Познавательные умения:
- определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение;
- определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
|
116.
| Семейное чтение. В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?»
| Урок «открытия» нового знания.
| Выразительно читать, отражая авторскую позицию. Обсуждать с друзьями поступки героев. Характеризовать героя произведения. Придумать продолжение истории.
| Выразительно читать текст художественного произведения.
| Проявлять:
- толерантность к чувствам одноклассников;
- понимание собственных достижений при освоении учебных тем.
| Познавательные умения:
- определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение;
- отношение автора и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывания, используя новые термины;
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
|
|
117.
| Г. Снегирёв «Куда улетают птицы на зиму?» Постановка вопросов к тексту.
| Урок «открытия» нового знания.
| Задавать вопросы к тексту; оценивать эти вопросы.
| Выразительно читать текст художественного произведения.
| Проявлять:
- интерес к чтению художественных произведений о взаимоотношениях человека с природой, животным миром;
- творческое отношение к созданию текста о любимом животном или питомце;
- понимание собственных достижений при освоении учебных тем.
| Познавательные умения:
- определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
|
|
118.
| Наш театр. В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Инсценирование.
| Комбинированный урок.
| Инсценировать произведение.
| Выразительно читать текст художественного произведения.
Инсценировать сказку В. Бианки «Лесной Колобок — Колючий Бок».
| Проявлять:
- толерантность к чувствам одноклассников;
- понимание собственных достижений при освоении учебных тем.
| Познавательные умения:
- определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
|
|
119.
| Шутки-минутки. В. Берестов «Заяц-барабанщик», «Коза».
| Урок «открытия» нового знания.
| Инсценировать произведение.
| Выразительно читать текст художественного произведения.
| Проявлять:
- желание принимать участие в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие»;
- понимание собственных достижений при освоении учебных тем.
| Познавательные умения:
- определять характер героя, его настроение и чувства, отношение к нему автора и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
|
|
120.
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
| Урок систематизации знаний.
| Составить рассказ на тему «Я умею разговаривать со своим любимцем без слов».
| Работать с художественным и научно-познавательным текстами.
Составлять рассказ по картине «Мальчик с собакой».
| Проявлять:
- желание принимать участие в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие»;
- творческое отношение к созданию текста о собаке;
- понимание собственных достижений при освоении учебных тем.
| Познавательные умения:
- анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации;
- использовать приобретённые знания при составлении текста (научно-познавательного, художественного) о любимом животном или питомце и для участия в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие».
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
|
|
121.
| Контрольная работа по разделу «Люблю всё живое» (40 мин).
| Урок обучающего контроля.
| Проверочная работа по теме «Люблю всё живое».
| Выразительно читать текст художественного произведения.
Работать с художественным и научно-познавательным текстами.
| Проявлять:
- толерантность к чувствам одноклассников;
- понимание собственных достижений при освоении учебной темы.
| Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывания, используя термины;
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
|
|
Жизнь дана на добрые дела (15 часов)
|
122.
| Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела. Какие дела самые важные. С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». Заголовок.
| Урок «открытия» нового знания.
| Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела.
Обсуждать с друзьями, что такое честность, сочувствие, трудолюбие, взаимопонимание. Объяснять смысл заголовка.
| Выразительно читать текст художественного произведения.
Работать с содержанием художественного текста.
| Проявлять:
- интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;
- свои чувства и отношение к герою при выразительном чтении художественных произведений.
| Познавательные умения:
- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение;
- определять жанр произведения и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в парах и группе.
|
|
123.
| Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок.
| Урок «открытия» нового знания.
| Обсуждать поступки героев произведения. Пересказывать текст подробно.
| Выразительно читать текст художественного произведения.
Читать текст по ролям осознанно, выразительно и без ошибок.
Работать с содержанием художественного текста.
| Проявлять:
- свои чувства и отношение к герою при выразительном чтении художественных произведений.
| Познавательные умения:
- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение;
- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение;
- определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;
- соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя «правило мудрости»;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины.
|
|
124.
| В. Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка.
| Урок «открытия» нового знания.
| Обсуждать поступки героев произведения. Читать диалог по ролям. Пересказывать текст подробно.
| Выразительно читать текст художественного произведения.
Читать текст осознанно, выразительно и без ошибок.
Работать с содержанием художественного текста.
Подробно пересказывать содержание рассказа.
| Проявлять:
- интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;
- свои чувства и отношение к герою при выразительном чтении художественных произведений.
| Познавательные умения:
- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение;
- определять жанр произведения и обосновывать своё мнение;
- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя «правило мудрости»;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в парах и группе.
|
|
125.
| Кого можно назвать сильным человеком? Э. Шим «Не смей!»
| Урок «открытия» нового знания.
| Объяснять смысл заголовка. Придумать свои заголовки. Обсуждать поступки героев произведения. Пересказывать текст подробно.
| Читать текст осознанно, выразительно и без ошибок.
Работать с содержанием художественного текста.
Составлять план текста.
Подробно пересказывать содержание рассказа.
| Проявлять:
- свои чувства и отношение к герою при выразительном чтении художественных произведений.
| Познавательные умения:
- сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;
- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в парах и группе.
|
|
126.
| А. Гайдар «Совесть». Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса…» Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей. В. Осеева «Три товарища».
| Урок «открытия» нового знания.
| Выделять основную мысль рассказа. Объяснять смысл заголовка. Объяснять смысл пословиц: соотносить содержание текста с пословицей.
| Выразительно читать текст художественного произведения.
Работать с содержанием художественного текста.
| Проявлять:
- свои чувства и отношение к герою при выразительном чтении художественных произведений.
| Познавательные умения:
- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение;
- сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;
- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять учебное задание, используя «правило мудрости»;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в парах и группе.
|
|
127.
| Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести».
| Урок «открытия» нового знания.
| Рассуждать о том, кого можно назвать сильным человеком; что значит поступать по совести. Выделять основную мысль рассказа.
| Составлять совет для Вани и Домовёнка и рассказ о добрых делах.
| Проявлять:
- свои чувства и отношение к герою при выразительном чтении художественных произведений;
- интерес и творческое отношение к составлению совета для Вани и Домовёнка и рассказа о добром поступке.
| Познавательные умения:
- использовать приобретённые знания для оформления совета Ване и Домовёнку и составления рассказа о добром поступке.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя «правило мудрости»;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в парах и группе.
|
|
128.
| И. Пивоварова «Сочинение».
| Урок «открытия» нового знания.
| Выразительно читать, отражая авторскую позицию. Подготовиться к подробному пересказу.
| Выразительно читать текст художественного произведения.
Работать с содержанием художественного текста.
Составлять план текста.
Подробно пересказывать содержание рассказа.
| Проявлять:
- интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников.
| Познавательные умения:
- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение;
- определять жанр произведения и обосновывать своё мнение;
- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение;
- соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в парах и группе.
|
|
129.
| Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».
| Урок рефлексии.
| Придумать рассказ на тему «Как я помогаю маме».
| Составлять план текста.
Составлять рассказ на тему «Как я помогаю маме».
| Проявлять:
- интерес и творческое отношение к составлению рассказа.
| Познавательные умения:
- использовать приобретённые знания для составления рассказа о помощи маме.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в парах и группе.
|
|
130.
| Мы идём в библиотеку. Рассказы Н. Носова.
| Урок рефлексии.
| Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Определять тему выставки книг; группировать книги по подтемам.
| Выразительно читать текст художественного произведения.
Работать с содержанием художественного текста.
| Проявлять:
- интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников.
| Познавательные умения:
- сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;
- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в парах и группе.
|
|
131.
| Самостоятельное чтение. Н. Носов «Затейники». Подбор заголовка.
| Урок «открытия» нового знания.
| Выделять основную мысль рассказа.
| Читать текст по ролям осознанно, выразительно и без ошибок.
Работать с содержанием художественного текста.
Подбирать заголовок.
| |