Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы микробиологии»


Скачать 472.78 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы микробиологии»
страница1/3
Дата05.03.2016
Размер472.78 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3

Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение 

ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Основы микробиологии»

(название)

« Экономика и ветеринария цикл»

_____________________ профиль

основной профессиональной образовательной программы

по специальности (ей) 36.02.01

(код)

«Ветеринария»

(название специальности)
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

КИРСАНОВ, 2014

Составитель:

Бунина Татьяна Сергеевна
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы микробиологии»
– является частью основной профессиональной образовательной программы ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж» по специальности СПО «Ветеринария»
Разработанной в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО третьего поколения.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы микробиологии»
Адресован студентам очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или

лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ





Наименование разделов

стр.

1

Введение……………………………………………………………………




2

Образовательный маршрут……………………………………………….




3

Содержание дисциплины…………………………………………………




4

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……….




5

Глоссарий…………………………………………………………………..




6

Информационное обеспечение дисциплины…………………………….





УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы микробиологии»
предназначен для того, чтобы сделать Вашу работу по освоению новой области знаний оптимально удобной и максимально понятной. УМКД облегчит Вам работу как на учебных занятиях (теоретических и практических), так и при выполнении самостоятельных работ (выполнение домашнего задания, подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине).

В УМКД все содержание дисциплины «Основы микробиологии»
разбита на смысловые блоки (разделы), которые , в свою очередь, разделяются на темы. Их последовательное изучение сформирует у Вас целостное изучение предмета. Структура каждой темы построена следующим образом:

  • Основные понятия и термины по теме (определения даются в глоссарии) – Их нужно знать!

  • План изучения темы (вопросы необходимые для изучения)

  • Краткое изучение теоретического вопроса Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты рассматриваемые преподавателем на занятии. Данный материал также будет Вам полезен при подготовке к точкам рубежного контроля и практическим работам.

  • Практическая работа (если предусмотрена в теме). Оформляется в виде отчетов в тетрадях. Выполнение практических работ обязательно!

  • Задания для самостоятельного выполнения Во внеурочное время (оформляется в виде рефератов, докладов, схем, заполнение таблиц, расчетных данных.

(Перечисляются предусмотренные виды самостоятельных работ)

  • Вопросы для самоконтроля по теме (ориентированы на вопросы точек рубежного и итогового контроля по дисциплине)

После каждого тематического раздела дается перечень умений, которыми должен овладеть студент после изучения тем данного информационного блока. Прочитав перечень умений, Вы должны объективно оценить степень вашей практической подготовки по данному разделу. Если какое-либо из требуемых умений Вами не освоено, необходимо обратиться за помощью к преподавателю или попытаться еще раз самостоятельно с помощью данного УМКД пройти весь образовательный маршрут по проблемному разделу.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную (см. Информационное обеспечение дисциплины), завести тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы,

необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по

каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме

позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на за-

нятии.

Основные понятия курса приведены в глоссарии.

Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на

основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.

По итогам изучения дисциплины проводится зачет

Зачет сдается по билетам, вопросы к которому приведены в конце УМКД.

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:
- обеспечивать асептические условия работы с биоматериалами;

- проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;

- пользоваться микроскопической оптической техникой.
В результате освоения дисциплины Вы должны знать:
- основные группы микроорганизмов, их классификацию;

- значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных;

- основные группы микроорганизмов, их классификацию;

- значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных;

- микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования;

- правила отбора, доставки и хранения биоматериалов;

- методы стерилизации и дезинфекции;

- понятия патогенности и вирулентности;

- чувствительность микроорганизмов к антибиотикам;

- формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных.

- микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования;

- правила отбора, доставки и хранения биоматериалов;

- методы стерилизации и дезинфекции;

- понятия патогенности и вирулентности;

- чувствительность микроорганизмов к антибиотикам;

- формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных.
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):


Общие компетенции ОК




ОК №1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.



ОК№2 организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.



ОК №3 принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.



ОК №4Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития




ОК №5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности




ОК №6Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителем, потребителями.




ОК №7Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.




ОК №8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.




ОК №9Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.




ОК №10Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).






В ТОГБОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум» на дисциплину «Основы микробиологии» по специальности «Ветеринария» профиля отводится 60 часов, в том числе 40 часов аудиторной нагрузки и 20 часов самостоятельной работы студентов. Освоение дисциплины требует обязательного выполнения студентами ___-ти точек рубежного контроля, ___-ти практических работ. Зачет по «Основам микробиологии» выставляется на основании теоритических и практических знаний



Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вывсегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном надвери кабинета преподавателя.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи

количество

лабораторные занятия *

6

практические занятия *

4

Точки рубежного контроля *




Итоговая аттестация

зачет


Желаем Вам удачи!

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1 Основы общей микробиологии

Тема 1.1 Основы классификации и морфологии
Основные понятия и термины по теме:бактерии, вирусы, патогенные грибы, риккетсии, микоплазмы, хламидии

План изучения темы

1.Значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных, микробиологии в ветеринарии. Классификация и морфология микроорганизмов, бактерий.

2.Основные группы микроорганизмов, морфология бактерий.

3.Морфология актиномицетов, спирохет, микоплазм. Морфология риккетсий, грибов.


Краткое изложение теоретических вопросов:Микробиология изучает строение, жизнедеятельность, условия жизни и развития мельчайших организмов, называемых микробами, или микроорганизмами.

Микробы есть везде: в воздухе, в воде и в почве, в организме человека и животных. Они могут быть полезны, и их используют в производстве многих пищевых продуктов. Они могут быть вредны, вызывать заболевания людей, животных, порчу продуктов и др.

Микробы были открыты голландцем А. Левенгуком (1632-1723) в конце XVII в., когда он изготовил первые линзы, дававшие увеличение в 200 и более раз. Он положил начало описательному характеру новой науки. Открытия Луи Пастера (1822-1895) доказали, что микроорганизмы отличаются не только формой и строением, но и особенностями жизнедеятельности. Пастер установил, что дрожжи вызывают спиртовое брожение, а некоторые микробы способны вызывать заразные болезни людей и животных. Пастер вошел в историю как изобретатель метода вакцинации против бешенства и сибирской язвы. Всемирно известен вклад в микробиологию Р. Коха (1843-1910) — открыл возбудителей туберкулеза и холеры, И. И. Мечникова (1845-1916) — разработал фагоцитарную теорию иммунитета, основоположника вирусологии Д. И. Ивановского (1864-1920), Н. Ф. Гамалея (1859-1940) и многих других ученых.

Классификация и морфология микроорганизмов

Микробы характеризуются огромным разнообразием видов, отличающихся строением, свойствами, способностью существовать в различных условиях среды. Они могут быть одноклеточными, многоклеточными и неклеточными.

Микробы подразделяют на бактерии, вирусы и фаги, грибы, дрожжи. Отдельно выделяют разновидности бактерий — риккетсии, микоплазмы, особую группу составляют простейшие (протозои).

Различают три основные формы бактерий — шаровидные (кокки), палочковидные (бациллы и др.), извитые (вибрионы, спирохеты, спириллы).

Шаровидные бактерии (кокки) имеют обычно форму шара, но могут быть немного овальной или бобовидной формы. Кокки могут располагаться поодиночке (микрококки); попарно (диплококки); в виде цепочек (стрептококки) или виноградных гроздьев (стафилококки), пакетом (сарцины). Стрептококки могут вызывать ангину и рожистое воспаление, стафилококки — различные воспалительные и гнойные процессы.
Формы бактерий: 1 — микрококки; 2 — стрептококки; 3 — сардины; 4 — палочки без спор; 5 — палочки со спорами (бациллы); 6 — вибрионы; 7- спирохеты; 8 — спириллы (с жгутиками); стафилококки
Палочковидные бактерии самые распространенные. Палочки могут быть одиночными, соединяться попарно (диплобактерии) или в цепочки (стрептобактерии). К палочковидным относятся кишечная палочка, возбудители сальмонеллеза, дизентерии, брюшного тифа, туберкулеза и др. Некоторые палочковидные бактерии обладают способностью при неблагоприятных условиях образовывать споры. Спорообразующие палочки называют бациллами. Бациллы, напоминающие по форме веретено, называют клостридиями.

Спорообразование представляет собой сложный процесс. Споры существенно отличаются от обычной бактериальной клетки. Они имеют плотную оболочку и очень малое количество воды, им не требуются питательные вещества, а размножение полностью прекращается. Споры способны длительно выдерживать высушивание, высокие и низкие температуры и могут находиться в жизнеспособном состоянии десятки и сотни лет (споры сибирской язвы, ботулизма, столбняка и др.). Попав в благоприятную среду, споры прорастают, т. е. превращаются в обычную вегетативную размножающуюся форму.

Извитые бактерии могут быть в виде запятой — вибрионы, с несколькими завитками — спириллы, в виде тонкой извитой палочки — спирохеты. К вибрионам относится возбудитель холеры, а возбудитель сифилиса — спирохета.

Бактериальная клетка имеет клеточную стенку (оболочку), часто покрытую слизью. Нередко слизь образует капсулу. Содержимое клетки (цитоплазму) отделяет от оболочки клеточная мембрана. Цитоплазма представляет собой прозрачную белковую массу, находящуюся в коллоидном состоянии. В цитоплазме находятся рибосомы, ядерный аппарат с молекулами ДНК, различные включения запасных питательных веществ (гликогена, жира и др.).

Микоплазмы - бактерии, лишенные клеточной стенки, нуждающиеся для своего развития в ростовых факторах, содержащихся в дрожжах.

Некоторые бактерии могут двигаться. Движение осуществляется с помощью жгутиков — тонких нитей разной длины, совершающих вращательные движения. Жгутики могут быть в виде одиночной длинной нити или в виде пучка, могут располагаться по всей поверхности бактерии. Жгутики есть у многих палочковидных бактерий и почти у всех изогнутых бактерий. Шаровидные бактерии, как правило, не имеют жгутиков, они неподвижны.

Размножаются бактерии делением на две части. Скорость деления может быть очень высокой (каждые 15-20 мин), при этом количество бактерий быстро возрастает. Такое быстрое деление наблюдается на пищевых продуктах и других субстратах, богатых питательными веществами.

Вирусы — особая группа микроорганизмов, не имеющих клеточного строения. Размеры вирусов измеряются нанометрами (8-150 нм), поэтому их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа. Некоторые вирусы состоят только из белка и одной из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК).

Вирусы вызывают такие распространенные болезни человека, как грипп, вирусный гепатит, корь, а также болезни животных — ящур, чуму животных и многие другие.

Вирусы бактерий называют бактериофагами, вирусы грибов - микофагами и т. п. Бактериофаги встречаются повсюду, где есть микроорганизмы. Фаги вызывают гибель микробной клетки и могут использоваться для лечения и профилактики некоторых инфекционных заболеваний.

Риккетсии — микроорганизмы, занимающие промежуточное положение между бактериями и вирусами. Как и вирусы, они являются внутриклеточными паразитами.

Грибы являются особыми растительными организмами, которые не имеют хлорофилла и не синтезируют органические вещества, а нуждаются в готовых органических веществах. Поэтому грибы развиваются на различных субстратах, содержащих питательные вещества. Некоторые грибы способны вызывать болезни растений (рак и фитофтора картофеля и др.), насекомых, животных и человека.

Клетки грибов отличаются от бактериальных наличием ядер и вакуолей и похожи на растительные клетки. Чаще всего они имеют форму длинных и ветвящихся или переплетающихся нитей - гифов. Из гифов образуется мицелий, или грибница. Мицелий может состоять из клеток с одним или несколькими ядрами или быть неклеточным, представляя собой одну гигантскую многоядерную клетку. На мицелии развиваются плодовые тела. Тело некоторых грибов может состоять из одиночных клеток, без образования мицелия (дрожжи и др.).

Грибы могут размножаться разными путями, в том числе вегетативным путем в результате деления гиф. Большинство грибов размножаются бесполым и половым путями при помощи образования специальных клеток размножения - спор. Споры, как правило, способны длительно сохраняться во внешней среде. Созревшие споры могут переноситься на значительные расстояния. Попадая в питательную среду, споры быстро развиваются в гифы.

Обширную группу грибов представляют плесневые грибы (рис. 2). Широко распространенные в природе, они могут расти на пищевых продуктах, образуя хорошо видные налеты разной окраски. Причиной порчи продуктов часто являются мукоровые грибы, образующие пушистую белую или серую массу. Мукоровый гриб ризопус вызывает «мягкую гниль» овощей и ягод, а гриб ботритис покрывает налетом и размягчает яблоки, груши и ягоды. Возбудителями плесневения продуктов могут быть грибы из рода пениииллиум.

Отдельные виды грибов способны не только приводить к порче продуктов, но и вырабатывать токсические для человека вещества — микотоксины. К ним относятся некоторые виды грибов рода аспергиллус, рода фузариум и др.

Полезные свойства отдельных видов грибов используют в пищевой и фармацевтической промышленности и других производствах. Например, грибы рода пениииллиум применяются для получения антибиотика пенициллина и в производстве сыров (рокфора и камамбера), грибы рода аспергиллус — в производстве лимонной кислоты и многих ферментных препаратов.

Актиномицеты — микроорганизмы, имеющие признаки и бактерий, и грибов. По строению и биохимическим свойствам актиномицеты аналогичны бактериям, а по характеру размножения, способности образовывать гифы и мицелий похожи на грибы.

Виды плесневых грибов: 1 — пенициллиум; 2- аспергиллус; 3 — мукор.
Дрожжи — одноклеточные неподвижные микроорганизмы размером не более 10-15 мкм. Форма клетки дрожжей бывает чаще круглой или овальной, реже палочковидной, серповидной или похожей на лимон. Клетки дрожжей своим строением похожи на грибы, они также имеют ядро и вакуоли. Размножение дрожжей происходит почкованием, делением или спорами.

Дрожжи широко распространены в природе, их можно обнаружить в почве и на растениях, на пищевых продуктах и различных отходах производства, содержащих сахара. Развитие дрожжей в пищевых продуктах может приводить к их порче, вызывая брожение или закисание. Некоторые виды дрожжей обладают способностью превращать сахар в этиловый спирт и углекислый газ. Этот процесс называется спиртовым брожением и широко используется в пищевой промышленности и виноделии.

Некоторые виды дрожжей кандида вызывают заболевание у животных и человека — кандидоз.

Задания для самостоятельного выполнения:

Доклад: «Значение микроорганизмов в природе».

Составление схемы строения клетки.

Зарисовка основных форм бактерий, плесневых грибов.
Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Каковы основные группы микроорганизмов ?

  2. На каких принципах основана классификация микроорганизмов ?

  3. На какие группы по форме делятся бактерии?

  4. Какую форму имеют кокки ?

  5. Какую форму имеют стафилококки ?

  6. Какую форму имеют стрептококки ?

  7. Как располагаются диплококки ?

8.Как располагаются тетрококки ?

9. Как располагатсясарцины ?

10. Чем отличаются бактерии от бацилл ?

11. Какие виды бактерий подвижны ?

12. На какие формы делятся извитые формы бактерий ?

13. Какие микроорганизмы имеют форму запятой ?

Выполнение лабораторной работы:

Приготовление и исследование мазков из культур бактерий и органов. Микробиологические исследования и оценка полученных результатов.
  1   2   3