Главная страница

№№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания урока


Скачать 1.01 Mb.
Название №№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания урока
страница 3/4
Дата 28.02.2016
Размер 1.01 Mb.
Тип Урок
1   2   3   4

Викто-рина «Что? Где? Ког-да?» по твор­честву

Н.В. Го­голя, И.С. Тур­гене-ва, Н.А. Не­красо-ва, М.Е. Сал­тыко-ва-Щед-рина



Урок конт­роля зна­ний




Ответы на вопросы по творчеству Н.В. Го­голя, И.С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, подготовленные учителем и учениками



Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: роль изобразительно-

вырази­тельных средств в произведениях; отноше­ние авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения



Викторина



Сообще-ния о Л.Н. Тол­стом (Ясная Поляна, Хамовни-ки в жизни пи­сателя), чте­ние повести «Детст-во»


33


Л.Н. Тол­стой. Главы из повес-ти «Дет-ство». Взаи-моот­ноше-ния

детей и взро-слых


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала,

урок-беседа


Слово о Л.Н. Толстом (сообщения учащих­ся). Чтение вступительной статьи о писателе (с. 276—278).

Сообщения о музеях-усадьбах Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, Хамовниках (рубрика «Литературные места России», ч. 2, с. 273—274). Чтение статьи И.Ф. Смольнико­ва «В середине XIX столетия...» (с. 279).

Автобиографический характер повести «Детство». Значение темы детства в творче­стве Л.Н. Толстого. Сложность взаимоотно­шений детей и взрослых. Духовная близость героя с матерью и разобщенность с отцом. Доброта, самопожертвование и преданность Натальи Саввишны. Отношения с Карлом Иванычем. Комментированное чтение. Сло­варная работа




Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; сюжет и содержание пове­сти «Детство»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произ­ведения; отношение автора к героям; роль лирических отступлений в повести.

Уметь: объяснять особенности жанра

автобиографической повести; выразительно читать и пересказывать повесть; характе­ризовать героев и их поступки; объяснять слова, называющие реалии XIX века


Сообщения, вопрос и

за­дание к статье о Л.Н. Толстом (с. 278),

выразитель-ное чтение, выборочный пере­сказ, элементы анализа текста, вопросы и

за­дания

1—3, 6

(с. 294-295)


Чтение статьи Н.К. Гудзия «Как работал Толстой» (с. 295-296), вопросы и задания 4—5, 7

(с. 294-295),

1-2 (с. 296)

1

2

3

4

5

6

7


34



Духо-вный мир глав­ного героя повес-ти Л.Н.

Тол­стого «Дет-ство»



Урок-беседа



Психологизм повести. Свежесть, беззабот­ность, любовь, вера, присущие детству. Про­явления чувств героя, анализ собственных поступков, беспощадность к себе. Детство как нравственный ориентир.

Комментиро­ванное чтение.

Словарная работа. Иллюст­рации к повести


Знать: сюжет и содержание повести; способы изображения внутренней жизни героя.

Понимать: роль лирических отступлений в повести; нравственную позицию автора.

Уметь: определять, от чьего лица ведется повествование; выразительно читать, пе­ресказывать и анализировать текст; сопо­ставлять поступки героя с его внутренним миром; сопоставлять повесть с иллюстра­циями к ней



Выразитель­ное чтение, характерис-тика героя, вопросы и задания

4—5, 7

(с. 294-295),

1

(с. 296,

руб­рика «Обога­щайте свою речь»)


Задание

2

(с. 296, рубрика «Обога-щайте свою речь»), сообще-ние о жизни и творчест-ве А.П. Чехова, чтение рас­сказа

«Хаме­леон»


35


А.П. Че­хов. Рас­сказ «Ха­ме-леон»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово об А.П. Чехове (сообщения учащих­ся). Чтение вступительной статьи А.И. Ревякина о писателе, воспоминаний о нем Л.Н. Толстого, Г.И. Россолимо, И.А. Бу­нина, К.И. Чуковского (с. 297—301).

Сооб­щение о доме-музее А.П. Чехова в Москве (рубрика «Литературные места России», ч. 2, с. 274—275).

Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Причины перемен поведения Очумелова. Осмеяние лицемерия, чинопочитания, тру­сости и угодничества.

Словарная работа



Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Хамелеон».

Понимать: нравственную проблематику рассказа; отношение автора к героям.

Уметь: строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; просле­живать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; выяснять значение незнакомых слов


Сообщения, выразитель­ное чтение, анализ тек­ста, вопросы и задания

1—2

(с. 301),

1-2

(с. 304-305)


Вопрос

и

зада-ние

(с. 304), вопрос 3

(с. 305)


36

1


Сред-ства созда-ния коми­ческо-го в расска-зе А.П. Чехо­ва «Хаме­леон»

2


Урок-прак­тикум

3


Развитие понятия о юморе и сатире. Сред­ства создания комического в рассказе. Ди­намичность композиции. Сценичность диа­логов. Повторы. Точность, лаконичность, образность языка. Роль детали. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики. Речь персонажей как сред­ство их характеристики. Прием контраста. Понятие о «хамелеонстве». Иллюстрации к рассказу


4


Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия юмор, сатира, ирония.

Понимать: сатирический пафос произведе­ния; отношение автора к героям; роль заку­лисного персонажа (генерал) в рассказе.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

5


Пересказ,

во­прос и задание

(с. 304),

во­прос 3

(с. 305)

6


Вопросы

и

задания

4

(с. 305),

1-2

(с. 309),

3

(с. 311),

4

(с. 311, руб­рика «Лите­ратура, живо­пись, театр, кино»)


7


37



Смеш-ное и груст-ное в расска-зах А.П. Че­хова «Зло­умыш­лен-ник», «Тос-ка», «Раз-маз­ня»




Урок вне­класс­ного чте­ния



Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Выразительное чтение по ролям рассказа «Злоумышленник». Смысл названий расска­зов. Изобразительно-выразительные сред­ства, их роль в произведениях. Речь героев как источник юмора. Способы проявления авторского отношения к героям. Словарная работа.

Чтение воспоминаний М. Горького об А.П. Чехове (с. 309—310). Иллюстрации к рассказам



Знать: сюжеты и содержание рассказов «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Понимать: позицию автора и его отноше­ние к героям.

Уметь: выразительно читать по ролям и пересказывать тексты; выявлять осо­бенности стиля чеховских рассказов; ха­рактеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль



Выразитель-ное чтение по ро­лям, характе­ристика героев, анализ

тек­ста, вопросы и задания

1-2

(с. 309),

1-2,4-6

(с. 310-311), 1-3

(с. 311, рубрика «Ли­тература, жи­вопись, театр, кино»)



Создание кино-сценария по одному из рассказов А. П. Чехова, задания

2—3

(с. 313),

2-3

(с. 316), выра­зительное чте­ние наизусть

одного из сти­хотворений русских поэ­тов Х1Х века о родной природе



38,

39


«Край ты мой, роди-мый край...»


Уро­ки-прак­тику­мы


Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания. Изобразитель­но-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Развитие понятия о лирике. Обуче­ние анализу лирического текста. В.А. Жуков­ский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край...», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала...». И.А. Бунин «Родина». Репродукции картин и стихотворения на форзацах учебника



Знать: содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихо­творение наизусть.

Понимать: настроения, выраженные авто­рами в стихотворениях.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литера­туры, музыки и живописи


Выразитель­ное чтение наизусть, анализ

тек­ста, вопросы и задания

1—2

(с. 313),

1,3

с. 316)


Чтение статей об И.А. Бу­нине

(с 3-7)1, рассказа «Цифры», за­дание

2

(с. 8)

1

2

3


ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

(22 часа)

4

5

6

7


40



И.А. Бу­нин. Рас-сказ «Цифры»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово об И.А. Бунине. Сообщение о писа­теле на основании высказываний К.Г. Пау­стовского. Рассказ «Цифры». Своеобразие образа рассказчика (рассказ от 1-го лица). Психологизм рассказа. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаи­мопонимания детей и взрослых, авторское решение этой проблемы. Смысл названия произведения. Комментированное чтение. Словарная работа


Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; сюжет и содержание расска­за «Цифры».

Понимать: смысл названия рассказа; гу­манистический пафос произведения; от­ношение автора к героям.

Уметь: выразительно читать и переска­зывать текст; сопоставлять рассказ с дру­гими литературными произведе-ниями (Л.Н. Толстой «Детство»); строить развер­нутые высказывания на основе прочитан­ного; аргументировать свою точку зрения



Выразитель­ное чтение, анализ

тек­ста, вопросы и задания

1—2

(с. 18),

1-3

(с. 18, рубрика «Развивайте дар слова»)


Зада-ние

3

(с. 18)


41


И.Л. Бу­нин. Рас­сказ «Лап­ти»


Урок вне­класс­ного чте­ния


Чтение и обсуждение отзывов на рассказы И.А. Бунина (по заданию 3, с. 18).

Образ Нефеда: готовность к самопожертвованию, решительность, находчивость, сострадание, скромность. Роль детали (красные лапти), природы в рассказе


Знать: сюжет и содержание рассказа «Лапти».

Понимать: гуманистический пафос произ­ведения; отношение автора к герою.

Уметь: выразительно читать текст; сопо­ставлять образ героя с образами героев дру­гих литературных произведений (Л.Н. Тол­стой «Детство», образ Натальи Саввишны)



Выразитель-ное чтение, анализ текста, характе­ристика героя


Сообще-ние о жизни и творчестве М. Горького, чтение пове­сти «Детство»


42


1


М. Горь­кий. По-весть «Дет-ство». «Свин­цовые мер-зости жиз-ни»

2


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


3


Слово о М. Горьком (сообщения учащихся). Чтение статей «Из воспоминаний и пи­сем...», «...Из писем М. Горького Павлу Максимову» (с. 19-22). Сообщение о му­зее-квартире писателя в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 275—276). Автобиографический характер повести «Детство». Особенности повествования. Портрет как средство характеристики героев (бабушка, дед). Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Образ деда Каширина. Изображение быта и характеров. «Неумное племя». Составление плана характеристики литературного героя. Словарная работа

4


Знать: сведения о жизни и творчестве М. Горького; сюжет и содержание повести «Детство».

Понимать: отношение автора к героям.

Уметь: пересказывать сюжет повести; характеризовать героев и их поступ­ки; составлять план повести; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопостав­лять повесть с другими литературными произведениями (Л.Н. Толстой «Детство», И.А. Бунин «Цифры»); выяснять значение незнакомых слов

5


Сообщения, вопрос и зада­ние к воспоми­наниям и вы­сказываниям о М. Горьком (с. 22), анали­тический пере­сказ, элементы анализа текста, составление плана характе­ристики героя, вопросы и зада­ния

1-3

(с. 83)
6


Вопросы и задания 4

(с. 83),

1-2

(с. 88, руб­рика «Обога­щайте свою речь»)

7


43



М. Горь­кий. По-весть

«Дет-ство».

«Яр-кое,

здоро-вое,

твор-ческое

в рус-ской

жиз-ни»



Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа



«Яркое, здоровое, творческое в русской жиз­ни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Роль антитезы в изображении семьи Кашириных. Контраст между добротой и жестокостью, справедливостью и неспра­ведливостью.

Вера в творческие силы на­рода. Понятие о теме и идее произведения. Иллюстрации к повести. Обсуждение тем и планов сочинения


Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: идею произведения (влияние детства на формирование характера, вера в человека, его творческие силы); пози­цию автора и его отношение к героям. Уметь: определять тему и пересказывать сюжет повести; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять рассказ с ил­люстрациями к нему



Аналитичес-кий пересказ, ха­рактеристика героев по пла­ну, вопросы и задания

4

(с. 83),

1-2

(с. 88, рубрика «Обогащайте свою речь»)


Задание

3

(с. 88, руб­рика «Обога­щайте свою речь»)



44



Анна-лиз эпизо-да повес-ти М. Горь­кого «Дет­ство»


Урок-прак­тикум


Обучение анализу эпизода. Тема эпизо­да, его место в композиции. Роль эпизода в раскрытии идеи произведения. Герои, их поступки и взаимоотношения. Речевая ха­рактеристика героев. Роль деталей, портре­та, пейзажа, изобразительно-выразительных средств в повести. Автор-рассказчик


Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: роль деталей, портрета, пейза­жа в повести; значение эпизода в раскры­тии идеи произведения; роль автора-рас­сказчика; отношение автора к героям.

Уметь: выделять эпизод в тексте произве­дения, пересказывать его, определять тему, место и значение в композиции произведе­ния; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-вырази­тельные средства и определять их роль



Аналитичес-кий пересказ, ха­рактеристика героев, анализ текста


Анализ эпизода повести М. Горь­кого «Дет­ство»


45

1


Леген-да

о Данко из расска-за М. Горь­кого «Ста­руха Изер-гиль»

2


Урок вне­класс­ного чте­ния

3


Понятие о романтическом характере. Леген­да о Данко как утверждение подвига во имя людей. Романтический сюжет легенды и романтический образ Данко. Изобрази­тельно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, ги­перболы), их роль в произведении. Контраст света и тьмы. Черты фольклора в легенде.

Иллюстрации к легенде


4


Знать: сюжет и содержание легенды о Данко; теоретико-литературные понятия легенда, романтический герой.

Понимать: идею легенды (идея подвига во имя общего счастья); позицию автора и его отношение к герою.

Уметь: выразительно пересказывать легенду, определять ее тему и идею; ха­рактеризовать героев и их поступки; сопо­ставлять легенду с иллюстрациями к ней; находить в тексте изобразительно-вырази­тельные средства и определять их роль

5


Вопросы и за­дания

1—3

(с. 87-88),

4-5

(с. 88, рубрика «Обогащайте свою речь»)

6


Чтение рассказа Л.Н.

Андрее­ва «Кусака»

7


46




Л.Н.Ан­дре-ев. Рас-сказ

«Куса-ка»



Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа



Своеобразие личности Л.Н. Андреева. Чтение воспоминаний К.И. Чуковского о писателе (с. 89—90).

Значимость проблем, поставленных Л.Н. Андреевым. Развитие в его творчестве традиций русской классиче­ской литературы. Рассказ «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим. Бессердечие героев. Изобразительно-

вы­разительные средства, их роль в рассказе. Ведущая роль олицетворения



Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Андреева; сюжет и содержание рас­сказа «Кусака»; способы создания образа Кусаки.

Понимать: гуманистический пафос произ­ведения; отношение автора к героям.

Уметь: выразительно читать и переска­зывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в настроении и поведении героев; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему



Аналитичес-кий пересказ, ха­рактеристика героев,

во­просы и зада­ния

1-2

(с. 91),

1-4, 6

(с. 99)




Задание

5

(с. 99),

со­общение о жизни и творчестве В.В. Маяков­ского



47




В.В. Мая­ковс-кий. Стихо-тво­рение «Не­обы-чайное прик-люче­ние, быв­шее с Вла­дими-ром Мая­ковс-ким летом на даче»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово о В.В. Маяковском (сообщения уча­щихся). Чтение вступительной статьи о пи­сателе (с. 100—102).

Сообщение о Государ­ственном музее В.В. Маяковского в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 277).

Чтение статьи «В творческой лабо­ратории В.В. Маяковского» (с. 102—105).

«Необычайное приключение...». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и об­щества. Своеобразие стихотворного ритма. Словотворчество Маяковского. Яркая

ме­тафоричность произведения. Юмор в сти­хотворении. Роль фантастики. Своеобразие художественной формы стихотворения, ритмики и рифмы. Изобразительно-выра­зительные средства (гиперболы, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись), их роль в поэтическом тексте. Словарная ра­бота



Знать: сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского; теоретико-литератур­ные понятия ритмика, рифма. Понимать: гуманистический пафос произ­ведения.

Уметь: выразительно читать стихотво­рение, определять его тему (назначение поэзии) и идею (противостояние серости жизни); характеризовать героев и их по­ступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять стихо­творение с иллюстрациями к нему


Сообщения, выразитель­ное чтение, анализ

тек­ста, вопросы и задания

1—2

(с. 109),

1-2

(с. 109-110, рубрика «Раз­вивайте дар слова»),

2

(с. 112, рубрика «Обогащайте свою речь»), вопросы рубри­ки «Литература и другие виды искусства»

(с. 112)


Вырази­тельное чтение сти­хотворе-ния В.В. Мая­ковского «Хоро-шее отноше-ние к лоша-дям»


48

1


В.В. Мая­ковс-кий. Стихо­творе-

2


Урок вне­класс­ного чте­ния
3


«Хорошее отношение к лошадям». Свое­образие стихотворного ритма. Яркая зву­копись, игра слов. Понятие о лирическом герое. Два

4


Знать: теоретико-литературные понятия лирический герой, ритмика, ритм, звукопись. Понимать: гуманистический пафос

5


Выразитель­ное чтение, анализ

тек­ста, вопросы и задания

6


Чтение рассказа А.П. Плато­нова «Юшка»
7




ние «Хо-рошее отно-шение к лоша­дям»





взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя. Злободнев­ность стихотворения. Изобразительно-

вы­разительные средства (гиперболы, звуко­пись), их роль в стихотворении


произ­ведения.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ние, определять его тему (противостояние гуманизма и бессердечия) и идею (сочув­ствие, сострадание, добро вселяют веру в жизнь); находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль



1—3

(с. 111-112),

1

(с. 112, рубрика «Обогащайте свою речь»)




49


А.П. Пла­тонов. Рас-сказ «Юш-ка»



Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа




Слово об А.П. Платонове. Чтение всту­пительной статьи о писателе (с. 113—115).

Рассказ «Юшка». Особенности жанра произ­ведения. «Юшка» и произведения фолькло­ра - общее и различное. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незамет­ный герой с большим сердцем. «Детскость» героя. Речевая характеристика героя. Осо­знание необходимости сострадания и ува­жения к человеку. Роль образов природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпите­ты), их роль в рассказе. Составление плана рассказа.

Иллюстрации к рассказу



Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рас­сказа «Юшка».

Понимать: гуманистический пафос произ­ведения; отношение автора к героям; роль образов природы в рассказе.

Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на ос­нове прочитанного; аргументировать свою точку зрения; находить в тексте изобрази­тельно-выразительные средства и опре­делять их роль; сопоставлять рассказ с фольклорными произведениями



Выразитель­ное чтение, элементы ана­лиза текста, вопросы

1—2

(с. 115),

1,3 (с. 123)



Вопросы

и

задания

2, 4

(с. 123)



50


1


А.П. Пла­тонов. Рас-сказ «В пре­крас-ном и ярост­ном мире»


2


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа

3


Автобиографичность рассказа «В прекрас­ном и яростном мире». Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Вечные нравственные ценности.

Положи­тельный герой. Талант мастера и человека в рассказе. Идея доброты, взаимопонима­ния, жизни для других. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова. Смысл названия рассказа. Роль изобразительно-выразитель­ных средств в рассказе.

Словарная работа


4


Знать: сюжет и содержание рассказа «В прекрасном и яростном мире».

Понимать: гуманистический пафос и смысл названия произведения; отноше­ние автора к героям; своеобразие языка рассказа.

Уметь: определять тему и идею расска­за; выделять в тексте отдельные эпизоды и пересказывать их; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно - выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов

5


Вопросы и задания (с. 137-138)

6


Чтение статей о Б.Л. Па­стернаке (с. 139-141), вопросы и за­дания 1—3

(с. 143)

7


51



Б.Л. Па­стер-нак. Сти-хо­тво-рения «Ни-кого не будет в до-ме…», «Июль»




Урок изуче­ния

но­вого мате- риала, урок-прак­тикум



Слово о Б.Л. Пастернаке. Стихотворения «Никого не будет в доме...», «Июль». Карти­ны природы, преображенной поэтическим зрением Б.Л. Пастернака. Способы создания поэтических образов (олицетворения, срав­нения, метафоры, перифразы, звукопись, детали). Единение с природой в творчестве Б.Л. Пастернака. Словесное рисование




Знать: сведения о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака; содержание стихотворе­ний «Никого не будет в доме...», «Июль». Понимать: настроения, выраженные авто­ром в стихотворениях.

Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произ­ведения литературы, музыки и живописи


Выразитель­ное чтение, анализ текста, вопросы и за­дания

(с. 143)




Чтение авто­биографи-че­ской статьи А.Т. Твардов­ского

(с. 144-146), статей «Из воспо­минаний об А.Т. Твар­довском», «Уроки Твар­довского» (с. 146-147), задания

2—3

(с. 148)


52


А.Т. Твар­дов-ский. Стихо­творе-ния «Снега потем-неют си-ние...», «Июль - макуш-ка лета...», «На дне моей жиз­ни...»



Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово об А.Т. Твардовском. Философские проблемы в лирике поэта. Развитие понятия о лирическом герое. Образы природы в сти­хотворениях «Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Память поколений.

Художествен­ные средства, передающие состояния при­роды и человека.

Подведение итогов жизни. Размышления поэта о судьбе, смысле жизни


Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; теоретико-литератур­ное понятие лирический герой.

Понимать: настроения, выраженные ав­тором в стихотворениях; философскую проблематику произведений.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния; определять их темы; сопоставлять литературные произведения друг с другом (Б.Л. Пастернак «Июль», А.Т. Твардов­ский «Июль - макушка лета...»); находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль



Выразитель­ное чтение, анализ

тек­ста, вопросы и задания

1-2

(с. 148),

1

(с. 149)


Задание

2

(с. 149), чтение

раз­дела «Час мужества» (с. 150-158), задание

1

(с. 158)


53


Час муже­ства


Урок вне­класс­ного чте­ния


Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Героизм, патриотизм, само­отверженность, трудности и радости гроз­ных лет войны в стихотворениях А.А. Ахма­товой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, А.А. Суркова, Н.С. Тихонова и др. Трагиче­ская и героическая тема произведений о Ве­ликой Отечественной войне


Знать: особенности жанра интервью; со­держание стихотворений о Великой Оте­чественной войне.

Понимать: чувства, настроения, интона­ции, выраженные в стихотворениях, их смену; высокий, патриотический пафос произведений; роль поэзии и искусства вообще в военное время.

Уметь: формулировать вопросы для ин­тервью; готовить интервью с участником Великой Отечественной войны; вырази­тельно читать стихотворения




Выразитель­ное чтение, вопросы

2

(с. 158),

1-2

(с. 158, рубрика «Совершен­ствуйте свою речь»)


Задание

3

(с. 158, рубрика «Совершен­ствуйте свою речь»),

чте­ние рассказа Ф.А. Абра­мова «О чем плачут лоша­ди»

1

2

3

4

5

6

7


54




Ф.А. Аб­рамов. Рассказ «О чем

плачут ло­шади»



Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа



Слово о Ф.А. Абрамове. Чтение вступи­тельной статьи о писателе (с. 159—160). Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа «О чем плачут лошади». Разговор автора-рассказчика с Рыжухой. Олицетворение как средство раскрытия об­разов. Роль диалога в композиции рассказа. Горечь автора от утраты народных традиций, искренности, связи человека и природы.

Литературные традиции в рассказе. Словар­ная работа



Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова; сюжет и содержание рас­сказа «О чем плачут лошади»; понятие литературная традиция. Понимать: смысл названия рассказа; гу­манистический пафос произведения; по­зицию автора.

Уметь: определять тему и идею рассказа; пересказывать эпизоды; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать лите­ратурные традиции в рассказе (А.С. Пуш­кин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.); выяснять значение незнакомых слов и вы­ражений



Вопрос к статье о Ф.А. Абрамо­ве, аналитиче­ский пересказ, элементы анализа текста, вопросы и за­дания (167)




Чтение ста­тьи «Из авто­биографии» Е.И. Носова (с. 168-170), рассказов «Кукла», «Живое пла­мя»



55


Е.И. Но­сов. Рас­сказы «Кук-ла», «Жи-вое пла-мя»


Урок-прак­тикум


Слово о Е.И. Носове. Нравственные про­блемы рассказа «Кукла» («Акимыч»). Роль антитезы в рассказе. Протест против рав­нодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Рассказ «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Осознание ог­ромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека. Память о войне. Смысл названий рассказов. Сопоставление стихо­творения К. К. Случевского «Кукла» с рас­сказом Е.И. Носова. Обучение целостному анализу эпического произведения



Знать: сведения о жизни и творчестве Е.И. Носова; сюжеты и содержание расска­зов «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».

Понимать: смысл названий рассказов; гуманистический пафос произведений; позицию автора (боль за человека, горечь от утраты нравственных ценностей). Уметь: определять тему и идею рассказов; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выра­зительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом (К.К. Случевский «Кукла», Е.И. Носов «Кукла»)


Анализ текста, сравнитель­ный анализ произведе-ний, вопросы и за­дания

(с. 170, 176, 179)


Чтение авто­биографи-че­ской статьи Ю.П. Ка­закова

(с. 180-181), статьи «Писа­тели и крити­ки о рассказах Ю.П.Ка­закова»

(с. 181-182), рассказа «Ти­хое утро»


56

1


Ю.П. Ка­заков. Рас­сказ «Ти­хое утро»
2


Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа


3


Слово о Ю.П. Казакове. Рассказ «Тихое утро». Особенности характеров геро­ев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Роль пейзажа в рассказе. Взаимоотношения де­тей. Взаимовыручка как мерило нравствен­ности

4


Знать: сведения о жизни и творчестве Ю.П. Казакова; сюжет и содержание рас­сказа «Тихое утро».

Понимать: нравственную проблематику произведения; отношение автора к геро­ям; искренность писателя. Уметь: анализировать

5


Комментиро­ванное чтение, элементы анализа

тек­ста, вопросы и задания

1—2, 4

(с. 195),

1

6


Задания

3

(с. 195),

2

(с. 196), чте­ние главы из книги Д.С. Лиха­чева «Земля

7











человека. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Речевая характеристика героев. Роль диалога в ком­позиции. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Словарная работа.

Чтение статьи «Из рассказа Ю. Каза­кова "О мужестве писателя"» (с. 196)



рассказ; характери­зовать героев и их поступки; прослеживать изменения в настроении и поведении геро­ев; находить в тексте изобразительно-

вы­разительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов;

сопо­ставлять рассказ с иллюстрациями к нему


(с. 196)


родная»


57



Д.С. Лиха­чев. Главы из книги

«Земля род-ная»



Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа




Слово о Д.С. Лихачеве - ученом, граждани­не. «Земля родная» - духовное напутствие молодежи. Д.С. Лихачев о традициях, сокро­вищах прошлого, о формировании человека в детстве и юности, об открытости русской культуры, о ценности языка, об умении хорошо говорить и писать, о правилах публичного выступления. Публицистика. Воспоминания.

Понятие о жанре мемуаров.

Значение публицистики Д.С. Лихачева



Знать: сведения о жизни и творчестве Д.С. Лихачева; понятия публицистика, ме­муары; содержание цикла «Земля родная».

Понимать: значение трудов Д.С. Лиха­чева; нравственную проблематику,

пуб­лицистический, патриотический пафос произведения.

Уметь: анализировать текст; восприни­мать напутствия и советы Д.С. Лихачева


Комментиро­ванное чтение, вопросы

1—3

(с. 204)


Задание рубрики «Обога-щайте свою речь»

(с. 204), чте­ние рассказа М.М. Зощен­ко «Беда»,

задания

2, 5

(с. 211)


58



М.М. Зо­щен-ко. Рас-сказ «Бе-да»


Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово о М.М. Зощенко. Гоголевские тради­ции в творчестве М.М. Зощенко. Влияние М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова на творчество М.М. Зощенко. Своеобразие языка писателя. Несоответствие реально­сти и мечты в рассказе «Беда». Смешное и грустное в произведении. Способы созда­ния юмористического (значимые название деревни, фамилия героя, игра на несоответ­ствии, диалог)



Знать: сведения о жизни и творчестве М.М. Зощенко; сюжет и содержание рас­сказа «Беда».

Понимать: сатирический пафос произ­ведения; особенности авторской иронии; отношение автора к герою.

Уметь: выразительно читать и анализиро­вать рассказ, определять его тему и идею; характеризовать героя и его поступки


Пересказ, выразитель­ное чтение по ролям, анализ текста, вопросы

1, 3, 4

(с. 211)


Вырази-тель­ное чтение наизусть одного из стихотво­рений поэ­тов XX века о родной природе, вопросы и задания

1

(с. 213), 1,3

(с. 219)


59

1


«Тихая моя Ро­ди-на...». Родная приро-да в

2


Уро-

ки-

прак-

тику-

мы

3


Единство человека и природы. Выраже­ние душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы

4


Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотво­рение наизусть.

Понимать: лирический пафос стихотво­рений.

5


Выразитель-ное чтение на­изусть, элемен­ты анализа

тек­ста, вопросы и

6


Чтение раз­дела «Песни на стихи русских поэ­тов XX века»

7




сти-хо-тво-ре-ниях поэ-тов XX века




русскими поэтами. Чтение фраг­мента статьи К. Г. Паустовского «Заметки о живописи» (с. 212—213). Единство людей и природы перед волшебством обновления в стихотворении В.Я. Брюсова «Первый снег». Одиночество, скрашенное природой, в стихотворении Ф.К. Сологуба «Забелелся туман за рекой...». Одухотворение природы в стихотворении С.А. Есенина «Топи да бо­лота...». Философские размышления в сти­хотворении Н.А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой...». «Смертная связь» человека с малой родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина».

Развитие понятия о лирике



Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; находить общее и инди­видуальное в восприятии природы русски­ми поэтами; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль


задания

1-2

(с. 213),

1-2

(с. 219),

1-3

(с. 219, рубрика «Литература и живопись»)


(с. 220-224), задание

3

(с. 224), со­общения об И.А. Гофф, А.Н. Вер­тинском, о Б.Ш. Оку­джаве


60




Пес-ни

на сти-хи рус-ских поэ-тов XX века


Урок вне­класс­ного чте­ния


Сообщения об И.А. Гофф, Б.Ш. Окуджаве, А.Н. Вертинском.

Лирические размыш­ления о жизни, времени и вечности в сти­хотворениях И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджавы «По Смоленской дороге», А.Н. Вертинского «Доченьки». Изобрази­тельно-выразительные средства, характер­ные для лирических песен (повторы, рефрен (припев), образный параллелизм). Прослу­шивание песен в актерском исполнении, обсуждение



Знать: сведения о творчестве русских поэтов XX века; содержание песен; одну песню наизусть.

Понимать: лирический пафос песен-

сти­хотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических тек­стах изобразительно-выразительные сред­ства и определять их роль


Сообщения, выразитель-ное чтение на­изусть, элемен­ты анализа

тек­ста, вопросы и задания

(с. 224)


Чтение раздела «Из литера­туры народов России» (с. 225-227)


61


1


Из лите­рату-ры на-родов Рос-сии. Твор­чест-во Р. Гам-за­това

2


Урок вне­класс­ного чте­ния

3


Слово о Р. Гамзатове. Размышления поэта об истоках и основах жизни в стихотворени­ях «О моей родине», «Опять за спиною род­ная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...». Особенности художественной образности Р. Гамзатова. Любовь к малой родине, гордость за нее

4


Знать: краткие сведения о жизни и твор­честве Р. Гамзатова; содержание стихотво­рений поэта.

Понимать: патриотический пафос стихо­творений; важность изучения многона­циональной российской литературы.

Уметь: выразительно читать стихотво­рения; находить в поэтических

5


Выразитель­ное чтение, элементы ана­лиза текста,

во­просы

(с. 227)

6


Вырази-тель­ное чтение наизусть од­ного из стихотво-рений

Р. Бёрнса, задание

2

(с. 230)

7











текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль











1   2   3   4