Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Урока преподавателя мбоу дод «Детская школа искусств №2» |
 Скачать 61.85 Kb. |
Самоанализ открытого урока преподавателя
МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2»
пгт. Высокий города Мегиона Темниковой Ирины Геннадьевны Урок проведён с учащимися 2 класса струнно-смычкового отдела Курниковой Дашей и Маевским Сашей.
Учащиеся были переведены во 2 класс после освоения образовательной программы «Подготовка детей к обучению на музыкальном отделении» минуя 1 класс, т.к. успешно реализовали курс подготовительного и первого класса по предмету «Музыкальный инструмент. Скрипка» и теоретическим дисциплинам.
Урок дан по адаптированным рабочим программам «Музыкальный инструмент. Скрипка», «Инструментальный ансамбль» и «Чтение с листа».
Тема урока: «Значение скрипичных штрихов в раскрытии художественного образа в произведениях».
Отметим, что хотя тема открытого урока звучит, как «Значение скрипичных штрихов в раскрытии художественного образа в произведениях», название урока для детей можно сформулировать проще, например, «Играем Музыку». Замысел урока сводится к организации работы учащихся по подготовке к выступлению и в то же время, акцентируя их внимание на основные игровые штрихи, раскрывающие художественный образ в различных произведениях.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: Формирование личностного отношения учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.
Задачи:
Образовательные:
научить учащихся и помочь им применить свои знания и умения в самостоятельной деятельности;
приобщить детей к обучению навыкам выразительного исполнения; произведений различного характера;
подвести их к навыкам художественно-образного исполнительского мышления.
Развивающие:
способствовать развитию их творческого воображения и формированию активного, целенаправленного восприятия музыки;
ведение ученика на активном творческом уровне.
(Это самостоятельная работа ученика, которая опирается на уже решенные задачи воспитания художественного мышления в процессе работы над плановым репертуаром).
Воспитательные:
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости
развитие творческого интеллекта.
Помимо общих целей и задач, мной были определены частные цели:
Цели педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся)
Это, во-первых, практическое усвоение учащимися скрипичных штрихов: detache, , legato, martele, смешанные штрихи – 2 легато – 2 отдельно, 3 легато – 1 отдельно и т.д. на художественном материале.
Во-вторых, это формирование умения читать ноты с листа, т. е. научить учащихся и помочь им применить свои знания и умения в самостоятельной деятельности.
В-третьих, развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся:
заинтересовать и вовлечь детей в музыкальную деятельность, усилить их эмоциональный отклик на музыку;
развитие памяти (вербальная, образная), внимания, музыкального мышления;
развитие чувства ансамблевой игры.
Цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские)
Основная диагностическая цель – определение зоны ближайшего развития учащегося. В итоге урока должно стать ясно:
Удалось ли вызвать проявление эмоциональности при исполнении пьес у учащихся.
Основная познавательная цель в отношении образовательного процесса на данном уроке – определение результативности и эффективности ряда дидактических и методических приемов. В этом помогут ответы на следующие вопросы:
Можно ли обеспечить гарантированное качественное исполнение пьесы в должном характере с применением учащимися знаний, умений и навыков на основе образного представления?
Насколько эффективно применение приема диалогового обучения в развитии и воспитании музыкального мышления учащегося?
Суть открытого урока имеет две составляющие: музыкальную и учебно-технологическую
Замысел урока с позиции музыкальной (она в данном случае идентична воспитательно-педагогической стороне урока - способствовать формированию эмоциональной отзывчивости) сводится к организации работы учащихся с художественным материалом. Выбор учащимися из ряда суждений об образе в пьесе, характере то, которое покажется им наиболее верным и приемлемым.
С позиции учебно-технологической суть замысла урока состоит в применении основных музыкальных понятий, штриховой техники, разумного распределения смычка при исполнении пьесы. При этом придерживаясь следующих образовательных технологий:
Диалогового общения;
Индивидуализации обучения.
На данном этапе в построение занятий активно привлекались проблемные ситуации, позволяющие включать обучающихся в процесс самостоятельного решения исполнительских задач. На уроке мы использовали метод сравнения. Проведение аналогий и поиски различий позволило мне активизировать мышление детей, развивать их исполнительскую фантазию, научить их правильному общению между собой, научить анализировать свою игру и игру товарища.
Методы, используемые на уроке:
словесно-индуктивный,
частично-поисковый,
творческий,
наблюдение,
сопоставление,
побуждение к сопереживанию,
междисциплинарных взаимодействий.
Содержание урока адекватно педагогическим требованиям, теме и целям урока. Структура урока соответствует типу урока, оправдана с позиции драматургии, урок отличается целостностью, эмоциональной атмосферой познания. Дозировка времени для каждого вида деятельности детей продумана и соответствует психологическим особенностям процесса внимания у учащихся. Методы (словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию, арттерапевтический, междисциплинарных взаимодействий) и основные дидактические принципы (наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности в овладении ЗУН) согласуются с целью и задачами урока. Методика урока адекватна особенностям репертуара. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых логически мотивирован и целесообразен (слушание, игра на инструменте, чтение с листа). На уроке нашло отражение сочетание совместной работы с учащимися и индивидуальной, предусмотрены вопросы и задания детям, а также использование технических средств.
Эффективность реализации цели и задач урока
Выполнению цели урока (дальнейшая отработка скрипичных штрихов как важного средства в раскрытии художественного образа в пьесах различного характера) способствовали обучающие, развивающие и воспитательные задачи. 1. Применение в практической деятельности скрипичных штрихов просматривается на всех этапах урока и проведено через совместные и индивидуальные формы работы.
2. Межпредметные связи просматривались при работе над чтением с листа: тональность, размер, динамические оттенки, жанр, сведения о композиторе, динамические оттенки.
3. На уроке реализованы воспитательные задачи: формирование эмоциональной отзывчивости, потребность в общении с музыкой. Считаю, что самое главное дать ученику проявить свою индивидуальность и вкус. И в процессе такой работы попутно я стараюсь рассказать своим ученикам много нового, интересного, изменяя в чем - то их игровые приемы.
В ходе урока мне, как педагогу, следует помочь ученикам дослушать, додумать, уяснить самим себе, что они хотели - бы выразить своей игрой, поднять неясные музыкальные ощущения до уровня четкого, исполнительского замысла.
Работая в коллективе у учащихся воспитывается «чувство локтя». Саша- эмоциональный по природе, которого захлестывают собственные фантазии, перестает порой контролировать свое звукоизвлечение, прислушиваться к звучанию, поэтому один из эффективных приемов работы считаю метод сравнения, практической работы в команде. Именно этому умению слушать свою игру как - бы со стороны, воспитанию "требовательного" слуха - приходится учить ученика месяцами и годами.
Для того, чтобы раскрыть в ребенке его индивидуальность, развить музыкальные способности, необходимо также научить его самостоятельно мыслить и работать.
Недостаточно, чтобы ученик был внимательным, воспринимал изучаемый предмет, запоминал его. Я стараюсь побуждать ученика перерабатывать материал, чтобы он чувствовал потребность в анализе собственной игры и умел детально подойти к исправлению собственных ошибок.
Таким образом, цель и задачи данного урока в основном выполнены. Домашнее задание носит творческий характер, учащимся представляется свобода выбора для его выполнения. Пьеса, которую учащиеся будут исполнять переложена мною для инструментального ансамбля, где I и II партии будут исполнять Саша и Даша в сопровождении преподавательского ансамбля «Классика» (состав: скрипка, альт, виолончель, фортепиано). Такой опыт является одним из продуктивных методов повышения мотивации учащихся к обучению на скрипке, т.к. считаю, что формирование положительных мотивов обучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы искусств. |
|
|