Главная страница

№№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания урока


Скачать 1.09 Mb.
Название №№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания урока
страница 3/4
Дата 28.02.2016
Размер 1.09 Mb.
Тип Урок
1   2   3   4

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

(21 час)












41
1


И.А. Бу­нин. Рас­сказ «Кав­каз»
2


Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-

3


Слово об И.А. Бунине. Чтение статьи «Ис­торизм И.А. Бунина» (с. 65—66). Рассказ «Кавказ» - повествование о любви в различ­ных ее состояниях и различных жизненных

4


Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; особенности историзма пи­сателя; сюжет и содержание рассказа «Кав­каз»; теоретико-литературные понятия

5


Выразитель­ное чтение, анализ текста, вопросы и за­дания (с. 60), вопросы и

6


Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

(с. 66),

7






беседа



ситуациях. Своеобразие формы повество­вания (рассказ от 1-го лица). Скрытое на­пряжение, драматизм, лаконизм рассказа. Роль деталей (приметы времени), пейзажа в рассказе. Звуковые образы рассказа. Ма­стерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Комментированное чтение. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актер­ском исполнении,обсуждение


психологизм, драматизм, деталь, пейзаж. Понимать: мастерство писателя в передаче тончайших чувств, создании психологи­ческого портрета; роль деталей, пейзажа в рассказе.

Уметь: выразительно читать рассказ; строить развернутые высказывания на ос­нове прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстра­циями к нему



за­дания рубрики «Поразмыш­ляем над про­читанным» (с. 66), «Фоно-хрестоматии» (с. 14)


со­общение о жизни и творчестве А.И. Купри­на, чтение рассказа «Куст сире­ни», задание 4 (с. 68)


42



А.И. Куп­рин. Рас­сказ «Куст сире-ни»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-бесела


Слово об А.И. Куприне (сообщения уча­щихся). Чтение вступительной статьи о пи­сателе (с. 67—68).

Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согла­сия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Сравнительная характери­стика героев. Составление композиционно­го плана рассказа. Сопоставление произведения с рассказом О. Генри «Дары волх­вов». Понятие о сюжете и фабуле.

Коммен­тированное чтение.

Иллюстрации к рас­сказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение


Знать: сведения о жизни и творчестве А.И. Куприна; особенности прозы пи­сателя (психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета); сюжет и содержание рассказа «Куст сирени»; теоретико-литературные понятия фабула, сюжет, психологизм, де­таль, пейзаж.

Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль деталей, пейзажа в рассказе.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную харак­теристику героев; сопоставлять литератур­ные произведения друг с другом; составлять композиционный план рассказа; сопостав­лять рассказ с иллюстрациями к нему



Сообщения, составление плана, анализ текста,

во­просы и зада­ния

1-3

(с. 68),

1-4

(с. 75),

1-7

(«Фоно-хресто-матия»,

с. 15)


Вопросы и задания рубрики «Разви-вайте дар слова»

(с. 75)


43
1


Диспут «О сча-стье, о люб-ви»

2


Урок раз­вития речи


3


Обсуждение проблемного вопроса «Что значит быть счастливым?» (на материале произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И.

4


Знать: содержание и героев произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Понимать: нравственную проблематику

5


Вопросы и за­дания рубрики «Развивайте дар слова»

(с. 75)
6


Подго-товка к сочине-нию (подбор ма­териалов)

7








Куприна)



произведений; отношение авторов к геро­ям и их поступкам.

Уметь: строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного; аргументи­ровать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнитель­ную характеристику героев; сопоставлять литератур-ные произведения друг с другом







44


Под-готов­ка к со­чине-нию по произ­веде-ниям Н.С. Лес­кова, Л.Н. Тол­стого, А.П. Че­хова, И.А. Бу­нина, А.И. Куп­рина


Урок раз­вития речи


Обсуждение тем сочинения:

1. Проявление историзма в рассказах
Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова,
И.А. Бунина, А.И. Куприна.

2. Прием противопо-ставления в рассказах
Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова,
И.А. Бунина, А.И. Куприна (на примере 2-3
произведений).

3. Роль пейзажа в рассказах Н.С. Лескова,
Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина,
А.И. Куприна (на примере 2—3 произведе­ний).

4. Герои рассказов Н.С. Лескова, Л.Н.

Тол­стого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куп­
рина и их представления о счастье.
Составление плана, подбор материалов



Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразитель­но-выразительных средств в произведе­ниях.

Уметь: анализировать литературные про­изведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения


Обсуждение тем сочинения, составление плана, устные сочинения по плану


Чтение вступи-тель­ной статьи Л.В. Че-репнина об А.А. Блоке

(с. 76-77), статьи Д.С. Лиха­чева «Мир на Кулико­вом поле» (с. 77-80), сообщение о жизни и творчестве А.А. Блока


45


1


Исто-риче­ская тема в твор-че­стве А.А. Блока. «На поле Кули-ко­вом»

2


Урок изуче­ния

нового

мате­риала, урок-беседа

3


Слово об А.А. Блоке (сообщения учащихся). Тема двух России в творчестве А.А. Блока. История как повод для размышлений о на­стоящем и будущем России.

Оценка цикла «На поле Куликовом» Д.С. Лихачевым.

Влияние древнерусской и фольклорной поэтики в цикле.

Народность произведения А.А. Блока.

Темы и мотивы цикла.
4


Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Блока; содержание цикла «На поле Куликовом»; теоретико-литературные по­нятия цикл, историзм, народность; особенности историзма А.А. Блока. Понимать: символическое значение обра­зов; патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать стихотворе­ния и сопоставлять их с другими произве­дениями на ту же тему; определять следы

5


Сообщения, вопросы и за­дания 1—2 (с. 77), 1-2(с. 80), 1-4 (с. 86-87)


6


Вопросы 5—7 (с. 87), зада­ние рубрики «Развивайте дар слова» (с. 87)

7








Понятие о цикле произведений. Комментированное чтение цикла



влияния древнерусской и фольклорной поэтики в цикле








46


А.А. Блок. Стихо­творе-ние «Рос-сия»


Урок-прак­тикум


Анализ стихотворения «Россия». Образ России. Историческая тема в стихотворе­нии, его современное звучание и смысл. Философская глубина образов А.А. Блока. Переосмысление образа гоголевской Руси-тройки. Образ дороги. Некрасовские моти­вы в стихотворении. Лирический образ Рос­сии-жены. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетво-рения, эпите­ты, сравнения, звукопись), их роль в стихо­творении. Прослушивание стихо-творения в актерском исполнении, обсуждение



Знать: содержание цикла «На поле Кули­ковом», стихотворения «Россия». Понимать: современное звучание и смысл стихотворения «Россия»; философскую глубину произведения.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ние, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль


Выразитель­ное чтение, анализ текста, вопросы

5—7

(с. 87),

1-3

(«Фоно-хресто-матия»,

с. 15)


Чтение вступи-тель­ной статьи о С.А. Есени­не (с. 88-89), сообщение о жизни и творчестве поэта


47


С.А. Есе­нин. Поэма «Пуга-чев» (отры-вки)


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово о С.А. Есенине (сообщения учащих­ся). Россия - главная тема есенинской поэ­зии. Особенности историзма С.А. Есенина.

«Пугачев» - поэма на историческую тему. История создания поэмы. Желание поэта осмыслить путь крестьянства в революции. Характер Пугачева.

Современность и исто­рическое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина. Представление о драматиче­ской поэме. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетво-рения, эпите­ты, сравнения, повторы), их роль в поэме. Прослушивание фрагмента поэмы в актер­ском исполнении, обсуждение



Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжет и содержание поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное поня­тие драматическая поэма.

Понимать: эмоциональность, драматиче­скую напряженность поэмы. Уметь: выразительно читать поэму, опре­делять ее тему и идею; находить в поэтиче­ском тексте изобразительно-выразитель­ные средства и определять их роль


Сообщения, выразитель-ное чтение, анализ текста,

во­просы и зада­ния

3-4

(с. 95),

1-3

(«Фоно-хресто-матия»,

с. 16)


Задание руб­рики «Раз­вивайте дар слова» (с. 95)


48

1


Образ Пуга-чева в фольк­лоре, в произ­веде-ниях А.С.
2


Урок раз­вития речи

3


Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях (фольклорные произведения, произведения А.С. Пушкина, С.А. Есенина). Подготовка к сочинению

4


Знать: сюжеты и содержание народного предания о Пугачеве, романа А.С. Пушки­на «Капитанская дочка», поэмы С.А. Есе­нина «Пугачев».

Понимать: эволюцию образа Пугачева в русской литературе.

5


Анализ текста, вопросы

1—2

(с. 95)
6


Сочине­ние, чтение рассказа И.С. Шме­лева «Как я стал писа­телем»

7



Пуш­кина, С.А. Есе-

нина





Уметь: сопоставлять литературные произ­ведения друг с другом






49


И.С. Шме­лев. Рас­сказ «Как я стал пи­сате-лем»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово об И.С. Шмелеве. Чтение вступи­тельной статьи о писателе О. Михайлова (с. 96—97). «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству.

Сопоставление худо­жественного произведения с документаль­но-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

Роль детских впечатлений и гимназических преподавателей в судьбе писателя.

Чувство свободы творчества в рас­сказе. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение


Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Шмелева; сюжет и содержание рас­сказа «Как я стал писателем».

Понимать: отношение автора к изобра­жаемому.

Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими произведения­ми литера-туры (А.П. Платонов «Никита»); определять жанр произведения (сравне­ние рассказа с жанрами воспоминаний, дневников); характери-зовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения



Вопросы

1

(с. 97),

1-5

(с. 105-106, рубрика «По­размышляем над прочи­танным»),

1

(с. 106, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—6

(«Фоно-хрестоматия», с. 17)


Вопросы и задания

2-4

(с. 106, рубрика «Раз­вивайте дар слова»),

1—3

(с. 107), чте­ние рассказа М.А. Осорги­на «Пенсне»


50


М.А. Осор-гин. Рас-сказ «Пен-сне»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово о М.А. Осоргине. Чтение вступи­тельной статьи О.Ю. Авдеевой о писателе (с. 108—109). Сочетание фантастики и реаль­ности в рассказе «Пенсне».

Мелочи быта и их психологическое содержа-ние. Жизнь вещей в рассказе, роль олицетворения.

Особенно­сти языка М.А. Осоргина. Юмор в произве­дении. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение


Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Осоргина; сюжет и содержание рас­сказа «Пенсне»; теоретико-литературные понятия олицетворение, метафора; спосо­бы создания комического.

Понимать: особенности авторской иро­нии; соотношение реальности и фанта­стики в рассказе; юмористический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать, пересказы­вать и анализировать произведение; нахо­дить в тексте изобразительно-выразитель­ные средства и определять их роль



Вопросы и за­дания

(с. 109, 114), вопросы и задания «Фо-нохрестома-тии»

(с. 16)


Чтение раздела «Писате-ли улыба-ются» («Жур-нал "Сати­рикон"», «Всеоб-щая исто-рия...») (с. 114-125)


51

1


Жур-нал «Сати­ри-кон». Тэффи, О. Ды-мов, А.Т. Авер­ченко.
2


Урок вне­класс­ного чте­ния


3


Журнал «Сатирикон» и его авторы. Продол­жение традиций русской сатиры - Н.В. Го­голя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Че­хова, А.И. Куприна. «Всеобщая история...». Сатирическое изображе-ние исторических событий.

Приемы и способы
4


Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей ис­тории...»; способы создания комического.

Понимать: смысл иронического повест­вования, его актуальность; особенности авторской иронии; юмористический
5


Выразитель­ное чтение, анализ текста, вопросы и

за­дания

1

(с. 119),

1

(с. 121),

6


Задания

2

(с. 119),

2

(с. 121), 1-2

(с. 125, рубрика «Разви-вайте дар слова»),
7





«Все-общая исто-рия, обра-ботан­ная "Сати­рико-ном"» (от-рывки)






создания сати­рического повествования (несоот-ветствие, пародирование, сочетание слов «высокого» и «низкого» стиля, гиперболизация штам­пов, неожиданные сравнения и т. д.).

Смысл иронического повествования о прошлом. Словарная работа. Иллюстрации ко «Всеоб­щей истории...». Прослушивание фрагмента произведения в актерском исполнении, об­суждение



и са­тирический пафос произведения; роль лексических несоответ-ствий.

Уметь: воспринимать юмористическое произве-дение; выразительно читать и пересказывать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять литера­турное произведение с иллюстрациями к нему



1-5

(с. 125),

1-5 («Фонохре-стоматия»,

с. 17-18)


чтение рас­сказов Тэф­фи «Жизнь и воротник» и М.М. Зо­щенко «Ис­тория болез­ни»


52


Тэф-фи «Жизнь и ворот­ник». М.М. Зо­щенко «Ис-тория бо-лез-ни»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово о Тэффи. Популярность писатель­ницы. Рассказ «Жизнь и воротник».

Сатира и юмор в произведении. Ситуация, дове­денная до абсурда. Роль олицетворения в рассказе.

Прослушивание фраг-мента рас­сказа в актерском исполнении, обсуждение.

Слово о М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказе. Способы создания комического. Высмеивание без­душного, хамского отношения к людям.

Прослушивание фрагмента рассказа в актер­ском исполнении, обсуждение



Знать: сведения о жизни и творчестве Тэффи и М.М. Зощенко; сюжеты и со­держание рассказов «Жизнь и воротник», «История болезни».

Понимать: особенности авторской иро­нии; отношение авторов к изображаемо­му; сатири-ческий пафос произведений.

Уметь: воспринимать юмористическое произве-дение; выразительно читать и ана­лизировать текст, определять его тему и идею


Выразитель­ное чтение, анализ

тек­ста, вопросы и задания

1—3

(с. 130),

1-3

(с. 135),

1-7

(«Фоно-хресто-матия,

с. 17),

1-6

(«Фоно-хресто-матия»,

с. 18-19)


Вопросы и задания

1-2

(с. 130, рубрика «Раз­вивайте дар слова»), 4—5

(с. 135), чте­ние поэмы А.Т. Твардов­ского «Васи­лий Теркин»


53


1


А.Т. Твар­довс-кий. Поэма «Ва-силий Тер-кин»

2


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа

3


Слово об А.Т. Твардовском. Чтение всту­пительной статьи о поэте А.Л. Гришунина (с. 136—137).

История создания поэмы «Ва­силий Теркин».

Роль поэмы в годы Великой Отечественной войны. Жизнь народа на кру­тых переломах и поворотах истории в произ­ведениях поэта.

Основные темы поэмы. Тема служения Родине. Герои поэмы.

4


Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т.

Твардовского; историю создания и содержание поэмы «Василий Теркин»; сведения по истории Великой Отечествен­ной войны; оценку поэмы современника­ми, критиками.

Понимать: роль поэмы в годы Великой Отечественной войны; патриотический пафос произведения.


5


Выразитель­ное чтение, вопросы и за­дания

1—3

(с. 137-138), 1-3, 12

(с. 161-162)

6


Вопросы и задания

4-9, 13

(с. 162),

3

(с. 163, руб­рика «Совер­шенствуй-те свою речь»)


7









Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной вой­ны. Восприятие поэмы читателями-фрон­товиками. Оценка поэмы в литературной критике. Комментированное чтение



Уметь: выразительно читать поэму, опре­делять ее тему и идею








54



Образ рус-ского солда-та в поэме А.Т. Твар­довс-кого «Ва-силий Тер-кин»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.

Чер­ты Теркина: жизнерадостность, душев-ность, остроумие, веселость, простота, сметливость, мудрость, выдержка, терпение, здравый смысл, жизнестойкость, смелость, чувство воинского долга, ответственность, скром­ность, искренний патриотизм. «Обыкновен­ность» героя. Обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны.

Картины жизни воюющего народа.

Правда о войне в поэме. Военные будни



Знать: содержание поэмы; понятия но­ваторство, обобщенный образ; традиции русской литературы в создании образов защитников Родины.

Понимать: в чем новаторство образа Ва­силия Теркина; отношение к герою автора и простых солдат-фронтовиков; пафос объединения народа в стремлении спасти свою Родину; мужество поэта, говоривше­го в поэме правду о войне.

Уметь: выразительно читать поэму; харак­теризовать героя и его поступки; просле­живать развитие характера героя


Выразитель­ное чтение, вопросы и

за­дания

4—7, 11, 13

(с. 162),

3

(с. 163, рубрика «Совершен­ствуйте свою речь»)


Вопросы и задания

8-9

(с. 162),

4

(с. 163, руб­рика «Совер­шенствуй-те свою речь»)


55

1


Худо-жест­вен-ные осо-бенно­сти поэмы А.Т. Твар-ловс-кого

«Васи-лий Тер-кин»

2


Урок-прак­тикум

3


«Свободный» сюжет, композиция поэмы.

Образ автора и его значение.

Представление об авторских отступлениях как элементе композиции. Особенности языка поэмы. Развитие понятия о связи фольклора и лите­ратуры. Народность поэмы.

Юмор в произведении. Роль изобразительно-вы­разительных средств в поэме.

Иллюстрации к произведению.

Сообщение о памятнике А.Т. Твардовскому и Василию Теркину в Смоленске (рубрика «Литературные ме­ста России», с. 386—387). Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение

4


Знать: содержание поэмы; теоретико-

ли­тературные понятия жанр, сюжет, компо­зиция, авторские отступления, народность; особенности языка поэмы.

Понимать: связь поэмы с фольклором; отношение автора к герою; патриотический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать поэму; нахо­дить в поэтическом тексте изобразитель­но-выразительные средства и определять их роль; находить юмористические сред­ства создания образа; сопоставлять поэму с иллюстрациями к ней

5


Вопросы и за­дания

10, 14, 15

(с. 162-163), 1-4

(с. 163, рубрика «Со­вершенствуй-те свою речь»),

1-4

(«Фоно-хрестоматия», с. 19)

6


Сообще-ние о жизни и творчест-ве А.П. Плато­нова, чтение рассказа «Возвра-ще­ние»


7


56



А.П. Пла­тонов. Рас-сказ «Воз-вра­ще-ние»


Урок

изуче­ния

но­вого

мате­риала, урок-беседа


Слово об А.П. Платонове (сообщения уча­щихся). Чтение вступительной статьи о пи­сателе В.А. Свительского (с. 164—165).

Рас­сказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вер­нувшихся с войны. Изображение негромко­го героизма тружеников тыла.

Нравственная проблематика рассказа. Своеобразие языка писателя.

Художественные средства созда­ния образов.

Роль деталей в рассказе. Сло­варная работа. Иллюстрации к рассказу


Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рас­сказа «Возвращение». Понимать: отношение автора к героям; нравственную пробле-матику и гуманисти­ческий пафос произведения; роль деталей в рассказе.

Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими литератур­ными произведениями; характе-ризовать героев и их поступки; прослеживать развитие характеров героев; строить раз­вернутые высказывания на основе прочи­танного; находить в тексте изобразитель­но-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстра­циями к нему


Сообщения, выразитель­ное чтение, элементы анализа

тек­ста, вопросы и задания

1-4

(с. 165),

1-5

(с. 189, рубрика «По­размышляем над прочитан­ным»),

1,3—4

(с. 189-190, рубрика «Со­вершенст-вуйте свою речь»)


Задания

2, 5

(с. 189-190, рубрика «Совер-шен­ствуйте свою речь»)


57

1


Стихи и песни о Вели-кой Оте-чест­венной войне

2


Урок-кон­церт

3


Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину.

Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...». Л.И. Ошанин «Дороги». А.И. Фатьянов «Соловьи» и др. Призывно-воодушевляю-щий характер песен. Выраже­ние в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Чтение статьи «Фронтовая судьба "Катюши"» (с. 198—200).

Прослушивание песен (по вы­бору) в актерском исполнении, обсуждение

4


Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; истории создания, фронтовые судьбы и тексты песен о Великой Отечест­венной войне.

Понимать: лирический пафос песен-

сти­хотворений о Великой Отечественной войне; чувства, настроения, интонации, их смену в произведениях; высокий, пат­риотический пафос песен-стихотворений; роль поэзии и искусства вообще в военное время.

Уметь: выразительно читать и исполнять песни о Великой Отечественной войне; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических текстах изобрази­тельно-выразительные средства и опреде­лять их роль

5


Выразитель­ное чтение и исполнение песен,

вопросы и задания

1-3

(с. 201), вопросы и

за­дания «Фоно-хрестоматии» (с. 19-24)

6


Задание

4

(с. 201), чте­ние рассказа В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет»


7


58


В.П. Ас­тафьев. Рас-сказ «Фото­гра-фия, на кото-рой меня нет»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово о В.П. Астафьеве. Чтение вступитель­ной статьи о писателе (с. 202—203).

Авто­биографический характер рассказа «Фото­графия, на которой меня нет».

Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Образ бабушки. Образы учителей.

Развитие пред­ставлений о герое-повествователе. Словар­ная работа. Иллюстрации к рассказу


Знать: сведения о жизни и творчестве В.П. Астафьева; сюжет и содержание рас­сказа «Фотография, на которой меня нет»; теоретико-литературные понятия авто­биографическое произведение, цикл, герой-повествователь.

Понимать: смысл названия рассказа; пози­цию автора; гуманистический пафос произ­ведения; уважение автора к истории народа.

Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выра­зительные средства и определять их роль; объяснять значение диалектных и просто­речных слов



Аналитиче­ский пересказ, элементы анализа

тек­ста, вопросы и задания

1—4

(с. 203),

1-4

(с. 220)


Задание рубрики «Развивай-те дар слова»

(с. 220), вырази-тельное чтение

на­изусть одного из стихотво­рений поэтов XX века о

Ро­дине, родной природе и о себе


59


Рус-ские поэты XX века о Роди-не, род-ной при-роде и о себе


Урок-прак­тикум


Слово о поэтах XX века. Роль эпитетов в стихотворении И.Ф. Анненского «Снег». Чувство светлой печали в стихотворении Д.С. Мережковского «Родное». Философские размышле-ния в стихотворении «Не надо звуков». Одухотворенность природы в стихо­творении Н.А. Заболоцкого «Вечер на Оке». Восхищение вечным обновлением жизни в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок...». Ностальгия по прошлому в сти­хотворении Н.М. Рубцова «По вечерам». Параллель между жизнью человека и жизнью страны в стихотворении «Встреча». Единение с Родиной в стихотворении «Привет, Рос­сия...».

Прослушивание стихотворений в ак­терском исполнении, обсуждение



Знать: содержание стихотворений поэ­тов XX века о Родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать: лирический, патриотический пафос стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; находить общее и индиви­дуальное в восприятии природы русскими поэтами; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения лите­ратуры, живописи и музыки


Выразитель-ное чтение на­изусть, элемен­ты анализа

тек­ста, вопросы и задания

1-3

(с. 222),

1-6

(с. 224-225), 1-2

(с. 226), вопросы и

за­дания «Фоно-хрестоматии» (с. 24-28)


Чтение раз­дела «Мне трудно без России» (с. 227-229), сообще-ние о жизни и творчестве поэтов рус­ского зарубе­жья


60

1


Поэты рус-ского зару-бежья о Роди-не

2


Урок вне­класс­ного чте­ния


3


Слово о поэтах русского зарубежья (сооб­щения учащихся).

Чтение фрагмента статьи В.И. Коровина «Поэты русского зарубежья о Родине» (с. 227). Н.А. Оцуп «Мне трудно без

4


Знать: сведения об изгнаннической судь­бе и творчестве поэтов русского зарубе­жья.

Понимать: ностальгический пафос стихо­творений.
5


Сообщения, выразитель­ное чтение, элементы ана­лиза текста,

во­просы
6


Чтение ста­тьи В.И. Ко­ровина, «Литера-тура и история»
7










России...» (отрывок). Вера в будущее России в стихотворении З.Н. Гиппиус «Знайте!». Утверждение невозмож-ности жизни без Родины в стихотворении «Так и есть». Картины ностальгических воспоми­наний в стихотворении Дон-Аминадо «Ба­бье лето». Неотступность мыслей о неспра­ведливости изгнания в стихотворении И.А. Бунина «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение



Уметь: выразительно читать стихотво­рения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять стихотворения раз­ных авторов на одну тему


1—2, 4—7

(с. 229-230), вопросы и за­дания «Фоно-хрестома-тии»

(с. 28-30)


(с. 231-234), подготов-ка к семинару


61


Лите-ратура и исто-рия


Урок-семи­нар


Значение понятия историзм в широком и

уз­ком смысле. Романтический и реалистиче­ский историзм. Развитие понятия историзма и принципа художественного историзма


Знать: содержание произведений на исто­рическую тему; понятие историзм.

Понимать: важность соблюдения прин­ципа художественного историзма.

Уметь: анализировать литературные про­изведения на исторические темы; давать сравнительную характе-ристику героев; сопоставлять литератур-ные произведения с произведениями других видов искусства



Вопросы и за­дания

(с. 234)


Сообще-ние о жизни и творчестве У. Шекспира, чтение траге­дии «Ромео и Джульетт-та»







1   2   3   4