Главная страница

№№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания урока



Скачать 1.01 Mb.
Название №№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания урока
страница 2/4
Дата 28.02.2016
Размер 1.01 Mb.
Тип Урок
1   2   3   4


14


А.С. Пуш­кин «Песнь о вещем Олеге»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


«Песнь о вещем Олеге» — живой, эмоцио­нальный рассказ о старине. Летописный и исторический источники баллады. Худо­жественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания, формы, компо­зиции баллады А.С. Пушкина. Своеобразие языка баллады. Основная мысль баллады. Смысл сопоставления Олега и волхва. Сло­варная работа. Иллюстрации к балладе


Знать: теоретико-литературное понятие баллада; историческую основу, сюжет и содержание «Песни о вещем Олеге». Понимать: аллегорический смысл балла­ды; мысль о тщете земного всевластия. Уметь: выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобрази­тельно-выразительные средства и опре­делять их роль; сопоставлять балладу с летописным источником; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстра­циями к нему



Выразитель-ное чтение, во­просы и зада­ния

(с. 86-87)


Составле-ние устного рас­сказа «Па­мятник одно­му из героев "Песни..."» или создание киносце-на­рия по балла­де А.С. Пуш­кина, чтение фрагмента драмы АС. Пуш­кина «Борис Годунов»


15

1


А.С. Пуш­кин. Драма «Борис Году-нов»

2


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа
3


«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монасты­ре). Историческая основа драмы, история ее создания, публикации, сценической жизни. Персонажи драмы. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

4


Знать: теоретико-литературные понятия драма, диалог, ремарка; историю созда­ния, сюжет и содержание драмы «Борис Годунов».

Понимать: значение драмы для русской культуры; отношение автора к героям.

Уметь: выразительно читать текст; пере­сказывать сюжет драмы;

5


Вопро-сы и задания (с. 96-97)

6


Сочинение на тему «Ис­тория России в произ­ведениях А.С. Пушки­на»
7









Характеры Пимена и Григория. Словарная работа. Иллюстрации к драме. Подготовка к сочинению


характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять разные ва­рианты одного текста; сопоставлять лите­ратурное произведение с иллюстрациями к нему









16



А.С. Пуш­кин. Цикл «Пове-сти Белки-на». «Стан­цион-ный смо-три­тель»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


История создания цикла «Повести Белки­на». Развитие понятия о повести. Точность, краткость, мужественность прозы А.С. Пуш­кина. Сюжет и герои повести «Станцион­ный смотритель». Автор и рассказчик в про­изведении. Особенности детали в повести. Комментированное чтение. Элементы ана­литического пересказа текста. Иллюстрации к повести


Знать: историю создания цикла «Повести Белкина»; особенности жанра повести; сюжет и содержание повести «Станцион­ный смотритель».

Понимать: гуманистический пафос пове­сти; отношение автора к героям.

Уметь: выразительно читать и переска­зывать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопостав­лять литературное произведение с иллюст­рациями к нему



Описание иллюстра­ций, вопросы и задания

1—4

(с. 112-113)


Вопросы и задания 5-6

(с. 113),

1-2

(с. 113, рубрика «Обогащайте свою речь»)


17


Анна-лиз эпизо-да пове-сти «Стан­цион-ный смот­ри-тель» (Сам-сон Вырин у Мин­ского, с. 107-109)


Урок-прак­тикум


Комментированное чтение и анализ эпизо­дов повести. Судьба Дуни. Сравнительная характеристика двух эпизодов «Самсон Вырин у Минского». Поведение героев. Ре­чевая характеристика героев. Средства соз­дания образов. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. При­зыв к уважению человеческого достоинства


Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: душевное состояние героя; роль деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в повести; зна­чение открытия темы «маленького челове­ка» для русской литературы; гуманистиче­ский пафос повести.

Уметь: выразительно читать и подробно пересказывать эпизоды повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочи­танному произведению; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений



Вопросы и за­дания

5—6

(с. 113),

1-2

(с. 113, рубрика «Обогащайте свою речь»)


Задание

3

(с. 113, руб­рика «Обога­щайте свою речь»), чтение вступи-тель­ной статьи И.Л. Анд­роникова о М.Ю. Лер­монтове (с. 114-117), сообщение о жизни и творчестве писателя


18


М.Ю.

Лер­мон-тов. Исто-ричес-кое про­шлое


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Сообщение о доме-музее поэта в Москве (рубрика «Литературные места России», ч. 2, с. 272—273). Чтение статьи «Как работал Лермонтов» (с. 118). «Песня про... купца


Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; сюжет и содержание «Песни про... купца Калашникова». Понимать: роль художественных средств, характерных для фольклорных


Пересказ вступитель­ной статьи о М.Ю. Лер­монтове, во­просы к ней (с. 118), сооб­щения, выра­зительное


Вопросы и зада­ния

3—6

(с. 135-136)

1

2

3

4

5

6

7





Руси в «Песне про царя Ивана Ва­силье-вича, моло-дого оприч-ника и удало-го купца Ка-лаш-нико- ва»




Калашникова» - поэма об ис­торическом прошлом Руси. Особенности сюжета поэмы. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Комментированное чтение. Сред­ства создания образов. Обучение вырази­тельному чтению. Иллюстрации к «Песне...»


произведе­ний (зачин, повторы, диалоги, концовка; постоянные эпитеты, образный паралле­лизм), в создании образов; драматический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать произведение; объяснять значение картин старинного быта для понимания характеров, идеи про­изведения; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять литератур­ное произведение с иллюстрациями к нему


чте­ние, элементы анализа текста, вопросы и

за­дания

1-2 (с. 135)




19


Проб-лема долга и че­сти в поэме М.Ю. Лер­монто-ва «Песня про царя Ивана Ва­силье-вича, моло-дого оприч-ника и удало-го купца Ка­лаш-нико­ва»



Урок-бе­седа, урок-прак­тикум


Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Суд царский и суд народный в поэме. Связь поэмы с произведениями устного народ­ного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Понятие о фольклоризме литературы. Комментированное чтение


Знать: сюжет и содержание «Песни...». Понимать: смысл столкновения Калашни­кова с Кирибеевичем и Иваном Грозным; отношение автора к изображаемому; роль фольклорных традиций в произведении.

Уметь: выразительно читать произведе­ние; характеризовать героев и их поступ­ки; объяснять значение устаревших слов и выражений


Выразитель-ное чтение, харак­теристика

ге­роев, вопросы и задания

3—6

(с. 135-136), 1-3

(с. 140, рубрика «Раз­вивайте дар слова»)


Чтение статьи «Чита-тели Лермон-това о своих впечат-лениях» (с. 136-138), выра-зитель­ное чтение стихот-воре­ний поэта


20


1


М.Ю.Лер­мон-тов. Стихо­творе-ния «Мо­литва», «Ан-гел», «Когда волну-ет­ся жел­тею-щая ни-ва...»
2


Урок-прак­тикум

3


Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравне­ния, метафоры, олицетворения, аллитера­ция), их роль в стихотворениях. Лирический герой стихотворения «Молитва». Мелодика стихотворения «Ангел». Впечатления Д.С. Мережковского от стихотворения «Ан­гел». Обучение выразительному чтению, анализу

4


Знать: элементы анализа поэтическо­го текста; содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова; одно стихотворение наизусть.

Понимать: авторское стремление к гармо­нии человека и природы. Уметь: выразительно читать и анализиро­вать стихотворения, определять их жанр; сопоставлять свои впечатления от сти­хотворения «Ангел» с впечатлениями Д.С. Мережковского; находить в поэтиче­ских текстах изобразительно-выразитель­ные средства и

5


Выразитель­ное чтение, элементы ана­лиза текста, вопросы

1—3

(с. 140), зада­ние рубрики «Литература, живопись, скульптура» (с. 140)
6


Вырази-тель­ное чтение одного из сти­хотворе-ний наизусть, задание 4 (с. 140, рубри­ка «Развивай­те дар слова»), выполне-ние иллюстра-ции к
7











поэтического текста. Словесное рисование


определять их роль







стихо­творенияМ.Ю.

Лер­монтова



21



Конт-роль­ная работа по твор­честву А.С. Пуш­кина и М.Ю. Лер­мон-това



Урок конт­роля зна­ний



Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермон­това. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы


Знать: содержание и героев произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отноше­ние авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэ­тические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения


Контроль-ная работа


Сообще-ние о жизни и творчест-ве Н.В. Гоголя, чтение по­вести «Тарас Бульба»


22


Н.В. Го­голь. Това­рище-ство и брат-ство в по-вести «Тарас Буль-ба»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащих­ся). Эпоха и герои повести «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа пове­сти. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому то­вариществу.

Подвиги запорожцев в борьбе за родную землю. Развитие понятия о лите­ратурном герое. Роль портрета, интерьера в изображении героев. Изобразительно-

вы­разительные средства (гиперболы, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), их роль в создании образов. Комментирован­ное чтение. Словарная работа



Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; сюжет и содержание повести «Тарас Бульба».

Понимать: патриотический пафос пове­сти; роль портрета, интерьера, изобрази­тельно-выразительных средств в создании характеров; отношение автора к героям.

Уметь: выступать с сообщениями на ли­тературную тему; выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступ­ки; объяснять значение устаревших и диа­лектных слов


Сообщения, вопросы к ста­тье о

Н.В. Го­голе (с. 144), выразитель-ное чтение, харак­теристика

ге­роев, элементы анализа текста, вопросы и

за­дания

1, 3—5

(с. 210-211)


Вопросы и задания

2, 6

(с. 210-211), составле-ние словарика диалект-ных слов из пове­сти


23

1


Пат-рио­тичес-кий пафос пове-сти Н.В. Гого­ля «Тарас Буль-ба»

2


Урок-прак­тикум

3


Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства. Бескомпро­миссность Тараса Бульбы. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в произведении. Роль пей­зажа. Голос автора в повести. Своеобразие, сочность,

4


Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: роль пейзажа, изобразительно-выразительных средств в создании образов; поэтический характер изображения приро­ды в повести; отношение автора к героям; патриотический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать и переска­зывать

5


Сравнитель-ная характери-стика Остапа и Андрия, художест­венный

пере­сказ, вопросы

и задания

2, 6

(с. 210-211), вопрос

6


Составле-ние устного рас­сказа-харак­теристики одного из ге­роев повести

7










яркость, образность языка. Сочетание юмора, драматизма, трагизма в произ­ведении. Иллюстрации к повести




текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших и диалектных слов; сопоставлять литера­турное произведение с иллюстрациями к нему




рубрики «Литература и другие виды искусства»

(с. 211)







24


Под-готов­ка

к

со­чине-нию по пове-сти Н.В. Гого­ля «Тарас Буль-ба»


Урок раз­вития речи


Обсуждение тем сочинения:

1. Остап и Андрий - братья и враги.

2. «Что такое Тарас?» (В.Г. Белинский)

3. Тарас Бульба - характер, рожденный вре­менем.

4. Три смерти.

5. Лирическое и эпическое в повести
Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

6. Запорожская Сечь. Воплощение автор­ских идеалов.

Составление плана, подбор материалов



Знать: сюжет и героев повести.

Понимать: роль изобразительно-

вырази­тельных средств в создании образов; пози­цию автора, его нравственные идеалы.

Уметь: писать творческие работы; анали­зировать текст и определять его основную мысль; составлять план и подбирать мате­риалы по теме сочинения


Составление плана сочине­ния, подбор материалов


Сочине­ние, чтение рассказа И.С. Тургене­ва «Бирюк», сообщения о жизни и творчестве писателя и по расска­зам цикла «Записки охотника»


25


И.С. Тур­генев. Рас-сказ «Би-рюк»


Урок изуче­ния нового мате­риала, урок-прак­тикум


Слово об И.С. Тургеневе (сообщения уча­щихся). Цикл рассказов «Записки охотни­ка». Взаимоотношения помещиков и кресть­ян. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Портретная и речевая характеристика лесника. Нравственные проблемы в рассказе. Мастерство писателя в изображении картин природы и внутрен­него состояния человека. Изобразительно-выразительные средства (детали, метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения), их роль в рассказе. Смысл названия рассказа. Своеобразие языка рассказа. Словарная ра­бота. Иллюстрации к рассказу



Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева; сюжет и содержание рас­сказа «Бирюк».

Понимать: роль пейзажа, портрета в соз­дании образов; смысл названия рассказа; отношение автора к героям; гуманистиче­ский пафос произведения.

Уметь: выступать с сообщениями на лите­ратурную тему; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразитель­но-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературное произведе­ние с иллюстрациями к нему; сопоставлять описание природы у разных авторов (произ­ведения Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева)


Сообщения, выразитель-ное чтение, харак­теристика

ге­роев, вопросы и задания

1—2, 4, 6

(с. 223)


Вопросы и задания 3, 5, 7

(с. 223)


26


И.С. Тур­генев. Сти-хо-тво-рения в


Урок изуче­ния нового мате­риала, урок-прак­


Понятие о стихотворениях в прозе. «Рус­ский язык». И.С. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и


Знать: особенности жанра стихотворений в прозе; содержание стихотворений в про­зе И.С. Тургенева.

Понимать: авторские критерии нрав­ственности в стихотворениях в прозе. Уметь: выразительно


Выразитель­ное чтение, элементы анализа

тек­ста, вопросы и задания

1—3


Вопросы

и задания 4

(с. 225), 1-2

(с. 226)

1

2

3

4

5

6

7




прозе


тикум


человеческие взаимоотношения. Изобразительно-

вырази­тельные средства, их роль в стихотворениях. Чтение статьи «В творческой лаборатории Тургенева» (с. 225—226)



читать стихотворе­ния в прозе; находить в тексте изобрази­тельно-выразительные средства и опреде­лять их роль


(с. 225)





27


Н.А. Не­красов. Поэма «Рус-ские жен-щины»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-прак­тикум


Слово о Н.А. Некрасове. Поэма «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэ­мы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Особенности композиции поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубец­кой с губернатором Иркутска». Речевая ха­рактеристика героев. Диалог-спор. Словар­ная работа. Иллюстрации к поэме


Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Русские жен­щины»; теоретике-литературные понятия композиция, диалог.

Понимать: восхищение поэта силой духа, мужеством, самоотверженностью, настой­чивостью, непреклонностью, уверенно­стью героини в своей правоте.

Уметь: выразительно читать поэму; харак­теризовать героев и их поступки; анализи­ровать эпизод поэмы; сопоставлять произ­ведения литературы и живописи



Выразитель­ное чтение, анализ эпизо­да, вопросы и задания

1 —3

(с. 244-245)


Вопросы

и задания 4-6

(с. 245)


28

1


Н.А. Не­красов. Стихо­творе-ния «Раз-мыш­ления у

парад-ного подъ-езда», «Вче-раш­ний день часу

в ше­стом...»

2


Урок-прак­тикум

3


«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Значение риторических вопросов и воскли­цаний в стихотворениях. Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэти­ческих текстах. Словарная работа. Чтение статьи «Из воспоминаний А.Я. Панаевой» (с. 249-250)

4


Знать: содержание стихотворений «Раз­мышления у парадного подъезда», «Вче­рашний день часу в шестом...»; историю создания «Размышлений...»; теоретико-литературные понятия риторический во­прос, поэтическая интонация.

Понимать: значение риторических во­просов и восклицаний в стихотворениях; эмоциональный накал, нравственную проблематику произведений.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния, определять их тему и идею; находить в поэтических текстах изобразительно-

вы­разительные средства и определять их роль

5


Выразитель-ное чтение, во­просы и зада­ния

(с. 250)

6


Чтение

баллад А.К. Толсто­го «Василий Шиба-нов», «Михайло Репнин»

7


29




А.К. Тол­стой. Исто-ри­ческие балла-ды «Васи-лий Шиба-нов»,

«Ми-хайло Реп-нин»



Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово об А.К. Толстом. Историческая осно­ва баллад «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел в произведе­ниях. Конфликт «рыцарства» и самовла­стья. Образ Ивана Грозного. Осуждение деспотизма. Верность, мужество, стойкость Шибанова. Правдивость, мужество, благо­родство Репнина. Словарная работа. Чтение статьи «Из высказываний Ф.М. Достоевско­го о М.Ю. Лермонтове» (с. 259—260)




Знать: сведения о жизни и творчестве А.К. Толстого; историческую основу, сю­жет и содержание баллад «Василий Шиба­нов» и «Михайло Репнин». Понимать: нравственную проблематику произведений; позицию автора.

Уметь: выразительно читать баллады; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов; со­поставлять литературные произведения друг с другом («Песня про... купца Ка­лашникова» М.Ю. Лермонтова и баллады А.К. Толстого)




Выразитель-ное чтение, харак­теристика

ге­роев, вопросы 1-8 (с. 260)




Задание

9

(с. 260), чтение «По­вести о том, как один мужик двух генералов прокор-мил» М.Е. Салты­кова-Щед­рина




30


М.Е. Сал­тыков-Щед-рин «По-весть о том, как один му­жик двух гене-ралов про-кор­мил»


Урок

изуче­ния

но­вого

мате­риала, урок-беседа


Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине. Чте­ние вступительной статьи о писателе (с. 261—262). Чтение статьи «Юмор, сатира. О смешном в литературном произведении» (ч. 2, с. 289—290).

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нрав­ственные пороки общества. Паразитизм, тунеядство генералов, трудолюбие и смет­ливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести...». Роль гротеска, гипербол. Речевая характеристика героев. Словарная работа. Иллюстрации к повести



Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содер­жание «Повести...»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония.

Понимать: сатирический пафос произве­дения; позицию автора и его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать сказку; да­вать сравнительную характеристику геро­ев; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему


Выразитель­ное чтение, сравнитель-ная характе-ристика героев, вопросы и за­дания

1—3

(с. 263),

1-4

(с. 273-274), 1-3

(с. 274, рубрика «Обо­гащайте свою речь»)


Вопро-сы

и

задания

5-8

(с. 274)


31

1


М.Е. Сал­тыков-Щед-рин «Ди-кий поме-щик»
2


Урок вне­класс­ного чте­ния

3


«Дикий помещик». Художественное мастер­ство писателя-сатирика в обличении соци­альных пороков. Отражение пореформен­ных процессов в сказке. Смысл названия сказки. Роль гротеска, гипербол в произве­дении. Физическое и нравственное одича­ние помещика. Рабское сознание мужиков. Словарная работа. Чтение

4


Знать: сюжет и содержание сказки «Ди­кий помещик»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония.

Понимать: сатирический пафос произве­дения; позицию автора и его отношение к герою.

Уметь: выразительно читать сказку; характеризовать героя и его поступки; выяснять

5


Выразитель-ное чтение, харак­теристика

ге­роев, вопросы

(с. 276)


6


Подготов-ка вопросов к викторине по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тур­генева, НА. Не­красова, М.Е.
7











статьи «Нужен ли нам Щедрин сегодня?» (с. 275)


значение незнакомых слов и вы­ражений





Салты­кова-Щед­рина



32


1   2   3   4