученик, как равноправный участник совместной деятельности, ведет диалог и вправе мне сказать: «Я самостоятельно и под вашим руководством добываю и усваиваю новые знания, исследую факты, и умею делать выводы». Иными словами, роль учителя сегодня на уроке сравнима скорее с функциями дирижера, руководящего оркестром. Адаптация учащихся среднего звена, да и в дальнейшем, на мой взгляд, удачно проходит через самое дорогое, что есть у детей – игру. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Конечно сейчас, когда существует множество различных методов проведения уроков с элементами игр, можно дать детям материал интереснее, “заставить “ работать на самих же себя, но тут же возникает вопрос: “А подготовка? Где взять, где найти время? А шум, который может помешать вести урок в соседнем кабинете?” Эти и не только вопросы, казалось бы, мелочи, но именно они пугают некоторых учителей, мешают подойти творчески к каждому уроку, самим вместе с детьми поиграть, разрядить обстановку. Ну, станьте на время, минут на 40 таким же ребёнком, сыграйте с ними, станьте им ближе, поразмышляйте как они. Время, проведённое вместе с детьми, будь то урок или подготовка к нему, сближают учителя и учеников, заинтересовывает и завлекает детей. Даже самого отсталого ученика, играя можно чему-нибудь обучить. Дети, сами того не замечая, в процессе обсуждения запоминают материал, проговаривая его несколько раз, а находя выход из проблемы заранее отвечают на Ваши вопросы: Почему так? А если? И многие другие….

Какова же структура игры ?

img1

В дидактической игре отчетливо просматривается свойственный характер. При объяснении игры для детей главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат. Классификация исторических игр

img2

Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “ на равных”, где исчезает робость, возникает ощущение – “ я тоже могу”, то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение. В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре происходит огромная воспитательная работа. (Приложение №2,3.)

В целом, подводя некоторый итог использования игры на собственных уроках, можно сказать следующее: - заметно повышается успеваемость по предмету, практически всегда высказывается своя точка зрения; - изменяется отношение к учителю, появляется доброжелательность, более глубокое взаимопонимание, изменение микроклимата среди участников игры; - все старшеклассники нашей школы увлекаются этнографией и с удовольствием ждут применения игровых технологий.

Пройдя некоторые волнения от полученного удовольствия после проведения игр, меня стала волновать проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Ответы на эти разноплановые вопросы я нашла в разнообразных, нестандартных формах преподавания истории и обществознания. Проведенное среди учащихся анкетирование подтвердило мою правоту. Только 35% испытывали интерес к предмету до начала системного использования нестандартных форм и приемов работы. Второе анкетирование показало намного возросший интерес к моим дисциплинам. Значит я, на верном пути и контакт «Учитель – ученик – диалог» продолжает действовать. (Приложение № 4)

В 2005 году мы с группой ребят ездили в Опольский район Польши. Молодые воспитатели, монахи духовной семинарии, рассказали нам об использовании приема «Синквейн». Это вариант рефлексивного осмысления изученного материала. Я стала его применять во всех классах, сейчас об этом много пишут у нас, это одна из нетрадиционных технологий ведения урока – стихотворение из пяти строк без рифмы:

1)Название темы, понятие, идея и т.д.

2)Описание темы – 2 прилагательных, характеризующих понятие.

3)Описание действия – 3 глагола, ассоциирующих с данным понятием.

4)Оценка – фраза, пословица, крылатое выражение.

5)Слово, выражающее личное отношение.

Например: 1.Путин.

2.Умный, интеллигентный.

3.Руководит, выезжает, устанавливает.

4.Да разве об этом расскажешь…

5.Президент. (Вариантов может быть множество). (Приложение №5)

Любой урок стараюсь проводить ярко, красочно, образно раскрыть живые страницы истории, чтобы дети испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, на встрече с ветеранами, старожилами, а также с желанием пришли на следующий урок. Я думаю, нестандартный урок требует от учителя познавательной работы. Это не просто отлаженная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений доверия Учитель – ученик. В моей практике уже сложилась система нетрадиционных уроков по истории: Бинарный урок (урок сочетающий историю с любым другим предметом: историю и литературу, ИЗО, музыку, религиоведение) - “Человек в культуре Древней Руси”, “История в шедеврах”, “Религия и культура”. Урок-характеристика: “Александр Невский – как личность, полководец, политический деятель”, “Наполеон – политический портрет”, “Иван Грозный в Кривом зеркале”, “Сталин – глазами потомков”. Урок-размышление, урок- дискуссия: “Судьба России в спорах западников и славянофилов”, “Отмена крепостного права”, “Императоры XIX века. Аргументы и факты”. Музейный урок, урок Мужества: “Вечной памятью живы”, “ВОВ – обобщающий урок”. Урок исторического чтения (мифы, сказания, легенды, поэмы): “Слово о полку Игореве”, “История Государства Российского”, “Греческие мифы”. Урок-игра: “Защита города от кочевников”, “И вечный бой (Русь IX-XIII столетий)”, “Умники и умницы”. Урок-телепередача: “Историческое ассорти”, “Женские истории”, “Императоры и Императрицы”. Урок-выставка:  демонстрация рисунков, творческих работ. Урок спектакль: “Суд над фашизмом”. Урок – путешествие: “Путешествие в древний мир”. «Разгром армии Наполеона». (Приложение№7) Урок-исследование: “Языческие верования славян”. (Приложение№6)

Задания позволяют учащемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях, выявить проблемы в их усвоении. Весь этот арсенал я использую для всестороннего развития ребенка, раскрытия его способностей, для положительного эмоционального поля, которое способствует процессу запоминания, развивает память. И у сильного ученика начинает работать его фантазия, он самостоятельно ищет ответ на вопрос, он обретает свой взгляд на известные факты и явления.

Широко использую уже несколько лет задания – тесты. Есть в тестах, на мой взгляд, и недостаток – опасность чрезмерного упрощения, схематизация изучаемого материал. В общем, та абсолютизация любых формальных средств преподавания – будь то использование опорных текстов, традиционных схем, диаграмм, таблиц, графиков или тестов, может серьезно исказить процесс усвоения гуманитарных знаний, немыслимых, на мой взгляд, без сложной игры нюансов, без неоднозначных интерпретаций и опорных суждений. Чтобы избежать подобной опасности, я думаю, необходимо чувство меры, подсказывающее в каких количествах и когда использовать выше перечисленное. (Приложение №8)

В исторической науке существует особый сравнительно-исторический метод, основам которого обучаются школьники для формирования такой мыслительной деятельности как сравнение и для развития мышления в целом. Умение сравнивать исторические события и явления, т.е. определять в них общее и различное, раскрывать причины этих различий, входит в состав тех видов деятельности, которыми обязательно должен овладеть выпускник средней школы. Сравнение может быть комплексным, последовательным и в виде противопоставления.

Схематично виды сравнения можно представить так:

http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/212001/img1.gif

Предлагаются следующие этапы по формированию умения применять метод сравнения. (Приложение№9)

Внедрение СИМ в школьную практику дает педагогу: - соответствие преподавания современному уровню развития науки, научным представлениям о мире в целом; - стимул к поиску новых методических форм, соответствующих личностно развивающим технологиям, технологиям саморазвивающего обучения; - расширение горизонтов видения в преподавании предмета, осознание его соотношения с исторической наукой и другими науками.

Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Использую в своей системе работы уроки-практикумы, практические занятия, построенные на изучении исторических документов. В системе учебных занятий по повышению качества обученности, разработанных мной, существенная часть отводится на практическую работу с документами. На уроках истории в старших классах использую задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Опыт показывает, что проведение уроков-практикумов позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике. (Приложение №10)

Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне. Но так как урок - это звено целостного учебного процесса, то не на каждом уроке основное его содержание может быть усвоено на всех трех уровнях:

*на уровне восприятия, осмысления и запоминания;

*на уровне применения знаний по образцу;

* на уровне применения знаний в новой ситуации.

Современное содержание образования и закономерности процесса обучения в целом и усвоения, в частности, определяют ряд непременных требований к уроку, которые необходимо учитывать.

Классификация уроков


По соотношению структурных звеньев обучения
По ведущему методу

По характеру деятельности

По характеру материала

Урок изучения нового материала, Комбинированный, Контрольный, Повторительно – обобщающий.

Урок – лекция, Киноурок,

Урок – беседа, Лабораторное занятие.

Урок простого воспроизведения,

Урок обобщения, Проблемный урок.

Урок счета лет,

Урок изучения фактов, Практическое занятие.


Классические типы уроков, к ним относится: Лабораторное занятие, Практикум, Лекция, Семинар, Экскурсия, Конференция

К нетрадиционным формам уроков относятся такие: Представления (Заочное путешествие, Спектакль, салон, ассамблея, бал, Презентация, аукцион ), Оценочные

( Суд, съезд, Соревнование, турнир), Дискуссионные (Брифинг, пресс-конференция, круглый стол, Телемост, телепередача, киностудия, Кино, видео и теле уроки),

У-фантазия, У-открытых мыслей, У-эврика, У-зачет, У-игра, У-сказка, У-КВН, Интегрированный урок. (Приложение№11)

Сегодня лекционно-зачётная система уроков является одной из распространённых форм учебных занятий в старших классах. При хорошо спланированной, продуманной и подготовленной работе данная система может привести к заметному повышению качества обучения. Лекция имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам лекции можно отнести:

  • максимальная информация (это самое главное преимущество, т.к. в старших классах учебники по истории далёки от совершенства и лекции учителю позволяют более объективно раскрыть происходящие события, используя дополнительную литературу, позволяют заинтересовать учащихся и повысить уровень их знаний);

  • возможно большая наглядность (благодаря использованию таблиц, схем, иллюстративного материала);

  • большая возможность самостоятельной подготовки учащихся (как по опережающим домашним заданиям к лекциям, так и дома после лекции по своим записям).

В уроке - лекции есть свои недостатки, но я считаю, что эти недостатки можно легко исправить. Например, недостаток малой обратной связи устраним с помощью вопросов, которые задаёт учитель после объяснения каждого вопроса лекции. Например, тема лекции: “Общая характеристика эмоционального развития России в начале XX века”. После рассмотрения вопроса об особенностях развития сельского хозяйства в данный период времени можно задать следующие вопросы учащимся: “Что такое “ крестьянский вопрос”, было ли крестьянство однородным?”, “Кто был основным поставщиком хлеба на экспорт?”. Можно задавать и другие вопросы, но я считаю, что их должно быть не более трёх по каждому вопросу темы лекции, чрезмерное увлечение вопросами может увести в сторону и план лекции будет сорван. Следующим недостатком является малая активность учащихся, но если создать ситуацию поощрения вопросов, т.к. часто, что не понятно одному ученику может быть не понятно и другому этот недостаток можно устранить. В 9-х классах, где лекций немного (т.к. эта форма занятий наиболее приемлема в 10-11 классах). Я поощряю хорошие, толковые вопросы учеников отметками, в зависимости от количества таких вопросов. (Приложение №12)

При отсутствии навыков конспектирования учащиеся могут не успевать записывать лекцию, или далее искать смысл сказанного. Для того чтобы этого не случилось необходимо учить детей выделять главное из сказанного с 5-го класса, самостоятельно заполнять таблицы и составлять схемы по ходу объяснения учителем с 6-7 класса, обучать навыкам конспектирования с 8 класса. Например, в 6 классе, объясняя тему "Возникновения средневековых городов" я на доске записываю вопросы: 1. Причины возникновения городов. 2. Как и где появились города? 3. Чем занятия жителей города отличаются от занятий жителей деревни?

Перед объяснением материала, прошу детей внимательно слушать и найти ответы из моего объяснения на эти вопросы. Из опыта наблюдения могу сделать вывод, что одни учащиеся просто слушают и, как правило, могут ответить на 1-2 вопроса, а сильные ученики делают заметки, используя их для ответов на вопросы, я всячески стараюсь поощрять такие действия, в результате активных детей становится с каждым уроком больше. В формировании навыков конспектирования (а это важно, для успешности лекции) помогает следующее распределение учебного материала на доске:

Тема:

Кто? (Что?) Где? Когда?

Одним из недостатков урока- лекции является утомляемость учащихся. Для ее преодоления, лекции лучше проводить в старших классах. Встречающиеся даты, понятия можно продиктовать, сочетать чтение лекции с вопросами. В лекции должен содержаться конкретный, четко выстроенный материал с яркими примерами. Во время лекций трудно контролировать уровень усвоения материала. Действительно, нельзя сказать о степени усвоения материала каждым учеником. Могут помочь в этом - вопросы во время лекции, семинары, практикумы после лекций. Еще один из недостатков. Педагоги указывают, что при чтении лекций, ученики не читают учебники. Но с этим можно не согласиться, так как многое зависит от требований самого учителя и правильного выбора тем лекций. При подготовке к лекции ученики должны прочитать соответствующую тему в учебнике. Сущность определения требований к школьным лекциям:

  1. Лекции должны быть безукоризненными в научном отношении, учить мыслить, давать образцы анализа, разбора, обобщения, выходя за рамки учебника.

  2. Изложение материала должно быть: образным, доступным, логическим, системным, последовательным.

  3. Использование наглядных пособий, схем раздаточного материала (текстов, источников, документов).

  4. Школьная лекция должна быть длительно - монологической.

  5. В структуре урока - лекции должны быть спланированы как и остальные этапы урока, не только восприятие материала излагаемого учителем, но и осмысление, закрепление, запоминание, применение.

  6. Изложение учебного материала в ходе школьной лекции должно расчленяться на логические звенья с закреплением сначала на первой ступени знаний, потом на второй и т.д.

  7. Каждое из постулируемых положений подкрепляется необходимым количеством аргументов и подтверждается кратким выводом.

  8. Перед началом лекции целесообразно поставить проблемное задание, которое учащиеся должны выполнить в конце урока.

В педагогической литературе существует различная классификация лекций. Исходя из этой цели, которую ставит перед собой учителю можно выделить следующие виды лекций:

1. Вводная. Этот вид лекций я использую в 10-11 классах при изучении тем о культуре. На первом уроке я читаю лекцию, в которой обязательно рассматриваю: 1)особенности формирования культуры изучаемой эпохи; 2)общую характеристику культурных направлений, жанров, стилей, эпохи; 3) связь культур с прежней культурой других стран изучаемого периода. На втором уроке каждый ученик получает индивидуальные задания разного характера. Например, по иллюстрациям сравнить разные архитектурные стили древнерусских городов и зарисовать наиболее типичные отличия, проследить, как исторические события оказали влияние на литературу, и сделать подбор литературных произведений и т.д. 2. Обзорная лекция. Например, тема лекции “Либеральные реформы 60-70г.г.XIX века”. Перечисляю реформы (земская, военная, городская, судебная) и каждая из них рассматривается по плану: дата проведения, причины, содержания, значение. 3. Обобщающая лекция. Например: “Итоги ВОВ и II м.в.(11класс). Перед началом лекции учитель ставит вопрос: Каково значение ВОВ и II м.в.? Лекция проводится по плану: победители и побеждённые; человеческие жертвы (можно на анализе таблицы); материальный ущерб; изменение международной ситуации после войны; причины победы. После прочтения лекции обсуждается заданный в начале урока вопрос. 4. Мини-лекция может проводиться учителем в начале каждого урока в течение 10 минут по одному из вопросов темы (можно с 5-6 кл.). В старших классах это время можно отвести для задания творческого уровня, когда ученик выступает самостоятельно подготовленным сообщением по заданной проблеме. 5. Проблемная лекция - в ней моделируются противоречия реальной жизни через их представления в теоретических концепциях. Главная цель - приобретение знаний учащимися самостоятельно, используя метод “мозгового штурма”. Лекция - это визуализация при использовании схем, графиков. 6. Лекция вдвоём - представляет собой работу учителя и ученика, читающих лекцию на одну тему. 7. Лекция – пресс - конференция, когда содержание лекции определяется по вопросам учеников с привлечением нескольких учителей. 8. Лекция – консультация - приглашается специалист, который даёт консультацию. 9. Лекция- провокация (с запланированными ошибками). 10. Лекция – диалог, где содержание подаётся через сумму вопросов, на которую ученик должен ответить в ходе лекции. 11. Игровая лекция. Лекция с применением игровых методов. 12. Установочная лекция. 13. Кино (видео) – лекция. 14. Инструктивная лекция.

После блока лекций желательно провести семинар или практикум. Семинары бывают различных видов: - аналитический (учащиеся самостоятельно анализируют тексты, составляют графики, схемы); - эвристический (применение знаний в изменяемой ситуации, в лабораторном опыте, докладе, научном моделировании). - контрольно-обобщающий (проверяет навыки, базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям); - классический семинар (когда распределяются роли участников: докладчик, содокладчик, эксперт, провокатор, ассистент) -проблемный.

Во время уроков – практикумов ребята анализируют документы, тексты, решают проблемные задачи. К семинару заранее раздаются вопросы и прилагается список литературы. Хорошие результаты даёт семинар “Международная политика после II м.в. начало холодной войны”11 класс. Провожу его в виде классического семинара с распределением ролей по 1 и 2 вопросам, третий вопрос обсуждается в ходе дискуссий с подведением итогов. Заранее предлагаются следующие вопросы: 1. Понятие “ холодная война” и общая характеристика этого процесса. 2. Причины “ холодной войны”. 3. Основные этапы развязывания “ холодной войны” - речь У.Черчилля в Фултоне;
- доктрина Трумена;
- план Маршала;
- Берлинский кризис 1948 г.;
- “ Холодная война” в Азии;
- Иранский кризис 1945г.;
- конфликт вокруг Турции и Гражданская война в Греции;
- установление социализма в странах Восточной Европы. 4. Кто виноват в развязывании “ холодной войны”

Логичным завершением в использовании уроков лекционно-зачётной системы является сам зачёт. Зачёт помогает систематизировать материал, обобщить имеющиеся знания, позволяет проверить уровень усвоения материала учащимися, выявить недоработки и в последующей работе их исправить. Зачёт следует проводить после изучения раздела или группы тем. Вопросы к зачёту я раздаю заранее, ещё перед изучением данного раздела, это помогает учащимся лучше сориентироваться в учебном материале. Зачёты я всегда принимаю устно, (это позволяет лучше выявить уровень знаний и исправить пробелы). Зачёт состоит из 4 основных блоков. 1) Даты основных событий изучаемых в данном разделе; 2) Понятия, изучаемые в данном разделе; 3) Имена исторических деятелей, биография одного исторического деятеля изучаемой эпохи ученики учат по выбору; 4) Вопросы по основным событиям данного раздела. (Приложение№13)

Диспут – устный ученый спор, проходящий перед аудиторией между лицами, имеющие разные точки зрения по какому либо вопросу, проблеме. Для применения урока-диспута с учащимися выбираем тему и определяем конкретные вопросы, связанные с жизнью людей, их деятельностью или жизненным опытом. Сильные ученики занимаются подбором литературы, а остальные - выставкой, просмотром, чтением. Атмосфера на диспуте должна быть непринужденной. Дети настраиваются на умение слушать, не обижаться, доказывать свое мнение, смело высказывать свои мысли. Ведущий должен быстро ориентироваться, выбирать главное из высказываний, делать вывод. (Приложение №14)
Перейдем теперь к характеристике современных технологий, как «образовательных», так и «педагогических», хотя границы данных понятий, как будет видно далее из таблиц составляют единую систему. Приведем две таблицы. В первой представлена классификация основных групп образовательных технологий. Во второй показано многообразие педагогических технологий в современном образовании.

По своей сути и разноуровневое обучение, и модульное обучение остаются хотя и более прогрессивными, но все-таки традиционными, поскольку, как и прежде, направлены на то, чтобы «приспособить» ученика под существующее содержание образования. Справедливости ради замечу, что данные технологии, во всяком случае, реализуют вариативный компонент образования - выбор содержания в границах учебных программ. Для одаренных учащихся среднего звена можно предложить творческие задачи. Во многих современных учебниках учитывается возможность активизировать ассоциативное мышление школьников: учебник Боголюбова «Человек и общество», Клокова «Россия и мир» и т.д. Например, в учебнике средних веков Ведюшкина в главе, посвященной средневековой истории Англии и Франции, предлагается проблемный вопрос: почему английское слово «парламент» происходит от французского глагола «parle»? Вы знаете, двое мальчиков, изучающих английский язык, догадались: они сначала вспомнили норманнское завоевание и роль французского языка в Англии в 11-14 веках. Вспомнили русское слово «спикер» и поняли, что эти слова возникли позже, чем сам парламент. В то время, как английская знать перестала употреблять французский язык. Такие примеры случаются…

Технологии, будь они образовательными или педагогическими, невозможно рассматривать вне контекста конкретной образовательной системы.

В нашей «Школе равных возможностей» осваиваются разные инновационные процессы. Основным ядром моей деятельности, является становление духовных и интеллектуальных качеств ученика, т.е. его обученность. Она обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, через овладение знаниями, умениями, навыками. Чем совершеннее каждый ученик, тем совершеннее общество, в котором мы живем. Добиться таких результатов позволяет личностно-ориентированное обучение. Я стараюсь применять его на уроках истории и обществознания (Приложение №15)

Данный урок содержит личностно-ориентированный подход и ориентирован на учеников 11-го класса, имеющих навыки работы с этой методикой. Я стараюсь создать на уроке атмосферу доверия, открытости. Только так возможно вести дискуссию, спорить, высказывать собственные суждения. Когда атмосфера сформирована, можно переходить к творческим заданиям. На уроке активно используются задания такого типа: опора на ранее изученное, систематизация и анализ изучаемого материала, подбор фактов и аргументов в пользу того или иного научного подхода позволяет сформировать собственное мнение учащихся, создать восприятие изучаемого материала.

Как учитель, обладающий собственной педагогической свободой, не столько учу, сколько помогаю ребенку реализовать потенциал своих индивидуальных возможностей. В процессе гибкого управления для меня важно держать узкий контекст, чтобы не потерялась суть обсуждаемой проблемы в ходе дискуссии на уроке.

В последние годы резко возрос объем научной информации, которую должны усвоить учащиеся, поэтому возникла необходимость перестройки и коренного усовершенствования учебного процесса. Перед нами, учителями истории, жизнь ставит важнейшую цель – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, обладающего нравственными качествами, способного к самореализации в условиях современной российской действительности. С помощью исторических знаний человек должен определять себя, свое место в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию? 1.Использую факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например: Говорят, что в Ледовом побоище (1242 год, битва на Чудском озере) никто не кричал “Ура!”, а в Куликовской битве (1380 год) “Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему? 2.Создаю ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например: Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола? 3. Ставлю ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи. Например: В 58 томе энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона (1903 г.) рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга: “Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниешанцем. Флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. На самолете была устроена связь между обоими берегами Невы…”. Разве в эпоху Петра I существовали самолеты? 4. Ситуацию неопределенности ставлю, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся. Например: В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха, и какие это могли быть языки? 5. Следующая – ситуация предположения, которая основана на возможности, выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Например: В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться? 6. Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный. Например:

img1

Таким образом, на конкретных примерах рассмотрены типы проблемных ситуаций, без которых проблемное обучение невозможно. Однако проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации. Я считаю, что основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами. (Приложение №16)

Проблемные ситуации решаем через проведение нетрадиционных форм уроков. Например, в 11 классе в теме “Первая русская революция 1905–1907 годов” изучается вопрос о многопартийности в России. Множество партий, программы которых запомнить сложно. Поэтому в ходе эвристической беседы в тетрадях оформляется таблица. (Приложение№17) На следующем уроке ставится проблемный вопрос. Каковы особенности становления первой российской многопартийности? Урок провожу в форме митинга, где учащиеся, представляя ту или иную партию, раскрывают ее программные установки, агитируют за вступление в нее, подчеркивая ее преимущества перед другими партиями, критикуют политических соперников, а также отвечают на вопросы, которые возникают в ходе выступлений. На уроке развертывается острая дискуссия, особенно по аграрному и национальному вопросам (важно, чтобы учащиеся при выступлениях и в ходе дискуссии соблюдали принцип толерантности). Такая форма работы позволяет включить в активную деятельность всех даже слабых учащихся, позволяет понять сложность решения этих проблем, а также понять, почему I и II Государственные Думы не смогли решить эти проблемы. После обсуждения учащиеся самостоятельно определяют особенности первой русской многопартийности. Примерный вариант ответа: 1.Политические партии в России появились позже, чем в Западной Европе. 2.Первыми оформились в России социалистические партии. 3.Главную роль в создании и деятельности партий играла русская интеллигенция. 4.В отношениях между партиями и внутри некоторых из них преобладал конфронтационный тип политической культуры. 5.Множество партий. 6.При изучении темы “Экономические реформы 1960–1980-х годов предлагаю учащимся следующую таблицу:

Среднегодовые темпы роста основных показателей экономического и социального развития СССР по пятилеткам (в %).

Показатель

1966–1970 гг.

1971–1975 гг.

1976–1980 гг.

1981–1985 гг.

Прирост национального дохода

7,2

5,1

3,8

3,1

Производство промышленной продукции

8,5

7,4

4,4

3,4

Производство сельскохозяйственной продукции

3,9

2,5

1,7

1,1

Производительность общественного труда

6,8

4,5

3,3

3,1

Изменение фондоотдачи

–0,4

–2,7

–2,7

–3,0

Реальные доходы на душу населения

5,9

4,4

3,4

2,1

Используя данные таблицы, анализируем основные тенденции экономического развития страны. Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков: 1.Триумф и трагедия победителей. (1945–1953 гг.) 2.Петр I – антихрист или православный русский царь? 3.“Дней Александровых прекрасное начало”. (А. С. Пушкин) 4."Борьба народов нашей страны, против иноземных захватчиков" (Приложение№18)


Разумеется, воспитательные задачи нельзя рассматривать в отрыве от задач образовательных, от формирований интеллектуальных умений, навыков умственного труда, стремлению к самообразованию и т.д. Во всем этом я вижу позитивную динамику моей деятельности в звании Учителя. Мне представляется несомненным, что эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда учитель использует разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. Предпочтительными я считаю те, которые принято называть активными и которые способны заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. Каждый учитель истории современной школы постоянно ищет такую педагогическую технологию, которая позволила бы ему в условиях многообразия учебников, сохранения концентрической модели найти оптимальные пути обучения старшеклассников, соответствующие требованиям концепции модернизации российского образования и условиям развивающегося мира.

Существует множество технологий, значительно влияющих на результативность образовательного процесса. Мое внимание привлекает модульная технология, обеспечивающая высокий уровень индивидуализации обучения и формирование общеучебных умений и навыков учащихся. Принципиальное отличие модульного обучения от других педагогических технологий заключается в том, что учащиеся на уроке работают самостоятельно и в паре, руководствуясь технологической картой, состоящей из учебных элементов, Учащиеся из пассивных исполнителей и наблюдателей под моим присмотром превращаются в активных участников творческого процесса самообразования. (Приложение №19)

На сегодняшний день в нашей школе широко осваиваются инновационные методы преподавания, в частности – интерактивное обучение. Методы интерактивного обучения способствует вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним относятся:

  • Групповая работа («поле проблем», «корзина идей», «обмен знаниями», «кластер»)

  • Игровое моделирование;

  • Ролевые и деловые игры;

  • Обучающие и метафорические упражнения.

Свои уроки строю в форме групповой работы. Считаю, что каждый современный урок должен включать в себя эти формы, поскольку они позволяют ребятам самостоятельно обсуждать и решать проблемы. В ходе такого обучения учу ребят критически мыслить, принимать продуманные решения, обоснованно, кратко и ясно излагать своё мнение, а ученики делают это по так называемой ПОПС-формуле:

  • П – позиция (точка зрения ученика начинается фразой «Я считаю, что…»);

  • О – обоснование (на этом этапе ученик приводит довод в поддержку своей позиции);

  • П – пример (ученик должен привести конкретный пример, который иллюстрирует его довод);

  • С – следовательно (ученик логически обосновывает свои выводы).


На этих занятиях важно создать комфортные условия, при которых ученик чувствует свою успешность, а главное что эти способы позволяют вовлечь в процесс познания практически всех учащихся.

Использование информационно-коммуникативной технологии в учебном процессе является действительно эффективным методом обучения, так как в наибольшей степени имеет ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяется с самоконтролем школьника. Понимая, что учитель должен находиться в постоянном поиске инноваций, внедрять их в свою работу, нахожу новые технологии, приемлемые для сельской школы. В нашей школе работает прекрасный компьютерный кабинет (13 компьютеров, объединенных в локальную сеть, интерактивные доски, спутниковое телевидение, Интернет), у обучающихся дома также все больше появляются компьютеры, что позволяет руководить самостоятельной деятельностью обучающихся. По моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют довольно сложные задания по оформлению исследовательских работ, составлению проспектов, презентации путешествия, слайд-проектов. Так в течение нескольких лет, члены этнографического кружка «Комелек» оформляют творческие работы по истории родного села в виде слайд-проектов, презентаций. Сейчас в кабинете истории собран уже достаточно богатый информационный ресурс, который собрали обучаемые самостоятельно и оформили в виде презентаций. Эти работы успешно используются на различных этапах урока истории с помощью мультимедиапроектора. В кабинете уже собрана значительная коллекция таких материалов на компакт-дисках, как для урочной работы, так и для внеклассной. (Приложение №20)

Учитель истории – ведущая фигура в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Он преподает историческую науку, которая имеет широчайшие возможности для формирования активных гражданских позиций учащихся, которым после окончания школы придется участвовать в построении прочного демократического общества.

О значении качеств личности учителя писали многие выдающиеся деятели и педагоги всех времен и народов. Ушинский писал: «Только личность может сформировать личность, только характером можно образовать характер» Чем более зрелым становиться общество, чем прогрессивнее его характер, тем более высокие требования предъявляются к личности учителя. А сами качества его личности становятся главным фактором воспитательного воздействия на молодые умы и души. В своих исследованиях, я поняла, что ведущей характеристикой активной гражданской позиции учителя является осознание им общественной значимости своей профессии, предполагающее принятие социальных целей обучения и воспитания как целей своей педагогической деятельности и отношение к профессии учителя как к средству служения обществу.