Главная страница

1. Гигиенические, средовые факторы; Организационно педагогические факторы; Психолого-педагогические факторы


Скачать 194.47 Kb.
Название 1. Гигиенические, средовые факторы; Организационно педагогические факторы; Психолого-педагогические факторы
Дата 29.04.2016
Размер 194.47 Kb.
Тип Документы

На практике выделяется 3 источника угроз для здоровья учащихся и педагогов:

1.Гигиенические, средовые факторы;

2.Организационно - педагогические факторы;

3.Психолого-педагогические факторы.

ЗОТ в первую очередь касается третьей группы факторов, что выдвигает на первый план задачу формирования соответствующей компетенции у всех работников образовательных учреждений. Хотя было бы неверно ограничивать роль и возможности педколлектива в вопросах здоровьесбережения по всем факторам риска.

Данные в этой работе рекомендации коснуться лишь нескольких возможных приемов здоровьесберегающих технологий.
2. Практические упражнения.

Этот вид упражнений - не жесткие рекомендации, а скорее как идея для педагога. «Интеллектуальная гимнастика» представляет собой систему упражнений, направленных на развитие мыслительной деятельности, формирование пространственного воображения, образного и логического мышления, фантазии, как способности к творчеству.

Интеллект - познание, понимание, рассудок, способность мышления, рационального познания. Интеллектуальная гимнастика - это предмет, развивающий интеллект ребенка. Почему возникла необходимость, потребность во введении этого курса в педагогическую практику?

Делая упор на отработку знаний, умений и навыков в процессе усвоения набора учебных предметов, школа не акцентирует внимание учащихся на тех способах мышления и деятельности, которыми получены эти знания, не рассматривает тех социально-культурных проблем, которые решает человечество. Основным способом работы ученика является запоминание, а не мышление. Работая над закреплением учебного материала, учитель пытается сформировать навыки: запомнить и довести до автоматизма достаточно простой набор операций, пригодных для узкого круга ситуаций. Школьника не обучают видеть нестандартную ситуацию, строить стратегию и тактику нешаблонного действия.

Другими словами, сегодняшнее понимание содержания образования - основной барьер, мешающий системе образования быть механизмом развития общества и человека. Новое содержание образования должно быть передано обучающемуся не через понимание и запоминание, а должно включать школьника в осознание способов и техник мышления. Отсюда возникает необходимость разработки конкретных технологий, методов и приемов обучения, введения в учебный план новых предметов, ориентированных на развитие мышления и творческих способностей.

«Интеллектуальная гимнастика» вносит определенный вклад в умственное развитие человека. В процессе обучения в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

При планировании и организации занятий следует иметь в виду, что материал должен осознаваться и усваиваться преимущественно в процессе решения нестандартных задач, головоломок, ребусов, игр, практических заданий. Следует всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к предмету.

Элементы араматотерапии:

Ароматерапия - применение натуральных эфирных масел, вводимых в организм через дыхательные пути и через кожу с помощью массажа, в соответствии с принципами естественного самоисцеления организма человека.

Действие эфирных масел на человека состоит в их возможности, в зависимости от вида растения, влиять на различные функции человека. В ароматерапии используют определенные высокоэффективные, биологически активные вещества растений - эфирные масла. Вдыхание эфирных масел - эффективный метод ароматерапии, поскольку органы обоняния обладают более быстрой реакцией, чем остальные. Хороший лечебно-профилактический эффект дают эфирные масла лаванды, лимона, сосны, пихты, эвкалипта, кедра. При простудных заболеваниях, гриппе, насморке можно использовать смеси масел эвкалипта, лаванды, розмарина в сочетании с маслом перечной мяты; при головных болях различного происхождения - смеси из лавандового, гераниевого, эвкалиптового масел с добавлением капли гвоздичного. При стрессовых состояниях, вызванных нервным напряжением и волнением - сочетание масел лаванды, лимона и кипариса. А при умственном переутомлении - положительный эффект дает смесь масла лимона, розмарина и бергамота. Такой же результат можно получить при добавлении в смесь 1-2 капли эфирного масла сладкого апельсина. Высокая эффективность метода ароматерапии позволяет рекомендовать его применение в детской практике в качестве первичной и вторичной профилактики простудных заболеваний у детей. Рекомендуемые масла, полученные из таких растений как: лаванда, полынь, лимонная, мята, мелисса, шалфей, эвкалипт, чайное дерево. Методика применения этих масел хорошо зарекомендовала себя для профилактики острых респираторных заболеваний и гриппа, так как основана на искусственной компенсации недостатка фитонцидов в воздухе.

Важным преимуществом ароматерапии является возможность массового применения. В этом случае используются невысокие концентрации эфирных масел. Это позволяет снизить вирусную респираторную заболеваемость в холодное время года на 10-15 процентов. При длительном пребывании учеников в плохо проветриваемом помещении повышается насыщенность воздуха микроорганизмами. Не всегда в классах можно использовать такое сильное средство, как ультрафиолетовое облучение. Проблему очистки школьных помещений можно решать с помощью насыщения воздуха эфирными маслами. Например, эфирное масло лаванды при получасовой экспозиции уменьшает в течение двух часов количество микроорганизмов в воздухе в 2-3 раза. Эффект сохраняется в течение суток.
Упражнения, которые помогут справиться с усталостью:

1. В начале урока выполняются следующие упражнения:

 разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.

“Перекрестные движения” - активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.

 Под музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот. Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.

 “Качание головой" - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение. Дышать глубоко, уронить голову вперед, плечи расправить. Головой медленно качать из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдет напряжение. Подбородок “вычерчивает” на груди слегка изогнутую линию.

 “Ленивые восьмерки” - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.

 “Симметричные рисунки” - улучшает зрительно-моторную координацию.

Нарисовать в воздухе обеими руками симметричные рисунки

2.Снять напряжение во время урока помогут следующие упражнения:

 “ Лобно-затылочная коррекция” - улучшает мозговое кровообращение.

Упражнение выполняется в течение одной минуты, сидя, с закрытыми глазами. Правая рука кладется на лоб, левая - на затылок.

“Медвежьи покачивания”- расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз.

Качаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки. Можно придумать сюжет.

“Поза дерева” - снимает статическое напряжение позвоночника.

“Поза скручивания” - улучшает кровообращение в позвоночнике, снимает спазм сосудов.

“Дыхательная гимнастика” - гармонирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем. Трансформирует отрицательные эмоции в положительные. Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

Гимнастика для глаз - снимает напряжение с глаз.

Тренаж со зрительными метками.

В различных участках комнаты, где проходят занятия, фиксируются привлекающие внимание яркие объекты - зрительные метки.

3. Снятие психологического напряжения в конце работы на уроке происходит благодаря релаксации “Медуза”:

сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Упражнение лучше всего выполнять под спокойную музыку.

Упражнения при сколиозе (лечебная физкультура):

Стоя.

1. Исходное положение. Руки на поясе.

1 наклон вперед, свести лопатки, голову вверх

2 И.П.

2. И.П. палочка в руках

1 наклон вперед, руки с палочкой вверх

2 И.П.

3. И.П. палочка на лопатках

1 наклон в правую сторону и ногу в сторону

2 И.П.

3-4 то же с другой ноги

4. И.П. то же

1 наклон назад и ногу назад

2 И.П.

3-4 то же с другой ноги

5. И.П. то же палочка впереди на вытянутых руках

1 присесть спина прямая

2 встать

6. И.П. руки в замок

1 поднять руки вверх, подняться на носки

2 И.П.

Лежа на животе.

7. И.П. лежа на животе руки вытянуты вперед

1 потянуться

2 И.П.

8. И.П. то же

1 поднять руки и ноги вверх прямые

2 И.П. «лодочка»

9. И.П. то же

1 поднять правую ногу и руку вверх

2 опустить

10. И.П. то же, палочка в руках

1 поднять палочку вверх, прогнуться

2 И.П.

11. И.П. то же, палочки ниже ягодиц

1 прогнуться, свести лопатки, приподняться

2 И.П.

12. И.П. то же, палочка под руками

1 прогнуться, свести лопатки, руки не отрывая от пола

2 И.П.

13. И.П. то же, палочка поставлена на вытянутых руках

1 подняться на палочке, перебирая руками

2 опуститься

Лежа на спине.

14. Потягивание

15. И.П. руки под головой

1 согнутые в коленях ноги подтянуть к животу

2 выпрямить вверх

3 медленно опустить ноги вниз

16. И.П. то же

1 опираясь на плечи и на руки под головой, поднять таз

17. И.П. то же

1 медленно поднять прямые ноги вверх

2 медленно опустить

18. И.П. то же, ноги согнуть в коленях

1 поднять таз вверх

2 опустить

19. И.П. то же, руки вдоль туловища

1 согнуть одну ногу, другая прямая

2 наоборот Велосипед 30 см от пола

20. И.П. то же

1 поднять голову и правую ногу вверх и посмотреть на носок

2 И.П.

21. И.П. то же

1 поднять ноги вверх

2 развести их

3 свести ноги

4 И.П.

22. И.П. то же, руки вверх

1 поднять руку и ногу вверх, рукой коснуться колена

2 опустить руку и ногу

23. И.П. то же

1 взмахом рук сесть

2 И.П.

На четвереньках.

24. И.П. стоя на четвереньках

1 поднять правую руку и левую ногу вверх

2 И.П.

3-4 то же с другой ногой

25. И.П. то же

1 сесть на пятки, руки вытянуть вперед, грудью достать колени

2 И.П.

Комплексы упражнений физкультурных минуток:


Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомле­ния. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависи­мости от самочувствия и ощущения усталости.

Физкультминутка общего воздействия может применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнять нет возможности.

Физкультминутка общего воздействия

Вариант 1

И.п. - стоика ноги врозь. 1-руки назад. 2-3 - руки в стороны и вверх, встать на носки. 4 - расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

И.п. - стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1-с поворотом туловища налево "удар" правой рукой вперед. 2- и.п. 3-4 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.

Вариант 2

И.п. - основная стойка. 1-2-встать на носки, руки вверх - наружу, по­тянуться вверх за руками. 3-4 дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

И.п. - стойка ноги врозь, руки вперед, 1-поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и.п. 3-4-то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

И.п. 1-согнуть правую ногу вперед и обхватив голень руками, при­тянуть ногу к животу. 2-приставить ногу, руки вверх - наружу. 3-4-то же дру­гой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Подвижные игры”

В малом спортивном зале проходят уроки подвижных игр. Дети играют в русскую народную игру «Выжигало», но по новым правилам. До начала игры дети обговаривают правила. Класс делится на две равные команды, зал делится на две равные половины. Одна команда становится на одну сторону зала, другая - на другую. У каждой команды по два резиновых мяча. По свистку учителя дети начинают выбивать друг друга. Игра длится до тех пор, пока в какой-либо команде не останется игроков. За каждый выигрыш команда получает одно очко. Команда, набравшая наибольшее количество очков, побеждает.

На уроках подвижных игр дети получают положительные эмоции, совершенствуют двигательную активность, ловкость, быстроту, внимание, смекалку и многие другие физические качества. Есть и другие подвижные игры:

«Воробьи и вороны», «Невод», «Рыбак и рыбки», «Звездочка», «Лапта», «Светофор», «Краски», «Цепи кованые» и т.д.

Комплексы упражнений для глаз


Комплекс 1.

Упражнения выполняются стоя, отвернувшись от экрана при рит­мичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, за­тем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До уста­лости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Вариант 2.

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх - влево - вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз - прямо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза
Комплекс 2.

Вы сможете использовать этот комплекс на уроках во время динамических пауз, на переменах и на самоподготовке для того, чтобы снять напряжение с глаз. Делайте все по порядку.

1. Массаж глаз

 Руки потереть, стряхнуть микробы. Тремя пальцами гладить, массировать лоб, моргание.

 Массаж бровей, погладить, моргание.

 Двумя пальцами массаж висков, погладить, моргание.

 Тремя пальцами массировать скулы у глаз.

 Одним пальцем массировать крылья носа.

 Двумя пальцами массировать переносицу.

 Одним пальцем массировать заднюю поверхность ушной раковины.

 Массаж шеи сзади.

 Потереть руки, массировать верхнее веко двумя пальцами.

 Средним пальцем массировать наружный угол глаза.

 Вибрировать двумя пальцами нижнее веко.

 Средним пальцем вибрировать наружный угол глаза.

 Четырьмя пальцами массировать весь глаз.

 Упражнение "китайские глазки" - средними пальцами растянуть глаза за наружные уголки.

2. Упражнения для глаз (после каждого упражнения закрывай глаза для отдыха, считай до 5)

 Поставь ладонь перед глазами на расстоянии 10 см под прямым углом. Смотри на ладонь и медленно удаляй ее от себя до полного распрямления локтя, так же медленно вернись в исходное положение (4 раза)

 Поставь ладонь перед глазами на расстоянии 15-20 см, делай ею крестообразные движения, следи за движениями глазами (4 раза)

 Поставь ладонь перед глазами на R 20-25 см, делай ее круговые спиралевидные движения туда и обратно по 4 раза. Следи за движениями глазами.

 Найди глазами точку на R не менее 10 метров (например: ветка за окном), повтори упражнения 2.1 - 2.3 на этом расстоянии, выполняй движения глазами в радиусе 2-х метров.

3. Работа с офтальмотренажерами

 Наиболее сложными, но и наиболее полезными для тебя будут «материковые» офтальмотренажеры. Возьми глобус, обведи глазами выбранный материал в обе стороны по 2-3 раза. Мысленно перенеси этот контур вдаль (не менее, чем на 20 метров) и начерти его глазами, точно повторяя его очертания 2-3 раза в обе стороны. Повтори это на других материках, островах. Скоро ты станешь великим знатоком географии!

  • Для начала освой самые простые тренажеры. Их ты можешь начертить на стене, плакате, доске. Медленно следуй глазами по направлению стрелки 3-4 раза и обратно 3-4 раза.




Поморгать, "поднять" глаза вверх, опустить вниз.




То же, но слева направо.





По диагонали.



По прямоугольнику и обратно.



Полукруг.




Восьмерка и обратно




Песочные часы и обратно.





Круглые часы и обратно




Закрутить спираль




Раскрутить спираль




Намотать на трубу и обратно





Змея




Глобус: раскрутить глаза в одну сторону, затем в другую.

«Свести» и «развести» глаза.





4. Пальминг (успокоение глаз)

  • Сидя, потереть руки, сделать домик, надеть на нос, вспомнить о чем-то хорошем, приятном.

  • Представить, увидеть все черное: поле, дом, двери, окна, стены, пол.

  • Опять вспомнить о чем-то приятном, светлом и радостном. Увидеть красивую яркую поляну, ясное небо.

  • Выход из пальминга

  • Выпрямиться, закрыть глаза, зажмурить глаза, ослабить несколько раз, убрать руки, пошевелить головой, расписаться носом, открыть глаза.

  • Упражнение "бабочка" - частое моргание.


Дыхательные упражнения:

Дыхание - это простая автоматическая функция, однако, именно она является одной из основ жизни человека. В течение некоторого времени человек может обходиться без пищи, сна, воды, но без дыхания невозможно обойтись даже короткий промежуток времени. Хотя дыхание - простая и естественная функция, нужно учиться правильно, дышать и питать кислородом каждую клеточку своего организма.
1. Нормальное дыхание

Сядьте удобно на колени, или скрестив ноги, или на стул с прямой спинкой. Выпрямите позвоночник, сидя как, можно выше и прямее. Расслабьте плечи и грудь. Положите ладонь одной руки на низ живота, чтобы вам легче было чувствовать, что происходит при выполнении упражнения. Когда привыкнете к такому способу дыхания, вам не нужно будет класть руку на живот.

Сделайте легкий вдох через нос, позволяя животу наполняться и увеличиваться по мере дыхания. Выдыхайте через нос или рот, расслабляя живот. В течение этого упражнения ваша грудная клетка должна быть совершенно неподвижной. Такое дыхание похоже на надувание воздушного шара - когда вы вдыхаете через нос, надувается ваш живот. Когда вы выдыхаете через нос или рот, ваш живот опадает. Несмотря на кажущуюся простоту, это упражнение чрезвычайно важно для начала практики дыхательных упражнений, так что выполняйте это упражнение постоянно. Примерно в течение двух минут практикуйте легкое, свободное дыхание, надувая живот при вдохе и сдувая его при легком выдохе через нос или рот.

Таким способом расслабленного дыхания вы должны пользоваться в течение всего дня. Возможно, упражняясь, вы обнаружите, что раньше дышали по-другому - втягивая живот при вдохе. Это заурядное явление, и вам может показаться странной необходимость менять привычный стиль дыхания. Но все же постарайтесь. Хотя для того, чтобы поменять стиль дыхания, может понадобиться время и концентрация. Знайте, что преимущества нормального дыхания с наполнением живота огромны.

Пожалуйста, помните о необходимости дыхания через нос, когда это возможно. Дыхание через рот обходит стороной механизмы регуляции дыхания и может привести к головокружению, нервозности и другим физическим и эмоциональным проблемам. Обязательно всегда вдыхайте носом. А выдыхать можете либо носом, либо ртом.

2. Длительное, глубокое дыхание.

Оно похоже на нормальное дыхание, с тем исключением, что оно глубже. Для практики такого дыхания сядьте удобно и положите ладонь одной руки на живот, а другой - на грудь. Руки нужно класть для контроля упражнения в периоде обучения, в дальнейшем в этом не будет необходимости. Вдыхайте воздух через нос, наполняя живот, как при нормальном дыхании, но в данном случае продолжайте вдох до тех пор, пока не заполнятся ваши легкие, а грудная клетка не расширится. Затем мягко выдохните через нос или рот.

Важно тренироваться дышать таким образом, пока вы не научитесь выполнять это упражнение правильно и легко. Длительное, глубокое дыхание во многом похоже на то, как наполняется водой стакан - вы наливаете воду сверху вниз, а стакан наполняется снизу вверх. Так же и с дыханием - воздух приходит из верхней части тела, начиная сначала заполнять низ живота, и поднимается вверх, заполняя грудь. Делайте это упражнение в течение нескольких минут каждый день, пока не научитесь выполнять его с легкостью и механически.

Каждый раз, когда нужно снять напряжение (только не после плотного обеда), сядьте удобнее и дышите глубоко и медленно, позволяя воздуху наполнить нижние отделы вашего туловища и затем выпускайте его легко и ровно. Это упражнение буквально смывает напряжение и оставляет вас с ощущением покоя, мира и расслабленности.

3. Промежуточное дыхание.

Станьте прямо, ноги вместе, руки на бедрах. Сделайте глубокий, долгий вдох через нос. Выдыхайте через рот, округлив губы в форме буквы «О»
Упражнения для развития дыхания с элементами фонетической ритмики.

Совокупность движений тела и речевых органов помогут снять напряженность и монотонность в речи.

А). Ученики с учителем размеренно идут в круг. Говоря при этом: па-па-па…..

Б). Разбегаются из круга «спиной назад»: папапа…

В). Идти в круг размеренно: по-по-по…

Г). Быстро кружиться вокруг себя: попопо…

Д).

Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Карусель кругом, кругом! Тише, тише, не спешите. Карусель остановите. Раз, два, раз, два - Вот и кончилась игра.

Медленный темп Средний Быстрый Очень быстрый Средний Медленный



Дети стоят по кругу и говорят с движениями:

Еле-еле, еле-еле - Медленное раскачивание вправо-влево (покачивание - слово).

Завертелись - Медленные движения правой рукой («что-то закручиваю»).

Карусели-Покачивания одной и двумя руками, имитирующие движения качелей.

А потом, потом, потом - легкие взмахи рукой в среднем темпе (взмах - слово).

Все бегом, бегом, бегом! - прыжки по кругу в быстром темпе (прыжок - слово).

Все быстрей, быстрей, бегом, карусель кругом, кругом - прыжки по кругу в быстром темпе (шаг - слово).

Тише, тише, не спешите - переход на шаг, замедляя темп (шаг - слово).

Карусель - указательное движение правой рукой.

Остановите - движение «стоп»

Раз, два, раз, два - медленно переступать с ноги на ногу на каждое слово, одновременно дирижируя пальцем правой руки.

Вот - ладони подняты ко рту, давящим движением они выдвигаются вперед.

И кончилась игра - руки в стороны.

Теперь можно попросить детей составить рассказ о себе, сопровождая свой рассказ подходящими движениями. Опорные вопросы для составления рассказа:

1. Как тебя зовут?

2. В каком году и где ты родился?

3. Где ты живешь?

4. Где ты учишься?

5. Какие твои любимые школьные предметы?

6. Чем ты любишь заниматься дома?

Фонетическая ритмика - это не только здоровье. Можешь использовать фонетическую ритмику при разучивании стихов, басен и т.д. Ученики быстрее продвинутся к «пятеркам» за домашнее задание. К тому же им не надо сидеть за столом, искривляя спину и портя глаза, можно ведь при этом и активно двигаться!

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика нужна и детям, и взрослым как обычная зарядка. Выполняем упражнения каждое утро по 5 -7 минут. Перечислим причины:

 Мышцы артикуляционного аппарата «проснуться» и будут активны в течение всего учебного дня;

 Если все звуки говорить верно, но вяло, то артикуляционная гимнастика поможет убрать «кашу во рту» и говорить в темпе;

 Если кто-то до сих пор ошибаешься в произнесении каких-то звуков, то артикуляционная гимнастика сведет «на нет» все ошибки;

Социальное здоровье не менее важно, чем физическое. Легче и проще общаться с теми людьми, которые говорят, четко, внятно, выразительно.

Расческа. Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы «причесывая» его.

Часики. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.


Шарики. Описание упражнения: надуть одну щеку - сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

Футбол. 1. Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну щеку, то в другую так, чтобы под щекой надувались «мячики».


2. Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох - через нос, выдох - через рот. Следить, чтобы щеки не надувались.

Качели. Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» - опустить кончик языка за нижнее зубы, на счет «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Индюк. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: была-была-была….

Чашки. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, вытянуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счет до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.


Чистим зубки. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с силой «почистить» за нижними зубами влево - вправо под счет взрослого (7-8 раз). Затем поднять язык вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз. Описание упражнения: рот закрыт, имитировать полоскание рта.

Маляр. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком язык проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счет до восьми.


Гриб. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к небу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к небу, предложите ребенку медленно пощелкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к небу.
Пальчиковый массаж.

В пальцах человека заложена огромная сила. Если их регулярно массировать, то можно добиться прекрасных результатов и оздоровительных эффектов:

 Массаж пальцев вызывает положительные эмоции и хорошее настроенье.

 Благодаря воздействию через пальчиковый массаж на речевые центры головного мозга улучшается речь, внимание, повысится речевая активность, улучшится память.

 Массаж пальцев развивает точную координацию движений, улучшает работу легких, помогает правильному дыханию

Это не трудно, но так полезно!

Любите свои пальцы - в них ваше здоровье! Ежедневный массаж выполняйте в такой последовательности:

1. поглаживайте и растирайте ладошки вверх - вниз;

2. разминайте и растирайте каждый палец вдоль, затем поперек;

3. растирайте пальчики спиралевидными движениями;

4. надавливайте на кончики каждого пальца по очереди большим пальцем противоположной руки, с каждым разом силу надавливания увеличивайте и удерживайте по 3-5 секунд;

5. выполните одновременные надавливания всех кончиков пальцев, соединяя их друг с другом (мизинец правой руки с мизинцем левой руки и тд). Удерживайте их так по 3-5 секунд, повторив 4 - 5 раз.