Главная страница

Учить и учиться Эссе «Я учитель»



НазваниеУчить и учиться Эссе «Я учитель»
Дата10.02.2016
Размер77.8 Kb.
ТипЗадача

Учить и учиться

Эссе « Я – учитель»

Донцова Е.П.

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить»

Т.Эдисон

«Уча других, учишься сам»

Н.В.Гоголь

Каждый шаг продвижения вперёд требует интеллектуальных усилий, наличия увлечённых людей. Ознакомить учеников с фундаментальными жизненными проблемами, заинтересовать их и вселить уверенность в их творческих возможностях должна прежде всего школа.

Высказывание «учить учиться» стало идеологическим девизом ФГОС, девизом профессионального стандарта «Педагог» и представляет собой одну из главнейших основ инновационных процессов в образовании и других областях деятельности нашего государства. Чтобы быть успешным в ХХI веке, чтобы не отстать от жизни и найти своё место в обществе в век его стремительного развития, да и чтобы просто выжить, человеку необходимы новые (иные) знания, навыки, умения, компетенции.

Я согласна с мнением многих моих коллег, что «правильное» образование и воспитание детей и молодёжи сегодня - это наличие завтра в нашей стране.

Образование – это не сфера обслуживания, это часть национальной культуры, причём её системообразующая часть. Индивидуальность каждого человека в отдельности формирует потенциал не только нации, но и человечества в целом, поэтому ответы на судьбоносные вопросы «Чему учить? Как учить? Для чего учить?» для меня имеют важное значение. От выбора ответов, по моему мнению, зависит, получим ли мы в будущем бездушное общество автократов, исповедующее идеологию всеобщего потребления или поколение людей, мыслящих в интересах общества, государства и цивилизации.

Новые требования к образованию выдвигают новые цели и стратегии его развития. Педагог должен видеть процессы, происходящие в современном обществе, и осознавать свою особую миссию, свою ответственность перед обществом, перед лицом будущего, наступающего завтра.

Я думаю, что образование сегодня призвано охранять и закреплять систему тех базовых ценностей, которые имеют ключевое значение не только для самого образования, но и для организации всей жизни в нашей стране. Образование содействует формированию национального самосознания, характера отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смыслу жизни.

Через первые успехи, открытия, преодоления и достижения на уроках русского языка, литературы, истории, математики и др. к ребёнку приходит осознание себя, своего места в этом мире, своей роли в обществе, воспитывается любовь к Родине и гордость за свою страну.

Значит ли это, что школьный урок – время и место развития «инициативной, ответственной, нравственной личности, обладающей гражданской позицией»? На школьном уроке происходит воспитание в детях уважения к вкладу различных людей в развитие человеческой цивилизации; после школьного урока ребёнок должен уходить с осознанием того, что полезного и ценного лично он сделал или может сделать для себя и своей страны; после школьного урока должна возникнуть уверенность в себе и в своих способностях для решения возникших проблем. Время показывает, что это действительно так.

Но как этого добиться за отведённые 40 минут? Какова же роль учителя на уроке?

В течение ряда лет в процессе работы я старалась отбирать и применять, где-то корректировать применительно к своим возможностям те методы и приёмы, которые способствуют:

  • мотивации учащихся к познанию, воспитанию привычки и потребности учиться;

  • привитию устойчивого интереса к изучению математики;

  • приобретению способности преодолевать трудности;

  • привитию умений самостоятельно добывать знания.

Психологи утверждают, что познавательная потребность есть у всех без исключения детей. Значит, моя задача как педагога эту потребность активизировать, сыграть на природном любопытстве учеников и ни в коем случае не подавить это любопытство. Это, конечно же, своего рода искусство.

Эффективность познавательной деятельности учащихся повышается при проведении обучающего практического занятия. Этот вид работы для учащихся является творческим. Выполнение задания и обобщение результатов приводит к новому математическому знанию. В результате такой работы новые знания поступают не извне, а являются внутренним продуктом деятельности самих учащихся.

Например, при изучении темы «Длина окружности» шестиклассниками при помощи нитки и линейки были измерены длины окружностей и диаметры различных цилиндров. При сравнении результатов от деления С на d у всех получились приблизительно одинаковые результаты. Выводы делать пока рановато, но поверить учителю и осмысленно воспринять его рассказ о числе π получается у всех учеников класса.

Рассказывая новое, я всегда стараюсь объяснить, откуда оно взялось и в связи с чем. Действительно, зачем понадобился синус? Откуда взялась необходимость в производной? Рассказ о том и о другом я обычно начинаю с астрономии, истории развития мореплавания, с учёных, занимавшихся этими проблемами. Считаю, что делать это просто необходимо, иначе как убедить учеников в том, например, что нужно изучать комплексные числа, если сначала даже многие математики не признавали их, пока не убедились, что с их помощью можно решать многие технические задачи. Так, с их помощью русский математик и механик Н.Е. Жуковский создал теорию парения, показал, как можно расчитать подъёмную силу, возникающую при обтекании воздухом крыла самолёта.

Для привития интереса к предмету очень часто использую решение так называемых прикладных задач. Многие из них я стараюсь дать в начале урока в качестве создания проблемной ситуации. Как вам такая? (Тема урока «Теорема Пифагора»)

«На метеостанции требуется установить прибор для измерения скорости ветра на высоте 8м. Мачту, на которой будет закреплён прибор, нужно зафиксировать четырьмя наклонными тросами, основание каждого из которых находится на расстоянии 6м от основания мачты. Сколько метров троса потребуется?»

Ответ на поставленный вопрос будет получен только в конце урока, но мотив для изучения темы создан, интерес вызван, роли для решения конкретной проблемы распределены, и скучно на таком уроке не будет.

Применение математики в других областях науки и в повседневной жизни помогает увидеть развитие межпредметных связей. Проследить эти связи не представляет трудности для любого учителя, недаром математику называют «царицей наук». Всегда обращаю на это внимание. Современные контрольно-измерительные материалы, предлагаемые на ЕГЭ и ОГЭ по математике, примерно на 30% - метапредметные. Такой взгляд на математику способствует воспитанию научных идеалов учащихся: познавать, чтобы действовать и совершенствовать нашу повседневную жизнь.

Приведу пример, когда обычный урок математики, проведённый в форме интерактивного «космического путешествия на планету Нептун», послужил идейной основой для школьного мегапроекта «Через тернии к звёздам», проведённого в неделю точных и естественных наук, которая была приурочена к юбилею первого советского космонавта Ю.А. Гагарина. Неделя прошла под девизом: «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – одна  из труднейших и важнейших задач обучения (К.Ушинский). Учителями химии, физики, математики, информатики, географии, начальных классов были проведены мероприятия соответствующей направленности (интегрированные уроки, игры, викторины, конкурсы рисунков и стенгазет, концерты и даже маленькие театрализованные представления). Космос и современные космические исследования явились связующим звеном между всеми названными науками.

Проблема интересной Недели, как и хорошего урока – это сочетание познавательного интереса, уровня подготовленности учащихся и педагогического замысла учителя. Важно, что в эти дни дети ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в предметах, как они все взаимосвязаны и необходимы в будущем для каждого человека.

Традиционным стало проводить уроки и мероприятия с применением ИКТ. Современные технологии позволяют наглядно и интерактивно привлекать самую последнюю информацию  по интересующим учащихся темам. Нужно отдать должное учителям, в этом плане ими было всё выполнено на «отлично». Неделя в школе стала настоящим праздником наук.

Я считаю, что основное отличие нашей «новой» школы состоит в том, что появилось большое количество информационных, сетевых технологий, которые просто необходимо применять в образовательном процессе. Применение ИКТ на уроке делает урок более динамичным, насыщенным, ярким, что заставляет каждого ученика активно работать, способствует развитию познавательного интереса, мотивирует к участию в работе всех учащихся, формирует информационную компетенцию. Применять ИКТ можно на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, организации устного счета, изучении нового материала, его закреплении, при проведении разных видов текущего, промежуточного и итогового контроля, организации самостоятельной работы с сиюминутной проверкой.

Помимо этого, привлечь ребёнка к созданию какого-либо проекта средствами ИКТ - одна из возможностей отвлечь их от "вредных продуктов" современной компьютерной цивилизации. Ребята всех возрастов с большим энтузиазмом берутся за создание мультимедийных проектов, как индивидуальных, так и коллективных, как на уроках, на занятиях по внеурочной деятельности, так и в качестве творческого домашнего задания.

С помощью ИКТ расширяются возможности для воспитания чувства красоты предмета в подлинном смысле этого слова: это цвет, форма, сочетание размеров, пропорциональность, гармония, симметричность, периодичность и др. Математические формулы – это красота мысли и сила разума.

Мы учим детей любить красоту звуков, красоту красок; задача математика – научить их любить и красоту человеческой мысли. В моём кабинете на стене висит изречение Н.Е. Жуковского «В математике столько же красоты, сколько в живописи и поэзии». Всегда хочется научить своих учеников видеть эту красоту.

Кроме того, кем бы ни стали наши дети после окончания школы, им всегда будут нужны знания, сообразительность, наблюдательность, фантазия, острый глазомер, пространственное воображение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать факты. Математический стиль мышления необходим человеку любой профессии.

Сколько угодно можно противопоставлять вчера и сегодня, думать о завтра, стремиться к нему, надеясь, что оно окажется счастливым, но без одного и самого главного, пожалуй, нельзя добиться этого счастливого завтра – без любви к детям, которая привела меня в эту профессию. Можно прекрасно владеть различными современными технологиями обучения, повелевать компьютером, как самый «продвинутый» пользователь, но, имея одно лишь стремление – утвердиться в звании умного специалиста, никогда не стать Учителем с большой буквы.
И ещё… Мне очень близки слова М.Светлова: «Настоящий учитель – не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой». Я безмерно благодарна своим учителям: Емельяновой Тамаре Сергеевне, Шленчак Валентине Митрофановне, Ушакову Андрею Павловичу, Ушаковой Любови Тихоновне, Сидоровой Алле Николаевне, Тесля Нелли Петровне и др., которые оказали влияние на мой профессиональный выбор. Некоторых уже нет в живых, светлая им память. Глядя на них, я выбрала себе профессию, вспоминая их уроки и впитывая всё самое лучшее из них, я стараюсь учить других. И спасибо моим ученикам за то, что многие из них нашли себя в этой жизни, растят детей и трудятся на благо общества, а некоторые, выбрав нелёгкий путь учителя, трудятся со мной в одном коллективе, и теперь уже мне приходится многому у них учиться. Спасибо вам, Максим Николаевич Андреенков, Лахай Алла Сергеевна, Магомедова Анастасия Александровна, Ковалёва Марина Васильевна, Долбина Наталья Александровна за то, что вы продолжаете давным-давно начатое, такое нелёгкое, но очень благородное, святое дело –УЧИТЕЛЬСТВО.