Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Запятая в сложном предложении с союзами


Скачать 40.29 Kb.
НазваниеЗапятая в сложном предложении с союзами
Дата20.04.2016
Размер40.29 Kb.
ТипУрок

Тема урока: запятая в сложном предложении с союзами а, и, но и в простом предложении с однородными членами.

Цель урока: развитие у учащихся пунктуационных умений при написании сложного предложения с союзами и простого предложения с однородными членами.

Задачи урока:

  1. развивать умение отличать простое предложение от сложного, систематизировать знания о постановке запятой в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами, развивать умение сопоставлять схему с соответствующим предложением;

  2. развивать внимание, мышление, культуру речи;

  3. прививать навыки использования приобретенных знаний и умений в практических ситуациях.

Оборудование: записанные на доске слоги, заготовки для составления схемы, текст с пропущенными буквами, схемы предложений.

  1. Организационный момент.

  2. Словарная работа.

- Из записанных на доске слогов необходимо собрать слова. Какие?

бо да сво, ка тан пи, маз ал ный.

- Запишите слова под диктовку: лиловый, рояль, фиолетовый, тревого, песчаный, сочинение (в это время 2 ученика пишут слова за разворотами доски).

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (имена существительные и имена прилагательные). Подчеркните: 1 вариант – имена существительные одной чертой, 2 вариант – имена прилагательные волнистой линией. (Проверяется работа учащихся за доской).

3. Проверка домашнего задания.

- Каким было домашнее задание? (Написать пейзажную зарисовку на тему

«Осень»)

- Что такое пейзаж?

- Прочтите свои минисочинения. Лучшие сочинения будут использованы в

классной газете.

- Какие предложения по составу использовали при написании сочинений?

- Как отличить простое предложение от сложного предложения?

- Как могут соединяться части сложного предложения?

- Какие союзы знаете?

4. Формулировка темы и цели урока.

- Отгадав загадки, сформулируйте тему урока.

«Загораживает путь, предлагает отдохнуть». (Точка).

«Выйдет на дорожку, всем подставит ножку». (Запятая).

- Чем будем заниматься сегодня на уроке?

5. Систематизация знаний.

- Составим схему, по которой можно рассказать все о постановке запятой в

сложном предложении и в простом с однородными членами. Для этого соедините вид предложения с нужным союзом

,
Простое предложение с однородными членами

Сложное предложение
а

,но

и



- Используя схему, расскажите правила постановки запятой в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами.

6. Закрепление изученного.

- Ребята, как важен маленький знак препинания – запятая! Вспомните, сказку С.Маршака «Двенадцать месяцев». «Казнить нельзя, помиловать» или «Казнить, нельзя помиловать»?

- Вот и мы должны бережно и правильно расставлять запятые!

- Кому из вас приходилось отправлять телеграмму или получать их?

- Запишем тексты телеграмм самостоятельно, расставив знаки препинания.

Запись под диктовку: 1). Поезд опаздывает на несколько часов, и мы приедем только поздним вечером. 2). Поздравляем с днем рождения и желаем здоровья, отличной учебы, успехов в спорте!

Дети объясняют постановку знаков препинания, выполняют синтаксический разбор предложений.

Физминутка.

  1. для улучшения мозгового кровообращения:

1-2 - голову наклонить назад, 3-4 - голову вперед. Выполнять в медленном темпе.

2) гимнастика для глаз:

Крепко зажмурить глаза, открыть их и посмотреть вдаль.

3) руки за голову, локти свести вперед:

1-2 поворот в сторону, локти развести, 3-4 исходное положение.

7) Упражнения в постановке знаков препинания.

- Ребята, мой сосед Сережа учится в 3 классе и еще не изучал постановку запятых в предложении. Но он получил задание – написать сочинение об осени. Мальчик выполнил работу, но засомневался в правильности расставленных запятых.

(На доске текст с пропущенными буквами в словах)

Наступила з_лотая ос_нь и с д_ревьев оп_дают разноцветные листья. Они ложатся на землю, и п_стреют под н_гами желтыми красными з_леными красками.

- Вставим пропущенные буквы с объяснением. На какую орфограмму пропущенные буквы?

- Верно ли расставил знаки препинания Сережа? (Дети объясняют постановку запятых, исправляют ошибки).

- Выпишите предложения соответственно схемам. Подчеркните в них грамматическую основу.

1 вариант - [ _= и = O, O, O ].

2 вариант - [ = _], и [= _].

После выполнения работы – проверка (индивидуальный опрос).

8. Творческая работа.

(Работа по группам) – Представьте, что вы – сотрудники туристической фирмы. Вам необходимо составить текст рекламы путевок по уголкам нашей Родины (используя сложные предложения с союзами).

Ребята работают в группах. Обсуждаются все предложенные варианты. Лучший текст рекламы записывается в тетрадях, объясняется постановка знаков препинания.

9. Самостоятельная работа.

- Придумайте конец предложения по известному началу: По небу плывут облака и …

- Придумайте простое предложение с однородными членами (1 вариант).

2 вариант – сложное предложение с союзом.

После работы заслушиваются варианты ответов.

10. Итог урока.

- Перед какими союзами всегда ставится запятая?

- Расскажите о правиле постановки запятой при союзе и.

Домашнее задание.

Для слабоуспевающих детей – 1, 2 предложение, для остальных детей – стр.28, упр.2 в «Дидактическом материале». Для одаренных детей – найти в учебнике по чтению 1 предложение сложное, другое – простое с однородными членами, записать эти предложения.