Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Урока : Стихотворение М. Ю. Лермонтова о войне 1812 года «Бородино». Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года. Эпиграф: Да, были люди в наше время


Скачать 70.18 Kb.
НазваниеУрока : Стихотворение М. Ю. Лермонтова о войне 1812 года «Бородино». Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года. Эпиграф: Да, были люди в наше время
Дата25.04.2016
Размер70.18 Kb.
ТипУрок

Тема урока: Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года «Бородино».

Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.

Эпиграф:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

М.Ю. Лермонтов.

Цель урока: познакомить с содержанием стихотворения «Бородино», обратив внимание на его историческую основу.

Задачи урока:

  1. обучающие: развитие навыков и умений работы с текстом;

  2. развивающие: развитие умения анализировать, осознавать;

  3. воспитательные: формирование у учащихся чувства глубокого патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому Родины, чувства памяти.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ЦОР.

Оборудование: компьютер, проектор, интернет, презентация, ноутбуки, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Вступительная беседа:

- Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что – то является предметом гордости всего народа? (Ребята обязательно назовут великие исторические события.)

Наша Родина имеет богатую историю, каждая её страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости.

Одна из страниц нашей Российской истории. Год 1812…Бородинское сражение.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Историческая основа стихотворения «Бородино».

Звучит музыкальное произведение IXX века (скрипка или фортепиано) на фоне слайд – шоу «Ф. Рубо. Фрагменты панорамы «Бородинская битва». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bbb2d062-f143-41d9-9bef-f5b9737592f6/%5BLI5RK_16-01%5D_%5BSL_05%5D.html

Учитель. 12 июня 1812 года император Франции Наполеон во главе своей 600-тысячной армии напал на Россию. Началась Отечественная война, началась всенародная освободительная борьба… Однако Россия могла тогда противопоставить Франции только 230 тысяч человек.

Бородинское сражение произошло 26 августа 1812 года. В ходе этого сражения ценой невероятной храбрости и мужества защитников нашего Отечества силы почти сравнялись: у русских осталось в армии 132 тысячи человек, а у врага – 135 тысяч человек. Бородинское сражение было решающим в период войны 1812 года и через некоторое время Наполеон, уже возобновивший себя победителем, покинул Москву и с трудом вывел свою армию из России.

  1. Слово о Лермонтове. Сообщение ученика.

Дополнения учителя:

М.Ю. Лермонтов был не только поэтом, но и отважным воином. Он не был участником Бородинской битвы, так как она произошла ещё до того, как он родился, но он участвовал в кровопролитных битвах на Кавказе и проявил себя необычайно храбрым человеком.

Лермонтов любил свободу и смело выступал в своих стихах против царя и самых знатных вельмож, за что царь сослал его на Кавказ. Поэт горячо любил свою родину. Он любил Москву, где прошла его юность, любил простой народ, ему нравились люди смелые, отважные, готовые бороться за свободу. Таких героев он и воспевает в стихотворении «Бородино», написанном к 25-летию Бородинской битвы.

Видеофрагмент из фильма «Биография Лермонтова» (О стихотворении «Бородино». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4c8ee4d4-a901-402f-89fb-9e627d35c677/%5BLI5RK_16-01%5D_%5BVI_04%5D.htm

  1. Работа с текстом.

  1. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино» учителем. 1

  2. Словарная работа. Объяснение устаревших слов и слов – терминов в тексте.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c8012401-946c-4886-a297-a555b1a80eec/%5BLI5RK_16-01%5D_%5BTR_03%5D.htm.

  1. Беседа по тексту стихотворения «Бородино».

-О каком событии рассказывается в стихотворении?

-Какова его тема? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении).

-Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ?
(Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)
-В чём особенность построения произведения? (Деление на строфы, диалог)
-Когда происходит разговор: сразу после сражения или через много лет?
(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком)


-Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином?
(чтение 1 строфы)

-С чего начинает свой рассказ старый солдат-артиллерист? О чём он сожалеет?


-Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?


-Поэт не даёт в стихотворении описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Прошло после битвы 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный. Чтение 7строфы.)

-Какие качества русского солдата вы можете назвать? Докажите строками из текста.

а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:

«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)

-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

(гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).

Вывод: Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.

-От какого лица ведёт повествование старый солдат?

(Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»).

«я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным:

«Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);

«Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);

«Мы ждали третий день…» (6 строфа);

«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);

«И умереть мы обещали…» (9 строфа).

-Каким был бой?

(Тяжёлый, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа).

-Какие чувства выражены в стихотворении?

(Гордость за русских солдат и скорбь о погибших)

-В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?

(Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.

Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной).

VII. Работа с тестами. (2 варианта, разные по сложности)
Проверяется восприятие текста стихотворения учащимися, осмысление содержания прочитанного.

1 группа работает с тестом по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e80a0c18-dfa4-4bb2-acdd-4c5699e0e424/%5BLI5RK_16-01%5D_%5BTR_08%5D.swf
2 группа работает с раздаточным материалом.
XIII. Заключительное слово учителя.

-Обратимся к эпиграфу. О каких людях говорит Лермонтов?

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

Время героев, по самому высшему праву,

Ты подарило далеким и близким годам

Доблесть, и славу, и долгую добрую память.

Время героев, а что ты оставило нам?

Ты нам оставило ясное небо Отчизны,

Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,

Ты нам оставило самое главное в жизни –

Радость работы на мирной, счастливой земле.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итак, сегодня на уроке мы говорили о М.Ю. Лермонтове, о событиях Отечественной войны 1812 года. Я предлагаю заполнить таблицу

Мне было известно, что…

Я узнал, что…

Домашнее задание.
Выразительное чтение наизусть стихотворение «Бородино» (отрывок).
приложение

Использованная литература:

  1. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии «Родная литература» для 4 кл./ Сост.: Т.Ф. Курдюмова, Н.И. Якушин.- М.: Просвещение, 1979.

  2. Литература 5 кл.: поурочные планы по учебнику – хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой / авт. – сост. – Т.М. Амбушева.- Волгоград: Учитель, 2007.

  3. www.prazdnik

  4. http://rudocs.exdat.com

  5. http://school-collection.edu.ru



1 Это должно быть выразительное чтение именно учителя, так как малоэффективно на этом этапе использование фонозаписи, потому что живой голос учителя, возможность выбрать нужный темп, обращение к слушателям, исполнение здесь, сейчас, для данного класса не заменят никакие записи с самым квалифицированным чтением.