Главная страница

Урок №1 Тема урока : «Предмет химии. Вещества» Учащиеся должны знать: предмет изучения химии



Скачать 183.2 Kb.
НазваниеУрок №1 Тема урока : «Предмет химии. Вещества» Учащиеся должны знать: предмет изучения химии
Дата25.04.2016
Размер183.2 Kb.
ТипУрок

Урок № 1
Тема урока: «Предмет химии. Вещества»
Учащиеся должны знать:

- предмет изучения химии

- понятия «химия, вещество, химические свойства»;

- понятия «атом, молекула. тело»;

-правила поведения и техники безопасности при работе в кабинете химии;
Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры физических тел. химических веществ, их физические свойства;

- подразделять вещества на простые и сложные;

- различать простое вещество и элемент, тело и вещество;

- характеризовать вещество по приведенному плану;
Оборудование:

- образцы химических веществ;

- демонстрационный эксперимент;

- карты инструктажа по ТБ при работе в кабинете химии;
Ход урока.
I. Организационный момент.

1) знакомство с классом,

2) знакомство с кабинетом,

3) знакомство с учебником,

4) знакомство с требованиями учителя,

5) подписывание тетрадей,
II. Изучение нового материала.

- правила по ТБ при работе в кабинете химии.

- химия-наука о веществах.

- вещество.

- химический элемент.

- простые вещества, сложные вещества.

- вещество-тело.

- описание свойств веществ (воды, алюминия).

- использование свойств веществ человеком. §§
III. Закрепление изученного материала.

- упр. № 3,4 к §1.
IY. Домашнее задание:

1, упр. №5 к §1.

Урок № 2
Тема урока: «Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни»
Учащиеся должны знать:

- химические явления;

- физические явления;

- достижения химии и их использование;
Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры физических и химических явлений;

- подразделять явления на химические и физические;

- понимать различие между химическими и физическими явлениями;

- рассказывать о роли химии в современном мире;
Оборудование:

- демонстрационный эксперимент (химические и физические явления);

- лабораторный опыт «Взаимодействие мела с соляной кислотой»;
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

- правила по ТБ при работе в кабинете химии.

- химия-наука о веществах.

- вещество.

- химический элемент.

- простые вещества, сложные вещества.

- вещество-тело.

- описание свойств веществ (на своем примере).

- использование свойств веществ человеком.
III. Изучение нового материала.

- химические явления;

- физические явления;

- примеры химических явлений;

- примеры физических явлений;

- выполнение лабораторного опыта;

- отличие химических явлений от физических;

- роль химии в жизни общества;
IY. Закрепление изученного материала.

- упр. № 1-3, к §2.
Y. Домашнее задание:

§2, упр. № 4-5 к §2.

Урок № 3
Тема урока: «Краткий очерк истории развития химии.

Основоположники отечественной химии».
Учащиеся должны знать:

- что такое алхимия;

- что такое химия

- историю химии;
Учащиеся должны уметь:

- объяснять роль алхимии в развитии химии;
Оборудование:

- портреты ученых-химиков;

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

- химические явления;

- физические явления;

- достижения химии и их использование;
III. Изучение нового материала.

- химия как наука;

- алхимия, ее роль в развитии химии;

- тайна «трансмутации»;

- от алхимии к научной химии;

- революция в химии;

- победа атомно-молекулярного учения;

- из истории химии;

- роль химии в жизни общества;
IY. Закрепление изученного материала.

- упр. № 1-4, к §3.
Y. Домашнее задание:

§3, упр. № 5-6 к §3.

Сделать сообщения в виде реферата.


Урок № 4
Тема урока: «Периодическая система химических

элементов Д.И.Менделеева».
Учащиеся должны знать:

- структуру периодической системы Д.И.Менделеева;

- символы элементов;

- понимать происхождение символов;
Учащиеся должны уметь:

- описывать положение элемента в периодической системе;
Оборудование:

- периодическая система Д.И.Менделеева.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

- химия и алхимия;

- химический элемент;
III. Изучение нового материала.

- химические знаки или символы;

- названия химических элементов, данные по:

а) важнейшим свойствам веществ,

б) в честь планет,

в) заимствованы из мифологии,

г) в честь государств или частей света,

д) в честь великих ученых,

- периоды (малые и большие);

- группы (главные и побочные);
IY. Закрепление изученного материала.

- упр. № 1-3, к §4.
Y. Домашнее задание:

§4, упр. № 5 к §4.


Урок № 5
Тема урока: «Знаки химических элементов».
Учащиеся должны знать:

- знаки химических элементов;

- произношение и название химических элементов;
Учащиеся должны уметь:

- записывать и называть знаки химических элементов;
Оборудование:

- периодическая система Д.И.Менделеева.

- карточки со знаками химических элементов;

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

- группы и подгруппы периодической системы;

- периоды (малые и большие), ряды периодической системы;

- тест № 2.3; №3.3 (ВАРИАНТ №1);

- тест № 2.4; №3.4 (ВАРИАНТ №2);
III. Изучение нового материала.

- химические знаки или символы;

- составление таблицы с символами химических элементов;

- проговаривание вслух произношения химических элементов;


Название элемента

Знак элемента

Произношение элемента

Атомный вес














IY. Закрепление изученного материала.

- работа с анаграммами;

- шуточные загадки;
Y. Домашнее задание:

§4, выучить знаки;

подготовиться к зачету по знакам.

Урок № 6
Тема урока: «Химические формулы. Относительная атомная и относительная молекулярная массы».
Учащиеся должны знать:

- роль индексов и коэффициентов;

- понимать смысл химической формулы;

- понимать смысл понятий относительной атомной и молекулярной массы;
Учащиеся должны уметь:

- записывать под диктовку формулы веществ;

- вычислять относительные молекулярные массы веществ;
Оборудование:

- периодическая система Д.И.Менделеева.

- карточки с химическими формулами веществ;

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

- зачет по химическим знакам;
III. Изучение нового материала.

- понятие о валентности;

- знакомство с таблицей «Элементы с постоянной валентностью»;

- работа с алгоритмом по определению валентности в оксидах и водородных соединениях;

- выполнение упражнений из сборника задач;
- IY. Закрепление изученного материала.

- вычисление валентности (№1-3);
Y. Домашнее задание:

-.выучить таблицу с элементами с постоянной валентностью;

- определить валентность в продиктованных примерах.

Урок № 7
Тема урока: «Понятие о валентности».
Учащиеся должны знать:

- постоянные валентности химических элементов;

- химические элементы с переменной валентностью;
Учащиеся должны уметь:

- определять валентность в формулах бинарных соединений;

- составлять формулы бинарных соединений по валентности;
Оборудование:

- периодическая система Д.И.Менделеева.

- карточки со знаками химических элементов;

- карточки «Валентности некоторых элементов»;

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

-.химический диктант «Знаки химических элементов»;
III. Изучение нового материала.

- понятие о валентности;

- знакомство с таблицей «Элементы с постоянной валентностью»;

- работа с алгоритмом по определению валентности в оксидах и водородных соединениях;

- выполнение упражнений из сборника задач;
IY. Закрепление изученного материала.

- вычисление валентности (№1-3);
Y. Домашнее задание:

-.выучить таблицу с элементами с постоянной валентностью;

- определить валентность в продиктованных примерах.


Урок № 8
Тема урока: «Определение валентности по формулам соединений и составление формул по известной валентности элемента».
Учащиеся должны знать:

- постоянные валентности химических элементов;

- химические элементы с переменной валентностью;
Учащиеся должны уметь:

- определять валентность в формулах бинарных соединений;

- составлять формулы бинарных соединений по валентности;
Оборудование:

- периодическая система Д.И.Менделеева.

- карточки со знаками химических элементов;

- карточки «Валентности некоторых элементов»;

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

- выполнение упражнений по определению валентности;
III. Изучение нового материала.

- работа с алгоритмом по составлению формул по валентности в оксидах и

водородных соединениях;

- выполнение упражнений из сборника задач;
IY. Закрепление изученного материала.

- выполнение упражнений по составлению формул бинарных соединений

(водородных и кислородных соединений).
Y. Домашнее задание:

-.составить формулы по валентности в продиктованных веществах.

Урок № 9
Тема урока: «Повторение и обобщение материала темы».
Цель урока:

- закрепить и повторить изученный материал по теме «Введение».
Оборудование:

- периодическая система Д.И.Менделеева.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение и закрепление изученного материала.

- работа по «Сборнику задач и упражнений по химии»,

стр. 12, упр. № 1-98,

№ 1-99,

№ 1-101,

№ 1-102,

№ 1-103.
III. Выполнение самостоятельной работы по 2-м вариантам и дифференцировано.

(текст сам. работы в папке № 8 класс).

Y. Домашнее задание:

- составить формулы по валентности в продиктованных веществах.


Урок № 10
Тема урока: «Основные сведения о строении атома».
Учащиеся должны знать:

- доказательство сложного строения атома;

- физический смысл порядкового номера;

- строение атомного ядра из протонов и нейтронов
Учащиеся должны уметь:

- составлять схему строения атома;
Оборудование:

- периодическая система Д.И.Менделеева.

- схемы строения атомного ядра.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

- анализ результатов самостоятельной работы;

- выполнение работы над ошибками.
III. Изучение нового материала.

- атом;

- электрон;

- явление радиоактивности;

- модель атома Резерфорда;

- элементарные частицы (протоны, нейтроны);

- физический смысл порядкового номера;

- определение количества нейтронов, протонов, электронов на примере атома лития.
IY. Закрепление изученного материала.

- составить схему строения атомов железа, фтора, кислорода.
Y. Домашнее задание:

- §6, упр. №3,4 к §6.

Урок № 11
Тема урока: «Изотопы».
Учащиеся должны знать:

- современные определения понятия «химический элемент»;
Учащиеся должны иметь представление:

- о превращении ядер элементов;
Учащиеся должны уметь:

- подсчитывать число протонов и нейтронов в изотопе;
Оборудование:

- периодическая система Д.И.Менделеева.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

- атом;

- электрон;

- явление радиоактивности;

- модель атома Резерфорда;

- элементарные частицы (протоны, нейтроны);

- физический смысл порядкового номера;

- определение количества нейтронов, протонов, электронов на примере атома лития.

- проверка домашнего задания;
III. Изучение нового материала.

- понятие «изотоп»;

- обозначение изотопов;

- работа со схемой №7 из учебника;

- атомная масса химического элемента;

- радиоактивные элементы (технеций, прометий, элементы за висмутом).
IY. Закрепление изученного материала.

- выполнение упражнений по определению количества протонов, нейтронов

(упр. №5 к §7)
Y. Домашнее задание:

- §7, №6 к §7

Урок № 12
Тема урока: «Строение электронных оболочек атомов».
Новое содержание:

- распределение электронов в атомах по энергетическим уровням,

периодическое изменение свойств элементов и их соединений.
Учащиеся должны знать:

- причину периодического изменения свойств элементов и их соединений

с возрастанием порядкового номера элемента;
Учащиеся должны уметь:

- составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов;
Оборудование:

- периодическая система Д.И.Менделеева.

- таблица «Распределение электронов в атомах элементов главных подгрупп»;
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

(беглый опрос из-за насыщенного нового материала)
III. Изучение нового материала.

- орбиталь или электронное облако;

- формы отбиталей (сферическая S-орбиталь; гантелеобразная Р-орбиталь;

розетковидная d-орбиталь; сложной формы f-уровень;);

- подуровни (S-подуровень-1 орбиталь; Р-подуровень-три взаимно

перпендикулярных орбитали; d-5 орбиталей; f-5 орбиталей;);

- № периода-число энергетических уровней;

- № группы-число электронов на внешнем энергетическом уровне;

- составление электронных и электронно-графических схем;
IY. Закрепление изученного материала.

- выполнение упражнений по составлению электронных и электронно-

графических схем для элементов лития, углерода, алюминия, хлора, кальция;
Y. Домашнее задание:

§8, упр. № 1-3 к §8.

Урок № 13
Тема урока: «Периодическое изменение свойств

элементов и простых веществ».
Новое содержание:

- изменение свойств элементов и простых веществ в главных подгруппах и периодах

периодической системы;

- типичные металлы и неметаллы;
Учащиеся должны знать:

- причину периодического изменения свойств элементов и их соединений

с возрастанием порядкового номера элемента;

- понимать причину периодического изменения свойств элементов и их соединений

с возрастанием порядкового номера элемента;
Учащиеся должны уметь:

- объяснять причину периодического изменения свойств элементов и их соединений

с возрастанием порядкового номера элемента;

- Оборудование:

- периодическая система Д.И.Менделеева.

- таблица «Распределение электронов в атомах элементов главных подгрупп»;
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

- орбиталь или электронное облако;

- формы отбиталей (сферическая S-орбиталь; гантелеобразная Р-орбиталь;

розетковидная d-орбиталь; сложной формы f-уровень;);

- подуровни (S-подуровень-1 орбиталь; Р-подуровень-три взаимно

перпендикулярных орбитали; d-5 орбиталей; f-7 орбиталей;);

- № периода-число энергетических уровней;

- № группы-число электронов на внешнем энергетическом уровне;

- составление электронных и электронно-графических схем;
III. Изучение нового материала.

- атомы металлов-восстановителей (отдающих валентные электроны);

- атомы неметаллов-окислителей (принимающих валентные электроны);

- закономерности изменения свойств элементов в периодах;
IY. Закрепление изученного материала.

- выполнение упражнений по составлению электронных и электронно-

графических схем для элементов лития, углерода, алюминия, хлора, кальция;
Y. Домашнее задание:

§9, упр. № 1-3 к §9.
Урок № 14
Тема урока: «Ионы и ионная химическая связь».
Новое содержание:

- положительные и отрицательные ионы;

-ионная связь;
Учащиеся должны знать:

- определение иона;

- определение положительного и отрицательного иона;
Учащиеся должны уметь:

- объяснять образование ионной вязи;
- Оборудование:

- периодическая система Д.И.Менделеева.

- таблица «Ионная связь»;
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

- атомы металлов-восстановителей (отдающих валентные электроны);

- атомы неметаллов-окислителей (принимающих валентные электроны);

- закономерности изменения свойств элементов в периодах;

- выполнение самостоятельной работы;
III. Изучение нового материала.

- атомы металлов-восстановителей (отдающих валентные электроны);

- атомы неметаллов-окислителей (принимающих валентные электроны);

- положительные и отрицательные ионы;

- схема образования хлорида натрия;

- ионная связь;

- ионная кристаллическая решетка;

- физические свойства веществ с ионным типом связи;

- примеры веществ с ионным типом связи (металл/неметалл);
IY. Закрепление изученного материала.

- выполнение упражнений по определению ионных соединений;
Y. Домашнее задание:

§9, упр. № 1-3 к §9.


Урок № 15
Тема урока: «Ковалентная связь между одинаковыми

атомами металлов».
Новое содержание:

- ковалентная связь;

- кратность и длина связи;

- электронные и структурные формулы;
Учащиеся должны знать:

- определение ковалентной связи;

- определение ковалентной неполярной связи;

- свойства ковалентной связи (энергия, длина, кратность);
Учащиеся должны уметь:

- объяснять образование ковалентной неполярной связи;

- различать КНС среди других видов связи;

- различать структурные, графические, электронные формулы;
- Оборудование:

- периодическая система Д.И.Менделеева.

- таблицы «Ионная связь», «Ковалентная связь»;
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

- атомы металлов-восстановителей (отдающих валентные электроны);

- атомы неметаллов-окислителей (принимающих валентные электроны);

- положительные и отрицательные ионы;

- схема образования хлорида натрия;

- ионная связь;

- ионная кристаллическая решетка;

- физические свойства веществ с ионным типом связи;

- примеры веществ с ионным типом связи (металл/неметалл);
III. Изучение нового материала.

- ковалентная связь (определение);

- КНС и КПС;

- примеры веществ с КНС;

- свойства ковалентной связи (энергия связи, длина связи, кратность связи);

- электронные, графические, структурные формулы;
IY. Закрепление изученного материала.

- выполнение упражнений по составлению электронных и электронно-

графических схем для образования молекул с КНС;
Y. Домашнее задание:

§10, упр. № 1-3 к §10.

Урок № 16
Тема урока: «Ковалентная полярная химическая связь ».
Новое содержание:

- ковалентная полярная химическая связь;

-электроотрицательность;

- частичный заряд;
Учащиеся должны знать:

- определение ковалентной связи;

- определение ковалентной полярной связи;
Учащиеся должны уметь:

- объяснять образование ковалентной полярной связи;

- различать КПС среди других видов связи;

- определять тип химической связи по величинам Е и типу взаимодействующих

атомов (металл, неметалл);
Оборудование:

- периодическая система Д.И.Менделеева.

- таблицы «Ионная связь», «Ковалентная связь»;
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

- ковалентная связь (определение);

- КНС и КПС;

- примеры веществ с КНС;

- свойства ковалентной связи (энергия связи, длина связи, кратность связи);

- электронные, графические, структурные формулы;
III. Изучение нового материала.

- ковалентная связь (определение);

- КНС и КПС;

- примеры веществ с КПС;

- электроотрицательность;

- изменение электроотрицательности в периодах, группах;

- атомные и молекулярные кристаллические решетки;

- свойства веществ с разными типами кристаллических решеток;
IY. Закрепление изученного материала.

- выполнение упражнений по составлению электронных и электронно-

графических схем для образования молекул с КПС; по определению типа

химической связи и типа кристаллической решетки;
Y. Домашнее задание:

§11, упр. № 1-3 к §11.
Урок № 17
Тема урока: «Металлическая химическая связь ».
Новое содержание:

- металлическая связь;

- обобществленные электроны;
Учащиеся должны знать:

- определение металлической связи;

- типы кристаллических решеток;

- отличия металлической связи от других видов связи;
Учащиеся должны уметь:

- объяснять образование связи в металлах;

- различать МС среди других видов связи;

- определять тип химической связи по величинам Е и типу взаимодействующих

атомов (металл, неметалл);

- понимать различие между КС, ИС, МС;
Оборудование:

- периодическая система Д.И.Менделеева.

- таблицы «Ионная связь», «Ковалентная связь», «Металлическая связь»;
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

- ковалентная связь (определение);

- КНС и КПС;

- примеры веществ с КПС;

- электроотрицательность;

- изменение электроотрицательности в периодах, группах;

- атомные и молекулярные кристаллические решетки;

- свойства веществ с разными типами кристаллических решеток;
III. Изучение нового материала.

- металлическая связь;

- металлическая кристаллическая решетка;

- обобщение материала темы «Химическая связь» в виде таблицы;
IY. Закрепление изученного материала.

- выполнение упражнений по распознаванию типов ХС;
Y. Домашнее задание:

§12, упр. № 1-2 к §12.

Урок № 18
Тема урока: « Простые вещества-металлы ».
Новое содержание:

- физические свойства металлов (ковкость, пластичность, тягучесть,

металлический блеск, электро- и теплопроводность);
Учащиеся должны знать:

- основные физические свойства металлов;
Учащиеся должны уметь:

- перечислять основные физические свойства металлов;
Оборудование:

- периодическая система Д.И.Менделеева.

- таблица «Металлическая связь»;

- таблица «Общие свойства металлов»;
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.

- выполнение итогового теста по теме «Атомы химических элементов»;

(тест № 13-1-1 вариант; тест №13-4-2 вариант);
III. Изучение нового материала.

- нахождение элементов-металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева;

- особенности строения внешнего энергетического уровня металлов;

- понятие «металличность»;

- металлическая связь;

- металлическая кристаллическая решетка:;

- физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, металлический блеск,

ковкость, твердость, плотность);
IY. Закрепление изученного материала.

- выполнение упражнений № 1-№ 3 к §13
Y. Домашнее задание:

§13