Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Урока преподавателя мбоу дод «Детская школа искусств №2»


Скачать 61.85 Kb.
НазваниеУрока преподавателя мбоу дод «Детская школа искусств №2»
Дата04.03.2016
Размер61.85 Kb.
ТипУрок

Самоанализ открытого урока преподавателя

МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2»

пгт. Высокий города Мегиона
Темниковой Ирины Геннадьевны

Урок проведён с учащимися 2 класса струнно-смычкового отдела Курниковой Дашей и Маевским Сашей.

Учащиеся были переведены во 2 класс после освоения образовательной программы «Подготовка детей к обучению на музыкальном отделении» минуя 1 класс, т.к. успешно реализовали курс подготовительного и первого класса по предмету «Музыкальный инструмент. Скрипка» и теоретическим дисциплинам.

Урок дан по адаптированным рабочим программам «Музыкальный инструмент. Скрипка», «Инструментальный ансамбль» и «Чтение с листа».

Тема урока: «Значение скрипичных штрихов в раскрытии художественного образа в произведениях».

Отметим, что хотя тема открытого урока звучит, как «Значение скрипичных штрихов в раскрытии художественного образа в произведениях», название урока для детей можно сформулировать проще, например, «Играем Музыку». Замысел урока сводится к организации работы учащихся по подготовке к выступлению и в то же время, акцентируя их внимание на основные игровые штрихи, раскрывающие художественный образ в различных произведениях.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Цель урока: Формирование личностного отношения учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • научить учащихся и помочь им применить свои знания и умения в самостоятельной деятельности;

  • приобщить детей к обучению навыкам выразительного исполнения; произведений различного характера;

  • подвести их к навыкам художественно-образного исполнительского мышления.

Развивающие:

  • способствовать развитию их творческого воображения и формированию активного, целенаправленного восприятия музыки;

  • ведение ученика на активном творческом уровне.

(Это самостоятельная работа ученика, которая опирается на уже решенные задачи воспитания художественного мышления в процессе работы над плановым репертуаром).

Воспитательные:

  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости

  • развитие творческого интеллекта.

Помимо общих целей и задач, мной были определены частные цели:


  1. Цели педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся)

  • Это, во-первых, практическое усвоение учащимися скрипичных штрихов: detache, , legato, martele, смешанные штрихи – 2 легато – 2 отдельно, 3 легато – 1 отдельно и т.д. на художественном материале.

  • Во-вторых, это формирование умения читать ноты с листа, т. е. научить учащихся и помочь им применить свои знания и умения в самостоятельной деятельности.

  • В-третьих, развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся:

  • заинтересовать и вовлечь детей в музыкальную деятельность, усилить их эмоциональный отклик на музыку;

  • развитие памяти (вербальная, образная), внимания, музыкального мышления;

  • развитие чувства ансамблевой игры.




  1. Цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские)

Основная диагностическая цель – определение зоны ближайшего развития учащегося. В итоге урока должно стать ясно:

  • Удалось ли вызвать проявление эмоциональности при исполнении пьес у учащихся.

Основная познавательная цель в отношении образовательного процесса на данном уроке – определение результативности и эффективности ряда дидактических и методических приемов. В этом помогут ответы на следующие вопросы:

  • Можно ли обеспечить гарантированное качественное исполнение пьесы в должном характере с применением учащимися знаний, умений и навыков на основе образного представления?

  • Насколько эффективно применение приема диалогового обучения в развитии и воспитании музыкального мышления учащегося?

Суть открытого урока имеет две составляющие: музыкальную и учебно-технологическую

Замысел урока с позиции музыкальной (она в данном случае идентична воспитательно-педагогической стороне урока - способствовать формированию эмоциональной отзывчивости) сводится к организации работы учащихся с художественным материалом. Выбор учащимися из ряда суждений об образе в пьесе, характере то, которое покажется им наиболее верным и приемлемым.

С позиции учебно-технологической суть замысла урока состоит в применении основных музыкальных понятий, штриховой техники, разумного распределения смычка при исполнении пьесы. При этом придерживаясь следующих образовательных технологий:

  • Диалогового общения;

  • Индивидуализации обучения.

На данном этапе в построение занятий активно привлекались проблемные ситуации, позволяющие включать обучающихся в процесс самостоятельного решения исполнительских задач. На уроке мы использовали метод сравнения. Проведение аналогий и поиски различий позволило мне активизировать мышление детей, развивать их исполнительскую фантазию, научить их правильному общению между собой, научить анализировать свою игру и игру товарища.

Методы, используемые на уроке:

  • словесно-индуктивный,

  • частично-поисковый,

  • творческий,

  • наблюдение,

  • сопоставление,

  • побуждение к сопереживанию,

  • междисциплинарных взаимодействий.

Содержание урока адекватно педагогическим требованиям, теме и целям урока. Структура урока соответствует типу урока, оправдана с позиции драматургии, урок отличается целостностью, эмоциональной атмосферой познания. Дозировка времени для каждого вида деятельности детей продумана и соответствует психологическим особенностям процесса внимания у учащихся. Методы (словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию, арттерапевтический, междисциплинарных взаимодействий) и основные дидактические принципы (наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности в овладении ЗУН) согласуются с целью и задачами урока. Методика урока адекватна особенностям репертуара. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых логически мотивирован и целесообразен (слушание, игра на инструменте, чтение с листа). На уроке нашло отражение сочетание совместной работы с учащимися и индивидуальной, предусмотрены вопросы и задания детям, а также использование технических средств.

Эффективность реализации цели и задач урока

Выполнению цели урока (дальнейшая отработка скрипичных штрихов как важного средства в раскрытии художественного образа в пьесах различного характера) способствовали обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
1. Применение в практической деятельности скрипичных штрихов просматривается на всех этапах урока и проведено через совместные и индивидуальные формы работы.

2. Межпредметные связи просматривались при работе над чтением с листа: тональность, размер, динамические оттенки, жанр, сведения о композиторе, динамические оттенки.

3. На уроке реализованы воспитательные задачи: формирование эмоциональной отзывчивости, потребность в общении с музыкой.
Считаю, что самое главное дать ученику проявить свою индивидуальность и вкус. И в процессе такой работы попутно я стараюсь рассказать своим ученикам много нового, интересного, изменяя в чем - то их игровые приемы.

В ходе урока мне, как педагогу, следует помочь ученикам дослушать, додумать, уяснить самим себе, что они хотели - бы выразить своей игрой, поднять неясные музыкальные ощущения до уровня четкого, исполнительского замысла.

Работая в коллективе у учащихся воспитывается «чувство локтя». Саша- эмоциональный по природе, которого захлестывают собственные фантазии, перестает порой контролировать свое звукоизвлечение, прислушиваться к звучанию, поэтому один из эффективных приемов работы считаю метод сравнения, практической работы в команде. Именно этому умению слушать свою игру как - бы со стороны, воспитанию "требовательного" слуха - приходится учить ученика месяцами и годами.

Для того, чтобы раскрыть в ребенке его индивидуальность, развить музыкальные способности, необходимо также научить его самостоятельно мыслить и работать.

Недостаточно, чтобы ученик был внимательным, воспринимал изучаемый предмет, запоминал его. Я стараюсь побуждать ученика перерабатывать материал, чтобы он чувствовал потребность в анализе собственной игры и умел детально подойти к исправлению собственных ошибок.

Таким образом, цель и задачи данного урока в основном выполнены. Домашнее задание носит творческий характер, учащимся представляется свобода выбора для его выполнения. Пьеса, которую учащиеся будут исполнять переложена мною для инструментального ансамбля, где I и II партии будут исполнять Саша и Даша в сопровождении преподавательского ансамбля «Классика» (состав: скрипка, альт, виолончель, фортепиано). Такой опыт является одним из продуктивных методов повышения мотивации учащихся к обучению на скрипке, т.к. считаю, что формирование положительных мотивов обучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы искусств.