Тема 4.2. Доходы населения и социальная политика Задание для практической работы
Построить кривую Лоренца.
Основные понятия
Для отражения степени неравенства доходов в обществе используется кривая Лоренца и индекс Джини.
Кривая Лоренца – графический метод, иллюстрирующий распределение доходов обществе.
Индекс Джини – статистический показатель, отражающий неравномерность распределения доходов в обществе, заработной платы различных групп населения, используемый в странах с развитой рыночной экономикой.
Индекс Джини изменяется от 0 (абсолютное равенство) до 1 (абсолютное неравенство).
Рис. 6.1. Кривая Лоренца
Абсолютное равенство – биссектриса ОЕ, в экономических системах с равным распределением доходов 20% населения
Абсолютное неравенство – кривая OFE, означающая, что и 20, и 40, и 60% не получают никаких доходов, за исключением одного, последнего в ряду OF человека, который получает 100% дохода.
Кривая распределения доходов (кривая Лоренца) – кривая, которая отражает действительное распределение доходов (рис. 6.1). Чем больше отклонение кривой от ОЕ, тем больше неравенство распределения доходов Задачи
Задача 1. Постройте и проанализируйте кривую Лоренца, если доходы населения в месяц составляют: А – 2000, B – 3000, С – 5000, D – 7000, Е – 8000.
Решение:
Сначала определим доли доходов пяти групп населения в общем доходе страны (таб.6.1).
Таблица 6.1
Исходные данные для построения кривой Лоренца
Группа населения, сумма дохода
| Процент дохода
| Суммарный процент дохода
| Процент населения
| А – 2000
| 8
|
| 20
| B – 3000
| 12
| 20
| 20
| С – 5000
| 20
| 40
| 20
| D – 7000
| 28
| 68
| 20
| Е – 8000
| 32
| 100
| 20
| Сумма доходов всех пяти групп населения: 25 000
|
|
|
|
1. Расчет процента дохода можно провести с помощью пропорций.
Для группы населения А, получающей доход в размере 2000:
25000 – 100%
2000 – х%
х = (2000 х 100) : 25 000 = 8% Аналогично рассчитываем проценты дохода для групп населения B, C, D, E. Занесем полученные проценты дохода в таблицу.
2. Так как групп населения пять (А, B, C, D, E), а весь доход населения 100%, то доход каждый группы 1/5 от общего, то есть в процентах – 20%. Занесем эти данные в таблицу.
3. При построении кривой Лоренца процент дохода и процент населения откладываем нарастающим итогом (рис. 6.2). Рис. 6.2. Кривая Лоренца
Задача 2. Вычертите кривую Лоренца, наглядно показывающую степень дифференциации доходов различных групп населения. Если разбить население России на 10 равных по численности групп, то доля каждой группы в общих доходах населения в 2009 году составила (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Исходные данные для построения кривой Лоренца Группы населения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| Доля в населении, %
| 10
| 10
| 10
| 10
| 110
| 10
| 10
| 10
| 10
| 10
| Доля в доходах, %
| 3
| 4
| 6
| 6
| 8
| 8
| 10
| 13
| 15
| 27
| Начертите кривую Лоренца, показывающую степень дифференциации доходов различных групп населения.
Решение:
При построении кривой Лоренца процент дохода и процент населения откладываем нарастающим итогом (рис 6.3).
Первая точка соответствует значениям 10 и 3, а вторая после сложения данных по двум группам населения (первой и второй групп) соответствует значениям 20 и 7, третья точка после сложения данных трех групп – 30 и 13, четвертая – 40 и 19, пятая – 50 и 27, шестая – 60 и 35, седьмая – 70 и 45, восьмая – 80 и 58, девятая 90 и 73. Десятая точка всегда соответствует 100% и 100%.
Рис. 6.3. Кривая Лоренца Задача
Индекс потребительских цен в прошлом году был равен 120%, в текущем году он составил 130%. Предполагая, что темп инфляции в следующем году сохранится на прежнем уровне, банк решил предоставить кредит под 10% годовых. Каков будет уровень доходности банковского капитала, если темп инфляции по итогам года составит 5%?
| Решение:
| Прежде всего, необходимо определить уровень (норму) инфляции за текущий год:
ИН=(Иt-Иt-1)/(Иt-1)=(130-120)/120=0,083 или 8,3%.
Затем, используя уравнение Фишера, определим номинальный процент (R'):
R'=(r'+ИН)×100/(1+ИН)=(0,1+0,083)×100/(1+0,083)=16,89%.
По завершении года по условию задачи темп инфляции составил 5%. В связи с этим необходимо учесть эту инфляционную составляющую, чтобы получить реальную ставку процента. С этой целью снова воспользуемся уравнением Фишера для вычисления реальной процентной ставки:
r'=R'×(1+ИН)-ИН.
Подставив значения в данное уравнение, получим реальную процентную ставку:
r'=0,1689×(1+0,05)-0,05=12,73%.
|
Задание для самостоятельной работы
Доклады по темам:
1. Социальное обеспечение и социальная защита: сущность, объективная необходимость.
2. Типы социальной политики.
3. Социальное обеспечение и социальная защита в условиях России.
4. Государственные внебюджетные фонды в РФ. Тема 4.3. Государственный бюджет и налогово-бюджетная политика Задание для практической работы ФР
Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной политики, определяемой и 122 осуществляемой ЦБ РФ, цель которой заключается в стабилизации производства, уровня цен и обеспечении полной занятости ресурсов.
Различают стимулирующую монетарную политику, которая проводится в период экономического спада и направлена на увеличение предложения денег на рынке, а также сдерживающую, проводимую в период подъема и направленную на ограничение денежного предложения. К инструментам монетарной политики относятся:
1) изменение нормы обязательных резервов: повышение rr ведет к снижению ссудного капитала КБ, что через мультипликативный эффект ведет к сокращению денежной массы и наоборот;
2) изменение процентной ставки рефинансирования (учетной ставки процента): если учетная ставка повышается, то объем заимствований у ЦБ сокращается, уменьшаются и операции КБ по предоставлению ссуд, повышается ставка процента по ссудам КБ, что приводит к уменьшению предложения денег в экономике и наоборот;
3) операции на открытом рынке: продажа ЦБ государственных обязательств ведет к сокращению денежной массы в стране, скупка облигации ЦБ – к увеличению денежной массы.
С помощью названных инструментов ЦБ реализует цели денежно– кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). ЗАДАЧИ
Задача 1.
При годовой ставке процента 25 %, предложение ссудного капитала равно 50 млн руб. в день, а спрос на ссудный капитал – 12 млн руб. в день. Предложение ссудного капитала (S) прямо пропорционально ставке процента, а спрос (D) обратно пропорционален ей.
Найти: а) функции спроса и предложения ссудного капитала;
б) равновесную ставку процента. Решение:
а) по условию S прямо пропорционально ставке процента, т.е. задается формулой S = α×i, тогда 50 = α×25 и α =2.Таким образом, S = 2×i. Поскольку спрос на ссудный капитал обратно пропорционален ставке процента, он задается формулой D = b/i. Тогда, с учетом условий, 12 = b/25, отсюда b =300. Таким образом, D = 300 / i;
б) равновесие на рынке денег достигается при равенстве спроса и предложения: 300/i = 2 × i, отсюда iE = 12,25 %.123 Задача 2. Вклады (депозиты) и прочие привлеченные средства физических лиц на начало 2011 г. составили 9818,05 млрд руб5 . Норма- тивы обязательных резервов кредитных организаций по обязательствам перед физическими лицами составили: rr = 2,5 %6 . Если ЦБ снизит норму резервирования (rr) на 0,25 пункта, то на какую величину изменится предложение денег (ΔM S ) и банковский мультипликатор (Δm)? Решение:
Рассчитаем банковский мультипликатор по формуле (2), тогда m1 = 1 / 0,025 = 40. Определим норму резервирования (rr2) и банковский мультипликатор (m2) после изменений Центрального банка: rr2 = 2,5 % – 0,25 % = 2,25 %; m2=1/0,0225 = 44,44. Тогда Δm= m2– m1=4,44. Предложение денег рассчитывается по формуле (3), тогда ΔM S = M S 2 – M S 1 = D×m2 – D×m1 = 9818,05×4,44 = 43592,14 млрд руб. Задача 3. Пассивы банковского сектора на 01.01.2011 года соста- вили: D = 33804,6 млрд руб., из них вклады физических лиц составили 29,0 %, средства, привлеченные от организаций7 – 32,9 %8 . Предположим, что нормативы обязательных резервов, установленные ЦБ РФ, составили: по вкладам физических лиц (rr1) 3,5 %, а по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и иностранной валюте (rr2) – 3,0 % .
1. На какую сумму банк изменятся обязательные резервы банковского сектора, если произойдет отток вкладов физических лиц на величину, равную 20 % от первоначальной суммы вкладов, а сумма средств, привлеченные от организаций, увеличится на 10 %?
2. Как изменится эта сумма, если владельцы средств, привлеченных от организаций, на 5 % своих возросших депозитных средств купят ценные бумаги кредитных организаций?
Решение:
1. Величина обязательных резервов рассчитывается по формуле (5), тогда R 1 об = D × 0,29 × rr1 + D × 0,329 × rr2 = 676,76 (млрд руб.). После переоформления вкладов обязательные резервы составят:.124 R 2 об = =0,8D × 0,29 × rr1 + 1,1D × 0,329 × rr2 = 641,51 (млрд руб.), тогда ∆ Роб= R 2 об – R 1 об = –35,25, т.е. величина обязательных резервов уменьшится на 35,25 млрд руб. 2. Так как вклады в банк от организаций сократились на 5 %, т.е. на 611,69 млрд руб., то величина обязательных резервов сократиться на сумму ∆ R * об = 611,69×0,03 = 18,35 млрд руб. ЗАДАЧИ 1. При годовой ставке процента 20 %, пр
Задание для самостоятельной работы
Презентация:
1. История развития денег, эволюция денег в России.
2. Виды денег и их сравнительная характеристика.
3. Особенности структурирования денежной массы в странах Европы и России.
4. . История становления и развития банковской системы в России и за рубежом.
5. Современная кредитно-денежная политика РФ: особенности механизма реализации и оценка эффективности.
6. Роль кредита и исследование его влияния на экономику России Тема 4. 4. Денежно- кредитная система и денежно-кредитная политика государства Практические занятия:
Основные денежные агрегаты. Денежная масса. Мультипликатор денежной базы.
На основании данных, приведенных в таблице, необходимо определить:
а) величину М1,
б) величину М2,
в) величину М3.
-
| млрд. ден. ед.
| небольшие срочные вклады
| 1630
| крупные срочные вклады
| 645
| чековые вклады
| 448
| бесчековые сберегательные вклады
| 300
| наличные деньги
| 170
|
|
Решение:
| Денежный агрегат М1 представляет собой сумму наличных денег и чековых вкладов:
М1=170+448=618 млрд. ден. ед.
Денежный агрегат М2 представляет собой сумму денежного агрегата М1, бесчековых сберегательных вкладов и небольших срочных вкладов:
М2=618+300+1630=2548 млрд. ден. ед.
Денежный агрегат М3 представляет собой сумму денежного агрегата М2 и крупных срочных вкладов:
М3=2548+645=3193 млрд. ден. ед.
| Задача
| Заполнить следующую таблицу:
Норма резервов, %
| Денежный мультипликатор
| Максимальный объем увеличения ссуд на каждую ден. ед. избыточных резервов, ден. ед.
| отдельным банком
| банковской системой
| 12½
|
|
|
| 162/3
|
|
|
| 20
|
|
|
| 25
|
|
|
| 30
|
|
|
| 331/3
|
|
|
|
| Решение:
| Современное банковское дело основано на системе частичных резервов. Центральный банк устанавливает для коммерческих банков норму обязательных резервов, т.е. долю активов, которые в виде наличных денег и средств на счете в центральном банке представляют собой резерв коммерческого банка. Фактические резервы равны сумме обязательных и избыточных резервов. Используя систему резервов, центральный банк может контролировать объем банковских депозитов, динамику обращающейся денежной массы и условия кредитования. Коммерческий банк, предоставляя ссуды, создает деньги, но его возможности делать деньги ограничены. Выпуск дополнительных денег в обращение возможен до тех пор, пока размеры обязательного резерва по сумме вновь созданных чековых счетов не окажутся равными величине избыточных резервов банка. Созданные банком деньги превращаются в депозиты других банков, которые также создают деньги. Чем меньше норма обязательных резервов, тем больше совокупный объем ссуд, предоставляемых всеми коммерческими банками, и их инвестиций. Тем самым избыточные резервы порождают цепь последовательно совершаемых операций, в результате которых возникает мультиплицирующий эффект, то есть происходит многократное расширение объема кредитования. Таким образом, денежный мультипликатор представляет собой коэффициент, характеризующий связь между увеличением (сокращением) избыточных резервов банковской системы и суммой новых кредитных денег, которую она может создать.
Именно поэтому размеры увеличения денежной массы в стране зависят не только от суммы избыточных резервов, но и от величины денежного мультипликатора, которая обратна норме обязательных резервов, как это показано в таблице.
Норма резервов, %
| Денежный мультипликатор
| Максимальный объем увеличения ссуд на каждую ден. ед. избыточных резервов, ден. ед.
| отдельным банком
| банковской системой
| 12½
| 100÷12½=8
| 1
| 8
| 162/3
| 100÷162/3=6
| 1
| 6
| 20
| 100÷20=5
| 1
| 5
| 25
| 100÷25=4
| 1
| 4
| 30
| 100÷30=31/3
| 1
| 31/3
| 331/3
| 100÷331/3=3
| 1
| 3
|
|
| Задача
| По данным Госкомстата РФ, денежная масса представлена денежным агрегатом М2:
Структура денежной массы
| Денежная масса на 1 января, млрд. руб.
| 1994 г.
| 1995 г.
| 1996 г.
| Агрегат М2
| 33,2
| 97,8
| 220,8
| в том числе:
|
|
|
| наличные деньги вне банковской системы (агрегат М0)
| 13,3
| 36,5
| 80,8
| безналичные деньги
| 19,9
| 61,3
| 140
| Объясните характер изменений структуры денежной массы и сделайте выводы.
| Решение:
| Для определения характера изменения денежной массы необходимо определить структуру денежного агрегата М2 по годам. С этой целью определим долю каждой из его составляющих, приняв за 100% денежную массу агрегата М2, и заполним таблицу:
Структура денежной массы
| Денежная масса на 1 января, %
| 1994 г.
| 1995 г.
| 1996 г.
| Агрегат М2
| 100
| 100
| 100
| в том числе:
|
|
|
| наличные деньги вне банковской системы (агрегат М0)
| 40,0
| 37,3
| 36,6
| безналичные деньги
| 60,0
| 62,7
| 63,4
| Как видим, произошло снижение удельного веса наличных денег вне банковской системы с 40% в 1994 г. до 36,6% в 1996 г. Это свидетельствует о положительной тенденции развития денежного рынка, однако в России по сравнению с развитыми странами удельный вес наличных денег вне банковской системы в структуре денежного агрегата М2 все еще непомерно высок.
Задача
| Используя данные таблицы, определите значение денежного мультипликатора и сделайте выводы о зависимости между денежным мультипликатором и способностью банковской системы расширять предложение денег.
Норма обязательных банковских резервов, %
| Денежный мультипликатор
| 10
|
| 12
|
| 15
|
| 20
|
| 25
|
| 30
|
|
| Решение:
| Денежный мультипликатор показывает, во сколько раз банковская система в целом может увеличить предложение депозитных денег, и находится как величина, обратная норме обязательных банковских резервов:
МД=100/R'Б,
где МД – денежный мультипликатор;
R'Б – норма обязательных банковских резервов.
Подставляя данные, приведенные в таблице, в эту формулу, получим соответствующие величины денежного мультипликатора. Например, возьмем случай, когда норма обязательных банковских резервов равна 15%:
МД=100/15=6,67%.
Аналогично получаем остальные значения мультипликаторов, заполняя следующую таблицу.
Норма обязательных банковских резервов, %
| Денежный мультипликатор
| 10
| 10,00
| 12
| 8,33
| 15
| 6,67
| 20
| 5,00
| 25
| 4,00
| 30
| 3,33
| На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что с увеличением нормы банковских резервов возможности расширения денежного предложения у банков уменьшаются.
|
| Самостоятельная работа:
Презентации: Рынок ценных бумаг. Понятие ценной бумаги. Инвестиционный портфель и его структура. Фондовая биржа. Внебиржевой рынок. Фондовые индексы Тема 4.5. Мировая экономика Самостоятельная работа:
Презентация: Платежный баланс и его структура. Международная экономическая интеграция: понятие и формы. Тема 4.6. Экономика России и ее ориентиры в начале XXI века
Самостоятельная работа: Презентация: Перспективы экономического развития.
Методическое обеспечение по организации самостоятельной работы студентов
Темы и виды самостоятельной работы студентов
Наименование тем, разделов, вынесенных на самостоятельную подготовку
| Виды работы
| Формы контроля
| Часы
| Реализуемые компетенции
| Раздел 1. Введение в экономическую теорию
|
|
| 6
|
| Тема 1.1.
Предмет и история экономической теории
| Изучение литературы по теме.
| Фронтальный опрос
Рефераты.Тестирование
| 4
| ОК-1
ОК-2
| Тема 1.2.
Общие проблемы экономической теории
| Изучение литературы по теме.
| Фронтальный опрос
Презентации
Эссе
| 2
| ОК-1
ОК-2
ОК-3
| Раздел 2. Микроэкономика
|
|
| 10
|
| Тема 2.1.
Сущность рынка. Теория спроса и предложения. Равновесие потребителя
| Изучение литературы по теме.
| Решение задач
тестирование
| 2
| ОК-1
ОК-2
| 2.2.Теория потребительского поведения
| Изучение литературы по теме.
| Фронтальный опрос
Презентация
| 2
| ОК-1
ОК-2
| Тема 2.3.
Издержки и результаты производства. Равновесие фирмы
| Изучение литературы по теме.
Решение задач
| Решение задач
Составление схем
| 2
| ОК-1
ОК-2
ОК-3
| Тема 2.4. Модели современного рынка
| Изучение литературы по теме.
| Составление таблицы
Анализ моделей современного рынка
| 2
| ОК-1
ОК-2
ОК-3
| Тема 2.5. Рынки производственных ресурсов
| Изучение литературы по теме.
Решение задач
| Презентация Фронтальный опрос
| 2
| ОК-1
ОК-2
| Раздел 3. Макроэкономика
|
|
| 6
|
| Тема 3.1. Основные
макроэкономические показатели
| Изучение литературы по теме.
| Решение задач
Тестирование
| 2
| ОК-1
ОК-2
| Тема 3.2. Макроэкономическое равновесие: измерение и моделирование
| Изучение литературы по теме.
| Фронтальный опрос
Презентация
| 2
| ОК-1
ОК-2
ОК-3
| Тема 3.3. Цикличность развития рыночной экономики
| Изучение литературы по теме.
| Семинар
| 2
| ОК-1
ОК-2
| Раздел 4. Механизм макроэкономического регулирования
|
|
| 18
| ОК-1
ОК-2
| Тема 4.1.Занятость и безработица Инфляция: понятие, причины
| Изучение литературы по теме.
| Фронтальный опрос
Презентация
| 4
| ОК-1
ОК-2
ОК-3
| Тема 4.2. Доходы населения и социальная политика
| Изучение литературы по теме.
| Доклады, обсуждение
| 4
| ОК-1
ОК-2
| Тема 4.3. Государственный бюджет и налогово-бюджетная политика
| Изучение литературы по теме.
| Фронтальный опрос
Презентация
| 4
| ОК-1
ОК-2
ОК-3
| Тема 4. 4. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства
| Изучение литературы по теме.
| Фронтальный опрос
Презентация
| 2
| ОК-1
ОК-2
| Тема 4.5. Мировая экономика
| Изучение литературы по теме.
| Фронтальный опрос
Презентация
| 2
| ОК-1
ОК-2
ОК-3
| Тема 4.6. Экономика России и ее ориентиры в начале XXI века
| Подготовка к экзамену
| Фронтальный опрос
Презентация
|
| ОК-1
ОК-2
ОК-3
| Итого:
| 19 заданий
|
| 40
|
| |