Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Я учитель» |
 Скачать 77.79 Kb. Название | «Я учитель» | Дата | 02.05.2016 | Размер | 77.79 Kb. | Тип | Документы |
|
Эссе
«Я – учитель»
Да, я – учитель и эта фраза вместила в себя всю мою жизнь. Вот уже 21-ый год дети являются объектом моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни.
А что и как делает человека Учителем? Может, это что-то, заложенное свыше, что определяет судьбу? А может это стечение обстоятельств? Франц Кафка как-то сказал: «Всё дело в мгновении. Оно определяет жизнь». И в моей жизни были эти «мгновения», которые определили, кем я буду в ней.
Выросла я в семье, где мама – педагог, педагог с 30-летним стажем, отличник народного просвещения. И вот, перелистывая страницы своего детства, я понимаю, что уже с раннего возраста мне была близка профессия учителя. Вспоминаю, что ещё дошкольницей часто бывала в школе, я любила уже тогда бывать в том особенном мире, где за каждой дверью было что-то интересное: за одной – целое книжное царство – это библиотека, за другой – победные крики детворы, звуки прыгающих мячей – это спортзал; из третьих – слышались спокойные, завораживающие голоса учителей, рассказывающие такие удивительные вещи, и возле них хотелось стоять и слушать – слушать…, что я и делала, разгуливая по коридорам, так как маме мешать было нельзя, она работала. А дома было продолжение этого мира: множество книг, учебников, подготовка мамы к урокам, проверка тетрадей и опять же разговоры о школе, озабоченность проблемами чужих детей: как помочь Тане, Ване, как направить на правильный путь не только ученика, но и его родителей, как заинтересовать, увлечь.
Думаю, что уже тогда я невольно «заражалась» тягой к педагогике, уже тогда закладывались основы профессии и любовь к детям.
А потом были школьные годы. Призвание… Любимая работа… Дело всей жизни… Всё это воплощалось для меня в слове «Учитель». Поэтому после окончания школы не стоял вопрос: «Кем быть?» Я точно знала, что буду только учителем, хотя понимала, какой это тяжёлый и ответственный труд, но это не остановило, а скорее вдохновило на выбор именно этой профессии. А мама всей своей жизнью помогала мне увидеть, что учитель – особенная профессия. «В своей работе он соприкасается с самым дорогим, что есть на Земле – ребёнком. От душевной чуткости, мудрости, мастерства учителя зависит здоровье, счастье, развитие таланта и интеллекта ученика» - таковы были наставления мамы.
Сейчас, спустя годы, я думаю, что для того, чтобы выбрать профессию учителя, мало родиться в учительской семье и расти в ней, надо ещё иметь любовь к избираемому делу.
А с чего она начинается? Может быть с удачи? Наверное, и с этого тоже. Большой жизненной удачей в мои школьные годы были замечательные люди, это – мои наставники, учившие меня. Я каждый день видела, с какой любовью, «сочетая сердечность с мудростью», они пробуждали мысль, желание к творчеству, к движению; они были моими проводниками в мир взрослых. Мои наставники личным примером, истинным служением, с любовью к делу показали мне дорогу, по которой надо двигаться, и теперь я твёрдо убеждена, что любовь к учительской профессии в немалой степени у меня зародилась и от них.
Были и ещё «мгновения», которые определили мою жизнь… Тогда, ещё до окончания школы…
В своём школьном детстве был предмет, который я не любила, это была математика, но это не потому, что уроки были скучными, или учитель был не очень добр. Нет, уроки были обычные, не хуже и не лучше других, и учитель знал отлично свой предмет, и некоторые мои одноклассники решали и считали хорошо и успешно, хотя и далеко не большинство. Но математику я не любила, на уроках чувствовала себя некомфортно. Да и учитель не скрывал своего недовольства, подходя к моей парте во время контрольной, заглядывая в тетрадь, к доске почти никогда не вызывал. Я чувствовала себя несчастной. Не было для меня на этих уроках того, что так дорого в детстве, хотя и не замечаемо, что составляет основу детского счастья, - не было моей гармонии с миром. Я жила на этих уроках сама по себе.
Но разве можно жить на свете без счастья? Особенно, если ты – маленькая худенькая девочка с тоненькими косичками?
И вот именно тогда мне так захотелось, чтобы и я, и все мои одноклассники, и все вокруг были счастливы, чтобы всем вокруг было уютно и тепло. Мне захотелось стать учителем, который дарил бы детям счастье. С годами эта мечта крепла, а впоследствии осуществилась.
Я получила профессию учителя, но им ещё надо было стать.
«Так трудно Богом быть, учителем – трудней», - сказал А.В.Заруба, победитель конкурса «Учитель года России – 1992», с чем я вполне согласна теперь, спустя 20 лет, а тогда…
И я старалась, я изо всех сил, училась, советовалась, консультировалась у опытного педагога-наставника, учителя, который вёл параллельный класс и, к счастью, всегда был рядом. Более того, подражала, копировала, посетив у неё урок – буквально дублировала его в своём классе. А результат? Нет, он меня не удовлетворял, таких результатов, как у мастера не было. И даже сейчас, рассматривая сохранившиеся тетради своих тогдашних первоклассников, мне стыдно за мой тот «профессионализм», хотя все они стали хорошими людьми, есть и четыре педагога. Шло время. С годами стала понимать, чего мне не хватает, как мало я знаю и умею, как трудно постичь эти тонкости работы с детьми. Глядя на детей, я понимала:
«…их мало видеть, в них нужно всмотреться,
Должно добротой наполниться сердце.
Их мало послушать, в них вслушаться нужно,
Чтоб с детской душой жить согласно и дружно»
Но эту душу надо было ещё научиться понимать, нужно было научиться себя отождествлять с ребёнком, научиться инициативно и гибко воздействовать на него, без этого невозможно успешно ни обучать, ни воспитывать.
Постепенно, со временем это приходило, очень помогло вникнуть в эти тонкости окончание мною факультета психологии СГА. И вот прошло более 20 лет. Я постигла и постигаю на практике тонкости мастерства. Я понимаю, что настоящий учитель - это тот, у кого на уроках счастливы все ученики: умные и не очень, талантливые и не совсем. У хорошего учителя дети спокойны, уверенны, доброжелательны к себе и к миру. А достичь этого, ох как трудно! Не скрою, иногда возникала мысль: почему я должна тратить молодость, лучшие годы на этих мальчишек и девчонок, которые и спасибо тебе не скажут, не поздороваются при встрече. Признаюсь, были случаи, когда срывала на них своё раздражение, особенно когда они в окно смотрят или зевают, а ты душу в рассказ вкладываешь. Раз сорвалась, другой – и прежнего контакта нет. Словно чужие, словно не разбивалась я для них в лепёшку… Но нет, сейчас приятно в письмах моих выпускников читать: «Письму и чтению учила, была особая в Вас сила…», «Мой Учитель, я Вас помню, люблю, уважаю…»
В моём понимании, настоящий учитель тот, кто хочет и умеет дарить детям счастье.
Каждодневный труд учителя - не уроки давать, а души детей воспитывать, и при этом очень важно уметь расположить к себе детей, что зависит даже от того, как я говорю детям «здравствуйте», выражая душевную приязнь, кому-то надо пристально поглядеть в глаза, чтобы увидеть самочувствие и готовность к работе, кого-то за что-то похвалить, и только тогда начинаю урок. Я должна почувствовать, когда ребёнок раскрыл своё сердце и готов воспринимать мои ценности. И ещё, очень важное, что усвоила я: это смысл одного высказывания: «Если вы желаете научить детей, то это Божий крест, а если вы желаете учиться вместе с детьми, то это Божий дар». А потому не могу, как прежде, просто учить детей, я должна учиться вместе с ними, помогать находить знания, помогать преодолевать трудности, научить их делать собственные открытия, а в итоге дать ощутить свою значимость, «самоценность», осознать то, что ребёнок может быть не просто учеником, но и открывателем, и созидателем, и творцом.
Это, собственно, и определяет на сегодня сущность моего подхода и к образованию вообще, и к методам обучения. Ведя детей к поставленной цели на уроке или делая любое дело, стараюсь создать ситуацию успеха: «Сумеем сделать это?» - «Сумеем!» - загораются дети (важно зажечь их, помочь захотеть сделать, а потом полюбоваться сделанным – это может быть важнее всего). А по ходу работы подхожу к каждому ребёнку, порой шепчу им что-то ласково. Каждому! Ласка. Мы забываем в повседневной школьной жизни, что лаской можно добиться чего угодно от любого – самого упрямого, злого, запущенного ребёнка. Ласка делает лучше всех: и того, кто её принимает, и того, кто её отдаёт. Учитель должен быть ласковым.
Никогда не забываю одобрить, похвалить, а то и восхититься работой детей: «Отлично! Поработали на славу!» Порой это делаю в сравнении с предыдущей работой каждого, чтобы дети видели успех, свой рост (сравниваю только с самим собой). Каждый ребёнок действительно талантлив, я убеждена в этом, если кому-то требуется его талант. Необходимо быть учителем, которому нужны талантливые дети. Разбудить, востребовать талант. Ведь ещё Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
Учитель должен быть искренним, добрым человеком. Просвещение делает человека умнее, но не делает лучше. Лучше человека делает только человек. И не просто человек, а личность. Личность, яркая индивидуальность, важно иметь талант восприятия ученика, обращаться с ним, как с равным себе, даже если это не так, ученики должны почувствовать, что учитель уважает их «Я» и не ставит себе этого в заслугу, без этого личность не воспитать.
В педагогическом училище, институте любили повторять: школа – это праздник, который всегда с тобой. А теперь я вижу, что это бесконечный марафон, где бесконечно «надо», «надо»… Но эти мальчишки и девчонки, ради которых мы разбиваемся в лепёшку, - и есть тот самый праздник, что всегда со мной. Да, праздник, с пачками тетрадей, с дежурствами, с тысячами самых разных обязанностей. Я не сразу осознала и почувствовала это: долгий тернистый путь вёл меня к такой ясной теперь истине. Бывало, попадая в непросветную круговерть дел, спрашивала себя: «А ты не жалеешь, что стала учителем, что не выбрала другую дорогу?» И, отметая всё мелочное, сиюминутное, понимала и понимаю, что несмотря ни на что, нет для меня иной судьбы, иной жизни. Быть учителем мучительное, но удовольствие. Я счастлива, что эстафету служения детям приняли мои ученики.
В руках учителя – будущее наших детей, в руках учителя – будущее нашей России. Новые стандарты предъявляют высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы – мы идем навстречу качественным изменениям. Работая над эссе, я задумалась: «А готова ли я работать в нашей новой школе, готова ли я учиться, готова ли я совершенствовать свое мастерство. На все эти вопросы я с уверенностью отвечаю: «Да!» Изменилась ли наша профессия за последние десятилетия? И да, и нет. С одной стороны, казалось бы, назначение учителя всё в том же – учить, воспитывать, развивать, с другой – содержание учительской профессии уже другое. Миру не нужны люди с готовым багажом знаний, а нужны те, кто умеет добывать эти знания, добывать всю жизнь, люди мобильные и коммуникабельные, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях, а основы всего этого должны заложить мы, таков социальный заказ общества. Лев Николаевич Толстой писал: «Лучшая методика та , которой вы владеете». И чтобы учить других , нужно быть самому методически грамотным человеком. Профессия учителя всегда даёт возможность учиться, развиваться, самосовершенствоваться. В эпоху компьютерных технологий нельзя отставать, нужно идти в ногу со временем. С введением в школы федерального государственного образовательного стандарта я овладела проектной технологией с использованием ИКТ, технологией интеллект – карт с помощью Concept Draw, MindMap.ru., системой инновационной оценки «портфолио», технологией личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода. Я в течение многих лет всегда повышаю свою квалификацию, стараюсь быть разносторонним человеком и все свои знания донести до своих учеников. И как бы не складывалась моя жизнь дальше , но любовь и уважение моих учеников - высшая награда для меня. И где бы я не была , всегда с гордостью говорю : « Я – учитель.» По мнению педагога и общественного деятеля Ямбурга Е.А.: «Учитель ныне – это другая профессия, это специалист по ребёнку», и потому хочется обратиться к коллегам:
Учитель - всё в твоих руках,
В твоих ладонях будущее наше,
Учитель, воспитай ученика,
Чтоб процветала Русь, Россия наша. |
|
|