Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 2.36 Mb. |
5.2. Содержание разделов и тем дисциплины 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Тема 1.1. Предмет и история экономической теории
Предмет экономической теории как общественной науки о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Структура общей экономической теории.
Основные методы экономической науки. Функции экономической теории.
Исторические этапы развития экономической теории: основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К. Маркса. Различия концептуальных положений основных экономических направлений: неоклассического, неокейнсианского, монетаристского. Тема 1.2. Общие проблемы экономической теории
Производство, воспроизводство и его фразы. Понятие экономической эффективности. Материальное и нематериальное производство. Элементы процесса труда.
Ресурсы и факторы производства, их классификация.
Потребность как экономическая категория. Виды потребностей. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности. Закон возрастания потребностей.
Три основных вопроса экономической теории: производить ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки. «Кривая производственных возможностей» и ее методологическое значение.
Эффективность экономики как экономическая категория. Критерий Парето-эффективности.
МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 2.1. Сущность рынка. Теория спроса и предложения. Равновесие потребителя
Спрос индивидуальный и рыночный. Кривая спроса. Закон спроса. Изменения в спросе, изменения величины спроса. Неценовые факторы спроса.
Предложение. Предложение фирмы, рыночное предложение. Кривая предложенИЯ
Спрос и предложение на рынке. Цена равновесия, ее функции. Отклонение от цены равновесия, дефицит и излишек. Механизм восстановления равновесия.
Эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса по цене, по доходу. Перекрестная эластичность. Эластичность предложения. Практическое значение эластичности. Эластичность предложения в зависимости от отрасли производства.
Тема 2.2.Теория потребительского поведения
Понятие полезности товара. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Экономические школы о проблеме полезности.
Потребительское предпочтение и полезность. Потребительское безразличие. Кривые безразличия, их свойства. Бюджетная линия, бюджетное ограничение. Бюджетная линия и кривые безразличия: оптимизация потребительского выбора. Эффект замены и эффект дохода. Норма замены. Предельная норма замещения. Излишек потребителя. Тема 2.3. Издержки и результаты производства. Равновесие фирмы.
Виды издержек. Явные и неявные издержки. Постоянные и переменные издержки. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривые предельных и средних издержек. Минимизация издержек.
Продукт производственной деятельности фирмы Характер образования и изменения предельного, среднего и общего продуктов. Взаимосвязь кривых общего, предельного и среднего продуктов.
Доходы фирмы. Понятие прибыли. Виды прибыли. Экономическая прибыль. Максизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах. Тема 2.4. Модели современного рынка
Конкуренция: понятие, виды, методы конкурентной борьбы.
Совершенная конкуренция: понятие, условия существования.
Чистая монополия, ее характерные признаки.
Олигополия: характеристика и место в современной экономике. Формы поведения фирм в условиях олигополии.
Монополистическая конкуренция. Общие черты и отличия совершенной и монополистической конкуренции. Тема 2.5. Рынки производственных ресурсов
Рынок ресурсов: понятие, условия существования, структура. Рынок труда: понятие, условия существования. Рынки природных ресурсов: особенности и структура. Необходимость и возможность существования рынка капиталов. Структура рынка капитала. Предпринимательский доход и экономическая прибыль.
МАКРОЭКОНОМИКА
Тема 3.1. Основные макроэкономические показатели
Основные макроэкономические показатели, способы их измерения.
Методы определения ВВП. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен.. Тема 3.2. Макроэкономическое равновесие: измерение и моделирование
Экономическое равновесие на макроуровне. Экономическая динамика как процесс развития рыночной экономики.
Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы, влияющие на них.
Роль совокупного предложения в классической теории.
Роль совокупного спроса в достижении относительного равновесия. Теоретическая модель «национальный доход - совокупные расходы» и ее значение.
Тема 3.3. Цикличность развития рыночной экономики
Экономический рост: его сущность и измерение.
Факторы и типы экономического роста. Понятие экономического цикла и его фазы.
МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Тема 4.1.Занятость и безработица Инфляция: понятие, причины
Занятость: понятие и измерение. Полная занятость. Безработица: понятие, виды, причины. Уровень безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование занятости. Инфляция: понятие и причины. Измерение инфляции.
Воздействие инфляции на ВВП. Инфляция и безработица, их взаимосвязь. Кривая Филипса.
Социально-экономические последствия инфляции. Необходимость и возможности борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика, ее эффективность и последствия. Тема 4.2. Доходы населения и социальная политика
Доходы населения: понятие, виды. Прожиточный минимум, минимальный потребительский набор товаров и услуг, уровень жизни, стоимость жизни. Дифференциация доходов в рыночной экономике. “Пирамида” доходов, кривая Лоренца. Система государственной поддержки нуждающихся и выравнивания уровня доходов, ее эффективность. Тема 4.3. Государственный бюджет и налогово-бюджетная политика
Государственный бюджет, его доходы и расходы. Бюджетное устройство и бюджетный процесс. Уровни бюджета. Консолидированный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета.
Налогово-бюджетная политика и ее роль в обеспечении макроэкономического равновесия. Виды налогово-бюджетной политики и ее последствия.
Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Обслуживание государственного долга. Способы сокращения бюджетного дефицита. Тема 4. 4. Денежно- кредитная система и денежно-кредитная политика государства Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Тема 4.5. Мировая экономика
Понятия мировой рынок и международная торговля. Формы международной торговли. Теоретические концепции международной торговли. Тема 4.6. Экономика России и ее ориентиры в начале XXI века
Специфика экономического роста в конце 90-х гг. ХХ в. Новые факторы и источники экономического роста конца XX в. и начала ХХI в. Экономический рост и глобализация. Обоснование перспектив экономического развития. Экологические проблемы.
Информационная глобализация на рубеже ХХ-XXI вв. Экономические последствия информационных изменений в сфере обмена и потребления. Модификация кредитно-денежной системы в условиях распространения электронных форм обмена. Защита интеллектуальной собственности. Виртуальная экономика. 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
Наименование разделов и тем дисциплины
|
Всего часов
| Аудиторные занятия (час.)
| СРС
| Коды компетенции
| Итого
| в том числе
| В том числе
| Л
| С
| ПЗ
| АИФ
|
|
| вид
| часы
|
|
| Раздел 1. Введение в экономическую теорию
| 16
| 10
| 8
|
| 2
|
|
| 6
|
| Тема 1.1.
Предмет и история экономической теории
| 8
| 4
| 4
|
|
| Ситуационный анализ
Тестирование
|
| 4
|
| Тема 1.2.
Общие проблемы экономической теории
| 8
| 6
| 4
|
| 2
| Решение задач.
эссе
|
| 2
|
| Раздел 2. Микроэкономика
| 44
| 34
| 28
|
| 6
|
|
| 10
|
| Тема 2.1.
Сущность рынка. Теория спроса и предложения. Равновесие потребителя
| 12
| 10
| 8
|
| 2
| Решение задач
тестирование
|
| 2
|
| 2.2.Теория потребительского поведения
| 6
| 4
| 4
|
|
| Презентация
|
| 2
|
| Тема 2.3.
Издержки и результаты производства. Равновесие фирмы
| 10
| 8
| 6
|
| 2
| Решение задач
Составление схем
|
| 2
|
| Тема 2.4. Модели современного рынка
| 8
| 6
| 6
|
|
| Составление таблицы
Анализ моделей современного рынка
|
| 2
|
| Тема 2.5. Рынки производственных ресурсов
| 8
| 6
| 4
|
| 2
| Презентация тестирование
|
| 2
|
| Раздел 3. Макроэкономика
| 22
| 16
| 12
|
| 4
|
|
| 6
|
| Тема 3.1. Основные
макроэкономические показатели
| 12
| 10
| 6
|
| 4
| Решение задач
Тестирование
|
| 2
|
| Тема 3.2. Макроэкономическое равновесие: измерение и моделирование
| 4
| 2
| 2
|
|
| Презентация
|
| 2
|
| Тема 3.3. Цикличность развития рыночной экономики
| 6
| 4
| 4
|
|
| Семинар
|
| 2
|
| Раздел 4. Механизм макроэкономического регулирования
| 54
| 36
| 28
|
| 8
|
|
| 18
|
| Тема 4.1.Занятость и безработица Инфляция: понятие, причины
| 12
| 8
| 6
|
| 2
| Решение задач.
Презентация
|
| 4
|
| Тема 4.2. Доходы населения и социальная политика
| 10
| 6
| 4
|
| 2
| Решение задач
Ситуационный анализ
|
| 4
|
| Тема 4.3. Государственный бюджет и налогово-бюджетная политика
| 12
| 8
| 6
|
| 2
| Презентация
|
| 4
|
| Тема 4. 4. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства
| 8
| 6
| 4
|
| 2
| Презентация
|
| 2
|
| Тема 4.5. Мировая экономика
| 6
| 4
| 4
|
|
|
|
| 2
|
| Тема 4.6. Экономика России и ее ориентиры в начале XXI века
| 6
| 4
| 4
|
|
| Презентация
|
| 2
|
| Всего
| 136
| 96
| 76
|
| 20
|
|
| 40
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| -
| -
| Форма итогового контроля знаний
| (Зачет)
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
| зачет/ 140 часов
|
5.4. Практические и семинарские занятия
Тема 1.1. Предмет и история экономической теории Задание для самостоятельной работы Задание Примерная тематика рефератов и сообщений
1. Экономическая теория в системе наук об обществе.
2. Экономические законы, механизм из действия и использования.
3. Научные абстракции и их роль в экономической теории.
4. Единство логического и исторического в экономическом исследовании.
5. Роль экономической науки в развитии общества. Тест
1. Основными элементами системы экономических наук являются (выбрать правильные ответы):
а) общественные науки;
б) конкретно-экономические науки;
в) функциональные экономические науки;
г) межотраслевые экономические науки;
д) историко-экономические науки.
Правильные ответы: б, в, г, д.
Поскольку речь идет о системе экономических наук, постольку из предложенных ответов должны быть исключены общественные науки, которые могут быть не только экономическими. Все остальные так или иначе определяют систему экономических наук: либо в конкретных отраслях (б) и между ними (г), либо в отдельных сферах экономики (в), либо в историческом аспекте (д). 2. Методология экономической теории это учение:
а) о динамике развития экономики;
б) о научных методах и принципах познания общества;
в) о принципах и методах экономического познания;
г) ничего из вышеперечисленного не является методологией экономической
теории.
Правильный ответ: в).
Любая методология – это наука о методах. Поскольку речь идет о методологии экономической теории, постольку ее методология будет представлять собой совокупность методов и принципов экономического познания. Динамика развития экономики (а) – это не столько метод, сколько отдельная область изучения (предмет) экономической теории. Определение методологии экономической теории как учения о научных методах и принципах познания общества (б) не является точным, направленным на изучение экономических явлений и процессов. 3. Позитивная экономическая теория изучает:
а) вопрос “что есть?”;
б) вопрос “что должно быть?”;
в) положительные тенденции в экономическом развитии;
г) оценочные суждения
Правильный ответ а).
Позитивная экономика описывает экономические явления и процессы такими, какими они бывают в реальной действительности. На вопрос “что должно быть?” отвечает нормативная экономика. Положительные тенденции в экономическом развитии являются лишь частью результата экономического анализа. Оценочные суждения – один из методов изучения экономики. 4. Если исследуется экономика, как целостная система, то этот анализ:
а) микроэкономический;
б) макроэкономический;
в) позитивный;
г) нормативный.
Правильный ответ б).
Именно макроэкономика изучает экономическую систему в целом. Микроэкономика изучает поведение отдельного экономического субъекта или состояние рынка отдельного товара. Позитивный и нормативный анализ – это другой уровень анализа, связанный не с широтой охвата, а характером экономических исследований. 5. Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов, называется……….. (указать одним словом).
Правильный ответ: индукцией.
Следует помнить, что индукция (наведение) обеспечивает переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам, тогда как дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к частным. 6. Часть теоретической экономики, которая исследует обособленные экономические единицы и отдельные рынки, называется ………..(указать одним словом).
Правильный ответ: микроэкономикой.
Именно микроэкономика в отличие от макроэкономики изучает поведение отдельного экономического субъекта или рынки отдельных товаров, а не экономику в целом. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Откуда берет начало экономическая теория как наука? Какие изменения в названии претерпела наука и чем это обусловлено?
2. Назовите основные направления современной экономической науки. Какой главный критерий разделяет эти направления на самостоятельные течения?
3. Почему предметом экономической теории являются не отдельные отношения, а вся система экономических отношений: производство, распределение, обмен и потребление?
4. Что составляет основу системы экономических отношений? Аргументируйте ответ на примерах эволюции моделей экономических систем.
5. Почему разрушилась система социалистических производ- ственных отношений? Почему приватизация собственности не обеспечила трансформацию отношений, обеспечивающую реальный экономический рост и развитие?
6. Потребности, экономические блага, экономические ресурсы. Как взаимосвязаны эти составляющие предмета экономической теории?
7. Классическая теория исходит из двух постулатов: потребности безграничны, экономические ресурсы редки (ограничены). Является ли это утверждение неоспоримой истиной? Какие можете привести аргументы, свидетельствующие о возможном в перспективе разрешении проблемы соотношения потребностей и ресурсов?
8. Почему экономические законы действуют как тенденции? Почему может не сработать в реальной экономике, например, закон денежного обращения, проявлением чего может стать рост инфляции, спад производства и т.д.? Кто в этом виноват? Закон?
9. Почему в экономической теории нельзя ограничиться каким–то одним методом анализа, а необходимо использовать всю систему познавательных средств? Какие новые методы экономической теории дает современное развитие науки?
10. По мнению многих теоретиков, современная экономическая теория, основанная на принципах мейнстрима, не может объяснить многие мирохозяйственные процессы и находится в определенном кризисе. Какие аргументы критики или поддержки вы можете привести по этому поводу?
11. Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности экономического развития России? Как, по вашему мнению, следует решать проблему редкости этих ресурсов?
12.Возможно ли существование «чистой» рыночной или «чистой» командно-административной системы? Приведите аргументы.
13. Можно ли сегодня констатировать тот факт, что в России в результате соответствующих преобразований сформировалась российская модель смешанной экономики?
|
|
|