Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Умение структурировать знания |
 Скачать 1.36 Mb. Название | Умение структурировать знания | страница | 4/7 | Дата | 23.02.2016 | Размер | 1.36 Mb. | Тип | Документы |
|
3. Теперь ты знаешь, что 1) все мальчишки смеялись над доставалой сладостей.
2) прокисшее повидло никто не хотел есть.
3) доставала сладостей мучался от золотухи.
4) герой сразу забыл о своём обещании вылечить девочку.
4. Прочитав текст, ты узнал, что герой пользовался во дворе всеобщим уважением, потому что 1) был доставалой сладостей.
2) мог ходить на руках.
3) сам не ел сладкого.
4) мог ходить колесом.
5. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что доставала сладостей сдавал кровь, чтобы удивить своих приятелей.
получить за это очередные сладости.
вылечить подругу от порока сердца.
казаться большим и сильным.
6. В какой из сборников можно было бы поместить этот текст?
Рассказы о дружбе.
Рассказы о великих людях
Сказочные истории.
Рассказы о войне.
В1. Чтобы пересказать этот текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.
А) Рассказчица поправляется.
Б) Герой обещает вылечить девочку.
В) Сдача крови и её последствия.
Г) Память о друге.
Д) Поиски лекарства от порока сердца.
Е) Удивительные свойства доставалы сладостей.
Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.
В2. Напишите, с чем сравнивается в тексте сердце? _____________________________________________________________________________
В3. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.
Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой. СЛОВО ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА
1) золотуха А) покрывание чего-либо слоем золота
2) червонный Б) детская болезнь, одна из форм туберкулёза,
сопровождающаяся общим истощением,
сыпью на теле и т.п.
3) могущество В) красный, алый
Г) огромная сила, власть, влияние
Д) очень большое количество чего-либо Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.
С1. Какими чертами характера наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.
Черты характера
| Примеры - подтверждения
| 1)
| 1)
| 2)
| 2)
|
С2. Понравился ли тебе этот текст? Объясни, почему?
Для ответа используй таблицу:
Отношение к прочитанному тексту
| Причина
|
Проверь себя: Таблица ответов:
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| В1
| В2
| В3
| 2
| 4
| 3
| 2
| 3
| 1
| ЕБДВАГ
| Как червонный туз
| БВГ
|
С1. Какими чертами характера наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей. Можно было бы привести следующие примеры:
Черты характера
| Примеры - подтверждения
| 1) заботливость, доброта по отношению к друзьям
| доставал сладости для других в трудное послевоенное время
стремление найти лекарство для больной девочки
| 2) упорство в достижении цели
| несколько лет искал лекарство
| 3) мужество
| несмотря на слабость, решил пройти на руках, чтобы успокоить девочку.
|
С2. Давая ответ, помни о рекомендациях после теста № 6!
Тест № 10.
Прочитай текст и выполни задания к нему: Это было в долине, окруженной горами. Там, за горами, была пустыня. Вы все знаете, что такое пустыня. Голые пески, ни одной травинки, мертвый ветер. А здесь, в долине, росла чудесная дубовая роща. Белки прыгали по веткам. Под деревьями была холодная, влажная земля.
Был в этой роще один удивительный дуб. Ствол толстый. Даже втроем его не охватишь. Могучие ветви. Между его корнями из-под земли выбивался прозрачный ключ. Как он звенел! Как будто в земле был спрятан серебряный колокольчик.
На краю этой рощи стоял дом. В доме жили отец и три сына. Старшего звали Чел. У Чела были широкие плечи и сильные ноги. Он любил работать в поле. Рано вставал. Всегда был тих и спокоен.
Среднего сына звали Ов. Он любил петь песни. В горной деревушке у него была невеста. Он часто исчезал из дому на три дня. День туда, день обратно, а один день он проводил там, у своей невесты.
Младшего сына звали Ек. Он был весёлый и чуть что начинал смеяться. Начнёт смеяться, а кончить не может. Будет хохотать, пока не свалится на землю.
И вот что случилось однажды. Отец ушёл в горную деревушку. Он решил посмотреть, какую невесту выбрал себе его средний сын.
Вот в полдень, когда солнце стояло прямо над головой, к дому подошла какая-то старуха.
Ек посмотрел на неё и покатился со смеху. Ну и старуха! Чудная такая и странная! Вся согнута дугой. Спина колесом. Кожа сухая, морщины глубокие, как трещины. Волосы торчат клочьями.
Она остановилась около двери, опершись рукой о перила лестницы. На перилах остался чёрный отпечаток пяти пальцев. Дерево обуглилось под её рукой.
Ов вынес ей стакан воды, а Чел тарелку с яблоками и вишнями. Но старуха только поглядела на них, и вода тотчас же высохла в стакане, яблоки почернели, а от вишен остались лишь косточки, обтянутые кожей. Ек как увидел, чем собираются угощать старуху, так от смеха начал даже икать. Но тут Чел рассердился и велел ему идти в дом.
А старуха сказала Ову и Челу:
- Вы глупые мальчишки. Живёте в нищете, а могли бы иметь дворец вместо вашей лачуги. Разве вы не знаете, что в стволе одного из этих дубов спрятано золото? Надо только срубить этот дуб. И тогда вы будете богаты!.. Золото, золото, золото! – повторяла старуха, раскачиваясь из стороны в сторону.
Ов и Чел смотрели на неё раскрыв рты.
В глазах у них мелькали искры. Кулаки сжимались сами собой.
- Много круглых, блестящих, звонких монет! – бормотала старуха. В воздухе что-то зазвякало, зазвенело.
- В каком дубе они спрятаны? – закричал Ов.
- Вы хотите знать слишком много! – захихикала старуха. Она ушла. Трава дымилась под её башмаками.
Ек выскочил из дома, услышав бешеный стук топоров. Ов и Чел рубили дубы.
- Золото! Золото! – повторяли Ов и Чел хриплыми голосами.
Три дня Ов и Чел валили дубы. А Ек в отчаянии сидел на первом срубленном ими дереве. Птицы с криком кружились над ними. Белок становилось все больше и больше. Они перебирались на ещё не срубленные деревья и бестолково прыгали с ветки на ветку.
Наконец остался один последний дуб…. Тот самый дуб. Самый высокий и могучий, у корней которого бил ключ. Это было уже на третий день. Ов и Чел стояли под ним такие измученные. Руки у них дрожали. Они еле держались на ногах. Лица чёрные, исцарапанные. Ек стал их умолять не рубить последний дуб.
- Ты посмотри, что мы уже сделали! – закричал в ярости Чел. – Разве ты не понимаешь, что мы уже не сможем остановиться?
- Золото здесь! Золото здесь! – простонал Ов. – Иначе, иначе…
Чел с трудом поднял топор, размахнулся и вонзил его в старый дуб. Топор зазвенел. Чел ударил ещё раз. Длинная щепка упала на землю. И сейчас же из ствола, как из кошелька, в котором проделали дырку, на землю потекло золото.
Тут они с яростью набросились на старый дуб. Даже Ек начал помогать им. Топоры сталкивались в воздухе. Во все стороны летели искры, щепки и золотые монеты. Старый дуб заскрипел, затрещал и тяжело рухнул на землю.
Тогда они остановились и перевели дыхание. Их поразила тишина. Ужасная, непривычная тишина. Не пели птицы. Не шумел ветер.
- Вот что, - хрипло сказал Чел. – Здесь страшно. Нам теперь нельзя здесь оставаться. Всё. Мы уедем отсюда. Мир велик. А для богатого дом повсюду. И родина там, где он захочет.
И тут они увидели своего старого отца. Они даже не заметили, как он подошёл к ним. Слёзы текли по его лицу.
- Что вы наделали, злые, неразумные дети? – тихо сказал он. – Что вы наделали? Человек, который срубил одно дерево, уже виноват перед всем миром. А вы?.. Страшно, страшно сказать. Нет, вы не уйдёте отсюда, пока здесь не зашумят новые, молодые деревья. А тогда делайте что хотите…
- Отец, отец! – закричал Ек, протягивая к нему руки. – Ты не понимаешь! Мы нашли золото! Ты слышишь, золото!
Но старый отец ничего не ответил. Он повернулся и ушёл.
- Старик спятил с ума, - сказал Чел. Он ползал на коленях, собирая в кучу золотые монеты. – Ох, как я устал! Как тяжело было рубить эти проклятые дубы! Ладно, утешим старика. Посадим ему новые деревья. Это ерунда. Не то, что их рубить. Сделал ямку, ткнул туда жёлудь – вот тебе и дерево! А вон сколько желудей валяется на земле!
На следующий день они начали выкорчевывать пни. Это оказалось не так легко, как они думали. Пни как будто держались за землю своими кривыми корнями.
Так прошли лето и осень.
Зиму они метались в доме, ссорились, делили деньги. Отец сидел, запершись в своей комнате.
Чел стал злым. Теперь карманы его куртки всегда были оттянуты. В одном он носил нож, в другом связку ключей. Ек больше не смеялся, а Ов не пел песен. Он поссорился со своей невестой. Теперь по ночам ему снились красавицы в золотых и серебряных платьях.
Весной они, наконец, посадили жёлуди. И когда из земли полезли зелёные ростки, Чел захохотал и сказал Ову и Еку:
- Ну вот, скоро мы будем далеко отсюда. Богатые и свободные.
Но лето пришло сухое и засушливое. И ветер уже гулял по долине совсем не тот. Ветер пустыни и лесной ветер! Как они непохожи!
Земля потрескалась. Молодые дубы пожелтели и перестали расти. Источник пересох. Напрасно Ек разрывал в этом месте чуть влажную землю. Он нашёл только почерневшие щепки и три золотые монеты.
Чел был страшен. Он в ярости сжимал кулаки и проклинал солнце. К нему боялись подходить.
И тогда Ек решился. На свою долю золота он нанял рабочих. Они проложили дорогу через горы. А Ов купил лошадей и телеги с бочками. Всё лето они возили воду. И всё-таки все ростки погибли.
Следующее лето было дождливым. Давно уже не было такого дождливого лета в этих местах. Вода текла с гор. Текла и текла. И ростки сгнили в воде, не успев подняться над землей.
На следующую зиму Ов уехал далеко-далеко, взяв с собой остаток своего золота. Но к весне он вернулся. Он привёз с собой семена деревьев, которых раньше ещё никто не знал в этих краях. Тут были и семена голубой ели, и кедра, и ещё разных чудесных деревьев.
…Они вырастили лес. Но сколько было отчаяния и горя! Засуха, грызуны, гусеницы, которые за несколько дней съели все листья на молодых деревьях…
Чел расчистил источник и обложил его камнями, и ручей снова побежал между деревьями. В молодом лесу появились птицы.
А однажды вечером Ов запел одну из своих любимых песен.
Шли годы. Умер старый отец.
Однажды Ов и Ек сказали Челу. Они все трое были уже не молодые, а Чел ходил с палкой, и волосы у него стали совсем серебряные.
- Видишь, два дуба соединили ветки над крышей нашего дома. Ты можешь уйти, твоё золото лежит нетронутым на чердаке.
- Уйти отсюда, - прошептал Чел. – Да разве я могу жить без моего леса? Каждое третье дерево я посадил своими руками. Здесь меня знает каждая белка и каждая птица. Здесь вся-вся моя жизнь. Я здесь счастлив. А дождь в лесу, когда стоишь под большой елью?.. А потом выходит солнце… А весной, когда зелень ещё такого цвета, как будто деревья пьют молоко… А осенью?.. Какое золото сравнится с осенним лесом? Ведь каждый лес – это золотой клад, и осенью он говорит об этом всему миру.
Чел остался в своём лесу. И каждому, кто посадил дерево, ребёнку или взрослому, он дарил золотую монету.
(По С.Прокофьевой)
Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,
как трудно было братьям рубить дубы.
как Ов ездил за семенами редких деревьев.
какой жизненный урок получили братья.
как разгневался на сыновей старый отец.
Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что
нужно бережно относиться к природе, ценить её красоту.
для осуществления своего желания все средства хороши.
нужно с уважением относиться к родителям.
добиться чего-либо можно только сообща.
3. Теперь ты знаешь, что
дом стоял в самой глубине рощи.
Ек не хотел рубить деревья, но его заставили.
отец поблагодарил сыновей за вырубку дубов.
отец ужаснулся поступку сыновей.
4. Прочитав текст, ты узнал, что братья срубили дубовую рощу, потому что
считали, что деревья закрывают собой солнце.
они стремились заготовить дрова на зиму.
ими овладело желание богатства.
они послушались приказа старухи.
5. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что братьям долго не удавалось вырастить лес, потому что
Засуха, дожди и насекомые-вредители губили молодые ростки.
Им пришлось корчевать пни, а это было очень нелегко.
Птицы с криком кружились над ними, мешая работе.
В одну из зим Ов надолго уехал в далекие края.
6. Чел в итоге понял, что “лес – это золотой клад”. Какие из перечисленных примеров подтверждают это? Выбери из перечня два верных предложения и обведи кружочком соответствующие буквы.
В одном кармане он носил нож, а в другом связку ключей.
«Уйти отсюда, - прошептал Чел. – Да разве я могу жить без моего леса?»
Чел захохотал и сказал Ову и Еку: «Скоро мы будем далеко отсюда, богатые и свободные».
Он остался в своём лесу и каждому, кто посадил дерево, … он дарил золотую монету.
Укажи верный ответ:
1) АБ 2) БГ 3) ВГ 4) АВ 7. Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении: «Живёте в нищете, а могли бы иметь дворец вместо лачуги!»:
избёнки
домика
избы
жилища
8. Как можно заменить выделенное слово в предложении: «Трава дымилась под её башмаками»:
светилась
горела
тлела
курилась
9. Что означает выражение «мёртвый ветер» в предложении: «Вы все знаете, что такое пустыня. Голые пески, ни одной травинки, мёртвый ветер».
очень слабый
сильный и холодный
сухой и обжигающий
4) отсутствие ветра
10. В какой из сборников можно было бы поместить этот текст?
Журнал «Юный натуралист».
Сборник сказок.
Рассказы о замечательных людях.
Рассказы о Родине.
В1. Чтобы пересказать этот текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.
А) Братья растят новый лес.
Б) Как изменились братья после гибели дубовой рощи.
В) Отношение Чела к выращенному лесу.
Г) Приход странной старухи и её слова о золоте.
Д) Чудесная дубовая роща и её обитатели.
Е) Вырубка дубов и возвращение отца. Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.
B2. После вырубки дубовой рощи с героями произошли изменения.
Установи соответствие между героями и тем, что произошло с ними после гибели дубов.
1) Чел А) сидел, запершись в комнате
2) Ек Б) стал злым
3) Ов В) не пел песен
4) Отец Г) больше не смеялся Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером героя.
|
|
|