Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Урока «Колесо истории, или Карусель изобретений»


Скачать 77.29 Kb.
НазваниеУрока «Колесо истории, или Карусель изобретений»
Дата02.05.2016
Размер77.29 Kb.
ТипУрок

1 Здравствуйте, ребята ! Тема нашего урока «Колесо истории,

или Карусель изобретений»
А эпиграфом к нему служат слова А.С. Пушкина

2 слайд « О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных

И гений, парадоксов друг!»

Сегодня у нас не обычный урок, на котором мы поговорим о некоторых

открытиях и о людях науки. «Фюзис» в переводе с латыни означает - … природа. Весь год мы изучали явления природы. Давайте вспомним, какие же именно?

( тепловые, магнитные, электрические, световые…) Вот сегодня мы и вспомним, где

же мы встречаемся с этими явлениями в жизни, а заодно и повторим историю их

открытия. Ведь если вы научитесь замечать необычное в привычных, казалось бы,

вещах, то может быть и вас впереди ждут великие открытия.

3 слайд Цели урока:

. совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач.
4 слайд Первая наша страничка посвящена « Теплоте»

Про теплоту начнем рассказ, все вспомним, обобщим сейчас.

Энергия! Работа до кипенья! Чтоб лени наблюдалось испаренье!

В учении проявим мы старание, идей научных видя обаяние!

Проявим мы себя в труде, как двигатель с высоким КПД!

Но как же жизнь бывает непроста с той дамой, что зовется «Теплота»!
Ну, где лучше всего изучать теплоту ? Конечно, на кухне. Туда мы и отправимся.

Как вы думаете, а можно сделать открытие, находясь у плиты? Давайте заглянем

в историю

5 слайд В детстве Джеймс Уатт случайно на плите увидел чайник

Тот старательно пыхтел, пар из носика свистел

Как прекрасно, что случайно закипел при Джеймсе чайник!

Это, конечно, шутка, но в каждой шутке есть доля правды. Что же открыл Джеймс

Уатт? 6слайд ( Паровой двигатель) Какая физическая величина измеряется в

ваттах? ( мощность) 7 слайд А что такое КПД двигателя?

Итак, мы на кухне. Коля, иди ко мне. Ты у нас сегодня главный шеф- повар. Итак,

нам нужно вскипятить воду для чая. У тебя есть кастрюля?

Как у тебя нет с собой кастрюли? Это непростительная оплошность. Но ничего, у

нас есть бумага! Сейчас мы из нее соорудим кастрюлю. Как вы думаете,

получится ли у нас вскипятить в ней воду? Как проверить? На опыте, это даже

Пушкин знал. Посмотрите, бумага не горит. Как же так? Почему же это возможно?

Не противоречит ли это законам физики? ( Удельная теплоемкость воды очень

большая, поэтому вода забирает все тепло и бумага не горит)

8 слайд Каким способом теплопередачи нагревается вода в кастрюле? ( Конвекция)

Пока Коля кипятит воду, подумаем о чем- нибудь более существенном. Коля, что

ты обычно предпочитаешь на завтрак? Яйцо всмятку, или как говорят в мешочек.

А ты знаешь хитроумный рецепт приготовления этого блюда?

Коля: Нужно варить яйцо в кипящей воде 3 мин.

Учитель: Совершенно правильно. Но одного яйца нам, конечно на всех будет мало.

На одно яйцо нам требуется 3 мин. А сколько минут нам потребуется для варки

5 яиц? ( 3 мин)

Будьте внимательны! Физики отличаются чувством юмора и редкой рассеянностью.

9слайд Знаменитый физик Ампер, о котором мы еще вспомним, был жутко

рассеянным. Однажды он, готовя себе завтрак, 3 минуты сосредоточенно варил в

воде собственные часы, держа сырое яйцо в руке.

Ну вот, яйца сварились. Объясните мне,1) почему в первый момент вынутое из

кипящей воды яйцо не обжигает рук? ( вода, испаряясь с яйца охлаждает его)

Кстати, если на даче нет холодильника можно банку с молоком, например, обернуть

мокрой тряпкой, конец которой опущен в воду. Испарение воды будет охлаждать

сосуд. 10 слайд А чем кипение отличается от испарения? ( внутрь жидкости, при

постоянной температуре с образованием пузырьков) 11 слайд

Ну, если вы так все хорошо знаете, попробуйте объяснить следующий опыт

( кипение воды в сосуде под действием снега или холодной воды)

Юлиус Роберт Майер служил корабельным врачом, но в душе он был

первооткрыватель. Он изучал породу птиц и рыб, цвет моря и неба. Однажды

штурман сказал ему, что во время сильной бури вода нагревается. Майер

проверил и пришел к замечательному выводу. Давайте устроим бурю в бутылке с

водой и проверим это предположение . Какой же вывод сделал Майер?

Почему нагревается вода во время бури… ( закон сохранения энергии )

А вот правдивая история еще одного открытия…

12 слайд « Простудившаяся жена профессора анатомии Болонского университета

физиолога Луижджи Гальвани требовала заботы и внимания. Врачи прописали

ей «укрепительный бульон» из лягушачьих лапок. Готовя лягушек для бульона,

Гальвани и открыл свое знаменитое… Что же он открыл? ( « животное

электричество») 12а слайд

Вот мы и подошли ко второй странице нашего урока « Электричество».

13 слайд Сегодня вспомним все о токах- заряженных частиц потоках.

И про источники, про схемы, и нагревания проблемы,

Ученых, чьи умы и руки оставили свой след в науке.

Вернемся к нашим лягушкам…14 слайд

Он вместо лягушек взял меди и цинка,

В соленой воде ток пошел по пластинкам,

недаром у Вольта профессора званье,

было в болоте в тот год ликованье! Что создал А. Вольта в 1799 году?

( гальванические элементы – батарейки)

15 слайд 16 слайд

Черный ящик « догадайтесь что у меня в ящике, имеющее отношение к открытиям

Гальвани и Вольта» ( лимон . Попробуем повторить опыт Гальвани , вместо

лягушки взяв лимон)

17 слайд Не зная законы Ампера и Ома

В игры не суйся, сиди лучше дома…
Воду для чая мы с Колей поставили нагреваться, а вот успеет ли вода закипеть.

Давайте попросим капитанов рассчитать, сколько времени нам потребуется на

нагрев 3 кг воды от 20оС до кипения, если напряжение 220 в, а сила тока в цепи

5 А. Этой задачей займутся капитаны, а мы пока тоже порешаем…
Дано:

U =220 в Q = cm( t2- t1) Q= A A = UIt

I =5A

t2 –t1= 80oC t= cm( t2- t1)| UI

m=3 кг

18 слайд Ампер в лаборатории увидел

провода. Зачем они? Откуда?

Кто их принес сюда?

Потом включил рубильник и тут же

вскрикнул – «Ах!». Заметил

притяженье, движенье в проводах!

А что же открыл Ампер? 19 слайд 20 слайд
21 слайд А закон Ома вы знаете? Сейчас проверим…

22 слайд Ученики его прозвали крокодил,

Хоть он не кровожаден был, а очень мил,

Он планетарную модель открыл,

И ею « Кекс с изюмом» заменил.

23 слайд Кто это? И что он открыл? ( Резерфорд)

Решая задачу, капитаны воспользовались законом, носящим имя английского

ученого по профессии пивовара, прекрасного экспериментатора, который

исследовал законы выделения теплоты электрическим током. Назовите его имя?

24 слайд ( Джеймс Джоуль)

25 слайд А мы открываем нашу третью страницу « Оптика»

Смотрю - и что в моих глазах? В фигурах разных и звездах.

Сапфиры, яхонты, топазы и изумруды, и алмазы,

И аметисты, и жемчуг, и перламутр- все вижу вдруг!

Лишь сделаю рукой движенье - и новое в глазах явленье!

Что за прибор, которому посвящены эти строки? ( калейдоскоп)
Римский поэт Лукреций ( ок. 99гг. до н. э. ) описывал в поэме « О природе вещей»

Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает

В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,

Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,

Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света.

Что же мы видим и почему? (Мы видим пыль, которая отражает лучи света)

Французские мальчишки с детства учат стишок: «Как однажды Жак звонарь

головой сломал фонарь» А какую фразу учат русские дети?

( Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

А вот послушайте загадку: Разноцветный мост - встал на сто верст. Что это?

26 слайд

Почему возникает радуга? ( солнечные лучи, проходя через капли дождя,

раскладываются на семь цветов) Как раскладываются лучи мы видели, а можно ли

их сложить, чтобы получить белый цвет? Может попробуем…

Внимание « черный ящик»

27 слайд

Хоть сам не воевал, но в обороне принимал участие

И, применив свои изобретения,

Он, Сиракузы от врагов спасая,

Спалил все корабли врага в одно мгновение.

Назовите имя этого отважного грека? 28 слайд С помощью какого прибора ему

удалось поджечь вражеские корабли? Он у меня в черном ящике ( зеркало)

Это физический прибор для улучшения чего-то…

Обычно обладателя этой вещи с первого взгляда принимают за отличника.

У многих учителей это есть. Меняет имидж. ( очки)

Определите какой дефект зрения у обладателя этих очков? ( по линзам)

Чему равна оптическая сила?

29 слайд

« Не верь глазам своим» Посмотрите на эти два рисунка На первом надпись. Глаз

отказывается верить, что буквы на нем изображены прямо. Еще труднее поверить,

что перед нами не спираль, а окружности, в чем мы можем убедиться. Это примеры

обмана зрения. 30 слайд

А вот еще один пример несовершенства нашего глаза- астигматизм. Если 31 слайд

посмотрите на буквы, одна из них покажется чернее. А теперь посмотрите на

следующий рисунок. 32 слайд Буква уже другая. На самом деле буквы все

одинаковые. Но наш глаз по разным направлениям преломляет лучи по разному,

поэтому мы не можем видеть одинаково отчетливо и вертикальные и

горизонтальные линии.

Видите, как много тайн таит в себе природа. И важно уметь наблюдать, делать

выводы и уметь объяснять увиденное. Как делает это наш русский физик33 слайд

Новых вам открытий! Спасибо за внимание.

Оцените работу каждого ученика в своей группе.

34 слайд 35 слайд