Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 1.83 Mb. |
Тема 5.1. Рынок труда. Заработная плата т мотивация труда. Практические занятия: семинар Вопросы к семинару:
В чем заключается сущность заработной платы? Основные формы и системы заработной платы.
Чем определяются различия в уровне заработной платы? Существует ли в современной России дифференциация зарплаты по возрастному, половому, национальному признакам? Обсудите эту проблему.
Опишите марксистскую теорию заработной платы и эксплуатации труда.
Что такое монопсония на рынке труда? Встречается ли она в современной России?
В чем состоит роль профсоюзов на рынке труда? Каковы особенности профсоюзной деятельности в нашей стране?
Опишите рынок труда в советской экономике и в современной России.
Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Самостоятельная работа: Презентация по проблемам рынка труда.
Темы к презентации:
1. Нелегальная миграция.
2. Теневая экономика.
3. Трудоустройство инвалидов.
4. Дискриминация (в том числе и женская)
5. Проблемы трудоустройства молодежи.
6. Неравномерная география распределения трудовых ресурсов. Тема 5.2. Безработица. Политика государства в области занятости.
Практические занятия: Решение задач Задача 1. Всё население страны – 76 млн.чел., в том числе: дети до 16 лет – 7 млн.чел., пенсионеры – 16 млн.чел., безработные – 6 млн.чел., частично занятые – 2 млн.чел., лица, содержащиеся в тюрьмах – 1 млн.чел., отчаявшиеся найти работу – 1,5 млн.чел. Определите уровень безработицы. Решение:
Уровень безработицы =
| Численность безработных
| х 100%
|
| Численность рабочей силы
| Для определения численности рабочей силы используем схему структуры населения (рис. 5.1). Из численности всего населения вычитаем все категории, не относящиеся к рабочей силе.
1. Численность безработных = 76 – 7 – 16 – 6 – 1 – 1,5 = 44,5 млн.чел.
2. Уровень безработицы = (6 + 2) : 44,5 х 100 = 17,9% Ответ.
Уровень безработицы в стране 17,9%. Задача 2.
Всё население страны – 102 млн.чел., в том числе: дети до 16 лет – 24 млн.чел., пенсионеры – 35 млн.чел., безработные – 3 млн.чел., частично занятые – 1 млн.чел., лица, содержащиеся в тюрьмах – 0,5 млн.чел., отчаявшиеся найти работу – 1,5 млн.чел., беременные – 4 млн.чел., студенты – 6 млн.чел. Определите уровень безработицы. Решение:
Уровень безработицы =
| Численность безработных
| х 100%
|
| Численность рабочей силы
| 1. Численность безработных = 102 – 24 – 35 – 0,5 – 1,5 – 4 – 6 = 31 млн.чел.
2. Уровень безработицы = (3 + 1) : 31 х 100 = 12,9% Ответ.
Уровень безработицы в стране 12,9%. Выберите правильные ответы. 1. Уровень безработицы при полной занятости (естественный уровень безработицы):
а) учитывает циклическую безработицу;
б) учитывает фрикционную и структурную безработицу;
в) равен нулю. 2. Теряющие работу шахтеры (уголь вытесняется нефтью, газом или атомной энергией) не могут найти себе рабочее место по специальности. Подобный вид безработицы относится к:
а) фрикционной;
б) циклической;
в) структурной;
г) сезонной. 14. Безработицу, которая существует в странах, пораженных экономическим спадом, называют:
а) структурной;
б) застойной;
в) циклической;
г) скрытой;
д) фрикционной. 15. По закону «О занятости населения в РФ» безработными являются лица:
а) не имеющие работы и заработка:
б) не имеющие работу и желающие ее получить;
в) зарегистрированные в службе занятости лица, ищущие подходящую работу;
г) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.
Самостоятельная работа
Презентация «Политика России в области занятости»
Раздел 6. Деньги и банки.
6.2. Банковская система. Практические занятия: тесты и ситуации Верны ли следующие утверждения: а) открытая инфляция проявляется в росте цен (да, нет);
б) подавленная инфляция проявляется в затоваривании (да, нет);
в) при подавленной инфляции рост спроса на товар повышает его цену (да, нет);
г) при сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными (да, нет);
д) рост инфляции спроса провоцирует увеличение объема заработной платы (да, нет);
е) инфляция предложения стимулируется снижением издержек (да, нет);
ж) снижение уровня безработицы вызывает рост цен, заработной платы и поэтому снижает инфляцию (да, нет);
з) в длительном периоде (5-10 лет) низкий уровень занятости не спасает от роста инфляции (да, нет)? Выберите правильные ответы. 1. Отнесите перечисленные ниже меры борьбы с инфляцией к адаптационным (приспособленческим) либо к ликвидационным:
а) индексация доходов;
б) экономический спад;
в) контроль за уровнем цен;
г) рост безработицы. 2. Кто из нижеперечисленных субъектов скорее всего выиграет в условиях инфляции:
а) гражданин, имеющий фиксированный доход;
б) правительство, взимающее прогрессивную ставку налога на прибыль;
в) гражданин, положивший на срочный счет деньги в банк;
г) банкир, одолживший деньги? 3. В экономике отмечается полная занятость, но высокая инфляция. Какая комбинация государственной политики скорее всего приведет к снижению темпов инфляции:
а) увеличение государственных расходов и продажа государственных облигаций;
б) сокращение государственных расходов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;
в) снижение налогов и покупка государственных облигаций на открытом рынке;
г) увеличение налогов и покупка государственных облигаций на открытом рынке? 5. Если правительство Германии объявило о снижении курса марки по отношению к курсу американского доллара, то оно провело:
а) инфляцию;
б) дефляцию;
в) девальвацию;
г) ревальвацию. Выберите верные ответы. 1. Дефицит государственного бюджета существует, если:
а) государственные расходы превышают доходы;
б) увеличиваются государственные расходы;
в) сокращается государственный долг;
г) уменьшаются налоги. 2. Функции налогов заключаются в:
а) сокращении объема средств, находящихся в распоряжении фирм и домашних хозяйств;
б) увеличении объема средств, которыми распоряжается государство;
в) увеличении объема средств, направляемых на финансирование государственных расходов. 3. Налог на добавленную стоимость относится к:
а) прогрессивным подоходным налогам;
б) потоварным налогам;
в) налогам на имущество;
г) налогам на доход корпораций. 4. К прямым налогам относится налог:
а) на прибыль предприятия;
б) на добавленную стоимость;
в) на золотые изделия;
г) государственная пошлина. 5. К косвенным налогам относится:
а) налог с оборота;
б) подоходный с населения;
в) с наследства и дарений;
г) на прирост капитала. 6. Бюджет семьи — это:
а) общая сумма денежных доходов, которыми располагает семья;
б) общая сумма расходов, которые произведет семья за определенный период времени;
в) структура всех доходов и расходов за определенный период времени. 7. Выберите наиболее точный показатель уровня жизни:
а) денежный доход населения;
б) реальный доход на душу населения;
в) уровень безработицы;
г) темпы инфляции. Самостоятельная работа: Презентация «Инструменты кредитно-денежной политики» 6.4. Инфляция и ее социальные последствия. Практические занятия: тестирование Семинар «. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция»
Вопросы к семинару:
1. Статистические измерители экономического развития. ВВП и ВНП.
2. Что такое рынок? Какое место в данном понятии занимает рынок труда?
3. Безработица: понятие, причины, виды.
4. Деньги: понятие, виды, функции, роль.
5. Банки: понятие, виды, функции.
6. Инфляция: виды и пути преодоления
Самостоятельная работа: Подготовка эссе Темы для эссе
1. Деньги не только благо, но и огромная беда для человечества.
2· Конкуренция возникает там и тогда, где и когда существует в чем-либо дефицит. Раздел 7. Государство и экономика.
7.1. Роль государства в развитии экономики
Практические занятия: семинар «Рынок. Фирма. Роль государства в экономике»
Вопросы к семинару
1. Что такое рынок? Виды рынков.
2. Что такое фирма?
3. Какова роль государства в экономике?
4. Экономика и политика. Влияет ли государственная политика на условия функционирования экономики?
5. Каковы приоритеты политики Российского государства в экономике? Самостоятельная работа
Подготовка к семинару: Письменно выполните следующие задания:
1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что « цель государства - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте свой ответ.
2. Рост дифференциации доходов неизбежен в условиях экономической реформы, одна из задач которой заключается в установлении более жесткой взаимосвязи между результативностью труда и доходами. Считают идеологи российских экономических реформ. Можно ли с ними согласиться? Как влияет процесс дифференциации доходов населения на отношение работников к труду? Назовите положительные и отрицательные результаты социально-экономической дифференциации в ходе реформ в России. 7.2. Налоги и налогообложенире
Самостоятельная работа Реализация принципов налогообложения в современных условиях. Необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какие экономические принципы применяются при построении налоговых систем.
2. Каковы организационные принципы налогообложения.
3 Какие функции присущи налогам.
7.4. Экономический рост и экономические циклы Практические занятия: тестирование Тестовые задания 1. Какой из нижеприведенных факторов е относится к экстенсивному типу экономического роста?
1. использование новых технологий;
2. рост предпринимательских способностей;
3. рост количества занятых в производстве;
4. рост квалификации занятых. 2. Какой из нижеприведенных факторов е относится к интенсивному типу экономического роста?
1. совершенствование средств производства;
2. повышение квалификации занятых в производстве;
3. рост квалификации используемых в производстве ресурсов;
4. совершенствование форм и методов организации производства. 3. Какие из нижеприведенных факторов не способствуют экономическому росту?
1. рост производительности труда;
2. рост численности занятых в производстве;
3. рост материалоемкости;
4. рост капиталоемкости. 4. Рост реального объема ВНП в большей степени способствует:
1. росту квалификации рабочей силы;
2. росту уровня жизни;
3. реализации денежно-кредитной политики;
4. росту рабочего времени. 5. Что не отражает рост реального объема ВНП?
1. рост инвестиций;
2. рост благосостояния;
3. рост численности населения;
4. рост материалоемкости;
5. рост производительности труда. 6. Если увеличится объем капитала в производстве, то это приведет к:
1. росту капиталоемкости;
2. росту занятых;
3. росту потребительского спроса. 7. Какие из нижеперечисленных зависимостей неверны?
1. рост инвестиций и экономический рост – прямая зависимость;
2. рост занятых и экономический рост – прямая зависимость;
3. рост материалоемкости и экономический рост – обратная зависимость;
4. снижение капиталоемкости и экономический рост – обратная зависимость. 8. Рост объема реального ВНП обусловлен:
1. ростом занятых;
2. ростом совокупных расходов;
3. снижением процентной ставки;
4. ростом нормы сбережений. 9. Высокие темпы экономического роста требуют:
1. высокой нормы сбережений и низкой нормы инвестиций;
2. роста численности занятых и низкой их квалификации;
3. низкой процентной ставки и высокой нормы инвестиций;
4. низкой нормы сбережений и низкой процентной ставки. 10. Какой из нижеперечисленных факторов НТП соответствует равновесному экономическому росту?
1. капиталоемкий НТП;
2. капиталосберегающий НТП;
3. нейтральный НТП;
4. трудосберегающий НТП. 11. Предположим, что производительность труда составляет 6 долл. в час. Каждый из рабочих работает 2800 часов в год, а общий объем произведенного продукта составляет 1 008 000 долл. Сколько рабочих занято в экономике:
1. 55;
2. 60;
3. 65;
4. 70. 12. Экстенсивный тип экономического роста характеризуется:
1. ростом производительности труда;
2. применением новых технологий;
3. увеличением численности рабочих;
4. верный ответ не введен. Самостоятельная работа
Подготовить ответы по следующим вопросам в виде презентации:
Что такое экономический рост? Почему его часто связывают с инновациями?
Каковы характерные черты современного экономического роста?
В чем состоят различия между экстенсивным и интенсивным темпом экономического роста?
Какова роль государства в регулировании экономического роста?
Раздел 8. Международная экономика. 8.1. Международная торговля – индикатор интеграции национальных эономик Самостоятельная работа: Инструменты государственной политики в международной торговле - презентация 8.2. Валюта. Обменные курсы валют.
Самостоятельная работа Презентация Изучить виды валютных рынков. Необходими ответить на следующие вопросы:
1. Сегменты мирового и национального валютных рынков
2. валютными ограничениями понимаются административные, законодательные, экономические и организационные меры по установлению порядка при проведении валютных операций. 8.3. Особенности современной экономики России Практические занятия
Зачетное тестирование Самостоятельная работа
Подготовка к зачету
Методическое обеспечение по организации самостоятельной работы студентов
Темы и виды самостоятельной работы студентов
Наименование тем, разделов, вынесенных на самостоятельную подготовку
| Виды работы
| Формы контроля
| Часы
| Реализуемые компетенции
| Тема 1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов.
| Изучение литературы по теме.
| Реферат,
Практическая, письменная работа
| 2
| ОК-1
ОК-2
| Тема 1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность.
| Изучение литературы по теме.
Решение задач
| Практическая, письменная работа
| 2
| ОК-1
ОК-2
| Тема 1.4. Типы экономических систем
| Изучение литературы по теме.
| Тест
| 2
| ОК-1
ОК-2
| Тема 1.5. Собственность и конкуренция
| Изучение литературы по теме.
Решение задач
| Практическая, письменная работа
Тест
| 1
| ОК-1
ОК-2
| Тема 2.1. Семейный бюджет
| Изучение литературы по теме.
| Практическая письменная работа.
Деловые игры
| 4
| ОК-1
ОК-2
| Тема 3.1. Товар и его стоимость
| Изучение литературы по теме.
| Написание эссе
| 3
| ОК-1
ОК-2
| Тема 4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры.
| Изучение литературы по теме.
Решение задач
| Практическая, письменная работа
| 2
| ОК-1
ОК-2
| Тема 4.2. Экономика предприятия: цели, задачи
| Изучение литературы по теме.
| Заполнение таблицы
| 2
| ОК-1
ОК-2
| Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат
| Изучение литературы по теме.
Решение задач
| Практическая, письменная работа
| 2
| ОК-1
ОК-2
| Тема 5.1. Рынок труда. Заработная плата т мотивация труда.
| Изучение литературы по теме.
| Написание эссе
| 2
| ОК-1
ОК-2
| Тема 5.2. Безработица. Политика государства в области занятости.
| Изучение литературы по теме.
| Подготовка презентации
| 2
| ОК-1
ОК-2
| 6.2. Банковская система.
| Изучение литературы по теме.
| Подготовка презентации
| 2
| ОК-1
ОК-2
| 6.4. Инфляция и ее социальные последствия.
| Изучение литературы по теме.
| Написание эссе
| 2
| ОК-1
ОК-2
| 7.1. Роль государства в развитии экономики
| Изучение литературы по теме.
| Семинар
| 2
| ОК-1
ОК-2
| 7.2. Налоги и налогообложенире
| Изучение литературы по теме.
| Доклады
| 2
| ОК-1
ОК-2
| 7.4. Экономический рост и экономические циклы
| Изучение литературы по теме.
| Тест
| 2
| ОК-1
ОК-2
| 8.1. Международная торговля – индикатор интеграции национальных эономик
| Изучение литературы по теме.
| Подготовка презентации
| 2
| ОК-1
ОК-2
| 8.2. Валюта. Обменные курсы валют.
| Изучение литературы по теме.
| Доклады
| 2
| ОК-1
ОК-2
| 8.3. Особенности современной экономики России
| Подготовка к зачету
| Зачетное тестирование
| 2
| ОК-1
ОК-2
| Итого:
| 19 заданий
|
| 40
|
|
Для сдачи зачета по предмету «Экономика» необходимо выполнить 19 практических, самостоятельных заданий (представленных выше). Образец оформления практической работы представлены в приложении. 6.2. Темы для самостоятельных работ Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.
Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).
Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
Экономические кризисы в истории России.
Центральный банк и его роль.
Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ в.
Проблемы вступления России в ВТО.
Россия на рынке технологий.
Финансовый кризис 1998 года в России.
Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.
Электронные рынки как феномен мировой экономики.
Офшорный бизнес и его роль в экономике России.
Внешний долг России и проблемы его урегулирования.
Мировой опыт свободных экономических зон.
Возникновение и эволюция денег на Руси.
Международные валютно-финансовые организации.
Теории глобализации (Т. Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П. Аллегре, П. Даниелс).
7. Контроль знаний студентов 7.1. Формы итогового контроля успеваемости по дисциплине
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины «Экономика» включают в себя текущий и итоговый контроль.
Текущий контроль знаний, умений и навыков студентов осуществляется посредством выполненной контрольной, практической и самостоятельной работы, состоящей из заданий по темам дисциплины.
Итоговый контроль по дисциплине - зачет, с выставлением отличной, хорошей или удовлетворительной оценок. Зачет может проводиться в форме тестирования (контрольные тесты для подготовки) или в устной форме.
7.2. Примерный перечень вопросов к зачету
Предмет экономической науки.
Потребности человека и ограниченность ресурсов.
Рынок труда, капитала и ресурсов.
Факторы производства.
Прибыль и рентабельность.
Выбор альтернативной стоимости.
Типы экономических систем.
Собственность и конкуренция.
Экономические свободы.
Значение специализации и обмена в условиях рынка.
Понятие доходов и расходов.
Бюджет семьи.
Рациональный потребитель.
Стоимость товара и потребительские предпочтения.
Рыночный механизм.
Цена товара.
Доход потребителей.
Спрос на товар.
Рыночное равновесие.
Рыночные структуры.
Экономика предприятия: цели, организационные формы.
Организация производства.
Сущность производного процесса.
Производственный цикл.
Поточное и единичное производство.
Организация ремонотов на предприятии.
Инструментальное хозяйство.
Транспортное хозяйство.
Издержки производства.
Бюджет затрат.
Себестоимость продукции.
Калькуляция.
Методы учета затрат.
Рынок труда.
Заработная плата и мотивация труда.
Цена рабочей силы.
Формы оплаты труда.
Организация заработной платы.
Политика государства в области занятости населения.
Причины и социальные последствия безработицы.
Трудоустройство безработных.
Наемный труд и профсоюзы.
Деньги и их роль в экономике.
Деньги и масштаб цен.
Функции денег.
Мировые деньги.
Бумажные деньги.
Вексель, как средство платежа.
Деньги как средство обращения.
Банковская система.
Экономика и банки.
Функции банков.
Стабильность и динамичность банковской системы.
Центральный банк и его функции.
Банковские операции и сделки.
Рынок ценных бумаг.
Фондовые биржи.
Инфляция и социальные последствия инфляции.
Прогнозируемость инфляции.
Роль государства в развитии экономики.
Налоги и налогообложение.
Налоговые системы и реформы налоговых систем.
Принципы налогообложения.
Способы взимания налогов.
Функции налогов.
Стабильность налоговой системы и виды налогов.
Государственный бюджет.
Дефицит и профицит бюджета.
Понятие валового внутреннего продукта.
Экономический рост и его факторы.
Экономические циклы.
Социально-ориентированная экономика.
Исследование причин кризисных явлений.
Основы денежно-кредитной политики государства.
Международная торговля – индикатор интеграции национальных экономик.
Валюта и обменный курс валют.
Валютный паритет.
Факторы, влияющие на валютный курс.
Регулирование валютного курса.
Глобализация мировой экономики.
Особенности развития современной экономики России.
Признаки экономического роста.
Экономика России как часть мирового хозяйства.
Экономика России и мировой кризис.
Промежуточная контрольная работа.
Вариант 1.
1. «Ненасытность, а вернее, ненасыщаемость, — ведущая черта в человеческих существах. Что бы людям ни предъявлялось или ни давалось, они всегда готовы и будут желать большего». Это высказывание лучше всего объясняет понятие:
а) ограниченность ресурсов
б) факторы производства
в) безграничность потребностей
г) проблема ограниченности 2. К основным факторам производства относят:
а) землю;
б) деньги;
в) человеческие ресурсы;
г) инструменты. 3. Основным источником дохода на капитал является:
а) процент;
б) рента;
в) заработная плата
г) стипендия. 4. Земля, капитал, труд - базовая классификация факторов производства. Можно ли отнести к капиталу:
а) деньги, акции, облигации;
б) только акции и облигации;
в) деньги и акции, но не облигации;
г) все ответы неверны. 5. Что включает понятие «валовая прибыль предприятия»:
а) выручку от реализации продукции
б) денежное выражение стоимости товаров
в) разность между выручкой от продаж продукции и полной производственной себестоимостью товарной продукции
г) прибыль от реализации продукции, результат от прочей реализации доходы от внереализационных операций, расходы и убытки от внереализационных операций
д) выручку от реализации продукции за вычетом акцизов 6. Способ хозяйствования, который наследуется и передается из поколения в поколение, называется
1) традиционным
2) рыночным
3) командным
4) смешанным 7. Установите соответствие между типами экономики и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИКИ
А) регулятором выступают обычаи 1) рыночная
Б) продукт производится 2) традиционная
под конкретный заказ 3) плановая
В) между производителями идет
конкурентная борьба
Г) доминирует государственная
собственность на средства
производства
Д) цены устанавливаются централизованно
государственными органами
Е) производители сами определяют
объемы и перечень производимых
товаров и услуг 8. Из чего складывается семейный бюджет?
а) из заработной платы, пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег 9. Средства производства - это:
1 часть капитала
2 трудовые ресурсы и капитал
3 предметы труда и средства труда
4 все материальные ресурсы 10. Известны три основных фактора производства. Какая из приведенных ниже групп категорий включает в себя все три составляющие:
1 предприниматели, деньги, рента
2 рабочие, станки, завод
3 воздух, ученые, автомобили
4 нефть, газопровод, ювелирные изделия 11. Из всех приведенных ниже понятий необходимо выбрать одно – единственно правильное для данного случая. Итак, спрос это:
1 количество товара для человека
2 количество товара, которое люди желают приобрести по той или иной цене
3 заменители блага, т.е. товары, использующиеся вместо него
4 платежеспособная потребность 12. При прочих равных условиях рост предложения приведет:
1 к росту равновесной цены и снижению количества
2 к снижению цены и росту физического объема продаж
3 к падению равновесной цены и снижению количества
4 ничего не изменится Вариант 2.
1. «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья!» Эти слова лучше всего характеризуют:
а) экономические блага
б) даровые (природные) блага
в) ограниченность ресурсов
г) альтернативную стоимость 2. Экономическое благо — это:
а) любое благо, которое имеется в экономике
б) например, прогулка на свежем воздухе
в) благо, количество которого можно увеличить, не затрачивая при этом ресурсов
г) благо, которое необходимо распределять 3. Основным источником дохода на землю является:
а) заработная плата;
б) процент;
в) рента;
г) социальное пособие. 4. Кривая производственных возможностей характеризует:
а) желательный, но недостижимый объем продаж;
б) минимальный достижимый объем продукции;
в) желательный, максимально достижимый объем продукции;
г) среднюю величину достижимого объема продукции. 5. Прибыль от продаж определяют:
а) вычитанием из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов
б) вычитанием из выручки от продаж полной себестоимости проданной продукции и НДС
в) вычитанием из выручки от продаж полной производственной себестоимости 6. Способ хозяйствования, который предполагает производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности производителей в вопросах производства и распределения продукции, называется
1) традиционным
2) рыночным
3) командным
4) смешанным
7. Верны ли следующие суждения об экономических системах?
А. В условиях традиционной экономики производство, обмен, распределение доходов регулируется обычаями, освещенными временем.
Б. В условиях командной (плановой) экономики преобладает монополия государства на наем и эксплуатацию рабочей силы. 1) верно только А
2) верно только Б.
3) верно А, и Б.
4) оба неверны 8. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это
а) расходы;
б) проценты;
в) доходы 9. Средства труда - это часть средств производства:
1 на которую человек воздействует в процессе производства
2 при помощи которой человек воздействует на вещество природы
3 которая предназначена для найма рабочей силы
4 которая предназначена для приобретения сырья 10. Стоимость это:
1 свойство товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях
2 затраты на производство продукции со стороны производителя
3 воплощенный в товаре общественный труд
4 воплощенный в товаре конкретный труд 11. Кривая рыночного спроса показывает:
1 как будет снижаться потребление блага при снижении доходов покупателей
2 по какой цене будет осуществляться подавляющая часть сделок
3 величину эффекта замещения, выраженную в денежных единицах
4 сколько блага потребители желают и могут приобрести в единицу времени при разных ценах
12. Если цена товара ниже точки равновесия, то возникает:
1 избыток
2 дефицит
3 рост безработицы
4 все варианты не верны
7.3. Контрольные тесты 1.Общественное богатство совершает движение по кругу:
Производство-распределение-обмен-потребление;
Заготовление-производство-выпуск продукции-продажа;
Покупка-производство-подажа;
Производство-обмен-потребление.
2. Спрос на трудовые услуги изменяется под воздействием нескольких факторов:
Уровня цен;
Спроса на продукцию;
Количества работающих предприятий;
Цены на объемы ресурсов-заменителей.
3. Экономисты начала ХIХ в. Говорили обычно о трех факторах производства:
Средства производства, средства труда, труд;
Предпринимательство, капитал, земля;
Земля, труд, домашнее хозяйство,
Земля, капитал, труд.
4. Доход собственника земли:
Доход с 1 га земли;
Платеж за землю;
Земельная рента;
Проценты за пользование землей.
В системе финансовой отчетности различают следующие виды прибыли:
Балансовая;
Валовя;
Операционная;
Чистая.
6. В международной экономической практике для определения критической точки используется метод:
Трендовый;
Сравнения;
Уравнения;
Абсолютных величин.
7. Увеличение числа покупателей, имеющих доступ на конкретный рынок, обуславливает следующие изменение спроса:
Снижение:
Изменение;
Дифферинциация;
Повышение.
8. Формы частной собственности (несколько форм):
Индивидуальная;
Муниципальная;
Коллективная;
Корпоративная.
9. Тип рынка, на котором в качестве производителя присутствует лишь одна организация:
Олигополия:
Чистая конкуренция:
Монополистическая конкуренция;
Чистая монополия.
10. Баланс доходов и расходов семьи – это:
Прибыль;
Прожиточный минимум;
Расчет и сопоставление семейных расходов с полученными доходами.
11. Опережающий рост номинальных доходов по сравнению с реальными объясняется:
Ростом оплаты труда;
Инфляцией;
Дефляцией;
Ростом доходов и расходов.
12. Согласно закону убывающей предельной полезности каждая последующая единица потребляемого блага имеет предельную полезность:
Выше, чем предыдущая;
Ниже, чем предыдущая;
Ниже, чем среднестатестическая;
Равную предыдущей.
13. При прочих равных условиях величина спроса на товар:
Не зависит от цены;
Зависит от цены;
Обратно пропорционально цене;
Прямо пропорциональна цене.
14. По назначению готовой продукции все предприятия делятся на две большие группы:
Производящие товары повышенного и повседневного спроса;
Производящие продовольственные и промышленные товары;
Производящие гражданскую продукцию и военно-промышленный комплекс;
Производящие предметы потребления и средства производства.
15. По стадии изготовления продукции производственные процессы бывают:
Сборочными;
Вспомогательными;
Заготовательными;
Обрабатывающими.
16. К вспомогательным и обслуживающим хозяйствам предприятия относятся:
Отдел охраны;
Инструментальное хозяйство;
Сборочный цех;
Транспортный цех.
17. Расходы предприятия в зависимости от характера и направлений деятельности подразделяются на несколько видов:
Прочие;
Операционные;
По обычным видам деятельности;
Чрезвычайные.
18. Классификация затрат по экономическим элементам характеризует разделение себестоимости продукции на элементы:
Три;
Пять;
Шесть;
Четыре.
19. Дополнительная заработная плата начисляется:
За неотработанное время;
Проработанное время сверх нормы;
Высокие показатели;
Высокую квалификацию
20. Заработная плата выполняет несколько функций:
Регулирующую;
Мотивационную;
Распеределительную;
Воспроизводственную.
21. Согласно действующему законодательству известны две формы оплаты труда:
Аккордная;
Денежная;
Сдельно-премиальная;
Неденежная.
22. К безработному по определению международной организации труда относится лицо, которое:
На данный момент готово приступить к работе;
Не имеет возможности работать;
Не имеет работы в данный момент;
Предпринимает попытки найти работу.
23. К символическим деньгам относятися:
Монеты;
Бумажные деньги;
Ценные деньги;
Кредитные деньги.
24. Бумажные деньги являются средством:
Обогощения;
Существования;
Обращения;
Платежа.
25. Банковская система рыночного типа характеризуется:
Отсутствием монополии государства на банки;
Двухуровневой системой;
Наличием мелких и крупных банков;
Динамичностью банковской системы.
26. На рынке опционов торгуют:
Ценными бумагами;
Правами на покупку и продажу товаров;
«голубыми фишками»;
Сырьевыми ресурсами.
27. К федеральным налогам и сборам относятся:
Налог на недвижимость;
Налог на прибыль;
Лесной налог;
Земельный налог.
28. Под экономическим ростом в масштабе всей национальной экономики принято понимать:
Увеличение объемов товаров и услуг;
Опережающий рост производительности труда;
Увеличение объемов производства товаров и услуг;
Увеличением импорта и экспорта.
29. В современной международной экономике валютный курс формируется:
Федеральной резервной системой США;
Валютными корзинами;
Под влиянием спроса и предложения;
Каждым государством.
30. Путь к инновационной экономике России – это:
Стратегическое направление развития экономики;
Промежуточный этап развития экономики;
Средство выхода из кризиса;
Увеличение ВВП.
ОТВЕТЫ НА ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ
Номер
Теста
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| 19
| 20
| 21
| 22
| 23
| 24
| 25
| 26
| 27
| 28
| 29
| 30
| Ответ
| а
| а,б,г
| г
| в
| б,г
| в
| г
| а,г
| г
| в
| б
| б
| в
| г
| а,в,г
| б,г
| а,в
| б
| а
| а,б,г
| б,г
| а,в,г
| б,г
| в,г
| а
| б
| б,г
| в
| в
| а
| 7.4. Формирование оценки по дисциплине Итоговая оценка по дисциплине «Экономика» формируется на основе критериев текущего (практическая работа), контрольной работы и итогового контроля (зачет).
Применение балльно – рейтинговой системы по дисциплине «Экономика»
Таблица 1 – Экономика (зачет, лекции, практические занятия)
Элементы учебной деятельности
| Максимальный балл на 1-ую КТ с начала семестра
| Максимальный балл за период между 1КТ и 2КТ
| Максимальный балл за период между 2КТ и на конец семестра
| Всего за
семестр
| Посещение занятий
| 3
| 3
| 3
| 9
| Тестовый контроль
| 4
| 4
| 4
| 12
| Контрольные работы на практических занятиях
| 4
| 4
| 4
| 12
| Выполнение и защита результатов индивидуальных
заданий
| 5
| 5
| 5
| 15
| Творческие задания
|
| 5
| 5
| 10
| Компонент своевременности
| 4
| 4
| 4
| 12
| Итого максимум за период:
| 20
| 25
| 25
| 70
| Сдача экзазачета (максимум)
|
|
| 30
| 30
| Нарастающим итогом
| 20
| 45
| 55
| 100
|
Таблица 2 – Пересчет итоговой суммы баллов в традиционную и международную оценку
Оценка (ГОС)
| Итоговая сумма баллов, учитывает успешно сданный экзамен
| Оценка (ECTS)
| 5 (отлично)
| 90 - 100
| А (отлично)
| 4 (хорошо)
| 85 – 89
| В (очень хорошо)
| 75 – 84
| С (хорошо)
| 70 - 74
| D (удовлетворительно)
| 3 (удовлетворительно)
| 65 – 69
| 60 - 64
| E (посредственно)
| 2 (неудовлетворительно), (не зачтено)
| Ниже 60 баллов
| F (неудовлетворительно)
|
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
8.1. Рекомендуемая литература 1. Основная литература. • Гомола А.И. Экономика : учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, П. В. Жанин. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. 2. Дополнительная литература: • Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий) : учебник / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова ; под ред. И. В. Сергеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби : Проспект, 2007.
• Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень : учебник / Ю. Н. Черемных. — М. : Инфра-М, 2008.
• Экономика организации (предприятия) : учебник / под ред. Н. А. Сафронова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Экономистъ, 2007.
• Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. И. Гомола. — 5-е изд., испр. И доп. — М. : ИЦ «Академия», 2007.
• Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособие. — М. : Издательский центр «Академия», 2007.
• Гомола А.И. Бухгалтерский учет : учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, С. В. Кириллов. — 6-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
• Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями. — М. : Норма-Инфра, 2010.
• Камаев В.Д. Экономическая теория : краткий курс : учебник / В. Д. Камаев. — 2-е изд., стер. — М. : КноРус, 2007.
• Микроэкономика : практический подход / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. — М. : КноРус, 2007. — (Managerial Economics).
• Нуреев Р.М. Курс микроэкономики / Р. М. Нуреев. — М. : Норма, 2008. Адреса Интернет-ресурсов: 1. www.Konsultant.ru – справочнао-правовая система «Консультант-Плюс»;
2. www.RBK.ru- официальный сайт агенства Росбизнесконсалтинг;
3. www.prime-tass.ru- сайт Агенства экономической информации;
4. www.nalog.ru- сайт Федеральной налоговой службы;
5. www.gks.ru- официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
|
|
|