Главная страница

№№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания урока


Скачать 1.09 Mb.
Название №№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания урока
страница 1/4
Дата 28.02.2016
Размер 1.09 Mb.
Тип Урок
  1   2   3   4




Рабочая программа по литературе.

8 класс(68 часов)






№№

урока



Тема

урока


Тип

урока


Элементы содержания урока


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся


Виды контроля,

самостоятельной

деятельности



Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7










ВВЕДЕНИЕ

(1 час)











1


Рус-ская лите-ратура и исто-рия


Урок-бе­седа, урок-прак­тикум


Литература и история. Интерес русских пи­сателей к историческому прошлому народа. Понятие об историзме. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Те­стирование. Знакомство с учебником лите­ратуры


Знать: содержание и героев произведе­ний, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (тесная связь литературы и истории); по­нятие историзм.

Понимать: значение изучения литературы. Уметь: строить высказывания о прочитан­ных книгах; пересказывать прочитанные произведения и характеризовать их героев



Тест, вопросы и задания

1—3

(с. 5)


Задание

4

(с. 5),

чте­ние статьи В. А. Аникина «Русские на­родные пес­ни»

(с. 6—8)









УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

(2 часа)












2

1


Рус-ские

народ-ные

песни

2


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа

3


Повторение изученных жанров фольклора. Отражение жизни народа в народной песне. Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Историче­ские песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Былины и исторические песни - общее и различное. Частушки как малый песенный жанр. Тематика и поэтика часту­шек. Особенности художественной формы фольклорных произведений. Иллюстрации к песням. Прослушивание песен в актер­ском исполнении, обсуждение

4


Знать: особенности жанра народной пес­ни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причи­тания-плачи); отличительные черты исто­рических песен, частушек.

Понимать: настроения и чувства, пе­реданные в народных песнях; значение народных песен в сохранении народных традиций, народной памяти.

Уметь: исполнять народные песни; разли­чать виды народных песен; находить общее и различное в былинах и исторических пес­нях; находить в поэтических текстах изобра­зительно-выразительные средства и опре­делять их роль; описывать иллюстрации; оценивать исполнительское мастерство

5


Пересказ

ста­тьи «Русские народные пес­ни», вырази­тельное речита­тивное чтение песен, вопросы и задания

(с. 12), вопросы и задания руб­рики «Будьте внимательны к слову»

(с. 12), «Фонохресто-матии»

(с. 4—5)

6


Задания руб­рики «Раз­вивайте дар слова» (с. 13)


7


3


Пре-дания


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особен­ности содержания и формы народных пре­даний. Предания как поэтическая автобио­графия народа. Реальное и вымышленное в преданиях. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий. Словарная работа. Прослушивание преда­ния «Покорение Сибири Ермаком» в актер­ском исполнении, обсуждение. Репродук­ция картины В. И. Сурикова



Знать: особенности жанра предания;

со­держание преданий о Пугачеве и Ермаке. Понимать: отношение сказителей к геро­ям преданий; значение преданий в жизни народа как исторической памяти. Уметь: отмечать общее и различное в ле­гендах, былинах, сказках, преданиях; вы­разительно читать предания, определять их тему и идею; характеризовать героев и их поступки;

со­поставлять содержание предания с репро­дукцией картины на историческую тему; оценивать актерское чтение


Выразитель-ное чтение преда­ний, характе­ристика

геро­ев, вопросы и задания

1—3

(с. 16-17),

2-3

(с. 17, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 («Фоно-хрестома-тия»,

с. 5)


Задание

1

(с. 17,

руб­рика «Раз­вивайте дар слова»), чтение статьи

О. В. Тво-рогова, вопросы и за­дание к ней

(с. 18-19)












ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(2 часа)












4

1


«По-весть о житии и о храб­рости бла­город-ного и вели-кого князя Алек-санд­ра Нев-ско­го»

2


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа

3


Понятие о жанрах жития и воинской по­вести. Из «Жития Александра Невского». Автор и значение произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов вра­гов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской по­вести и жития.

Словарная работа.

Репродук­ции картин П.Д. Корина, Г.И. Семирадско-го, В.А. Серова.

Чтение статьи В. Шевченко «Русская история в картинах» (с. 28—30)

4


Знать: основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невско­го».

Понимать: отношение неизвестного автора к герою; значение произведения в развитии русской литературы; патриоти­ческий пафос «Повести...».

Уметь: выразительно читать текст, опре­делять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и составлять словарик; сопоставлять повесть с произведениями живописи

5


Выразитель-ное чтение пове­сти, вопросы и задания

1 —2

(с. 19),

1-3

(с. 27, рубрика «Поразмыш-ля­ем над прочитан-ным»),

1—3

(с. 27, рубрика «Будьте внима­тельны к сло­ву»),

1-2

(с. 30)

6


Задания

4

(с. 27,

руб­рика «Будьте внимательны к слову»),

1-2

(с. 27, рубрика «Развивайте дар слова»)

7


5


По-весть «Ше-мякин

суд»


Урок вне­класс­ного чте­ния


Сатирическая повесть как жанр древнерус­ской литературы. «Шемякин суд». Изобра­жение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Демократизм повести. Новые литературные герои - крестьянские и купе­ческие сыновья. Сатира на судебные поряд­ки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Роль гротеска, гиперболы в повести. Сло­варная работа. Иллюстрации к повести. Чтение статьи В.И. Охотниковой «О "По­вести о Шемякиной суде" (с. 31—32). Про­слушивание фрагмента повести в актерском исполнении, обсуждение


Знать: основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литера­туры; сюжет и содержание повести «Ше­мякин суд».

Понимать: народные идеалы, отраженные в повести; сатирический пафос произведе­ния; актуальность повести; смысл выраже­ния «Шемякин суд».

Уметь: выразительно читать и пересказы­вать повесть, определять ее тему и идею; определять соотношение действительных и вымышленных событий повести; нахо­дить в тексте изобразительно-выразитель­ные средства и определять их роль; харак­теризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи; оценивать актерское чтение



Вопросы и за­дания

1—4

(с. 36),

3

(с. 36, рубрика «Раз­вивайте дар слова»), 1—4 («Фонохре-стоматия»,

с. 5—6)


Вопросы и задания 1-2

(с. 36, рубрика «Разви-вайте дар сло­ва»), чтение вступи-тель­ной статьи о Д.И.Фон­визине

(с. 37-39), статьи Ст.

Рассадина «Сатиры смелый власте-лин»

(с. 40-41), комедии «Недо-росль»










ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

(3 часа)












6


Д.А. Фон­визин. Коме-дия «Не-до­росль»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово о Д.А. Фонвизине. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Про­блема воспитания истинного гражданина.

Понятие о классицизме. Развитие конфлик­та между положительными и отрицатель­ными героями. Юмор, ирония, сарказм, речевые характеристики героев как средства создания комического. Особенности языка XVIII века.

Словарная работа. Иллюстрации к комедии


Знать: сведения о жизни и творчестве Д.А. Фонвизина; сюжет и содержание комедии «Недоросль»; теоретико-лите­ратурные понятия драма, юмор, сатира, сарказм; средства создания комического; особенности языка ХУШ века.

Понимать: тему и идею комедии, ее ди­дактический, сатиричес-кий, гражданский пафос; актуальность произведе-ния.

Уметь: выразительно читать комедию по ролям; давать речевые характе-ристики героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять комедию с иллюстра­циями к ней


Пересказ

ста­тей о Д.А. Фон­визине, выразитель-ное чтение по ро­лям, характе­ристика

геро­ев, вопросы и задания

(с. 73-74)


Чтение ста­тьи «Фонви­зин и клас­сицизм» (с. 74-77), вопросы 1—4

(с. 77-78)

1

2

3

4

5

6

7


7



Анна-лиз эпизо-да коме-дии Д.А. Фон­визина «Не-до­росль»


Урок-прак­тикум


Основные правила классицизма в драма­тическом произведении. Иерархия жанров классицизма. Закон несоответствия как основа комического. Анализ эпизода (тема, место в композиции, роль в раскрытии идеи произведения). Герои, их поступ­ки и взаимоотношения. Художественные средства создания образов (гипербола, заостренность, абсурд, гротеск). Речевая характеристика героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Словарная работа



Знать: сюжет и содержание комедии. Понимать: роль эпизода в раскрытии идеи произведения; роль речевых характери­стик в создании комического; отношение автора к героям.

Уметь: выделять эпизод в тексте коме­дии, определять его тему, место и роль в композиции; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их по­ступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений



Выразитель-ное чтение по ро­лям, вопросы и задания

(с. 77-79)


Подго-товка к сочине­нию на тему «Человек и история в фоль-клоре, древне-рус­ской ли­тературе и литерату-ре XVIII века» (выбор про­изведе-ний, составле-ние плана)



8


Под-готов­ка к сочи-нению по произ­веде-ниям фоль-кло­ра, древ­нерус-ской лите-ра­туры, лите-ратуры ХУШ века



Урок раз­вития речи


Обсуждение темы сочинения «Человек и история в фольклоре, древнерусской

ли­тературе и в литературе XVIII века». Выбор произведений, составление плана, подбор материалов


Знать: содержание и героев произведе­ний, прочитанных ранее. Понимать: роль изобразительно-

выра­зительных средств в произведениях; от­ношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы. Уметь: анализировать поэтические и про­заические произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения


Обсуждение плана, устные сочинения по плану


Сочинение










ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

(32 часа)












9

1


И.А. Кры­лов. Басни «Ля-гушки, про-сящие царя»,

«Обоз»

2


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа

3


Повторение изученного об И.А. Крылове. Чтение вступительной статьи о баснопис­це (с. 80—82). Басня «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.
4


Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль.
5


Выразитель-ное чтение басен, вопросы

1—2

(с. 82),

1-5

(с. 84),

1-2
6


Вопросы и задания

6

(с. 84),

3

(с. 87), со­общение об И.А. Кры­лове –
7











Историческая основа басни «Обоз». Критика вмешатель­ства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответствен­ности, зазнайства. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение.

Сло­варная работа. Иллюстрации к басням


Понимать: аллегорический смысл басен; сатирический пафос произведений.

Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанным произведениям; оценивать актерское чтение; сопоставлять басни с иллюстрациями к ним


(с. 87),

1-4 («Фоно-хрестома-тия», с. 6),

1-5

(«Фоно-хрестома-тия», с. 7), описание иллюстраций


жур­налисте, музыкан-те, писателе, фи­лософе


10


И.А. Кры­лов - поэт и мудрец


Урок вне­класс­ного чте­ния


И.А. Крылов - поэт и мудрец, язвительный сатирик и баснописец. Многогранность личности И.А. Крылова. Отражение в бас­нях таланта И.А. Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа. Смешное и грустное в баснях. Выразительное чтение басен, обсуждение. Словарная работа. Ил­люстрации к басням. Репродукция картины Б. Лебедева «И.А. Крылов, А.П. Вяземский, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Бе­линский на вечере у В.Ф. Одоевского»



Знать: о многогранной деятельности И.А. Крылова; истории создания басен; басню «Обоз» наизусть. Понимать: аллегорический смысл и сати­рический пафос басен. Уметь: выразительно читать басни на­изусть, определять их темы и идеи; харак­теризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтения


Сообщения, выразитель­ное чтение наизусть, описание

ил­люстраций и репродукции, вопросы и за­дания

6

(с. 84),

3

(с. 87)


Чтение вступи-тель­ной статьи о К.Ф.

Ры­лееве (с. 88-89), думы

«Смерть Ер­мака», зада­ние

1

(с. 93)


11

1


К.Ф. Ры­леев. Дума «Смерть Ермака»


2


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа

3


Слово о К.Ф. Рылееве - авторе дум и сатир. Понятие о жанре думы. Оценка дум совре­менниками. Дума «Смерть Ермака», ее связь с русской историей. Тема расширения рус­ских земель. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков.

Дума К.Ф. Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком» (сопоста­вительный анализ).

Текст думы К.Ф. Ры­леева - основа народной песни о Ермаке. Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись, «высокая» лексика), их роль в

4


Знать: сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака».

Понимать: тему и идею думы; отношение автора к герою; патриотический, героиче­ский пафос произведения.

Уметь: выразительно читать думу; нахо­дить в поэтическом тексте изобразитель­но-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведе­ниями других видов искусства; оценивать актерское чтение

5


Выразитель­ное чтение думы, вопросы и задания

1—9

(с. 93-94),

1-5 («Фонохре-стоматия»,

с. 7)

6


Вопросы и за­дания рубри­ки «Развивай­те дар слова»

(с. 94), чтение вступи-тель­ной статьи Е.П. Иванова об А.С. Пуш­кине

(с. 95-96), подготов-ка к семинару «Истори­ческая тема в произ­ведениях А.С.

7









произведении.

Словарная работа. Прослушивание думы в актерском исполне­нии, обсуждение









Пушкина» (по про­изведени-ям, изученным в 5-7 клас­сах)



12


Исто-риче­ская тема в твор­честве А.С. Пуш­кина


Урок-семи­нар


Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о пребывании А.С. Пушкина в Оренбурге (рубрика «Литературные места России», с. 392—393).

Интерес А.С. Пушкина к ис­тории России. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта и писателя в 5-7 классах


Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; содержание и героев про­изведений поэта и писателя на историче­скую тему.

Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно читать текст, опре­делять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравни­тельную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные про­изведения с произведениями других видов искусства



Сообщения, вопросы и за­дания

(с. 96)


Чтение «Истории Пугачев-ского бунта»
  1   2   3   4