Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Урок по произведению А. Экзюпери «Маленький принц». «У каждого человека свои звезды…»


Скачать 49.04 Kb.
НазваниеУрок по произведению А. Экзюпери «Маленький принц». «У каждого человека свои звезды…»
Дата05.05.2016
Размер49.04 Kb.
ТипУрок



Урок по произведению А.Экзюпери «Маленький принц».

«У каждого человека свои звезды…»
Образовательные цели:

  1. раскрыть главную проблему сказки-повести «Маленький принц» - взаимоотношения детей и взрослых;

  2. расширить знания о личности писателя.

Развивающие цели:

  1. совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;

  2. развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные цели:

  1. подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;

  2. формировать у ребят данные качества характера;

  3. воспитывать уважение к чувствам другого.

Оборудование: портрет А.Экзюпери, иллюстрации к сказке – повести, записи на доске.

Тип урока: интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство).

Форма урока: урок открытых мыслей.

Методы:

  1. словесный (слово учителя);

  2. исследовательский (творческие работы);

  3. практический (чтение текста);

  4. частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте);

  5. репродуктивный (беседа по рассказу);

  6. проблемно – поисковый.

Записи на доске:

«У каждого человека свои звезды» (А.Экзюпери).

«Истина – это простота… Люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…»(А.Экзюпери).

В начале урока звучит музыкальная композиция «Город детства».

Учитель: На предыдущем уроке мы начали разговор о пилоте, конструкторе, изобретателе, писателе, о бесконечно добром и заинтересованном в мировой справедливости человеке - Антуане Экзюпери.

Его герои - искатели не только приключений, а правды, истины, справедливости и добра. Они и приводят нас, читателей, к душевной мудрости: «ведь зорко одно лишь сердце».

Сегодня на уроке мы поговорим о его «Маленьком принце» - фантастической сказке для детей и серьезном произведении, наполненном философским смыслом для взрослых.

Дома надо было подумать над тематикой, идеей и проблемой этой повести.

- Какие темы освещает А.Экзюпери в своем произведении?

Ученики:

- взаимоотношения между детьми и взрослыми

- тему дружбы и преданности

- долга и справедливости

- смысла жизни

Учитель: Какова идея произведения?

Ученики: Показать, что имеет в жизни настоящую ценность. А это забота, преданность, дружба, любовь и доброта…

Учитель: Какова же главная проблема сказки – повести?

Ученики: Это проблема взаимоотношения между детьми и взрослыми

Учитель: Да, по мнению А.Экзюпери, хотя «все мы родом из детства», «одни только дети знают, чего ищут», потому что «эти взрослые – все-таки очень странные люди».

Но дети еще не знают или взрослые уже забыли, что такое забота, нужность, милосердие, дружба, понимание и любовь…

И сегодня на уроке мы поговорим о пути познания этих важных жизненных ценностей, которые так нужны детям и которые необходимо вспомнить взрослым.

Итак, путь…

- Как понять высказывание: у каждого человека свой путь?

Ученики: Значит, у каждого своя дорога в жизни.

Учитель: Какой путь совершает Маленький принц?

Ученики: Путь к познанию окружающего мира и определению жизненных ценностей.

Учитель: Что узнал за все время пути Маленький принц? ( Рассказать, с кем и с чем он встретился на каждой из планет).

Учитель: Какие мудрости постиг Маленький принц за время пути? Зачитайте афоризмы из повести.

Ученики зачитывают:

- Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

- Зорко одно лишь сердце.

- С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

- Себя судить куда труднее, чем других.

- Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.

- Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

- Одни только дети знают, чего ищут.

Учитель: К какому выводу всегда приходил маленький принц, покидая ту или иную планету?

Ученики:

- Он приходил к выводу, что «эти взрослые все-таки очень странные люди»

- Самое страшное в мире, что люди не видят главного – красоты природы и человеческих отношений, правды, искренности, дружбы, заботы о близких.

Учитель: А как вы думаете, почему это происходит?

Ученики: Потому что их взгляд утратил чистоту и непосредственность ребенка!!

Учитель: Итак, ДЕТСТВО – это отправная точка пути? Или конечный пункт?

А что же тогда такое ВЗРОСЛОСТЬ? Непростые вопросы. Чтобы попытаться ответить на них, переходим к выполнению творческого задания.

- В какой бы последовательности вы расположили эти понятия и почему? Объясните.

Ученики представляют свои варианты (кто-то изображает эти понятия на прямой, кто-то на окружности, кто-то на параллельных линиях…)

Учитель: А теперь попробуйте вывести формулу добра. Можете использовать любые понятия, которые, на ваш взгляд, подходят для выполнения этого задания.(Пока ребята работают звучит музыкальная композиция «Млечный путь».)

Ученики выводят свои формулы:

- Любовь + понимание + забота

- Помощь + милосердие

А сейчас постарайтесь нарисовать мир взрослого и ребенка. (Рисунок необходимо объяснить)

Учитель: А.Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам он говорил, что его домом было усыпанное звездами небо…И есть у него еще одна замечательная фраза-афоризм:

«У каждого человека свои звезды». Чтобы ее понять, давайте познакомимся со сказкой Г.Цыферова «Что такое звезды».

- А что такое звезды? – спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

- Большие слоны говорят: «Звезды – это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.

Большие медведи думают: «Звезды – это снежинки, что забыли упасть». Но и им ты тоже не верь.

Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.

После большого дождя растут большие цветы. А еще мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.

- Да, - сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звезды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

Учитель: Как вы думаете, почему все герои давали свои объяснения происхождению звезд?

Ученики: Потому, что это им понятнее и ближе. И они все правы.

Учитель: Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, «все люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…» - к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, Любимыми!!!

- А Маленький принц нашел свой путь к звездам?

Ученики: Нашел, он понял, что для него важнее всего чувство ответственности, заботы, дружбы, поэтому он и мечтал вернуться к своей розе.

Учитель: Тогда почему, если он нашел, что искал, «бархан пустыни - самый печальный пейзаж на свете»?

Ученики: Именно там появился на Земле Маленький принц, а потом исчез…

Учитель: Как вы думаете, почему автор именно так завершает свою сказку?

Ученики: Маленький принц выполнил свою миссию – он показал, что является главным в людском общении и как важно это ценить.

Учитель: Правильно. Наш герой многому научил детей и предоставил возможность взрослым вспомнить о жизненных ценностях. И все мы, взрослые и дети, счастливы, что

« знали его когда-то».
Домашнее задание:

Сочинить свой афоризм на тему жизненных ценностей.