Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Урок «Основные типы диаграмм в электронных таблицах» |
 Скачать 106.98 Kb. |
Урок «Основные типы диаграмм в электронных таблицах»
Задачи урока:
Образовательные:
повторение определения диаграммы;
формирование навыка построения диаграмм;
формирование умения выбирать тип диаграммы для представления данных в зависимости от условия задачи.
Воспитательные:
воспитание чувства ответственности за общий результат работы группы;
формирование и развитие навыков корректного поведения при обсуждении вопросов;
воспитание бережного отношения к компьютерной технике.
Развивающие:
развитие творческих способностей;
формирование умений выступать перед аудиторией;
развитие логического мышления;
формирование и развитие умения выделять главное, существенное в обсуждаемом вопросе;
формирование и развитие умения кратко и точно отвечать на поставленный вопрос.
Тип урока: Комбинированный урок. Данный урок включает в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.
Используемые технологии: Технология игрового обучения, проблемное обучение.
Форма проведения урока: ролевая игра.
Оборудование: компьютерный класс, проектор, магнитная доска, раздаточный материал, готовые диаграммы к задачам, смайлики, файлы к уроку.
Литература, используемая при подготовке к уроку:
Макарова Н.В. «Информатика 7-9» (Практикум по информационным технологиям) Питер, Санкт-Петербург, 2001 год.
Журин А.А. «Excel 2000:для школьников и начинающих пользователей». Москва, «Аквариум», 1999.
Погодина Е.В. «Управление процессом саморазвития учащихся через активные формы преподавания информатики», Череповец, 2003.
Здравствуйте уважаемые гости и ребята. Я рада видеть вас и надеюсь на наше сотрудничество.
Свой урок я начну с китайской притчи: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай сделать – и я пойму». Эти слова я предлагаю считать девизом нашего урока.
Итак, начнем. Наша тема: «Основные типы графиков и диаграмм в электронных таблицах».
Как вы думаете, чем отличаются обычные таблицы от электронных таблиц? (отвечают)
Скажите, какие ассоциации у вас вызывает выражение «Электронные таблицы», где можно в жизни с ними встретиться? (бухучет, расчеты и тд)
Действительно область применения ЭТ очень разнообразна, без них сегодня не может обойтись практически ни один современный специалист.
Как вы думаете какие цели мы должны сегодня перед собой поставить? (отвечают)
Да я с вами согласна, сегодня на уроке мы должны повторить и обобщить ранее полученные вами знания и закрепить умение создавать электронные таблицы, а также исследовать графические возможности табличного редактора Microsoft Excel.
Урок мы проведем в форме деловой игры – это заседание представителей бизнеса. Перед уроком я предложила вам разделиться на четыре группы, которые будут представлять четыре сферы бизнеса:
«Птицеводство», «Животноводство», «Канцелярские товары», «Грузоперевозки» (названия на партах) Итак, мы открываем межотраслевое заседание представителей малого и среднего бизнеса.
В работе ваших фирм используются электронные таблицы. Вам предлагается найти ответы на экономическую задачу, поставленную перед вашей фирмой. На выполнение задачи дается 5 мин. Приступаем.
Итак, начинаем проверку. Первыми отвечают на вопросы представители сферы «Птицеводство», а все остальные внимательно слушаем их отчет, если кто-то из представителей других сфер сразу не согласен с ответом, то поднимает руку и предлагает свой вариант ответа (проверка по слайду)
| Ответ
| как нумеруются строки в электронных таблицах Excel
| Строки нумеруются числами (1, 2, 3 …..)
| Как нумеруются столбцы в электронных таблицах Excel.
| Столбцы обозначаются буквами и их сочетаниями (A, B, C, ….)
| 3. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:
| 1) 11D 2) F12 3) АБ3 4) В1А
| 4. В электронной таблице ячейкой называют:
| 1) горизонтальную строку 2) вертикальный столбец 3) пересечение строки и столбца 4) курсор– рамку на экране
| 5. Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака:
| 1) $ 2) f 3) * 4) =
| 6. В ячейке электронной таблицы не может находиться:
| 1) число 2) текст 3) лист 4) формула
|
Принимаем отчет представителей сферы «Животноводство». Вы должны были заполнить электронную таблицу числовыми значениями с использованием формул. Проверяем (слайд с появляющимся ответом)
Расскажите, что означает первая формула? Какие ответы получили в других ячейках?
| A
| B
| C
| D
| 1
| 3
|
| 3
| 2
| 2
| =(C1+A1)/2
| =C1–D1
| =A1–D1
| =B1/2
| Слово представителям сферы «Канцелярские товары», которые предоставят нам отчет о видах ссылок в электронных таблицах ( по слайду рассказывают).
Слово представителям сферы «Грузоперевозки». Они подготовили отчет о том, как записывают встроенные функции в электронных таблицах. (по ватману около доски кто-то показывает, на слайде проецируется)
Молодцы, все хорошо поработали, а сейчас у меня к вам вопрос: как звучит тема урока? (отвечают)
Правильно «Основные типы графиков и диаграмм в электронных таблицах».
Что такое график вы знаете из курса математики, а что вы понимаете под словом диаграмма?
Правильно Диаграмма — изображение, рисунок, чертёж — графическое представление данных.
Исторические сведения: первыми диаграммами были графики функций. В 17 веке ученые Франсуа Виет, Рене Декарт и Пьер де Ферма заложили основы создания диаграмм. А вот толчком для развития построения диаграмм стали графики английского экономиста Уильяма Плейфера в его книге «Коммерческий и политический атлас» от 1786 года.
Ребята, посмотрите, у нас есть таблица статистических данных и диаграмма, построенная по этим данным в документе word. Как вы думаете, что из них удобнее и почему? (отвечают)
В каких случаях используются диаграммы?
(Ответ: Диаграммы удобно использовать в тех случаях, когда нужно сравнить полученные данные (например, результаты опроса общественного мнения), показать, как меняется со временем интересующее нас явление, и т.д.
| 1 вопрос
| 2 вопрос
| 3 вопрос
| 4 вопрос
| да
| нет
| не знаю
| нет
| не знаю
| да, мне сдавать экзамены
| нет, но мне было интересно
| да
| нет
| не готов ответить на этот вопрос
| да
| нет
| может быть
| 8 А
| 10
| 3
| 2
| 3
| 6
| 0
| 6
| 9
| 0
| 6
| 3
| 1
| 11
| 8Б
| 8
| 0
| 0
| 0
| 3
| 2
| 3
| 7
| 0
| 1
| 4
| 2
| 2
| 9А
| 10
| 1
| 1
| 1
| 1
| 5
| 5
| 8
| 2
| 2
| 4
| 2
| 6
| 9Б
| 14
| 1
| 1
| 5
| 3
| 2
| 6
| 9
| 2
| 5
| 4
| 1
| 11
| 10
| 8
| 1
| 4
| 3
| 0
| 3
| 7
| 6
| 6
| 1
| 8
| 0
| 5
| Итого
| 50
| 7
| 8
| 12
| 13
| 12
| 2
| 39
| 10
| 15
| 23
| 6
| 35
|
Итак, чтобы построить диаграмму в электронной таблице мы воспользуемся библиотекой диаграмм в Еxсеие.
Изучение нового материала.
Учитель: По вашей отрасли были получены бизнес – задания. Вам необходимо их проанализировать и построить диаграмму в табличном редакторе Microsoft Excel. Это задание вы будете выполнять в парах за компьютерами. Все сферы деятельности распределены, задания находятся около компьютеров. Итак, прошу занять свои места, и не забываем про технику безопасности. Выходим в свою рабочую оболочку. Во время работы я буду выполнять роль консультанта и отвечать на ваши вопросы, но также вы можете воспользоваться учебником стр 221 практическая работа 3.4.. Время на выполнение задания 5 мин.
Сфера «Птицеводство»
Задача Построить круговую диаграмму изменения прибыли яиц в течение года по полугодиям.
Задача Построить пузырьковую диаграмму изменения прибыли яиц в течение года по месяцам по полугодиям.
Сфера «Животноводство»
Задача Построить диаграмму с областями изменения надоя от племенной коровы Буренка в течение года (по кварталам).
Задача Построить круговую диаграмму изменения надоя от племенной коровы Буренка в течение года (по кварталам).
Сфера «Канцелярские товары»
Задача Построить кольцевую диаграмму, отражающую продажу разных видов тетрадей в течение года (по кварталам) магазином «Книжная лавка». (в процентах)
Задача Построить линейчатую диаграмму, отражающую продажу разных видов тетрадей в течение года (по кварталам) магазином «Книжная лавка». (в процентах)
Сфера «Грузоперевозки»
Задача На междугородний автобус продавались билеты двух видов: льготные и билеты за полную стоимость. Определить, каких билетов было больше всего продано за этот рабочий день. Построить биржевую диаграмму № 4.
Задача На междугородний автобус продавались билеты двух видов: льготные и билеты за полную стоимость. Определить, каких билетов было больше всего продано за этот рабочий день. Построить гистограмму.
Я вижу, что все смогли выполнить данное задание и готовы предоставить отчеты. Начнем. (сдают отчеты)
Ребята, как вы думаете, отчет было легче предоставить по числовым данным таблицы или по диаграмме? По какой диаграмме? (одна задача и 2 вида диаграмм)
Молодцы! Выходим из системы и занимаем свои места.
Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Вспомним тему нашего урока: «Основные типы диаграмм в электронных таблицах». Какую цель мы сегодня перед собой ставили? Правильно. Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?
(минута рефлексии) А сейчас каждой группе необходимо подготовить ответы на эти вопросы:
Что вы узнали нового?
Что оказалось полезным?
В чем были затруднения?
(отвечают)
На этом наш урок окончен, осталось получить только домашнее задание:
Подготовить отчет о диаграммах такого типа.
А сейчас я предлагаю посмотреть какие красивые и уникальные диаграммы можно научиться строить, если вы подружитесь с табличным редактором Microsoft Excel.
На этом урок окончен. До свидания. Спасибо всем. |
|
|