Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика (наименование дисциплины) для специальности


Скачать 1.83 Mb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине экономика (наименование дисциплины) для специальности
страница6/9
Дата26.04.2016
Размер1.83 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Тема 3.1. Товар и его стоимость

Практические занятия: решение задач
Задача 1.
Общественная потребность в товаре обеспечивается тремя группами производителей. Первая группа изготавливает 10 тыс. изделий, затрачивая на каждое 2 часа труда, вторая — соответственно 60 тыс. и 3 часа, третья — 30 тыс. и 4 часа. Рассчитайте величину стоимости товара.
Решение:


Группы производителей

Показатели

Количество изделий (штук), Qi

Затраты времени на 1 изделие (часов), t.

Общие затраты времени, Qiti

I

10000

2

20 000

II

60000

3

180000

III

30 000

4

120 000

Всего

100 000

3,2

320 000



Задача 2.
Как будут соотноситься стоимости сапог и топоров, созданных сапожником и кузнецом за равный по продолжительности рабочий день, если труд первого в 3 раза сложнее труда второго?
Решение:
Поскольку сложный труд за тот же период времени должен создавать большую стоимость, то в соответствии с коэффициентом редукции труда

1 сапог = 3 топорам; пара сапог = 6 топорам,
Задача 3.
В период 1849-1859 гг. в связи с открытием богатых месторождений золота в Калифорнии производительность труда в золотообрабатывающей промышленности повысилась в 2,2 раза, а в целом по промышленности США — на 30%. Определите, как эти изменения повлияли бы на уровень цен на промышленные товары при условии неизменности всех прочих условий.
Решение:
В связи с ростом производительности труда в золотодобывающей промышленности стоимость золота упала в 2,2 раза, значит цены на все другие товары выросли в 2,2 раза; стоимость промышленных товаров снизилась в 1,3 раза, значит, и цены упали. В итоге цены на промышленные товары возросли в 1,7 раза, или на 70% (2,2: 1,3 ≈ 1,7).
Задача 4.
Одинакова ли предельная полезность купюры в 100 тысяч рублей для преподавателя с твердым окладом жалования и для молодого миллионера из коммерческих структур? Обоснуйте ответ.
Решение:
Предельная полезность зависит от 1) напряженности потребности в 2) запаса (количества) определенного блага. Очевидно, что пункты 1 и 2 у преподавателя и у миллионера не совпадают.
Задача 5.
Из истории известны попытки социалистов-утопистов, которые были сторонниками трудовой теории стоимости, организовать, так называемые биржи справедливого обмена в Англии и Франции.! Авторы предполагали, что поскольку стоимость товара определяется рабочим временем на его производство, то необходимо на этих биржах организовать справедливый обмен. Каждый товаропроизводитель сможет обменять свой товар, на который он затратил, например, 10 часов своего труда, на другой товар, в котором заключено тоже 10 часов труда другого товаропроизводителя.

Эта концепция критиковалась и К. Марксом и представителями неоклассической школы. Попытайтесь объяснить, почему несостоятельны взгляды социалистов-утопистов, по мнению К. Маркса и неоклассиков.
Решение:
Марксистская критика: социалисты-утописты смешивали категории индивидуального и общественно-необходимого рабочего времени.

Неоклассическая критика: ценность товара может быть определена только рынком, только напряженностью общественной потребности в каком-либо благе; следовательно, затраты труда вовсе не являются достаточным условием того, чтобы созданное благо обладало стоимостью и ценой, как это предполагали социалисты-утописты.
Задача 6.

Количество товаров в стране увеличилось в 3 раза, цены на товары увеличились в 2 раза. Как изменилась масса денег в обращении, если скорость обращения денег увеличилась в 2 раза?
Решение:
(2 х 3)/2 = 3, то есть денежная масса увеличилась в 3 раза.
Задача 7.
Сумма цен товаров, находящихся в обращении, 240 млн. денежных единиц, сумма цен товаров, проданных в кредит — 10 млн. денежных единиц, взаимные расчеты — 50 млн., срочные платежи — 20 млн. Денежная единица совершает в среднем 20 оборотов в год. В обращении находится 1 млн. денежных единиц. Как отреагирует на это товарно-денежное обращение?
Решение:
Д = (240 - 10 - 50 + 20)/20 = 10 млн. денежных единиц. Поскольку в обращении находится 11 млн денежных единиц, то образуется избыточный денежных спрос на товары, приводящий к росту цен, то есть инфляции.
Самостоятельная работа

Эссе на дом: "Если бы я был предпринимателем, в нашем городе я бы открыл…" – обосновать свой выбор, привести аргументацию
Раздел 4. Рыночная экономика
Тема 4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры.

Практические занятия: решение задач
Задача 1.

Построить график рыночного равновесия на холодильники в магазине за день. Определите равновесную цену (Ре) и равновесный объем продаж (Qе). Определить наличие дефицита и избытка товара при ценах 100 и 400 руб.

Функции:

1. Функция спроса: QD = 900 – Р.

2. Функция предложения: QS = 100 + 3Р.
Решение:

1. Определим с помощью функций равновесную цену и равновесный объём продаж. Для этого приравняем функции.

900 – Р = 100 + 3Р, 900 – 100 = 3Р + Р, 800 = 4Р, Ре = 200 – равновесная цена.

Подставим полученную равновесную цену в любую из функций: QD = 900 – 200 = 700 или QS= 100 + 3 х 200 = 700. Равновесный объём продаж Qе = 700.

2. Построим шкалу.

Шкала спроса и предложения

Р цена

QD – объём спроса

QS – объём предложения

100

800

400

400

500

1300


Определим с помощью шкалы избыток и дефицит товаров при ценах 100 и 400.

Цена 100 ниже равновесной (Ре = 200) – дефицит товаров. Вычтем из объёма спроса по этой цене 800 объём предложения 400. Дефицит составляет 400 (400 холодильников не хватает покупателям). Производители будут повышать цену, чтобы не было дефицита.

Цена 400 выше равновесной – избыток товаров. Вычтем из объёма предложения 1300 объём спроса 500. Избыток товаров составляет 800 (производители готовы продать на 800 холодильников больше, чем хотят и могут купить покупатели). Производители будут снижать цену до равновесной, что бы распродать всю продукцию.

3. Построим график рыночного равновесия на холодильники за день по точкам из шкалы. Для кривой спроса возьмём точки: Р1 = 100, Q1 = 800; Р2 = 400, Q2 = 500.

Для кривой предложения: Р1 = 100, Q1 = 400; Р2 = 400, Q2 = 1300.

Рис 2.4. График рыночного равновесия

Ответ.Равновесная цена Ре = 200, равновесный объём продаж Qе = 700. При цене 100 дефицит составляет 400 холодильников, при цене 400 избыток составляет 800 холодильников.

Задача 2.

Построить графики спроса, предложение огурцов по табличным данным.

Дать ответы на вопросы:

  1. если цена огурцов изменится с 2 ден.ед/кг до 2,5 ден.ед./кг, то как изменится величина спроса?

  2. определить равновесную цену за 1 кг огурцов и равновесный объём огурцов.




Цена, ден.ед/кг

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

Объём спроса

225

200

175

150

125

100

75

Объём предложения

75

100

125

150

175

200

225


Ответ.

Для построения графиков нужно отложить точки  спроса (предложения) на координатной плоскости и соединить их.



  1. при Р=2 ден.ед,  QD =150 кг;

при Р=2,5 ден.ед, QD =125 кг (по табличным данным), 150-125=25 кг. Величина спроса уменьшилась на 25 кг;

  1.  равновесная цена и объём определяются по таблице при условии QD = QS, РЕ = 2 де.ед, QЕ=150 кг. На графике равновесной цене и равновесному объёму соответствует точка пересечения графиков спроса и предложения (РЕ, QЕ)



Задача 3.
Получив информацию про повышение цен на кожу, руководство компании, которая владеет сетью обувных магазинов, отдало распоряжение про сокращение  продавцов. Доказать верность этого решения при помощи графиков спроса и предложения.
Ответ.



Повышение цен на кожу – это неценовой фактор (кожа – сырьё для обуви) предложения, который переместит кривую влево и вверх из положения S в положение S1. Поскольку ценовые факторы спроса по условию задачи постоянны, то кривая спроса не изменится. Следовательно перемещение кривой предложения изменит равновесный объём Q1 на  Q2. Так как Q1 > Q2, значит принятое решение было верным.

Перед повышением цен на кожу равновесная цена и объём находился в точке (Р1,Q1). После изменения цены точка равновесия - (Р2,Q2).
Самостоятельная работа

Вопросы для обсуждения:
1. Спрос и предложение как элементы рыночного механизма.

2. Равновесная цена и ее роль в регулировании рынка.
 Задача 1.

Функция предложения на говядину имеет вид: QD = 30 – P, где QD – величина спроса на говядину за день (кг), а Р – цена за один килограмм. Функция предложения описана следующим уравнением: QS = 15 + 2P, где QS – величина предложения за день (кг).

  1. построить графики спроса и предложения;

  2. найти равновесный объём и равновесную цену на мясо;

  3. какая ситуация возникнет на рынке мяса, если цена установится на уровне 3 ден.ед. за кг? Решить алгебраическим методом;

  4. если предложение уменьшится на 60% при каждом уровне цен, как это повлияет на равновесное количество и равновесную цену?

Ответ.

1.      уравнения спроса и предложения – это уравнения линейных функций, для того чтобы их построить необходимо знать две точки.

Р=0, QD = 30; QD = 10, Р=20 для графика спроса

Р=0, QS = 15; QS  = 20, Р=2,5 для графика предложения. 



2.      на графике равновесной цене и равновесному объёму соответствует точка пересечения графиков спроса и предложения Е(РЕ , QЕ). Очень часто графическим методом можно установить приблизительные значение, поэтому лучше использовать алгебраический метод: условие равновесия: QD = QS,или РD = РS следовательно:

         30–Р=15+2Р

         3Р=15

         РЕ = 5 (ден.ед.)

         QD = 30-5=25

         QS=15+2*5=25

         QЕ=25 кг.

3.      графический метод: при Р=3 ден.ед. : QD = 27 кг, QS=21 кг, дефицит товара равен 27-21=6 (кг).

Алгебраический метод: подставим в уравнения спроса и предложения Р=3 ден.ед.

QD = 30-Р=30 -3=27

QS=15+2Р=15+6=21

QD–QS=27-21=6 дефицит.

4.      уменьшение предложения на 60% считается для каждой точки графика. Для этого необходимо составить таблицу значений.


Р (руб)

0

5

10

15

Q(кг)

15

25

35

45

       Например: 15 – 100%

                    Х – 60%

                    15*0,6=9

                    15-9=6 (кг) – новое предложение для Р=0  или

                    15*(1-0,6)=15*0,4=6 (кг). Аналогично необходимо сделать для каждой цены.


 Р (руб)

0

5

10

15

Q(кг)

15

25

35

45

Новый QS(кг)

15*0,4= 6

25*0,4= 10

35*0,4= 14

45*0,4= 18

        

Задача2.

Осенью спрос на шерстяные носки вырос, а цена осталась на том же уровне, что и весной. Как за это время изменилась цена шерсти. Проиллюстрировать графически.

 Ответ.



Увеличение спроса передвигает кривую спроса из положения D в положение D1. Так как цена не изменилась, это означает, что кривая предложения тоже передвигается из S в положение  S1. Увеличение предложения на носки означает, что цена на сырьё (шерсть) упала.

Тема 4.2. Экономика предприятия: цели, задачи

Самостоятельная работа

Изучить организационно-правовые формы и сделать сравнительную характеристику организационно-правовых форм

Тема 4.3 Организация производства.

Практические занятия

ТЕСТ

1. Процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества называется:

а) адаптацией;

б) производством;

в) мотивацией;
2. Комплексность как один из факторов эффективного функционрования предприятия предполагает:

а) соблюдение определенных пропорций между видами и количеством ресурсов предприятия;

б) необходимость обеспечения производства всеми видами ресурсов;

в) соблюдение экономически обоснованных норм затрат ресурсов предприятия;
3. Производственные процессы, непосредственно связанные с првращением предмета труда в готовую продукцию, называются:

а) вспомогательными;

б) машинными;

в) основными;
4. Производство, характеризующееся непрерывностью и относительно длительным периодом изготовления ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах, называется:

а) массовым;

б) серийным;

в) единичным;
5. Для единичного типа производства характерно:

а) высокий процент механизированных работ;

б) большой удельный вес ручных операций;

в) невысокая квалификация рабочих;
6. Организация цехов и участков по принципу технологической однородности называется:

а) предметной производственной структурой;

б) технологической производственной структурой;

в) смешанной производственной структурой;
7. Основной структурной единицей предприятия является:

а) цех;

б) департамент;

в) отдел;
8. К особенностям серийного производства относят:

а) преобладание специального и специализированного оборудования;

б) высокую степень загрузки рабочих мест;

в) невысокая квалификация рабочих;

9. Состав и соотношение внутренних звеньев предприятия: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект, называют:

а) организационной структурой предприятия;

б) производственной структурой предприятия;

в) комбинированием;
10. Сущность предметной специализации заключается:

а) предприятие специализируется на выпуске готовой продукции;

б) предприятие специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов;

в) предприятие специализируется на выполнении отдельных ста-дий технологического процесса.


Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат

Практические занятия: решение задач

Задача 1.
Предприниматель производит свои изделия по цене 50 руб. Постоянные издержки 45 тыс. руб., а переменные изменяются в зависимости от роста объёма производства.

Исходные данные производственных программ

Показатели

Формула, пояснения

Производственная программа

1

2

3

4

5

Кол-во (Q), тыс. шт.




1

3

7

15

26

Переменные издержки (VC), тыс. руб.




4

9

13

20

24


Определите, какой вариант производственной программы дает максимальную прибыль и минимальные средние издержки.
Решение:

Определение эффективной производственной программы

Показатели

Формула,
пояснения


Производственная программа

1

2

3

4

5

Кол-во (Q), тыс. шт.




1

3

7

15

26

Переменные издержки (VC), тыс. руб.




4

9

13

20

24

Постоянные издержки (FC), тыс. руб.

дано в условии

45

45

45

45

45

Общие издержки (ТС),
тыс. руб.

ТС = FC + VC

49

54

58

65

69

Средние общие издержки (АС), руб.

АС = ТС : Q

49

18

8,3

4,3

2,6

Цена (Р), руб.

дано в условии

50

50

50

50

50

Выручка (TR), тыс. руб.

TR = P x Q

50

150

350

750

1300

Прибыль (П), тыс. руб.

П = ТR – ТС

1

96

292

685

1231

Ответ:
Пятая производственная программа по производству 26 тыс. ед. продукции является самой эффективной, так как наблюдается максимальная прибыль 1231 тыс. руб. при наименьших средних издержках 2,6 руб.

Так как средние издержки при увеличении объёмов производства сокращаются, то здесь мы видим положительный эффект масштаба.
Задача 2.
Переменные издержки при производстве 5 тыс. ручек составляют 48 тыс. руб., а 19 тыс. ручек – 162 тыс. руб. Постоянные издержки составляют 64 тыс. руб. Цена одной ручки 25 руб. Определите, какой вариант производственной программы дает максимальную прибыль и минимальные средние издержки.
Решение
1. Общие издержки: TC = FC + VC

На производство 5 тыс. ручек: TC = 48 + 64 = 112 тыс. руб.

На производство 19 тыс. ручек: ТС = 162 + 64 = 226 тыс. руб.
2. Средние издержки: АС = ТС : Q

На производство 5 тыс. ручек: АС = 112 : 5 = 22,4 руб.

На производство 19 тыс. ручек: АС = 226 : 19 = 11,89 руб.
3. Выручка: TR = P x Q

На производство 5 тыс. ручек: TR = 25 х 5 = 125 тыс. руб.

На производство 19 тыс. ручек: TR = 25 х 19 = 475 тыс. руб.
4. Прибыль: П = TR – TC

На производство 5 тыс. ручек: П = 125 – 112 = 13 тыс. руб.

На производство 19 тыс. ручек: П = 475 – 226 = 249 тыс. руб.
Ответ.

Производственная программа, рассчитанная на производство 19 тыс. ручек, более эффективна, так как дает минимальные средние издержки и максимальную прибыль. Наблюдается положительный эффект масштаба.


Самостоятельная работа

Задача

В условиях монополии с ростом выпуска продукции цена на нее падает Сформулируйте условие максимизации прибыли и решите задачу при следующих данных:


Выпуск (Q), шт.

Цена(Р), руб.

Общие затраты (ТС), руб.

1

4000

1500

2

3000

2500

3

2500

3000

4

2000

5000

5

1500

8500

Решение:

Максимум прибыли будет достигаться при равенстве маржинальной выручки MR(Q) и маржинальных затрат MC(Q). Увеличивать выпуск монополист может до тех пор, пока маржинальная выручка будет больше затрат на дополнительную единицу продукции.

Для определения оптимального объема производства следует рассчитать общую выручку (TR = P'Q), прибыль (П = TR - ТС), предельные затраты (МС) и предельную выручку
МС = TR/Q


Выпуск

в единицу

(Q),

шт.

Цена

(Р),

руб.

Затраты

общие

(ТС), руб.

Общая

выручка

(TR),

руб.

Прибыль

(Я),

руб.

Предельные

затраты

(МС),

руб.

Предельная

выручка

(MR),

руб.

1

4000

1500

4000

2500

1000

2000

2

3000

2500

6000

3500

500

1500

3

2500

3000

7500

4500

3000

500

4

2000

5000

8000

3000

3500

-500

5

1500

8500

7500

-1000








Максимум достигается при выпуске трех единиц продукции.

Раздел 5. Труд и заработная плата.

1   2   3   4   5   6   7   8   9