Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Урок литературы в 11 классе Учитель: Сороковых Е. Н. Мбоу сош п. Солидарность Елецкого района Липецкой области


Скачать 445 b.
НазваниеУрок литературы в 11 классе Учитель: Сороковых Е. Н. Мбоу сош п. Солидарность Елецкого района Липецкой области
Дата26.02.2016
Размер445 b.
ТипУрок


СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ И. А. БУНИНА. ПСИХОЛОГИЗМ БУНИНСКОЙ ПРОЗЫ

  • Урок литературы в 11 классе

  • Учитель: Сороковых Е.Н.

  • МБОУ СОШ п.Солидарность

  • Елецкого района Липецкой области


Иван Алексеевич Бунин



Цели:

  • познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина;

  • научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина;

  • развивать навыки анализа прозаического текста.



Анализ текста рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки»

  • 1. Какие картины встают в воображении при чтении рассказа?

  • В чем особенности композиции? Составьте план рассказа.

  • 3. Какой представляется личность лирического героя?

  • 4. Лексический центр – слово САД. Как описывает сад Бунин?

  • 5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты.



Лексические модели:

  • ностальгия по угасающим дворянским гнездам;

  • элегия расставания с прошлым;

  • картины патриархального быта;

  • поэтизация старины; апофеоз старой России;

  • увядание, запустение усадебной жизни;

  • грустный лиризм рассказа.



  • 5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты.



ПЛАН РАССКАЗА

  • 1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду.

  • 2. Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду.

  • 3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду.

  • 4. Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад.



«Господин из Сан-Франциско»

  • – Как донесена авторская концепция мира в рассказе?

  • – Каков человек в изображении Бунина?

  • - Что является кульминацией рассказа?

  • – Как звучит тема любви в произведении?

  • Как выражена тема обреченности мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?



План

  • 1. «Художник нарисовал... образ греха... гордого человека со старым сердцем».

  • 2. Символично название корабля: Атлантида – затонувший мифический континент.

  • 3. Пассажиры корабля – модель человеческого общества:

  • а) паразитизм «пар чистых»;

  • б) смерть господина из Сан-Франциско.



Сборник «Темные аллеи»

  • И. А. Бунин на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл «самым совершенным по мастерству».

  • Основная тема цикла – тема любви, чувства, раскрывающего самые потайные уголки человеческой души.

  • Любовь у Бунина – основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают.



          • Была чудесная весна!
          • Они на берегу сидели -
          • Река была тиха, ясна,
          • Вставало солнце, птички пели;
          • Тянулся за рекою дол,
          • Спокойно, пышно зеленея;
          • Вблизи шиповник алый цвел,
          • Стояла темных лип аллея.
          • Н.Огарев


  • Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит вечный рок.

  • Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.



  • Рассказы цикла «Темные аллеи» – образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова



«Чистый понедельник»

  • – Докажите, что образы главных героев построены на антитезе.

  • – Объясните название рассказа.

  • – Докажите, что рассказу характерны художественная краткость, сгущение внешней изобразительности, что позволяет говорить о новом реализме как писательском методе.



Нобелевская премия

  • «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933г. Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».



План к сочинению «Всякая любовь – великое счастье...»

  • I. Бунинское новаторство в освещении темы любви.

  • II. Многогранность чувства любви у Бунина.

  • 1. «Лики любви» в бунинских рассказах:

  • 1) любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»);

  • 2) любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»);

  • 3) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»);

  • 4) любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим («Сны Чанга»);

  • 5) «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей возлюбленной («Дело корнета Елагина»);

  • 6) любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»);

  • 7) любовь – обида («Темные аллеи»);

  • 8) любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»);

  • 9) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали»);

  • 10) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»).

  • III. «Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин).



Домашнее задание

  • Написать сочинение на выбранную тему.

  • 1. Рецензия на понравившийся рассказ И. А. Бунина.

  • 2. Любовь в понимании Бунина.

  • 3. Тема жизни и смерти в прозе И. Бунина.

  • 4. Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско».