|
14
|
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
«Песнь о вещем Олеге» — живой, эмоциональный рассказ о старине. Летописный и исторический источники баллады. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания, формы, композиции баллады А.С. Пушкина. Своеобразие языка баллады. Основная мысль баллады. Смысл сопоставления Олега и волхва. Словарная работа. Иллюстрации к балладе
|
Знать: теоретико-литературное понятие баллада; историческую основу, сюжет и содержание «Песни о вещем Олеге». Понимать: аллегорический смысл баллады; мысль о тщете земного всевластия. Уметь: выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять балладу с летописным источником; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему
|
Выразитель-ное чтение, вопросы и задания
(с. 86-87)
|
Составле-ние устного рассказа «Памятник одному из героев "Песни..."» или создание киносце-нария по балладе А.С. Пушкина, чтение фрагмента драмы АС. Пушкина «Борис Годунов»
|
15
1
|
А.С. Пушкин. Драма «Борис Году-нов»
2
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа 3
|
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Историческая основа драмы, история ее создания, публикации, сценической жизни. Персонажи драмы. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
4
|
Знать: теоретико-литературные понятия драма, диалог, ремарка; историю создания, сюжет и содержание драмы «Борис Годунов».
Понимать: значение драмы для русской культуры; отношение автора к героям.
Уметь: выразительно читать текст; пересказывать сюжет драмы;
5
|
Вопро-сы и задания (с. 96-97)
6
|
Сочинение на тему «История России в произведениях А.С. Пушкина» 7
|
|
|
|
Характеры Пимена и Григория. Словарная работа. Иллюстрации к драме. Подготовка к сочинению
|
характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять разные варианты одного текста; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему
|
|
|
16
|
А.С. Пушкин. Цикл «Пове-сти Белки-на». «Станцион-ный смо-тритель»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
История создания цикла «Повести Белкина». Развитие понятия о повести. Точность, краткость, мужественность прозы А.С. Пушкина. Сюжет и герои повести «Станционный смотритель». Автор и рассказчик в произведении. Особенности детали в повести. Комментированное чтение. Элементы аналитического пересказа текста. Иллюстрации к повести
|
Знать: историю создания цикла «Повести Белкина»; особенности жанра повести; сюжет и содержание повести «Станционный смотритель».
Понимать: гуманистический пафос повести; отношение автора к героям.
Уметь: выразительно читать и пересказывать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему
|
Описание иллюстраций, вопросы и задания
1—4
(с. 112-113)
|
Вопросы и задания 5-6
(с. 113),
1-2
(с. 113, рубрика «Обогащайте свою речь»)
|
17
|
Анна-лиз эпизо-да пове-сти «Станцион-ный смотри-тель» (Сам-сон Вырин у Минского, с. 107-109)
|
Урок-практикум
|
Комментированное чтение и анализ эпизодов повести. Судьба Дуни. Сравнительная характеристика двух эпизодов «Самсон Вырин у Минского». Поведение героев. Речевая характеристика героев. Средства создания образов. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства
|
Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: душевное состояние героя; роль деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в повести; значение открытия темы «маленького человека» для русской литературы; гуманистический пафос повести.
Уметь: выразительно читать и подробно пересказывать эпизоды повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений
|
Вопросы и задания
5—6
(с. 113),
1-2
(с. 113, рубрика «Обогащайте свою речь»)
|
Задание
3
(с. 113, рубрика «Обогащайте свою речь»), чтение вступи-тельной статьи И.Л. Андроникова о М.Ю. Лермонтове (с. 114-117), сообщение о жизни и творчестве писателя
|
18
|
М.Ю.
Лермон-тов. Исто-ричес-кое прошлое
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Сообщение о доме-музее поэта в Москве (рубрика «Литературные места России», ч. 2, с. 272—273). Чтение статьи «Как работал Лермонтов» (с. 118). «Песня про... купца
|
Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; сюжет и содержание «Песни про... купца Калашникова». Понимать: роль художественных средств, характерных для фольклорных
|
Пересказ вступительной статьи о М.Ю. Лермонтове, вопросы к ней (с. 118), сообщения, выразительное
|
Вопросы и задания
3—6
(с. 135-136)
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
Руси в «Песне про царя Ивана Василье-вича, моло-дого оприч-ника и удало-го купца Ка-лаш-нико- ва»
|
|
Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. Особенности сюжета поэмы. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Комментированное чтение. Средства создания образов. Обучение выразительному чтению. Иллюстрации к «Песне...»
|
произведений (зачин, повторы, диалоги, концовка; постоянные эпитеты, образный параллелизм), в создании образов; драматический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать произведение; объяснять значение картин старинного быта для понимания характеров, идеи произведения; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему
|
чтение, элементы анализа текста, вопросы и
задания
1-2 (с. 135)
|
|
19
|
Проб-лема долга и чести в поэме М.Ю. Лермонто-ва «Песня про царя Ивана Василье-вича, моло-дого оприч-ника и удало-го купца Калаш-никова»
|
Урок-беседа, урок-практикум
|
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Суд царский и суд народный в поэме. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Понятие о фольклоризме литературы. Комментированное чтение
|
Знать: сюжет и содержание «Песни...». Понимать: смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным; отношение автора к изображаемому; роль фольклорных традиций в произведении.
Уметь: выразительно читать произведение; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений
|
Выразитель-ное чтение, характеристика
героев, вопросы и задания
3—6
(с. 135-136), 1-3
(с. 140, рубрика «Развивайте дар слова»)
|
Чтение статьи «Чита-тели Лермон-това о своих впечат-лениях» (с. 136-138), выра-зительное чтение стихот-ворений поэта
|
20
1
|
М.Ю.Лермон-тов. Стихотворе-ния «Молитва», «Ан-гел», «Когда волну-ется желтею-щая ни-ва...» 2
|
Урок-практикум
3
|
Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллитерация), их роль в стихотворениях. Лирический герой стихотворения «Молитва». Мелодика стихотворения «Ангел». Впечатления Д.С. Мережковского от стихотворения «Ангел». Обучение выразительному чтению, анализу
4
|
Знать: элементы анализа поэтического текста; содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова; одно стихотворение наизусть.
Понимать: авторское стремление к гармонии человека и природы. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жанр; сопоставлять свои впечатления от стихотворения «Ангел» с впечатлениями Д.С. Мережковского; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и
5
|
Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы
1—3
(с. 140), задание рубрики «Литература, живопись, скульптура» (с. 140) 6
|
Вырази-тельное чтение одного из стихотворе-ний наизусть, задание 4 (с. 140, рубрика «Развивайте дар слова»), выполне-ние иллюстра-ции к 7
|
|
|
|
поэтического текста. Словесное рисование
|
определять их роль
|
|
стихотворенияМ.Ю.
Лермонтова
|
21
|
Конт-рольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермон-това
|
Урок контроля знаний
|
Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы
|
Знать: содержание и героев произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения
|
Контроль-ная работа
|
Сообще-ние о жизни и творчест-ве Н.В. Гоголя, чтение повести «Тарас Бульба»
|
22
|
Н.В. Гоголь. Товарище-ство и брат-ство в по-вести «Тарас Буль-ба»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Эпоха и герои повести «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу.
Подвиги запорожцев в борьбе за родную землю. Развитие понятия о литературном герое. Роль портрета, интерьера в изображении героев. Изобразительно-
выразительные средства (гиперболы, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), их роль в создании образов. Комментированное чтение. Словарная работа
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; сюжет и содержание повести «Тарас Бульба».
Понимать: патриотический пафос повести; роль портрета, интерьера, изобразительно-выразительных средств в создании характеров; отношение автора к героям.
Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших и диалектных слов
|
Сообщения, вопросы к статье о
Н.В. Гоголе (с. 144), выразитель-ное чтение, характеристика
героев, элементы анализа текста, вопросы и
задания
1, 3—5
(с. 210-211)
|
Вопросы и задания
2, 6
(с. 210-211), составле-ние словарика диалект-ных слов из повести
|
23
1
|
Пат-риотичес-кий пафос пове-сти Н.В. Гоголя «Тарас Буль-ба»
2
|
Урок-практикум
3
|
Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства. Бескомпромиссность Тараса Бульбы. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в произведении. Роль пейзажа. Голос автора в повести. Своеобразие, сочность,
4
|
Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: роль пейзажа, изобразительно-выразительных средств в создании образов; поэтический характер изображения природы в повести; отношение автора к героям; патриотический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать и пересказывать
5
|
Сравнитель-ная характери-стика Остапа и Андрия, художественный
пересказ, вопросы
и задания
2, 6
(с. 210-211), вопрос
6
|
Составле-ние устного рассказа-характеристики одного из героев повести
7
|
|
|
|
яркость, образность языка. Сочетание юмора, драматизма, трагизма в произведении. Иллюстрации к повести
|
текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших и диалектных слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему
|
рубрики «Литература и другие виды искусства»
(с. 211)
|
|
24
|
Под-готовка
к
сочине-нию по пове-сти Н.В. Гоголя «Тарас Буль-ба»
|
Урок развития речи
|
Обсуждение тем сочинения:
1. Остап и Андрий - братья и враги.
2. «Что такое Тарас?» (В.Г. Белинский)
3. Тарас Бульба - характер, рожденный временем.
4. Три смерти.
5. Лирическое и эпическое в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
6. Запорожская Сечь. Воплощение авторских идеалов.
Составление плана, подбор материалов
|
Знать: сюжет и героев повести.
Понимать: роль изобразительно-
выразительных средств в создании образов; позицию автора, его нравственные идеалы.
Уметь: писать творческие работы; анализировать текст и определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения
|
Составление плана сочинения, подбор материалов
|
Сочинение, чтение рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», сообщения о жизни и творчестве писателя и по рассказам цикла «Записки охотника»
|
25
|
И.С. Тургенев. Рас-сказ «Би-рюк»
|
Урок изучения нового материала, урок-практикум
|
Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимоотношения помещиков и крестьян. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Портретная и речевая характеристика лесника. Нравственные проблемы в рассказе. Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Изобразительно-выразительные средства (детали, метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения), их роль в рассказе. Смысл названия рассказа. Своеобразие языка рассказа. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу
|
Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева; сюжет и содержание рассказа «Бирюк».
Понимать: роль пейзажа, портрета в создании образов; смысл названия рассказа; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.
Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; сопоставлять описание природы у разных авторов (произведения Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева)
|
Сообщения, выразитель-ное чтение, характеристика
героев, вопросы и задания
1—2, 4, 6
(с. 223)
|
Вопросы и задания 3, 5, 7
(с. 223)
|
26
|
И.С. Тургенев. Сти-хо-тво-рения в
|
Урок изучения нового материала, урок-прак
|
Понятие о стихотворениях в прозе. «Русский язык». И.С. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и
|
Знать: особенности жанра стихотворений в прозе; содержание стихотворений в прозе И.С. Тургенева.
Понимать: авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Уметь: выразительно
|
Выразительное чтение, элементы анализа
текста, вопросы и задания
1—3
|
Вопросы
и задания 4
(с. 225), 1-2
(с. 226)
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
прозе
|
тикум
|
человеческие взаимоотношения. Изобразительно-
выразительные средства, их роль в стихотворениях. Чтение статьи «В творческой лаборатории Тургенева» (с. 225—226)
|
читать стихотворения в прозе; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
(с. 225)
|
|
27
|
Н.А. Некрасов. Поэма «Рус-ские жен-щины»
|
Урок изучения
нового материала, урок-практикум
|
Слово о Н.А. Некрасове. Поэма «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Особенности композиции поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Речевая характеристика героев. Диалог-спор. Словарная работа. Иллюстрации к поэме
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Русские женщины»; теоретике-литературные понятия композиция, диалог.
Понимать: восхищение поэта силой духа, мужеством, самоотверженностью, настойчивостью, непреклонностью, уверенностью героини в своей правоте.
Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героев и их поступки; анализировать эпизод поэмы; сопоставлять произведения литературы и живописи
|
Выразительное чтение, анализ эпизода, вопросы и задания
1 —3
(с. 244-245)
|
Вопросы
и задания 4-6
(с. 245)
|
28
1
|
Н.А. Некрасов. Стихотворе-ния «Раз-мышления у
парад-ного подъ-езда», «Вче-рашний день часу
в шестом...»
2
|
Урок-практикум
3
|
«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Значение риторических вопросов и восклицаний в стихотворениях. Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэтических текстах. Словарная работа. Чтение статьи «Из воспоминаний А.Я. Панаевой» (с. 249-250)
4
|
Знать: содержание стихотворений «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...»; историю создания «Размышлений...»; теоретико-литературные понятия риторический вопрос, поэтическая интонация.
Понимать: значение риторических вопросов и восклицаний в стихотворениях; эмоциональный накал, нравственную проблематику произведений.
Уметь: выразительно читать стихотворения, определять их тему и идею; находить в поэтических текстах изобразительно-
выразительные средства и определять их роль
5
|
Выразитель-ное чтение, вопросы и задания
(с. 250)
6
|
Чтение
баллад А.К. Толстого «Василий Шиба-нов», «Михайло Репнин»
7
|
29
|
А.К. Толстой. Исто-рические балла-ды «Васи-лий Шиба-нов»,
«Ми-хайло Реп-нин»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово об А.К. Толстом. Историческая основа баллад «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел в произведениях. Конфликт «рыцарства» и самовластья. Образ Ивана Грозного. Осуждение деспотизма. Верность, мужество, стойкость Шибанова. Правдивость, мужество, благородство Репнина. Словарная работа. Чтение статьи «Из высказываний Ф.М. Достоевского о М.Ю. Лермонтове» (с. 259—260)
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.К. Толстого; историческую основу, сюжет и содержание баллад «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Понимать: нравственную проблематику произведений; позицию автора.
Уметь: выразительно читать баллады; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять литературные произведения друг с другом («Песня про... купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова и баллады А.К. Толстого)
|
Выразитель-ное чтение, характеристика
героев, вопросы 1-8 (с. 260)
|
Задание
9
(с. 260), чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокор-мил» М.Е. Салтыкова-Щедрина
|
30
|
М.Е. Салтыков-Щед-рин «По-весть о том, как один мужик двух гене-ралов про-кормил»
|
Урок
изучения
нового
материала, урок-беседа
|
Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 261—262). Чтение статьи «Юмор, сатира. О смешном в литературном произведении» (ч. 2, с. 289—290).
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм, тунеядство генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести...». Роль гротеска, гипербол. Речевая характеристика героев. Словарная работа. Иллюстрации к повести
|
Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Повести...»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония.
Понимать: сатирический пафос произведения; позицию автора и его отношение к героям.
Уметь: выразительно читать сказку; давать сравнительную характеристику героев; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему
|
Выразительное чтение, сравнитель-ная характе-ристика героев, вопросы и задания
1—3
(с. 263),
1-4
(с. 273-274), 1-3
(с. 274, рубрика «Обогащайте свою речь»)
|
Вопро-сы
и
задания
5-8
(с. 274)
|
31
1
|
М.Е. Салтыков-Щед-рин «Ди-кий поме-щик» 2
|
Урок внеклассного чтения
3
|
«Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков. Отражение пореформенных процессов в сказке. Смысл названия сказки. Роль гротеска, гипербол в произведении. Физическое и нравственное одичание помещика. Рабское сознание мужиков. Словарная работа. Чтение
4
|
Знать: сюжет и содержание сказки «Дикий помещик»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония.
Понимать: сатирический пафос произведения; позицию автора и его отношение к герою.
Уметь: выразительно читать сказку; характеризовать героя и его поступки; выяснять
5
|
Выразитель-ное чтение, характеристика
героев, вопросы
(с. 276)
6
|
Подготов-ка вопросов к викторине по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, НА. Некрасова, М.Е. 7
|
|
|
|
статьи «Нужен ли нам Щедрин сегодня?» (с. 275)
|
значение незнакомых слов и выражений
|
|
Салтыкова-Щедрина
|
32
|
|