Главная страница

Задача : дать детям представление, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его формы и тяжести. Подвести детей к пониманию «плотности»



Скачать 52.14 Kb.
НазваниеЗадача : дать детям представление, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его формы и тяжести. Подвести детей к пониманию «плотности»
Дата10.02.2016
Размер52.14 Kb.
ТипЗадача

Отправной момент исследования плавучести предметов - «маленькое чудо» - бумажный цветок, раскрывающий в воде свои лепестки.
Чудо – цветок
Из бумаги вырезать цветок. Его лепестки закрутить с помощью ножниц. Получилась лилия.

В емкость с водой аккуратно поместить цветок. Понаблюдать за маленьким чудом – лепестки лилии начинают раскрываться.

- Почему цветок раскрылся?

- Почему цветок не тонет?

- Есть еще предметы, которые не тонут, остаются на поверхности воды?

Дети предлагают различные варианты, опираясь на свой жизненный опыт и знания.

- Как проверить наши предположения?

Решено провести серию опытов «Плавает или тонет».
Плавает или тонет?
Задача: дать детям представление, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его формы и тяжести. Подвести детей к пониманию «плотности».
Материалы: емкость с водой, сундучок с мелкими предметами из различного материала – шарики, пластины, камешки, перышки…

Описание:
Опыт 1: Каждому из детей предлагается выбрать предмет, плавучесть которого он хочет проверить. Сначала высказывают предположение

дети, результат заносится в таблицу. Затем ребенок самостоятельно опускает предмет на воду, чтобы проверить правильность высказываний. Результат заносится в таблицу.
Выводы: Тимофей высказывает гипотезу:

- Вода держит на поверхности легкие предметы, тяжелые удержать не может и они тонут.

- Почему кукольное платье сначала было на поверхности, а потом утонуло?

София:

- Оно сделано из ниточек (ткани).

Дима:

- Ткань промокла, стала тяжелой, поэтому платье утонуло.
Опыт 2: Убрали из емкости утонувшие предметы, оставили только те, что на поверхности, решили посмотреть, что изменится за время нашей прогулки. Перед прогулкой Саша отметила, что у картонки поднялись вверх края. Что будет дальше?

После прогулки, заглянув в емкость с водой, дети замечают – картон утонул.
Вывод: Тимофей:

- Картонка от воды разбухла, стала тяжелой и утонула.

Дети с ним соглашаются.
Опыт 3: Решили оставить до утра в воде перо, деревянную счетную палочку, карандаш.

Утром дети с интересом шли посмотреть – что изменилось?

Катя:

- А почему карандаш утонул? (Карандаш плавал под наклоном погрузившись в воду.)
Вывод: Дети:

- Он набрал в себя воды и стал тяжелым.

Более того, попутно выяснилось, что карандаш легко разделился на две половинки. Почему? Он оказался склеенным из двух частей.

Легкое перо и плоская деревянная счетная палочка не утонули.

Гипотеза: если карандаш почти утонул, а плоская счетная палочка – нет, может быть, плавучесть зависит от формы предмета?

Результат занесли в таблицу. Решили проверить гипотезу о зависимости плавучести от формы предмета.
Опыт 4: Вспоминаем, что кусок пластилина в воде не тонет.

Предлагаю детям придать этому же куску форму чашечки.

Предположения детей противоположные: одни говорят – потонет, другие – нет. Опустив чашечку на воду, видим, что она остается на поверхности. Почему?

Гипотеза, высказывается детьми:

- Там воздух!

- Где же там воздух, ведь этот пластилин тонул. Почему сейчас плавает?

Вывод: тонет предмет или плавает зависит еще и от формы самого предмета.
Опыт 5: Есть предметы, которые тонут, есть – которые плавают. Что будет, если соединить некоторые из них? Потонут или нет? Давайте попробуем провести эксперимент.

Предлагаю

  • платье куклы положить на целлофановый пакет,

  • пластмассовый болтик на пластмассовую крышку,

  • к пластмассовому закрытому пузырьку приложим пластилин,

  • на плоскую деревянную палочку сначала положим резинку для волос, а потом – пуговицу.

Делаем выводы, результаты наших наблюдений заносим в таблицу.
Опыт 6: Пластмассовый пузырек, закрытый крышкой не тонет. Что будет, если крышку снять?

Дети высказывают предположения, ответы разные, приходим к выводу о проверке правильных выводов опытным путем.

Наливаем немного воды – пузырек наклоняется, плавает, погрузившись наполовину в воду. Набираем воды до краев, он

опускается на дно.
Вывод: Паша:

- Помогает держаться на воде воздух, который в пузырьке, когда там только вода – он стал тяжелым, утонул.


Полина:

- А стеклянный пузырек тоже будет плавать?

Дети прогнозируют ответ, затем проверяем опытным путем.

Сравнив вес пластмассового пузырька и стеклянного, делаем
Вывод: Дети:

- Стекло тяжелее, но там воздух, он не дает утонуть и стеклянному и пластмассовому пузырьку.

- Резиновый мяч плавал на поверхности, как вы думаете, почему?

- В нем есть воздух.

- А что будет, если воздух убрать?

София:

– Я купаюсь с уточкой, если в нее попадает вода, она все равно плавает, мяч не утонет.

Проверяем опытным путем – делаем шилом дырку в мяче, набираем через нее воду, мяч тонет.
Вывод: Дети:

– Конечно, ведь в нем нет воздуха, там теперь вода!

После того, как ответ получен, предлагаю поиграть с резиновыми рыбками, в которые тоже можно набрать воды, проверить полученный вывод. Результат получили такой же – с водой внутри рыбки тонули, без воды – плавали.
Опыт 6: На полдник – апельсины. У детей возникает вопрос:

- А апельсин тонет или плавает?

Предположения разные, решаем проверить. Выясняем – апельсин с кожурой плавает. Что будет, если его очистить?

И опять маленькое чудо: апельсин очистили, значит, он стал легче, но уже не плавает, он утонул! Почему?
Степа:

– Я знаю, там воздух. Мне мама говорила.

- А где же там воздух? Когда мы убрали кожуру, апельсин утонул.

- Да, там воздух! Даже большая машина в воде не тонет, если закрыть крышу и окна, чтобы вода не попала. Даже на крыше можно стоять, мне папа говорил!

- Где же все-таки прячется воздух в апельсине с кожурой, что он не тонет?

Ответ дети дать не смогли. Предлагаю разобраться.

Не вдаваясь в подробности, рассказываю детям, что все предметы состоят из маленьких частичек.

В прозрачный стакан насыпаем фасоль. На стенке стакана фломастером делаем отметку – сколько фасоли в стакане. Аккуратно потряхиваем стакан, фасоль укладывается плотнее, по отметке делаем вывод, что места она занимает теперь меньше. Хотя мы не отбавляли ничего от ее количества.

Если частички расположены близко друг к другу, говорят, материал имеет большую плотность. Плотность металла большая, он тонет. Если частички располагаются не плотно – маленькая плотность материала. Плотность дерева меньше, чем у воды, даже большое тяжелое бревно плавает.
Вывод: Если предмет имеет плотность больше, чем у воды – он тонет. Если плотность у предмета меньше. Чем у воды – он плавает.

Апельсину не дает утонуть рыхлая, неплотная кожура, в ней есть воздух. Если кожуру снять, апельсин тонет.

Экспериментов проведено достаточно для того, чтобы подвести общий итог по нашим выводам. С ребенком, который проявлял большую активность и заинтересованность, чем другие дети, готовим мини-доклад. Составляем рассказ, обговариваем и рисуем опорные картинки.