№№
урока
|
Тема
урока
|
Тип
урока
|
Элементы содержания урока
|
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
|
Виды контроля,
самостоятельной
деятельности
|
Домашнее
задание
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
(1 час)
|
|
|
|
1
|
Рус-ская лите-ратура и исто-рия
|
Урок-беседа, урок-практикум
|
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому народа. Понятие об историзме. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы
|
Знать: содержание и героев произведений, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (тесная связь литературы и истории); понятие историзм.
Понимать: значение изучения литературы. Уметь: строить высказывания о прочитанных книгах; пересказывать прочитанные произведения и характеризовать их героев
|
Тест, вопросы и задания
1—3
(с. 5)
|
Задание
4
(с. 5),
чтение статьи В. А. Аникина «Русские народные песни»
(с. 6—8)
|
|
|
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
(2 часа)
|
|
|
|
2
1
|
Рус-ские
народ-ные
песни
2
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
3
|
Повторение изученных жанров фольклора. Отражение жизни народа в народной песне. Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Былины и исторические песни - общее и различное. Частушки как малый песенный жанр. Тематика и поэтика частушек. Особенности художественной формы фольклорных произведений. Иллюстрации к песням. Прослушивание песен в актерском исполнении, обсуждение
4
|
Знать: особенности жанра народной песни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причитания-плачи); отличительные черты исторических песен, частушек.
Понимать: настроения и чувства, переданные в народных песнях; значение народных песен в сохранении народных традиций, народной памяти.
Уметь: исполнять народные песни; различать виды народных песен; находить общее и различное в былинах и исторических песнях; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; описывать иллюстрации; оценивать исполнительское мастерство
5
|
Пересказ
статьи «Русские народные песни», выразительное речитативное чтение песен, вопросы и задания
(с. 12), вопросы и задания рубрики «Будьте внимательны к слову»
(с. 12), «Фонохресто-матии»
(с. 4—5)
6
|
Задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 13)
7
|
3
|
Пре-дания
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. Предания как поэтическая автобиография народа. Реальное и вымышленное в преданиях. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий. Словарная работа. Прослушивание предания «Покорение Сибири Ермаком» в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины В. И. Сурикова
|
Знать: особенности жанра предания;
содержание преданий о Пугачеве и Ермаке. Понимать: отношение сказителей к героям преданий; значение преданий в жизни народа как исторической памяти. Уметь: отмечать общее и различное в легендах, былинах, сказках, преданиях; выразительно читать предания, определять их тему и идею; характеризовать героев и их поступки;
сопоставлять содержание предания с репродукцией картины на историческую тему; оценивать актерское чтение
|
Выразитель-ное чтение преданий, характеристика
героев, вопросы и задания
1—3
(с. 16-17),
2-3
(с. 17, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 («Фоно-хрестома-тия»,
с. 5)
|
Задание
1
(с. 17,
рубрика «Развивайте дар слова»), чтение статьи
О. В. Тво-рогова, вопросы и задание к ней
(с. 18-19)
|
|
|
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(2 часа)
|
|
|
|
4
1
|
«По-весть о житии и о храбрости благород-ного и вели-кого князя Алек-сандра Нев-ского»
2
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
3
|
Понятие о жанрах жития и воинской повести. Из «Жития Александра Невского». Автор и значение произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
Словарная работа.
Репродукции картин П.Д. Корина, Г.И. Семирадско-го, В.А. Серова.
Чтение статьи В. Шевченко «Русская история в картинах» (с. 28—30)
4
|
Знать: основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невского».
Понимать: отношение неизвестного автора к герою; значение произведения в развитии русской литературы; патриотический пафос «Повести...».
Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и составлять словарик; сопоставлять повесть с произведениями живописи
5
|
Выразитель-ное чтение повести, вопросы и задания
1 —2
(с. 19),
1-3
(с. 27, рубрика «Поразмыш-ляем над прочитан-ным»),
1—3
(с. 27, рубрика «Будьте внимательны к слову»),
1-2
(с. 30)
6
|
Задания
4
(с. 27,
рубрика «Будьте внимательны к слову»),
1-2
(с. 27, рубрика «Развивайте дар слова»)
7
|
5
|
По-весть «Ше-мякин
суд»
|
Урок внеклассного чтения
|
Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Демократизм повести. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Роль гротеска, гиперболы в повести. Словарная работа. Иллюстрации к повести. Чтение статьи В.И. Охотниковой «О "Повести о Шемякиной суде" (с. 31—32). Прослушивание фрагмента повести в актерском исполнении, обсуждение
|
Знать: основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литературы; сюжет и содержание повести «Шемякин суд».
Понимать: народные идеалы, отраженные в повести; сатирический пафос произведения; актуальность повести; смысл выражения «Шемякин суд».
Уметь: выразительно читать и пересказывать повесть, определять ее тему и идею; определять соотношение действительных и вымышленных событий повести; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи; оценивать актерское чтение
|
Вопросы и задания
1—4
(с. 36),
3
(с. 36, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 («Фонохре-стоматия»,
с. 5—6)
|
Вопросы и задания 1-2
(с. 36, рубрика «Разви-вайте дар слова»), чтение вступи-тельной статьи о Д.И.Фонвизине
(с. 37-39), статьи Ст.
Рассадина «Сатиры смелый власте-лин»
(с. 40-41), комедии «Недо-росль»
|
|
|
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
(3 часа)
|
|
|
|
6
|
Д.А. Фонвизин. Коме-дия «Не-доросль»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово о Д.А. Фонвизине. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.
Понятие о классицизме. Развитие конфликта между положительными и отрицательными героями. Юмор, ирония, сарказм, речевые характеристики героев как средства создания комического. Особенности языка XVIII века.
Словарная работа. Иллюстрации к комедии
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Д.А. Фонвизина; сюжет и содержание комедии «Недоросль»; теоретико-литературные понятия драма, юмор, сатира, сарказм; средства создания комического; особенности языка ХУШ века.
Понимать: тему и идею комедии, ее дидактический, сатиричес-кий, гражданский пафос; актуальность произведе-ния.
Уметь: выразительно читать комедию по ролям; давать речевые характе-ристики героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней
|
Пересказ
статей о Д.А. Фонвизине, выразитель-ное чтение по ролям, характеристика
героев, вопросы и задания
(с. 73-74)
|
Чтение статьи «Фонвизин и классицизм» (с. 74-77), вопросы 1—4
(с. 77-78)
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
7
|
Анна-лиз эпизо-да коме-дии Д.А. Фонвизина «Не-доросль»
|
Урок-практикум
|
Основные правила классицизма в драматическом произведении. Иерархия жанров классицизма. Закон несоответствия как основа комического. Анализ эпизода (тема, место в композиции, роль в раскрытии идеи произведения). Герои, их поступки и взаимоотношения. Художественные средства создания образов (гипербола, заостренность, абсурд, гротеск). Речевая характеристика героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Словарная работа
|
Знать: сюжет и содержание комедии. Понимать: роль эпизода в раскрытии идеи произведения; роль речевых характеристик в создании комического; отношение автора к героям.
Уметь: выделять эпизод в тексте комедии, определять его тему, место и роль в композиции; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
|
Выразитель-ное чтение по ролям, вопросы и задания
(с. 77-79)
|
Подго-товка к сочинению на тему «Человек и история в фоль-клоре, древне-русской литературе и литерату-ре XVIII века» (выбор произведе-ний, составле-ние плана)
|
8
|
Под-готовка к сочи-нению по произведе-ниям фоль-клора, древнерус-ской лите-ратуры, лите-ратуры ХУШ века
|
Урок развития речи
|
Обсуждение темы сочинения «Человек и история в фольклоре, древнерусской
литературе и в литературе XVIII века». Выбор произведений, составление плана, подбор материалов
|
Знать: содержание и героев произведений, прочитанных ранее. Понимать: роль изобразительно-
выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы. Уметь: анализировать поэтические и прозаические произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения
|
Обсуждение плана, устные сочинения по плану
|
Сочинение
|
|
|
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
(32 часа)
|
|
|
|
9
1
|
И.А. Крылов. Басни «Ля-гушки, про-сящие царя»,
«Обоз»
2
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
3
|
Повторение изученного об И.А. Крылове. Чтение вступительной статьи о баснописце (с. 80—82). Басня «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. 4
|
Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль. 5
|
Выразитель-ное чтение басен, вопросы
1—2
(с. 82),
1-5
(с. 84),
1-2 6
|
Вопросы и задания
6
(с. 84),
3
(с. 87), сообщение об И.А. Крылове – 7
|
|
|
|
Историческая основа басни «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение.
Словарная работа. Иллюстрации к басням
|
Понимать: аллегорический смысл басен; сатирический пафос произведений.
Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанным произведениям; оценивать актерское чтение; сопоставлять басни с иллюстрациями к ним
|
(с. 87),
1-4 («Фоно-хрестома-тия», с. 6),
1-5
(«Фоно-хрестома-тия», с. 7), описание иллюстраций
|
журналисте, музыкан-те, писателе, философе
|
10
|
И.А. Крылов - поэт и мудрец
|
Урок внеклассного чтения
|
И.А. Крылов - поэт и мудрец, язвительный сатирик и баснописец. Многогранность личности И.А. Крылова. Отражение в баснях таланта И.А. Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа. Смешное и грустное в баснях. Выразительное чтение басен, обсуждение. Словарная работа. Иллюстрации к басням. Репродукция картины Б. Лебедева «И.А. Крылов, А.П. Вяземский, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский на вечере у В.Ф. Одоевского»
|
Знать: о многогранной деятельности И.А. Крылова; истории создания басен; басню «Обоз» наизусть. Понимать: аллегорический смысл и сатирический пафос басен. Уметь: выразительно читать басни наизусть, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтения
|
Сообщения, выразительное чтение наизусть, описание
иллюстраций и репродукции, вопросы и задания
6
(с. 84),
3
(с. 87)
|
Чтение вступи-тельной статьи о К.Ф.
Рылееве (с. 88-89), думы
«Смерть Ермака», задание
1
(с. 93)
|
11
1
|
К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»
2
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
3
|
Слово о К.Ф. Рылееве - авторе дум и сатир. Понятие о жанре думы. Оценка дум современниками. Дума «Смерть Ермака», ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков.
Дума К.Ф. Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком» (сопоставительный анализ).
Текст думы К.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке. Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись, «высокая» лексика), их роль в
4
|
Знать: сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака».
Понимать: тему и идею думы; отношение автора к герою; патриотический, героический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать думу; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведениями других видов искусства; оценивать актерское чтение
5
|
Выразительное чтение думы, вопросы и задания
1—9
(с. 93-94),
1-5 («Фонохре-стоматия»,
с. 7)
6
|
Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»
(с. 94), чтение вступи-тельной статьи Е.П. Иванова об А.С. Пушкине
(с. 95-96), подготов-ка к семинару «Историческая тема в произведениях А.С.
7
|
|
|
|
произведении.
Словарная работа. Прослушивание думы в актерском исполнении, обсуждение
|
|
|
Пушкина» (по произведени-ям, изученным в 5-7 классах)
|
12
|
Исто-рическая тема в творчестве А.С. Пушкина
|
Урок-семинар
|
Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о пребывании А.С. Пушкина в Оренбурге (рубрика «Литературные места России», с. 392—393).
Интерес А.С. Пушкина к истории России. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта и писателя в 5-7 классах
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; содержание и героев произведений поэта и писателя на историческую тему.
Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства
|
Сообщения, вопросы и задания
(с. 96)
|
Чтение «Истории Пугачев-ского бунта»
|