Главная страница

Урок-игра «Путешествие в страну басен И. А. Крылова»



Скачать 50.13 Kb.
НазваниеУрок-игра «Путешествие в страну басен И. А. Крылова»
Дата26.04.2016
Размер50.13 Kb.
ТипУрок

Урок-игра

«Путешествие в страну басен И.А. Крылова»

Учащимся предлагается заранее разбиться на 2 команды, придумать название, выбрать и подготовиться к конкурсу «Театральный». Учащиеся самостоятельно выбирают басню Крылова и подготавливают ее инсценирование. В жюри можно пригласить родителей.

Тип урока: игра-конкурс

Цели:

  1. Развивать связную устную речь учащихся, пополнять их словарный запас.

  2. Развивать творческие, индивидуальные способности учащихся через игру, инсценировку.

3. Развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

4. Формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;

5. Воспитывать доброту, честность, справедливость.

Оборудование.

  1. Презентация

  2. Карточки с пословицами (для команды)

  3. Кроссворд

Ход урока

Эпиграф

«…Его басни – книга мудрости самого народа».

Н.В. Гоголь

ОРГ. МОМЕНТ: Здравствуйте, ребята, прошу садиться. Запишите, пожалуйста, число, тему урока и эпиграф.

Изучение нового материала: Ребята, постарайтесь дать объяснение этому эпиграфу? (Ответы учеников)

Действительно, благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.

Ребята на предыдущих уроках литературы мы изучали басни Ивана Андреевича Крылова. Сегодня я предлагаю отправиться в страну его басен. Впереди вас ждет 7 станций с различными заданиями. Кто правильнее и быстрее справится, тот и победит.

Вы разделились на две команды и выбрали себе капитана. Прошу капитанов представить свою команду (капитан представляет свою команду).

Представление жюри.

Но перед, тем как отправиться в путешествие, я предлагаю вам вспомнить определение басни и назвать ее особенности.

(Ответы учеников, за каждый правильный ответ – 1 балл)

Итак, отправляемся в путешествие.

1.КРОССВОРДНАЯ.

Ребята, первая станция «Кроссвордная. В кроссворде скрываются понятия, изученные нами на уроках. А поможет вам в этом сам Крылов. Все вопросы вы видите на слайде.

(за каждое правильно угаданное слово один бал)

(Каждая команда получает кроссворд, который нарисован на листе бумаги. На выполнение задания – 3 мин.)

2.ШАХМАТНАЯ.

Прочесть мораль одной известной басни вам поможет шахматный конь. Начинайте из левого нижнего угла.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет – «Лебедь, щука и рак».

(за мораль – 3 балла, за название басни еще 2)

3.ПОТЕРЯВШИЕСЯ.

А здесь находятся предметы, которые потерялись из своих басен. Давайте поможем им вернуться домой.

4.ТЕАТРАЛЬНАЯ.

Я предлагала вам приготовить дома инсценирование басни (максимальное количество балов – 5)

- Что высмеивается в басне «Ворона и лисица»?

(Ответы учеников: в этой басне высмеиваются лесть и тщеславие, глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной.)

- Как вы понимаете мораль басни «Мышь и крыса»? (за ответ по 1 баллу)

5.КАРТИННАЯ.

Для каждой команды на слайде появятся по две картины, на сюжет известных вам басен. Вы должны сказать их название, а если вы вспомните мораль из басни, то вам будут дополнительные балы.

(за название -1, за мораль – 2)

6.ФОЛЬКЛОРНАЯ.

Задание: подберите пословицу к басне (пословицы перечисляются на слайде, а учащиеся должны распределить их за 3 мин.)

«Слон и моська»

  1. Скромность всякому к лицу.

  2. Не в свои сани не садись.

  3. Собака лает, а владыка едет.

  4. Как не дуйся лягушка, а до вола далеко.

«Стрекоза и муравей»

  1. Много поту, да мало толку.

  2. Маленькое дело, лучше любого безделья.

  3. Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

  4. Праздники помнит, а будни забывает.

(за каждый правильный ответ – 1)

7.ПОИСКОВАЯ.

Из каких басен взяты эти строки?

а) Да только воз и ныне там.

("Лебедь, Щука и Рак".)

б) Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

("Стрекоза и Муравей".)

в) А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

("Квартет".)

г) Вертит очками так и сяк:

То к темю их прижмёт,

То их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

("Мартышка и очки".)

д)Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею…

("Свинья под дубом")
Кто из героев басен И. А. Крылова:

1.Сидит, прижавшись в угол задом?

2.Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться?

3.Ударили в смычки, дерут, а толку нет?

Ответы:

  1. Волк из басни "Волк па псарне".

  2. Моська из басни "Слон и Моська".

  3. Мартышка, Осел, Козел и Мишка из басни "Квартет".


На всякий случай: что такое «эзопов язык»? Подберите синонимы к этому термину. (иносказание, речь, наполненная ироническими намеками. Синонимы: иносказание, аллегория)

_______________________________________________________________

Слово учителя: И. А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. (слайд с памятником)
ВЫВОД: Ребята, ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Ребята, сегодня на уроке вы хорошо, правильно отвечали на вопросы, отгадывали басни, показали инсценированные представления. Но какова же мораль нашего занятия? Какую мораль вы можете применить к вашему классу?(Ответы учеников и слайды 5а класса)
Слово учителя: Чему учат басни Крылова?

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Мы не прощаемся с Крыловым. В 6-м и 8-м классе вы встретитесь с ним вновь, и тогда беседу можно продолжить, дополнив его новыми произведениями баснописца.
Домашнее задание: Чему научили меня басни Крылова? (сочинение)