Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Урок-проект по химии, 9-й класс. "Мир металлов" |
 Скачать 75.31 Kb. |
Урок-проект по химии, 9-й класс. "Мир металлов" Тип урока: ознакомления с новым материалом
Цели:
Создать условия способствующие восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний о нахождении металлов в природе, положения их в периодической системе и особенностях строения их атомов, а также осознанного понимания биологической роли металлов в жизнедеятельности человека.
Способствовать на уроке развитию умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также формированию навыков работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами, опорными конспектами, тетрадями на печатной основе.
Обеспечить условия для формирования коммуникативных способностей: умений слушать и слышать своих товарищей; волевых качеств – ответственности, толерантности.
Оборудование:
коллекции металлов,
периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева,
предметы, изготовленные из металлов,
опорные конспекты: “Биологическая роль металлов в организме человека”, “Металлы в продуктах питания”,
макет торса человека,
карточки с символами металлов,
физическая карта Урала.
Структура урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Методическое обоснование
| Организационный момент
| 1. Приветствие
2. Читает загадку, написанную на доске:
Я твердый, ковкий и пластичный,
Блестящий, нужный всем, практичный.
Я вам уже подсказку дал,
Так кто же я такой…? и предлагает записать отгадку в тетрадь в виде темы урока?
Выслушивает ответы учащихся.
?: Как вы догадались (по каким признакам), что речь идет о металлах.
После ответов уточняет тему урока, прописывает ее на доске.
| 1. Подготовка рабочего места
2. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока в тетрадь.
| Создание положительного эмоционального и внутреннего настроя на работу всех учащихся.
Акцентирование внимания на теме урока.
Развитие умения обосновывать свою точку зрения
| Актуализация знаний.
| 1. ?: Какие Ме вам известны?
Учитель фиксирует ответы школьников на доске.
2. Организует игровую ситуацию:
- Создайте рекламу любому Ме, используя шаблон (на доске):
Я…….(металл),
Я самый …….(какой),
Потому что …...
Фиксирует свойства металлов на доске, без комментариев.
3. Предлагает обратиться к историческим сведениям и заслушать краткие (1-2 мин.) сообщения товарищей (было дано перспективное задание по параграфу 4 и дополнительной литературе) и выстроить схему смены эпох, связанную с историей открытия Ме и их сплавов.
| Отвечают с места
Презентация рекламы, запись формулировки в тетрадь.
Заслушивают сообщения.
Докладчики выстраивают схему(Приложение 1) на доске, используя таблички, остальные учащиеся фиксируют в тетрадь.
Рассматривают предметы выставки из Ме соответствующих веков, рисунки в учебнике.
| Актуализация знаний.
Создание ситуации успеха для слабых уч-ся.
Выявление субъектного опыта уч-ся.
“Проживание роли”
Расширение кругозора.
Реализация межпредметных связей (история)
Развитие коммуникативных умений: слушать и слышать.
| Целеполагание.
| 1. Предлагает создать кластер по теме “Металлы” (обязательные компоненты кластера прописаны на доске (Приложение 2) и закрыты белыми листами) и на основе имеющихся знаний уч-ся предлагают, что бы они хотели узнать о Ме.
2. Открывает обязательные компоненты кластера на доске и добавляет в пустые ячейки компоненты, названные детьми (т.е. то, что будет изучено сверх темы).
3. Предлагает провести ранжирование кластера, и т.о. определить порядок изучение всей темы.
4. Проговаривает, уточняет задачи и объем материала данного урока.
| Обсуждают в парах и предлагают компоненты кластера, что они хотели бы узнать о металлах.
Записывают в тетрадь.
Предлагают варианты и нумеруют компоненты кластера совместно с учителем.
Делают вывод о последовательности изучения тем, в связи с этим определяют основную задачу, на данном и последующих уроках: “Продолжить изучение темы “Металлы” по составленному плану”.
| Конкретизация субъектного опыта учащихся
Обеспечение понимания уч-ся личностной значимости темы, а также порядка и способов ее познания.
Развитие логического, критического мышления
| “Открытие детьми новых знаний”
| 1. Организует групповую работу с коллекциями Ме и физической картой Урала.
Задание: Рассмотрите образцы Ме и проанализируйте физическую карту Урала. Определите месторождения, каких Ме и где находятся на территории Урала? Ответ зафиксируйте в тетради.
2. Обращает внимание ребят на кластер и просит ответить на вопросы: На каком этапе изучения темы они находятся? Что особенное, необычное, полезное они уже узнали о металлах? И, чем мы будем заниматься сейчас?
3. Имитационная ситуация “Снегопад”
Организует работу в группах с использованием дидактического материала
(Приложение 3).
Задание: Расписать электронное строение атома и карточки с символами Ме прикрепить на доску рядом с электронной формулой элемента.
Посредством побудительного и подводящего диалога, подводит детей к выводу об особенностях его строения атомов Ме , их месте в ПС и изменении металлических свойств.
4. Предлагает задание на первичное закрепление материала: выполнить задание в тетрадях на печатной основе: Назовите семь чудес света и укажите, какую роль играли металлы в их создании?
Обращает внимание на возможность использования учебника как источника непонятой информации.
Помогает слабым учащимся.
Уточняет: Где металлы расположены в ПС?
5. Проблемные вопросы:
- Почему бор неметалл, ведь у него 3 электрона на внешнем уровне.
- Почему висмут и полоний – металлы, хотя у них 5 и 6 электронов на внешней электронной оболочке.
6. Вновь организует работу с кластером, выясняя, насколько ученики продвинулись в изучении темы урока
7. Организует работу с опорными конспектами, макетом в группах.
Задание: Используя, дидактические материалы (опорные конспекты (Приложение 4 иПриложение 5), макет торса человека(Приложение 6) с прикрепленными на разные органы, карточки с символами металлов), подготовить рассказ о биологической роли металла (по выбору учащихся).
Выслушивает ответы учащихся, задает уточняющие вопросы, подводит учащихся к выводу о роли металлов для жизнедеятельности человека.
Организует работу для первичного, закрепления изученного материала:
Задание: Какую роль в развитии истории человечества сыграли металлы?
| 1. Рассматривают коллекции, работают с картой, обсуждают, фиксируют результаты работы.
Делают вывод о распространенности Ме на территории Урала.
2. Отвечают на вопросы, делают выводы, прогнозы.
3. Учащиеся работают с предложенным материалом, обсуждают, делают выводы и обобщения.
4. Работают с ПТ, выполняют задания в печатных тетрадях.
Слабые находят ответы в учебнике.
5. Дают мотивированный ответ, делают вывод о том, что в строении атомов металлов нужно учитывать 2 фактора:
- число внешних электронов
- радиус атомов.
6. Анализируют свою работу на данном этапе,
отвечают на вопрос: Что помогло мне хорошо понять этот компонент кластера?
7. Работают с предложенным материалом, обсуждают в группах, составляют рассказ, выступают.
Делают вывод о роли металлов и их содержании в организме человека.
Работают в печатных тетрадях самостоятельно.
| 1. Реализация межпредметных связей (география)
Реализация принципа вариативности (выбор вида, формы и способа оформления и представления информации)
Развитие сенсорной сферы
Активизация мыслительной, познавательной деятельности.
Применение знаний в новых условиях
Развитие коммуникативных качеств, также сохранение активной позиции ученика на уроке
2. Промежуточная рефлексия позволяет развивать умения анализировать и прогнозировать детьми свою деятельность
3. Реализация эвристического подхода
Развитие умений анализировать, сопоставлять, выделять главное и особенное.
4. Организация индивидуальной самостоятельной работы, в том числе и с учебником
Учет индивидуального темпа работы, что ведет к усвоению ГОС и осознанию темы даже слабыми уч-ся
Первичное закрепление материала
Развитие интеллектуальных способностей, умений анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.
Промежуточная рефлексия
Формирование навыков работы с различными источниками информации, а также умений работы в группе: общение, распределение роле, взаимоподдержка и взаимопомощь.
| Рефлексия
| Предлагает вернуться к кластеру и выделить те компоненты, которые уже изучены (Что знал и что узнал?)
Уточняет, что на последующих уроках продолжится работа с кластером и, возможно, появятся новые компоненты.
Предлагает создать синквейн по теме.
(Приложение 7)
?:
1. Что наиболее значимое для меня: Что я сегодня узнал?
2. Где эти знания пригодятся мне в жизни?
Обращается к учащимся с просьбой оценить свою работу на уроке и поставить оценку себе в тетрадь
| Выделяют, проговаривают вслух.
Работают самостоятельно в тетрадях, затем представляют синквейн.
| Рефлексивный анализ деятельности, осознание плана действий, а возможно и целей, последующих уроков по данной теме.
Закрепление материала.
Осознание личностной значимости темы для учащихся.
Самоанализ своего участия в работе на уроке, самооценка.
| Домашнее задание.
| Обязательная часть:
П. 4 – в учебнике;
Стр. 32, №3,4 –печатная тетрадь
Дополнительная часть:
1. Обосновать рекламу, созданную металлу на уроке, используя справочную и научную литературу.
2. Вспомнить или отыскать в литературных произведениях строки с упоминанием элементов металлов, а также образные выражения, такие как “золотое сердце”, “железная воля” и т.д.
(Приложение 8)
| Записывают задание в тетрадь
| Реализация дифференцированного подхода (задания разного уровня)
Создание ситуации успеха – ребенок может реализовать себя в том или ином виде деятельности
|
|
| |
|
|