Главная страница

Урок по химии 8 класс Тема урока: Металлы и неметаллы Тип урока : обобщения и закрепления изученного материала



Скачать 115.11 Kb.
НазваниеУрок по химии 8 класс Тема урока: Металлы и неметаллы Тип урока : обобщения и закрепления изученного материала
Дата02.03.2016
Размер115.11 Kb.
ТипУрок

Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии и биологии МАОУ Банниковская СОШ

Урок по химии 8 класс

Тема урока: Металлы и неметаллы

Тип урока: обобщения и закрепления изученного материала

 

Цель: Создать условия для обобщения и закрепления изученного материала в ходе выполнения различных заданий и решения проблемных задач обучающимися с учетом их возможностей.

 

Задачи:

  1. Создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся через выполнение творческих заданий и решение проблемных задач

  2. Способствовать развитию умений работать в группе через организацию соревновательного духа в ходе занятия

  3. Продолжить работу по формированию коммуникативной, информационной, общекультурной компетенций у обучающихся.

Ход занятия

 Начать наш урок я хотела бы с рассказа об одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались… Впрочем, догадайтесь сами по характеру жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монеты (а деньги в стране назывались электронами), никто не горевал по этому поводу. Если же заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.

Надо сказать, что «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще...

- Скажите, кто были жители этой страны? (Металлы и неметаллы).(Слайд 1)

- Объясните, почему простые жители и знать имели такие разные черты характера.

Таким образом, тема нашего урока металлы и неметаллы, продолжаем с ними знакомиться.

Работать вы сегодня будете на рабочих листах, за каждое выполненное задание вы получаете определенное количество баллов, по окончанию урока вы их суммируйте и выставляете себе оценку, согласно шкале. Задания разного уровня сложности вы сами определяете уровень сложности, но в блоке вы выполняете только одно задание.

1 блок Физические свойства: (2-3 мин)

  • 1уровень (1балл) в таблице указаны признаки металлов и неметаллов, все они перемешаны, ваша задача распределить, какие из них к чему относятся и дописать во второй колонке.

ковкость




пластичность




теплопроводность




электропроводность




твердые




жидкие




газообразные




окислители







  • 2 уровень (2 балла) вставить пропущенные слова в текст

1. У металлов на внешнем энергетическом уровне 1-4 электрона

2. У всех металлов имеется металлический блеск.

3. Все металлы по агрегатному состоянию твердые, за исключением ртути

4. Все металлы серого цвета, за исключением металлов золото, медь.

5. Все металлы проводят электрический ток и тепло

6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них металлической связи.


  • 3 уровень (3 балла) по стихотворению ответить на вопросы и занести их в таблицу




Да! Целые века недаром,

Назвали именем металлов

О! Металлическая связь!

О ней скажу я, не скупясь:

Волшебница и чаровница

Иная, вряд ли с ней сравнится.

Придаст металлам блеск чудесный,

И механизм тут интересный.

Свет, поглощается поверхностью металла

В ответ же электроны (их не мало)

Нам посылают волны излучения.

И это электронное волнение,

С тобою мы, как блеск воспринимаем,

Металл от неметалла отличаем.

А лучше всех известно всем давно,

Свет отражает: ртуть, медь, серебро.

Не тратьте понапрасну силы даром,

Металл не враз разрушите ударом.

Природа очень мудро поступила

Пластичностью металлы наградила

И в этом свойстве миллионы лет

У золота соперников достойных нет!

Кусочек малый весом грамм всего

В нить можно вытянуть до дома моего.

Свет вдруг погас. И сразу безысходность..

Металлов свойство - электропроводность

Позволило вдохнуть в ночную тьму

Искусственные «солнце» и «луну».

Бежит, спешит ток в медных проводах

В посёлках, деревнях и городах,

И сразу в каждом доме мир светлей,

Добрее, интересней и теплей.

Металлам свойство важное дано

Они проводят хорошо тепло.

Забыл, как это свойство называется.

Пусть кто-нибудь помочь мне постарается.

На этом рассуждение прерву

Металлам оду после допишу.

Вопросы:

ответы

1.Какие века называли в честь металлов?

2.Какой вид связи в металлах?

3.Какие физические свойства обуславливает металлическая связь?

4.Назовите самый пластичный металл?

5.А какой металл лучше проводит электричество?

6Какое свойство просит подсказать автор?

1. Медный, бронзовый. железный,

2. Металлическая связь

3. Блеск, пластичность, электропроводность

4. Золото

5. Медь

6. Теплопроводность


ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДАМ 2,3,4.

Металлы и неметаллы образуют различные сложные соединения, второй блок расчетный.
2 блок математический 5-6 минут

1уровень (1балл)

Определите молекулярную молекулярную массу следующих соединений, расчеты записывать.

NaCl →23+35,5=58,5

H2O→1×2+16=18

H2→1×2=2

CuCl2→64+35,5×2=135

H2S→1×2+32=34

2 уровень (2 балла)

Определите молекулярную молекулярную массу следующих соединений, расчеты записывать.

H2SO4 →1×2+32+16×4=98

H3PO4→1×3+31+16×4=98

Al2 (SO4)3→27×2+(32+16×4)×3=342

NH4Cl→14+1×4+35,5=49,5

Fe2(SO4)3→56×2+(32+16×4)×3=400

3 уровень (3 балла) Вычислить массовую долю (ω%) кислорода в следующих соединениях:

Al2 (SO4)3 → (16×7)÷342×100=32,7%

Fe2(SO4)3 →(16×7)÷400×100=28%

H2SiO3→(16×3)÷78×100=61,5%

ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДАМ 5,6.
3 тур – Разгадай-ка
1уровень (3балла) Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов:

1-С, 2- О, 3-Al, 4-N, 5-Zn, 6-I, 7-P, 8-H, 9-Pb





2.




























3.













8.




1.







4.

5.




7.






















6.







9.

10.






































































































































Вопросы:

Какие группы элементов мы внесли в кроссворд?

Какое ключевое слово образовали?

2 уровень (4 балла)

  1. Тяжелый, единственный жидкий металл при обычных условиях (Ртуть)

  2. Самый распространенный элемент на земле (Кислород)

  3. Серебристо-белый легкий металл, главный материал для авиационной техники (Алюминий)

  4. Ржавеющий металл (Железо)

  5. Самый распространенный элемент во вселенной (Водород)

  6. Элемент-«светоносец» (Фосфор)

  7. Газ, составляющий 78 % (по объему) воздуха (Азот)

  8. Газ, используемый в световых рекламах (Неон)

3 уровень (6 баллов) . по описанию химического элемента, его определить и указать по каким именно признакам вы его определили, и что для вас было ново. (карточки)

Задача 1. С этим веществом связано происхождение некоторых слов. В Древней Руси мерой стоимости различных товаров служили бруски этого вещества. Если тот или иной предмет стоил дешевле, чем целый брусок, то от бруска отрубали куски соответствующего размера. Отрубленные части именовались рублями. От них и пошло название основной денежной единицы, принятой в нашей стране. Латинское название этого вещества носит одно из государств в Южной Америке. Это вещество применяется в фотографии, для получения  зеркальных поверхностей. А также это вещество обладает бактерицидными свойствами и убивает бактерии. В церкви крестом из этого вещества «светят воду». Что это за вещество? (Серебро)

 

Задача 2. Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. А в 20 веке из меня сделали статую Свободы в Америке.  Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. В чистом виде я тягучий, вязкий  красноватого цвета. Со временем мои изделия покрываются темно-зеленой пленкой. Красивый поделочный камень-малахит  содержит меня в своем составе. В  древности из меня делали топоры, щиты, монеты. Даже век в честь меня назвали. Что это за вещество? (Медь).

 

Задача 3. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Меня называют «камнем, упавшим с неба» - это серебристо-белое блестящее вещество, которое обладает способностью к намагничиванию. Мой покровитель – бог войны Марс. Человек использует в основном не чистое вещество, а его сплавы – чугун и сталь. Страшны враг этого вещества – ржавчина. Я один из элементов жизни, меня содержит кровь, и именно я определяю ее цвет. При недостатке меня у человека возникают головные боли, утомляемость. Я не образую самородков, поэтому в древние времена меня ценили очень дорого. Что это за вещество? (Железо).
ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДАМ 7,8,9.



СЛАЙД10 Подведение итогов:

Подсчитайте свои баллы и поставьте себе оценки в звездочки, согласно разбаловке.

«3» →5-6 баллов

«4»→7-9 баллов

«5»→10-12 баллов
СЛАЙД 11 Домашнее задание

  • §14, вопрос №4 письменно.

  • §15, вопрос №5 письменно.

Выучить определения из параграфов
СЛАЙД 12 Бонусное задание – фраза-1 балл

переведите с химического языка на общепринятый фразы:

1« Не все то аурум, что блестит» (Не все то золото, что блестит)

3.Феррумный характер (Железный характер)

4.Слово аргентум, а молчание аурум (Слово серебро, а молчание золото)

5.Много оксида водорода утекло с тех пор (Много воды утекло с тех пор)

6.Уходит как аш-два-о в оксид кремния (уходит как вода в песок)

7.Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине (Недосол на столе, пересол на спине)

Карточка для 3 задания 3 уровень
Задача 1. С этим веществом связано происхождение некоторых слов. В Древней Руси мерой стоимости различных товаров служили бруски этого вещества. Если тот или иной предмет стоил дешевле, чем целый брусок, то от бруска отрубали куски соответствующего размера. Отрубленные части именовались рублями. От них и пошло название основной денежной единицы, принятой в нашей стране. Латинское название этого вещества носит одно из государств в Южной Америке. Это вещество применяется в фотографии, для получения  зеркальных поверхностей. А также это вещество обладает бактерицидными свойствами и убивает бактерии. В церкви крестом из этого вещества «светят воду». Что это за вещество?

 

Задача 2. Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. А в 20 веке из меня сделали статую Свободы в Америке.  Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. В чистом виде я тягучий, вязкий  красноватого цвета. Со временем мои изделия покрываются темно-зеленой пленкой. Красивый поделочный камень-малахит  содержит меня в своем составе. В  древности из меня делали топоры, щиты, монеты. Даже век в честь меня назвали. Что это за вещество?

 

Задача 3. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Меня называют «камнем, упавшим с неба» - это серебристо-белое блестящее вещество, которое обладает способностью к намагничиванию. Мой покровитель – бог войны Марс. Человек использует в основном не чистое вещество, а его сплавы – чугун и сталь. Страшны враг этого вещества – ржавчина. Я один из элементов жизни, меня содержит кровь, и именно я определяю ее цвет. При недостатке меня у человека возникают головные боли, утомляемость. Я не образую самородков, поэтому в древние времена меня ценили очень дорого. Что это за вещество?