Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Урок математики в 6 классе «Проценты и десятичные дроби»


Скачать 94.3 Kb.
НазваниеУрок математики в 6 классе «Проценты и десятичные дроби»
Дата27.02.2016
Размер94.3 Kb.
ТипУрок

Абзалимова Альмира Камильевна, учитель математики МБОУ «Юрт-Акбалыкская основная общеобразовательная школа»

Новосибирская область, с. Юрт-Акбалык

УМК «СФЕРЫ». Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс. Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаев и др. М: Просвещение, 2014.

Урок математики в 6 классе «Проценты и десятичные дроби»

Методическая разработка урока

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение. В сельской малочисленной школе остро стоит вопрос применения современных педагогических технологий, в том числе и ИКТ.

Я считаю, что условиям нашей школы наиболее всего удовлетворяет технология индивидуализированного обучения (ТИО), разработанная Заслуженным учителем РФ Ю.А. Макаровым. Технология основана на организации деятельности с учетом индивидуальных способностей детей. В ходе самостоятельной работы на уроке более всего могут проявиться самоорганизованность школьника, самоконтроль и другие личностные качества, а также мотивация, целенаправленность. Ситуация успеха создается как для обучающихся с недостаточной математической подготовкой («слабых»), так и для хорошо подготовленных учащихся («сильных»). Каждый ученик получает задания базового уровня («3», «4») и повышенного уровня сложности («5»), при этом, не выполнив базовый уровень, ученик не может получить задания повышенного уровня сложности. Для работы по такой технологии необходимо достаточное и даже избыточное количество заданий.

В нашей школе кабинет математики оснащен 10 ноутбуками, телевизором, подключаемым к компьютеру. К каждому устройству подключен Интернет, но его скорость очень слабая, что не позволяет скачивать готовые презентации, фильмы для урока, проводить он-лайн тестирование и т.п. Разрабатывать все это для каждого урока достаточно сложно по времени.

УМК «СФЕРЫ» удовлетворяет всем моим требованием. Полная оснащенность комплекта (учебник, тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор, задачник, электронное приложение) обеспечивает как применение ИКТ, так и работу по ТИО.

Работая по данному УМК третий год, я могу отметить повышение качества обучения по отдельным темам. Изучение темы «Обыкновенные дроби» в 5 классе и закрепление в начале 6 класса позволяет уделить достаточно времени формированию вычислительных навыков с дробями.

При изучении положительных и отрицательных чисел у меня возникали проблемы с тем, что учащимся было необходимо применять сразу несколько правил (вычисления с обыкновенными дробями, десятичными), когда умение вычислять положительные и отрицательные числа только формируется. В УМК «СФЕРЫ» вначале изучаются действия с положительными и отрицательными целыми числами, а только потом с дробными. Качество обучения по конкретно этим темам повысилось примерно в 1,5 раза.

Методическая разработка урока отражает мой опыт работы по УМК. В приложениях к уроку представлены страницы из учебника, задачника и тетради-тренажера с тексами заданий к уроку, для того, чтобы можно было более наглядно продемонстрировать применение всего комплекта.

Приложение 1. Задачник стр. 18

Приложение 2. Тетрадь – тренажер стр. 73

Приложение 3. Тетрадь – тренажер стр. 74

Приложение 6. Учебник стр. 114

Приложение 5. Учебник стр. 115.

Тема: Проценты и десятичные дроби

Цель: научиться записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей.

Планируемые результаты:

Предметные: ученики научатся представлять процент десятичной дробью; выражать десятичную дробь в виде процента.

Метапредметные: ученики научатся создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; использовать знаково-символическую запись

процента.

Место урока в учебном курсе: 5 урок при изучении темы «Отношения и проценты». Обучающиеся знакомы с понятием процента; умеют переводить обыкновенные дроби в проценты и обратно проценты записывать в виде обыкновенных дробей; умеют находить отношение двух величин; выполнять действия с десятичными дробями.

Оборудование: компьютеры, телевизор.

План урока

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Время

Универсальные учебные действия

Орг. момент

Готовятся к уроку

Создает условия для благоприятного начала урока

30 сек.




Мотивация.

Решают поставленную проблему

Подводит учащихся к осознанию темы, постановкой проблемного вопроса

7 мин.

Регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Формулирование темы и целей урока

Формулируют тему и цель, определив границы знания и незнания

Подводит учащихся к осознанию целей и задач

30 сек.

Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

Актуализация опорных знаний

Повторяют материал необходимый для изучения новой темы

Консультирует

4 мин.

Регулятивные: анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

Изучение нового материала

Знакомятся с основными правилами, закрепляя их примерами

Консультирует

10 мин.

Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Закрепление изученного материала

Самостоятельно решают индивидуальные дифференцированные задания

Консультирует, помогает

20 мин.

Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; использовать знаково-символическую запись понятия процента.

Рефлексия

Отвечают на проблемный вопрос




1 мин.

Регулятивные: ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности

Домашнее задание

Записывают д/з

Задает д/з

1 мин.




Итоги урока

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам

Дополняет

1 мин.

Регулятивные: свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация

Учитель. Ребята, как вы считаете, сколько соли в морской воде?

В итоге небольшой дискуссии выясняется, что измерить всю соль во всех морях и океанах невозможно, но можно найти относительную величину, которая выражает содержание количества соли в воде.

  1. Необходимо установить условную меру, например, граммов соли на килограмм воды или килограммов соли на тонну воды.

  2. Найти отношение этих величин.

  3. Выразить отношение величин в удобной форме.

Учитель. Морская вода содержит, как известно, большое количество соли. Но содержание соли не во всех морях одинаково. Самая соленая вода в Красном море.

Тонна воды Красного моря содержит 40 кг соли.

В Черном море соли меньше — 18 кг на одну тонну воды.

Меньше всего соли в Балтийском море — 7,8 кг на тонну воды.

В океанах содержание соли почти одинаково:

в Атлантическом на тонну воды — 35,37 кг,

в Тихом — 34,91 кг,

в Индийском — 34,81 кг.

В Средиземном море содержание соли — 37 кг на тонну воды.

Подсчитайте среднее количество соли в представленных морях и океанах, найдите отношение величин.

Учащиеся самостоятельно решают поставленную задачу. (≈0,03)

Учитель: Число 0,03 выражает относительное содержание соли в морской воде, но это отношение можно записать в процентах, а как мы узнаем сегодня на уроке.

  1. Формулирование темы и целей урока.

Формулируется тема урока: Проценты и десятичные дроби.

Учитель: какую цель вы поставите перед собой?

Ученики: научиться записывать десятичные дроби в процентах и выражать проценты в идее десятичных дробей.

Учитель: в карте успеха поставьте оценку, которую вы хотите получить за урок.

В карте успеха задание после проверки учителем отмечается знаком «+», таким образом, видно, что ученик получает за урок.

  1. Актуализация опорных знаний

Как называется сотая доля величины? (процент)

Задания для актуализации опорных знаний:

Для «слабых» учащихся: задачник стр. 18 № 104

Для «сильных» учащихся: задачник стр.18 №105

  1. Изучение нового материала.

  1. Работа с электронным приложением к учебнику.

а) Демонстрация фильма «Представление процента десятичной дробью»



б) Первичное закрепление № 355 выполняется за компьютерами в электронном приложении индивидуально каждым учеником.



в) Демонстрация фильма «Выражение дроби в процентах»



  1. Первичное закрепление: Тетрадь-тренажер стр. 73 № 156

  1. Закрепление изученного материала

Задания обучающиеся выполняют самостоятельно. После проверки учителем каждого заданий одного получают задания следующего. Если ученик самостоятельно не спаравляется, то получает дополнительные задания.

Задания для «сильных» учащихся

«3»: Тетрадь – тренажер: стр. 73 № 155, 157

Учебник: стр. 114, № 356, 359

«4»: Тетрадь – тренажер: стр. 74 № 158

Учебник: стр. 114, № 360, 362

«5»: Учебник: стр. 115, № 364

Электронное приложение стр. 115 № 363



Задания для «слабых» учащихся

«3»: Тетрадь – тренажер: стр. 73 № 155

Учебник: стр. 114, № 361

«4»: Тетрадь – тренажер: стр. 73 № 157

Учебник: стр. 114, № 356, 362

«5»: Учебник: стр. 115, № 363,

  1. Рефлексия.

Выразить в процентах число 0,03 (3 %). В морской воде содержится 3 % соли.

Приведите примеры, где в жизни встречается процент (например, жирность молока).

  1. Домашнее задание

Найдите в газетную заметку и или выдержку из журнала с употреблением слова «процент».

  1. Итоги урока

Заполните карту успеха

Задания на оценку

Хочу за урок

Получил за урок

3

4

5























Учитель: Сравните оценку за урок с оценкой, которую хотели получить.

Все ли у вас получилось, если нет, то как вы считаете почему?

Список информационных источников, использованных на уроке:


  1. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.] ; Рос акад. наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». ­­­– 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.

  2. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник. 6 класс: пособие для общеобразоват. организаций / [Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.] ; Рос акад. наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». ­­­– 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014.

  3. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 6 класс : пособие для общеобразоват. организаций / [Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.] ; Рос акад. наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». ­­­– 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014.

  4. Занимательная математика в рассказах для детей / Авт.-сост. А. П. Савин, В.В. Станцо, А. Ю. Котова. – Москва: издательство Астрель, 2010.

  5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Режим доступа: [www.fgosreestr.ru].