Главная страница

1. Интерактивное общение как основа создания психолого-педагогического комфорта личностно развивающей образовательной среды



Скачать 104.93 Kb.
Название 1. Интерактивное общение как основа создания психолого-педагогического комфорта личностно развивающей образовательной среды
Дата 04.05.2016
Размер 104.93 Kb.
Тип Документы

Интерактивные технологии организации профилактической работы с учащимися и родителями по профилактике распространения наркомании и ВИЧ-инфекции
1. Интерактивное общение как основа создания психолого-педагогического комфорта личностно развивающей образовательной среды
Гуманистическая парадигма современного образования ориентирована на формирование становления человека как субъекта общения и взаимодействия с другими людьми.

Долгое время в школе преобладала установка на унификацию, на единые стандарты, на подавляющий авторитет коллективного начала, что приводило к определенному нивелированию личности учащегося, недостаточному раскрытию ее самобытности, активности, инициативы, творческого потенциала. Наша школа и по сей день во многом остается изолированной по отношению к социальной среде, пытаясь решить все проблемы своими силами. Школа пока серьезно отстает по формированию социальной адаптивности и мобильности, жизненной устойчивости, самостоятельности, предприимчивости, инициативы, т.е. как раз тех качеств, которые совершенно необходимы в обществе с рыночной экономикой. Прежняя система воспитания оказалась несостоятельной в связи со сменой идеологических ориентиров. И в связи с ее авторитарностью, заформализованностью, «мероприятельным» характером, а также в силу своего «школоцентризма» и слабого использования педагогических возможностей образовательной среды.

Наша образовательная система пока еще ориентирована на знания, умения и навыки как конечную цель, как результат. Уровень знаний служит основным критерием при выпуске из школы, при поступлении в вуз и др. учебные заведения (тестовая система опроса, ЕГЭ). При этом стоит отметить, что знания сами по себе не обеспечивают развития, даже интеллектуального. А ведь современные цели обучения охватывают не только развитие интеллекта, но и развитие эмоций, воли, формирование потребностей, интересов, становление идеалов, черт характера. Знание – это своеобразная основа, плацдарм развивающего обучения, промежуточный, но не итоговый результат. Все обучение должно быть ориентировано на развитие личности, индивидуальности растущего человека, на реализацию заложенных в нем возможностей. Обучение в этом плане выступает как способ реализации воспитательных задач, как его часть. Вся же образовательная система должна быть широким полем для жизнедеятельности, утверждения и развития человека и включать в себя семью, внешкольные учреждения, неформальные контакты и т.д.

На данном этапе речь в современном образовании, педагогике идет об изменении парадигмы преподавания, необходимости отхода от знаниецентризма и перехода к человекоцентризму, к приоритету развития личности каждого обучающегося.

При этом должно происходить изменение не столько содержание целей (ориентиров) образования, сколько их иерархия, соподчиненность (Закон «Об образовании», ст. 14). Ведущей выдвинута задача самоопределения и самореализации личности и уже далее – задача развития гражданского общества, укрепления и совершенствования правового государства. Законом «Об образовании» определено содержание образования, его основные направления:

  • повышение роли гуманитарного знания как основы развития, как содержательного ядра личности;

  • вариативное, дифференцированное, а иногда индивидуализированное;

  • оригинальные авторские программы, курсы, учебники.

Отмечается важность перехода от авторитарного, регламентированного воспитания к воспитанию гуманистическому, ненасильственному, свободному, основанному на добровольном выборе форм деятельности, инициативе и взаимном доверии воспитателей и воспитанников; ориентированном на общечеловеческие ценности, на идеи и идеалы гуманизма и милосердия.

Таким образом, расширяются возможности обучения не только в дидактическом, но и в развивающем и воспитательном планах. Обучение и общение осуществляются в тесном взаимодействии: организация обучения протекает в трех планах (когнитивном, интерактивном, перцептивном), что позволяет учащимся приобрести не только предметные знания, но и обучиться умению сотрудничать, конструктивно решать, возникающие перед ними задачи.

Наиболее значимыми функциями профессионального образования при этом становятся: ориентационная – личностное и профессиональное самоопределение; адаптационная – адаптация к образовательному процессу, адаптация к будущей профессии; развивающая – личностное и профессиональное развитие и саморазвитие. Наряду с системой профессиональных знаний у педагогов вырабатываются профессиональные личностные качества, а также повышается уровень общей культуры личности. Таким образом, ведущей целью повышения профессиональной компетенции педагогов в области профилактики ПАВ, ВИЧ\СПИДа является изменение парадигмы их профессиональной культуры, которая включает формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической действительности и фасилитаторской позиции преподавания, освоением универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности.

Поскольку специфика данного вида образования определяется повышенными социальными требованиями к профессиональной деятельности и личности учителя, то данное педагогическое образование призвано решить проблему содействия социально-ценностному развитию личности педагога, его профессиональному становлению и специализации в избранной области педагогической деятельности.

Социальное обучение – это формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей. По своему предмету и своим методам оно является одним из видов психологической помощи. Научить в социальном смысле – значит оказать помощь человеку стать зрелой личностью, способной успешно жить в обществе.

Одной из задач социального обучения является обучение общению: организации целенаправленного овладения средствами и способами эффективной коммуникации в групповом взаимодействии. Цель данного обучения: создать благоприятные условия для обретения личностью качеств субъектности – самостоятельности, активности, ответственности, социальной компетентности.

Основным психолого-педагогическим средством воздействия является организация социальной среды с высокими духовными характеристиками совместной педагогической деятельности, в рамках которой участники получают возможность раскрытия своего творческого потенциала, позитивного самоутверждения, актуализации лучших сторон личности.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая ситуация, экологическая и идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливают рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков и молодых людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей и зачастую взрослых, но и их цинизм, жестокость, агрессивность, отклоняющееся поведение. Гуманизм предполагает внедрение в практику педагогического сообщества толерантных взаимоотношений, что выражается, прежде всего, в доверии к личности воспитанника, в уважении его достоинства, в принятии его личных целей, запросов и интересов. От позиции педагога, его умения способствовать развитию личности не только ученика, но и собственному совершенствованию педагогической и личностной компетентности, многое зависит в упорядочивании человеческих взаимоотношений, как в учебном процессе (взаимоотношений сотрудничества ученика и учителя), так и в стабилизации этических и духовных норм системы образования и воспитания современного общества.

Специфика ценностей образования представляет собой жизненную позицию личности, основывающуюся на совокупности следующих ценностей: ценности образовательного диалога, ценности познания и ценности научного поиска. Гуманизация образования – обращение к духовным возможностям человека, к его нравственно-этическому и эстетическому развитию: отношение человека к своей жизни как ценности и к жизни другого человека как к встрече, как событию и становлению толерантности; единство интеллекта и нравственности, сохранение целостности и гармонии внутреннего мира человека – приобщение человека к духовным ценностям общечеловеческой культуры. Мотивирование на принятие личной значимости толерантности как способности решать проблемы своей жизни, своего профессионально-личностного становления конструктивными методами и приемами (не авторитарно, не агрессивно, не манипулируя, а разумно, доброжелательно сотрудничая). Ответ на потребность времени: образование не на всю жизнь, а через всю жизнь – способность человека к познанию, к диалогу, развитию, самосовершенствованию, личности, востребованной всеми сферами деятельности; «вариант» своей образованности и свой образ в контексте времени и судьбы» (Е.О. Галицких)1.

Таким образом, концептуальная идея интерактивных технологий – формирование у субъектов образовательного процесса собственной учебно-познавательной деятельности, умений ее рефлексировать, организовывать, достигать самостоятельно поставленных целей, развивать их в совместной деятельности и принимать личную ответственность за последствия своих решений и отвечать за них.

Успех педагогической деятельности в значительной мере определяется высокой техникой педагогического общения со школьниками, их родителями, коллегами. Знание механизмов взаимопонимания позволяет каждому участнику коммуникации понять и эффективно использовать конкретные закономерности общения людей, добиться сплочения коллектива, формирования позитивного психологического климата, при котором каждый член коллектива чувствует себя в нем комфортно. К межличностным механизмам относятся рефлексия, эмпатия и личностная идентификация.

Рефлексией называется понимание самого себя и другого человека с помощью разума, логики, слова и осознание того, как я действительно воспринимаюсь и оцениваюсь другими. Человек, владеющий рефлексией, многократно проигрывает в уме собственную тактику поведения и поведение партнера по общению. Легко изменяет свой образ действий в случае необходимости. Сложный процесс рефлексии включает следующие позиции, характеризующие взаимное отображение лиц, вступивших в общение:

  • Сама личность, какова она есть в действительности;

  • Как эта личность воспринимается партнером;

  • Как она видит самое себя. И отношение к этим позициям другого партнера (по этим же позициям).

Главная задача педагога – поддержание самоуважения личности собеседника, партнера по общению. Адекватность самооценки личности зависит не только от интеллекта, но и от коммуникативных черт характера данной личности, от ее эмоционального мира. Личность все время ведет внутренний диалог сама с собой: она находит оппонента в самой себе и, конфликтуя с ним, определяет содержание своего мышления и деятельности. Рефлексия помогает педагогу найти правильный подход к ученику. Он, например, понимает, что гипертимность (повышенная возбудимость) часто делает школьника

неразборчивым в контактах, его неуемная энергия толкает на участие в различных делах, сомнительных авантюрах, исход которых бывает непредсказуем. Поэтому ведущим в действиях по отношению к данному ученику будет не порицание его в нарушениях дисциплины, а помощь в разумной координации его занятий, включение в интересующее его дело. Главная забота преподавателя – это поддержание самоуважения личности, помощь школьнику в реализации своих способностей. «Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимаете их на высоту, на которой вы хотели бы их видеть».

Эмпатией называется понимание другого человека без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего осознания их, проявление эмоциональной отзывчивости. Человек, познавая живые и неживые предметы, как считают психологи, воспринимает их органами чувств, т.е. «вчувствуется» в них. На основании этого они и выделяют термин «познавательная эмпатия». Механизм эмпатии включает два этапа:

  1. на основании мимики и пантомимики осознание психологического состояния партнера, т.е. «вживание» в него; как бы постановка себя на его место;

  2. анализ переживаний партнера.

Если второго этапа не происходит, то эмпатия считается неполной. При этом наблюдается «заражение» состоянием партнера, ясного осознания его переживаний не происходит. Эмпатийный человек учитывает побуждения и состояние партнера по общению, он легко вступает в контакты, ему часто изливают душу. Человека с низкой эмпатией считают бездушным, злым, бесчувственным. Эмпатия делится на гуманистическую (эмпатические переживания, основанные на высокой нравственности) и эгоцентрическую (эмпатические переживания, основанные на низкой культуре, на острых противоречиях между нравственными требованиями и переживаемыми потребностями; например, зависть).

В состоянии эмпатии преподаватель чутко воспринимает психическое состояние школьника, его тончайшие эмоциональные и смысловые оттенки. Он как бы с позиции ученика, его чувствами и переживаниями, оценивает все, что с ним происходит: как выполняется задание, успех или неудачу в учебе, радость или печаль от отношений с товарищами и др. Чутко улавливает то, что не осознает даже сам школьник. Он всегда помнит, что воспитанник живой человек и может допустить промах, ошибку, даже забыть об очень важном деле (если это увлекающийся ученик). Эмпатия обычно дополняет рефлексию. Далеко не все рассказывают о своих состояниях партнеру по общению. Для того чтобы развивать эмпатию у школьников, а также самому проверить правильность своих выводов, педагог обращается к ребятам с просьбой поделиться своим состоянием, как им работалось с другими в группе, рассказать о чувствах и переживаниях. Это помогает ребятам лучше понять себя и своих одноклассников и, таким образом, выстроить конструктивные взаимоотношения в коллективе, избежать непонимания, обид и конфликтов.

Личностная идентификация – постановка себя на место другого человека, неосознанный процесс отождествления себя с другим человеком, группой, образцом (идеалом). Например, человек отождествляет себя с родителями, с литературным персонажем или киногероем, кумиром эстрады и т.п. Личностная идентификация – естественный процесс формирования личности. Она чрезвычайно важна для нормального интеллектуального и физического развития человека, является простейшим механизмом усвоения межличностного опыта взаимодействия, его активной адаптации к окружающей среде, основой приобретения опыта в любой сфере жизни.

Личностная идентификация стимулирует потребность в поисках жизненного идеала. Много существует свидетельств о том, как люди, опираясь на идеал, перенимая у него отношение к делу, к окружающим, достигали высоких целей в жизни. Но в настоящее время нам приходится часто наблюдать слепое подражание кумирам, когда происходит лишь любование своим героем, следование его внешним атрибутам (желание иметь те материальные блага жизни, которыми обладает он). Нравственные принципы идеала зачастую не интересны его поклонникам, они даже не интересуются, каким образом он достиг высот.

Как правило, образец для поведения молодые люди выбирают самостоятельно, без помощи родителей и педагогов. Поэтому идеал ими может быть выбран не только положительным, но и отрицательным, а также в угоду сильному лидеру. Исходя из этого, идеал не всегда служил стимулом к самовоспитанию: он мог уводить человека от правильных представлений о смыслах жизни, ее целях. Полученные данные говорят о том, что взрослым необходимо оказывать помощь в выборе идеала. Вдумчивый, обладающий эмпатией педагог, учитывая возраст, склонности и психические особенности ученика, способствует формированию у школьника обобщенного идеала, содействуя тем самым закреплению в его сознании стремления к подлинно нравственным принципам в поведении. Это очень сложная работа, которая основывается не на поступках, а на мотивах поведения учеников. Поэтому одними лишь интересными рассказами об альтруистических поступках, упорном стремлении к цели учитель не сможет развить способность у школьника к самовоспитанию. Для этого необходимо, чтобы школьник имел возможность вступить в диалог с героем: попытаться проанализировать мотивы его поступков, соотнести их со своими возможностями, определить пути собственного становления, формирования характера. Именно в этом помощь подростку окажут межгрупповые механизмы понимания человека человеком: рефлексия и обратная связь.


1