Викто-рина «Что? Где? Ког-да?» по творчеству
Н.В. Гоголя, И.С. Тургене-ва, Н.А. Некрасо-ва, М.Е. Салтыко-ва-Щед-рина
|
Урок контроля знаний
|
Ответы на вопросы по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, подготовленные учителем и учениками
|
Знать: содержание и героев прочитанных произведений.
Понимать: роль изобразительно-
выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения
|
Викторина
|
Сообще-ния о Л.Н. Толстом (Ясная Поляна, Хамовни-ки в жизни писателя), чтение повести «Детст-во»
|
33
|
Л.Н. Толстой. Главы из повес-ти «Дет-ство». Взаи-моотноше-ния
детей и взро-слых
|
Урок изучения
нового материала,
урок-беседа
|
Слово о Л.Н. Толстом (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе (с. 276—278).
Сообщения о музеях-усадьбах Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, Хамовниках (рубрика «Литературные места России», ч. 2, с. 273—274). Чтение статьи И.Ф. Смольникова «В середине XIX столетия...» (с. 279).
Автобиографический характер повести «Детство». Значение темы детства в творчестве Л.Н. Толстого. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Духовная близость героя с матерью и разобщенность с отцом. Доброта, самопожертвование и преданность Натальи Саввишны. Отношения с Карлом Иванычем. Комментированное чтение. Словарная работа
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; сюжет и содержание повести «Детство»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль лирических отступлений в повести.
Уметь: объяснять особенности жанра
автобиографической повести; выразительно читать и пересказывать повесть; характеризовать героев и их поступки; объяснять слова, называющие реалии XIX века
|
Сообщения, вопрос и
задание к статье о Л.Н. Толстом (с. 278),
выразитель-ное чтение, выборочный пересказ, элементы анализа текста, вопросы и
задания
1—3, 6
(с. 294-295)
|
Чтение статьи Н.К. Гудзия «Как работал Толстой» (с. 295-296), вопросы и задания 4—5, 7
(с. 294-295),
1-2 (с. 296)
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
34
|
Духо-вный мир главного героя повес-ти Л.Н.
Толстого «Дет-ство»
|
Урок-беседа
|
Психологизм повести. Свежесть, беззаботность, любовь, вера, присущие детству. Проявления чувств героя, анализ собственных поступков, беспощадность к себе. Детство как нравственный ориентир.
Комментированное чтение.
Словарная работа. Иллюстрации к повести
|
Знать: сюжет и содержание повести; способы изображения внутренней жизни героя.
Понимать: роль лирических отступлений в повести; нравственную позицию автора.
Уметь: определять, от чьего лица ведется повествование; выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; сопоставлять поступки героя с его внутренним миром; сопоставлять повесть с иллюстрациями к ней
|
Выразительное чтение, характерис-тика героя, вопросы и задания
4—5, 7
(с. 294-295),
1
(с. 296,
рубрика «Обогащайте свою речь»)
|
Задание
2
(с. 296, рубрика «Обога-щайте свою речь»), сообще-ние о жизни и творчест-ве А.П. Чехова, чтение рассказа
«Хамелеон»
|
35
|
А.П. Чехов. Рассказ «Хаме-леон»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово об А.П. Чехове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи А.И. Ревякина о писателе, воспоминаний о нем Л.Н. Толстого, Г.И. Россолимо, И.А. Бунина, К.И. Чуковского (с. 297—301).
Сообщение о доме-музее А.П. Чехова в Москве (рубрика «Литературные места России», ч. 2, с. 274—275).
Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Причины перемен поведения Очумелова. Осмеяние лицемерия, чинопочитания, трусости и угодничества.
Словарная работа
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Хамелеон».
Понимать: нравственную проблематику рассказа; отношение автора к героям.
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; выяснять значение незнакомых слов
|
Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания
1—2
(с. 301),
1-2
(с. 304-305)
|
Вопрос
и
зада-ние
(с. 304), вопрос 3
(с. 305)
|
36
1
|
Сред-ства созда-ния комическо-го в расска-зе А.П. Чехова «Хамелеон»
2
|
Урок-практикум
3
|
Развитие понятия о юморе и сатире. Средства создания комического в рассказе. Динамичность композиции. Сценичность диалогов. Повторы. Точность, лаконичность, образность языка. Роль детали. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики. Речь персонажей как средство их характеристики. Прием контраста. Понятие о «хамелеонстве». Иллюстрации к рассказу
4
|
Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия юмор, сатира, ирония.
Понимать: сатирический пафос произведения; отношение автора к героям; роль закулисного персонажа (генерал) в рассказе.
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему
5
|
Пересказ,
вопрос и задание
(с. 304),
вопрос 3
(с. 305)
6
|
Вопросы
и
задания
4
(с. 305),
1-2
(с. 309),
3
(с. 311),
4
(с. 311, рубрика «Литература, живопись, театр, кино»)
7
|
37
|
Смеш-ное и груст-ное в расска-зах А.П. Чехова «Злоумышлен-ник», «Тос-ка», «Раз-мазня»
|
Урок внеклассного чтения
|
Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Выразительное чтение по ролям рассказа «Злоумышленник». Смысл названий рассказов. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведениях. Речь героев как источник юмора. Способы проявления авторского отношения к героям. Словарная работа.
Чтение воспоминаний М. Горького об А.П. Чехове (с. 309—310). Иллюстрации к рассказам
|
Знать: сюжеты и содержание рассказов «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Понимать: позицию автора и его отношение к героям.
Уметь: выразительно читать по ролям и пересказывать тексты; выявлять особенности стиля чеховских рассказов; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Выразитель-ное чтение по ролям, характеристика героев, анализ
текста, вопросы и задания
1-2
(с. 309),
1-2,4-6
(с. 310-311), 1-3
(с. 311, рубрика «Литература, живопись, театр, кино»)
|
Создание кино-сценария по одному из рассказов А. П. Чехова, задания
2—3
(с. 313),
2-3
(с. 316), выразительное чтение наизусть
одного из стихотворений русских поэтов Х1Х века о родной природе
|
38,
39
|
«Край ты мой, роди-мый край...»
|
Уроки-практикумы
|
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания. Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Развитие понятия о лирике. Обучение анализу лирического текста. В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край...», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала...». И.А. Бунин «Родина». Репродукции картин и стихотворения на форзацах учебника
|
Знать: содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.
Понимать: настроения, выраженные авторами в стихотворениях.
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи
|
Выразительное чтение наизусть, анализ
текста, вопросы и задания
1—2
(с. 313),
1,3
с. 316)
|
Чтение статей об И.А. Бунине
(с 3-7)1, рассказа «Цифры», задание
2
(с. 8)
|
1
| 2
| 3
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА
(22 часа)
4
| 5
| 6
| 7
|
40
|
И.А. Бунин. Рас-сказ «Цифры»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово об И.А. Бунине. Сообщение о писателе на основании высказываний К.Г. Паустовского. Рассказ «Цифры». Своеобразие образа рассказчика (рассказ от 1-го лица). Психологизм рассказа. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых, авторское решение этой проблемы. Смысл названия произведения. Комментированное чтение. Словарная работа
|
Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказа «Цифры».
Понимать: смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям.
Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; сопоставлять рассказ с другими литературными произведе-ниями (Л.Н. Толстой «Детство»); строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения
|
Выразительное чтение, анализ
текста, вопросы и задания
1—2
(с. 18),
1-3
(с. 18, рубрика «Развивайте дар слова»)
|
Зада-ние
3
(с. 18)
|
41
|
И.Л. Бунин. Рассказ «Лапти»
|
Урок внеклассного чтения
|
Чтение и обсуждение отзывов на рассказы И.А. Бунина (по заданию 3, с. 18).
Образ Нефеда: готовность к самопожертвованию, решительность, находчивость, сострадание, скромность. Роль детали (красные лапти), природы в рассказе
|
Знать: сюжет и содержание рассказа «Лапти».
Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к герою.
Уметь: выразительно читать текст; сопоставлять образ героя с образами героев других литературных произведений (Л.Н. Толстой «Детство», образ Натальи Саввишны)
|
Выразитель-ное чтение, анализ текста, характеристика героя
|
Сообще-ние о жизни и творчестве М. Горького, чтение повести «Детство»
|
42
1
|
М. Горький. По-весть «Дет-ство». «Свинцовые мер-зости жиз-ни»
2
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
3
|
Слово о М. Горьком (сообщения учащихся). Чтение статей «Из воспоминаний и писем...», «...Из писем М. Горького Павлу Максимову» (с. 19-22). Сообщение о музее-квартире писателя в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 275—276). Автобиографический характер повести «Детство». Особенности повествования. Портрет как средство характеристики героев (бабушка, дед). Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Образ деда Каширина. Изображение быта и характеров. «Неумное племя». Составление плана характеристики литературного героя. Словарная работа
4
|
Знать: сведения о жизни и творчестве М. Горького; сюжет и содержание повести «Детство».
Понимать: отношение автора к героям.
Уметь: пересказывать сюжет повести; характеризовать героев и их поступки; составлять план повести; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять повесть с другими литературными произведениями (Л.Н. Толстой «Детство», И.А. Бунин «Цифры»); выяснять значение незнакомых слов
5
|
Сообщения, вопрос и задание к воспоминаниям и высказываниям о М. Горьком (с. 22), аналитический пересказ, элементы анализа текста, составление плана характеристики героя, вопросы и задания
1-3
(с. 83) 6
|
Вопросы и задания 4
(с. 83),
1-2
(с. 88, рубрика «Обогащайте свою речь»)
7
|
43
|
М. Горький. По-весть
«Дет-ство».
«Яр-кое,
здоро-вое,
твор-ческое
в рус-ской
жиз-ни»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Роль антитезы в изображении семьи Кашириных. Контраст между добротой и жестокостью, справедливостью и несправедливостью.
Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. Иллюстрации к повести. Обсуждение тем и планов сочинения
|
Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: идею произведения (влияние детства на формирование характера, вера в человека, его творческие силы); позицию автора и его отношение к героям. Уметь: определять тему и пересказывать сюжет повести; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему
|
Аналитичес-кий пересказ, характеристика героев по плану, вопросы и задания
4
(с. 83),
1-2
(с. 88, рубрика «Обогащайте свою речь»)
|
Задание
3
(с. 88, рубрика «Обогащайте свою речь»)
|
44
|
Анна-лиз эпизо-да повес-ти М. Горького «Детство»
|
Урок-практикум
|
Обучение анализу эпизода. Тема эпизода, его место в композиции. Роль эпизода в раскрытии идеи произведения. Герои, их поступки и взаимоотношения. Речевая характеристика героев. Роль деталей, портрета, пейзажа, изобразительно-выразительных средств в повести. Автор-рассказчик
|
Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: роль деталей, портрета, пейзажа в повести; значение эпизода в раскрытии идеи произведения; роль автора-рассказчика; отношение автора к героям.
Уметь: выделять эпизод в тексте произведения, пересказывать его, определять тему, место и значение в композиции произведения; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Аналитичес-кий пересказ, характеристика героев, анализ текста
|
Анализ эпизода повести М. Горького «Детство»
|
45
1
|
Леген-да
о Данко из расска-за М. Горького «Старуха Изер-гиль»
2
|
Урок внеклассного чтения
3
|
Понятие о романтическом характере. Легенда о Данко как утверждение подвига во имя людей. Романтический сюжет легенды и романтический образ Данко. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы), их роль в произведении. Контраст света и тьмы. Черты фольклора в легенде.
Иллюстрации к легенде
4
|
Знать: сюжет и содержание легенды о Данко; теоретико-литературные понятия легенда, романтический герой.
Понимать: идею легенды (идея подвига во имя общего счастья); позицию автора и его отношение к герою.
Уметь: выразительно пересказывать легенду, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять легенду с иллюстрациями к ней; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
5
|
Вопросы и задания
1—3
(с. 87-88),
4-5
(с. 88, рубрика «Обогащайте свою речь»)
6
|
Чтение рассказа Л.Н.
Андреева «Кусака»
7
|
46
|
Л.Н.Андре-ев. Рас-сказ
«Куса-ка»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Своеобразие личности Л.Н. Андреева. Чтение воспоминаний К.И. Чуковского о писателе (с. 89—90).
Значимость проблем, поставленных Л.Н. Андреевым. Развитие в его творчестве традиций русской классической литературы. Рассказ «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим. Бессердечие героев. Изобразительно-
выразительные средства, их роль в рассказе. Ведущая роль олицетворения
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Андреева; сюжет и содержание рассказа «Кусака»; способы создания образа Кусаки.
Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям.
Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в настроении и поведении героев; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему
|
Аналитичес-кий пересказ, характеристика героев,
вопросы и задания
1-2
(с. 91),
1-4, 6
(с. 99)
|
Задание
5
(с. 99),
сообщение о жизни и творчестве В.В. Маяковского
|
47
|
В.В. Маяковс-кий. Стихо-творение «Необы-чайное прик-лючение, бывшее с Владими-ром Маяковс-ким летом на даче»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово о В.В. Маяковском (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе (с. 100—102).
Сообщение о Государственном музее В.В. Маяковского в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 277).
Чтение статьи «В творческой лаборатории В.В. Маяковского» (с. 102—105).
«Необычайное приключение...». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма. Словотворчество Маяковского. Яркая
метафоричность произведения. Юмор в стихотворении. Роль фантастики. Своеобразие художественной формы стихотворения, ритмики и рифмы. Изобразительно-выразительные средства (гиперболы, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись), их роль в поэтическом тексте. Словарная работа
|
Знать: сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского; теоретико-литературные понятия ритмика, рифма. Понимать: гуманистический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему (назначение поэзии) и идею (противостояние серости жизни); характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять стихотворение с иллюстрациями к нему
|
Сообщения, выразительное чтение, анализ
текста, вопросы и задания
1—2
(с. 109),
1-2
(с. 109-110, рубрика «Развивайте дар слова»),
2
(с. 112, рубрика «Обогащайте свою речь»), вопросы рубрики «Литература и другие виды искусства»
(с. 112)
|
Выразительное чтение стихотворе-ния В.В. Маяковского «Хоро-шее отноше-ние к лоша-дям»
|
48
1
|
В.В. Маяковс-кий. Стихотворе-
2
|
Урок внеклассного чтения 3
|
«Хорошее отношение к лошадям». Своеобразие стихотворного ритма. Яркая звукопись, игра слов. Понятие о лирическом герое. Два
4
|
Знать: теоретико-литературные понятия лирический герой, ритмика, ритм, звукопись. Понимать: гуманистический пафос
5
|
Выразительное чтение, анализ
текста, вопросы и задания
6
|
Чтение рассказа А.П. Платонова «Юшка» 7
|
| ние «Хо-рошее отно-шение к лошадям»
|
|
взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя. Злободневность стихотворения. Изобразительно-
выразительные средства (гиперболы, звукопись), их роль в стихотворении
|
произведения.
Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему (противостояние гуманизма и бессердечия) и идею (сочувствие, сострадание, добро вселяют веру в жизнь); находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
1—3
(с. 111-112),
1
(с. 112, рубрика «Обогащайте свою речь»)
|
|
49
|
А.П. Платонов. Рас-сказ «Юш-ка»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово об А.П. Платонове. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 113—115).
Рассказ «Юшка». Особенности жанра произведения. «Юшка» и произведения фольклора - общее и различное. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. «Детскость» героя. Речевая характеристика героя. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Роль образов природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты), их роль в рассказе. Составление плана рассказа.
Иллюстрации к рассказу
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Юшка».
Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль образов природы в рассказе.
Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять рассказ с фольклорными произведениями
|
Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы
1—2
(с. 115),
1,3 (с. 123)
|
Вопросы
и
задания
2, 4
(с. 123)
|
50
1
|
А.П. Платонов. Рас-сказ «В прекрас-ном и яростном мире»
2
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
3
|
Автобиографичность рассказа «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Вечные нравственные ценности.
Положительный герой. Талант мастера и человека в рассказе. Идея доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова. Смысл названия рассказа. Роль изобразительно-выразительных средств в рассказе.
Словарная работа
4
|
Знать: сюжет и содержание рассказа «В прекрасном и яростном мире».
Понимать: гуманистический пафос и смысл названия произведения; отношение автора к героям; своеобразие языка рассказа.
Уметь: определять тему и идею рассказа; выделять в тексте отдельные эпизоды и пересказывать их; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно - выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов
5
|
Вопросы и задания (с. 137-138)
6
|
Чтение статей о Б.Л. Пастернаке (с. 139-141), вопросы и задания 1—3
(с. 143)
7
|
51
|
Б.Л. Пастер-нак. Сти-хотво-рения «Ни-кого не будет в до-ме…», «Июль»
|
Урок изучения
нового мате- риала, урок-практикум
|
Слово о Б.Л. Пастернаке. Стихотворения «Никого не будет в доме...», «Июль». Картины природы, преображенной поэтическим зрением Б.Л. Пастернака. Способы создания поэтических образов (олицетворения, сравнения, метафоры, перифразы, звукопись, детали). Единение с природой в творчестве Б.Л. Пастернака. Словесное рисование
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака; содержание стихотворений «Никого не будет в доме...», «Июль». Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях.
Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи
|
Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания
(с. 143)
|
Чтение автобиографи-ческой статьи А.Т. Твардовского
(с. 144-146), статей «Из воспоминаний об А.Т. Твардовском», «Уроки Твардовского» (с. 146-147), задания
2—3
(с. 148)
|
52
|
А.Т. Твардов-ский. Стихотворе-ния «Снега потем-неют си-ние...», «Июль - макуш-ка лета...», «На дне моей жизни...»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово об А.Т. Твардовском. Философские проблемы в лирике поэта. Развитие понятия о лирическом герое. Образы природы в стихотворениях «Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Память поколений.
Художественные средства, передающие состояния природы и человека.
Подведение итогов жизни. Размышления поэта о судьбе, смысле жизни
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; теоретико-литературное понятие лирический герой.
Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях; философскую проблематику произведений.
Уметь: выразительно читать стихотворения; определять их темы; сопоставлять литературные произведения друг с другом (Б.Л. Пастернак «Июль», А.Т. Твардовский «Июль - макушка лета...»); находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Выразительное чтение, анализ
текста, вопросы и задания
1-2
(с. 148),
1
(с. 149)
|
Задание
2
(с. 149), чтение
раздела «Час мужества» (с. 150-158), задание
1
(с. 158)
|
53
|
Час мужества
|
Урок внеклассного чтения
|
Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, А.А. Суркова, Н.С. Тихонова и др. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне
|
Знать: особенности жанра интервью; содержание стихотворений о Великой Отечественной войне.
Понимать: чувства, настроения, интонации, выраженные в стихотворениях, их смену; высокий, патриотический пафос произведений; роль поэзии и искусства вообще в военное время.
Уметь: формулировать вопросы для интервью; готовить интервью с участником Великой Отечественной войны; выразительно читать стихотворения
|
Выразительное чтение, вопросы
2
(с. 158),
1-2
(с. 158, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)
|
Задание
3
(с. 158, рубрика «Совершенствуйте свою речь»),
чтение рассказа Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
54
|
Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чем
плачут лошади»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово о Ф.А. Абрамове. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 159—160). Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа «О чем плачут лошади». Разговор автора-рассказчика с Рыжухой. Олицетворение как средство раскрытия образов. Роль диалога в композиции рассказа. Горечь автора от утраты народных традиций, искренности, связи человека и природы.
Литературные традиции в рассказе. Словарная работа
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова; сюжет и содержание рассказа «О чем плачут лошади»; понятие литературная традиция. Понимать: смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведения; позицию автора.
Уметь: определять тему и идею рассказа; пересказывать эпизоды; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать литературные традиции в рассказе (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.); выяснять значение незнакомых слов и выражений
|
Вопрос к статье о Ф.А. Абрамове, аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания (167)
|
Чтение статьи «Из автобиографии» Е.И. Носова (с. 168-170), рассказов «Кукла», «Живое пламя»
|
55
|
Е.И. Носов. Рассказы «Кук-ла», «Жи-вое пла-мя»
|
Урок-практикум
|
Слово о Е.И. Носове. Нравственные проблемы рассказа «Кукла» («Акимыч»). Роль антитезы в рассказе. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Рассказ «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Память о войне. Смысл названий рассказов. Сопоставление стихотворения К. К. Случевского «Кукла» с рассказом Е.И. Носова. Обучение целостному анализу эпического произведения
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Е.И. Носова; сюжеты и содержание рассказов «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».
Понимать: смысл названий рассказов; гуманистический пафос произведений; позицию автора (боль за человека, горечь от утраты нравственных ценностей). Уметь: определять тему и идею рассказов; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом (К.К. Случевский «Кукла», Е.И. Носов «Кукла»)
|
Анализ текста, сравнительный анализ произведе-ний, вопросы и задания
(с. 170, 176, 179)
|
Чтение автобиографи-ческой статьи Ю.П. Казакова
(с. 180-181), статьи «Писатели и критики о рассказах Ю.П.Казакова»
(с. 181-182), рассказа «Тихое утро»
|
56
1
|
Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро» 2
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа
3
|
Слово о Ю.П. Казакове. Рассказ «Тихое утро». Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Роль пейзажа в рассказе. Взаимоотношения детей. Взаимовыручка как мерило нравственности
4
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Ю.П. Казакова; сюжет и содержание рассказа «Тихое утро».
Понимать: нравственную проблематику произведения; отношение автора к героям; искренность писателя. Уметь: анализировать
5
|
Комментированное чтение, элементы анализа
текста, вопросы и задания
1—2, 4
(с. 195),
1
6
|
Задания
3
(с. 195),
2
(с. 196), чтение главы из книги Д.С. Лихачева «Земля
7
|
|
|
|
человека. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Речевая характеристика героев. Роль диалога в композиции. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Словарная работа.
Чтение статьи «Из рассказа Ю. Казакова "О мужестве писателя"» (с. 196)
|
рассказ; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в настроении и поведении героев; находить в тексте изобразительно-
выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов;
сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему
|
(с. 196)
|
родная»
|
57
|
Д.С. Лихачев. Главы из книги
«Земля род-ная»
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа
|
Слово о Д.С. Лихачеве - ученом, гражданине. «Земля родная» - духовное напутствие молодежи. Д.С. Лихачев о традициях, сокровищах прошлого, о формировании человека в детстве и юности, об открытости русской культуры, о ценности языка, об умении хорошо говорить и писать, о правилах публичного выступления. Публицистика. Воспоминания.
Понятие о жанре мемуаров.
Значение публицистики Д.С. Лихачева
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Д.С. Лихачева; понятия публицистика, мемуары; содержание цикла «Земля родная».
Понимать: значение трудов Д.С. Лихачева; нравственную проблематику,
публицистический, патриотический пафос произведения.
Уметь: анализировать текст; воспринимать напутствия и советы Д.С. Лихачева
|
Комментированное чтение, вопросы
1—3
(с. 204)
|
Задание рубрики «Обога-щайте свою речь»
(с. 204), чтение рассказа М.М. Зощенко «Беда»,
задания
2, 5
(с. 211)
|
58
|
М.М. Зощен-ко. Рас-сказ «Бе-да»
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа
|
Слово о М.М. Зощенко. Гоголевские традиции в творчестве М.М. Зощенко. Влияние М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова на творчество М.М. Зощенко. Своеобразие языка писателя. Несоответствие реальности и мечты в рассказе «Беда». Смешное и грустное в произведении. Способы создания юмористического (значимые название деревни, фамилия героя, игра на несоответствии, диалог)
|
Знать: сведения о жизни и творчестве М.М. Зощенко; сюжет и содержание рассказа «Беда».
Понимать: сатирический пафос произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к герою.
Уметь: выразительно читать и анализировать рассказ, определять его тему и идею; характеризовать героя и его поступки
|
Пересказ, выразительное чтение по ролям, анализ текста, вопросы
1, 3, 4
(с. 211)
|
Вырази-тельное чтение наизусть одного из стихотворений поэтов XX века о родной природе, вопросы и задания
1
(с. 213), 1,3
(с. 219)
|
59
1
|
«Тихая моя Роди-на...». Родная приро-да в
2
|
Уро-
ки-
прак-
тику-
мы
3
|
Единство человека и природы. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы
4
|
Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.
Понимать: лирический пафос стихотворений.
5
|
Выразитель-ное чтение наизусть, элементы анализа
текста, вопросы и
6
|
Чтение раздела «Песни на стихи русских поэтов XX века»
7
|
|
сти-хо-тво-ре-ниях поэ-тов XX века
|
|
русскими поэтами. Чтение фрагмента статьи К. Г. Паустовского «Заметки о живописи» (с. 212—213). Единство людей и природы перед волшебством обновления в стихотворении В.Я. Брюсова «Первый снег». Одиночество, скрашенное природой, в стихотворении Ф.К. Сологуба «Забелелся туман за рекой...». Одухотворение природы в стихотворении С.А. Есенина «Топи да болота...». Философские размышления в стихотворении Н.А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой...». «Смертная связь» человека с малой родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина».
Развитие понятия о лирике
|
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
задания
1-2
(с. 213),
1-2
(с. 219),
1-3
(с. 219, рубрика «Литература и живопись»)
|
(с. 220-224), задание
3
(с. 224), сообщения об И.А. Гофф, А.Н. Вертинском, о Б.Ш. Окуджаве
|
60
|
Пес-ни
на сти-хи рус-ских поэ-тов XX века
|
Урок внеклассного чтения
|
Сообщения об И.А. Гофф, Б.Ш. Окуджаве, А.Н. Вертинском.
Лирические размышления о жизни, времени и вечности в стихотворениях И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджавы «По Смоленской дороге», А.Н. Вертинского «Доченьки». Изобразительно-выразительные средства, характерные для лирических песен (повторы, рефрен (припев), образный параллелизм). Прослушивание песен в актерском исполнении, обсуждение
|
Знать: сведения о творчестве русских поэтов XX века; содержание песен; одну песню наизусть.
Понимать: лирический пафос песен-
стихотворений.
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Сообщения, выразитель-ное чтение наизусть, элементы анализа
текста, вопросы и задания
(с. 224)
|
Чтение раздела «Из литературы народов России» (с. 225-227)
|
61
1
|
Из литерату-ры на-родов Рос-сии. Творчест-во Р. Гам-затова
2
|
Урок внеклассного чтения
3
|
Слово о Р. Гамзатове. Размышления поэта об истоках и основах жизни в стихотворениях «О моей родине», «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...». Особенности художественной образности Р. Гамзатова. Любовь к малой родине, гордость за нее
4
|
Знать: краткие сведения о жизни и творчестве Р. Гамзатова; содержание стихотворений поэта.
Понимать: патриотический пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы.
Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических
5
|
Выразительное чтение, элементы анализа текста,
вопросы
(с. 227)
6
|
Вырази-тельное чтение наизусть одного из стихотво-рений
Р. Бёрнса, задание
2
(с. 230)
7
|
|
|
|
|
текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
|
|
|
|
|
|