Главная страница

Управление образования администрации Шебекинского района



Скачать 315.34 Kb.
НазваниеУправление образования администрации Шебекинского района
опыта
Дата25.02.2016
Размер315.34 Kb.
ТипДокументы


Управление образования администрации Шебекинского района

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка

и литературного чтения


Автор опыта:

Кутергина Ирина Павловна,

учитель начальных классов

СОШ № 5 с УИОП

г. Шебекино

г. Шебекино

2013
Содержание:

Информация об опыте…………3
Технология опыта………………7
Результативность опыта………16
Библиографический список…...19
Приложение к опыту …………..20

«Ребенок - это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».

А. Дистервег

«Единственная настоящая роскошь -

это роскошь человеческого общения»

А.Сент-Экзюпери

  1. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

Опыт работы по данной теме возник и формируется в настоящее время в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области» с 2009 года. Данное учебное заведение характеризуется устойчивым контингентом учащихся, так как в данном микрорайоне наблюдается малая миграция населения.

Социальная среда населения микрорайона школы достаточно разнообразна. Ее представляют служащие, рабочие, интеллигенция. Учитель работает в классе, в котором 8% родителей учащихся имеют высшее образование, 83% - среднеспециальное, 9% - среднее. Как следствие, ученики имеют различный уровень интеллекта, речевых, коммуникативных способностей.

В первый класс приходят ученики с различными индивидуальными особенностями, творческими способностями, уровнем подготовленности к обучению. Наблюдения за первоклассниками показывают, что у многих из них уровень развития реальной речевой коммуникативной компетентности далёк от желаемого. Поэтому одной из главных задач педагога является поиск наиболее оптимальных путей развития речевых, коммуникативных навыков учащихся в различных видах учебной, в том числе творческой деятельности с учётом индивидуальных, возрастных особенностей детей.

Диагностическим инструментарием были избраны методики определения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий: методика Г.А.Цукерман «Рукавички» (выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в про­цессе организации и осуществления сотруд­ничества); методика Г.А. Германцева («Кто прав?»); тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой.


По результатам обследования уровня сформированности коммуникативных действий (с точки зрения характеристики их общения в школе) выявлены следующие группы учащихся:

- с низким уровнем сформированности - 39% учащихся (учащиеся отличаются низким уровнем готовности к общению при недостаточной популярности в среде сверстников. Дети этой группы испытывают наибольшие трудности в ситуациях, связанных с сотрудниче­ством и взаимодействием);

- со средним – 43% (уча­щиеся не уверены в себе, имеют средний уровень успешности в общении и развитии большинства комму­никативных умений при негативной «Я-концепции» и недоверчивом, насторо­женном отношении к окружающим в сочета­нии с низким социометрическим статусом. Они испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуника­тивных умений (отказываться, командовать, говорить в присутствии одноклассников на уроке и в свободном общении);

- с высоким – 18% детей (дружелюбны, отличает наличие положительного отношения к одноклассникам. Высокий уровень по­казателей положительного социометрического статуса в классе, успешности в об­щении и развитии коммуника­тивных умений).

Результаты диагностического обследования устной речи выявили следующее: у значительной части данной группы детей на среднем и низком уровне сформированы фонематическое восприятие, словарный запас, навыки словообразования и связная речь, лексико-грамматический строй речи. Не один из 22 первоклассников не набрал максимальное количество баллов (30 баллов), что говорит об общем невысоком уровне развития связной речи.
Актуальность опыта

В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей. Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как учёные, так и практико-ориентированные специалисты. Вполне очевидно: формирование у школьников универсальных, в том числе коммуникативных учебных действий - своеобразный фундамент, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания.

Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.

Изучение научно-педагогических публикаций по данной теме позволило выявить следующие противоречия:

  • между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативной компетентности младших школьников;

  • между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приёмах формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточной их разработанностью;

  • между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учеников и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель».

Одним из эффективных средств формирования коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе считаем включение детей в творческую деятельность. Именно в творческой деятельности ребенок является активным участником учебного процесса, повышается учебная мотивация, преодолевается чувство тревожности, раскрываются личностные возможности и способности учащихся, создаются благоприятные условия для создания ситуации успеха для каждого ребенка.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством организации творческой деятельности при изучении русского языка и литературного чтения.

Длительность работы над опытом

Начальный период (сентябрь 2009 – ноябрь 2009 года) предполагал изучение психолого-педагогической и методической литературы, анализ опыта организации различных видов коммуникативной деятельности на уроках русского языка, литературного чтения, подбор диагностического инструментария и выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей.

На основном этапе (декабрь 2009 – март 2012года) в учебно-воспитательном процессе была апробирована технология коммуникативного обучения посредством различных видов творческой деятельности младших школьников в процессе изучения русского языка и литературного чтения.

На третьем, заключительном этапе (апрель 2012 - май 2012 года), выяснялась эффективность используемой технологии, проводился мониторинг определения качества и уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, уровня речевого развития школьников, обработка и анализ полученных данных.

Диапазон опыта представлен единой системой уроков русского языка и литературного чтения в 1-3 классах.

Теоретическая база опыта. Методологическую основу педагогического опыта составляют концепция личностностно - ориентированного подхода И.С.Якиманской, системно-деятельностный подход как основа концепции развивающего образования, концепция формирования коммуникативной успешности, развития творческих способностей личности И.А.Гришановой. Теоретическими предпосылками многоаспектной природы общения выступают исследования М.М. Бахтина, связанные с современным пониманием коммуникативных потребностей, способностей, свойств и умений, коммуникативной компетентности личности.

Идея преодоления трудностей в обучении, специальной организации общения младших школьников принадлежит Г.А. Цукерман.

В концепции формирования универсальных учебных действий определены следующие виды  коммуникативных действий:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные умения – базовые умения различных видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма.

Коммуникативный характер предметных курсов русского языка и литературного чтения УМК «Начальная школа XXI века» обеспечивает формирование коммуникативных действий учащихся. Коммуникативная ориентация курсв разрабатывалась в рамках концепции об изучении русского языка как родного на деятельностной системно-коммуникативной основе (авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова). Цель заключается в освоении коммуникативной функции языка, воспитании грамотных носителей родного языка.       

Новизна опыта заключается: в комбинировании элементов известных концепций и технологий: личностно-ориентированной технологии И.С.Якиманской, технологии сотрудничества Ш.А.Амонашвили, технологии коммуникативного обучения И.А.Гришановой, осуществлении системно-деятельностного подхода к формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования различных педагогических приёмов вовлечения учащихся в творческую деятельность.

Условия реализации опыта

Автор опыта работает по УМК «Начальная школа XXI века». Возраст учащихся – 6,5 - 10 лет.

Практическая значимость опыта состоит в том, что в нём определены возможности творческой деятельности в процессе формирования коммуникативных учебных действий младших школьников; разработана серия уроков русского языка и литературного чтения с использованием различных видов творческой деятельности школьников, а полученные результаты позволяют систематизировать содержание основного и дополнительного материала по формированию коммуникативных универсальных действий учащихся начальной школы.

Данные материалы могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов в общеобразовательном учреждении с учащимися разных возрастных групп, при организации классно-урочных занятий, независимо от используемого УМК.

II. Технология опыта

Цель педагогической деятельности: обеспечение положительной динамики формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования творческой деятельности при изучении русского языка и литературного чтения.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • создать педагогические условия и способствовать формированию системы коммуникативных учебных действий учащихся в процессе изучения русского языка и литературного чтения;

  • обеспечить осуществление системно-деятельностного подхода по формированию и развитию коммуникативных компетенций младших школьников посредством творческой деятельности;

  • разработать и внедрить в практику систему уроков русского языка и литературного чтения по развитию творческих способностей учащихся;

  • создать необходимые условия для выявления личностного потенциала учащихся, развития их творческих способностей, стремления к творческому самовыражению;

  • осуществлять процесс воспитания духовно-нравственной личности, способной реализовать свой творческий потенциал на основе усвоения языка в целях коммуникации, речевого развития, саморазвития и становления ученика как личности.

Описание содержания образования и средств достижения цели

Образовательный процесс в начальных классах школы осуществляется на основе программ и учебников УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, в которых связь формирования коммуникативных учебных действий с содержанием учебных предметов отчётливо выражена.

Организация системы работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в опыте рассматривается на примерах урочной деятельности в процессе изучения предметов «Русский язык» (автор программы С.В. Иванов) и «Литературное чтение» (автор программы Л.А. Ефросинина).

Значение коммуникативных универсальных учебных действий для успешности освоения русского языка и литературного чтения

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения


Коммуникативные действия

Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи.

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие  осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

Коммуникативные (речевые), регулятивные действия

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий

Осознанность и критичность учебных действий.


Методика работы ориентирована на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, к которым относятся следующие умения младших школьников:

  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Одним из эффективных средств формирования вышеперечисленных коммуникативных умений является организация творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Для осуществления цели опыта посредством творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в системе ведется работа по формированию монологической и диалогической речи, обогащению словарного запаса учащихся. В процессе обучения эффективно используются индивидуальные, фронтальные, парные и групповые формы организации работы на уроке. Одним из видов творческой, как индивидуальной, так и групповой формы деятельности, является проектная деятельность учащихся.

Формирование монологической и диалогической речи учащихся

Владение навыками монологической и диалогической речи – основная составляющая часть речевой компетентности учащихся, и, следовательно, их коммуникативного развития.

Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи).

Эффективным, значимым средством формирования речевой компетентности младших школьников является словарная работа, которая направлена на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка. В данной работе рассматривается система обогащения речи младших школьников лексическими средствами. (Приложение № 5 .)

Толкование лексемы. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря русского языка. После того, как учащиеся, рассмотрев принципы, на основании которых строится определение слова, научатся находить объяснение значений слов, на уроках русского языка проводятся «толковые» словарные диктанты. Вместо обычной записи слова под диктовку, учитель дает описание лексического значения этого слова. Например: «Дорога с твердым покрытием». (Шоссе)». Далее детям предлагается задание творческого характера: составить «толковый» диктант самостоятельно, без использования толкового словаря. Этот вид работы проводится в различных формах: индивидуальная самостоятельная работа, работа в паре, группе.

Этимологический анализ. Обращаясь к прошлому слова, дети открывают для себя его место в современном языке; лучше чувствуют его художественно-выразительные возможности. Рассказы об истории и происхождении слов – одно из действенных средств сделать обучение русскому языку в школе не только по-настоящему обучающим, развивающим и воспитывающим, но и интересным, занимательным.

Среди разнообразных упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей, особое место отводится работе с синонимами. Упражнений, направленных на активное усвоение детьми синонимических богатств русского языка, в учебниках представлено недостаточное количество. Поэтому учителю необходимо самостоятельно планировать и осуществлять работу с синонимами. Уроки русского языка и литературного чтения позволяют проводить наблюдение и анализ употребления синонимов в текстах.

Очень интересной и благодатной в плане развития речи учащихся является тема «Имя прилагательное» Имена прилагательные представляют собой обширный материал, эффективно используемый для наблюдений над синонимами, антонимами, над употреблением прилагательных в переносном значении. Используется ряд заданий, связанных с лексической сочетаемостью прилагательного с существительным. Упражнения такого характера приводят к тому, что подбор синонимов при изложении не вызывает у учащихся серьёзных затруднений.

Значительно продвигает речевое развитие учащихся изучение глагола. Работа над глагольной синонимикой, как и вообще над лексической синонимией, строится в направлении расширения пассивного словаря ребёнка на уроках за счёт новых, ранее неизвестных учащимся слов и всё более широкого перевода их из пассивного в активный словарь. Дети усваивают, что синонимы нужны также для того, чтобы исключить повторение одного и того же слова в предложении и тексте. С этой целью используются задания творческого характера по редактированию предложений, текстов (устранение повторяющихся, неуместно использованных слов-синонимов). Например:

бежит – мчится: бежит, мчится лыжник – бежит, мчится? речка.

Такой вид работы является хорошей подготовкой к написанию изложений, сочинений и других связных высказываний.

Работа над антонимией. Работу над антонимами начинаем в первом классе и, усложняя, проводим систематически, главным образом, в связи с читаемыми текстами. (Термин «антонимы» заменяется термином «слова, противоположные по смыслу»: день – ночь, длинный – короткий.) Во втором классе знакомим учащихся с термином «антонимы». На этом этапе обращается внимание учащихся на то, что не все слова русского языка имеют соотносительные слова с противоположным значением. В то же время некоторые слова, если они многозначны, могут иметь несколько антонимов, например: легкая (ноша) – тяжелая; легкая (задача) – трудная; легкий (мороз) – сильный; легкая (музыка) – серьезная; легкий (сон) – глубокий. Учащимся предлагаем задания на распределение слов  на антонимические пары, затем на нахождение антонимов в текстах пословиц и стихотворений. В третьем классе при изучении тем «Имя существительное», «Имя прилагательное» и «Глагол» ученикам предлагаются  задания на подбор антонимов к разным частям речи.

Для закрепления навыков использования синонимов и антонимов в речи учащихся используются задания творческого характера: сочинить загадки, составить текст-описание, используя в тексте синонимы, антонимы.

Работа над фразеологией. Совместно со словарной работой на уроках русского языка и литературного чтения в системе ведется работа над фразеологией уже на ранней ступени обучения. В первом классе термин «фразеологизм» заменяется термином «крылатые слова» (слова, которые «как бы перелетают из предложения в предложение, не изменяя своего состава»). Во втором классе, когда сущность подобных сочетаний будет более понятна детям, знакомим с «серьезным» лингвистическим термином. Очень важно, чтобы дети не только записали и запомнили то или иное фразеологическое сочетание, но и усвоили его значение и могли правильно употребить его в своей речи. Для этого предлагаем учащимся самостоятельно составить предложения с фразеологическими сочетаниями. С одной стороны, этот прием помогает ученикам глубже понять переносный смысл этих сочетаний, а с другой стимулирует словесное творчество. Наиболее эффективным приёмом ознакомления с фразеологизмом – это осознание его значения в контексте. В третьем классе учащиеся продолжают наблюдать над значением крылатых выражений. Одним из результатов наблюдения является следующее: фразеологизмы, как и слова, могут иметь синонимы и антонимы. Дети, при составлении предложений и текстов, упражняются в подборе подходящих по смыслу фразеологизмов.

Для решения задач развития речевой компетентности учащихся в учебниках русского языка и литературного чтения представлена система работы над формированием культуры речи: отрабатываются навыки интонирования, обращается внимание на образные средства языка, на нормы речевого этикета. Успешно используются в этом направлении уроки общения, как одна из форм этапа речевой разминки на уроках литературного чтения, в ходе которых обсуждается и обыгрывается какая-либо ситуация речевого этикета. Например, в ходе урока общения по теме «Правила вежливости» дети знакомятся с секретами общения: «Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового», « Будь вежлив, и у тебя будет много друзей». Нормы речевого этикета отрабатываются в процессе игровых упражнений, требующих от учащихся творческой активности: «Назови по имени», «Прикосновение», «Испорченный телефон», «Слушаем тишину», «Интонация», «Сочиняем сказку», «Если б я был волшебником», «Подарок», «Встречи», «Маленький художник», «Вежливые слова», «Ссора», «Магазин вежливых слов» и др..

Воспитывать само­стоятельность и творческое начало у учащихся, форми­ровать умение передавать свои мысли и знания, т.е. развитие монологической речи - одна из основных задач уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе. Для ее решения предлагается следующий при­ем: в начале второго класса, когда дети уже бегло читают и имеют определенные навыки работы с текстом, они за­водят тетради по чтению для дополнительных работ. Тетрадь делят на четыре раздела: осень, зима, вес­на, лето. На каждый раздел отводят несколько страничек. Оформление раздела времени года про­извольное: рисунки, наклейки. На уроке чтения при работе с текстом выбирают элементы описаний времен года, явле­ний природы и выписывают их в тет­радь для дополнительных работ (это целе­сообразно задавать в качестве домашнего задания).

Например, в раздел «Зима» ребенок записал следую­щий фрагмент из стихотворения А.С. Пуш­кина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит.

Использовать данный текст ребенок мо­жет по-разному: либо как цитату в своем высказывании, либо при составлении описа­тельного рассказа, либо, выполняя задание на нахождение олицетворения.

Или в раздел «Осень» ученик выписал в тет­радь предложения из текста К.Д. Ушинского, которые характеризуют осеннюю приро­ду (они подчеркнуты): Все глохнет, пустеет, темнеет, теряет яркие цве­та лета и приобретает однообразный, грязноватый, серый вид осени. В это время природа похожа на усталого, много поработавшего человека, которого одолевает сон. Еще пройдет несколько дней, и она, закрывшись пушистым белым одеялом, заснет на целую зиму.

Опыт использования этого вида творческой деятельности в течение нескольких лет доказал целесообразность и успешность применения:

- во-первых, дети начинают обращать вни­мание на описания, которые даются в худо­жественном тексте; во-вторых, по собственному усмотрению (а не по указанию учителя) могут использо­вать примеры в своих творческих работах;

в-третьих, примеры выразительных средств, которые применяет в художе­ственном произведении автор, становятся для ученика руководством к собственному творческому действию - импровизации, по­иску аналогичного, выражению своего замыс­ла; в-четвертых, учащиеся хорошо запо­минают прочитанные художественные тек­сты.

Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроке используются задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:

1. «Рассказ от первого лица»:

– рассказать от лица журавля о том, как его угощала лиса;

– представлять повествование от имени предмета, например, слайд-шоу «История из жизни горошинки».

2. «Комплименты»:

– сказать комплимент сказочному, литературному герою.

3. «Сказка в заданном ключе»:

– ввести в название сказки новый объект, например «Колобок и воздушный шарик»;

– сочинить новую сказку с созданием к ней сюжетных (в том числе и электронных) рисунков.

4. «Изменение сказочной развязки»:

– придумать другое окончание сказки, рассказа.

5. Изобразить символами характер литературных героев.

На уроках русского языка формированию коммуникативных навыков, а именно монологической речи, способствуют систематически используемые следующие виды заданий:

– «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

– «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения – просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Тебе придется употребить слово «пожалуйста». Запомни: это слово выделяется запятыми» и т.п.

Развитию письменной речи, а также развитию творческих способностей младших школьников способствуют следующие виды заданий.

На уроках русского языка:

- различные виды сочинений. Сочинения-описания: «А дожди бывают разные», «На окне, серебряном от инея», «Вид из окна», «Звуки, услышанные на рассвете» и так далее; сочинения-рассуждения по данному началу и концу: «Это утро, радость эта…», сочинения-повествования: «О чем поведал весенний ручей», «Осенний парад», «Как приходит зима», «Волшебный цветок» и др.

На уроках литературного чтения:

- сочинение по личным впечатлениям (3-4 кл.) и по прочитанному (4кл.);

- письмо авторам учебника и др.

Один из приемов творческой деятельности учащихся – «Проба пера».

Ребёнок пробует себя в написании загадок, считалок, сказок, стихотворений, былин, даже отдельной главы повести, иллюстрировании произведений. (Приложение №6)

Работа по формированию диалогической речи младших школьников осуществляется в различных формах организации учебной деятельности на уроке (Приложение № 3):

- при фронтальной работе в процессе общения в системе «ученик-учитель», «ученик-ученик»;

- при работе в паре;

- в процессе групповой работы.

Выстраивая отношения, определяем правила диалога:

– любое мнение ценно;

– ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

– повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;

– хочешь говорить – подними руку;

– дай возможность другому высказывать свое мнение, а себе – понять его;

– обращение начинается с имени;

– критика должна быть тактичной;

– отрицательный результат – тоже результат;

– голос – дар, умей им владеть.

Работа в парах и группах (Приложение № 4) помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Т.о., парная и групповая работа на уроке способствует решению развития коммуникативных действий учащихся. Эффективно использование для организации работы в паре, группе различных видов творческой деятельности. Это могут быть задания как устного, так и письменного характера.

На уроках русского языка и литературного чтения применяются следующие виды работ в паре, группе: разучивание, пересказ, инсценирование, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, проверка письменных работ, составление тестов, словарей по заданной теме и др.

Обучение учащихся работе в паре начинаем в период обучения грамоте в 1 классе при пересказе сказки по иллюстрации, используя следующий алгоритм:

  • Постановка цели работы перед учащимися.

  • Распределение ролей. (Рассказчик и слушатель.)

  • Образец. ( У доски 2 ученика демонстрируют работу.)

  • Самостоятельная работа учащихся. Пересказ в парах.

  • Самоанализ

-Что получилось?

-Когда было легко?

-Когда было трудно?

Большое значение в развитии коммуникативных компетенций младших школьников имеет проектно-исследовательская деятельность. (Приложение № 2.)

Одним из видов групповой работы учащихся на уроках русого языка и литературного чтения является создание творческих проектов. Так, при изучении лексических средств русского языка, учащиеся выполняли работу по созданию коллективного проекта «Знакомые незнакомцы». Проект посвящен происхождению, определению лексического значения слов, связанных с темой «Школа». В ходе работы класс был разделен на группы. Каждая группа получила определенное задание:

1-ая группа - определение лексического значения слов «школа», «урок», «ученик», «учитель», «тетрадь», «учебник» и т.д. с использованием толкового словаря;

2-ая группа – проведение этимологического анализа данных слов по теме проекта;

3-я группа – подбор и сочинение загадок по теме «Учебные принадлежности»;

4-ая группа – сочинение сказки, главными героями которой будут учебные принадлежности.

Результат работы – коллективная защита проекта.
Педагогические техники, применяемые на различных этапах учебного занятия, являются составляющими алгоритма формирования коммуникативной деятельности школьников. (Приложение № 1.)


Алгоритм

осуществления педагогических действий

с описанием особенностей технологии опыта

Этапы урока

Используемые техники (приемы)

Описание

1. Анализ текста

«На что похож?»

«Вырасти дерево»,

«Построй улицу»,

«Наполни домик».
«Закрытая дверь»,

«Замочная скважина», «Камушек, брошенный в реку»,

«Фотография»

Альтернативные приёмы, раскрывающие тематическое, смысловое и структурное единство текста.
Приёмы, активизирующие речемыслительную деятельность, направленную на определение темы, главной мысли, выявление микротем, составление плана, определение типа текста.

2.Орфографи-ческая, лексическая и пунктуационная подготовка

«Секреты слова»

Вид работы, предполагающий наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций; предупреждение различных речевых недочетов,
выделение орфограмм по изучаемой теме.

3.Подготовка к пересказу.

«Раскадровка»


«Перефразирование»


Раскадровка - это фиксация последовательности событий в схематичных рисунках или словесное описание.

Приём, предполагающий пересказ текста «своими словами»

4. Повторное чтение текста учителем

«Активное слушание»

Запись основных опорных слов во время прослушивания текста изложения, приём способствует успешности написания изложения.


III. Результативность опыта

Используя определённый диагностический инструментарий, проведен мониторинг исследования сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Данные мониторинга динамики уровня сформированности коммуникативных УУД детей представлены в таблице.

Наименования показателей коммуникативных УУД

Уровни сформированности коммуникативных УУД

Диагностический инструментарий

Класс

Низкий

Средний

Высокий

Умение детей договариваться, прихо­дить к общему решению, умение убеждать, аргу-ментировать ответы и т.д.

1

55%

34%

11%

Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).

Коммуникация как вза­имодействие



2

36%

44%

20%

3

20%

48%

32%

Взаимный контроль по ходу выполне­ния деятельности: заме-чают ли дети друг у друга отступления от первоначального за­мысла, как на них реагируют.

1

40%

44%

16%

Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Германцев и др.)

Коммуникация как ко­операция.

2

32%

40%

28%

3

15%

45%

40%

Продуктивность совместной деятель­ности оценивается по степени сходства узо­ров на рукавичках.



1

45%

35%

20%

Задание «Рукавичка» Г.А. Цукерман, «Совместная сортировка»

2

32%

40%

28%

3

20%

45%

35%

Взаимопомощь во время рисования;
эмоциональное отношение к совмест­ной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом); нейт-ральное (взаимо-действуют друг с другом в силу не­об-ходимости); отрица-тельное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).



1

40%

44%

16%

"Узор под диктовку»
Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант)

Коммуникация как условие передачи информации другим людям

2

32%

48%

20%

3
1


27%
24%

49%
48%

24%
28%

1

25%

49%

26%

2

24%

48%

28%

3

16%

48%

36%

Умение договариваться, прихо­дить к общему решению, умение убеждать, аргументировать отмечено у 32% обучающихся 3 класса, что на 21% больше, чем в 1 классе. Высокий уровень готовности к общению, взаимному контролю наблюдается у 40% обучающихся 3-го класса по сравнению с 16% обучающих 1-го класса. Сформирована на высоком уровне совместная деятель­ность у 35% обучающихся (1класс – 20%). Доля учащихся 3 класса, которые позитивно взаимодействуют друг с другом в общей творческой деятельности на высоком и среднем уровне выросла на 16% по сравнению с показателями 1 класса.

Результаты сравнительной диагностики сформированности

коммуникативных универсальных учебных действий





Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1класс

39%

43%

18%

2класс

33%

42%

33%

3класс

20%

47%

33%

Положительная динамика

- 19%

+12%

+15%




Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Так, из 22 учащихся 3-го класса высокий уровень сформированности коммуникативных УУД показали 33% обучающихся, что на 15% выше, чем в 1 классе. Низкий уровень уменьшился на 19% по сравнению с 1 классом.

Об уровне сформированности коммуникативных компетенций, развития творческих способностей учащихся свидетельствуют результаты их участия в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Результаты участия учащихся в творческих конкурсах, викторинах



п/п

Год

Уровень

Мероприятие

Фамилия, имя учащегося

Результат участия

1

2011

Всероссийс-кий

Всероссийская заочная олимпиада по русскому языку для учащихся начальной школы «Русский медвежонок»

Москаленко Виктория

Лауреат

2

2011

Всероссийс-кий

Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению

Кузнецова Дарья

Призер

3

2011

Всероссийс-кий

Муниципальный этап всероссийского конкурса исследовательских работ «Я- исследователь»

Безменов Артем

Сертификат

4

2012

Всероссийс-кий

Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку

Черкашина Екатерина

Призер

5

2012

Всероссийс-кий

Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» (Номинация: «Я знаю русский язык»)

Безменов Артем

Лауреат

6

2012

Всероссийс-кий

Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» (Номинация: «Литературное чтение»)

Шаповалов Михаил

Лауреат

7

2012

Всероссийс-кий

Всероссийская заочная олимпиада по русскому языку для учащихся начальной школы «Родное слово»

Ткачева Алена

Призер


Библиографический список

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская.- М., 2008.

  2. Бахтин, М.М. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/ М.М.Бахтин, А.Н. Леонтьев. – М : Педагогика, 2006.

  3. Виноградова, Н.Ф. На пути обновления начальной школы. // Начальное образование. – 2007. - № 4. – С. 16 – 17.

  4. Волков, Г.Н. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. - 2006. - №1. с. 3 - 9.

  5. Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm.

  6. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. [Текст]. Т. I. - М., 2008 - 304с.

  7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]. - М.: Педагогика, 2006. - 480 с.

  8. Гришанова, И.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников. - М., Просвещение, 2005.

  9. Занков, Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 2006.

  10. Ильенко, Л.П. От ребёнка — к миру, от мира — к ребёнку (Сб. статей). — М.: Карапуз, 2009. — 352 с. ISBN 978-5-8403-1539-2.

  11. Кедров, Б.М. Виды общения в обучении. - М. : Педагогика, 2005.

  12. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ РАО; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.

  13. Кудрявцева В. А. Развитие речи: теория и практика обучения: 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2007, 342 с.

14. Опыт интегрированного обучения в начальных классах / Т.Г.Рамзаева. - Начальная школа.- 2008.-N 9.-С. 31-38.

15.Педагогический энциклопедический словарь/гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2005. – 528 с.

16. Савенков, А. И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания // Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2005.

17.Синельникова, В.Н., Кудрявцева, В.А. Методика разновозрастного сотрудничества для развития творческой самостоятельности учащихся // Педагогический вестник. – № 10. - 2009. – С. 74-75.

18. Цукерман, Г.А. [Элетронный ресурс]. – СПБ. : ВШМ СПбГУ, 2007 -. – Режим доступа : socobraz.ruimages/b/bf/КОММУНИКАТИВНЫЕ.doc

19. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [Текст].- М.: Сентябрь, 2005.-162с.

Приложение

1. Приложение №1 - Технологическая карта планируемых результатов начального общего образования. Коммуникативные УУД.

2. Приложение № 2 - Урок литературного чтения во 2-м классе. Обобщающий урок по теме « Снежок порхает, кружится…»

3. Приложение № 3 – Урок русского языка в 3-ем классе по теме: «Имя прилагательное».


  1. Приложение № 4 – Урок русского языка в 3-ем классе по теме «Учимся писать приставки»


5. Приложение №5 – Дидактический материал по организации творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения.


  1. Приложение № 6 – «Проба пера». Творческие работы учащихся.




  1. Приложение № 7 - Компьютерное обеспечение занятий (презентации к урокам русского языка и литературного чтения на электронном носителе).