Главная страница

Воспитание у детей представлений о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе



Скачать 62.38 Kb.
НазваниеВоспитание у детей представлений о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе
Дата03.05.2016
Размер62.38 Kb.
ТипДоклад

МУНИЦИПАЛЬ НОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ № 10

У:

Доклад на тему: «Воспитание у детей представлений о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе»

Воспитатель: Серёгина Т. С.


Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т.п. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него задач.

А как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? И мы уже все заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. На лицо парадокс: мы должны детей учить в мире и дружбе, которого не знаем сами, - в мире будущего.

Так уже теперь устроено, что нашу жизнь регулирует материальная сторона, но не надо забывать, что есть вещи, о которых надо постоянно думать. Мы стареем, но ведь только добрые дети могут обеспечить в дальнейшем нашу старость. Недаром: есть и гласит пословица: «Какое воспитание, такая и старость».

Сегодня не просто воспитывать детей с прекрасными качествами. Почему? На мой взгляд, развитие каждого качества нуждается в своих условиях, но в целом формирование благородного человека происходит в атмосфере добра и доверия.

Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства они распространяли не только на себе, а умели сострадать людям, быть милосердными.

«Что такое милосердие? Это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбие», /словарь Ожегова/

Я считаю своей задачей воспитывать у детей эту готовность, желание заботиться о других. Для этого я провожу беседы с детьми о добрых поступках людей, часто ставлю каждого ребенка на место другого: «А ты бы как поступил? А ты что бы ответил?»; когда разбираем конфликтную ситуацию: «Тебе было бы приятно, если бы,.,».
Стремлюсь обогатить речь детей такими словами , как «добрый», «чуткий», «отзывчивый».

А когда я читала ребятам «Азбуку нравственности», особое внимание обратила на слова: «Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь».

Поступки детей не всегда бывают справедливыми, добрыми. Приведу пример: « Дима сказал Катиной маме: «Вашу Катю сегодня наказали». В его

голосе не было и сожаления, он даже радовался. На следующий день я рассказала, что Катина мама работает в водоканале. Работа у неё такая же ответственная, как и моя. Поэтому мама очень устает. Сегодня Дима расскажет Катиной маме, как хорошо танцевала Катя, и ей очень будет приятно. А от радости у человека и усталость проходит. Мальчик выполнил мою просьбу и действительно, все ребята увидели, как улыбалась Катин мама».

Вадим разбил чашку. Остальные дежурные побежали мне жаловаться. Никто не помог расстроившему мальчику, никто его не успокоил, хотя все ребята знают, что наказание плохо, неприятно. Я объяснила ребятам: «Ведь Вадим это нечаянно. Ему и так стыдно, а вы ещё злорадствуете, лучше бы помогли товарищу».

Часто в работе я прибегаю к такому приему, вывешиваю в группе «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий с аппликацией. И рядом ставлю коробочку с наличием: мелких предметов: ракушек, камушек... За каждое сделанное доброе дело в мешочек надо поместить мелкий предмет. Итоги подводятся каждый день. В данном случае - мешочек не используется как средство поведения детей на показ. Добрых дел ребенок может совершить целое множество: поделиться конфетой, помочь своему другу, пожалеть когда плохо, защитить, оказать помощь и т.д. главное, надо заметить, оценить, поддержать, похвалить, пожать ему руку.
В повседневной жизни я с детьми провожу упражнения, которые учат детей замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним, желать им добра, делать комплименты. Например, игра «Комплименты». Сидя в кругу дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: «У тебя такие красивые туфли», или «С тобой так хорошо играть». Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень

приятно!». Затем, он дарит комплимент своему соседу. Упражнение
проводится по кругу.

Разнообразны пути воспитания у ребят добрых чувств. Чем больше творчества вкладываешь в этот поиск, тем ощутимей результаты. Всем нам не хватает мечты, устремления в будущее.

О чем сегодня мечтает ребенок? Прежде чем ответить на этот вопрос, хочется проанализировать мечты современных детей. Они мечтают о подарках ко дню рождения. Другие хотят велосипеды. Но есть и такие, которые мечтают о друге. К сожалению таких мечтателей немного. Но благодаря мечте дети способны преодолеть лень, выработать волю и целеустремленность.

Меня, со своими воспитанниками объединяет мечта, которая постепенно превратилась в игру, - это город Добра. Мы вместе мечтаем о Городе, где нет зла, где все дружат, где сбываются мечты. Дети сами придумывают, кто в этом Городе будет жить и что делать. Придумывают, кто кем хочет в этом Городе быть, чем заниматься. Многие поселяют в нем все, что они любят, и всех, кого любят. Мечтают о том, что Город будет красивым. Но красоту надо беречь и защищать. И мы с детьми, начинаем обсуждать, что именно нужно защитить. Землю, цветы, деревья, добрых людей с добрым сердцем, мир, книги...

На вопрос, что нужно сделать, чтобы все это защитить, дети отвечали так: деревья растить, цветы поливать, хранить, помнить, не воевать, не ссориться, делать всем добро, книги хорошие читать и не рвать, говорить только доброе, делать добрые дела, ничего не разрушать и со всеми дружить.

Кто знает, может, все, о чем мы мечтали сбудется, и когда-нибудь мы увидим такой Город? Кто знает... Но то, что мы мечтаем не зря, я знаю точно.

Большое влияние на развитие добрых чувств у детей оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребята сопереживают успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желают им победы. "Гак формируется у них представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Часто герои рассказов, сказок переживают от того, что другим вред, и мучаются, пока не искупят свою вину.

Несколько раз я рассказывала детям ненецкую сказку «Кукушка» - о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих черствых, недобрых сыновей. Все дети поняли вину сыновей и осудили их. И поэтому мой вопрос: «Вам жалко сыновей?» - удивил детей. Но я хотела, чтобы ребята, осознавая их вину, все же испытывали к ним чувство жалости и сострадания. И в конце беседы подвела детей к выводу: «Действительно, дети сами виноваты в том, что произошло, но ведь их жаль: они остались без матери».

Я стараюсь воспитывать в детях заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите. Отношение к близким пыталась раскрыть с помощью таких произведений, как «Посидим в тишине» Е, Благиной, «Самое страшное» Е. Пермяка, «Вовка - добрая душа» А.Барто.

Очень интересной стала беседа о книге В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Дети рассматривали картину, на которой изображена такая ситуация: мальчик отобрал у маленькой девочки мишку. Девочка стоит и плачет. На мой вопрос: «Как бы вы поступили, если были там?» - ответы были самыми разными. Андрей очень зло сказал: «Я бы отобрал мишку, отдал его девочке, а злого мальчика побил». Тогда я спросила: «А если бы вы мальчика хорошо попросили, и он сам бы отдал девочке мишку?». Сева задумался и произнес: «Тогда бы я его не трогал. Но он должен был извиниться».

Такие беседы позволяют детей упражнять в нравственных поступках, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания, а самое главное показывают детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.

Для развития добрых чувств у детей, помогла сказка В..Катаева
«Цветик - семицветик». Эта сказка учит детей состраданию, заботе о людях. Ведь девочка из сказки самое большое удовлетворение получила только тогда, когда исцелила безнадежно больного мальчика. Значит делая добро другому, и сам становишься счастливее.

Формировать у детей добрые чувства невозможно только с помощью замечаний, наставлений и порицаний. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радость другого. В чем должна проявляться эта способность?

  • В умении относиться к другому как самому себе, понимать, что ему может быть больно и неприятно, когда его обижают.

  • В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват.

  • В умении отчитаться с желаниями и интересами товарищей.

  • В чуткости к настроению другого.

Я в своей работе стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники выросли честными, добрыми, счастливыми. Не дать поселиться равнодушию в детском сердце - эта задача стоит передо мной. Надо учить растущего человека понимать беду своего товарища. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.