Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Умение структурировать знания


Скачать 1.36 Mb.
НазваниеУмение структурировать знания
страница3/7
Дата23.02.2016
Размер1.36 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7

С2. «Нет певчего для вороны, супротив родного воронёнка». Перечитай фрагмент текста, где идёт речь об этой пословице. Какое отношение эта пословица имеет к людям? Объясни её смысл.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С3. Что ты считаешь самым интересным в тексте? Почему?

Для ответа используй таблицу.


Самое интересное


потому что


Проверь себя:
Таблица ответов:

1

2

3

4

5

6

В1

В2

4

3

3

2

2

3

ДБЕАВГ

ВАГ



С1. Ворон называют «крылатыми крысами». Почему? Укажи две причины.

    1. Так же, как крысы, вороны обитают вблизи человеческого жилья и питаются преимущественно отбросами (то есть у них общие привычки)

    2. И вороны, и крысы отличаются острым умом.



С2. «Нет певчего для вороны, супротив родного воронёнка». Перечитай фрагмент текста, где идёт речь об этой пословице. Какое отношение эта пословица имеет к людям? Объясни её смысл.

В переложении на современный язык эти слова означают: «Нет для вороны лучшего певца, чем родной воронёнок».

Как всякая пословица, это высказывание имеет более широкий смысл: нет для родителя никого лучше и правдивее, чем своё дитя, только словам своего, родного ребёнка готовы верить родители и только им восхищаться; таким образом, высмеивается слепая, то есть излишне доверяющая, не всегда правильно оценивающая характер и поступки ребёнка, родительская любовь.
P.S. Это задание высокого уровня сложности. Конечно, ты не смог объяснить смысл пословицы именно теми словами, что приведены в ответе. Но если тебе удалось своими словами передать тот же смысл, то с заданием ты справился успешно!
С3. Давая ответ, помни о рекомендациях после теста № 1!

Тест № 5.

Прочитай текст и выполни задания к нему:
В 332-331 годах до нашей эры Александр Македонский основал в Египте город Александрию. Здесь находилась знаменитая Александрийская библиотека – один из главных научных и культурных центров Древнего Мира, в которой насчитывалось чуть ли не более 700 тысяч томов книг. Александрия была самым богатым городом своего времени. Много замечательных сооружений было возведено в Александрии. К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форос вблизи впадения Нила в море.

Использование маяков началось в глубокой древности и связано с развитием мореплавания. Вначале это были костры, расположенные на высоких берегах, затем искусственные сооружения. Одно из семи чудес древнего мира – Александрийский, или Форосский, светящийся маяк был сооружён в 283 году до нашей эры. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего пять лет, что само по себе удивительно. Основным строительным материалом для него послужили известняк, мрамор, гранит. Строительством руководил Сострат Книдский – известный греческий архитектор.

Маяк состоял из трёх поставленных одна на другую постепенно уменьшающихся башен. Высота маяка была огромна – 120 метров. Основание нижней башни квадратное – размер стороны тридцать с половиной метров, высота этой башни – 60 метров, и была она сложена из каменных плит, украшенных изящными скульптурами. Средняя, восьмиугольная, башня высотой в 40 метров была облицована беломраморными плитами. Верхняя башня – фонарь – круглая, с куполом, установленным на гранитных колоннах и увенчанным 8-метровой бронзовой статуей Посейдона – бога-покровителя морей.

На верхушке третьей башни в большой бронзовой чаше тлел древесный уголь, отблеск которого при помощи сложной системы металлических зеркал на 100 миль указывал местонахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряжённые ослами, доставляя горючее для маяка.

Высокий маяк служил великолепным наблюдательным пунктом. Система металлических зеркал использовалась и для обзора морского пространства, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега. Здесь, в фонаре маяка, были также устроены флюгер, часы и астрономические приборы.

Маяк, воздвигнутый на острове Форос, по своим огромным размерам и сложной системе отражателей света был единственным в своём роде сооружением.

Александрийский маяк простоял около полутора тысяч лет, неся службу светоча, помогая ориентироваться мореплавателям. Маяк дважды страдал от землетрясений, но его восстанавливали, пока, наконец, он не разрушился из-за выветривания камня. Затем на развалинах построили средневековую крепость.

От одного из семи «чудес света», казалось, ничего не осталось, кроме руин да имени. Название острова превратилось в символ: «форос» стало означать «маяк». Отсюда современное слово «фара».

В 1962 году во время исследования прибрежных вод аквалангисты нашли на морском дне бронзовую статую Посейдона, а в 1980 году международная группа археологов обнаружила на морском дне остатки Форосского маяка.


  1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

1) как Александр Македонский основал Александрию

2) как археологи искали на дне Александрийский маяк

3) как был устроен маяк на Форосе и для чего нужен

4) как развивалось мореплавание в Древнем Египте


  1. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

    1. маяк служил великолепным наблюдательным пунктом

    2. Форосский маяк был единственным в своём роде

    3. первые маяки были кострами на высоких берегах

    4. в 1962 году была обнаружена статуя Посейдона


3. Теперь ты знаешь, что Александрийский маяк был лучше и надёжнее всех предыдущих маяков тем, что

1) стоял на скалистом острове, на расстоянии от берега

2) был украшен 8-метровой бронзовой статуей Посейдона

3) его отблеск за 100 миль указывал кораблям путь в гавань

4) его строительством руководил грек Сострат Книдский
4. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что в результате установки на Форосском маяке системы металлических зеркал

1) сооружение стало намного выше и красивее

2) улучшился обзор морского пространства

3) маяк дважды страдал при землетрясениях

4) маяк просуществовал полторы тысячи лет
5. Подумай, почему Форосский маяк был одним из семи «чудес света»? Выбери из перечня два верных предложения и обведи кружочком соответствующие буквы.

А) В фонаре маяка были устроены часы, флюгер, астрономические приборы.

Б) На развалинах маяка была возведена средневековая крепость.

В) Аквалангистам удалось найти на дне моря статую Посейдона.

Г) Башни маяка были богато украшены статуями и скульптурами.
Укажи верный ответ:
1) АБ 2) БВ 3) ВГ 4) АГ
6. Познакомившись с содержанием текста, нетрудно выбрать для него наиболее подходящий заголовок из предложенных:

1) «Одно из семи чудес древнего мира»

2) «Времена Александра Македонского»

3) «Строительство Форосского маяка»

4) «Использование маяков в древности»
7. В какую книгу следует поместить этот текст?

1) Сказки и легенды народов мира.

2) Рассказы о полководцах древности.

3) Энциклопедия

4) Толковый словарь

В1. Чтобы пересказать этот текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.

А) Судьба Форосского маяка.

Б) Культурные богатства Александрии.

В) Изыскания аквалангистов и археологов.

Г) Система освещения маяка и её значение.

Д) Архитектурные особенности Форосского маяка.

Е) Сооружение Александрийского маяка.
Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.


1

2

3

4

5

6




















В2. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.
СЛОВО ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА


  1. пандус А) сплав меди с оловом золотисто-коричневого цвета

  2. бронза Б) прочная защитная облицовка из специальных стальных плит

3) флюгер В) отлогий путь без ступеней в зданиях

Г) прибор для измерения направления и скорости ветра с

вращающейся на стержне пластинкой, флажком.

Д) бамбуковый медведь
Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.


1

2

3











С1. Система башен (архитектура) Форосского маяка была необычной. Приведи 2 примера, подтверждающих это.


  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


С2. Объясни, как появилось слово «фара».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С3. Что ты считаешь самым интересным в тексте? Почему?

Для ответа используй таблицу.


Самое интересное

потому что


Проверь себя:
Таблица ответов:

1

2

3

4

5

6

7

В1

В2

3

2

3

2

4

1

3

БЕДГАВ

ВАГ


С1. Архитектура Форосского маяка была необычной. Приведи 2 примера, подтверждающих это.

Можно привести следующие примеры:

  1. Башни были разной формы: квадратная, восьмиугольная и круглая.

  2. Высота маяка достигала 120 метров.

  3. Внутри маяка проходила шахта с пандусом и лестницей, чтобы можно было подняться на верх маяка и доставить туда горючее.


С2. Объясни, как появилось слово «фара».

Название острова, на котором стоял маяк, - Форос – превратилось в символ и стало обозначать «маяк». От него образовалось слово «фара» - это фонарь-маячок в передней части транспортного средства.
С3. Давая ответ, помни о рекомендациях после теста № 1!


Тест № 6.

Прочитай текст и выполни задания к нему:
Хрухрумчик.
- А ест он что? – спросил Федя.

- Всё! – сказал Ваня.

- Да ладно…

- Правда, всё, что ни дашь: сыр, колбасу, печенье, конфеты…

- А живёт где?

- У меня в письменном столе, в коробке от гуаши.

- И как ты его назвал?

- Хрухрумчиком, - ответил Ваня.

- Это вы о ком? – спросила Маша.

Она позже других вышла из класса на перемену, потому что была дежурной.

- Мы о белом мышонке говорим, - пояснил Федя, – вон на подоконнике сидит. Смотри! Его Ваня из дома принёс.

Хрухрумчик сидел и грыз сухарик: хру-хрум, хру-хрум.

- Слушай, Вань, а что он больше всего любит?

- Больше всего сушки.

- Но их же без чая не раскусишь? – удивилась Маша.

- Это ты так думаешь. А он грызун. У него зубы как лобзик. Он всё схрумкает! Даже карандаш!

Тут прозвенел звонок. Все отправились на урок литературы.

Ваня сел за свою третью парту в среднем ряду. А белый мышонок с остатком сухаря очутился в кармане.

- Может, его лучше вытащить? – спросила Ваню соседка Света.

- Прямо на уроке?

- А чего? Ему же в кармане дышать небось нечем?!

Иван с опаской взглянул на Ольгу Петровну, которая записывала на доске тему урока, и вытащил из кармана Хрухрумчика. Мышонок поджал хвост, вытянул мордочку, принюхался и стал обследовать парту.

Когда он подполз к учебнику, Света сказала:

- Сейчас гранит науки грызть будет!

- Да нет! Он же не отличник! Он уже сухариком наелся!

Хрухрумчик и правда не увлёкся литературой, а вскарабкался на спинку стоящего впереди стула и стал ползать по Костиной спине.

- Костя, у тебя мышь на спине, не придави!

- Ладно. А что с ней делать, если дальше полезет?

- Пусть по парте у тебя погуляет!

Хрухрумчик тем временем добрался до Костиного плеча и обнюхивал его ухо. Тогда Костя незаметно снял мышонка с плеча и посадил на парту. Но Хрухрумчик не успокоился и тут же перебрался с парты на следующий стул.

- Вань, он вперёд к Дашке рвётся. Что делать?

- Пусти его. Видно, в разведку пошёл.

- Даша, к тебе Хрухрумчик в гости лезет.

Даша уже и сама почувствовала цепкие лапки на плече, взяла мышку и запихнула в пенал.

Когда Ольга Петровна снова отвернулась к доске, Слава, сидевший с Дашей на первой парте, сказал:

- Выпускай!

Мышонка вытрясли из пенала, и он отправился на учительский стол. За его похождениями наблюдал весь класс. Даже с последних парт привставали и пытались хоть что-то увидеть. А Ольге Петровне было приятно, что ученики с таким вниманием смотрят на доску. Мышонок тем временем добрался до сумки учительницы, нашёл удобное место и юркнул внутрь.

- Что же теперь будет?! – испугалась Света.

- Вам-то ничего! А нас с Хрухрумчиком точно из школы исключат, - ответил Ваня.

Но разведчик сидел в сумке и не высовывался, поэтому Ольга Петровна так ничего и не заметила.

И когда урок кончился, она сказала:

- Это большая перемена. В буфет сходите. А я пойду в учительскую чаю попью. Я как раз по дороге в школу сушек купила.

- Ну, всё! – испугался Ваня.- Значит, он там, в сумке, не просто так сидит, а её сушки лопает!

Но Ольга Петровна ведь этого не знала. Взяла сумку и ушла чайку попить. Все за ней пошли к учительской и стали ждать…

- А-а-а! – закричали за дверью.

- Ой, крыса! – визжал другой голос. – С красными глазами!

Дверь распахнулась, и в коридор просто вылетели Ольга Петровна и преподавательницы по физике, английскому и химии. А в учительской на столе в тарелке с сушками сидел Хрухрумчик.

- Это не крыса! – крикнул Ваня.

- А ты откуда знаешь? – удивилась Ольга Петровна.

- Так у меня пятёрка по зоологии! У вас в сушках белая мышь! Оставить её там или унести?

- Унеси, пожалуйста, подальше. Ты уж нас спаси!

- Ладно, - согласился Ваня, взял своего мышонка и вынес в коридор.

- Вот спасибо, Ванечка! А то я чуть со страха не померла, когда этот крысёныш из сушек вылез. Я с детства ужасно мышей всяких боюсь. И что бы мы без тебя делали?! Спасибо тебе.

- Да не за что, Ольга Петровна. В другой раз я от жабы вас спасу или от ужа… они тоже у меня дома живут.

(По И.Носову)


  1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

  1. как кричали, увидев мышонка, школьные учителя.

  2. что предпочитает есть Хрухрумчик

  3. что вышло из Ваниной затеи принести в школу мышонка.

  4. как Хрухрумчика посадили в пенал.



2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

1) Ольга Петровна боялась мышей с детства.

2) Хрухрумчик – это маленький белый мышонок.

3) мышонок неспособен «грызть гранит науки»

4) не следует приносить в школу домашних питомцев.

3. Теперь ты знаешь, что Хрухрумчик больше всего любил

  1. сушки

  2. конфеты

  3. печенье

  4. сыр



4. Прочитав текст, ты узнал, что

1) Хрухрумчик жил у Вани в стеклянной банке

2) мышонок долго обнюхивал Костину спину

3) Ольга Петровна преподавала литературу

4) Ваня не боялся, что его исключат из школы

5. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что Ольга Петровна была довольна уроком, потому что

  1. записывала на доске тему урока

  2. мышонок отправился на учительский стол

  3. мышонок нашёл удобное место и юркнул в сумку учительницы

  4. думала, что привстававшие с задних парт ученики смотрят на доску


6. В какой сборник можно включить этот текст?

  1. «Рассказы о животных»

  2. Детская энциклопедия

  3. «Забавные истории»

  4. «Домашние животные»


В1. Чтобы пересказать этот текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.
А) Неудачное чаепитие.

Б) Похождения Хрухрумчика.

В) Ваня приносит мышонка на урок.

Г) Кто такой Хрухрумчик.

Д) Ваня «спасает» учителей.
Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.


1

2

3

4

5


















В2. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.
СЛОВО ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА



  1. зоология А) непрозрачная акварельная краска

  2. гуашь Б) наука о животном мире

  3. лобзик В) верхняя часть лица

Г) наука о растениях

Д) тонкая пилка для узорного выпиливания

Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.


1

2

3










В3. «Грызёт гранит науки» - так говорят о человеке, который глубоко вникает в науку, усердно и серьёзно занимается. А что имела в виду Света, когда сказала о Хрухрумчике: «Сейчас гранит науки грызть будет»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С1. Какими чертами характера, качествами наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.


Черты характера, качества

Примеры - подтверждения

1)


1)

2)


2)



С2. Как ты считаешь, осознал ли Ваня в результате описанной в тексте ситуации, что чуть не сорвал урок и напугал учителей? Что смешного в финале рассказа? Объясни, почему ты так думаешь.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


С3. Понравился ли тебе этот текст? Объясни, почему?

Для ответа используй таблицу:

Отношение к прочитанному тексту


Причина



Проверь себя:
Таблица ответов:

1

2

3

4

5

6

В1

В2

3

4

1

3

4

3

ГВБАД

БАД


В3. «Грызёт гранит науки» - так говорят о человеке, который глубоко вникает в науку, усердно и серьёзно занимается. А что имела в виду Света, когда сказала о Хрухрумчике: «Сейчас гранит науки грызть будет»?

Света сказала это, когда мышонок подполз к учебнику, то есть имела в виду, что Хрухрумчик может погрызть учебник (она употребила слово «грызть» не в переносном, как в выражении «грызть гранит науки», а в прямом смысле, получилась смешная игра слов)

С1. Какими чертами характера, качествами наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.


Черты характера, качества

Примеры - подтверждения

  1. несерьёзность, безответственность


  1. принёс в школу мышонка, не думая о возможных последствиях

  1. изворотливость, сообразительность


  1. быстро сориентировался в ситуации, когда учителя испугались мышонка, превратившись из нарушителя порядка в «спасителя» учителей.



С2. Как ты считаешь, осознал ли Ваня в результате описанной в тексте ситуации, что чуть не сорвал урок и напугал учителей? Объясни, почему ты так думаешь.

Ваня не осознал своей ошибки, наоборот, ему так понравилась роль героя-спасителя, что он готов повторить эту ситуацию (и, возможно, не раз), потому что он говорит Ольге Петровне: «В другой раз я от жабы вас спасу или от ужа… они тоже у меня дома живут». Но этими словами он практически выдаёт себя (если жаба и уж тоже живут у него дома, значит, и «крысёныша», напугавшего учителей, принёс в школу он)
С3. Понравился ли тебе этот текст? Объясни, почему? Для ответа используй таблицу.

Отвечая на вопрос, понравился ли тебе текст, не следует переносить своё восприятие героев или событий на понятие текста как авторского произведения, имеющего определённую идею (главную мысль), и средства выражения автором этой мысли (события, поступки и слова героев, авторские выражения, с помощью которых он раскрывает характеры героев), ТО ЕСТЬ не следует писать нечто вроде: «Текст мне не понравился, потому что у него печальный конец» или «…потому что герой – плохой человек».

Нужно постараться определить, что хотел сказать автор этим текстом (какова основная мысль текста), каково твоё отношение к ней, какие слова, поступки героев, ситуации, изображённые в тексте, позволяют понять авторскую мысль, насколько интересно построено повествование в тексте, например:

Отношение к прочитанному тексту
Этот текст мне понравился,


Причина
потому что при чтении мне было очень интересно, заметит ли учительница мышонка и что из этого выйдет.
ИЛИ

потому что он показывает, что нужно быть ответственными за свои поступки и не делать ничего такого, что может доставить неприятности другим людям.
ИЛИ
потому что было очень смешно читать, как взрослые люди испугались маленького мышонка и как Ваня в конце рассказа неосторожными словами сам себя выдал.


ИЛИ ЖЕ

Отношение к прочитанному тексту
Этот текст мне не понравился,


Причина
потому что рассказ о том, как мышонок ползал по классу во время урока, показался мне слишком длинным и скучным.

Тест № 7.

Прочитай текст и выполни задания к нему:
Премия.

Оригинальные мы сделали костюмы – ни у кого таких не будет! Я буду лошадью, а Вовка рыцарем. Только плохо, что он должен ездить на мне, а не я на нём. И всё потому, что я младше. Мы, правда, с ним договорились: он не будет на мне всё время ездить. Он немножко на мне поездит, а потом слезет и будет за собой водить, как лошадей за уздечку водят. И вот мы пошли на карнавал. Пришли в клуб в обычных костюмах, а потом переоделись и вышли в зал. То есть мы въехали. Я полз на четвереньках. А Вовка сидел на моей спине. Правда, Вовка мне помогал – по полу перебирал ногами. Но всё равно мне было нелегко.

Да ещё я ничего не видел. Я был в лошадиной маске. Я совершенно ничего не видел, хотя в маске и были дырки для глаз. Но они были где-то на лбу. Я полз в темноте. Натыкался на чьи-то ноги. Раза два налетел на колонну. Иногда тряс головой, тогда маска съезжала, и я видел свет. Но на какой-то миг. А потом снова темно. Не мог же я всё время трясти головой!

Я хоть на миг видел свет. А Вовка совсем ничего не видел: забыл прорезать щели в забрале шлема. И всё время у меня спрашивал, что впереди. И просил ползти осторожнее. Я и так полз осторожно. Сам-то я ничего не видел. Откуда я мог знать, что там впереди! Кто-то ногой наступил мне на руку. Я сейчас же остановился. И отказался ползти дальше. Я сказал Вовке:

- Хватит. Слезай.

Вовке, наверное, понравилось ездить, и он не хотел слезать. Говорил, что ещё рано. Но всё же он слез, взял меня за уздечку, и я пополз дальше. Теперь мне уже было легче полти, хотя я всё равно ничего не видел.

Я предложил снять маски и посмотреть на карнавал, а потом надеть маски снова. Но Вовка сказал:

- Не, Санька, тогда нас узнают.

Я вздохнул и пополз дальше.

- Наверное, здесь весело, - сказал я. – Только мы ничего не видим…

Но Вовка шёл молча. Он твёрдо решил терпеть до конца. Получить первую премию.

Мне стало больно коленкам. Я сказал:

- Я сейчас сяду на пол.

- Разве лошади могут сидеть? – сказал Вовка. – Ты сошёл с ума! Ты же лошадь!

- Я не лошадь, - сказал я. – Ты сам лошадь.

- Нет, ты лошадь, - ответил Вовка. – А то мы не получим премии.

- Ну и пусть, - сказал я. – Мне надоело.

- Потерпи, - сказал Вовка.

Я подполз к стене, прислонился к ней и сел на пол.

- Ты сидишь? – спросил Вовка.

- Сижу, - сказал я.

- Ну, ладно, - согласился Вовка. – На полу сидеть ещё можно. Только не сядь на стул. Ты понял? Лошадь – и вдруг на стуле!..

Кругом гремела музыка, смеялись.

Я спросил:

- Скоро кончится?

- Потерпи, - сказал Вовка, - наверное, скоро…

Вовка тоже не вытерпел. Сел на диван. Я сел рядом с ним. Потом Вовка заснул на диване. И я заснул тоже.

Потом нас разбудили и дали премию.

(По В.Голявкину)


    1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

  1. как ребятам дали премию

  2. что было с ребятами на карнавале

  3. как мальчики готовили костюмы

  4. как Санька и Вовка заснули




    1. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

  1. стремясь к премии, ребята лишили себя праздника

  2. ребята сделали костюмы рыцаря и его лошади

  3. изображая лошадь, нужно ползать осторожно

  4. лошади не могут сидеть на стульях и диванах




    1. Теперь ты знаешь, что рассказ ведётся от имени

    1. автора

    2. Вовки

    3. члена жюри

    4. Саньки


4. Прочитав текст, ты узнал, что

1) Вовка младше своего товарища

2) на карнавале играла тихая музыка

3) долго ползать на коленках больно

4) ребята очень быстро сняли маски
5. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что Вовка ничего не видел по причине того, что

      1. в зале клуба было очень темно

      2. дырки для глаз в маске были где-то на лбу

  1. тряс головой и налетал на колонну

  2. допустил ошибку при изготовлении костюма


6. В какой сборник можно включить этот текст?

1) Познавательные статьи

2) Новогодние сказки

3) Смешные истории

4) Рассказы о дружбе

В1. Чтобы пересказать этот текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.
А) Ребятам дают премию.

Б) Спор приятелей.

В) В ожидании конца праздника.

Г) Оригинальные костюмы.

Д) «Лошадь» садится на пол.

Е) Движение в темноте.

Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности

1

2

3

4

5

6




















В2. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.
СЛОВО ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА
1) премия А) ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову лошади

2) забрало Б) металлические доспехи, защищающие туловище от мечей,

стрел и копий

3) уздечка В) денежное или иное материальное поощрение в награду

за что-либо

Г) место, где туго соединены, связаны концы чего-либо

Д) часть шлема, опускаемая на лицо для защиты от ударов
Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.


1

2

3











С1. Какими чертами характера, качествами наделен Вовка? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.


Черты характера, качества

Примеры - подтверждения

1)


1)

2)


2)


С2. Понравился ли тебе этот текст? Объясни, почему?

Для ответа используй таблицу:

Отношение к прочитанному тексту


Причина

Проверь себя:
Таблица ответов:

1

2

3

4

5

6

В1

В2

2

1

4

3

4

3

ГЕБДВА

ВДА



С1. Какими чертами характера, качествами, особенностями поведения наделен Вовка? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.
Можно было указать 2 характеристики и привести 2 примера-подтверждения из следующих:

Черты характера, качества, особенности поведения

Примеры - подтверждения

1) упрямство (настойчивость)


1) не согласился снять маску, чтобы хоть немного посмотреть на карнавал, боясь, что их узнают и не дадут премии

2) рассудительность


2) не позволял «лошади» сесть на стул, так как лошади на стульях не сидят

3) непоследовательность, противоречивость в словах и поступках

3) решил терпеть неудобства и заставлял терпеть приятеля, а сам потом сел на диван и заснул

4) стремление облегчить товарищу задачу

4) помогал «лошади» двигаться – перебирал по полу ногами.



С2. Давая ответ, помни о рекомендациях после теста № 6!


Тест № 8.

Прочитай текст и выполни задания к нему:

После уроков.

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмот­реть за её сыном. Всё-таки первое сентября — пер­вый школьный день.

Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами, ровно в десять раз больше её головы.

Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

— Девочка,— говорю,— почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

— Может быть, потеряла что-нибудь?

Молчит и сидит, как статуя, не шелохнётся. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.
Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске ме­лом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух ба­бушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

  • А мы с тобой,— говорю,— голодные. Не по­ра ли и нам домой?

  • Нет,— отвечает.— Я домой не пойду,

  • Что же, ночевать здесь будешь?

  • Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос.

Я оглянулся на свою картину, и в животе у ме­ня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

— Ты,— говорю,— если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он раз-два: «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши» — и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

— Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

  • Можешь ты сказать,— закричал я,— что у тебя случилось?

  • Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на ска­мейке сидел маленький мальчик.

  • Ну и что же?

  • А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить,

  • Сильна ты обещать,— сказал я.— В один день всю азбуку?! Может быть, ты тогда школу за­кончишь в один год? Сильна врать!

  • Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

  • Буквы учат целый год. Это непростое дело.

  • У нас папа с мамой уехали далеко, а Серё­жа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного

времени. А я ему сказала: вот пой­ду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали.

Сейчас она должна была заплакать.

— Палки,— говорю,— это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы.— Я по­дошёл к доске и написал букву «А». Печатную.— Это буква «А». Она из трёх палок. Буква-шалашик.

Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

— А теперь,— говорю,— пойдём к твоему бра­ту, и я ему всё объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату, Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка, паль­цы подушечками, и тёплая. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь...

А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и бол­тает ногами. Делает вид, что нас не видит.

  • Слушай,— говорю,— старина! Как бы тебе это объяснить… Ну, в общем, чтоб

человеку выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

  • Значит, не выучила? — Он вызывающе по­смотрел на сестру.— Нечего было обещать.

  • Мы писали палки весь день,— с отчаянием сказала девочка.— А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

— Я выучила букву «А». Она пишется шала­шиком! — крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся. Тогда я догнал его.

  • Слушай,— говорю,— ну чем она виновата? Наука — сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели. А у тебя и руки опустились.

  • Я весь день на память письмо маме сочи­нял,— сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

— Боже мой, какая трагедия,— говорю.— Я се­годня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

— Вот хорошо! — сказала девочка,— Мы жи­вём в этом доме, за железной изгородью. Правда, Серёжа, хорошо?

— Ладно,— ответил Серёжа.— Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехид­ный такой мальчишеский голос:

— Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

  • Выучить азбуку, знаешь сколько надо учиться? — сказал Серёжа.— Надо учиться целый год.

  • Значит, плакали ваши письма,— сказал мальчишка.— И плакала ваша Сибирь.

  • Ничего не плакала,— ответил Серёжа,— У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

  • Всё ты врёшь,— сказал мальчишка.— Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание. Ещё минута, и должен был раздаться побед­ный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере. Я влез на каменный фундамент забора и про­сунул голову между прутьями.

— Между прочим, его зовут Юркой,— сказал я.— Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открыл­ся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжка ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих.

А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хо­рошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

(По В.Железникову)


    1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

  1. как долго и трудно учится азбука.

  2. как брат обиделся на сестру.

  3. как первоклассница переживала свою неудачу.

  4. как Юра поддержал малышей в их беде.




    1. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

  1. не нужно никогда давать невыполнимых обещаний.

  2. если поддержишь кого-либо в беде, сам чувствуешь радость.

  3. родители должны всегда быть рядом со своими с детьми.

  4. если сделаешь доброе дело, непременно прославишься.


3. Теперь ты знаешь, что

    1. первоклассница солгала, что выучит сразу все буквы.

    2. девочка не смогла выучить всю азбуку за один день.

    3. Сережа злорадно посмеялся над ехидным мальчишкой.

    4. Юре поручили написать письмо родителям малышей.



4. Прочитав текст, ты узнал, что Юра показал девочке, как пишется буква «А», потому что

  1. вообразил себя учителем.

  2. хотел показать девочке, как много он знает.

  3. хотел отвлечь девочку, чтобы не заплакала.

  4. не знал никаких других букв.


5. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что первоклассница сказала Юре в ответ на угрозу вызвать скорую помощь: «Ну и хорошо. Поеду в больницу», потому что

  1. она была ненормальная.

  2. в отличие от Юры, она совсем не боялась врачей.

  3. она была сильна врать.

  4. не хотела встречаться с братом, не выполнив обещания.


6. В какой сборник можно включить этот текст?

1) Рассказы о великих людях.

2) Сказочные истории.

3) Рассказы о дружбе.

4) Мифы и легенды народов мира.
В1. Чтобы пересказать этот текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.
А) Юра пытается «расшевелить» девочку.

Б) Юра обещает написать письмо.

В) Хорошее настроение.

Г) Обещание, данное брату.

Д) Одинокая первоклассница.

Е) Буква-шалашик.
Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.


1

2

3

4

5

6





















В2. Найди в тексте и напиши, какое сравнение используется для описания расстроенной первоклассницы.

____________________________________________________________________________


В3. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.
СЛОВО ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА
1) ехидный А) потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье

2) трагедия Б) пьеса, изображающая напряжённую борьбу персонажей

и заканчивающаяся обычно гибелью героя

3) «заливать» В) язвительный, зло насмехающийся над кем-либо

Г) обманывать, фантазировать

Д) покрывать сплошь водой или другой жидкостью
Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.


1

2

3











С1. Что имел в виду Юра, когда сказал ехидному мальчишке: «Между прочим, его зовут Юркой. Есть такое всемирно известное имя»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С2. Какими чертами характера наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.


Черты характера

Примеры - подтверждения

1)



1)

2)



2)

С3. Понравился ли тебе этот текст? Объясни, почему?

Для ответа используй таблицу:

Отношение к прочитанному тексту


Причина



Проверь себя:
Таблица ответов:

1

2

3

4

5

6

В1

В2

В3

4

2

2

3

4

3

ДАГЕБВ

сидит, как статуя, не шелохнётся.

ВАГ


С1. Что имел в виду Юра, когда сказал ехидному мальчишке: «Между прочим, его зовут Юркой. Есть такое всемирно известное имя»?

Юра хотел сказать, что его зовут так же, как всемирно известного первого космонавта – Юрия Гагарина (ранее он упоминает имена Гагарина и Титова в разговоре с Серёжей)

С2. Какими чертами характера наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.


Черты характера

Примеры - подтверждения

1) ответственность,

совестливость

  1. стремление выполнить просьбу соседки

  2. не смог оставить в одиночестве плачущую малышку

2) доброта, заботливость

  1. пытался отвлечь девочку от грустных мыслей

  2. заступился за неё перед братом

  3. обещал детям написать письмо их родителям

  4. не дал мальчишке ехидничать по отношению к Серёже






С3. Давая ответ, помни о рекомендациях после теста № 6!

Тест № 9.

Прочитай текст и выполни задания к нему:
Доставала сладостей.
Он умел ходить на руках и поэтому пользовался всеоб­щим уважением. Все мальчишки нашего двора втайне зави­довали ему, но никто не осмеливался плохо отозваться о нем или посмеяться. Потому что он обладал еще одним удиви­тельным свойством — он был доставалой сладостей.

Почему я вспомнила о нем сегодня, с трудом поднявшись на третий этаж, не в силах преодолеть затянувшуюся одыш­ку? Я упала на диван и долго лежала, глотая воздух сухим ртом. Я чувствовала себя беззащитной перед своей болез­нью и в поисках поддержки наткнулась в памяти на доста­валу сладостей. Он сразу завладел моими мыслями, и я пой­мала себя на том, что лежу одна и улыбаюсь. Чему я улы­баюсь? Ах да, он был доставалой сладостей, но сам никогда не ел ни конфет, ни варенья. У него от сладкого появлялась золотуха. Обволакивала веки липкими ободками. Глаза пре­вращались в щелочки. Он очень мучался... Но при этом у него была удивительная способность доставать сладости для других.

Помню, во дворе раздался страшный грохот. Это он ка­тил по булыжникам бочку из-под яблочного повидла. Бочка была пустая, но внутри на стенках оставалось еще много добра. Мы окружили бочку и заглядывали в нее, как в ко­лодец.

— Годится?

Доставала сладостей обвел всех торжествующим взгля­дом.

  • Годится! — ответили мы.

  • Тогда лопайте!

И сразу десяток рук опустилось в бочку. Повидло было прокисшим, но это никого не останавливало — ели за ми­лую душу. Ели пальцами, стараясь как можно глубже за­пустить руку, чтобы достать до дна: там было больше остат­ков. Наш друг тоже заглядывал в бочку. Но не ел. Только вдыхал в себя аппетитный кислый аромат и исподлобья посматривал на нас. А мы и не замечали, что он не ест...

А в другой раз он собрал нас у старого тополя:

  • Постный сахар годится?

  • Годится! — естественно, ответили мы.

  • Тогда надо наносить дров в четвертую квартиру.

  • Годится!

Мы отправились носить дрова. Что нам стоило! Мы бы­ли готовы перенести в четвертую квартиру все дрова из всех сараев.

Еще он умел ходить колесом. Но колесом ходили и дру­гие, а на руках только он — доставала сладостей. Время было тяжелое, послевоенное. Мы ничего хорошего не видели. Он выручал нас. Сам из-за своей золотухи в рот не брал слад­кого, но, когда перепадало другим, радовался. Мы ничего не понимали, считали его чудаком. Подумаешь, золотуха! Мы говорили:

— Ешь, чудак человек!

Он мотал головой и снова отправлялся на поиски место­рождений сладкого. У него была способность находить то, что ищет.

В те дни у меня появилась одышка. Врачи определили порок сердца. Велели лечь.

Он пришел ко мне и спрашивает:

— Где у тебя болит? Покажи!
Я показала.

Он ткнул себе пальцем в грудь:

  • Что там болит?

  • Сердце.

Он снова ткнул себе пальцем и прислушался, словно хо­тел почувствовать мою боль у себя. Я с любопытством смот­рела на него.

— У меня там ничего не болит,— разочарованно сказал он.— Может быть, у меня нет сердца?

  • Есть! Сердце у всех есть.

  • А какое сердце, знаешь?

  • Знаю! Как червонный туз.

Он понимающе кивнул головой:

  • Красивое сердечко.

  • У меня оно некрасивое,— вздохнула я.

  • Почему у тебя некрасивое?

  • Потому что болит.

Он сочувственно посмотрел на меня и спросил:

— Хочешь конфет?

— Ничего я не хочу!

Его лицо вытянулось, стало серьезным.

  • Раз не хочешь — значит, тебе действительно плохо. Но я тебя вылечу!

  • Дурачок,— сказала я.

Он не обиделся. Мы вообще тогда не обижались на сло­ва. Он сказал:

— Вылечу! Я достану тебе такое лекарство, которое вы­лечивает даже раненых. Ты еще захочешь конфет.

Несколько дней он пропадал, и я решила, что доставала сладостей забыл о своем обещании. Нет! Оказывается, он бегал по городу в поисках лекарства. Был уверен, что от каж­дой болезни существует лекарство и нет на свете неизлечи­мых болезней, хотя сам никак не мог вылечиться от золо­тухи. Он обошел ради меня все аптеки, и везде ему говорили одно и то же: «Нет лекар­ства от порока сердца». Он не верил. Искал. Это оказалось потруднее, чем прикатить бочку из-под яблочного повидла.

Мой дружок терпел неудачи, но не сдавался. Он говорил мне:

— Жди! Я что-нибудь придумаю. У тебя будет здоровое сердце — красивое, как червонный туз.

Я верила в его могущество, потому что человек, ко­торый в трудное время доставал для товарищей сладости, мог достать что угодно — даже лекарство от порока сердца.

Болезнь то отпускала меня, то неожиданно подкрадывалась, и сердце громко стучало — подавало сигнал тревоги. Никто из ребят не слышал этот сигнал. А он слышал…

Шло время. Мы становились старше. Доставала сладос­тей больше не вспоминал о лекарстве. Но каждый раз, встре­чая меня, он говорил:

— Жди! Я что-нибудь придумаю.

И мне казалось, что все время он только и думает, как исцелить меня.

И однажды он пришел. Я не узнала своего дружка: его лицо стало серым, а под глазами появились голубые, слов­но нарисованные кисточкой, ободки. Он дышал тяжело, как при пороке сердца. Я сразу заметила эту перемену и спро­сила:

  • Что с тобой?

  • Ты будешь здорова,— был ответ.— Тебя вылечат. Я дал им за это кровь.

  • Какую кровь?

  • Обыкновенную. Свою.

Он закатал рукав, и я увидела на сгибе руки бурое пятно йода.

  • Что это? Рана?

Он усмехнулся:

  • Отсюда брали кровь.

  • Зачем?

— В больнице мне сказали: «Можешь выручить?» Я спросил: «Что для этого надо?» Они сказали: «Кровь мо­жешь дать?» Я сказал: «Дам!» Я понял, что если я их вы­ручу— они выручат меня, то есть тебя.

Тут он улыбнулся и доверительно сказал:

— Я наврал им, что мне восемна­дцать лет.

В тот день доставала сладостей был большим и сильным, самым лучшим из мальчишек. Я смотрела на него как на героя.

  • Тебе было больно?

  • Ничуть!

  • Врешь! Тебе было больно.

Тогда, чтобы доказать, что ему было не больно, он решил пройти на руках. Он умел ходить на руках, но на этот раз у него ничего не вышло: потерял равновесие и упал.

— Вот видишь! — прошептала я.— Из-за меня ты поте­рял здоровье.

Он ничего не ответил. Медленно поднялся с пола. И дол­го тер затылок.

— В больнице мне сказали, что я спас какую-то девчон­ку. Почему же я не могу спасти тебя?

— Можешь! Спасешь! — убежденно сказала я.— Ты уже спас меня. У меня больше нет одышки.

Я безгранично верила в него, и в моей вере не было даже крохотной щелочки, в которую могло бы проникнуть сомне­ние.

Помню, на другой день я встала с постели, и сердце долго-долго не беспокоило меня.

Где теперь мой маленький друг? Я давно уже с ним не встречалась, но в моей памяти он жив — могущественный и благород­ный доставала сладостей. И когда мне становится тяжко, я думаю о нём, и он словно оказывается рядом, чтобы спасти ме­ня, когда бессильны врачи и лекарства.

(По Ю.Яковлеву)

    1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

1) как герой доставал сладости.

2) как герой заботился о ребятах из своего двора.

3) как герой сдавал кровь для спасения девочки.

4) как герой ходил на руках.



    1. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

  1. нужно уметь делиться с приятелями.

  2. от любой болезни есть лекарство.

  3. больше всех уважают тех, кто более сильный и ловкий.

4) вера в бескорыстную помощь способна творить чудеса.
1   2   3   4   5   6   7