Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Учебно-методический комплекс по дисциплине основы экономической теории (наименование дисциплины) для специальности


Скачать 2.36 Mb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине основы экономической теории (наименование дисциплины) для специальности
страница8/15
Дата26.04.2016
Размер2.36 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15
Тема 3.1. Основные макроэкономические показатели
Практические занятия:
Определение основных макроэкономических показателей.

Основные понятия
Основные макроэкономические показатели
1. Валовой внутренний продукт (ВВП) текущая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике страны за определенный промежуток времени (обычно за год) всеми факторами производства в границах национальной территории.

2. Валовой национальный продукт (ВНП) текущая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, в том числе на территории других государств.

3. Чистый внутренний продукт (ЧВП) чистая стоимость конечных товаров и услуг (отличается от ВВП на стоимость износа основного капитала).

ЧВП = ВВП – А, (4.1)

где А – амортизационные расходы.

4. Чистый национальный продукт (ЧНП)

ЧНП = ВНП А (4.2)

5. Внутренний доход (ВД) совокупный доход, получаемый всеми экономическими агентами, собственниками факторов производства:

ВД = ЧВП – ЧКН, (4.3)

где ЧКН – чистые косвенные налоги.

6. Национальный доход (НД)

НД = ЧНП – ЧКН (4.4)
Метод расчёта ВВП по потоку расходов

ВНП определяется как сумма благ и услуг в распоряжении общества в определенный период времени. Необходимо суммировать все расходы на приобретение (потребление) конечного продукта.

В показатель ВНП входят:

    1. Потребительские расходы (С).

    2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику (I): сумма чистых инвестиций и амортизации.

    3. Государственные закупки товаров и услуг (G).

    4. Чистый экспорт (Х): разность между экспортом и импортом.


Формула расчёта ВВП по потоку расходов:

ВВП = C + I + G + X (4.5)

В условиях закрытой экономики ВНП = ВВП, чистый экспорт отсутствует.

Дефлятор ВВП

Дефлятор ВВП = (ВВПн / ВВПр) × 100 (4.6)

Номинальный ВВП (ВВПн) – стоимость готовых товаров и услуг, произведенных в экономике страны в течение года по текущим ценам.

Реальный ВВП (ВВПр) – стоимость всех произведенных готовых товаров и услуг в данном году с учетом цен базового года.

Дефлятор валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП) ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике.
Задачи

Задача 1. Экономика страны характеризуется следующими данными:

1. Потребительские расходы домохозяйств 400 000

2. Чистые инвестиции 30 000

3. Амортизация 50 000

4. Государственные закупки товаров и услуг 70 000

5. Экспорт 35 000

6. Импорт 25 000

7. Косвенные налоги на бизнес 9000

Определите все возможные макроэкономические показатели.
Решение:

1. Рассчитаем ВВП по потоку расходов

I (валовые инвестиции) = чистые инвестиции + амортизация = 30 000 + 50 000 = 80 000

С (потребительские расходы) = 400 000

G (государственные закупки) = 70 000

Х (чистый экспорт) = экспорт – импорт = 35 000 – 25 000 = 10 000

ВВП = C + I + G + X

ВВП = 400000 + 80000 + 70000 + 10000 = 560000

2. Рассчитаем ЧВП

ЧВП = ВВП – А

ЧВП = 560 000 50 000 = 510 000

ВД = ЧВП – ЧКН

ВД = 510 000 9000 = 501 000

Ответ. ВВП = 560 000, ЧВП = 510 000, ВД = 501 000.
Задача 2. Закрытая экономика страны характеризуется следующими данными:

1. ВНП 5000

2. Валовые инвестиции 600

3. Чистые инвестиции 90

4. Государственные расходы на товары и услуги 900

5. Косвенные налоги на бизнес 150

Рассчитайте ЧНП, НД и потребительские расходы.

Решение

В условиях закрытой экономики ВНП = ВВП, отсутствуют экспорт и импорт.

1. Рассчитаем потребительские расходы, используя формулу расчёта ВВП по потоку расходов.

ВВП = С + I + G + X

C = ВВП – I – G – X

C = 5000 – 600 – 900 – 0 = 3500

2. Рассчитаем ЧНП, учитывая, что амортизацию мы рассчитаем через инвестиции.

ЧНП = ВНП – А

А = I – чистые инвестиции

А = 600 – 90 = 510

ЧНП = 5000 – 510 = 4490

3. НД = ЧНП – ЧКН

НД = 4490 – 150 = 4340

Ответ. С = 3500, ЧНП = 4490, НД = 4340.
Задача 3. Рассчитайте темпы роста ВВП, если он составляет 244 000 и увеличился с прошлого года на 22 000.

Решение:

Дефлятор ВВП = (ВВПн / ВВПр) ×100

Дефлятор ВВП = (244 000 / 222 000) ×100=109%

Ответ. ВВП увеличился на 9%.
Задача 4. ВВП в текущем году составляет 60 млрд. руб., потребительские расходы 20 млрд. руб., государственные расходы 2 млрд. руб., чистый экспорт 1 млрд. руб.

1. Каков объем инвестиций, если амортизация равна 1,9 млрд. руб.?

2. Чему равен ЧВП, если косвенные налоги составляют 1,2 млрд. руб.?

3. Чему равен ВД?

Решение:

1. ВВП = C + I + G + X

I = ВВП – C – G – X

I = 60 – 20 – 2 – 1 = 37 млрд. руб.

2. ЧВП = ВВП – А

ЧВП = 37 – 1,9 = 35,1 млрд. руб.

А = I – чистые инвестиции = 1.9 млрд. руб.

3. ВД = ЧВП – ЧКН

ВД = 35,1 – 1,2 = 33,9 млрд. руб.

Ответ. I = 37 млрд. руб., ЧВП = 35,1 млрд. руб., ВД = 33,9 млрд. руб.
Задание для самостоятельной работы

Тестовые задания

(Найдите правильный ответ в каждом из ниже приведенных тестов. При устной защите тестовой контрольной докажите, что ваш вариант ответа правильный).

1. В состав ВВП текущего года включаются:

а) покупка новой модели компьютера в магазине «Электроника»;

б) покупка новой серии облигаций, выпущенных российским коммерческим банком;

в) покупка «на вес» трёх килограммов подержанной одежды в магазине «Сэконд хэнд» на Ладожской улице;

г) покупка учебников прошлогоднего издания по сниженной цене.
2. Из произведенного в текущем году ВВП вычитается часть стоимости, предназначенной для возмещения изношенного оборудования, которую называют:

а) личный располагаемый доход;

б) чистый национальный доход;

в) амортизация;

г) предпринимательский доход.
3.Национальный доход (НД) - это часть созданного в текущем году ВВП, в состав которого включаются:

а) все виды первичных доходов работников, занятых в экономике, (за вычетом чистых налогов) плюс трансфертные выплаты домохозяйствам (семьям);

б) сбережения домохозяйств и фирм для инвестиций с целью получения доходов в будущем;

в) только прибыли корпораций и налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
4. При оценке ВВП по потоку расходов не учитываются следующие данные текущего года:

а) расходы на текущее потребление домохозяйств (семей);

б) инвестиционные расходы и чистый экспорт;

в) государственные расходы бюджетных средств на закупку товаров и услуг;

г) заработная плата и жалование работников всех базовых отраслей экономики.
5.В кризисном году объем реального ВВП снизился на 6%, а численность населения в том же году снизилась на 3%. Это означает, что:

а) произошло снижение объема реального ВВП на душу населения;

б) произошло снижение цен в два раза;

в) ВВП на душу населения не изменился.
6. Благосостояние граждан страны наиболее полно характеризует:

а) валовой внутренний продукт - ВВП;

б) национальный доход - НД;

в) личный доход - ЛД;

г) располагаемый доход - РД
Тема 3.2. Макроэкономическое равновесие: измерение и моделирование
Задание для самостоятельной работы

Презентация по теме значение теоретических моделей макроэкономического равновесия в понимании экономических процессов в России.

РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ. 
СОЧЕТАНИЕ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 

Переход от планово-распределительной экономической системы к рыночной требует научно обоснованной модели, представляющей собой аналог данного экономического яв¬ления (процесса) в основных существенных чертах, необ¬ходимых для реализации целей данного научного исследо¬вания и последующей общественной практики. При моде-лировании экономические теории и гипотезы в результате формализации и квантификации становятся реальными и конкретными, что способствует более глубокому понима¬нию изучаемых проблем, эффективному решению целей экономических реформ.
Практическими проблемами моделирования при прове¬дении экономических реформ являются следующие:

а) ана¬лиз экономических объектов; 

б) прогнозирование экономи¬ческого и социального развития;

в) составление экономи¬ческой модели реформы;

г) выработка управленческих и экономических мер по реализации реформы на различных уровнях. 

При этом следует иметь в виду, что модели являются «консультирующими» средствами. Принятие же самих управленческих решений и мер экономической политики осуществляется государ¬ством и людьми в процессе планирования, регулирования и управления народным хозяйством.
В настоящее время трудности и противоречия современной экономической реформы в России во многом порождаются тем, что ее науч¬но обоснованная модель находится лишь в стадии форми¬рования. Это отражает современный процесс трансформа¬ции экономики, когда старая планово-распределительная система с ее централизованными административными ме¬тодами руководства развалилась, а новая рыночная эко¬номика, для которой характерны косвенные экономичес¬кие методы управления, еще не сложилась. Сказывается также то, что при разработке модели российских экономи¬ческих реформ не был сделан правильный учет выводов и рекомендаций двух основных альтернативных направлений мировой экономической теории: неолиберальной (мо-нетаристской), исходящей из решающей роли рыночного ме¬ханизма в развитии экономики, и кейнсианской, в которой предпочтение отдается регулирующей роли государства. Принци¬пиальная линия экономической политики в переходный для страны период не выдерживалась, имел место односторон¬ний подход: то делалась ставка лишь на рыночный механизм в духе А.Смита и дерегулирования эко¬номики, то принимались меры жесткого государственного администрирования, присущие «командной» экономике. В практике широко применялся метод проб и ошибок, что от-рицательно сказалось на проведении экономической рефор¬мы, особенно ее социальной ориентации.

Факторы экономического развития России перестали быть результатами выработки и реализации целенаправленной политики государства. Проводимая российским правительством макроэкономическая политика формирует неустойчивый тип экономического развития и провоцирует не только социально-экономическую деградацию, но и широкомасштабную деградацию окружающей среды, исчерпание природных ресурсов. Такая политика не способна и в перспективе обеспечить устойчивое экономическое развитие, объективно сдерживает рост эффективности национального хозяйства, снижает конкурентоспособность отечественных товаров, усиливает социальную нестабильность. 

При формировании прогрессивной модели экономичес¬кой реформы необходимо исходить из оптимального соче¬тания рыночного механизма и государственного регулиро¬вания переходной экономики. При этом принципиально важно учитывать как богатый опыт (положительный и от-рицательный) моделирования реформ в развитых и постсо¬циалистических странах, так и исторический опыт реформ в России (например, опыт нэпа), особенности ее современ¬ной переходной экономики, переживающей тяжелый кри¬зис. Без этого невозможно сформировать современную ори-гинальную модель реформы российской экономики, разра¬ботать комплекс мер по ее эффективной реализации.

В трудных и противоречивых условиях развития России должна быть выработана модель экономики, ориентирован¬ная на то, чтобы, используя достижения НТР, добиться интенсивного ресурсосберегающего и социально ориенти¬рованного экономического роста, темпы которого должны быть выше, чем в индустриально развитых странах.

Реализация стратегической модели выхода из кризиса и прорыва к непрерывному экономическому росту может включать два последовательных этапа, каждый из кото¬рых решает свои взаимоувязанные экономические и соци¬альные задачи.

Первый этап (период 1998—2000 гг.). Его главная цель — преодоление спада экономики, ее стабилизация и начало экономического роста. Для этого необходимо обеспечить: восстановление и развитие отечественного производства, в том числе в государственном секторе, развитие малого биз¬неса, создание новых рабочих мест, ликвидацию задержек в выплате заработной платы и пенсий, смягчение социальной напряженности в стране; реализацию эффективных инвес¬тиционных проектов, восполнение основного и оборотного капитала, ликвидацию неплатежей между предприятиями, сокращение теневой экономики, снижение налогов и улуч¬шение их сбора; сокращение бюджетного дефицита и госу¬дарственного долга; уменьшение цен на энергоносители и транспортные тарифы, роли долларов и другой иностранной валюты, денежных суррогатов в хозяйственном обороте.
Второй этап (2001—2010 гг.). Его главная задача — обес¬печение интенсивного ресурсосберегающего экономическо¬го роста и повышение уровня жизни народа. Для этого не¬обходимо: осуществить техническую реконструкцию и мо¬дернизацию производственной базы промышленности, АПК, транспорта, строительства и сферы услуг; развить научно-технический потенциал страны, достигнуть высо¬кой производительности труда и качества продукции; про¬вести ряд крупных экономических и социальных мер, свя¬занных с реформой налоговой системы, пенсионного дела, жилищно-коммунального хозяйства, финансирования здравоохранения, науки и образования, культуры и других отраслей социальной сферы.
Активное и эффективное осуществление данной поэтап¬ной системы мер в области экономической, технической и социальной политики, связанной с моделью экономических реформ, позволит вывести Россию из кризиса на траекто¬рию устойчивого экономического роста, даст ей возмож¬ность достойно войти в мировую экономику и укрепить бе-зопасность, повысить уровень и качество жизни народа.
Тема 3.3. Цикличность развития рыночной экономики

Задание для самостоятельной работы








Вопросы для семинара

1. Экономический рост: понятие, показатели, факторы и типы.

2. Теории экономического роста. Концепция устойчивого развития и проблемы экономического роста в России.

3. Цикличность как всеобщая форма экономической динамики. Экономический цикл: понятие, причины и фазы.

4. Виды циклов. Современные особенности экономических циклов.

5. Государственное антициклическое регулирование. Стабилизационная политика.
Вопросы для самоконтроля:

1. Что общего и каковы различия между содержанием понятий ―экономическое развитие и «экономический рост»?

2. Приведите показатели экономического роста.30

3. Классифицируйте факторы экономического роста.

4. Определите, что понимается под интенсивным и экстенсивным экономическим ростом.

5. Назовите издержки экономического роста.

6. Каковы причины того, что в Советском Союзе при наличии огромных природных и людских ресурсов замедлились темпы экономического роста?

7. Каковы основные источники экономического роста переходной экономики России?

8. Для чего необходимо изучать циклические развития рыночной экономики?

9. Раскройте сущность экономической цикличности.

10. Чем объясняется цикличность развития рыночной экономики?

11. Назовите наиболее глубокие и продолжительные экономические кризисы XIX и XX веков.

12. Охарактеризуйте особенности двухфазной модели экономического цикла.

13. Охарактеризуйте четырехфазную модель экономического цикла и ключевые особенности входящих в нее фаз.

14. Изучите материалы периодической печати и изложите представленные точки зрения по вопросу природы и причин мирового финансового кризиса XXI века

Тема 4.1.Занятость и безработица Инфляция: понятие, причины
Задания для практической работы

Определение взаимосвязи безработицы и инфляции. Построение кривой Филлипса.

Основные понятия

Безработица экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы.
Формы безработицы

1. Фрикционная (добровольная) безработицавременное отсутствие работы в связи с переходом на другую работу по собственному желанию, а также период поиска работы лицами, впервые ее ищущими.

2. Структурная возникает вследствие несоответствия структуры спроса на труд и предложения рабочей силы.

3. Циклическая (конъюнктурная) – безработица в условиях спада производства, когда число претендентов на рабочие места существенно превышает их наличие.

Естественный уровень безработицы – включает структурную и фрикционную формы безработицы, которые естественны и неустранимы в рыночной экономике. Поэтому экономика страны находится в условиях полной занятости.


Уровень безработицы =

Численность безработных

х100%

(5.1)

Численность рабочей силы


Закон Оукена

В обществе возникают огромные потери из-за недоиспользования рабочей силы. Их определить помогает метод американского экономиста Артура Оукена: для этого необходимо сравнить ВНП в условиях фактической и полной занятости.

Закон Оукена: превышение циклической безработицы над естественной на 1% ведет к снижению фактического уровня ВНП на 2,5% по сравнению с потенциальным.

Всё население

Трудоспособное Нетрудоспособное:

1. дети до 16 лет,

2. пенсионеры.

Рабочая сила Временно выбывшие из

состава рабочей силы:

1. беременные,

2. студенты,

Занятые Безработные: 3. заключенные в тюрьме.

1. частично 4. отчаявшиеся найти работу

занятые,

2. фрикционная,

структурная,

циклическая формы безработицы

Рис. 5.1. Структура населения страны

Решение задач

Задача 1. Всё население страны – 76 млн.чел., в том числе: дети до 16 лет – 7 млн.чел., пенсионеры – 16 млн.чел., безработные – 6 млн.чел., частично занятые – 2 млн.чел., лица, содержащиеся в тюрьмах – 1 млн.чел., отчаявшиеся найти работу – 1,5 млн.чел. Определите уровень безработицы.

Решение:

Уровень безработицы =

Численность безработных

х 100%




Численность рабочей силы

Для определения численности рабочей силы используем схему структуры населения (рис. 5.1). Из численности всего населения вычитаем все категории, не относящиеся к рабочей силе.

1. Численность безработных = 76 – 7 – 16 – 6 – 1 – 1,5 = 44,5 млн.чел.

2. Уровень безработицы = (6 + 2) : 44,5 х 100 = 17,9%

Ответ. Уровень безработицы в стране 17,9%.

Задача 2. Всё население страны – 102 млн.чел., в том числе: дети до 16 лет – 24 млн.чел., пенсионеры – 35 млн.чел., безработные – 3 млн.чел., частично занятые – 1 млн.чел., лица, содержащиеся в тюрьмах – 0,5 млн.чел., отчаявшиеся найти работу – 1,5 млн.чел., беременные – 4 млн.чел., студенты – 6 млн.чел. Определите уровень безработицы.

Решение:

Уровень безработицы =

Численность безработных

х 100%




Численность рабочей силы

1. Численность безработных = 102 – 24 – 35 – 0,5 – 1,5 – 4 – 6 = 31 млн.чел.

2. Уровень безработицы = (3 + 1) : 31 х 100 = 12,9%

Ответ. Уровень безработицы в стране 12,9%.


Взаимосвязь безработицы и инфляции
Основные понятия

Инфляция чрезмерное переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх потребностей товарооборота, приводящее к обесцениванию денег, росту цен, ухудшению качества выпускаемых товаров.

Кривая Филлипса

Связь инфляции с безработицей можно проиллюстрировать с помощью кривой Олбана Филлипса (19141975), профессора лондонской школы экономики, предложившего ее в 1958 г.

Проанализировав экономику Великобритании за сто лет (18611956), Филлипс построил кривую, показывающую обратную зависимость между изменением ставки зарплат и уровнем безработицы.

Так как за ростом зарплаты стоят рыночные цены товаров, на которые она расходуется, американские экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу впоследствии преобразовали теоретическую кривую Филлипса, заменив ставки зарплаты темпом роста товарных цен, т.е. инфляцией (рис. 5.2).


U – норма безработицы

P – индекс

инфляции
P

Р1

P2

P3

u1

u3

u2

u


0
Рис. 5.2. Кривая Филлипса

Государство использует кривую для определения уровней с высокой занятостью и стабильными ценами.

Если правительство считает уровень безработицы U1 слишком высоким, то для его снижения до величины U2 проводит бюджетные и денежно-кредитные мероприятия для стимулирования спроса (увеличение зарплат бюджетникам, пособий, уменьшение ссудного процента). Однако одновременно темп инфляции возрастает до Р2. Что может привести к кризису, поэтому государство принимает меры по снижению инфляции до Р3 и безработица увеличивается до U3.

Решение задач

Таблица 5.1

Условные данные: норма (уровень) безработицы и индекса цен




1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Норма (уровень) безработицы, %

5

3,2

1,6

1

Индекс цен, %

1

1,3

2,5

3,3

Начертите график, характеризующий кривую Филлипса, прокомментируйте его.

Рис. 5.3. Кривая Филлипса

Кривая Филлипса показывает обратную зависимость между инфляцией и безработицей при низком индексе цен на товары и услуги.

При норме безработицы 5% (U1) и индексе цен 1% – большой уровень безработицы, экономика находится на фазе кризиса (рис. 5.3).

Государство для снижения безработицы принимает меры по увеличению спроса (увеличение заработной платы, государственных расходов), и темп инфляции снижается до уровня безработицы 1,6% (U2) и индекса цен 2,5% (Р2). Чтобы избежать обострения кризиса государство снижает индекс цен до уровня Р3 (1,3%) и при этом безработица увеличивается до уровня U3 (3,2%).
Задача 2. Начертите график, характеризующий кривую Филлипса, прокомментируйте его. Ниже приведены данные динамики безработицы и индекса цен (табл. 5.2).

аблица 5.2

Условные данные: норма (уровень) безработицы и индекс цен




2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Норма (уровень) безработицы, %

13

9,5

7,6

5

Индекс цен, %

1,1

1,2

1,3

1,6


Рис. 5.4. Кривая Филлипса

Кривая Филлипса показывает обратную зависимость между инфляцией и безработицей при низком индексе цен на товары и услуги.

При норме безработицы 13% (U1) и индексе цен 1,1% – большой уровень безработицы, экономика находится на фазе кризиса (рис. 5.4).

Государство для снижения безработицы принимает меры по увеличению спроса (увеличение заработной платы, государственных расходов), и темп инфляции снижается до уровня безработицы 7,6% (U2) и индекса цен 1,3% (Р2). Чтобы избежать обострения кризиса государство снижает индекс цен до уровня Р3 (1,2%) и при этом безработица увеличивается до уровня U3 (9,5%).
Задание для самостоятельной работы

Презентация

1. Антиинфляционная политика, ее эффективность и последствия.

2. Особенности инфляции и антиинфляционной по Социальное обеспечение безработных.

3. Фонд занятости в РФ, его формирование и использование.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15