№ урока
| Тема урока
| Тип урока
| Основное содержание обучения
| Планируемые результаты
| Дата
|
Предметные
| Личностные
| Метапредметные
|
Вводный урок (1 час)
|
1.
| Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника.
| Урок рефлексии.
| Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника.
| Использовать в словаре новые термины и понятия.
| Проявлять интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний.
| Определять значение и смысл новых слов и понятий.
|
|
Любите книгу (9 часов)
|
2.
| Вводный урок. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга – учитель.
| Урок «открытия» нового знания.
| Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Объяснить, в чём ценность книги.
| Использовать в активном словаре новые термины и понятия.
Выразительно читать произведение.
| Проявлять:
- интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу.
| Познавательные умения:
- определять значение и смысл новых слов и понятий;
- определять значимость книги, её иллюстраций и обосновать своё мнение;
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять задание по плану.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию.
|
|
3.
| Г. Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М. Горький о книгах.
| Урок «открытия» нового знания.
| Объяснять нравственный смысл стихотворений о книгах. Объяснять смысл пословиц о книгах, высказывания М. Горького о книге.
| Использовать в активном словаре новые термины и понятия.
Выразительно читать произведение.
| Проявлять:
- интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу.
| Познавательные умения:
- составлять пословицу о книге и объяснять её смысл.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию.
|
|
4.
| Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек.
| Урок «открытия» нового знания.
| Находить информацию о возникновении книг в детских, научно-энциклопедических статьях и художественных текстах.
| Использовать в активном словаре новые термины и понятия.
Выразительно читать произведение.
Работать с художественным текстом.
| Проявлять:
- интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу;
- позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать.
| Познавательные умения:
- определять значимость книги, её иллюстраций и обосновать своё мнение.
Регулятивные умения:
- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию;
взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
|
|
5.
| Рукописные книги Древней Руси.
| Урок «открытия» нового знания.
| Определять конкретный смысл понятий: рукописная книга, иллюстрация.
| Выразительно читать произведение.
Работать с художественным текстом.
| Проявлять:
- интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу.
| Познавательные умения:
- осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять задание по плану.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию.
|
|
6.
| Н. Кончаловская. «В монастырской келье…»
| Урок «открытия» нового знания.
| Определять главную мысль стихотворения.
| Использовать в активном словаре новые термины и понятия.
Выразительно читать произведение.
Выбирать и иллюстрировать отрывок из произведения.
| Проявлять:
- интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу;
- позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать.
| Познавательные умения:
- определять значение и смысл новых слов и понятий.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
|
|
7.
| Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей.
| Урок закрепления знаний и способов действий.
| Определять название выставки книги. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу по заданным параметрам.
| Работать с художественным текстом.
Составлять рассказ о прочитанном произведении.
| Проявлять:
- позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать;
- творческое отношение к составлению рассказа о
прочитанном произведении.
| Познавательные умения:
- определять значимость книги, её иллюстраций и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- адекватно использовать речевые средства для продолжения результата работы.
Коммуникативные умения:
- взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение.
|
|
8.
| Мои любимые художники-иллюстраторы: Владимир Лебедев, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин.
| Урок «открытия» нового знания.
| Рассматривать иллюстрации известных художников к детским книгам. Соотносить иллюстрацию и содержание детской книги.
| Выбирать и иллюстрировать отрывок из произведения.
| Проявлять:
- позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать;
- творческое отношение к составлению рассказа о
прочитанном произведении.
| Познавательные умения:
- определять значимость книги, её иллюстраций и обосновать своё мнение.
Регулятивные умения:
- адекватно использовать речевые средства для продолжения результата работы.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию.
|
|
9.
| Самостоятельное чтение. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Главная мысль стихотворения.
| Урок «открытия» нового знания.
| Находить значение слова в толковом словаре. Определять главную мысль стихотворения.
| Выразительно читать произведение.
Выбирать и иллюстрировать отрывок из произведения.
| Проявлять:
- интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу.
| Познавательные умения:
- определять значение и смысл новых слов и понятий;
- осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение.
Регулятивные
умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять задание по плану.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию.
|
|
10.
| Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.
| Урок «открытия» нового знания.
| Определять нравственный смысл слова «добро». Находить значение слова в толковом словаре.
| Использовать в активном словаре новые термины и понятия.
Выразительно читать произведение.
| Проявлять:
- позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать;
- творческое отношение к составлению рассказа о прочитанном произведении.
| Познавательные умения:
- определять значение и смысл новых слов и понятий;
- составлять пословицу.
Регулятивные
умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение.
|
|
Краски осени (13 часов)
|
11.
| Вводный урок. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.
| Урок «открытия» нового знания.
| Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий «сравнение», «сборник».
| Использовать в словаре новые термины и понятия.
| Проявлять: эмоционально-ценностное отношение к красоте осенней природы.
| Познавательные умения:
- определять значение и смысл новых слов и понятий.
|
|
12.
| Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова.
| Урок «открытия» нового знания.
| Сравнивать прозаический и поэтические тексты.
| Читать выразительно текст.
Работать с художественным текстом, используя алгоритм.
| Проявлять: эмоционально-ценностное отношение к красоте осенней природы.
| Познавательные умения:
- сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать своё мнение;
- осознавать важность образных выражений, посредством которых передаются чувства, эмоции, представления автора.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
|
|
13.
| Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи.
| Урок «открытия»
нового знания.
| Сравнивать произведения живописи и литературы.
| Составлять рассказ-описание об осенней природе, используя образные выражения.
| Проявлять: эмоционально-ценностное отношение к красоте осенней природы.
| Познавательные умения:
- сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное действие по плану.
Коммуникативные умения:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
|
|
14.
| А. Майков «Осень». С. Есенин «Закружилась листва золотая…»Ф. Васильев «Болото в лесу». Эпитеты и сравнения – средства художественной выразительности.
| Урок «открытия»
нового знания.
| Находить эпитеты, сравнения. Наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт читателю свои чувства и настроение.
| Читать выразительно текст.
Иллюстрировать произведение, отрывок из текста.
Формулировать значение слов «эпитет», «сравнение».
| Осознавать важность образных выражений, посредством которых передаются чувства, эмоции, представления автора.
| Познавательные умения:
- определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
|
|
15.
| И. Токмакова «Опустел скворечник…». А. Плещеев «Осень наступила…». Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения.
| Урок «открытия»
нового знания.
| Объяснять смысл понятий «темп», «интонация».
Выбирать стихотворения для выразительного чтения.
| Читать выразительно текст.
Формулировать значение слов «повтор», «темп чтения».
| Проявлять: эмоционально-ценностное отношение к красоте осенней природы.
| Познавательные умения:
- осознавать важность образных выражений, посредством которых передаются чувства, эмоции, представления автора.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
|
|
16.
| Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.
| Комбинированный урок.
| Объяснять смысл пословиц об осени.
Находить значение слова в толковом словаре.
| Составлять прозаический текст, используя слова художественных текстов.
| Проявлять:
- интерес и творческое отношение к созданию и оформлению полезного совета.
| Познавательные умения:
- использовать разные источники информации для выполнения учебного задания.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное действие по плану;
- выполнять учебное задание, используя алгоритм.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога.
|
|
17.
| Народные приметы. Осенние загадки.
| Урок «открытия» нового знания.
| Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
| Составлять текст полезного совета.
| Проявлять:
- интерес и творческое отношение к созданию и оформлению полезного совета.
| Познавательные умения:
- использовать разные источники информации для выполнения учебного задания;
- анализировать ситуацию и определять порядок действий при подготовке к празднику.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
|
|
18.
| Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.
| Урок систематизации и обобщения знаний.
| Определять название выставки книг. Классифицировать книги по подтемам. Находить нужную книгу по заданным параметрам.
| Читать выразительно текст.
Работать с художественным текстом, используя алгоритм.
| Проявлять:
позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать.
| Познавательные умения:
- сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное действие по плану.
Коммуникативные умения:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
|
|
19.
| Самостоятельное чтение. Цвета осени. С.Маршак «Сентябрь», «Октябрь». Л.Яхнин «Осень в лесу». Н.Сладков «Сентябрь».
| Урок «открытия» нового знания.
| Наблюдать как с помощью художественных средств автор передаёт читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом текстах.
| Работать с художественным текстом, используя алгоритм.
| Проявлять
- интерес к самостоятельному общению с книгой.
| Познавательные умения:
- определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
|
|