Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Азбука журналистики» |
 Скачать 242.21 Kb. |
Муниципальное казенное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Алзамай»
«Согласовано» Утверждено Зам. директора по УВР Директор МКУ СОШ №3 г. Алзамай МКУ СОШ №3 г. Алзамай __________ Шиверская О.Ф. _______ Марженакова Л. Ф. Приказ №______ от___20__г -
Программа дополнительного образования детей
по основам журналистики
«Пресс – центр. Журналистика в школе» Направленность: художественно – эстетическая.
Программа адаптированная,
составлена на основе программы Н.А. Спирина «Журналистика в школе».
Срок реализации программы: – 2 года
Возраст обучающихся: 11 – 17 лет
-
-
Реализует программу:
педагог дополнительного образования
Садыкова А.Ф.
-
г. Алзамай 2013 год
Пояснительная записка
В связи с отсутствием соответствующего государственного образовательного стандарта по изучению основ журналистики в школе, данная программа строилась с опорой на образовательную программу стажировки «Редактор детского печатного СМИ» (составитель Л. В. Деветиярова, редактор журнала «ОКО» КРИРПО г. Кемерово). Образовательную программу юношеского информационного агентства липецкого городского Дома творчества учащихся (составители И. А. Малько, педагог дополнительного образования, и В. В. Плешков, зам. главного редактора липецкой детской областной газеты «Золотой ключик», кандидат филологических наук), методическое пособие «Методы профильной подготовки будущих журналистов» (автор Ю. А. Агафонова, младший научный сотрудник лаборатории ТСО и медиаобразования ИСМО РАО) и учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Азбука журналистики» (авторы О. И. Лепилкина)
Направленность программы: художественно – эстетическая. Срок реализации программы: – 2 года. Возраст обучающихся: 11 – 17 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, во внеурочное время (4 часа в неделю).
Актуальность программы связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Она особенно возрастает в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.
Пресса, выпускаемая ребятами, даёт им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.
Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данной программы дополнительного образования как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определённый круг учащихся стремится развить в себе умения, способности, необходимые для занятий журналистикой. Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). Коммуникативная направленность обучения по этой программе даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.
Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» рассчитана на учащихся 11 – 17 лет, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким как литература, русский язык, история, география и другим. В свою очередь обучение по данной программе не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.
Для того чтобы в перспективе отработать на базе школьного пресс-центра систему «универсальной» журналисткой профессиональной ориентации, выбраны стартовые направления: «Лингвистическая журналистика», «Экологическая журналистика», «Этнографическая журналистика», «Социальная журналистика». Созданная система поможет выпускникам стать конкурентоспособными на рынке труда, ориентированными на личный успех и социальную солидарность, имеющими не только хороший багаж знаний, но и умение быстро адаптироваться в изменяющемся социуме. Все названные направления актуальны и выбраны потому, что журналистика должна всесторонне освещать не только социальные явления, но и проблемы окружающей среды и ресурсов, раскрывая важность взаимосвязи между экономическими, социальными и экологическими аспектами; должно осуществляться обучение ценностям, подходам и действиям, необходимым для достижения «устойчивого развития» общества.
Цели программы:
- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования;
- формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии;
- изучить основы журналистского мастерства.
Перспективная цель – подготовка обучающихся к сотрудничеству с городскими, областными и федеральными периодическими изданиями и возможному выбору журналистики как будущей профессии.
В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи.
1.Обучающие:
- вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналисткой деятельности, об особенностях журналисткой профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере;
- изучение истории журналистики, этапов её развития;
- изучение основ социологии и журналистского творчества;
- формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;
- формирование практических навыков создания школьного печатного издания;
- формирование практических умений и навыков по решению экологических, здоровьесберегающих и других задач, приобретение соответствующих знаний.
2. Воспитывающие:
- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;
- формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;
- формирование представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
- привитие культуры общения с миром средств массовой информации;
- пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;
формирование потребности в постоянном повышении информированности;
формирование чувства ответственности за природу, экологию, в том числе и за своё здоровье;
формирование у обучающихся и их родителей понимания необходимости использования оздоровительных мероприятий для восстановления и сохранения здоровья;
воспитание культуры поведения и речи.
3. Развивающие:
всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического состояния организма обучающегося и на этой основе формирование профессиональной направленности;
расширение общего кругозора.
Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.
По форме организации образовательного процесса программа является модульной. Структурно она делится на четыре самостоятельные основные части (или на четыре целостных, устойчивых блока), включающие в себя все направления журналистики, знание законов и жанров, умение конкретно работать над номером газеты:
«Краткое введение в историю журналистики»,
«Основы журналистики»,
«Художественно-техническое оформление издания»,
«Редакционно-издательская деятельность».
Каждый раздел делится на два блока - теоретический и блок творческих заданий. Объём теоретического курса невелик. Выданные темы включают в себя все вопросы, касающееся теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую концепцию.
По цели обучения данная программа профессионально- прикладная, поскольку ориентирована на профессиональное образование выпускника в области журналистики - «предмета», отсутствующего в базовом общеобразовательном учреждении, - а также на выработку актуальных навыков и умений.
Планируемым результатом обучения по программе будет являться создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе; создание учащимися своего портфолио; освоение обучающимися указанных в данной программе как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а именно:
Предметные знания в следующих областях:
журналистика как форма информационной деятельности;
журналистика как профессия и её возможное влияние на здоровье;
информационный рынок;
роль журналиста в становлении общественного мнения:
приёмы риторики;
создание журналистского текста;
- основные газетные жанры;
- редактирование;
редакционный коллектив;
структура газетного номера;
иллюстрация в газете;
макетирование и вёрстка газеты.
Предметные умения и навыки - навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной, справочной литературой.
Интеллектуальные умения и навыки - умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.
Мыслительные навыки - навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.
Обучающиеся должны знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы её развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал. Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности обучающихся).
По уровню освоения данная программа профессионально - ориентированная.
Обучение, а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, рефератов и эвристических бесед по всем темам. Используются также экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач. При работе над теоретическим материалом предпочтение отдаётся эвристической беседе, так как это важный метод устного изложения материала, заключающийся в том, что обучающиеся усваивают новые понятия и приобретают знания путём самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания. Важным является также то, что в ходе занятий обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, очень важной для успешной журналистской деятельности. Таким образом, данный метод позволяет повторить, закрепить и проверить полученные знания.
Качество профессиональной подготовки обучающихся зависит от практики, получаемой ими в процессе обучения. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты:
1-й год обучения:
- знать о журналистской профессии, усвоить основы профессиональной культуры журналиста.
- уметь создавать журналистские тексты в жанрах, которые на момент окончания учебного года будут изучены, освоить навыки поиска информации в различных источниках и уметь работать в текстовых редакторах.
2-й год обучения:
- знать о том, как собирать материал и систематизировать его, освоить процессы вёрстки, макетирования и самостоятельно выпускать школьное издание (газету, журнал, альманах и прочее).
- уметь писать материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают вёрстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых играх, семинарах («круглых столах»), семинарах-дискуссиях, в групповом проектировании и мастер-классах, на которых они общаются со специалистами по интересующим темам и применяют полученные знания.
Форма контроля:
1-й год обучения:
Текущая: эвристическая беседа, реферат;
Итоговая: творческая работа.
2-й год обучения:
Текущая: эвристическая беседа, творческая работа.
Итоговая: проект.
Содержание программы (264 часа)
№
| Название
| Всего
| Теория
| Практика
| 1-й год обучения:
| 1
| Краткое введение в историю журналистики
| 16
| 4
| 12
| 2
| Основы журналистики
| 112
| 37
| 75
| 2-й год обучения:
| 3
| Художественно – техническое оформление издания
| 112
| 40
| 72
| 4
| Редакционно-издательская деятельность
| 24
| 7
| 7
|
| Итого:
| 264
| 88
| 176
| Тематическое планирование программы
№ и/п
| Название раздела
| Всего
| Теория
| Практика
| Форма контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1-й год обучения:
| Краткое введение в историю журналистики
| 1
| Вводное занятие. Знакомство с понятием «журналистика»
| 2
| 2
|
| Реферат, эвристическая беседа, творческая работа, тесты
| 2
| Газетный мир
| 2
|
| 2
| Эвристическая беседа, творческая работа, тест
| 3
| Как и почему возникла журналистика
| 4
| 2
| 2
| Эвристическая лекция, творческая работа, «круглый стол»
| 4
| Из истории
детской
прессы
| 2
|
| 2
| Творческая работа, эвристическая беседа
| 5
| Знакомство с детскими и подростковыми СМИ
| 2
|
| 2
| Творческая работа, работа с изданиями, эвристическая беседа, экскурсия
| 6
| Знакомство с законами о СМИ
| 2
|
| 2
| Творческая работа, экскурсия
| 7
| Итоговое занятие
| 2
|
| 2
| Посвящение в юнкоры
|
| Итого:
| 16
| 4
| 12
|
| Основы журналистики
| 1
| Знакомство с древом жанров
| 2
| 1
| 1
| Эвристическая беседа
| 2
| Мастерская жанров.
Фотография.
Писатель – автор.
| 2
| 1
| 1
| Семинар-лекция, творческая работа
| 2.1
| Информация.
Источники информации. (1)
Авторские права. (1)
Журналистская информация. Подменный факт. (1)
Объективность информации. (1)
Правдивость информации. (1)
Новизна информации. (1)
Полнота и достоверность информации. (1)
Оперативная работа с информацией. (1)
Законодательная среда. (1)
Журналистские расследования. Механизм и возможные последствия. (1)
| 10
| 2
| 8
| Эвристическая беседа. Творческая работа. Экскурсия.
| 2.2
| Заметка
«Заметка». Правила написания. (1)
Краткость – сестра таланта. Языковые стилистические особенности. (1)
Заметка – события дня. (1)
Заметка – факт из истории. (1)
Заметка – конкретный вопрос. (1)
Заметка о природе, животных и погоде. (1)
| 6
| 2
| 4
| Творческая работа, экскурсия, эвристическая беседа
| 2.3
| Отчёт.
Отчёт. Краткая, динамическая, емкая форма. Аналитический отчет. Информационный отчет. Планирование отчетов в газете.
| 4
| 1
| 3
| Творческая работа, экскурсия, эвристическая беседа
| 2.4
| Репортаж.
Репортаж – сообщение с места событий. (1)
Правила оперативности и уникальности. (1) Инструкция репортажа. (1) Практика репортажа. (3)
| 6
| 2
| 4
| Творческая работа, экскурсия, эвристическая беседа
| 2.5
| Интервью.
Интервью – разновидность разговора, беседы. (1) Беседа по плану (2). Словарь терминов (2). Интервью в газете. (1) Интервью в телепрограмме. (1) Интервью – практика. (2) Редактирование интервью. (1)
| 10
| 4
| 6
| Эвристическая беседа, практика, экскурсия
| 2.6
| Пресс-релиз. Опрос.
Пресс-релиз – новость для, или об организации (1) . Тематические новости (1) . Опрос, как метод сбора первичной информации (1) .
Анкетирование, способ опроса(1) .
| 4
| 1
| 3
| Практика, акция, эвристическая беседа, экскурсия
| 2.7
| Обозрение, комментарий.
Обзор и обозрение СМИ (1). Радио или телепередачи(1) . Актуальные комментарии (1) . Заметки с мнением (1) .
| 4
| 2
| 2
| Эвристическая беседа, работа с изданиями
| 2.8
| Рецензия, корреспонденция.
Критическое сочинение в жанре рецензия (1). Письменный разбор в жанре рецензия (1). Рецензия на статью (1). Историческая справка в корреспонденции(1). Сообщения с мест (1). Ведение и доставка корреспонденции(1).
| 6
| 2
| 4
| Творческая работа, экскурсия, эвристическая беседа
| 2.9
| Статья. Газетная статья. (1). Критическая статья(1). . Передовая статья(1). Научная статья. (1). Каталог статей «1001 статья» (2). Анализ общественных ситуаций с точки зрения закономерностей (2).
| 8
| 4
| 4
| Творческая работа, тест, экскурсия, эвристическая беседа
| 2.10
| Очерк. Между исследованием и рассказом. (1). Путевой очерк. (1). Портретный очерк. (1). Социальный очерк. (1). Биографический очерк. (1). Очерки на страницах журнала «Биография» (1). Очерки на страницах журнала «Самиздат». Рубрики. (1). Единичные явления действительности (1).
| 8
| 2
| 6
| Творческая работа, экскурсия
| 2.11
| Зарисовка. Художественное описание природы (1). Художественное описание обстановки. (1). Художественное описание человека. (1). Художественное описание мыслей (1). Зарисовка – результат личного наблюдения. Работа над рефератом (4)
| 8
| 2
| 6
| Творческая работа, экскурсия
| 2.12
| Фельетон, памфлет. Сатирическая направленность жанров (1). Отличия фельетона и памфлета (1) . Пародия. Эпиграмма (1). Басня. Шарж(1).
| 4
| 1
| 3
| Творческая работа, работа с текстами
| 2.13
| Эссе. Эссе – жанр на пересечение литературы(1). Эссе – форма разговора с читателем. (1). Эссе «Моя Родина». (1). Эссе «Природа и я». (1). Эссе «В чем моё будущее». (1). Эссе «Мои увлечения». (1).
| 6
| 2
| 4
| Творческая работа
| 3
| Социология как составная часть журналистских знаний.
Социология журналистики. У истоков социального значения о журналистике (1).
Журналистика и социология: первые опыты взаимодействия (1).
Отражение социальных противоречий в теории журналистики (1).
Самоопределение социологии журналистики как науки (1).
Взаимодействие журналистики с другими науками(1). Мини – доклад учащихся «Социожурналистика»(1).
| 6
| 2
| 4
| Самостоятельная работа, «круглый стол», работа с анкетами
| 4
| Культура речи.
Правильность речи(1).
Журналистские термина(1). Коммуникативные качества речи(1).
Особенности журналистского произношения(1).
Особенности русского произношения(1).
Русское ударение(1).
Понятие нормы литературного языка(1).
Основные единицы общения(1). Речевое взаимодействие(1).
Понятия общения(1).
Функции, виды, формы общения(1).
Коммуникации в общении(1).
Основы речевого этикета(1).
Речевой этикет(1).
Требования к оптимальной манере выступления(1).
Зрительно воспринимаемые элементы речи(1).
Как сделать публичную речь хорошей(1).
Итоговое занятие. Конкурс проектов. (1).
| 18
| 6
| 12
| «Круглый стол», эвристическая беседа, творческая работа
|
| Итого:
| 112
| 37
| 75
|
| 2-й год обучения:
| III. Художественно-техническое оформление издания
| 1
| Структура издания
Формат издания и количество колонок (2).
Виды формата и постоянные элементы издания (2).
Колонтитул и его роль в издании. (3).
Композиция издания: вертикальная и горизонтальная (3).
Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов(3).
Дизайн издания как первооснова его макета(3).
Художественное оформление (3).
Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объём, формат, адресность (3).
Понятие «выходные данные» (2).
| 24
| 2
| 22
| Лекционная(2 ч) и практическая (22 ч): эвристическая лекция, работа с изданиями, мастер-класс, экскурсия в редакции СМИ, агентство рекламных форм
| 2
| Делаем газету
Знакомство с понятиями «макет»
и «вёрстка». Приёмы макетирования ((4).
Вёрстка, основные её правила (4).
Пилы вёрстки (4).
Знакомство с издательской программой АdоЬе Раge Макег, её назначение и краткая характеристика(6)
Вёрстка статьи. Форма текста, размер материала (4)
Композиция полосы: принципы зрительного предпочтения, равновесия (4)
Приёмы выделения материала на полосе (4).
Разработка постраничного графического макета номера газеты(6).
Первая страница, её типы (4),
Роль врезки на полосе (4).
| 44
| 16
| 28
| Лекционная(4 ч) и практическая (40 ч): творческая работа, работа со справочной литературой, мастер- класс, экскурсия в типографию.
| 3
| Заголовки и иллюстрации
Роль и функции фотоиллюстраций(4).
Фотонаполнение номера (4).
"Заголовок, его основные функции и виды (4).
Сокращения в заголовках и ошибки (4).
Работа с цветом (4).
Подготовка подписей к снимкам (4).
| 24
| 8
| 16
| Лекционная (4 ч) и практическая (20 ч): эвристическая беседа, фотокласс, экскурсия в рекламное агентство, «круглый стол» дизайнера, работа с изданиями, экскурсия в профессиональное училище
| 4
| Типы и выды школьных газет
Боевой листок (2)
Газета «Молния» (2).
Фотогазета (2).
«Живая газета» (2).
Газета – приложение (2).
Фигурная газета (2).
Объёмная газета (2).
Уикендовый номер (2).
Школьная газета и веб-сайт (2).
| 18
| 6
| 12
| Лекционная(2 ч) и практическая (16 ч): эвристическая лекция, творческая работа по созданию газет, обсуждение материалов школьных газет, поиск школьных изданий в Интернете, экскурсия
|
| Итого:
| 112
| 40
| 72
|
| IV Редакцнонно-издательская деятельность
| 1
| Особенности журналистского труда, редакция.
Особенности работы малой редакции (1).
Школьная редакция, её особенности (1).
Кто и что делает в редакции (1).
Творческая и техническая части редакции, их функции (1). Редакционный портфель (1).
Работа над концепцией газеты (1).
Пресс-документы и пресс-мероприятия (1).
Редакционные кампании (1).
| 8
| 2
| 6
| Лекционная (2 ч) и практическая (6ч): эвристическая лекция, деловая игра, творческая лаборатория, пресс- коктейль, кофе-брейк. Текст к занятию: К. Чапек. Как делается газета (из книги «Как это делается»).
| 2
| Редактирование материалов разных форм и жанров.
Общее понятие о редактировании(2).
Редакторская правка(2).
Цели правки текста и сё виды: сокращение, рубка хвоста, переделка (2).
Требования к журналистскому (авторскому) материалу(2).
| 8
| 2
| 6
| Лекционная (2 ч) и практическая 6 ч): эвристический семинар с элементами лекции, практикум
| 3
| Реклама в издательской деятельности
Знакомство с историей рекламы(1).
Реклама в школьном издании (1).
Создание рекламного текста, его язык (экологическая реклама, её виды) (2).
| 4
| 2
| 2
| Творческая работа, «круглый стол», проект, акция
| 4
| Итоговые занятия.
Защита проектов (2).
Подведение итогов. Оценка труда юнкоров (2).
| 4
| 1
| 3
|
|
| Итого:
| 24
| 7
| 7
|
|
Список литературы:
Агафонова Ю.А. Методы профильной подготовки будущих журналистов// Вопросы Интернет – образования.
Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики. // В.И. Антонов - Саранск, 1996 г.
Ворошилов В.В. Журналистика. / В.В.Ворошилов – СПб., 2000.
Галкин С.И. Уроки макетирования – М., 1991.
Лепилкина О.И. Азбука журналистики: элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Обществознание» / О.И. Лепилкина, У.Ю. Улинова, А.Г. Зимин, И.А. Горюнова. – М.: Вита – Пресс, 2004. – С. 87- 89 - (Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров).
Навозов М. Поговорим о репортаже – М., 1992.
Попов А.А. Производство и оформление газеты – М., 1986.
Стилистика газетных жанров / под ред. Д.Э. Розенталя – М. 1981.
Тулупов В.В. В мастерской газетного оформителя –М. 1986.
Шостак М.И. Интервью. Метод и жанр. – М., 1997.
Энкельман Н.Б. Преуспевать с радостью – М., 1993.
|
|
|