Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Умение структурировать знания |
 Скачать 1.36 Mb. Название | Умение структурировать знания | страница | 2/7 | Дата | 23.02.2016 | Размер | 1.36 Mb. | Тип | Документы |
|
С1. В тексте есть сведения о правилах, которые нужно соблюдать в походах для избегания переутомления. Заполни этими сведениями табличку. Постарайся сделать это без пропусков.
Длительность привалов во время движения
|
| мин.
| Длительность обеденного привала
|
| ч.
| Максимальная длительность похода для учащихся 3-4 классов
|
| дн.
| Максимальная длина пути для учащихся 3-4 классов
|
| км
|
С2. Объясни, почему самых слабых участников похода при движении в колонне ставят сразу за направляющим. Укажи 2 причины.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С3. Что ты считаешь самым интересным в тексте? Почему?
Для ответа используй таблицу.
Самое интересное
| потому что
|
Проверь себя: Таблица ответов:
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| В1
| В2
| 4
| 2
| 2
| 3
| 2
| БДАЕГВ
| ВАД
|
С1. В тексте есть сведения о правилах, которые нужно соблюдать в походах для избегания переутомления. Заполни этими сведениями табличку. Постарайся сделать это без пропусков.
Длительность привалов во время движения
| 10-15
| мин.
| Длительность обеденного привала
| 2-3
| ч.
| Максимальная длительность похода для учащихся 3-4 классов
| 1
| дн.
| Максимальная длина пути для учащихся 3-4 классов
| 15
| км
|
С2. Объясни, почему самых слабых участников похода при движении в колонне ставят сразу за направляющим. Укажи 2 причины.
Направляющий выбирает скорость движения с учётом возможностей слабых участников похода, поэтому они должны находиться недалеко от него.
Если поставить слабых в конце колонны, они могут отстать от остальных и заблудиться.
Когда слабые идут впереди сильных, сильные видят то, как движутся слабые, не нужны ли им помощь, отдых и т.п.
С3. Давая ответ, помни о рекомендациях после теста № 1!
Тест № 3.
Прочитай текст и выполни задания к нему: Вы, наверное, замечали, что летом вода в пруду иногда становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде пруда стали очень быстро размножаться водоросли. Водоросли – это особые растения без корней, стеблей, листьев и цветков. Они свободно плавают в воде или поселяются на дне водоёмов.
Различных водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты длиной до 40 м – они живут в океанах, есть крошечные водоросли, собирающиеся в колонии-шарики и плавающие у поверхности воды, окрашивая её в разные цвета: сине-зелёный, зелёный, красный, бурый. Мелкие водоросли – пища рачков и других мелких морских животных, которыми, в свою очередь, питаются многие рыбы. Вот почему рыбный промысел зависит зачастую от того, есть ли в этих местах водоросли. Но водоросли не только служат кормом для морских животных. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. А жители прибрежных районов с давних пор употребляли морские водоросли в пищу.
Самая известная из морских водорослей – ламинария, или морская капуста. Из неё готовят более 300 блюд, едят с мясом, рыбой, рисом, кладут в суп, добавляют в зефир, мармелад, пастилу, драже.
На Дальнем Востоке немного морской капусты добавляют даже в тесто при выпечке хлеба. Хлеб от этого становится нечерствеющим, хорошо хранится. А кроме того, он обогащён йодом, который необходим для здоровья человека.
За нежный вкус ценятся водоросли ульва и порфира. Из них готовят салаты, а ирландцы делают даже пюре. Жители же Филиппинских островов свой завтрак не представляют без салата из багрянки эухеумы. Они её крошат в тарелку, как мы огурцы с помидорами. Все эти водоросли богаты витаминами.
У африканцев популярностью пользуется сине-зелёная водоросль спирулина. Её спирально свёрнутые «ниточки» мельче миллиметра. Но разрастается она так хорошо, что вода приобретает малахитовый оттенок. Местные жители приходят к водоёму с туго сплетёнными корзинами, черпают в них воду и процеживают. На дне корзины остаётся сизый налёт. Когда корзина доверху заполнится водорослью, её содержимое вываливают на песок. Вода впитывается в грунт, а солнце досушивает водоросль. Пища готова! Она очень питательна, потому что больше чем наполовину состоит из белка. Затем из спирулины делают соус, которым поливают лепёшки. Кроме белка, спирулина богата витаминами, калием, магнием, железом и йодом. А ещё минские учёные узнали, что она противодействует всасыванию в организм вредных радионуклидов. Вы же слышали о чернобыльской аварии и беде, которую принесла людям повышенная радиация?
Замечу, что из водорослей получают и особое вещество – агар. Его применяют при изготовлении пастилы, мороженого, сырков, суфле, консервированного молока, майонеза, шоколадных напитков, рыбных и мясных консервов и желе.
Отмирая, водоросли образуют на дне водоёмов мощные пласты ила – сапропеля. Ил этот годится в пищу домашним животным, а также считается прекрасным удобрением для почвы.
Теперь вы понимаете, как людям нужны водоросли?!
Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,
как выглядят водоросли
от чего зависит успех рыбного промысла
что такое ульва и порфира
сколько полезных свойств у водорослей
2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что
вода «цветёт» при размножении водорослей
водоросли необходимы для человека
из некоторых водорослей делают салаты
среди водорослей есть малыши и гиганты
Теперь ты знаешь, что
жители Филиппин едят на завтрак огурцы с помидорами.
ламинарию добавляют в кефир.
морские водоросли издавна стали употреблять в пищу.
видов водорослей очень мало.
После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что африканцы используют для сбора спирулины туго сплетённые корзины, потому что
на дне корзины остаётся сизый налёт
эта водоросль мельче миллиметра
она наполовину состоит из белка
из неё делают соус к лепёшкам
5. Какие из перечисленных утверждений верны? Обведи кружочком соответствующие буквы.
А) Хлеб при добавлении в тесто ламинарии долго не черствеет.
Б) Спирулина богата фосфором и кальцием.
В) Благодаря водорослям вода очищается от вредных бактерий.
Г) Водоросли бывают только зелёного цвета. Укажи верный ответ: 1) АБ 2) БГ 3) ВГ 4) АВ 6. Если ты захочешь узнать побольше о водорослях, какую книгу ты возьмёшь в библиотеке?
1) Энциклопедию
2) «Рассказы о родной природе»
3) «Животный мир морей и океанов»
4) «Справочник рыболова»
В1. Чтобы пересказать текст о водорослях своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности. А) Использование водорослей в сельском хозяйстве.
Б) Что такое водоросли.
В) Что люди делают из водорослей.
Г) Разновидности водорослей. Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.
В2. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.
Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой. СЛОВО ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА
колония А) добывание, ловля, охота на кого-либо.
промысел Б) сооружение в виде высокого столба
малахитовый В) группа живых организмов
Г) сделанный из малахита – непрозрачного
минерала ярко-зелёного цвета
Д) напоминающий цветом малахит Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.
С1. Употребление водоросли спирулины в пищу очень важно для здоровья человека. Приведи 2 разных примера, подтверждающих это.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С2. Что ты считаешь самым интересным в тексте? Почему?
Для ответа используй таблицу.
Самое интересное
| потому что
| Проверь себя: Таблица ответов:
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| В1
| В2
| 4
| 2
| 3
| 2
| 4
| 1
| БГВА
| ВАД
|
С1. Употребление водоросли спирулины в пищу очень важно для здоровья человека. Приведи 2 разных примера, подтверждающих это.
Можно было привести 2 примера из следующих трёх:
Она насыщает организм человека витаминами, йодом, магнием, калием, железом – то есть веществами, необходимыми для здоровья.
Она противодействует всасыванию в организм вредных радионуклидов.
Она наполовину состоит из белка, поэтому очень питательна.
С2. Давая ответ, помни о рекомендациях после теста № 1!
Тест № 4.
Прочитай текст и выполни задания к нему: Бывают вороны чёрного цвета, похожие на молодых грачей, но наша обыкновенная ворона серая, голова, крылья и хвост у неё чёрные. А на острове Мадагаскар и в Африке водится даже… белая ворона. И у неё тоже голова и крылья чёрные. Совсем белые вороны тоже бывают – только это альбиносы, у них нет чёрного пигмента, как у белых мышей.
Шумными стаями собираются вороны везде, где живёт человек: и в Европе, и в Азии, и в Америке. Эта птица не избегает людей, как другие, а пользуется свалками, отбросами, которые возникают возле жилья человека. Не пропускают ничего, что под клюв подвернётся, а уж для мелких птичек и даже крупных птиц вроде уток это враг номер один. Яйца таких редких птиц, как дрофа и стрепет, тоже разбивает вездесущая разбойница. Ворон называют «крылатыми крысами». Общие у них не только привычки, но и острый ум.
В охотничьих хозяйствах, где дичь охраняют, вороне давно объявлена вечная война. Но в народе издавна принято: прежде, чем истреблять, попробовать перехитрить, отпугнуть, поэтому на огородах стоит знакомое вам по книгам «воронье пугало» - похоже на человека, и ладно. Только ворон провести нелегко: они не подпускают человека с ружьём на выстрел, а палка, похожая на ружьё, их не пугает. Один старый егерь так охранял утиные гнёзда от ворон: развешивал около гнезда кусочки серебряной фольги, запутывал как попало простую белую нитку. Таких гнёзд вороны не трогали: ветер шевелит фольгу, нитка поблёскивает, и всё по-разному. Это страшнее, чем неподвижное чучело.
Люди по-разному относятся к этой птице. Для одних – вороны всегда хитрые, коварные, сплетницы даже! А в Японии ворона – спутник богов, символ сыновнего почтения. Значит, разглядели в ней что-то хорошее? Есть и русская пословица: «Нет певчего для вороны, супротив родного воронёнка». Конечно, в ней высмеивают слепую любовь к своему ребёнку, но ведь вороны и вправду защищают своих родных воронят, не жалея жизни. Они бесстрашно нападают на всякого, кто приближается к выпавшему из гнезда воронёнку: и люди, и кошки, и даже крупные собаки обходят такое место сторонкой. А как дружно, всей стаей, дают вороны отпор крупной хищной птице! Можно с них пример брать. Но вот беда: от ворон немало и напастей, особенно когда происходят, как говорят специалисты, «вспышки» их размножения. В этом нередко виноват сам человек: там, где нечем поживиться, ворон не будет. Надо зарывать отбросы, ничего не бросать из окон, следить за состоянием городских свалок. Бывало, люди объявляли некоторых птиц и животных «вне закона»: мол, бей, кому не лень, они вредные! Раньше не знали, что ни один «вредный» вид нельзя истреблять поголовно: в природе нужны такие санитары, как птицы-падальщики, то есть хищники, которым под силу взять только больное животное. И если перебьют одних – размножаются другие, зачастую не менее «вредные».
Гнёзда у ворон – округлая куча веток и сучьев (недаром про старые шляпы говорят, что они похожи на вороньи гнёзда). Но внутри они выстланы мягким пухом, иногда даже тряпочками или кусочками поролона: издавна ворона по-соседски пользуется «человеческими» материалами.
Ворону можно научить говорить. Конечно, это подражание, а не осмысленная речь. Некрасивый вороний голос способен выразить самые разнообразные оттенки: внезапный испуг, тревогу, предупреждение. А опытные люди по вороньему карканью угадывают близкую перемену погоды.
Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,
на что похожи вороньи гнёзда.
как люди относятся к воронам.
как выглядят обыкновенные вороны.
4) каковы повадки и способности ворон.
2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что
1) воронам следует объявить «вечную войну»
2) ворон нужно охранять как редких птиц
3) ворона – умная и нужная в природе птица
4) есть средства для отпугивания ворон
3. Теперь ты знаешь, что
у африканских ворон белые крылья.
диким уткам вороны не страшны
вороны могут разбивать яйца редких птиц
вороны держатся вдали от жилья человека
4. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что
1) вороны очень пугаются неподвижных предметов.
2) борьба с размножением ворон – это борьба с уличным мусором.
птиц-падальщиков необходимо поголовно истреблять.
говорящая ворона прекрасно понимает всё, что она говорит.
Подумай, почему с ворон можно брать пример. Выбери из перечня два верных предложения и обведи кружочком соответствующие буквы.
А) вороны не пропускают ничего, что им под клюв подвернётся.
Б) они отважно противостоят всякому, кто приблизится к выпавшему из гнезда воронёнку.
В) они устилают свои гнёзда тряпочками и кусочками поролона, подбирая их за людьми.
Г) они объединяются всей стаей, чтобы дать отпор общему врагу. Укажи верный ответ: 1) АБ 2) БГ 3) ВГ 4) АВ
Если ты захочешь узнать побольше об этих птицах, какую книгу ты возьмёшь в библиотеке?
Сборник басен
«Сказки о животных»
Сборник познавательных статей
«Ребятам о зверятах»
В1. Чтобы пересказать текст о воронах своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности. А) Отношение людей к воронам.
Б) Места обитания и пища ворон.
В) Устройство вороньего гнезда.
Г) Как говорят вороны.
Д) Какие бывают вороны.
Е) Как перехитрить ворону. Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.
В2. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.
Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой. СЛОВО ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА
альбинос А) везде успевающий побывать, во всём принять участие
вездесущий Б) большая морская птица с длинным клювом и узкими
крыльями
егерь В) существо с отсутствием обычного для ему подобных
окраса кожного, волосяного, пухового покровов
Г) охотник-профессионал, отслеживающий места и
условия обитания зверей и птиц на определённой
территории
Д) передвигающийся по труднопроходимой местности Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.
С1. Ворон называют «крылатыми крысами». Почему? Укажи две причины.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|