Главная страница

«Воспитание детей в игре»



Скачать 180.66 Kb.
Название«Воспитание детей в игре»
Дата30.04.2016
Размер180.66 Kb.
ТипРеферат


Федеральное Агентство по образованию

ГОУ ВПО и Саха государственная педагогическая академия

Факультет педагогики и методики дошкольного образования

Кафедра педагогики и психологии дошкольного образования
РЕФЕРАТ

Тема: «Воспитание детей в игре»

Выполнила:

Студентка ПИМДО- 05 6 курса (II)

Огоюкина Матрена Семеновна

Якутск, 2009
Оглавление


  1. Игра в педагогическом процессе детского сада ………………………..3

  2. Патриотическое и интернациональное воспитание …………………….7

  3. Воспитание дружеских взаимоотношений в коллективной строительной игре ………………………………………………………..9

  4. Воспитание целеустремленности ……………………………………….12

  5. Воспитание организаторских умений …………………………………..14

Использованная литература ……………………………………………..18

Игра в педагогическом процессе детского сада

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и.т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно - ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности, взрослых Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и.т.д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструированием и.т.п. Несмотря на различные средства отражения впечатлений в жизни, мыслей, чувств, эти виды тетской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада.

Основной путь воспитание в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты.

Игра с куклами в дочки- матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители – самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважения к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах.

Подавливающее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на кораблях, летают на самолетах. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность это вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан – это только его товарищ. Задача педагога – воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

Успех руководства игровой деятельностью в значительной степени зависит от того, удается ли связать ее с трудовой активностью детей. Стремление ребенка к самостоятельности проявляется и в том, что он никогда не довольствуется готовыми игрушками, как бы хороши они и были.

Для воспитания детей в игре очень важны также подбор готовых игрушек, обдуманный способ их использования и хранения. Для творческой игре, прежде всего, необходимы игрушки, передающие образ человека, животного, изображающие различные предметы, машины. Игрушка часто побуждает к игре, помогает осуществить задуманное, вызывает у ребенка добрые чувства.

Игра всегда может оказаться неожиданной для педагога. Поэтому, кроме ориентировочного плана, педагогу рекомендуется вести ежедневный учет своих достижений, трудностей, недостатков и планировать работу на каждый следующий день.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируется многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.

Патриотическое и интернациональное воспитание

Патриотические и интернациональные чувства только зарождаются в дошкольном возрасте, и хотя они еще элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности гражданина.

Одним из эффективных средств формирования начал патриотизма и интернационализма считает игру. Ее особое значение состоит в том, что она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни.

Н.К. Крупская рекомендовала знакомить детей с интересными национальными играми, ибо игра повышает интерес ребят разных национальностей друг к другу, к жизни и культуре разных народов, воспитывает уважение к ним.

Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на протяжении многих лет. У малыша оно начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Поэтому в младших и средних группах детского сада должны быть созданы условия для игр в дочки- матери, семью, детский сад.

Патриотическое воспитание старших дошкольников строится уже на ознакомления их с традициями родного села, города, края при максимальном использовании краеведческого материала. Детей знакомят также с героическим прошлым нашей страны и с ее настоящим: успехами космонавтики, строительством гигантских магистралей, электростанций. Полученные знания и впечатления отражаются в играх детей, в которых они строят родной город, ездят по его достопримечательным местам, строят БАМ и.т.д.

Руководя такими играми, важно навести ребят на мысль о том. Что на самых больших стройках нашей Родины в тяжелых климатических и бытовых условиях трудятся дружно и русские, и украинцы, и узбеки, и латыши… Благодаря их самоотверженному труду вырастают новые города, появляются электростанции, дороги. И все это для того, чтобы все люди жили еще более радостно и счастливо, чтобы стала наша родная страна еще сильнее и могущественнее.

Воспитанию симпатии к сверстникам разных национальностей, а затем и дружеского отношения, уважения к людям всех наций и народностей нашей страны, к трудящимся других стран способствуют игры по мотивам художественных произведений, в которых рассказывается о детях разных народов. Например, по книге С. Баруздина «Большая Светлана», А. Членова «Как Алешка жил на Севере» и др. Изображая труд людей разных национальностей, ребята уже начинают понимать, что всякий труд всех народов нашей страны имеет общую цель – благополучие людей, процветание Родины.

На содержание подобных творческих игр оказывают влияние народные сказки, которые рассказывает детям воспитатель, эмоциональные рассказы педагога о людях разных национальностей, ознакомление с музыкальным искусством народа, просмотр соответствующих диафильмов и диапозитивов, переписка со сверстниками из другой республики.

Педагог, руководя играми, направленными на воспитание детей в духе интернационализма, активно участвуя в них, тем не менее, не должен навязывать детям своих идей, своего замысла, но он обязан заботиться об обогащении содержания игр и для этого подбирать и преподносить детям определенный познавательный материал, должен помочь своим воспитанникам использовать в игре имеющиеся у них впечатления и знания, помочь подобрать и если нужно, то сделать необходимые атрибуты; важно создать условия для участия в игре всех детей группы.

Характерной особенностью игр с интернациональным и патриотическим содержанием является их связь с занятиями, строительными играми, изобразительной деятельностью и с трудом.

Патриотические чувства воспитываются у дошкольников посредством их участия и в других играх, особенно таких, где отражаются события Великой Отечественной войны. Примером подобных игр служит игра «Строительство укреплений для обороны Москвы». Предварительно воспитатель читает детям короткие рассказы о тех, кто работал в военном тылу, о героях панфиловцах, рассматривает с ребятами иллюстрации к книге С. Алексеева «Они защищали Москвы».

Рассказывая о различных событиях из жизни советских воинов, показывая соответствующие иллюстрации, педагог у детей определенное эмоциональное настроение, как бы заранее заставляет их пережить то, что позже они отобразят в своей игре.
Воспитание дружеских взаимоотношений в коллективной строительной игре

Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей. В коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные на занятиях по конструированию.

Процесс воспитания дружеских взаимоотношений в строительной игре осуществляется на протяжении всего дошкольного детства.

В первой и второй младших группах дети сначала учатся выполнять постройки индивидуально. Так, например, каждый ребенок делает кроватку, а воспитатель затем сдвигает их в ряд, образуя единое целое – спальню. Малыши невольно общаются друг с другом и получают первые уроки общей несложной игры. Постепенно деятельность детей усложняется. Более трудная задача – осуществление одной постройки двумя малышами, например: моста с двумя спусками, башни двумя лестницами, ворот и др. На следующем этапе решается более сложная задача – обучение детей умению создавать вместе одну постройку поочередными действиями (башню, двухрельсовую линию и др.): на одного ребенка другой ставит свой кубик, к кирпичику одного ребенка сосед прикладывает свой кирпичик и.т.д.

Так, в ходе игр – занятий формируется общность положительных переживаний, согласованность и точность действий и движений в игре и стройке.

В играх дети упражняются в выполнении правил нравственного поведения: проявляют вежливость, доброжелательное отношение к товарищам, стремление делиться деталями строительного набора, положительно относятся к совместной стройке, игре, проявляют отзывчивость, сдержанность.

Психофизическое развитие детей средней группы идет по пути дальнейшего совершенствования. Речь ребят становится более связной и последовательной. Увеличиваются возможности воспитания дружеских взаимоотношений в строительной игре. Закрепляя навыки, приобретенные в младшем возрасте, детей учат распределять обязанности при выполнении постройки, согласованно использовать строительный материал, делиться с товарищами.

Основным содержанием игр становится сам процесс конструирования и освоение соответствующих правил нравственного поведения. Игра на занятиях выступает в виде несложных сюжетных действий, объединяющих детей выполнением одного задания.

Воспитанию дружеских отношений между детьми способствует и четкая организация использования строительных деталей.

В старшей группе развитие связной речи и словесного мышления способствует появлению более сложных форм общения детей с взрослыми и сверстниками. Дошкольники проявляют значительную самостоятельность в развитии сюжета строительной игры, в их конструктивной деятельности ощущаются элементы творчества.

Задача педагога – закреплять умение детей выполнять вдвоем постройку более сложной конструкции, чем в средней группе, постепенно увеличивая число строителей до трех- четырех.

Нередко возникает необходимость построить игровой комплекс. Здесь могут быть использованы индивидуальные и совместные постройки. Этот вид строительной игры объединяет одной целью нескольких детей.

Для детей подготовительной к школе группы формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованного педагогического процесса дошкольники становятся более дисциплинированными организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности.

В этой группе воспитание дружеских взаимоотношений в строительной игре находится в тесной связи с занятиями по обучению стройке. Дети продолжают коллективно выполнять постройки, используя умения, полученные в игре.

На формирование коллективных взаимоотношений детей большое влияние оказывают целевые экскурсии. Если, например, экскурсия совершается на теплоход или на катер, то после осмотра его и беседы с капитаном желательно показать работу экипажа. Это доставит детям много радости, и они смогут сами убедиться в том, что члены экипажа доброжелательны, помогают друг другу.

Художественная литература, давая детям, примеры нравственного поведения людей в труде, помогает им осмысливать их собственные взаимоотношения с товарищами.

Таким образом, игры со строительным материалом требуют согласованности действий, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей. Отсюда начинается коллективное творчество.

Воспитание целеустремленности

Одним из важнейших волевых качеств, формированию, которого придается большое значение в общем процессе воспитания детей дошкольного возраста, является целеустремленность.

Целенаправленность поведения дошкольников заключается в умении поставить реальную цель, выбрать средства для ее достижения, спланировать примерный ход действий, преодолевать трудности.

Воспитание у детей целеустремленности – длительный и сложный процесс, который наилучшим образом осуществляется в игре. Вначале целеустремленность всецело зависит от заинтересованности, удовольствия, которое игра доставляет ребенку. Развитие целеустремленности в игре связано с развитием личности ребенка: его мышления, воображения, моральных качеств и особенно эмоций, а кроме того, зависит от отношения играющего к своей роли, от его увлеченности игрой, ее тематикой.

При воспитании целеустремленности необходимо, прежде всего, учитывать индивидуальные особенности детей, обычно проявляющиеся в мотивах выбора темы игры, в верности поставленной цели, в творческих поисках, в стремлении к преодолению затруднений.

Целеустремленность формируется главным образом в длительных играх. В длительных коллективных играх имеется больше возможностей для предварительного обдумывания, обсуждения игры, что способствует развитию самостоятельности мысли, переходу от подражания к творческому выполнению задуманного.

Воспитатель должен учить детей не только ставить в игре четкую цель, но и добиваться ее осуществления – именно это способствует развитию целеустремленности. Для этого нужно приучать их к планированию игры.

Развитие целеустремленности во многом зависит от развития творческого воображения. Между целеустремленностью и эмоциями. Когда ребенок отображает благородные поступки людей, его чувства и переживания соответствуют этим поступкам, усиливается и целенаправленность его действий в игре.

Наиболее ярко целеустремленность у детей проявляется в играх, связанных с трудом. Вместе с тем общий уровень целеустремленности в труде ниже, чем в игре, что объясняется особым интересом детей к игре. Именно поэтому цели игры обычно бывают более сложными и увлекательными, чем цели еще недостаточно развитой трудовой деятельности.

Чтобы определить степень целеустремленности детей в игре и в соответствии с этим наметить пути своей дальнейшей работы в этом направлении, воспитатель должен внимательно понаблюдать за играми детей своей группы, стремясь при этом выяснить, каковы эти игры, какие цели ставят перед собой дети, как обдумывают и планируют игру, чтобы достичь поставленной в ней цели: выяснить все ли дети добиваются намеченной игровой цели, получают ли удовлетворение при ее достижении.

Обязанность педагога – воспитать детей целеустремленными, добивающимися намеченной цели в любом виде деятельности. Для этого он должен расширять и углублять их представления о разных профессиях, показывать их взаимосвязь, а также согласованность действий взрослых в труде; он должен организовывать коллективные трудовые поручения с отдаленными целями, учить детей обдумывать и обсуждать планы, а затем и результаты своей работы. Большое значение для воспитания целеустремленности детей имеют длительные коллективные игры, например, «Строительство», «Больница», «Путешествие», «Космонавты» и др.

Коллективные обсуждения и анализ отдельных игровых моментов длительной игры помогают сделать ее содержательнее, богаче, а также выявить возможности детей. Однако обсуждение и анализ игры дают ощутимые результаты только после неоднократного проведения подобных игр, когда у детей уже сформированы определенные игровые навыки.

Работа по воспитанию целеустремленности будет эффективнее, если начинать ее в младших группах детского сада. В старшем дошкольном возрасте это волевое качество, если оно систематически развивается и укрепляется во всех видах деятельности, служит основой подготовки ребенка к школьным занятиям и труду.
Воспитание организаторских умений

Организаторские умения – это способность человека объединить других людей, для какой- либо совместной деятельности и при этом обеспечивать ее высокую продуктивность. Хорошие организаторы – это люди гибкого ума, творческого воображения, люди с сильной волей, целеустремленные, смелые, решительные. Организатор легко разбирается в сложившейся обстановке, все держит в поле зрения, контролирует, своевременно помогает товарищам, поощряет их, укрепляя у них уверенность в успехе дела, желание работать лучше. Он общителен, умеет распорядиться и подчиниться, быть и принципиальным, и самокритичным.

Организаторские умения – приобретенные качества личности. Они могут быть воспитаны у каждого ребенка, если будут созданы соответствующие условия.

Организатором можно назвать такого ребенка, который умеет выбрать тему игры, увлечь ею товарищей, прислушиваясь к их мнениям, распределить роли с учетом возможностей и интересов каждого, спланировать содержание, найти атрибуты, сделав вместе со всеми недостающие. Он следит за соблюдением порядка в игре, вместе с ребятами самостоятельно, без вмешательства педагога, может справедливо разрешить спорный вопрос, оценить результаты труда и отношение товарищей к порученному делу.

Организаторские умения развиваются в неразрывной связи с формированием таких качеств личности, как смелость, настойчивость, активность, самостоятельность, ответственность, целеустремленность.

Путь развития организаторских умений у детей дошкольного возраста может быть условно представлен в виде трех ступеней:

На первой ступени (младший возраст) воспитатель на собственном примере учит детей организовать индивидуальные игры и игры небольшими группами (по 2-3 человека).

На второй ступени (средняя и старшая группа) он доверяет более инициативным детям организовать коллективную игру, но обязательно контролирует их, помогает им в затруднительных случаях, на их примере воспитывает других.

На третьей ступени (подготовительная к школе группа) все дети принимают участие в организации совместных игр. Воспитатель развивает у них умение коллективно решать организационные вопросы, без его вмешательства, самостоятельно.

Организация игра- дело для ребенка сложное. Поэтому организационные задачи во всех возрастных группах усложняются постепенно. Сначала детей приучают создавать условия игры, убирать за собой, когда игра закончена.

Организаторские умения необходимы человеку не только при организации коллективного труда, но и в индивидуальной работе. Поэтому детям можно поручить делать игрушку самостоятельно. Но и в данном случае необходимо воспитывать стремление сделать поделку не только для себя, а и для товарищей по игре, так как указанием «Сделай игрушку для себя» педагог невольно активизирует эгоистические чувства.

Постепенно игры приобретают все более организованный характер, однако преодолеть неравное положение детей в коллективе удается не сразу, многие продолжают занимать в игре пассивную позицию, в то время как часть детей с еще большим рвением стремится к первенству. Тогда, чтобы помочь каждому занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность робких детей, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль, стать организатором, полезно ввести правила поведения участников игры. Выполнение правил обусловит проявление самостоятельности, приучит каждого ребенка подчинять свое поведение единым нормам общения.

Суть этих правил должна состоять в следующем:

быть организатором игры имеет право каждый ребенок;

организатора выбирают дети с общего согласия всех участников игры; при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему одного ребенка выбирают, а другого отстраняют;

сам себя на роль организатора никто не предлагает – это нескромно; роль организатора нужно заслужить; организатор- доверенное лицо коллектива:

желающие играть должна сообща договариваться, во что играть, с кем и как; они обязаны самостоятельно и справедливо решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру; если кому-то из детей не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ее организатору о причине ухода;

все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям дисциплине в игре;

как организатор, так и участники игры имеют право давать советы, улучшать условия игры, расширять ее содержание с общего согласия товарищей по игре.

Приучение детей соблюдать правила поведения – хороший прием воспитания у них элементов самоорганизации, активности.

Воспитанию организаторских умений у детей способствуют также коллективные обсуждения отдельных моментов игры или поступков детей. Во время таких обсуждений ребята выражают свое отношение к имевшим место фактам, а воспитатель, приучая их справедливо оценивать поступки всех участников игры, в том числе и организатора, помогает им сделать вывод о том, что же мешало играть организованно, кто мешал, почему, а также обязательно отметить чью- либо интересную выдумку, проявленную самостоятельность.

При организации любого дела воспитатель предоставляет детям возможность проявить самостоятельность и инициативу. Он побуждает их к этому, демонстрируя им доверие, выражая уверенность в том, что они могут разрешить спорные вопросы самостоятельно, а также влияя на них через игровой образ.

Организаторские умения, необходимые для создания условий игры, усваиваются легко даже детьми младшего возраста. Гораздо сложнее и длительнее идет процесс усвоения детьми организаторских умений, состоящих в том, чтобы самостоятельно и справедливо разрешать спорные вопросы, с уважением относиться к мнению товарищей, считаться с ними, уметь требовать и уметь подчиняться требованию товарищей.

Овладение организаторскими умениями, естественно, зависит и от темперамента детей. Застенчивые, медлительные дети любят постоянство в делах: длительное время играть в одной роли, с одним составом детей; в новых условиях они затормаживаются, в начале теряются; но с организацией игр небольшими группами справляются хорошо.

Процесс овладения организаторскими умениями связан с усвоением детьми норм поведения, мотивы которого не всегда сразу можно заметить и понять, а тем более дать ему правильное направление. Поэтому роль воспитателя в играх, основанных на самостоятельности детей, особенно велика.

Прочность усвоенных детьми умений и формирующееся у них сознательное отношение к организаторскими функциями служит хорошей предпосылкой для успешного обучения в школе, для подготовки активных, инициативных и энергичных строителей общества.

Использованная литература


  1. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.Л. Матусик.- М., 1983.

  2. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И. Лонгиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1078.

  3. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца.- М., 1976.