ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
(21 час)
|
|
|
|
41 1
|
И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ» 2
|
Урок изучения нового материала, урок-
3
|
Слово об И.А. Бунине. Чтение статьи «Историзм И.А. Бунина» (с. 65—66). Рассказ «Кавказ» - повествование о любви в различных ее состояниях и различных жизненных
4
|
Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; особенности историзма писателя; сюжет и содержание рассказа «Кавказ»; теоретико-литературные понятия
5
|
Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 60), вопросы и
6
|
Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»
(с. 66),
7
|
|
|
беседа
|
ситуациях. Своеобразие формы повествования (рассказ от 1-го лица). Скрытое напряжение, драматизм, лаконизм рассказа. Роль деталей (приметы времени), пейзажа в рассказе. Звуковые образы рассказа. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Комментированное чтение. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении,обсуждение
|
психологизм, драматизм, деталь, пейзаж. Понимать: мастерство писателя в передаче тончайших чувств, создании психологического портрета; роль деталей, пейзажа в рассказе.
Уметь: выразительно читать рассказ; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему
|
задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с. 66), «Фоно-хрестоматии» (с. 14)
|
сообщение о жизни и творчестве А.И. Куприна, чтение рассказа «Куст сирени», задание 4 (с. 68)
|
42
|
А.И. Куприн. Рассказ «Куст сире-ни»
|
Урок изучения
нового материала, урок-бесела
|
Слово об А.И. Куприне (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе (с. 67—68).
Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Сравнительная характеристика героев. Составление композиционного плана рассказа. Сопоставление произведения с рассказом О. Генри «Дары волхвов». Понятие о сюжете и фабуле.
Комментированное чтение.
Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.И. Куприна; особенности прозы писателя (психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета); сюжет и содержание рассказа «Куст сирени»; теоретико-литературные понятия фабула, сюжет, психологизм, деталь, пейзаж.
Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль деталей, пейзажа в рассказе.
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения друг с другом; составлять композиционный план рассказа; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему
|
Сообщения, составление плана, анализ текста,
вопросы и задания
1-3
(с. 68),
1-4
(с. 75),
1-7
(«Фоно-хресто-матия»,
с. 15)
|
Вопросы и задания рубрики «Разви-вайте дар слова»
(с. 75)
|
43 1
|
Диспут «О сча-стье, о люб-ви»
2
|
Урок развития речи
3
|
Обсуждение проблемного вопроса «Что значит быть счастливым?» (на материале произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И.
4
|
Знать: содержание и героев произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.
Понимать: нравственную проблематику
5
|
Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»
(с. 75) 6
|
Подго-товка к сочине-нию (подбор материалов)
7
|
|
|
|
Куприна)
|
произведений; отношение авторов к героям и их поступкам.
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литератур-ные произведения друг с другом
|
|
|
44
|
Под-готовка к сочине-нию по произведе-ниям Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна
|
Урок развития речи
|
Обсуждение тем сочинения:
1. Проявление историзма в рассказах Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.
2. Прием противопо-ставления в рассказах Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна (на примере 2-3 произведений).
3. Роль пейзажа в рассказах Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна (на примере 2—3 произведений).
4. Герои рассказов Н.С. Лескова, Л.Н.
Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куп рина и их представления о счастье. Составление плана, подбор материалов
|
Знать: содержание и героев прочитанных произведений.
Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях.
Уметь: анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения
|
Обсуждение тем сочинения, составление плана, устные сочинения по плану
|
Чтение вступи-тельной статьи Л.В. Че-репнина об А.А. Блоке
(с. 76-77), статьи Д.С. Лихачева «Мир на Куликовом поле» (с. 77-80), сообщение о жизни и творчестве А.А. Блока
|
45
1
|
Исто-рическая тема в твор-честве А.А. Блока. «На поле Кули-ковом»
2
|
Урок изучения
нового
материала, урок-беседа
3
|
Слово об А.А. Блоке (сообщения учащихся). Тема двух России в творчестве А.А. Блока. История как повод для размышлений о настоящем и будущем России.
Оценка цикла «На поле Куликовом» Д.С. Лихачевым.
Влияние древнерусской и фольклорной поэтики в цикле.
Народность произведения А.А. Блока.
Темы и мотивы цикла. 4
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Блока; содержание цикла «На поле Куликовом»; теоретико-литературные понятия цикл, историзм, народность; особенности историзма А.А. Блока. Понимать: символическое значение образов; патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать стихотворения и сопоставлять их с другими произведениями на ту же тему; определять следы
5
|
Сообщения, вопросы и задания 1—2 (с. 77), 1-2(с. 80), 1-4 (с. 86-87)
6
|
Вопросы 5—7 (с. 87), задание рубрики «Развивайте дар слова» (с. 87)
7
|
|
|
|
Понятие о цикле произведений. Комментированное чтение цикла
|
влияния древнерусской и фольклорной поэтики в цикле
|
|
|
46
|
А.А. Блок. Стихотворе-ние «Рос-сия»
|
Урок-практикум
|
Анализ стихотворения «Россия». Образ России. Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Философская глубина образов А.А. Блока. Переосмысление образа гоголевской Руси-тройки. Образ дороги. Некрасовские мотивы в стихотворении. Лирический образ России-жены. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетво-рения, эпитеты, сравнения, звукопись), их роль в стихотворении. Прослушивание стихо-творения в актерском исполнении, обсуждение
|
Знать: содержание цикла «На поле Куликовом», стихотворения «Россия». Понимать: современное звучание и смысл стихотворения «Россия»; философскую глубину произведения.
Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Выразительное чтение, анализ текста, вопросы
5—7
(с. 87),
1-3
(«Фоно-хресто-матия»,
с. 15)
|
Чтение вступи-тельной статьи о С.А. Есенине (с. 88-89), сообщение о жизни и творчестве поэта
|
47
|
С.А. Есенин. Поэма «Пуга-чев» (отры-вки)
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово о С.А. Есенине (сообщения учащихся). Россия - главная тема есенинской поэзии. Особенности историзма С.А. Есенина.
«Пугачев» - поэма на историческую тему. История создания поэмы. Желание поэта осмыслить путь крестьянства в революции. Характер Пугачева.
Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина. Представление о драматической поэме. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетво-рения, эпитеты, сравнения, повторы), их роль в поэме. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение
|
Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжет и содержание поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное понятие драматическая поэма.
Понимать: эмоциональность, драматическую напряженность поэмы. Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Сообщения, выразитель-ное чтение, анализ текста,
вопросы и задания
3-4
(с. 95),
1-3
(«Фоно-хресто-матия»,
с. 16)
|
Задание рубрики «Развивайте дар слова» (с. 95)
|
48
1
|
Образ Пуга-чева в фольклоре, в произведе-ниях А.С. 2
|
Урок развития речи
3
|
Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях (фольклорные произведения, произведения А.С. Пушкина, С.А. Есенина). Подготовка к сочинению
4
|
Знать: сюжеты и содержание народного предания о Пугачеве, романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поэмы С.А. Есенина «Пугачев».
Понимать: эволюцию образа Пугачева в русской литературе.
5
|
Анализ текста, вопросы
1—2
(с. 95) 6
|
Сочинение, чтение рассказа И.С. Шмелева «Как я стал писателем»
7
|
|
Пушкина, С.А. Есе-
нина
|
|
|
Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом
|
|
|
49
|
И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писате-лем»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово об И.С. Шмелеве. Чтение вступительной статьи о писателе О. Михайлова (с. 96—97). «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству.
Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Роль детских впечатлений и гимназических преподавателей в судьбе писателя.
Чувство свободы творчества в рассказе. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение
|
Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Шмелева; сюжет и содержание рассказа «Как я стал писателем».
Понимать: отношение автора к изображаемому.
Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими произведениями литера-туры (А.П. Платонов «Никита»); определять жанр произведения (сравнение рассказа с жанрами воспоминаний, дневников); характери-зовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения
|
Вопросы
1
(с. 97),
1-5
(с. 105-106, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»),
1
(с. 106, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—6
(«Фоно-хрестоматия», с. 17)
|
Вопросы и задания
2-4
(с. 106, рубрика «Развивайте дар слова»),
1—3
(с. 107), чтение рассказа М.А. Осоргина «Пенсне»
|
50
|
М.А. Осор-гин. Рас-сказ «Пен-сне»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово о М.А. Осоргине. Чтение вступительной статьи О.Ю. Авдеевой о писателе (с. 108—109). Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».
Мелочи быта и их психологическое содержа-ние. Жизнь вещей в рассказе, роль олицетворения.
Особенности языка М.А. Осоргина. Юмор в произведении. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение
|
Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Осоргина; сюжет и содержание рассказа «Пенсне»; теоретико-литературные понятия олицетворение, метафора; способы создания комического.
Понимать: особенности авторской иронии; соотношение реальности и фантастики в рассказе; юмористический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать произведение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Вопросы и задания
(с. 109, 114), вопросы и задания «Фо-нохрестома-тии»
(с. 16)
|
Чтение раздела «Писате-ли улыба-ются» («Жур-нал "Сатирикон"», «Всеоб-щая исто-рия...») (с. 114-125)
|
51
1
|
Жур-нал «Сатири-кон». Тэффи, О. Ды-мов, А.Т. Аверченко. 2
|
Урок внеклассного чтения
3
|
Журнал «Сатирикон» и его авторы. Продолжение традиций русской сатиры - Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, А.И. Куприна. «Всеобщая история...». Сатирическое изображе-ние исторических событий.
Приемы и способы 4
|
Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей истории...»; способы создания комического.
Понимать: смысл иронического повествования, его актуальность; особенности авторской иронии; юмористический 5
|
Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и
задания
1
(с. 119),
1
(с. 121),
6
|
Задания
2
(с. 119),
2
(с. 121), 1-2
(с. 125, рубрика «Разви-вайте дар слова»), 7
|
|
«Все-общая исто-рия, обра-ботанная "Сатирико-ном"» (от-рывки)
|
|
создания сатирического повествования (несоот-ветствие, пародирование, сочетание слов «высокого» и «низкого» стиля, гиперболизация штампов, неожиданные сравнения и т. д.).
Смысл иронического повествования о прошлом. Словарная работа. Иллюстрации ко «Всеобщей истории...». Прослушивание фрагмента произведения в актерском исполнении, обсуждение
|
и сатирический пафос произведения; роль лексических несоответ-ствий.
Уметь: воспринимать юмористическое произве-дение; выразительно читать и пересказывать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему
|
1-5
(с. 125),
1-5 («Фонохре-стоматия»,
с. 17-18)
|
чтение рассказов Тэффи «Жизнь и воротник» и М.М. Зощенко «История болезни»
|
52
|
Тэф-фи «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко «Ис-тория бо-лез-ни»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово о Тэффи. Популярность писательницы. Рассказ «Жизнь и воротник».
Сатира и юмор в произведении. Ситуация, доведенная до абсурда. Роль олицетворения в рассказе.
Прослушивание фраг-мента рассказа в актерском исполнении, обсуждение.
Слово о М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказе. Способы создания комического. Высмеивание бездушного, хамского отношения к людям.
Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Тэффи и М.М. Зощенко; сюжеты и содержание рассказов «Жизнь и воротник», «История болезни».
Понимать: особенности авторской иронии; отношение авторов к изображаемому; сатири-ческий пафос произведений.
Уметь: воспринимать юмористическое произве-дение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею
|
Выразительное чтение, анализ
текста, вопросы и задания
1—3
(с. 130),
1-3
(с. 135),
1-7
(«Фоно-хресто-матия,
с. 17),
1-6
(«Фоно-хресто-матия»,
с. 18-19)
|
Вопросы и задания
1-2
(с. 130, рубрика «Развивайте дар слова»), 4—5
(с. 135), чтение поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
|
53
1
|
А.Т. Твардовс-кий. Поэма «Ва-силий Тер-кин»
2
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
3
|
Слово об А.Т. Твардовском. Чтение вступительной статьи о поэте А.Л. Гришунина (с. 136—137).
История создания поэмы «Василий Теркин».
Роль поэмы в годы Великой Отечественной войны. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.
Основные темы поэмы. Тема служения Родине. Герои поэмы.
4
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т.
Твардовского; историю создания и содержание поэмы «Василий Теркин»; сведения по истории Великой Отечественной войны; оценку поэмы современниками, критиками.
Понимать: роль поэмы в годы Великой Отечественной войны; патриотический пафос произведения.
5
|
Выразительное чтение, вопросы и задания
1—3
(с. 137-138), 1-3, 12
(с. 161-162)
6
|
Вопросы и задания
4-9, 13
(с. 162),
3
(с. 163, рубрика «Совершенствуй-те свою речь»)
7
|
|
|
|
Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Комментированное чтение
|
Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею
|
|
|
54
|
Образ рус-ского солда-та в поэме А.Т. Твардовс-кого «Ва-силий Тер-кин»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.
Черты Теркина: жизнерадостность, душев-ность, остроумие, веселость, простота, сметливость, мудрость, выдержка, терпение, здравый смысл, жизнестойкость, смелость, чувство воинского долга, ответственность, скромность, искренний патриотизм. «Обыкновенность» героя. Обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны.
Картины жизни воюющего народа.
Правда о войне в поэме. Военные будни
|
Знать: содержание поэмы; понятия новаторство, обобщенный образ; традиции русской литературы в создании образов защитников Родины.
Понимать: в чем новаторство образа Василия Теркина; отношение к герою автора и простых солдат-фронтовиков; пафос объединения народа в стремлении спасти свою Родину; мужество поэта, говорившего в поэме правду о войне.
Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героя и его поступки; прослеживать развитие характера героя
|
Выразительное чтение, вопросы и
задания
4—7, 11, 13
(с. 162),
3
(с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)
|
Вопросы и задания
8-9
(с. 162),
4
(с. 163, рубрика «Совершенствуй-те свою речь»)
|
55
1
|
Худо-жествен-ные осо-бенности поэмы А.Т. Твар-ловс-кого
«Васи-лий Тер-кин»
2
|
Урок-практикум
3
|
«Свободный» сюжет, композиция поэмы.
Образ автора и его значение.
Представление об авторских отступлениях как элементе композиции. Особенности языка поэмы. Развитие понятия о связи фольклора и литературы. Народность поэмы.
Юмор в произведении. Роль изобразительно-выразительных средств в поэме.
Иллюстрации к произведению.
Сообщение о памятнике А.Т. Твардовскому и Василию Теркину в Смоленске (рубрика «Литературные места России», с. 386—387). Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение
4
|
Знать: содержание поэмы; теоретико-
литературные понятия жанр, сюжет, композиция, авторские отступления, народность; особенности языка поэмы.
Понимать: связь поэмы с фольклором; отношение автора к герою; патриотический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать поэму; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; находить юмористические средства создания образа; сопоставлять поэму с иллюстрациями к ней
5
|
Вопросы и задания
10, 14, 15
(с. 162-163), 1-4
(с. 163, рубрика «Совершенствуй-те свою речь»),
1-4
(«Фоно-хрестоматия», с. 19)
6
|
Сообще-ние о жизни и творчест-ве А.П. Платонова, чтение рассказа «Возвра-щение»
7
|
56
|
А.П. Платонов. Рас-сказ «Воз-враще-ние»
|
Урок
изучения
нового
материала, урок-беседа
|
Слово об А.П. Платонове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе В.А. Свительского (с. 164—165).
Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла.
Нравственная проблематика рассказа. Своеобразие языка писателя.
Художественные средства создания образов.
Роль деталей в рассказе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Возвращение». Понимать: отношение автора к героям; нравственную пробле-матику и гуманистический пафос произведения; роль деталей в рассказе.
Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими литературными произведениями; характе-ризовать героев и их поступки; прослеживать развитие характеров героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему
|
Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа
текста, вопросы и задания
1-4
(с. 165),
1-5
(с. 189, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»),
1,3—4
(с. 189-190, рубрика «Совершенст-вуйте свою речь»)
|
Задания
2, 5
(с. 189-190, рубрика «Совер-шенствуйте свою речь»)
|
57
1
|
Стихи и песни о Вели-кой Оте-чественной войне
2
|
Урок-концерт
3
|
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину.
Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...». Л.И. Ошанин «Дороги». А.И. Фатьянов «Соловьи» и др. Призывно-воодушевляю-щий характер песен. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Чтение статьи «Фронтовая судьба "Катюши"» (с. 198—200).
Прослушивание песен (по выбору) в актерском исполнении, обсуждение
4
|
Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; истории создания, фронтовые судьбы и тексты песен о Великой Отечественной войне.
Понимать: лирический пафос песен-
стихотворений о Великой Отечественной войне; чувства, настроения, интонации, их смену в произведениях; высокий, патриотический пафос песен-стихотворений; роль поэзии и искусства вообще в военное время.
Уметь: выразительно читать и исполнять песни о Великой Отечественной войне; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль
5
|
Выразительное чтение и исполнение песен,
вопросы и задания
1-3
(с. 201), вопросы и
задания «Фоно-хрестоматии» (с. 19-24)
6
|
Задание
4
(с. 201), чтение рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
7
|
58
|
В.П. Астафьев. Рас-сказ «Фотогра-фия, на кото-рой меня нет»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово о В.П. Астафьеве. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 202—203).
Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет».
Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Образ бабушки. Образы учителей.
Развитие представлений о герое-повествователе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу
|
Знать: сведения о жизни и творчестве В.П. Астафьева; сюжет и содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, цикл, герой-повествователь.
Понимать: смысл названия рассказа; позицию автора; гуманистический пафос произведения; уважение автора к истории народа.
Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение диалектных и просторечных слов
|
Аналитический пересказ, элементы анализа
текста, вопросы и задания
1—4
(с. 203),
1-4
(с. 220)
|
Задание рубрики «Развивай-те дар слова»
(с. 220), вырази-тельное чтение
наизусть одного из стихотворений поэтов XX века о
Родине, родной природе и о себе
|
59
|
Рус-ские поэты XX века о Роди-не, род-ной при-роде и о себе
|
Урок-практикум
|
Слово о поэтах XX века. Роль эпитетов в стихотворении И.Ф. Анненского «Снег». Чувство светлой печали в стихотворении Д.С. Мережковского «Родное». Философские размышле-ния в стихотворении «Не надо звуков». Одухотворенность природы в стихотворении Н.А. Заболоцкого «Вечер на Оке». Восхищение вечным обновлением жизни в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок...». Ностальгия по прошлому в стихотворении Н.М. Рубцова «По вечерам». Параллель между жизнью человека и жизнью страны в стихотворении «Встреча». Единение с Родиной в стихотворении «Привет, Россия...».
Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение
|
Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать: лирический, патриотический пафос стихотворений.
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки
|
Выразитель-ное чтение наизусть, элементы анализа
текста, вопросы и задания
1-3
(с. 222),
1-6
(с. 224-225), 1-2
(с. 226), вопросы и
задания «Фоно-хрестоматии» (с. 24-28)
|
Чтение раздела «Мне трудно без России» (с. 227-229), сообще-ние о жизни и творчестве поэтов русского зарубежья
|
60
1
|
Поэты рус-ского зару-бежья о Роди-не
2
|
Урок внеклассного чтения
3
|
Слово о поэтах русского зарубежья (сообщения учащихся).
Чтение фрагмента статьи В.И. Коровина «Поэты русского зарубежья о Родине» (с. 227). Н.А. Оцуп «Мне трудно без
4
|
Знать: сведения об изгнаннической судьбе и творчестве поэтов русского зарубежья.
Понимать: ностальгический пафос стихотворений. 5
|
Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста,
вопросы 6
|
Чтение статьи В.И. Коровина, «Литера-тура и история» 7
|
|
|
|
России...» (отрывок). Вера в будущее России в стихотворении З.Н. Гиппиус «Знайте!». Утверждение невозмож-ности жизни без Родины в стихотворении «Так и есть». Картины ностальгических воспоминаний в стихотворении Дон-Аминадо «Бабье лето». Неотступность мыслей о несправедливости изгнания в стихотворении И.А. Бунина «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение
|
Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять стихотворения разных авторов на одну тему
|
1—2, 4—7
(с. 229-230), вопросы и задания «Фоно-хрестома-тии»
(с. 28-30)
|
(с. 231-234), подготов-ка к семинару
|
61
|
Лите-ратура и исто-рия
|
Урок-семинар
|
Значение понятия историзм в широком и
узком смысле. Романтический и реалистический историзм. Развитие понятия историзма и принципа художественного историзма
|
Знать: содержание произведений на историческую тему; понятие историзм.
Понимать: важность соблюдения принципа художественного историзма.
Уметь: анализировать литературные произведения на исторические темы; давать сравнительную характе-ристику героев; сопоставлять литератур-ные произведения с произведениями других видов искусства
|
Вопросы и задания
(с. 234)
|
Сообще-ние о жизни и творчестве У. Шекспира, чтение трагедии «Ромео и Джульетт-та»
|
|
|
|
|